Врубель Жемчужина Описание Картины

Жемчужина, Михаил Врубель, 1904 – описание картины

Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Царевны изображены внизу полотна и дают всей конструкции твердую опору. Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. При каждом повороте руки раковина меняет свой цвет.

Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Письма велики по объёму, написаны лёгким слогом, в них много французских и латинских цитат. Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Это уже восхищает и поражает. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом.

Сочинение по картине 
Врубеля «Жемчужная 
раковина»

Сочинение по картине Врубеля «Жемчужная раковина»

Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы.

Керамика позволяла Врубелю свободно экспериментировать с пластическими и живописными возможностями материала, а отсутствие ремесленной выучки с её шаблонами позволяло свободно реализовать фантазии78. Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95.

Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру. Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. Талант Михаила АлександровичаВрубеля был на редкость многогранным.

Сочинение по картине 
Врубеля Жемчужная 
раковина

Сочинение по картине Врубеля Жемчужная раковина

Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна.

Возникает впечатление, что «Гобелен» вот-вот сорвется со стены и за ним откроются таинственные знаки другого, высшего бытия. Конечно, Врубель писал не просто портрет. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное.

Представители рода Врубелей (от польск. Раковина напомнила художнику о море, нарисовала в его воображении морские пейзажи, запахи и звуки. Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Сон как будто бы стал продолжительнее. В 1884 году Врубель был приглашен в Киев искусствоведом А. В. Праховым.

Самые знаменитые 
картины Врубеля

Самые знаменитые картины Врубеля

Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, — важны верные соотношения. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля.

В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.

Сочинение по картине: 
Врубель — «Жемчужина»

Сочинение по картине: Врубель — «Жемчужина»

В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете.

Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Помимо декораций к операм Римского-Корсакова, Врубель также выполнил серию скульптур, которая была навеяна ему такими произведениями композитора, как «Берендей», «Морской царь», «Весна», «Садко» и прочие.

Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54. Например, фронтон гостиницы «Метрополь» украшает его знаменитая «Принцесса Греза». «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович.

(«Это волшебство» — так сам он говорил о «Жемчужине»). Михаил Александрович Врубель. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами.

Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий.

Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.

Зритель сразу замечает какую-то особую напряженность всей композиции. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.

Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество.

Тогда художник вписывает в картину морских царевен. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165.

Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики. Основоположником символизма в русской живописи является М. Врубель. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет.

Сочинения по картинам 
известных художников

Сочинения по картинам известных художников

Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41.

Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. При этом одиночество Врубеля объяснялось и сугубо социальной средой: модерн, будучи буржуазным видом искусства, ещё не имел в 1880-е годы своих потребителей в России. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову. Дальнейшее развитие искусство символизма в русской живописи получило в творчестве художников группировки «Голубая роза».

  1. Картины — Врубель, Михаил Александрович
  2. Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910)
  3. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  4. Немного биографии иособенности творчества

В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно.

Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие). Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве. Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля.

Картины — Врубель, 
Михаил Александрович

Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски.

Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», — говорил художник Н. Прахову. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.

Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема».

В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе.

Работа не привела к улучшению. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47. Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53.

«Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Прижизненную хулу сменило обожествление художника в последние годы жизни. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110. Именно работа с фресками оказала существенное влияние на Врубеля, как на монументалиста. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Вернувшись в апреле в Одессу, художник вновь оказался в ситуации хронического безденежья и семейных размолвок.

Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. «Жемчужина» Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы. Считается, что вдохновил на написание картины Врубеля подарок Волошина – очень красивая крупная морская раковина изнутри покрытая сверкающим перламутром.

1856—1910. Родился 5 марта 1856 года в городе Омске в семье военного. После учебы в гимназии Врубель поступил учиться на юридический факультет Петербургского университета, в то же время посещая вечерние классы в Академии художеств, в которую он поступил уже в 1880 году, после того, как окончил университет. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Результатом длительных изысканий живописца становится картина «Демон», образ которого в дальнейшем занимает одно из главных мест в жизни и творчестве Врубеля.

Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри. «Он пришел с безумным, но блаженным лицом, его застигла ночь искусства, потом ночь смерти, так как скучные песни земли не могли заменить ему звуков небес» Эти слова Александра Блока прозвучали во время похорон М. Врубеля, умершего в возрасте 54 лет в психиатрической клинике. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика.

Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».

Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. В Киеве Врубелем был создан цикл эскизов росписи Владимирского собора, которая не отвечала в полной мере установленным церковным канонам из-за чего их отклонили заказчики. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990.

В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Раковину, написанную красками, он решает не оставлять в черно-белом варианте. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.

Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.

Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства.

Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Многие образы Врубеля основаны именно на чертах его супруги. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Они воссозданы с такой иллюзией подлинности, что чудится: если повертывать картину под разным уголом, то и краски будут изменяться, меркнуть и вспыхивать, как на настоящей раковине. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.

Да. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159.

Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Кушает хорошо— и в своё время. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством.

Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120.

Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115. Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки.

Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. На напряженные духовные поиски поэтов она отвечает чистым отображением духовности: «Над вечным покоем» И. Левитана, «Видение отроку Варфоломею», «Труды преподобного Сергия», «Пустынник» М. Нестерова. Достаточно просто прогуляться по центру Москвы.

Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись.

Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Только на этот раз она была еще сложнее.

В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».

Первые вполне самостоятельные произведения относятся к 1884-1885 годам. Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию. Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68.

Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Именно к академическому периоду можно отнести многие рисунки и акварели художника, такие, как «Портрет З. А. Штукенберг» и «Портрет девочки» (1882).

Он ищет в ней саму природу, легкость и теплоту, волшебство. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства.

Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Через несколько дней он полностью ослеп155. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках.

Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.

Михаил Врубель. Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. Савву похоронили на Байковой горе. Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив.

А свет также дает о себе знать. Многие его полотна словно состоят из отдельных фрагментов, каждый из которых, доведенный до крайнего совершенства, подсвеченный изнутри индивидуальным оттенком, складывается в единую гармоническую мозаику сюжета, напоминающую порой удивительное кристаллическое панно или витраж, каким-то чудом перенесенные на холст. Вместе с тем исключительно отточенная цветовая гамма, резкий, дробящийся контур, расколотое на многочисленные взаимосвязанные грани пространство картины были лишь инструментами в реализации самих сюжетов, наполненных высоким напряжением внутреннего драматизма, переплетением несовместимых порывов и течений в душе художника. Да. В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Отныне Врубель целиком и полностью посвящает себя искусству.

Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой. Леший – и душа и тело этих перелесков и топкой равнины завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу изгиб руки вторит изгибу кривой березки и весь он узловатый, бурый из земли, мха, древесной коры и корней.

Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. Кто же, как не дочери морского царя.

Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны.

Художник умер в Петербурге 1 апреля 1910 года. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов.

«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Сильное, грозное произведение. Прошение было удовлетворено157. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».

Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства.

Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей».

На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни».

Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже.

«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. В 1899 году Врубель пишет картину, которая в дальнейшем оказывается незавершенной — «Демон летящий», после которой в 1902 году им создается картина «Демон Поверженный», в котором он старается воплотить всю безысходность, тоску и крушение надежд. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати.

Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции.

Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. И в нем кто-то должен обитать.

Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё.

22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.

Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Пронзительный взгляд врубелевского «Демона» гипнотизирует, оставляет чувство некого внутреннего дискомфорта, почти страха, но вместе с тем от него невозможно оторвать глаз.

Но эффект целого неотразим. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Фигуры не слишком удались Врубелю их позы чересчур горделивы и величественны. И свою картину художник сначала назвал Сатир. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму.

Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88.

Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Символизм его «Жемчужины» — целая вселенная, которая мерцает таинственными перламутровыми пастельными тонами, отражаясь в маленьком зернышке жемчуга. Чуть намечена фигура Нептуна. 1890-е годы становятся для Врубеля вершиной его творчества, он много работает, создает несколько панно, пишет серию портретов, в 1900 году появляется одна из самых известных его картин Царевна – Лебедь. В этой картине Царевна-Лебедь отражает в себе нежную и хрупкую красоту женской души. В 1901 году в семье Врубеля рождается сын, которого называют Саввой в честь Саввы Мамонтова так помогавшего художнику. Но в 1902 году у Михаила Врубеля появляются первые признаки душевного расстройства и его отправляют на лечение в клинику. Последние четыре года своей жизни Врубель лишился возможности творить, так как стал серьезно терять зрение.

Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Нет, не стоит писать. Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Врубель пробовал себя во многих областях изобразительного искусства. Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18.

Тщательно и творчески переработав наследие мастеров живописного жанра различных эпох и направлений, МихаилВрубель создал свою собственную художественную манеру. Его знаменитый «Гобелен» обманывает обыденностью, простотой своего сюжета. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. В ней каждый штрих сливается в оттенках, создавая реальный образ, кажется, что если представить ухо, будут слышны звуки морской глубины.

Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Наиболее ярким представителем «голуборозовцев» был В. Э. Борисов-Мусатов. Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».

Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению).

Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».

На его дочери Анне и женился второй сын М. А. Врубеля от первого брака, Александр Михайлович— будущий отец художника. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны.

Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Своими рисунками к поэме Лермонтова «Демон», Врубель сумел открыть абсолютно новую страницу в развитии такого направления, как русская иллюстрация.

В 1865 году семья переехала в Саратов, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. На высокий пафос — иронией и гротеском: «Купание красного коня» Петрова-Водкина, «Весна» М. Шагала и пр. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели).

Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Несмотря на суждение самого Врубеля, крыльев у Демона нет, однако существует их мираж, образованный контуром гигантских соцветий за плечом и откинутых волос72. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст.

Кирилле», «Св. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым.

Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. Да и название выбрано не случайно. Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50.

Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.