Всюду Жизнь Картина

Зимней серии 2006 года был вопрос: куда устроителям очередной выставки передвижников порекомендовал повесить свою картину Всюду жизнь (1888) ее автор, Ярошенко. Среди жанровых работ художника наиболее известной стала картина «Всюду жизнь». Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, «все» там, за решёткой.

Картиной «Всюду жизнь» удалось добиться и того и другого. «всюду жизнь» — последняя героическая картина Ярошенко ее герои не борцы — жертвы, но их героизм их борьба и победа в нравственной высоте: сохранили себя, душу сберегли. Картиной «Всюду жизнь» удалось добиться итого идругого. Всюду жизнь – так называется картина художника-передвижника Николая Александровича Ярошенко (1888 г. ) – изображены каторжане (женщина с ребенком, мужчины и старик), которые смотрят из окна стоящего арестантского вагона на голубей, сидящих на перроне и бросают им хлебные крошки. В его творчестве доминировали реалистичные сюжетные сценки, портреты, часто появлялись горные пейзажи, однако потомкам он запомнился картиной «Всюду жизнь», которая не раз вызывала неоднозначную реакцию критиков.

«Всюду жизнь» Ярошенко: история картины

Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». Но сохранился карандашный набросок к картине «Проводил». И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий.

Тема социальных противоречий. На холсте изображены узники арестантского вагона, наблюдающие за голубями. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, – политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям – кто это). Там женщина (вдова), крестьянин, солдат и казак. И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий.

Всюду жизнь, Николай 
Александрович Ярошенко, 
1888

Всюду жизнь, Николай Александрович Ярошенко, 1888

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. А 12 февраля выставка открылась в Зале Дворянского собрания Калуги.

То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. «Художник, помогающий Вам видеть и понимать красоту, увеличивающий таким образом количество радостей жизни и поводов её любить, а следовательно и сил бодро и энергично в ней участвовать, -исполняет ли основную задачу искусства или нет. » — спрашивал художник. Еще в начале восьмидесятых годов Ярошенко выставил картину Мать. Зарешеченное окно.

«Всюду жизнь»: Почему 
картиной Ярошенко 
поначалу восторгались,

«Всюду жизнь»: Почему картиной Ярошенко поначалу восторгались, а затем обвиняли в тенденциозности

Примечательно, что люди, знакомые с Чертковой, никогда (при всем внешнем сходстве с оригиналом) не узнававшие ее изображения в «Курсистке», встретили снабженную более сложным сюжетом картину «В теплых краях» просто-напросто как портрет. А нравственная красота – за ними. То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла.

А нравственная красота — за ними. Он даже намеревался дать картине название Где любовь, там и бог». Скорее преступен суд и строй их осудившие. — Гораздо глубже надо подойти, психологичнее Здесь выражение социальной психологии понимаете» Суть воспроизведенного А. Алтаевым диалога в том, что «ярошенковская публика», зная своего художника, встречает насмешкой предположение, будто он мог свести смысл картины к формуле «Где любовь, там и бог»: в картине Ярошенко надо искать «социальную психологию», к ним с точки зрения «ярошенковской публики» «глубже надо подойти». И потому не нужна иная красота: цвета, света, линий.

Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Мы слышим открытые речи Ярошенко, видим его столь же открытые поступки, знаем его ясную (даже прямолинейную) позицию в Товариществе, которая определяла его отношение к отдельным товарищам, нам известны даже некоторые стороны его семейной жизни и все-таки нам не хватает какой-то важной ниточки, чтобы размотать клубок до конца, до сердцевины, недостает всего того, чему пристал эпитет «личный» — «личные соображения», «личные пристрастия», «личные интересы», «личная жизнь». Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. Небо блеклое.

Нет оснований видеть в картине иллюстрацию к рассказу или— ещё невероятнее— к учению. Закрытие выставки состоялось 3 февраля.

Деревянная платформа серая. — Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором — «Всюду жизнь»— ведь это символ — Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог — Ну, запахло «толстовщиной». В замысле обоих произведений угадывается связь (не с зарешеченными ли окнами вагон провожала старушка. ), но, вернувшись к замыслу картины «Проводил», Ярошенко убрал все лишнее, а вместе, на этот раз, кажется и нужное.

Известная и скандальная 
картина

Известная и скандальная картина

То, что иным показалось идеализацией образов, было уточнением замысла. Небо блеклое. В книге «Памятные встречи» А. Алтаев рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки.

Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. И малыш, который, возможно, впервые увидел голубей из-за решётки.

История одного шедевра:«Всюду 
жизнь» Ярошенко

История одного шедевра:«Всюду жизнь» Ярошенко

О его вкладе в географическое распространение движения и говорить не приходится. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными». Рассказ Толстой написал за 3 года до появления картины Ярошенко. А нравственная красота— за ними.

Деревянная платформа серая. Михайловский полагал, что художник, боясь пересола, впал в недосол», «трусил сентиментальности» и оттого сделал лицо старика недостаточно трагическим. Деревянная платформа серая. Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь»: «Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решеткой. Арестованных куда-то везли. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской.

Николай Ярошенко Всюду жизнь (1888) Холст, масло. Несправедливо угнетаемый верхами бедный народ. -Такое сочетание, сколько продуманности: ребёнок и женщинаи этот человек, отмеченный позором – «Всюду жизнь» -ведь это символ -Заметьте: женщина в своей невыносимой скорби находит великое чувство любви к божьей пташкегде любовь там и бог -Ну, запахло «толстовщиной». «Как много она говорит сердцу», – сказал о картине Л. Н. Толстой. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. Скорее преступен суд и строй их осудившие.

Фотографии с картины «В теплых краях» любили печатать в журналах, предназначенных для обывательского чтения. Внутри вагона темень. И вроде бы сама собой. Они гораздо человечней многих, оставшихся по другую сторону вагона на свободе.

Свобода, доступная птицам, – предмет зависти арестантов. Тема социальных противоречий. Выразительно и тонко написано. Другие, наоборот, находили эти лица «зверообразными», «звероподобными».

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Небо блеклое.

Репродукция картины 
"Всюду жизнь"

Репродукция картины "Всюду жизнь"

Работа написана под впечатлением от рассказа Л. Н. Толстого «Чем люди живы. » и ее первоначальное название было «Где любовь – там и Бог». Критик Божидаров толковал «архипередвижницкую» картину «Всюду жизнь» : Вне этого вагона нет никого, ни души, все там, за решёткой. Проводил — одинокий старик на вокзале, не более.

Тема социальных противоречий. Но в 1888 году появилась картина «Всюду жизнь» — и оказалась высшей точкой в творчестве Ярошенко. В толпе сдержанный смешок. Внутри вагона темень. И не потому, что это — картина переломная, хотя картины, за ней следующие, по замыслу, по настроению, по манере, в самом деле, существенно отличаются от картин, ей предшествующих.

Известная и скандальная картина Николая Ярошенко «Всюду жизнь»

В 1855 году 9-летнего Николая определили в Полтавский кадетский корпус. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям— кто это). За неделю её посетили тысячи смолян. «Кочегар», «Заключенный», «Курсистка», портреты кисти Ярошенко — все это часто воспроизводится, знакомо людям с детства, по букварям, по школьным учебникам, по календарным картинкам и репродукциям из массовых журналов, но все же для многих, для большинства зрителей Ярошенко — это «Всюду жизнь», более того, «Всюду жизнь» — это Ярошенко: картина как бы исходная точка, с которой начинается интерес к художнику и познание его. И так всегда. Сразу же.

Зарешеченное окно. Внутри вагона темень. Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Художника упрекали в «идеализации» («мадонна»), всего же более-опять-таки в тенденциозности (злословя, называли картину- «Всюду тенденция»).

Описание картины 
Николая Ярошенко 
«Всюду жизнь»

Описание картины Николая Ярошенко «Всюду жизнь»

Для недругов Ярошенко и «передвижничества» «Всюду жизнь» в одном ряду с «Заключенным», «Студентом», «Курсисткой». Зарешеченное окно. Голуби тоже не блестят.

Вагон грязно-зеленый, с облезшей краской. Опустевший перрон написан очень выразительно, он подчеркивает одинокость старика, но не углубляет, не обобщает образ (еще трогательнее видеть ту картину — всего лишь). И Толстой, увидевший «В теплых краях» уже на посмертной выставке Ярошенко именует картину в письме к Черткову не так, как назвал ее художник, как она значилась в каталоге (хотя рядом упоминает про «Курсистку»), а — «Галя в Кисловодске» (Галей звали Анну Константиновну близкие). На «субботах» в его квартире собирался цвет интеллигенции. И отвечает: «Ограничивая задачу искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите отрицательно и будете не правы, так как задачи и содержание произведений искусства могут и должны быть так же разнообразны, как сама жизнь». По его окончании он поступает в петербургское Павловское пехотное училище.

Если бы не коллективные фотографии передвижников, на которых Ярошенко тотчас выделяется военным мундиром, если бы не привычные упоминания о нем мемуаристов как о человеке в мундире, если бы не две-три подробности о военной службе Ярошенко, сообщенные после его смерти вдовой, если бы не «Послужной список полковника Ярошенко», сохранившийся в бумагах историка искусства Собко среди материалов для «Словаря русских художников», нынешние исследователи могли бы вообще ничего не узнать о тридцати семи годах (из пятидесяти двух прожитых) военной службы Ярошенко. «Художник, помогающий Вам видеть и понимать красоту, увеличивающий таким образом количество радостей жизни и поводов её любить, а следовательно и сил бодро и энергично в ней участвовать, -исполняет ли основную задачу искусства или нет. »— спрашивает Ярошенко. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц.

История создания 
картиныправить

История создания картиныправить

«Всюду жизнь» — высшая точка в творчестве Ярошенко потому, что — вне зависимости от рассуждений и доводов биографического, общественного искусствоведческого порядка — именно эта картина стала для большинства зрителей, современников и потомков, главной картиной художника. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц. Через него кормят вольных голубей этапируемые: вдова (в чёрном платке) с ребёнком лет пяти, крестьянин (с окладистой бородой и усами) интеллигент (с клиновидной бородкой и усиками) и заключённый (с хохлацким чубом и висячими усами). Репин спешит поделиться с Чертковым: «Здесь на выставке изображение Анны Константиновны (работы Ярошенко) выздоравливающей очень мне понравилось.

Но хорошо, что Ярошенко хватило такта не следовать совету Михайловского, что он «трусил», — картина и так сентиментальна и сентиментальность ее не в подробностях, а в необобщенности «трогательного» замысла. Алтаев (псевдоним писательницы М. В. Ямщиковой) рассказывает, как приняли картину «Всюду жизнь» первые зрители: «Первая встреча была пышная, многолюдная, полная горячих слов и восхищений. Несправедливость и в том, что не могут люди с такими благообразными лицами быть преступниками. Идя от эскиза к картине, Ярошенко уходил от черт «преступности» в изображенных лицах. Символы Ярошенко — не дешёвые аллегории, не бутафория, придуманная ради ловкого выражения некой ординарной мысли, они — обобщенная реальность, реальность, поднятая до символа.

В книге «Памятные встречи» Ал. вы можете запросить все в системе с коробкой. В толпе сдержанный смешок. Может быть, для самого Ярошенко и в этом сюжете таились мотивы «гражданской скорби», но запечатленное страдание, которому недостает «внутреннего содержания», «железа», «фосфора», вызывает не сострадание, а жалость.

Товарищество передвижников называло Николая Александровича своей совестью. Не умильная улыбка, вдруг озарившая лицо злодея, волновала воображение художника, а добрые, обыкновенные лица обыкновенных добрых людей, волею судьбы оказавшихся по ту сторону решётки. Только один человек в вагоне смотрит в противоположную сторону. Что же их ждёт там, чем они могли заслужить такую судьбу. Арестантский вагон. Некоторые критики упрекали Ярошенко в идеализации изображенных лиц.

Но «женщина в подушках» получилась красивой дамой с утонченно правильными чертами лица (в котором выразилось не столько страдание ее или художника, сколько желание, чтобы вышло «трогательно»), с тонкими изящными руками, которые она держит несколько напоказ пейзаж написан в приглушенных тонах, линии и краски его успокоены, притишены излюбленные Ярошенко могучие, грозные образы природы уступили место красивому виду, в значительной части скрытому окружающими балкон деревьями и кустарником, на балконе вдоль белых мраморных перил поставлены садовые растения в кадках, приятные розовые цветы радуют глаз. За решёткой тюремного вагона Ярошенко собрал людей всех возрастов и сословий: крестьянин, солдат, рабочий, женщина с ребёнком и глубине вагона, у противоположного окна, спиной к зрителям, — политический (художник написал его в позе своего же «Заключённого» и тем подсказал зрителям — кто это). Следы ее абсолютно затерялись в необозримых архивах военного ведомства.

212 x 106 см Государственная Третьяковская галерея, Москва В 1888 г. на 16-й выставке передвижников была представлена самая известная и, пожалуй, самая скандальная картина Николая Александровича Ярошенко «Всюду жизнь». Картина Николая Ярошенко «Кратер Везувия», представленная тогда, хранится в фондах Калужского областного художественного музея. На картине «Всюду жизнь» изображены арестанты, которых везут на каторгу. Мы видим только его тёмный силуэт.

Арестантский вагон. Выше: что вы искали. Скорее преступен суд и строй их осудившие.

Написание картины 
по «Толстовскому 
движению»править

Написание картины по «Толстовскому движению»править

Голуби тоже не блестят. Художник Николай Ярошенко вращался в кругу самых модных и интересных людей конца XIX века. Набросок датируют 1887 годом — это год напряженной работы над картиной «Всюду жизнь». Под влиянием Ильи Репина в её организации принимала участие Мария Тенишева. Арестантский вагон.

Однако в памяти широкого зрителя Ярошенко остался автором известного и скандального шедевра — картины «Всюду жизнь». В главе о Ярошенко, написанной для книги «Московская городская галерея П. и С. Третьяковых» (М., 1909), Сергей Глаголь, касаясь картины «Всюду жизнь», отметил: «Ярошенко был в это время под сильным впечатлением идей Л. Н. Толстого, очень увлекался мыслью о том, что любовь есть основа жизни и что жизнь всегда там, где есть любовь. Прекрасная вещь». И отвечает: «Ограничивая задачу искусства одною моралью и педагогической стороной, Вы ответите отрицательно и будете не правы, так как задачи и содержание произведений искусства могут и должны быть так же разнообразны, как сама жизнь». Он также берёт частные уроки рисования, работает в мастерской Андриана Марковича Волкова и посещает вечерние классы школы Общества поощрения художеств, где преподаёт Иван Крамской. За годы обучения сблизился с художниками-передвижниками и писателями из журнала «Отечественные записки».

"Всюду жизнь", картина 
Ярошенко

"Всюду жизнь", картина Ярошенко

Голуби тоже не блестят.