Ян Ван Эйк Описание Картины
Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини: описание картины и интересные факты
Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. Обмен кольцами на миниатюре из французского средневекового календаря происходит не в церкви, однако в присутствии свидетелей— и в этом случае кольца надеваются на правые руки. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев31.
Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла5051. Смерть в 1441 году прервала его дальнейшую деятельность. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке.
И цвет в этих створках меркнет и становится теплее. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается «Гентский алтарь», работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. Бархатное облачение святого Домициана обретает невероятную цветовую звучность. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
Биография и картины Яна ван Эйка
Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Стиль ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме.
Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Реализация этих новых тенденций произошла около 1436 года. родиной же его традиционно считают город Маасэйк в нидерландской провинции Лимбург.
Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin). Ян ван Эйк в картине «Мадонна каноника ван дер Пале» сумел создать явное господство духа невозмутимой и статической уравновешенности. Наоборот.
Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника. Это особенно заметно по одежде.
Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг).
Ян уделяет больше внимания человеку, чем Губерт. Портретируемый приближен к краю картины, его глаза обращены к нам (хотя все же нельзя сказать, что он смотрит на вас).
Так кто же все-таки герой картины. Они у себя дома и речь, несомненно идет о какой-то торжественной церемонии, обряде, в котором они оба и участники и действующие лица. Весной 1425 г. в Брюгге он был принят на службу к Филиппу Доброму, герцогу Бургундскому, со всеми почестями, преимуществами, свободами, правами и выгодами. Любопытно, как мастер добивается сложности взгляда: правый глаз ее точно фиксируется в глазу зрителя, в то время как зрачок левого чуть отведен в сторону и взгляд становится рассеянным. Количество материи, которое надето на этой женщине, также соответствует господствовавшей в то время моде.
Он устремляет в пространство свой взгляд и его устойчивый жест лишен случайности. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти. Картина была заказана художнику каноником церкви св. Общее состояние при такого рода восприятии одно – своего рода задумчивая печаль. Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8586.
Екатерины» композиции ван Эйка бросается в глаза с первого же взгляда, так же как и то, что подражание это имеет достаточно внешний характер. Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой. На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки.
У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка. Здесь за характерностью внешнего облика начинает явственно вырисовываться анализ характера.
Ян ван Эйк, Портрет четы Арнольфини
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)20. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной. В конце работы художник выполнил также и надпись. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Как умею».
Он— в мантии, отороченной, может быть, даже подбитой, норкой или соболем, по бокам с разрезом, что позволяло ему свободно двигаться, действовать. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. В алтарной композиции Мадонна канцлера Ролена (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Не очень большая (0, 66x0, 62 м), она кажется больше своих реальных размеров. В том же году художник переехал в Лилль.
Портрет четы Арнольфини: Секреты и зашифрованные символы в картине Ван Эйка
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Никакие драгоценности не украшают ее. 1434». ).
В неоконченной «Святой Варваре» (1437 Антверпен, Музей) оно заметно в трактовке второго и третьего планов, где обстоятельно изображено возведение храма, а далекие холмы получают ясное и упорядоченное решение. Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви». Он загорается глубоким цветовым сиянием. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты.
История одного шедевра: «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Подобный прием пространственной игры будет вскоре перенят у ван Эйка многими последователями. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Но напрасно гадать о ее конкретном содержании. Но мастер приопустил его взгляд – и он уже не уходит в пространство. А как тщательно они оба одеты, хотя дело как будто бы происходит в их же собственной комнате и ничто не заставляет вас подумать, что они собираются куда-то выйти.
Это поясное изображение некрасивого, тихого человека, устремившего в пространство взгляд, лишенный определенного выражения.
Картина «Портрет четы Арнольфини» Ян ван Эйк
Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»80, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8182. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств.
Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Донациана, основанных каноником ван дер Пале. А женщина. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Если это бракосочетание, то где же тогда священник.
Ян ван Эйк "Портрет четы Арнольфини" СОЛО
11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум. Алтарь становится вдвое больше (благодаря раскрытым створкам), он обретает широкую и торжественную многозвучность. Для него ценен каждый мотив живого и наглядного, прекрасного и многокрасочного мира. Наоборот.
Затем картина была покрыта лаком. В итальянском искусстве такой стиль уже был устаревшим, однако ещё сохранял свою актуальность в Северной Европе3133. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты.
Фламандский художник Ян ван Эйк (1385-1441) Часть 1
Он обладает внушительной осанкой и более характерной внешностью, нежели богоматерь, младенец и св. Вообще Нидерланды были, наверное, единственной страной, где живопись развивалась самобытно, без влияния греческого искусства. На женщине платье (т. Облик каждого глубоко индивидуален. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
Это благословение, но и утверждение высшей необходимости. Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. Их нагота не просто обозначена, но предъявлена во всей ее очевидности. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча.
Их заменяет длительная, вневременная созерцательность. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр.
В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге. Это особенно заметно по одежде. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене17.
Джованни Арнольфини держит за руку Иоанну (или Джованны) Ченани, свою юную невесту. Они как младшие сестры Марии. Образ Джованни трактован схоже с портретами Тимофея и человека в тюрбане.
Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал. Один из шедевров портретного творчества Я- ван Эйка — «Портрет четы Арнольфини» (1434, Национальная галерея, Лондон).
С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго. Джованни стоит с почти молитвенной сосредоточенностью. Первыми уроками мастерства, опять-таки предположительно, Ян был обязан своему старшему брату Губерту.
Какой момент в жизни супругов отобразил художник. В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8767. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»31. Изображенные художником лица становятся конкретнее, характернее. Гентский полиптих братьев ван Эйк (Собор святого Бавона, Гент) – центральное произведение искусства северного Ренессанса. Каждая фигура Это как бы извлечение, концентрация реальности. Тогда, значит, картину следует называть не «Портрет четы Арнольфини», а «Помолвка Арнольфини». начнем с того, что не туберкулезный. Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину10.
Ян ван Эйк – фламандский художник века, картины, биография, живопись
А как тщательно они оба одеты, хотя дело как будто бы происходит в их же собственной комнате и ничто не заставляет вас подумать, что они собираются куда-то выйти. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Картина «Благовещение» написана живописцем Яном ван Эйком в период расцвета его таланта. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах.
Он подписал и датировал ряд картин между 1432 и 1439 годами, каждая из которых написана маслом и покрыта лаком. Его лицо серьезно. Возрастание конкретности и реальности образа человека в поздних работах Яна ван Эйка протекает необычайно быстро и проявляется различно. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников.
Портрет четы Арнольфини (картина, ван Эйк, 1434)
На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги.
На смену юным, похожим не на матерей, а на старших сестер мадоннам прежних лет пришла другая – величественная, спокойно занимающая главную часть картины. Фигуры четырех участников сцены (Мадонна, святой Домициан, святой Георгий и донатор Пале) приобрели повышенную материальную массивность. Художник старательно избегает ограниченности пространства. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.
Описание картины Яна ван Эйка «Автопортрет»
Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. Только после него масляные краски стали очень популярными среди художников сначала на его родине — в Нидерландах, а потом и во всём остальном мире.
Он не созерцает, а размышляет. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Его освещенные солнцем складки синее, чем это возможно для реального цвета. Здесь и пейзажная даль и человек и деталь предмета обладают такой подчеркнутой выразительностью, что та, в какой-то мере лишая сцену ее бытовой естественности, делая ее более «натюрмортной», придает ей огромную силу художественного и эмоционального воздействия.
Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Это особенно заметно по одежде. Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал. Они подчинены особым закономерностям.
Картины Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Иероним Босх
Он также передал эффект прямого и рассеянного света, показав падающий из окна и рефлектирующий от различных поверхностей свет. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы. К теме Богоматери Ян ван Эйк обращался множество раз.
Св. Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина.
Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей.
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Художник представляет именитого итальянского купца с женой на фоне жилой комнаты. Проблема участия художника Хуберта ван Эйка в работе над алтарем остается открытой: по мнению большинства исследователей он мог лишь начать работу над центральной частью алтаря, но в целом произведение исполнено Яном ван Эйком. Ритмы и формы здесь укрупнились, стали тяжелее и размереннее. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. И что означает надпись над зеркалом: Johannes de Eyck fuit hie (Иоганнес де Эйк был здесь. Однако некоторые исследователи указывают на то обстоятельство, что на других произведениях ван Эйка предметы имеющие безусловно важное значение для богословского толкования, также были написаны художником во время заключительного этапа работы. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент52.
ПОРТРЕТ ЧЕТЫ АРНОЛЬФИНИ Ян ван Эйк
Начавший работу Губерт умер в 1426 г., алтарь же был закончен в 1432 г. Яном, который исполнил панели, составляющие внешнюю сторону алтаря и в большой степени- внутренние стороны боковых створок (впрочем, рука Яна различима и в ряде сцен, написанных Губертом, а общая цельность полиптиха свидетельствует о руководящей роли старшего брата). Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете5.
На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. В алтарной работе «Мадонна канцлера Ролена» метод художника приобретает большую усложненность. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. Георгия — это высокое воплощение рыцарского идеала, которое так культивировали герцоги Бургундского дома. По новой инвентарной записи, сделанной в 1558 году известно, что картина принадлежала уже Филиппу II, получившему её после смерти Марии Венгерской. Но Ян ван Эйк пошел еще дальше.
Описание картины Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини»
Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. В миниатюрах «Туринско-миланского часослова» художник мастерски пишет пейзажи, полные воздуха и света. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала36.
Находя их у заморенных работой и голодом русских женщин прошлого, что в общем-то вполне естественно для плохих условий жизни, он проводит знак равенства между мадоннами и ими. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. И тем сильнее и материальнее явление Адама и Евы. Все работы Яна ван Эйка после 1436 несут в себе отзвук пафоса объективности, который в такой резкой форме проявился в картине «Мадонна каноника ван дер Пале».
Одежда мужчины на картине ван Эйка
В 1427 – 1428 гг. Замкнулась перспектива «Мадонны канцлера Ролена», закрылось окно дрезденского триптиха.
Там человек сливался с мирозданием в своего рода пейзажном единстве. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Она является для него скорее качеством, определяющим место человека в мире (как для итальянских портретных изображений таким качеством была способность к действию, к активному проявлению своей внутренней энергии). Его суровое лицо бесстрастно.
Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате. Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя70. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале.
Ян ван Эйк: «Портрет четы Арнольфини»
Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной. И словно для доказательства единства двух этих аспектов жизни – всеобщего, возвышенного и реального, бытового – центральные панели «Благовещения» отводятся виду на далекую перспективу города и изображению трогательной подробности домашнего обихода – умывальника с висящим подле него полотенцем. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Ярким примером графического мастерства художника служит Св.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать».
Богоматерь каноника ван дер Пале
Эрвин Панофский подчеркивал, что при таком толковании картины становится понятной надпись: ван Эйк свидетельствует, что он присутствовал при церемонии. «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года.
Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской. Но, словно для восполнения ослабленной цветовой активности, они представлены поющими. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Однако она по-городскому узка.
- ЯН ВАН ЭЙК — ИСКУССТВО ПОРТРЕТА
- Судьба портрета после наполеоновских войн
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Некоторые детали женского образа
- Самое интересное в виде мозаики
Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом.
Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. Во всяком случае, в 1436 году мастер создал алтарную композицию, во многом отличную от его прежних работ, – «Мадонну каноника ван дер Пале» (Брюгге, Музей). Он не столько стоит, сколько предстоит.
- Общееколичествопросмотровстраницы
- История одной семьи и одного портрета
- Литературный портфельчик Искуссницы
- Словари и энциклопедии на Академике
Ван Эйк не перечисляет особенностей душевной сферы портретируемого. В отличие от темперной живописи, маслом можно наносить тонкие прозрачные слои краски один поверх другого, достигать слитности мазков, получать смягчённые контуры. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). И каждая подчинена радостной, торжествующей иерархии, во главе которой – Бог. Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир.
Выпуклые зеркала были более доступны. Тщательно передает он всю обстановку бюргерского особняка, каждую деталь. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой67 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)68 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8.
Одновременно с ними в Северной Фландрии работали и другие художники, стилистически и в проблемном отношении им родственные. Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка.
Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. В 1427 г. посетил Турне. Но его активность и одновременно плотность – особые. В то время в Европе господствовала бургундская мода, что граничит с сильным политическим и культурным влиянием Бургундского герцогства.
Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни. Старость избороздила его лицо морщинами, складками, сделала обвисшей кожу, о чем ван Эйк свидетельствует с объективной точностью, кажущейся беспощадной. При всей своей значительности канцлер Ролен (в вышеупомянутом алтаре) не является основным героем.
В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской. Георгий. Главное для художника — душевный мир человека индивидуальный характер модели. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя.
Около 90 трофейных полотен легли в основу коллекции лондонского Эпсли-хауса, резиденции Веллингтона. Однако документальные подтверждения того, что на портрете изображён именно Джованни ди Арриджо, не были обнаружены20953. Он средоточие всей системы. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске.
В основе всех изображений ван Эйка лежит рисунок, часто сделанный с натуры. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. А женщина.
С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго.
Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Иначе эта картина называется «Портрет молодого человека».
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic». Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок.
Бавона, Гент). Нижний ярус представляет другой, чем в верхнем, аспект реальности, однако оба они составляют единство. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания. Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале». В «Мадонне ван дер Пале» художник превратил донатора в едва ли не главное лицо композиции. Супруги находятся в комнате. В картине «Мадонна у фонтана» (1439 Антверпен, Музей) оно видно в желании нейтрализовать активность перспективного построения фона (при помощи фигурок ангелов, держащих занавес и цветов) и сосредоточить внимание на образе человека.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Бавона). Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени.
Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6. Но они не были одиноки. К сожалению, портреты эти до нас не дошли, но сам факт подобного задания свидетельствует о том, что художник еще в 1420-е годы зарекомендовал себя как искусный портретист.
Цветовая гамма этого яруса кажется плотной, тяжелой. Они у себя дома и речь, несомненно идет о какой-то торжественной церемонии, обряде, в котором они оба и участники и действующие лица». До сих пор вопрос остается открытым. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук74.
Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза.
В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Арочные пролеты не открывают ни далеких просторов, ни сложных архитектурных аспектов. Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. Они стоят в рост, выпуклые реальные.
Художник безупречно владел кистью (его полотна отличаются ювелирной филигранностью исполнения), при этом отличался исключительной скромностью: его девизом было — «Как могу». Иоанна-Крестителя (ныне собор Св. Это грандиозное, многочастное сооружение, размером 3, 435 на 4, 435 метра.
Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. И все пространство комнаты освобождает, наполняет светом. Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк71. Ян де Леув смотрит не в мир, а на нас. Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия.
morgen – утро). В архивах города не сохранилось никаких свидетельств того, что Джованни ди Арриджо пребывал там до 1435 года56K 5. И действительно, как мы уже упоминали, продал картину Питеру ван Леде, который тайно хранил ее и в 1808 году отдал в Академию.
В 1434 году Ян ван Эйк написал портрет, обычно считающийся изображением итальянского купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, Джованни Арнольфини и его жены Иоанны (Лондон, Национальная галерея). Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета.
Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы16. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века.
Братья Ян и Хуберт ван Эйк в современном им искусстве занимают исключительное место. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus15. Любой в обещаниях может стать богатым).
Напротив, пассивная подчиненность жеста Джованны жесту мужа, меньшая сосредоточенность ее взгляда и некоторая идеализированность придают ей трогательные и мягкие черты покорности. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3839, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей39.
Возможно, картина была заказана художнику, чтобы увековечить этот счастливый союз и, подобно свидетелю на брачной церемонии, он подписался на дальней стене: Johannes de Eyk fuit hic (Ян ван Эйк был здесь). Период высшей творческой зрелости Яна ван Эйка пришелся на 1430-е гг. Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно.
Не позднее 1426 г. была написана Мадонна в церкви — одна из ранних работ Ван Эйка. От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Они материальнее, они не сплавлены с фоном.
Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Насыщенные сверкающие краски помогли художнику подчеркнуть реализм происходящего и показать богатство и материальное изобилие мира Арнольфини. С 1432 г. произведения мастера следуют одно за другим: так называемый Тимофей (1432 г. ), Человек в тюрбане (1433 г. ), небольшое панно Мадонна с младенцем (1433 г. ) и др. 1434». ).
Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе37. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета34. Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. В молчании или с пением они окружают священного агнца – символ жертвенной миссии Христа. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Портрет его поражает глубоким проникновением в самую суть характера. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Образ св. Прозрачную светоносную сцену «Благовещения» сменяет величественный и великолепный ряд фигур. Правдивая точная передача черт героя подчиняется в портретах, написанных художником Яном ван Эйком, проницательному раскрытию основных особенностей нрава персонажей.
Но самоценная значительность образа сочетается в них с некоторым прозаизмом трактовки. Воплощенные в Гентском алтаре принципы проявились не во всех изображениях в равной мере. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. А женщина.
Если в портретах Тимофея и человека в красном тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата.
Мы видим, как розовеет кожа на коленях и кистях рук Адама, как круглятся формы Евы. Следующими представлены ангелы. Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 219. Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву.
Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.
Нам дано только знать, что Тимофей глядит в мир с тихой лирической задумчивостью, а человек в тюрбане – более сухо и горько. Таким образом, в Гентском алтаре гениальные находки автора миниатюр Туринского часослова дали грандиозные результаты. Алтарь представляет собой величественный многоярусный полиптих, состоящий из 24 картин с изображениями 258 человеческих фигур. Ян ван Эйк – крупнейший европейский мастер портретной живописи, являющийся одним из родоначальников этого жанра. Картины живописца можно увидеть в самых знаменитых музеях мира: Метрополитен Музее, Дрезденской галерее старых мастеров, Лувре, Лондонской национальной галерее, Национальном музее Брукенталя, Венском музее истории искусств, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Штеделевском художественном музее. Ян ван Эйк умер в июле 1441 г. Один из этапов портретной эволюции творчества Яна ван Эйка – так называемый портрет «Тимофей». А созерцательность для ван Эйка – не индивидуальное свойство модели. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Она должна была отказаться от всех прав на наследство для себя и своих будущих детей, а взамен получала определённую сумму после смерти мужа.
Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина87. 1434. ). Этот ярус обладает свойствами панорамности. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай.
То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Но он словно подчиняется своей модели, он пишет ее в отвечающем ей «характере» и живописная манера поражает несвойственной ван Эйку, но так отвечающей существу Арнольфини холодной и блестящей уверенностью. Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк.
Его протяженность дает ощущение определенного расстояния до трона, в то время как верхний срез балдахина рамой неожиданно приближает весь трон к зрителю.
Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Мы не знаем ничего о Маргарет, кроме ее имени, возраста в момент создания портрета и того, что она была женой художника. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Нарастание определенности образов (Ролен – один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы живописи. Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века.
Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Выдающейся заслугой Ван Эйка является усовершенствование технологии масляной живописи, он первым стал использовать лессировку, получившую название «фламандской манеры». По праздничным дням створки раздвигались. Их славят музицирующие и поющие ангелы.
По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Тем не менее сторонники гипотезы Брокуэлла указывают на то, что на картине представлена не свадьба или обручение. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»78.
Взгляд Тимофея устанавливает определенное соотношение между ним и внешним миром. Напротив, «Благовещение» представляется более отстраненным, его колорит светел, а пространство не замкнуто. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа— свидетеля брачного союза. Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Выпуклые зеркала были более доступны. Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы.
Картина художника «Портрет жены Маргрет ван Эйк» завершает первый этап нидерландского Ренессанса и свидетельствует о вступлении ван Эйка в новую, характерную уже для 1440-х годов фазу развития искусства Нидерландов. Они уже не боятся заслонить пейзаж или замкнуть собой перспективу.
На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени35. Первый же зал имеет иное оформление.
Необычайна сложность построения алтаря. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини.
В нем христианский символизм причудливо сочетается с предельным натурализмом. В закрытом виде Гентский алтарь являет собой двухъярусную композицию, нижний ярус которой занимают изображения статуй двух Иоаннов – Крестителя и Евангелиста, по сторонам от которых находятся коленопреклоненные заказчики – Иодокус Вейд и Елизавета Бурлют верхний ярус отведен сцене «Благовещения», которая венчается фигурами сивилл и пророков, завершающих композицию.
Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. Впервые в истории европейского портрета создается парный портрет. Видимо, Джеймс Хей, который командовал тогда 16-м драгунским полком и принимал участие в сражении с армией брата Наполеона, присвоил себе несколько конфискованных полотен, в том числе и знаменитую работу кисти ван Эйка. То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли.
Св. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Картина «Мадонна канцлера Николя Ролена» (Музей Лувр, Париж) создана Яном ван Эйком в 1435 году.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. В картине ван Эйка – портрете мужчины в тюрбане исполненном в 1433 году (Лондон, Национальная галерея), выражение лица становится более активным. Живопись наружных створок почти монохромна. Собственно, картина «Мадонна каноника ван дер Пале» написана по заказу каноника Георга ван дер Пале.
Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета83. Особенно интересно расположение миниатюр, поскольку со стороны мужчины страсти христовы связаны с живыми людьми, а со стороны женщины — с мертвецами. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)70. А историю того портрета, который находится в Лондонской картинной галерее, мы вообще не знаем, да и изображены на нем совсем другие люди.
Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Картина написана художником в 1432 году маслом по доске.
Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. У нее одно лицо с Маргарэт ван Эйк, чей сохранившийся до настоящего времени портрет был написан Яном ван Эйком в 1439 году». Этот свет в еще большей мере, чем в «Мадонне в церкви» имеет двоякую природу – он вносит начало возвышенное, но он же поэтизирует чистый уют обычной бытовой обстановки.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Посмотрите на ее чуть зардевшееся милое лицо. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. Образы жестче и определеннее. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге).
1434». ). Внимательный анализ алтаря позволил различить в нем работу обоих братьев – Губерта и Яна. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень.
Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Мягкий свет наполняет интерьер. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может.
В сочетании с пространственностью «Поклонения» цвет одежд бога-отца пламенеет еще глубже. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).