Юноша С Лютней

Изображенный на картине лютнист – явно не аристократ в его круглолицем, здоровом лице присутствует даже некоторая грубоватость, но она смягчена тем, что нежная кожа, по-девичьи убранная голова изящные удлиненные пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность. Юноша с лютней. Долгое время юношу принимали за девушку играющую на лютне, поэтому картина выставлялась под другим названием – «Лютнистка».

Жемчужина коллекции России — картина Микеланджело Меризи да Караваджо "Юноша с лютней" — вернулась в Государственный Эрмитаж после реставрации. С 9 декабря 2017 года в Аполлоновом зале Зимнего дворца после двухлетней реставрации выставлена картина «Юноша с лютней» – единственное в России произведение Караваджо. Единственная в России картина Караваджо «Юноша с лютней» вернулась после реставрации в Эрмитаж. Юноша настраивает лютню и весь поглощен льющимися звуками, о чем говорит и наклон его головы и полуоткрытый рот и выражение глаз, рассеянно смотрящих мимо зрителя. Изображенный на картине лютнист — явно не аристократ в его круглолицемздоровом лице присутствует даже некоторая грубоватость, но она смягчена тем, что нежная кожа, по-девичьи убранная голова изящные удлиненные пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность.

Работа «Лютнист» так же известна под названием «Юноша с лютней» и принадлежит кисти отца барокко — Караваджо. Есть также версия, основанная на неверном прочтении имени, начертанного на второй тетради («Gallus» вместо «Bassus», (Борла, 1963), что «Юноша с лютней»— портретное изображение Галлуса, миланского музыканта. Есть также версия, основанная на неверном прочтении имени, начертанного на второй тетради («Gallus» вместо «Bassus», (Борла, 1963), что «Юноша с лютней»— портретное изображение Галлуса, миланского музыканта4.

Позже Караваджо написал второй вариант «Юноши с лютней» тоже по заказу дель Монте. С 9 декабря в Аполлоновом зале Зимнего дворца после двухлетней реставрации выставлена картина «Юноша с лютней» – единственное в России произведение Караваджо. Юноша с лютней.

В мае 2015 года «Юноша с лютней» поступил в лабораторию научной реставрации станковой живописи Эрмитажа. «юноша с лютней считается жемчужиной эрмитажной коллекции и является единственным произведением прославленного итальянского мастера в России. Всего существует три версии «Юноши с лютней». Юноша с лютней.

Единственная в России картина Караваджо вернулась в Эрмитаж

До сих пор в европейских языках существует выражение: «Его лютня дала трещину», что значит: «Его любовь закончилась неудачно». Работа имела многочисленные выпуклости, неровности и многочисленные слои лака. Она также чуть больше по размеру, чем эрмитажная версия, в которой край слегка обрезает цветы слева, а завиток на грифе инструмента написан более густыми мазками. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, дамасская роза, жасмин, маргаритка), которые цветут примерно в одно время— весной, к ним добавлены листья апельсинового дерева.

Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Исследователи Мэон (1990) и Кристиансен (1990) считают, что картина, принадлежавшая дель Монте, попала в собрание Д. Вильденштайна и она исполнена полностью самим Караваджо. Гости обсуждали политику и искусство. Условностям маньеризма, стиля конца XVI века, он противопоставил простоту и человечность. На этом полотне художник воплотил свой излюбленный тип из народа: у лютниста полное лицо, большие черные глаза под широкими бровями, полные губы. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас».

Томно склоненная голова лютниста, глаза с мечтательной поволокой изящные движения рук — все передает красоту эмоций, вызванных музыкой. Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо». В 237 зале Эрмитажа представлена единственная в в этом музее работа Караваджо. Однако слои пожелтевшего лака и записи искажали авторский замысел.

Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, дамасская роза, жасмин, маргаритка), которые цветут примерно в одно время— весной, к ним добавлены листья апельсинового дерева12. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Мне очень запомнилось описание в одном из старых каталогов, там картина была названа «Амур в образе молодой девушки»: «Изысканная аллегория, которая ясно показывает, что мужчина, попав под господство любви, становится изнеженным, теряет силу своего характера и способен только к легкомысленным занятиям, недостойным его пола». На самом деле в образе видна некоторая театрализованность. Версия, происходящая из собрания Вильденстайна, была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини в 1628 году вместе с некоторыми другими полотнами. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это обстоятельство «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо».

При дворе Медичи существовала традиция представлять музыкантов в виде нимф или пастушков. Все реальные, будто написанные с натуры, детали картины полны скрытых намеков. К Зимнему дворцу, по ее указанию, была сделана пристройка, которая называлась Эрмитажем. На момент взятия Берлина советскими войсками музей готовился к открытию.

Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В то же время Маурицио Марини это полотно называет репликой «Лютниста» из частного римского собрания, написанной Караваджо лишь частично4. Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца. Главный и единственный герой полотна – юноша в белой рубашке.

«Юноша с лютней» поступил в Лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа в мае 2015 года. Работа создавалась для покровителя художника, которым на тот момент являлся кардинал Дель Монте. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет.

Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу. Но Караваджо всегда гордился тем, что является тезкой великому Буонарроти. «Юноша с лютней» – единственное произведение Караваджо в России и, к слову, сам мастер считал его одним из своих лучших творений. Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея». Брейгель, например, ждал несколько месяцев, чтобы добавить очередной цветок в свой натюрморт13. В Петербург их доставили на слонах.

Описание картины 
«Юноша с лютней»

Описание картины «Юноша с лютней»

Таким образом в коллекцию Эрмитажа попала знаменитая «Камея Гонзага». Была приобретена для Эрмитажа в 1808 г. из знаменитой коллекции Джустиниани. Да, это юноша В этом отношении как ему только ни доставалось) Несколько предыдущих названий: «Девушка с лютней», «Садовница», «Цыганка играющая на лютне». Однако слои пожелтевшего лака и записи искажали авторский замысел. Картина «Юноша с лютней» была создана в 1595-96 годах по заказу одного из утонченных ценителей изящных искусств, маркиза Винченцо Джустиниани. На столе перед ним – потрепанные ноты и скрипка, здесь же ваза с яркими цветами и фрукты.

Здесь давали обеды для круга приближенных. С посольством он отправил царице Анне Иоанновне золотые украшения и другие ювелирные изделия, буквально осыпанные бриллиантами, рубинами, сапфирами. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. Правда, некоторые искусствоведы считают, что чувство, переданное через систему их внешних обозначений, лишается подвижности и застывает.

Лютнист, Микеланджело 
Меризи да Караваджо

Лютнист, Микеланджело Меризи да Караваджо

Фрукты же (инжир, слива, груша) не соответствуют весеннему сезону. Творчество Караваджо (1571–1610), впитавшее традиции северо-итальянского Возрождения, проникнутое глубоким гуманизмом, во многом определило пути развития искусства, оказало мощное воздействие на художников во всех областях Италии и Западной Европы. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры11. В нотах угадывается популярная для своего времени мелодия мадригала Жака Аркаделя «Вы знаете, что я вас люблю». Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого Лютниста (другое название картины Девушка с лютней). Потом он направился на Мальту, продолжал там работать.

Все попытки «Антиквариата» конфисковать вещь, даже не относящуюся к отделу Востока, ни к чему не приводили. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это обстоятельство «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур. Были и другие, все-таки определяющие пол: «Амур в виде садовницы», «Мандолинист».

«Лютнист» Микеланджело 
да Караваджо

«Лютнист» Микеланджело да Караваджо

Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. В убийстве обвинили Караваджо. Цветущая юность красавца-лютниста преходящая: об этом напоминает порванная струна лютни, цветы, которые вскоре увянут, фрукты, которые сморщатся и высохнут (типичные элементы «ванитас»). Так как уже несколько раз наблюдала, как посетители, подходя к картине и наклоняясь к табличке с атрибуцией, восторженно произносили: «О, это Микеланджело. » Да не «тот». В правление Екатерины II коллекция пополнилась полотнами Тициана, Рубенса, Рафаэля и других великих мастеров, была куплена единственная в России скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик». Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани.

Чтобы подчеркнуть трехмерность предметов, художник показывает их повернутыми под определенным углом к зрителю (чуть наискосок поставлен стол, его верхняя плоскость приподнята так, что легко обозримым оказался натюрморт слева по диагонали расположены скрипка и лежащий на ней смычок, тень от него падает на некотором расстоянии и создает впечатление пространства гриф лютни как бы выдвинут на зрителя). Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера. Лютня воспроизводит архаический образец инструмента первой половины 16 века, а крестообразный орнамент на грифе скрипки – инициал имени Христа в греческой транскрипции (), которыйчасто встречается на инструментах кремонских мастеров.

Выставка к завершению 
реставрации картины 
Караваджо «Юноша

Выставка к завершению реставрации картины Караваджо «Юноша с лютней»

Всё это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — всё это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Для кого зашифровано любовное послание художника на картине – неизвестно.

Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования. Произведения искусства вывозили из Германии вагонами. Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу. Трактовке сюжета картины посвящены целые научные исследования наиболее распространенным является мнение о том, что идея произведениясвязана с темой «суеты сует» — темой неизбежности гибели всего живого. О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд.

Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектах этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых композиций, которые позднее стали характерными для стиля Караваджо». Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты рядом стоит ваза с цветами. Лютнист была одной из первых картин Караваджо с развитым эффектом света во тьме, вся она залита ровным, рассеянным, чуть золотистым светом.

В Эрмитаже открыли 
для публики единственную 
в России картину

В Эрмитаже открыли для публики единственную в России картину Микеланджело Меризи да Караваджо «Юноша с лютней»

Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь. Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I. Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана. После окончания войны работа в Эрмитаже началась с удвоенной силой. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики.

Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. В этой части дворца действовал особый свод правил, таких как: «оставлять все чины вне дверей», «спорить без горячности» и т. д. Здесь же хранилась частная коллекция живописи Екатерины II, она началась с приобретения собрания коммерсанта И. Э. Гоцковского, в которое входили произведения нидерландских художников. Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение. Всего, как уже говорилось, существует три полотна на эту тему. Третья находится в Англии, на усадьбе Бадминтон-Хаус (96121 см).

Секреты шедевра 
Караваджо: «Юноша 
с лютней» был девушкой

Секреты шедевра Караваджо: «Юноша с лютней» был девушкой с веснушками

Третья картина является копией полотна, которое висит в Эрмитаже со своими тонкостями. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. Исследователи Мэон (1990) и Кристиансен (1990) считают, что картина, принадлежавшая дель Монте, попала в собрание Д. Вильденштайна и она исполнена полностью самим Караваджо. Письмо от вождя стало защитой музея.

Но не только передача индивидуальных черт лица и достоверность сцены, запечатленной на картине, придают ей убедительность. Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. Картина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе.

По словам современника и биографа Караваджо Джулио Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрарта, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. В то же время Маурицио Марини это полотно называет репликой «Лютниста» из частного римского собрания, написанной Караваджо лишь частично.

Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией. Лицо музицирующего портретно, оно встречается и в ряде других работ мастера.

«Юноша с лютней» 
вернулся в Эрмитаж

«Юноша с лютней» вернулся в Эрмитаж

Ярко озарив юношу и предметы на переднем плане, в дальнейшем свет теряется в глубине, оставляя только косой след на стене и делая тем самым ее почти ощутимой для зрителя. Караваджо пришлось бежать из Рима. Отец мальчика был зажиточным архитектором. Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179).

Попасть внутрь ее представители так и не смогли. Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла.

94119 см). По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.

Юноша с лютней Караваджо 
возвращён в Эрмитаж 
после реставрации

Юноша с лютней Караваджо возвращён в Эрмитаж после реставрации

Сначала в 1920-е годы за счет царского собрания пополняли коллекции музеев союзных республик. Они написали письмо Сталину, который в итоге их поддержал. Вторая находится в Нью-Йорке в музее Метрополитен (100126, 5 см).

Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу. Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера. Яхета де Берхема. Об этом варианте «Лютниста» известно из сообщений биографов художника Бальоне (1642) и Беллори (1672, упоминается вместе с картинами Караваджо «Св. В трудные дни его семья вынуждена была распродать коллекцию живописи и «Юношу» продали на аукционе в Париже. Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года. Микеланджело Меризи получил своё прозвище от названия городка Караваджо близ Милана, в котором вырос.

Обновление пользовательского соглашения

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус, впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179).

Как выяснилось, ее заранее «присмотрел» русский император Александр I и поручил директору Лувра приобрести работу Караваджо для эрмитажного собрания. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста. Екатерина Александрийская» и «Шулер», тоже принадлежавшими кардиналу).

На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии8 мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete chio vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). Сейчас в Эрмитаже проходит выставка картины Микеланджело Меризи да КАРАВАДЖО «Юноша с лютней», которая с мая 2015 г до декабря 2017 г находилась на реставрации. «Юношу» освободили и от «веснушек» на щеках, которые на самом деле не имели ничего общего с пигментными пятнами и оказались обыкновенными повреждениями. Коллекцию поделили на несколько частей, при каждой из них появился хранитель.

Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. С правлением Александра I связана реформа, проведенная графом Дмитрием Бутурлиным. Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей. Директор Эрмитажа Борис Легран и Иосиф Орбели пошли на авантюру. Яхета де Берхема.

«Юноша с лютней» 
был когда-то «Лютнисткой»

«Юноша с лютней» был когда-то «Лютнисткой»

В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Причина смерти художника остается неясной. В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти». Фрукты же (инжир, слива, груша)12 не соответствуют весеннему сезону.

Надпись BASSUS указывает на исполнение ее в басовом ключе.

Комментарии к выставке 
к завершению реставрации 
картины Караваджо

Комментарии к выставке к завершению реставрации картины Караваджо «Юноша с лютней»

На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. «Караваджизм» стал одним из ведущих направлений в живописи XVII века.

«Юноша с лютней» поступил в лабораторию научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа в мае 2015 года. За границу все же были проданы «Венера перед зеркалом» Тициана, «Святой Георгий» и «Мадонна Альба» Рафаэля, «Пир Клеопатры» Тьеполо и многие другие шедевры французской и итальянской живописи. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики и «Естественная магия или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры.

Художественно-исторический 
музей Арт-Рисунок

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо. Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании. Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»).

Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Его имя написано на нотной тетради, лежащей на столе. Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея». Долгое время картина экспонировалась в музее под названием «Лютнистка», то есть играющая на лютне девушка. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея») освещает юношу.

  1. 03 – КАРАВАДЖО – ЮНОША С ЛЮТНЕЙ
  2. Словари и энциклопедии на Академике

Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры. На другой тетради начертано Gallus— имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта9.

03 – КАРАВАДЖО – 
ЮНОША С ЛЮТНЕЙ

Картина «Лютнист» является не только очень живописной и реалистической, но и символической. Готовился аукцион, который состоялся в 1812 году. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Один из наиболее важных периодов в истории музея, бесспорно, связан с именем Екатерины II, которую по праву называют его основательницей. Противостояние советского агентства «Антиквариат», занимавшегося продажей ценностей и сотрудников Эрмитажа ярко иллюстрирует эпизод с отделом Востока, который возглавлял Иосиф Орбели. Однако «Юноша с лютней» уже в 1808 году была приобретена для императорской картинной галереи Эрмитажа и привезена в Санкт-Петербург.

Первая хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург (Холст, масло. В 1628 году она была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время— весной. Как и многим другим известным картинам, «Юноше с лютней» не суждено было остаться в одних руках. В эпоху Александра I собрание Эрмитажа пополнилось испанской и английской живописью. Уже в одной из ранних картин – «Юноша с лютней» художник обращается к конкретному жизненному мотиву.

Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Как и в других своих ранних полотнах, Караваджо не передает здесь глубины пространства, только ничем не покрытый деревянный стол отделяет юношу от зрителя. На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде.

Так 209 лет назад, в 1808 году, картина оказалась в Санкт-Петербурге. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака.

Разразился скандал. Ярким примером служит коллекция «золота Моголов». Повышение контраста между тенями и светом художник использует, например, в «Мученичестве святого Матфея».

Комиссия агентства «Антиквариат» пришла в Эрмитаж, чтобы забрать на продажу сасанидское серебро. Слоны долго будоражили жителей Петербурга, периодически убегая из вольеров. По словам современника и биографа Караваджо Джулио Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрарта, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с абсолютно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь абсолютного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны.

Как известно, Гитлер собирался открыть музей, собрав все самое лучше, что ему удалось захватить в Европе.