Жан Оноре Фрагонар Качели

«качели» – картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара, написанная около 1767 года. Картина Жана-Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей», написанная в 1765 – 1772 годах, является одним из самых известных произведений этого великого художника. «качели» – не просто самое известное, а поистине знаковое произведение Жана Оноре Фрагонара.

«качели» – картина французского живописца Жана Оноре Фрагонара, написанная около 1767 года. А самая известная из них – «Качели» Жана-Оноре Фрагонара (1732-1806 гг. ) Девушка в персиковом платье словно клубничка на пышном торте из безе и крема.

Качели (Счастливые возможности качелей)

исполненных незадолго до отъезда из Италии или по возвращении в Париж (1761). Круг замкнулся. Мягко промоделированные тела выступают из глубокой тени.

Ему, признанному мастеру высокого жанра, взяться писать содержанку. А меня вы поместите таким образом, чтобы мне были видны ноги этого прелестного создания и чем более вы захотите внести веселости в это произведение, тем будет лучше". Получив хорошие профессиональные навыки в мастерской Ж. -Б. С. Любовник изображен, лежащим в кустах.

Культивируя приемы живописной импровизации, он начал вырабатывать энергичную манеру письма, которую современники назовут его именем — «а la Fragonard». Язык рококо в версии Буше — с его технической маэстрией, нарядной декоративностью, фривольностью, культом «галантной» мифологии, пасторали и т. п. — стал для Фрагонара первоначальным образцом живописи вообще (хотя, как мы увидим, дело этим отнюдь не ограничилось). Главными достоинства его живописи были свет и воздух. Вот как писал директор Французской Академии в Риме Шарль Жозеф Натур герцогу де Мариньи от 30 августа 1785 года о Фрагонаре: «Наш молодой художник делает очень хорошие этюды, которые приносят ему честь».

Поздние годы Фрагонара, как и многих его сверстников, были омрачены известными событиями. Как. Бок о бок с ним работает Маргарита Жерар, его свояченица и воспитанница (которая внушала художнику чувства более глубокие, нежели предполагает родственная близость). Крошечные изящные фигурки кавалеров и дам придают этим благоустроенным ландшафтам сходство с театром — сходство ничуть не навязчивое, не нарушающее тонкий баланс между разнообразием «естественных красот» и декоративной упорядоченностью композиции.

Г-н Фрагонар, это чертовски пресно. Психея стала умолять Венеру простить ее и вернуть Купидона.

Начал он с любезностей и похвал, а кончил тем, что мечтает заказать мне картину. В действительности они хотели только одного – лишить сестру ее счастья. На фоне густой растительности сада (само буйство зелени подчеркивает идею плотских земных радостей) парит на качелях круглолицая красавица. Но эта прохладная переливчатая тень (образованная листвой, облаками, туманной мглой, возникающей уже на втором плане картины) и даже золотые блики на чаше, на волосах девушки напрасно вызывают иногда сопоставление с Рембрандтом. Это истинное наслаждение — рассматривать, как вылеплены кистью все детали: руки, погруженные в пенную массу, мыльный клок, свисающий наподобие малой архитектурной формы, мыльный пузырь, прозрачный и все же весомый (как и все у Шардена), сползший чулок и стоптанный башмак малыша Плотная фактура как бы удостоверяет совершенную добротность живописной материи.

Изначально он обратился к художнику Габриэлю Франсуа Дуайену. В центре композиции «Счастливые возможности качелей» девушка в розовом платье. Это действительно прекрасная вещь.

Он наблюдает за полетом ее развевающегося платья, за обнаженными ножками. Здесь между эстетикой и эротикой можно ставить почти что знак равенства. Шардена. Впрочем, оба любили наблюдать мирное соседство высокой культуры и простого быта, где, скажем, античный фонтан может послужить «прачечной» и между древними изваяниями сохнет развешанное на солнце белье.

Не следует преувеличивать и роль сентиментализма, под влиянием которого оказался Фрагонар в семидесятые годы, что биографы связывают прежде всего с женитьбой художника (1769). Да еще и в таком двусмысленном антураже. Экспрессивная живописная манера «а ля Фрагонар» и подобная быстрота в исполнении портретов, возможно, вызывали неприятие Дени Дидро, не оставившего ни строчки о собственном портрете. Откровенно шаловлива и пикантна "Девушка в постели, заставляющая танцевать свою собачку" (частное собрание).

Описание картины 
«Качели (Счастливые 
возможности качелей)»

Описание картины «Качели (Счастливые возможности качелей)»

Последний согласился и представил возлюбленную барона на качелях среди густой зелени сада. Подобно Ватто, Фрагонар открыл свою «Аркадию». Все плоско, в желтоватых, ровных и однообразных тонах и написано как-то дрябло. Он представил ее несколько месяцев томуназад в Академию и был единогласно принят. Один из лучших женских образов Фрагонара – изображенная в профиль юная девушка с книгой – «Читающая» (около 1776г. ) Стоячий накрахмаленный воротничек желтого платья подчеркивает стройность шеи и изящную посадку хорошенькой головки, склоненной над книгой.

Такова существующая в двух вариантах картина (маленькая – в частном собрании, большая – в Вашингтонской Национальной галерее сохранился также эскиз в частном собрании), которая известна под названием "Посещение кормилицы". Учился с 1756 по 1761 в качестве стипендиата во Французской академии в Риме. Некоторые же картины демонстрировали реалистическое мастерство Фрагонера, точную и тщательную характеристику вещей, которой он научился у малых голландцев (Поцелуй украдкой). Эти «полуфигуры» и «головы» олицетворяли темпераменты, возрасты, «пять чувств» им даже давали имена некоторых исторических или легендарных персонажей. Его память переполнена впечатлениями от окружающей жизни, от природы и от искусства.

Описание и анализ 
картины Жана Оноре 
Фрагонара «Счастливые

Описание и анализ картины Жана Оноре Фрагонара «Счастливые возможности качелей»

живописи — прежде всего голландской и фламандской. Отсюда все тот же веселый и резвый дух, дух игры, вселившийся в искусство Фрагонара и никогда не покидавший стен его мастерской. «Три цвета» палитры Фрагонара создают строгую и благородную живописную гамму этого полотна. Дуайен буквально оцепенел от вопиющей непристойности предложения. Сестры почувствовали страшную зависть и ревность, символом которой является летящая над их головами Фурия со змеями в руках (отсюда выражение – змеиный укол зависти).

Движение качелей подчеркнуто легкими тенями. Рассеянные между ними облака так же желты и подтверждают точность сравнения. Впрочем и здесь не обошлось без копий, но это были копии работ самого Буше. Трудно сказать, в каких жанрах и видах не работал художник. Сцены семейной жизни в его исполнении очень далеки от воспитательных уроков Грёза и, за редким исключением, представляют собой своеобразное ответвление «галантного жанра».

При нарушении запрета ее ожидала смерть, вот таким образом они могли встречаться только ночью в полной тьме. Дидро не зря изощрялся в остроумии — работа не удалась. Я ожидал от этого художника какого-нибудь острого эффекта освещения, но и этого нет. Если же обратиться к его живописи, то загадка только усложнится.

У колыбели сидит на сундуке старуха (в другом варианте – молодая женщина), а справа трое малышей глядят на нежную чету, как видно, заинтересованные появлением гостей. Жан Оноре Фрагонар (1732, Грас, Прованс – 1806, Париж) в 1747 стал учеником Жан-Батиста Симеона Шардена, а затем учился живописи у Франсуа Буше, оказавшего на Фрагонара большое влияние. Румяные весёлые селянки с обнажённой грудью, в окружении букетов изысканных цветов, пухлые резвые младенцы, яркая южная природа – таковы были первые работы молодого художника. Лишь 31 декабря того же года в парижской газете появился небольшой некролог.

Она выдержана в мягком золотистом тоне и пленяет тонкой передачей света и воздуха. На исходе 1760-х аббат де Сен-Нон, старый друг художника, обратился к нему с заказом исполнить четыре десюдепорта. Во второй раз побывал в Италии в 1773, посетив также Австрию и Германию. Однако такое совмещение воздействий — Буше и Рембрандт — само по себе выразительно. Вообще говоря, переимчивость, способность «заражаться» притягательными свойствами чужого дарования и умения самым удивительным образом сочеталась в натуре Фрагонара с творческой независимостью нужно было только время, чтобы «чужое» стало «своим». На картине барышня изображена откинувшись назад. Их сближенные профили напоминают римские портретные камеи по четкости и чистоте линий.

Начал он с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину. О ней много говорили, о ней писал Дидро в «Салоне 1765 года». В те времена рококо было в моде, публика охотно приобретала работы молодого художника, что позволяло юноше жить достаточно безбедно и стимулировало к дальнейшему совершенствованию своих работ. Он испробовал себя во всех жанрах, разве что кроме натюрморта.

Или, по крайней мере, можно думать, что здесь сам Фрагонар, возмечтавший об Италии, принес необходимую жертву академическим «идолам». Фрагонар создает в 80-х годах большую серию аллегорических картин. Он остается верен излюбленной тематике, хотя на смену прежней «веселости» все чаще приходят элегические настроения. В его иллюстрациях к «Сказкам» Лафонтена и поэмам «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо и «Неистовый Орландо» Л. Ариосто проявилось высочайшее мастерство рисовальщика.

Первые полотна были написаны под влиянием пасторальных сюжетов Буше. Изгиб фигуры, рисунок складок отброшенного одеяла игра света (контраст между тенью на лице женщины и ярко освещенной собачкой) – все здесь прихотливо, шутливо, капризно. Он готов справиться с любым сюжетом, он остроумно компонует. Золото широко, «в протирку» написанного полога, округлые формы и свободные складки постели, чуть холодноватые в тени и сияющие белизной на свету, редкие удары голубого, пятна зеленого и рыжего, рассчитанно нанесенные по контрасту, струящаяся фактура собачьей шерсти и ручейки складок задранной сорочки, восхитительное тело с гладкой упругой кожей, отливающей золотистыми рефлексами, — все это сделано столь искусно и с такой фантастической легкостью, что от раздражения фривольностью сюжета не остается и следа. Напротив, даже грустя, он способен внушить ощущение счастья. Но чаще художник пишет очень широко, свободно, динамично, что свидетельствует и о его уроках у Рембрандта.

Данная картина отличается не только своим интересным сюжетом и композицией. Правда, в нем нет ни глубокой завораживающей тайны, ни высокой поэтической меланхолии гениального предшественника.

Молодой Фрагонар говорил о Тьеполо, что «он хотел бы им стать» и скрупулезно изучал работы прославленного венецианца. В период с 1792 по 1797 год Фрагонар играл значительную роль в сохранении сокровищ Лувра. «Игра в жмурки» (Толидо, Музей искусств), «Качели» (Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса), «Собирательница винограда» (Детройт, Институт искусств) — эти и другие вещи, демонстрирующие рано обретенное мастерство, вместе с тем свидетельствуют об исключительной силе влияния Буше, вплоть до полной художественной «мимикрии». Сад окрашен в зелено-голубой цвет и выглядит немного неестественно.

Будучи историческим живописцем, Дуайен отказался от заказа на столь легковесный сюжет и посоветовал обратиться к Фрагонару. Не случайно Эрвин Панофский заключил свое глубокомысленное эссе об элегической традиции ссылкой на рисунок Фрагонара «Могила» (Вена, Альбертина). Не зная фактов, было бы трудно представить себе, что конкурсная картина — «Иеровоам приносит жертвы идолам» (Париж, Школа изящных искусств) — исполнена той же рукой, которая живописала «Игру в жмурки» и «Качели». эстетических переживаний.

Но те, кто полагал, что он продолжит успешно начатое производство исторических «махин», сильно ошибались. Наряд девушки изображен подробно, можно рассмотреть любую деталь: шёлковое платье, пышные нижние юбки, глубокое декольте, симпатичная шляпка, украшение на шее, белые чулки. Осталось неизвестным, видел ли он его, так как полотно находилось в луврской мастерской Фрагонара.

Работа по МХК на тему: «Картина Фрагонара Счастливые возможности качелей»

Однако история расставила приоритеты с точностью до наоборот: имя и творчество Дуайена теперь известны разве что знатокам, в то время как «Качели» Фрагонара воспринимаются как настоящий символ французской культуры. Я, однако, оправился достаточно быстро, чтобы ответить почти сразу: «Ах, мсье, надо добавить к вашему замыслу туфельки мадам, взлетевшие в воздух и подхваченные амурами». Подобные сцены по-прежнему находили спрос у заказчиков и известный скульптор Клодион (Клод Мишель) в конце столетия будет часто вдохновляться подобными композициями Фрагонара используя их для своих терракотовых статуэток изображающих игры вакханок и сатиров. Он исключительно отзывчив к разным живописным наречиям: среди его сильных увлечений — Рубенс, Рембрандт, Халс, Рейсдал, Тьеполо (не говоря о собственно французской традиции). Шапо бержер (шляпа по-пастушьи) на голове девушки усиливает иронично-фривольный смысл картины, поскольку в те времена такие шляпы ассоциировались со степенным благородством обитателей сельских поместий, приобщённых к природе и неиспорченных городскими соблазнами.

Он блестяще владеет техникой масляной живописи, сангиной, пером он занимается офортом. На сей раз он был принят и мог с восхищением следить за блестящими импровизациями мэтра: Буше учил с кистью в руке. Старцы изображены погрудно, в плащах, драпировках иногда с книгой. Такова «Прачка» из собрания Эрмитажа — этот маленький шедевр стоит многих сотен метров раскрашенного холста.

Они не просто демонстрируют утонченно элегантные вкусы «века виньеток», как называлиХУ111 столетие братья Э. и Ж. Де Гонкур, а блещут остроумием и чуткостью в понимании литературных произведений. Вдохновленный старыми мастерами, Фрагонар обратился кБиблии. Розовая туфелька взлетает в воздух (только одна), но амуры превратились в мраморные изваяния, как бы созерцающие происходящее. Нет нужды вдаваться в иконографию сюжета, восходящего и к традиционной теме «художник и модель» и к теме сводничества, которую разрабатывали, например, голландцы XVII века. Прекрасная яичница, очень нежная, очень желтая и здорово подгоревшая».

Счастливые возможности 
качелей, Жан Фрагонар

Счастливые возможности качелей, Жан Фрагонар

Вот таким образом любая из его «домашних сцен» дает представление о его искусстве в целом. Но главное — он наслаждается. Кроме того, Фрагонар не оправдал надежд, возлагавшихся на него после «Каллирои», о чем недвусмысленно сказано в том же отзыве, хотя и по поводу другой работы: «Г-н Фрагонар, тот, кто создал себе имя, должен иметь немного больше самолюбия».

Сюжет картины явно перекликается с темами праздничных украшений Парижа и представлений, которые Жак-Луи Давид устраивал во время революции ("Фонтан Возрождения в виде олицетворения Природы" – в проекте праздника Федерации). "Выигранный поцелуй" – сценка, разыгранная персонажами из пасторалей Буше. Выразительно передана пластика энергичного одухотворенного лица философа и критика. Близок Буше и сюжет полотна «Купальщицы». Несколько месяцев спустя Фрагонар вернулся к Буше.

На качелях с тем 
самым Фрагонаром

На качелях с тем самым Фрагонаром

Он продолжал работать в разных жанрах, пытаясь модифицировать свой стиль в согласии с требованиями дня, свидетельством чего служат признаки неоклассицизма в композиционном строе поздних его вещей и особенно выспренность его аллегорий («Фонтан любви», «Обет Амуру», «Жертвоприношение розе»). Книга, как и рисунок, стала подлинным произведением искусства. Известно, что он копировал «Данаю» и неоднократно повторял «Святое семейство» Рембрандта (оба оригинала теперь в Эрмитаже). Молодой художник был просто очарован лёгкой и весёлой живописью Буше.

Сама круглолицая красотка написана, конечно, без претензии на глубину характеристики в ее глазах и улыбке лишь мелькает выражение испуга и озорства. На пикантные рокайльные литературные сюжеты исполнены Фрагонаром два полотна, абсолютно в духе Франсуа Буше – «Похищенная рубашка» и «Огонь и порох». Диапазон его чрезвычайно широк. Художнику удалось уловить на лице Дидро вдохновение, когда тот оторвался от чтения. «Фрагонар вернулся из Рима Корее и Каллироя — его конкурсная картина. Декоративное задание Фрагонар истолковал в свойственном ему чисто живописном духе, создав костюмированные портреты — олицетворения искусств («Писатель», «Актер», «Художник», «Пение»). Таковы две луврские картины «Огонь и порох» и «Похищенная рубашка».

Написание картины было заказано бароном Сен-Жюльеном. Профиль этой девушки – на редкость темпераментный – выражает азарт, возбуждение, ревность. "Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Так как эти амуры малых размеров, на них нельзя смотреть издалека но, так как картина похожа на эскиз для плафона либо для купола, следовало бы повесить ее горизонтально над головой и смотреть на нее снизу вверх.

Это коралловое пятно сияет переливами красочных нюансов. Критики отметили, однако, не только блестящее мастерство в передаче освещения в картине «Огонь и порох», но и «порочность», «безвкусицу» и «непристойность» сюжета, мастерски переданные художником. — в особенности от Тьеполо.

Вот что говорил сам Дуайен о том самом заказе, который позже был перепоручен Жану-Оноре Фрагонару: Поверите ли, через несколько дней после появления в Салоне моей картины «Святая Женевьева» один знатный человек послал за мною, чтобы заказать мне картину Он был в своей «холостой квартире» со своей возлюбленной Он начал с любезностей и похвал, а кончил, сообщив, что мечтает заказать мне картину «Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам (указывая на свою любовницу) на качелях, которые раскачивает епископ. Личность первого владельца картины остаётся невыясненной, хотя высказывалось предположение, что это мог быть Мари-Франсуа-Давид Бойю де Сен-Жюльен, более известный, как Барон де Сен-Жюльен (1713 – 1788). Огромное пространство с высоким небом, раскидистыми деревьями и тающими далями входит в его холсты, где так легко дышится и так весело резвится глаз. Понятно, что все это никак не способствовало желанию участвовать в Салонах.

Первым достоверным владельцем являлся сборщик налогов М. —Ф. Исходя из подобной расстановки действующих лиц, картину стали называть «Счастливые возможности качелей». По возвращении во Францию был принят в Парижскую академию. Это "Фонтан любви", "Призвание Амура", близкий к нему "Обет Амуру", различные варианты "Жертвоприношения розы". Как сюжетика, так и стилистика ранних его холстов говорят об этом со всей очевидностью.

Они обмениваются лукавыми взглядами. Фрагонар, наряду с Буше, внес значительный вклад в ее развитие. Но чаще всего это галантно-любовные иногда откровенно эротические, чувственные сцены (Счастливые возможности качелей). Именно таков сюжет фрагонаровской картины «Прачки» (Амьен, Музей). Но его беспокоило, что обладая большим талантом, Фрагонар был склонен уж очень легко менять свою живописную манеру и ему не хватало точности в копировании картин старых мастеров. Дело, конечно, в самой живописи, в артистизме импровизации, перед которым зачастую блекнут и декоративные излишества Буше и назидательные «постановки» Грёза и надуманная риторика академических «историй».

Купить картину Счастливые 
возможности качелей, 
Жан Фрагонар

Купить картину Счастливые возможности качелей, Жан Фрагонар

Как и Буше, Фрагонар высоко ценил живопись великого фламандца изучал его картины из истории жизни Марии Медичи, украшавшие «Галерею Медичи» в Люксембургском дворце Парижа. Позже Дуайен отказался от заказа и порекомендовал Фрагонара. Что ж, Фрагонар еще раз доказал серьезность своих притязаний и способность гибко варьировать стиль. Наиболее значительное место среди картин этой группы следует отвести "Фонтану любви".

В тени на заднем плане сидит на скамейке обманутый муж и раскачивает качели. В Европе вряд ли найдется художник со столь пылким воображением». Но тут же спохватился: нет, это противоречит его принципам.

  • «Качели» картина, Жан-Оноре Фрагонар
  • Картина с «оскорбительным» сюжетом: Как «Качели» прославили одного художника, а другого заставили кусать локти
  • Жан-Оноре Фрагонар, Качели (1 фото)
  • Качели Репродукции Жана Оноре Фрагонара, -
  • Жан-Оноре Фрагонар – (1732, Грасс – 1806, Париж)

Копирование Рембрандта, конечно, оставило некоторые следы (светотеневые контрасты, реквизит), но композиция в целом, с ее сложной группировкой и пышной архитектурной декорацией, сделана с явным расчетом на внешний эффект. Той же свободой отмечен ряд живописных вещей Фрагонара. Переходы тона от светлого к густо-розовому завершаются красной полосочкой подушки на качелях. Я желал бы, чтобы вы изобразили мадам на качелях, которые раскачивает епископ.

Буше перед отъездом так напутствовал молодого художника: «Мой дрогой Фраго, ты увидишь в Италии произведения Рафаэля и Микеланджело, но я говорю тебе откровенно и дружески, если ты примешь их всерьез, ты пропал». Наконец появляется "Пробуждение природы или Поклонение стихий природе".

  • Жан Оноре Фрагонар Качели (фрагмент)
  • В чем ценность «Качелей» Фрагонара
  • Ложка дёгтя в «Качелях» Фрагонара
  • Сведения об авторе произведения

Психея рассказала о своем счастье сестрам и показала им дары Купидона. Он был в своей "холостой квартире" со своей возлюбленной. В ней прозвучали и элегические ноты воспоминаний о театрализованных сценках в парках Антуана Ватто и та особая «веселость» (как назвал А. Бенуа талант Фрагонара), которую оценят в его творчестве импрессионисты и особенно Ренуар. В период 1761 – 1765 годов Фрагонар исполнил серию картин, получившую название «Головы стариков в манере Рембранта». Темперамент Фрагонара со всей силой проявился в серии работ, условно объединяемых под названием «фантастические портреты» («экспрессивные головы»).

На эту сцену взирает словно ожившая скульптура Э. М. Фальконе «Грозящий Амур». Нежно-розовое платье качающейся на качелях девушки ярко выделяется на фоне старого сада изображенного слегка «размытым». В 1752 был отмечен Римской премией и зачислен в класс Карла ван Лоо.

Мемуары современника передают нам прямую речь Дуайена: Он (заказчик) был в своей холостой квартире вместе с возлюбленной. С 1797 года по состоянию здоровья Фрагонар отошел от общественной деятельности. Говоря об этом, надо иметь в виду сильнейшие впечатления, которые он получил в Венеции.