Жерико Медузы
Жерико построил реплику плота с Медузы в своей мастерской и использовал ее в качестве наглядной модели. Потому и напишет Жерико «Плот Медузы». Картина французского художника Теодора Жерико Плот Медузы1819 г. привлекла меня прежде всего своим сюжетом и страшной трагедией, которая легла в её основу. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью, соединив в одной картине мертвых и живых, надежду и отчаяние.
На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818–1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. «плот Медузы» (фр. Le Radeau de la Mduse)— magnum opus французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. «плот Медузы» — одна из самых известных картин известного французского художника XIX века Теодора Жерико (1791-1824). Когда Жерико выставил «Плот Медузы» вСалонев1819году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета.
На полотне Жерико «Плот Медузы» нет героя, зато увековечены безымянные люди, страдающие и достойные сочувствия. В этой картине Жерико первым поднял перед романтиками тему человечности и продемонстрировал исключительную реалистичную манеру живописи. Полотно Жерико «Плот Медузы» является одним из важнейших творений художника, с которого началось его всеобщее признание. Ну, а знаменитое полотно Жерико Плот Медузы в настоящее время находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре.
Плот длиной 20 и шириной 7 метров был построен под наблюдением географа Александра Корреара. Но есть поразительные пейзажи, которые принадлежат и тому и другому модусу. Так начинал работу над картиной Жерико «Плот Медузы». Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро. На первом плане изображены люди, пытающиеся привести в чувство умирающих.
Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Над ним человек с блуждающим взглядом, видимо, потерявший рассудок.
- Описание картины «Крушение плота «Медузы»»
- 15 малоизвестных фактов о скандальной картине Теодора Жерико «Плот Медузы»
- Картина Плот «Медузы», Теодор Жерико
- Теодор Жерико, «Плот Медузы»: история, описание, анализ
Утром 17июля на горизонте показался корабль, но вскоре исчез из виду. Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке. И очень трудно понять, на самом деле, какой из них доминирует». У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию».
Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады20. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1891-1924).
В июне 1816 года от берегов Франции в Сенегал отплыл фрегат «Медуза». На его борту находилось 232 пассажира (включая губернатора Шмальца с семьей) и 160 человек команды. Художник тем самым аллегорично показывает связь между жизнью и смертью, её неразрывность. Жерико делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казнённых.
- «Плот Медузы» картина Теодора Жерико
- «Плот Медузы», Теодор Жерико, 1818 — 1819
- Плот Медузы: когда живые завидуют мертвым
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- Картина «Плот Медузы» Теодора Жерико: интересные факты
- Теодор Жерико, «Плот «Медузы»»: история, описание, анализ
Это команда. Он делает смотрящих почти участниками происходящей трагедии. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей.
Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. За это время большая часть людей погибла. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма.
(В Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). Однако, каково же действительное влияние этой картины, о которой Луи XVIII сказал: Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. Художник запечатлел здесь событие, которое было еще свежо в памяти французов, — гибель фрегата «Медуза». Барнс обращает внимание читателей на некомпетентность морских офицеров фрегата «Медуза», коррумпированность Королевского флота, бессердечное отношение представителей правящего класса к тем, кто находится рангом ниже.
Мрачные тучи нависли над океаном. Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. 17 июня 1816 года в Сенегал направилась французская морская экспедиция, состоявшая из фрегата «Медуза» и еще трех судов. В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV.
В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал – оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре. Она вызывает целый шквал переживаний и размышлений. На столе, в тепле стоят четыре бутылки шампанского – но почему не во льду. Оппозиция обвинила в случившемся правительство. Мрачные тучи нависли над океаном. Он собирает зарисовки персонажей и композиций (всего насчитано 108, но многие другие были уничтожены) и, в конце концов, выбирает сцену, когда потерпевшие крушение впервые увидели Аргус, когда трудно очертить грань между ужасом и надеждой, концом кошмарных испытаний, смешанным со всей патетичностью жестокости напрасной иллюзии (так как корабль уплывает).
Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.
- Самое интересное в виде мозаики
- «Плот Медузы» (Теодор Жерико): описание
- Картина Теодора Жерико Плот Медузы
- Теодор Жерико картина Плот Медузы
- Информация по экскурсии Аудиогид: Лувр
- Объекты по экскурсии Аудиогид: Лувр
Правда, Жерико считал своих лошадей намного лучше лошадей Верне: «Одна моя лошадь съест семь его лошадей». Именно «Плот Медузы» послужил началом становления французского романтизма. Следует провести реминисценцию с книгой Джулиана Барнса «История мира в 10, 5 главах», а именно с пятой главой этого постмодернистского романа второй половины двадцатого века (1989 г. ). Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой.
Дальше было ещё хуже: капитан обнаружил, что его познаний в навигации просто не хватает для прокладки нового курса — и попросил одного из ученых, находившихся на борту (философа Ришфора) помочь ему в управлении кораблем. По словам первого биографа Жерико, Луи Батисье, люди искусства, привыкшие к возвышенным и отвлечённым сюжетам, не оценили полотно. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён35 ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира— но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Пятеро из нихумерли в течение ближайших нескольких дней. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном.
- Предложения наших партнеров по Парижу
- О картине "Плот "Медузы" Теодора Жерико
Именно Давид превращает клятву в центральный эпизод трагедии. Что соединяет эти две неравные части композиции.
Публика потрясена этой драмой имевшей немедленные политические последствия. О ней писали все газеты, о картине появились отдельные брошюры, поэты слагали о ней стихи. Вскоре художник познакомился с английским предпринимателем Уильямом Буллоком, арендатором нескольких выставочных залов в Лондоне известных под названием Романской галереи. И она действительно была для того времени революционна. Картина Сурикова здесь – яркое исключение. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас». Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом.
Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. «Медуза» потеряла из виду сопровождающие суда, а в ночь на 2 июля села на мель между островами Зелёного Мыса и побережьем Западной Африки. 10 лет спустя Теодор поступает в престижный парижский Императорский лицей. Эта картина стала событием парижского Салона 1819 года. Рельеф «Плот Медузы» украшает могилу художника. На четвёртый день в живых остались только 67 человек, многие из них, мучимые голодом, стали поедать трупы умерших. Эта картина потрясающе проста.
Справа устремляется вверх «пирамида надежды» с фундаментом из обессиленных тел и вершиной, на которой сгруппировались люди, пытающиеся привлечь внимание корабля. В следующем году Совиньи и ученый-географ Александр Коррейяр (один из пятнадцати, выживших на плоту) опубликовали книгу «Крушение фрегата Медуза». Картину приобрёл Дедрё-Дорси за 6005 франков, выступив посредником в сделке31. Выжившие могут видеть на расстоянии приближающееся судно. Незадолго до создания Теодором Жерико «Плота Медузы» вышла его картина «Потоп», которую принято считать своеобразным предшественником.
Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей». Дополнительно было решено построить плот площадью 140 кв. Он снял огромную мастерскую, в которой с помощью участников рокового плавания была выстроена модель плота. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины— полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). В мастерскую заходили лишь немногие из друзей.
Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось)1. Это, вероятно, его любовник Луи Бро, гаитянский негр, солдат. Считая, что судно может разломиться, пассажиры и экипаж запаниковали и капитан принял решение немедленно покинуть его. Сто пятьдесят человек собралось на площади семьдесят на пять футов.
Оппозиция считала историю с «Медузой» не несчастным случаем, а преступлением режима, покрывающего коррупцию и пренебрегающего жизнями простых граждан, тем более что власти сразу же попытались замять скандал, не привлекая виновных к суду. Мачта, левая половина паруса и веревка справа составляют вторую пирамиду. По словам художника, газетчики обвиняли его даже в оскорблении Морского министерства. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море. Его должны были вести на буксире лодки.
Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. На двенадцатый день их подобрал бриг «Аргус». Что касается драматизма, переданного мастером с помощью нагромождений и переплетений человеческих тел (живых и мертвых), то здесь очевидно влияние другого великого живописца — Рубенса. 2 июля 1816 года «Медуза» наскочила на мель приблизительно в 50километрах от берега. Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее.
У юноши две страсти: живопись и лошади. Задуманное историческое полотно «Отступление французов из России в 1812 году», возможно, затмило бы «Плот Медузы», но ранний шедевр Теодора Жерико оказался его последней крупной работой. Эта группа образует своего рода пирамиду, которую венчает фигура негра-сигнальщика, старающегося привлечь внимание появившегося на горизонте брига «Аргус». Капитан дал приказ всем покинуть корабль.
Сначала правительство пыталось скрыть эту историю. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота. После прибытия на Мадейру (27 июня) губернатор Шмальц выразил желание прибыть в Сенегал как можно быстрее. Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов. Сюжет картины основан на реальной трагедии.
Но это позволяет Гойе превратить современное событие в звено истории Испании. «Плот Медузы» воспринимается не как эпизод, а как эпос картина явно перерастает свой сюжет, она становится символом трагической борьбы человека с враждебной стихией, олицетворением безмерного страдания, героических напряжений и порыва. Обнажённые мертвецы на первом плане – обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти» – нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной».
Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. Сам художник изготовил фигурки людей из воска и, располагая их на модели плота изучал с разных точек зрения композицию, может быть, прибегая к помощи камеры-обскуры. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мёртвым сыном.
Обстоятельства, при которых мастер получил заказ на портреты, загадочны. Романтизм проявлял особенный интерес ко всему трагическому, мрачному и отталкивающему. Вот высокие фигуры, вот низкие фигуры, вот парусники большие, вот шлюпки под парусами. И эмоции, чрезмерные, бьющие через край, далекие от правильности и приглаженности «классической» живописи.
Только через 11 суток обезумевшие от ужаса пассажиры увидели на горизонте спасательный бриг «Аргус». «Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту»K 627. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера.
«Это полотно обращается не к личности – оно обращается к человеку, стоящему в строю. Справа от фигуры сына — лежащий головой вниз труп юноши с вытянутой рукой. Предполагалось построить плот, чтобы перенести на него груз с корабля и тем самым способствовать снятию судна с мели. Кроме лошадей он увлекался рисованием сумасшедших и трупов.
«Эжен Делакруа принадлежал к той прослойке французской элиты, которая поднялась при Наполеоне и была оттеснена Бурбонами. Эта группа образует своего рода пирамиду, которую венчает фигура негра-сигнальщика, старающегося привлечь внимание появившегося на горизонте брига «Аргус». Попытки снять корабль с мели были безуспешны. А когда начался шторм, обезумевшие люди боролись за то, чтобы находиться в центре плота.
Теодор Жерико, впечатлившись ужасной историей, произошедшей с людьми, в 1819 году написал картину «Плот Медузы», холст, масло, 491716 см. Картина была закончена в июле 1819 года. Очень близкий друг. 147 людей оказались обречены на смерть.
«Плот Медузы» (фр. Огромная студия, которую он вынужден был снять в Фабурж дю Рул, чтобы установить громадный холст, превратилась в настоящий морг, образцы для которого он получал из близлежащего госпиталя Божон. Для начала 19 века это была катастрофа невероятных масштабов. Люди на полотне только что заметили корабль и ведут себя по-разному. За застывшим Петром, шеренгой солдат, шеренгой виселиц – шеренга зубцов кремлевской стены.
На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». Чего нельзя сказать о жанре барокко, где эмоции выходят на первый план.
Романтизм был полностью ориентирован на современность. Когда Петрушу Гринева в Капитанской дочке вешали пугачевцы, они говорили: Не бось, не бось, словно и впрямь хотели подбодрить. Человек изменяет свой масштаб, человек переживает себя по-иному в мире. Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы».
На четвертый день осталось менее половины человек и оставшиеся начали поедать человеческое мясо.
Романтизм был полностью ориентирован на современность. Исследователи-искусствоведы считают, что Жерико был ознакомлен с брошюрой Савиньи, которую тот посвятил катастрофе на фрегате «Медуза». Значение этого полотна для искусства и культуры того времени сложно переоценить, ведь благодаря нему появилось целое направление – романтизм в живописи XIX века.
решила запостить историю создания одной картины. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Капитан был на одной из шлюпок, к которой был привязан плот. Никаких ран на мертвых телах: напротив, они молоды и прекрасны. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот.
Считают, что несчастный философ (знавший, конечно, географию, но имеющий весьма слабое понятие о навигации) принял группу облаков на горизонте за мыс Кабо-Бланко и дело довершилДюруа де Шомаре, проигнорировав буруны и замеры глубины. А спустя пятьдесят два дня после катастрофы был найден и фрегат «Медуза» – он, ко всеобщему удивлению, не затонул и на его борту еще были три живых человека из числа тех семнадцати, что остались на корабле.
Подробности плавания потрясли современное общественное мнение. Парижанам, в отличие от сегодняшних зрителей, не надо было объяснять, что изобразил молодой художник Теодор Жерико (1791 -1824). После смерти художника в 1824 году картина, вместе с другими произведениями и коллекциями Жерико, была выставлена на аукцион. В настоящее время полотно находится в Лувре. Он решил добраться до берега на шлюпках.
Флагманом конвоя был как раз фрегат «Медуза». А огромные океанские волны готовы смыть людей с плота. Но это не единственная проблема, которой коснулся Жерико в своей работе.
Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». И у него появилась идея для главной картины своей жизни. Своей революционностью.
Но, несмотря на Золотую медаль, полученную за эту работу, правительство не купило ее. Конечно, Жерико не мог пройти мимо такого сюжета, как плот с «Медузы». И он решает отправиться в путь со своим творением. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». В чем сущность романтического мировосприятия. Но уже сама глубина темы и работа над картиной вывели ее за рамки политического памфлета.
Взятый из реальной жизни сюжет, да ещё и не приукрашенный высокими идеалами и не освещенный отблеском славы (как, например, батальная живопись). О ней писали все газеты, о картине появились отдельные брошюры, поэты слагали о ней стихи. Теодор выбрал самый драматичный момент истории, когда пассажиры «Медузы» увидели «Аргус» и гадали, спасет их судно или нет. Он побывал на морском побережье Нормандии, чтобы пережить шторм и сделать наброски.
Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. Разумеется, выставленная картина произвела фурор. Сюжет данной картины рассказывает о реально произошедшем трагическом случае. «Клятва Горациев» написана на сюжет о том, как римские патриоты три брата Горация были выбраны, чтобы сразиться с представителями враждебного города Альба-Лонги братьями Куриациями.
В Риме художник проводит целый год. Случилось это в 1816 году.
Где изможденные высохшие тела, безумные лица, полуразложившиеся трупы. Среди работ художника много выдающихся произведений, но самая важная работа Жерико «Плот Медузы». В первую же ночь было убито 20 человек. Картина Теодора Жерико Гибель Медузы сразу же стала сенсацией. Океан занимает не так много места на огромном полотне, но художнику удалось передать ощущение «масштабности бушующей стихии».
Это выражено и в колорите картины: если на «фризе смерти» он был темный, то к горизонту — символу надежды — он становится светлее. В чем сущность романтического мировосприятия. Все это безумный художник сохранял до полного разложения. По плану, шлюпки должны были буксировать плот до берега.
Спустя тринадцать дней плот с оставшимися в живых пятнадцатью матросами спасло судно «Аргус». «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина. Здесь приходит конец их страданиям.
Фрегат «Медуза» потерпел кораблекрушение 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Для того, чтобы не умереть от голода, они были вынуждены питаться погибшими товарищами. Сначала шлюпки буксировали плот к берегу, который был сравнительно близко. А такие политические абстракции, как свобода, равенство, братство, не имеют облика.
На первом плане — «фризе смерти» — фигуры даны в натуральную величину, здесь показаны умирающие, погруженные в полную апатию люди. После появления картины со сценой гибели моряков, весь мир узнал о его поступке. О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо. Как бы ни был утомлен и пресыщен впечатлениями посетитель Лувра, он наверняка остановится в 77-м зале галереи Денон перед картиной «Плот Медузы» и, забыв усталость, начнет рассматривать огромное полотно. Здесь нет никакой идеализации, а лишь полновесная аутентичность. Продуктов у них не было.
Картине предшествовала огромная подготовительная работа. Роман закончился ребёнком (которого воспитывали родители молодого Теодора) и большим скандалом, после какового Жерико (как утверждали сплетни) поклялся не прикасаться больше к женщинам и стал гомосексуалистом. Самый простой ответ: Мане прежде всего художник, Мане прежде всего глаз. Эта вторая, нематериальная диагональная ось, – это ось судьбы. Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров «Медузы».
Жерико, желая поправить свои финансовые дела (часть входной платы получал художник), убедил Буллока показать в Лондоне «Плот Медузы». В первую же ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров Медузы. Картина показывалась в разных городах Англии и везде ее принимали с триумфом. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат.
Но мне кажется, что в этой вещи есть еще некоторые значения, которые делают ее уникальной. Как бы то ни было, если видимые следы были и вытерты, но все же картина пронизана скрытой болезненностью, которую можно даже почувствовать (что и вызвало комментарий журналиста) в молчаливых тонах и жутком освещении. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы».
Картина была закончена в июле 1819 года. Низкое облако дублирует очертания волны, поглощающей «большую пирамиду», но сквозь тучи прорывается луч, на фоне которого вырисовывается «пирамида надежды». Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас»21. В относительной безопасности была только центральная часть плота. Самое яркое и тревожное, что напишет Жерико, – «Плот Медузы».
Лишь небольшая часть близких и мастеров, открытых новому, поздравила художника с успехом. К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Картина полностью передает атмосферу и дух трагичности. Случилось это в 1816 году.
Использование светотени усиливает драматизма. Жерико был материально независим и мог себе позволить писать свой «Плот Медузы» сколь угодно долго.
Однако юный художник не унывает, пишет и пишет своих излюбленных лошадей. Возможно, впрочем, что первоначально цвета были более интенсивны, а позднее краски сильно потемнели.
В учителя себе он выбрал Ораса Верне— их объединяла любовь к лошадям. Только 15 из них остались в живых и на двенадцатый день скитаний были подобраны бригом «Аргус».
Эти три версии можно читать как хронологическую последовательность: внезапно появившийся корабль медленно уплывает прочь, несмотря на все более отчаянные попытки пассажиров плота привлечь к себе внимание. Морское министерство, стремясь замять скандал, пыталось воспрепятствовать появлению информации о катастрофе в печати. – как можно было разбазаривать государственное имущество. Престижный «При де Ром» получает другой художник, а упрямый Жерико, уверенный в том, что самым достойным кандидатом всё равно был он, решает ехать в Италию за свои деньги.
В корпусе судна открылась течь и его решено было покинуть, но шлюпок на всех не хватило. Не условных героев и не театральные жестикуляции хотел изобразить Жерико, а реальных людей, переживающих долгие дни страданий и лишений. Тогда на отмели Арген в 40 лье от африканского берега потерпел крушение фрегат «Медуза». Записи тех времен показывают, что спасти удалось только 30 людям, которые после крушения судна дрейфовал на плоту в течение двух недель.
Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Также стоит отметить цветовое решение, к которому прибегает автор на своем полотне. Ему удается найти плотника, сколотившего плот для пассажиров Медузы. Ранняя смерть не дала развить Теодору Жерико всех его гениальных способностей. Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse).
Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот. Он настаивал на работе в этом склепе, где наиболее преданные и дерзкие его друзья едва могли выдержать вонь хоть короткое время (Шарль Клемен).
Для Теодора Жерико «Плот Медузы» стало одним из первых серьезных произведений, Именно это полотно принесло ему широкую известность и признание в профессиональных кругах и среди любителей искусства. Буллок незадолго до встречи с Жерико организовал удачную выставку одной картины – полотна Гийома Летьера «Брут, осуждающий на смерть своих сыновей» (в Англии, свободной от диктата академических кругов, прижились частные выставки отдельных произведений). И рядом с ними уже умершие. Художник погружался в события, моделировал их, «ставил», как театральную пьесу, проходил по всем кругам этого ада, за что позднее его назвали в одной из газет «Данте в живописи».
Эти корабли везли нового губернатора колонии и чиновников с их семьями. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Картина обращается скорее к телу и чувствам, нежели к разуму. Все, кто был на лодках, спаслись.
Все это безумный художник сохранял до полного разложения. Так реалистично страдание и смерть до Теодора Жерико не изображал ещё никто. Сами выжившие рассказывали об ужасах этого путешествия. Картина Жака Луи Давида «Клятва Горациев» является поворотной в истории европейской живописи. Над ним человек с блуждающим взглядом, видимо, потерявший рассудок. Живые и мертвые.
Газеты писали, что толпы посетителей останавливались «перед этой пугающей картиной, которая притягивает каждый глаз». Правительство не захотело приобрести произведение идейно направленное против него.
Шлюпки должны были отбуксировать плот к берегу, однако при первых признаках непогоды канаты, связывающие шлюпки с плотом, лопнули (или были намеренно обрублены) и шлюпки уплыли. Общественность была глубоко потрясена этим происшествием. «Плот «Медузы»» стал последним из законченных произведений Жерико. В 1818 году, когда Жерико работал над этой картиной, положившей начало французскому романтизму, Эжен Делакруа, позировавший своему другу, стал свидетелем рождения композиции, ломающей все привычные представления о живописи.
Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм». В частности, с Делакруа Жерико пишет фигуру юноши, лежащего на досках плота головою вниз. Кое-кто пил морскую воду — и умирал. Есть жертвы и есть убийцы. Затем поднялся шторм.
Возможно, впрочем, что первоначально цвета были более интенсивны, а позднее краски сильно потемнели. Низкие тёмные тучи усиливают трагизм ситуации. Но Анри Совиньи, судовой врач, публикует эту историю 13 сентября 1816 года в оппозиционной «Журналь де деба» — он поплатился за это своей должностью. Справа от фигуры сына — лежащий головой вниз труп юноши с вытянутой рукой. Книгу, полную шокирующих подробностей, написали очевидцы трагедии. Действительно, в них отсутствует один герой – в них отсутствует один двигатель.
Утром 17 июня 1816 года во французскую колонию Сенегал отправилась экспедиция, состоящая из четырех кораблей, в числе которых был и фрегат «Медуза». Море у Фридриха очень часто метафора инобытия, смерти. Опасаясь, что «Медузу» купит английский коллекционер, её приобрел близкий друг Жерико Дедрё-Дорси за 6005 франков. Жерико не только знакомится с авторами, он разыскивает и других уцелевших участников трагедии, расспрашивает оставшихся в живых свидетелей. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота.
На первом плане — «фризе смерти» — фигуры даны в натуральную величину, здесь показаны умирающие, погруженные в полную апатию люди. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего». К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения)34. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей.
Было настоящим чудом, что картина вообще была допущена к показу. Сильная рельефная моделировка, придающая фигурам скульптурность, высокая патетика образов, резкие ракурсы – всё это отсылает нас к образам «Сикстинской капеллы». Сам плот почти упирается в раму картины. «Плот Медузы» — со всем кипением человеческих страданий — вырастает как некий монолит, как некая единая изваянная группа. Жерико не только знакомится с авторами, он разыскивает и других уцелевших участников трагедии, расспрашивает оставшихся в живых свидетелей. Все, кто был на лодках, спаслись. «Мане – провокатор. 17 июля, через 12 дней кошмарной одиссеи, оставшиеся в живых 15 человек были подобраны бригом «Аргус».
В дальнейшем Дедрё-Дорси отклонил предложение продать работу в США за значительно большую сумму и в итоге уступил её Лувру за те же 6000 с условием, что она будет размещена в основной экспозиции. Капитан фрегата, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». Когда Жерико выставил «Плот «Медузы»» в Салоне в 1819 году, картина вызвала негодование публики, так как художник вопреки академическим нормам того времени использовал столь большой формат не для изображения героического, нравоучительного или классического сюжета. После смерти художника в 1824 году картина была выставлена на аукцион и приобретена его близким другом, художником Дедрё-Дорси, за 6000 франков, тогда как представители музея в Лувре не готовы были пойти дальше 5000. В настоящее время «Плот Медузы» находится в 77-м зале на первом этаже галереи Денон в Лувре (INV. Он прожил недолгую жизнь и все его творчество уложилось всего в десять лет.
О выставке написали все газеты, на театральной сцене появилась постановка «Гибель Медузы или Фатальный плот». И они начали есть друг друга. Неопытность капитана быстро дала себя знать.
Предполагалось построить плот, чтобы перенести на него груз с корабля и тем самым способствовать снятию судна с мели. А поскольку этот ужас универсален, то и Клятва Горациев никуда от нас не уйдет». Картина Теодора Жерико Гибель Медузы сразу же стала сенсацией. Это был бриг «Аргус». К шедевру Жерико часто обращались в 1960-е и 1970-е годы, связывая его с современными реалиями (так, например, участники группы «Малассис» выполнили панно для торгового центра в Гренобле по мотивам этого произведения). Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. Эпизод каннибализма исчез, как будто его следы смыло морем.
На втором – верящие в спасение и подающие сигналы. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плотаK 2. Плотник, служивший на фрегате исполнил для Жерико уменьшенную копию плота. Каждый выпуск газет рисовал все новые и новые душераздирающие подробности. Тяжелый парус, который вторит своим изгибом надвигающейся на плот волне, мачта, крепящие ее канаты и группа сомневающихся, еще не верящих в спасение людей, образуют композиционно «большую пирамиду», вершина которой клонится навстречу волне, в направлении, противоположном кораблю. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Он также размышлял на темы взаимного сосуществования людей в социуме. На «Плот Медузы» обратил внимание король Людовик XVIII, так отозвавшийся о картине: «Вот, г. Жерико, катастрофа, которая могла стать катастрофой для художника, её изобразившего».
Быстроходная «Медуза» оторвалась от остальных судов флотилии и менее чем через месяц плавания села на мель близ островов Зелёного Мыса в 160 кмот берегов Западной Африки. А на плоту положение стало ужасным. Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в Руане 26 сентября 1791 года. Остальных решено было погрузить на сколоченный из частей фрегата плот — 20 метров в длину и 7 метров в ширину.
Под безобразием на самом деле понималась предельная правдивость». Видимо, они попытались спастись, соорудив плот и в итоге этот плот через две недели подобрало судно «Аргус». В техническом плане произведение выполнено превосходно. Но более всего на художника повлиял любимый Микеланджело, о встрече с произведениями которого Жерико писал: «Я дрожал, я усомнился в себе самом и долго не мог оправиться от этого переживания». Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Жерико находит плотника, который делал плот и заказывает ему уменьшенную копию, лепит из воска персонажей, которые будут изображены на картине, расставляя их на плоту. На первый взгляд зрителю может показаться, что фигуры расположены на плоту несколько хаотично, но это было глубоко продумано художником.
Человек на переднем плане – это его конечное бытие. Рядового человека она отпугивала тем, что он не очень может понять, кто это. Так. На плоту начались драки за доступ к воде.
Люди были оставлены на волю волн на маленьком, заливаемом водой плоту, которым почти невозможно было управлять (подробнее о гибели фрегата «Медуза» можно прочитать в книге «100 великих катастроф»). Правительственные круги и официальная пресса сочли живописца опасным бунтарем, сам король Луи XVIII язвительно поинтересовался: «Это, месье Жерико, – не то ли кораблекрушение, в котором утонет создавший его художник. » Напротив, противники режима увидели в картине обличительный документ. Это обстоятельство, да еще бездарное командование Шомарея привели к тому, что между Канарскими островами и Зеленым Мысом «Медуза» села на мель.
Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома». На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. И новый курс «Медузы»направил фрегат вдоль мавританского побережья изобиловавшего мелями и рифами. Возможно, картина Жерико появилась в Салоне благодаря усилиям его друзей17.
При этом «Медуза» оторвалась от остальных судов конвоя — чем нарушила все мыслимые инструкции и приказы. Крестьян нужно было пожалеть, крестьянам нужно было посочувствовать. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. Подробности плавания потрясли современное общественное мнение.
На пути корабли должны были пройти мыс Блан (Белый), но мыса с характерной белой скалой в назначенный срок не было видно. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Картина «Плот Медузы» вызывает ужас. «Плот «Медузы»» — картина французского художника Теодора Жерико, одно из самых знаменитых полотен эпохи романтизма. В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Немного погодя обозреватель той же «Ле Монитёр», Эмерик Дюваль, проанализировал картину, отметив «несколько отвлеченное воодушевление» художника, который всё-таки, по мнению критика, «превосходно выразил весь её ужас».
В картине Жерико «Плот Медузы» нет статики, она динамична.
Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. В одном из своих писем он отмечает: «Художник, как шут, должен уметь относиться с полным безразличием к тому, что исходит от газет и журналов». Кроме того, мастер абсолютно искренне был счастлив, когда его друг Лебрен заболел желтухой и его лицо приняло нездоровый цвет. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет.
Поразительный был распад коммуникаций между зрителями провинциальной Франции и парижанами. «Но когда эта картина была выставлена в 1851 году в Париже, она создала скандал. Всех охватила паника. 4884) вместе с другими произведениями французской живописи эпохи романтизма. «Медузу» называли шедевром, видели в ней «реальную правду», «натуру», а Жерико удостоился сравнения с Микеланджело и Караваджо.
Он как будто бы приближает камеру, от панорамы он переходит к исключительно близкому плану, чего тоже не было в такой степени до него. Еще несколько шлюпок продолжили путешествие морем и добрались до Сенегала (или были подобраны другими кораблями конвоя) — на них, среди прочих, находилисьДюруа де Шомаре и Шмальц. Двигателем становится народ. Искусство может охватывать современные события, но должно ими и оцениваться: таким образом, значимость картины лежит в ее эстетичности и Салон 1819 г. доказывает это. Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества.
У берегов Сенегала терпит, сев на отмель, крушение военный трехмачтовый корабль «Медуза». Но погода не благоприятствовала, ждали шторма. Гигантское полотно впечатляет своей выразительной мощью. Командовал фрегатом 53-летний капитан Юг Дюруа де Шомаре (в современном русском — бессмысленном и беспощадном — гуглопереводе он именуетсяГуго Дюрой де Шомарей).
Ещё через год вышел роман Веркора «Плот Медузы» (Le radeau de la Meduse). Художник родился в Руане в 1791 году. Прямо в фойе театра он переписал её, добавляя две новые фигуры: соскальзывающее в море тело (для него позировал Делакруа) и человека, стоящего за отцом с мертвым сыном. Само создание этой картины является исторически важным. Человек, который сочувствует, по определению находится в приоритетной позиции.
В ту же ночь во время бури судно село на мель. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину. Жерико делал эскизы в больницах и моргах, зарисовывал в лечебницах лица безумцев. Но 2 июля путешествие трагически окончилось кораблекрушением на Аргуинских рифах возле мыса Бланк.
В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Из ста пятидесяти человек, остававшихся на «Медузе» после бегства капитана, в живых осталось только пятнадцать. Несколько шлюпок достигли пустынного африканского берега — их пассажиры направились через пустыню на юг и были спасены через две недели караваном, который возглавлял переодетый в мавра французский офицер несколько человек погибло во время марша через пустыню. Но 17 человек остались на судне, а сто сорок семь человек перебрались на плот.
В мастерскую заходили лишь немногие из друзей. Жерико полагал, что в стране моряков и тонких ценителей живописи поймут его замысел. В 1796 году семейство Жерико переезжает в столицу. В то же время потерпевшие кораблекрушение, с другой стороны, демонстрируют все более и более проявляющийся подъем. Кстати, о Делакруа и любопытныхдеталях: видите в левом нижнем углу картины двух мертвецов.
В Средиземном море недалеко от побережья Африки затонул французский фрегат «Медуза», на борту которого находились более 150 пассажиров. Перед Салоном большие холсты были собраны в фойе Итальянского театра. 4884). Он всегда ощущал себя провинциалом и лучше всего ему было дома, в Орнане.
Правительство не захотело приобрести произведение идейно направленное против него. 149 (по другим данным — 146) человек (в основном матросы, солдаты и пассажиры победнее — включая одну женщину, маркитантку) должны были плыть на плоту губернатор с семьей, ученые, офицеры (включая капитанаДюруа де Шомаре), чиновники и колонисты побогаче — разместились в шлюпках правда, несколько человек (в том числе офицеров) перешли на плот добровольно. Так как эта полнокровная женщина – это, конечно, сама Свобода.
Тонкий колорист Жерико, в отличие от остальных своих работ, сделал ставку на тёмные монохромные оттенки, подчёркивающие трагическую атмосферу. Здесь прослеживаются традиции барокко. Тут нет человека, которого ты жалеешь.
Это требуется Жерико, чтобы передать все эмоции, владевшие обезумевшими людьми. Жерико воспринимает действительность прежде всего объемно-пластически. На огромной картине Жерико «Плот Медузы», написанной в 1818 – 1819 годах изображены люди в разных положениях и в разном психическом состоянии. м. Но случилось непредвиденное: усилился ветер и фрегат дал трещину.
Художник родился в Руане в 1791 году. «Про конфликт общества и государства, народа и империи говорить можно очень много. Оппозиция обвинила в случившемся правительство.
Это Делакруа — он позировал другу для «Плота Медузы». Начальник экспедиции, капитан «Медузы» де Шомарэ, был назначен на эту должность по протекции и его некомпетентность проявилась самым роковым образом. Спасательные шлюпки слишком малы, вот таким образом был собран плот, прозванный машиной.
«XIX век создал историческую живопись, какой мы ее знаем. А Курбе лишал своего зрителя возможности такого покровительственного сопереживания. Однако, что же осталось из этих предварительных исследований на законченной картине. Картина написана в романтическом стиле, который тогда только-только появился.
В реальности на плоту с «Медузы» был лишь один негр но Жерико любил рисовать своего сожителя и изобразил его в трех ракурсах: со спины (негр, взобравшийся на бочку и машущий кораблю, появившемуся на горизонте, красной тряпкой), в три четверти (третий от мачты в группе стоящих рядом с ней мужчин) и в профиль (сидит под мачтой в центре картины). Да и видно ли его. Но ветер относит плот от корабля спасения.
Прежде он вёл интенсивную светскую жизнь, но теперь не выходил из дома и даже обрезал волосы, чтобы и не пытаться вернуться к прежнему времяпровождению. Картину скрепляет дуэль взглядов Петра и рыжебородого стрельца. Таковы пять эпизодов, над которыми работал Жерико. Именно это придает картине полную эмоциональную силу. На борту было около 400 человек.
Смерть ещё страшней, когда её никто не замечает, когда никто не оплакивает мертвецов12. «Курбе переехал в Париж, но не стал частью художественного истеблишмента. Не считаясь с мнением отца, Жерико бросает учёбу в лицее. Фактически это было одно из первых полотен, написанное в этом стиле.
Нас интересует самый крайний слева, черноволосый, с ухоженной бородой — виден только его торс. Старик держит три меча. Положение на плоту, оставленном на произвол судьбы, обернулось катастрофой. В своей книге автор рассматривает ряд общечеловеческих проблем в философском аспекте. Во-вторых у многих картина вызвала отвращение — из-за чересчур натуралистичных деталей.
Слова эти, опубликованные в официальном печатном органе, газете «Ле Монитёр», на первых порах были восприняты как признание успеха Жерико и повторялись на разные лады. На четвертый день осталось менее половины человек и оставшиеся начали поедать человеческое мясо.
«Несчастные, пишущие такие глупости, конечно, не голодали в течение двух недель, а то бы они знали, что ни поэзия, ни живопись не способны передать во всей полноте ужас, пережитый оставшимися на плоту». Ему удается в одной картине – очень патетической, очень романтической, очень звучной – соединить реальность, физически осязаемую и брутальную, (посмотрите на любимые романтиками трупы на переднем плане) и символы. Поочередно то надежда, то отчаяние овладевают людьми, заполнившими плот Медузы. Ведь в то время Салон был наполнен произведениями, прославлявшими монархию и религию.
«Ужасное в искусстве — такой же дар, как и грация» — записал у себя в дневнике ещё один великий художник (и друг Жерико), Делакруа. А на плоту положение стало ужасным. Как ни странно, картина «Плот Медузы», над которой в 1818 году работал Жерико, положила начало французскому романтизмуВеликий художник Теодор Жерико под впечатлением страшной катастрофы создал свое знаменитое полотно «Плот Медузы», где по-своему передал атмосферу бедствия.
Их путешествие длилось не более четырех дней. Когда эти новости дошли до общества, то оно было потрясено кошмаром произошедшего. Да, бледны, но их кожа не засохла, они не разлагаются. Есть и еще одна волнующая вещь: ощущение хаоса и поножовщины здесь чрезвычайно важно.
Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался. Восемь месяцев художник компоновал огромное количество эскизов в одну картину. посвященной крушению фрегата «Медуза», произошедшему в 1816 году. Навеян он был вчерашним разговором с banshee про различные изображения смерти. Кроме того, он решил вместо карьеры торговца табаком выбрать карьеру художника.
Из почти 150 человек в живых осталось десять. Сюрреалист Луис Бунюэль был вдохновлён ею на создание фильма «Ангел-истребитель» (1962) о группе людей, которых рок изолировал от окружающего мира – но не на плоту, а в гостиной роскошного особняка. Слева от него – три сына, сливающиеся в одну фигуру, справа – три женщины.
Продуктов у них не было. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь.
147 человек были вынуждены спасаться, забравшись на плот. На четвертый день в живых осталось 67 человек из почти полутораста. Фрегат сбился с курса и сел на отмель Арген. Тем временем начал усиливаться ветер, а в корпусе корабля образовалась трещина.
В первую же ночь дрейфа 20 человек было убито или покончило жизнь самоубийством. Жерико выставил «Плот Медузы» в Салоне 1819 года, причём, как отмечал В. Турчин, «достойно удивления», что это полотно вообще было допущено к показу. Теодор Жерико ярко представлял себе адские муки людей, которым судьба подписала смертный приговор. Это выражено и в колорите картины: если на «фризе смерти» он был темный, то к горизонту — символу надежды — он становится светлее.
Плот был оставлен на произвол судьбы. Писать он начинал с раннего утра, как только позволяло освещение и трудился до вечера. Просто стоя в первой версии, они уже толпятся вокруг бочки во второй, что приведет к окончательной пирамиде. Давид тщательно срежиссировал появление своего шедевра. В живых осталось лишь 15 человек. История гибели «Медузы» получила широкую огласку. Фон и одежду Жерико лишь намечает, сосредоточивая внимание на лице душевнобольного.
Работа над монументальным полотном истощила Жерико, он хотел поехать на Восток, чтобы отвлечься от болезни и невзгод в личной жизни, получить новые впечатления, однако друзья отговаривали его. Как ты можешь увидеть свободу. И художник едет в Гавр, где на месте изучает эффекты неба и моря. В полдень он появился снова и на этот раз взял курс прямо на плот. Начальником всей экспедиции был назначен капитан «Медузы» Гуго Дюруа де Шомарей, который перед отплытием получил специальную инструкцию о том, что надо успеть доплыть до Сенегала до наступления сезона ураганов и дождей. Еще через четыре дня пятнадцать самых сильных человек выбросили всех остальных в море.
Странный художникбыл постоянным посетителем «скорбных домов» и моргов. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля.
Он стоит в центре, он представляет собой ось картины. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». В 1816 году вся Франция ужасалась, читая газетные сообщения о крушении недалеко от островов Зеленого мыса фрегата «Медуза». Картины из этой серии не были предназначены для продажи.
И, хоть он и начал свою службу на флоте ещё в 1780-х годах, последние 25 лет своей жизни он провел почти исключительно (он выходил в море только ради участия в высадке на Кибероне — и то пассажиром) на берегу, в Англии. Несколько человек сошли с ума. Позже Делакруа вспоминал, что увидев законченную картину, он «в восторге бросился бежать, как сумасшедший и не мог остановиться до самого дома».
Главным символом надежды на спасение выступает фигура стоящего спиной к зрителю чернокожего матроса, отчаянно размахивающего обрывком полотна, чтобы плот заметили на проходящем мимо судне. Поводом для создания картины послужила морская катастрофа, произошедшая в июле 1816 года с пассажирами и членами команды фрегата «Медуза», покинувшими корабль, севший на мель, на плоту. Есть на картине и ещё один друг Жерико.
Жерико (описание картины) становится близким и понятным каждому, кто всматривается в полотно, созданное классическими техническими приемами работы, но наполненное романтической эстетикой. Между тем она не кокетничает с нами, а смотрит сквозь нас. В общем, она ведет себя так, как должна была бы вести та, на которую смотрим мы». В основе сюжета картины лежит реальное происшествие, случившееся 2 июля 1816года у берегов Сенегала. Жерико был всецело поглощён работой.
Выжило лишь десять человек. Картина Теодора Жерико «Плот Медузы» показывает этот момент. В-третьих, у многих картина вызвала восторг.
Каравелла Эхо, не отклоняясь от курса, утром обогнала Медузу. По мнению Г. Лавирона и Б. Гальбаччо («Салон 1833 года»), картина «приблизила революцию». Капитан фрегата, Гюго Дюрой де Шомарей, бывший эмигрант, на которого возлагалась большая часть вины в гибели пассажиров плота, был назначен по протекции (впоследствии он был осуждён, получил условный срок, но общественности об этом не сообщалось).
Она проходит слабой нотой в изображении надежды, что делает ее хрупкой и иллюзорной. Его должны были вести на буксире лодки. Неопытный и трусливый капитан (получивший должность по протекции) посадил судно на мель и вместе со своими приближенными спасся в шлюпках, бросив на произвол судьбы сто пятьдесят пассажиров и матросов. Жерико был всецело поглощён работой. Но в этой картине очень хорошо заметна роль народа. Первое полотно он создаст в 1812 году, там, конечно, будет конь.
Нападая на современность, картина развивается в настоящее политическое событие. «Гибель «Медузы» воспринималась чопорными и сдержанными англичанами не как отдельный эпизод, а как художественный эпос, вырастающий в единую, скульптурно изваянную группу. Корабль затонул во время шторма близ островов Зеленого мыса в 1816 году. Сюжет картины основан на реальной трагедии. Образовалась группа из офицеров и пассажиров и группа моряков и солдат.
Обнажённые мертвецы на первом плане— обращение к традиционным для европейского искусства темам «Танец смерти» и «Триумф смерти»— нагота мёртвого человека трактуется как «отсутствие всех благ» и противопоставляется наготе «естественной», «божественной» и «преступной». Он познакомился с Корреаром и Савиньи, беседовал с ними, даже, вероятно, написал их портреты. «Французские салоны знали изображения тяжелого крестьянского труда, бедных крестьян. В 1968 году немецкий композитор Ханс Вернер Хенце написал ораторию «Плот Медузы», постановка которой (Хенце осуществил её совместно с Эрнстом Шнабелем) вылилась в политический скандал— оратория была посвящена Эрнесто Че Геваре36. В 1817 году он начал работу над своей новой грандиозной картиной, при этом в числе других художник попросил позировать двух переживших трагедию человек — инженера Корреара, под чьим руководством пассажиры «Медузы» и соорудили спасительный плот и хирурга Анри Савиньи.
Вы можете увидеть на лицах страх и облегчение. В июле 1816 года у берегов Западной Африки французский фрегат «Медуза» из-за ошибок неопытного капитана, получившего должность по протекции, сбился с курса и сел на мель. «Плот Медузы» экспонировался на парижском Салоне 1819 года и получил неоднозначную оценку художественных критиков и публики.
Еще несколько человек решило остаться на «Медузе» (по разным данным от 10 до 17, 4 сентября спасли троихиз них). Не условных героев и не театральные жестикуляции хотел изобразить Жерико, а реальных людей, переживающих долгие дни страданий и лишений. Но настоящими учителями для него стали Ж. Л. Давид и Ж. А. Гро.
На восьмой день 15 наиболее сильных выживших выбросили за борт слабых и раненых. Франция была шокирована жестокой историей о подлости бездарного капитана, по вине которого судно потерпело крушение.
Сухари были съедены в первый же день (200-300 граммов на человека). На ней художник размещал восковые фигуры, уточняя композицию будущей картины.
В самую первую ночь погибли двадцать человек. Ходили слухи (весьма убедительные), что капитан получил это место по блату, будучи абсолютно некомпетентным моряком. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Жерико, прибывший в Англию, получил то, чего ему не хватало на родине— признание его произведения зрителями и критиками. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины.
Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Все люди изображены в своеобразном клубке из сплетенных человеческих тел. Именно эта спрессованность момента здесь исключительно важна. Взорам его экипажа предстало страшное зрелище: полузатонувший плот и на нем пятнадцать истощенных до последней крайности, полумертвых людей (пять из них впоследствии скончались). Оппозиция обвинила в случившемся правительство.
Сам Эжен Делакруа говорил, что был под большим впечатлением от уведенной работы, которая перевернула живопись и стала началом рождения романтизма. Капитан дал приказ всем покинуть корабль. Критик из «Таймс» отмечал «холодность», присущую этой школе и находил в полотне Жерико «холодность колорита искусственность поз, патетизм».
Всех охватила паника. Он назвал картины такого рода хоровыми. 147 человек «попроще» они убедили перейти на спешно сколоченный плот, пообещав буксировать его до берега, однако вскоре бросили в открытом море.
Лондонская выставка была успешной и финансово— Жерико имевший право на треть выручки от продажи входных билетов, получил 20 тысяч франков. Мане историй не рассказывает.
К развитию этой новой эстетики инстинктивно подошел в своей картине «Плот Медузы» Теодор Жерико. Но модус изображения был общепринятым. Места в шлюпках заняли высокопоставленные лица. Его семья была обеспеченной, но ребенка рано отдали в пансион, где он обучался.
Она шла против всего, к чему парижская публика на этот момент привыкла. Картина Жерико «Плот Медузы» будет создана через несколько лет. «Пейзаж абсолютно меняет оптику.
Публицистический пафос «Плота» был востребован в период падения Второй республики, знаменуя гибель общества. В картине современники увидели аллегорию Франции эпохи Реставрации, погрязшей в коррупции и взяточничестве. Как писал один из критиков, Жерико «показал на тридцати квадратных метрах картины весь позор французского флота». Семнадцать человек остались на фрегате, 147 человек перешло на плот. В самую первую ночь погибли двадцать человек. Это был взгляд несколько сверху. Плот скитался в море в течении 12 дней.
Здесь и началась ужасная одиссея. На перегруженном плоту было мало провианта и никаких средств управления и навигации. И это команда к человеку, который сначала действует, а потом размышляет. Это Утро стрелецкой казни Василия Сурикова».
«Новый рассказ о событии и три года спустя заставляет содрогаться», — писала либеральная газета La Minerve francaise. Картина была закончена в июле 1819 года.
Настолько близкий, что изображен на картине трижды. По словам его биографа, Шарля Клемана, художник составил «досье показаний и документов». Казалось, что «Плот Медузы» – первое крупное произведение многообещающего молодого художника, что, судя по его следующим работам – серии портретов душевнобольных и написанной в Англии картине «Скачки в Эпсоме» – Жерико ждет блестящее будущее.