Живописец Мунк

Эдвард Мунк норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописециграфик, театральный художник, теоретик искусства. Мунк Эдвард (Munch) (12 декабря 1863, Лётен, Хедмарк — 23 января 1944, Экелю, близ Осло), норвежский живописец и график, теоретик искусства, театральный художник.

Великий живописец, график и экспрессионист Эдвард Мунк родился 12 декабря 1863 года в Экели, небольшом городке близ столицы Норвегии Осло. Эдвард Мунк – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства.

Эдвард Мунк, норвежский художник

Всего он провёл там более полугода. Мунк сказал однажды: «Все, что я сделал позже, обязано своим рождением этой картине». И всё же, произошедшие перемены были восприняты окружением Мунка как чудо. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии.

Его краски стали резче и интенсивнее. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Тема смерти, болезни, угасания становится одной из главных в его искусстве. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой.

Нос и рот хорошей формы, которую не портила даже тонкость нижней губы. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн)31. Это были первые опыты художника. Некоторые не лишены специфического юмора и носят остроумные названия, например, автопортрет 1919 года «У Мунка грипп».

  • Художник Эдвард Мунк: произведения, биография
  • Эдвард Мунк: жизнь и творчество художника
  • Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  • Эдвард Мунк: краткая биография и картины художника
  • Как смотреть картины Эдварда Мунка
  • Эдвард Мунк – норвежский художник

Эдвард Мунк родился в 1863 году. Обретение художником своего стиля происходило и не без влияния живописи Поля Гогена, в которой он воспринял необычность цвета, декоративность колорита и мир поэтических символов Гогена. Перед смертью, Мунк завещал свою обширную коллекцию картин, биографических и литературных заметок столице Норвегии. Мунк создает здесь героический образ норвежского пейзажа.

Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Он был очень религиозным человеком. Завещал собрание своих работ (около 1 тысячи картин, свыше 15 тысяч гравюр, 5 тысяч акварелей и рисунков, 6 скульптур) столичному муниципалитету на основе этой коллекции в 1963 году создан Музей Мунка в Осло. Он упорно добивался какого-то очень точного ощущения в картине, придирчиво и беспощадно отклоняя несколько вариантов. В 1974 году режиссёр Питер Уоткинс снял художественный фильм-биографию «Эдвард Мунк», посвящённую великому живописцу. Вариант «Крика» 1895 года, выполненный пастелью, был продан Петтеру Олсену 2 мая 2012 года на аукционе Sothebys за 119, 9 миллиона долларов, став самым дорогим в истории произведением искусства, проданным на открытом аукционе. Автор подчеркивает, что переживающий разрыв герой пытается забыть ту, которая причинила ему столько страданий и ее лицо навсегда стерто из его памяти.

  1. Мунк Эдвард (1863 – 1944) (экспрессионизм)
  2. ЭДВАРД МУНК (Компиляция из разных источников)
  3. Эдвард Мунк – интересные факты из жизни живописца
  4. Эдвард Мунк – краткая биография
  5. Биография и произведения Эдварда Мунка
  6. Отношения с женщинами и болезнь Эдварда Мунка

Неподатливость и жесткость материала создают особую, дополнительную напряженность образа. Вы ещё немецкий экспрессионизм тех времён посмотрите. Вот таким образом я всегда боюсь, когда их моют и смазывают маслом. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. По другой версии, такая «обработка» полотен была связана с желанием художника добиться эффекта выцветшей матовой потертой поверхности, напоминавшей фреску или пастель.

Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Живое побеждает смерть. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.

Его живописные и графические работы достигают высокого совершенства. Выглядит она очень хрупкой и ранимой.

На первом варианте небо написано в багряных тонах. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. К сожалению, для критиков, Эдвард Мунк так и не написал ее портрета. Главным становится передача состояния, психологии, а не события. Эти моменты были изображены на первых крупных полотнах «Больная девочка» и «Весна».

В символических и монументальных образах «Фриза жизни» прослеживаются изначальные и заключительные фазы жизненного цикла, осмысливается жизнь человека как драма его души. Сильный подбородок казался еще сильнее, поскольку Мунк всегда высоко нес голову. В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала.

развивалось в русле складывавшегося стиля модерн (Сестра художника, 1892 Девушки на мосту, около 1901), но обнаруживает и ряд новых черт (жёсткий, вихреобразный контурный рисунок, повышенная динамика композиции, диссонирующий цвет), которые усиливают трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (Крик, 1893, все упомянутые произведения – в Национальной галерее, Осло). Подобно пожару она оставляет после себя только пепелище». Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. В его судьбу вторглась война. Он писал: «Древние были правы, когда говорили, что любовь это пожар. В только что написанных мною картинах есть что-то резкое.

В конце 1892— начале 1893 года у него окончательно оформляется идея «фриза»— серии картин на «вечные» темы любви и смерти. Еще одна сестра художника, Лаура, была помещена в клинику для душевнобольных, а в 1889 году от инсульта умер его отец. Здесь пришла к нему слава и была издана первая книга о его творчестве. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года.

В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Он называл это «лошадиным лечением». Графика Мунка поражает разнообразием техники.

  • Последние годы жизни Эдварда Мунка
  • Интересные факты из жизни художника
  • Нервные срывы и лечение болезни
  • Портреты как передача человеческой души
  • Творчество в последние годы жизни

Осенью он едет в Париж. В конце 1880-1900-х гг. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Мунк решительно отказался от приглашения участвовать в «почетном совете искусства» и от празднования своего 80-летнего юбилея. Получив прекрасные отзывы и специальную стипендию, Мунк отправляется в Берлин и Париж. Идея объединить работы в «Фриз жизни», где эти сюжеты играют главную роль, посетила Мунка в конце 1890-х, хотя официально это название прозвучало впервые в 1918-м. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом). Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.

Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Одним из видов наказаний было так называемое лошадиное лечение (hestekur): Мунк выставлял неудавшееся, по его мнению, полотно на улицу, где лил дождь, свистел ветер и было холодно. Норвегия признаёт творчество Мунка и устраивает прижизненные ретроспективные выставки.

Многие картины художник писал в нескольких вариантах. Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский художник и график. Когда в 1940 г. гитлеровская Германия оккупировала Норвегию, Мунку было 76 лет. Он боялся открытого пространства и высоких гор – те вызывали в нём чувство головокружения. Сам мальчик отличался довольно слабым здоровьем. Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Тот указал ему на сияющий в небе полумесяц, на что художник запротестовал: «Это не луна.

  • «Больная девочка» : прощание с любимой сестрой
  • Травля критиков и непонимание публики
  • «Расставание» : боль от разрыва отношений
  • 0 Эдвард Мунк – парадоксальный художник
  • Детство и юность норвежского художника

Ничто здесь не отвлекает внимания от главного. Что и говорить, лекарство весьма сомнительное. Она называлась «Дорога никуда». «Фотоаппарат не сможет конкурировать с кистью и палитрой до тех пор, пока его нельзя будет использовать для съёмки в аду или на небесах» – утверждал Мунк. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.

Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Картины природы всегда преломлены через настроение художника.

  1. Самые известные картины Эдварда Мунка с названиями
  2. 8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть
  3. О жизни и творчестве выдающихся художников
  4. Биография и творчество художника

После потери жены Кристиану Мунку казалось, что смерть поселилась в их доме навсегда. Так, женщина картинах "Фриза" – это первая Женщина, это – Ева. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. Один из первых представителей экспрессионизма.

Черты личности Мунка, художника и человека, ярко проступают в этих эпизодах его жизни. В 1933 году художник стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. По словам представителя музея, пятно в углу на картине «Крик» останется заметным. Первая дата – 1888–1889 годы.

Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона. Он никогда не выбрасывал записок: «Никогда не использовал корзину для бумаг, так как трудно отделить зерно от плевел». С одной стороны от этой линии раскинулось бескрайнее море, а с другой – жизнь во всей ее полноте, с ее радостями и печалями». Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Свои произведения автор сравнивал с музыкой.

В эти годы Мунк курсирует между Берлином, Парижем и родной Христианией. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Какое-то время он пребывал в Париже, немного жил в Берлине. Проект остался нереализованным. Оборачивался, как бы ища другой дороги. В 1879 г. юный Edvard Munск поступает в Гос.

  • Один из первых представителей экспрессионизма -художник Эдвард Мунк
  • Память и отражение в мировой культуре
  • Материал из Википедии — свободной энциклопедии
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

«Меланхолия» стала одной из картин, в которых окончательно выкристаллизовывается характерный стиль художника: выразительные, четко очерченные контуры, упрощенные формы, сумрачное, несколько загадочное настроение. Мунк также верил, что когда-то лун было две. Этот бурный роман с Туллой Ларсен, был закончен очень трагически. Зрители воспринимают полотно как набросок к картине, а не как законченную работу. Страх перед женщинами отчётливо прослеживается в большинстве значимых творениях Мунка: они предстают в облике то вампира, то гарпии, то нечестивой Мадонны. Супруга Пшибышевского, Дагни Юлль, стала музой для влюблённого в неё Мунка и послужила моделью для таких всемирно известных шедевров, как «Вампир», «Поцелуй», «Ревность». «Лучшая услуга, которую можно оказать Эдварду Мунку, это молча пройти мимо его картин», – заявил он.

Черты намечены легкими штрихами, а пышные волосы – волнообразными линиями. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Картина Крик стала одним из художественных символов рубежа веков. Противопоставлением трагической гримасе его лица даны мирные фигуры двух мужчин.

Многие листы выполнены в смешанных техниках, позволяющих добиться наибольшей выразительности и остроты образа. В 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж, где посетил восьмую и последнюю выставку импрессионистов.

Художник Эдвард 
Мунк: произведения, 
биография

долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Она, как нельзя лучше характеризует и все его творчество. Как появилось самое знаменитое произведение Мунка – «Крик». Доведенный почти до умопомешательства, Мунк видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.

В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Полностью исчезает индивидуальная характеристика персонажей. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. После обучения в Королевской школе Искусства и Дизайна в Христиании (сейчас Осло), в этом же городе в 1883 году работы Мунка впервые выставлялись на выставке Индустрии и Искусства. Портреты художника — исследование человеческой души.

Мунк не случайно обращается к этому образу источнику силы, утверждающему жизнь. Некоторые исследователи У. Бишофф. Художнику было 76 лет, когда немцы оккупировали Норвегию. Так известно несколько вариантов "Больной девочки" с 1886 до 1930-х годов. Усиливает ощущение удушающей атмосферы сама фактура холста и тягучие мазки, вторящие волнообразным цветовым линиям.

Интересно, что Мунк был абсолютно безграмотным в естественных науках – он даже не знал, что собой представляет Луна и всегда писал её полной. В картине «Крик» уже отчетливо заметны детали, характерные для экспрессионизма (в этом стиле работа считается знаковым событием): в контурном рисунке присутствует жесткость, а цветовая гамма отличается ярко выраженным диссонансом. Однажды он познакомился с молодой богатой норвежкой. Как художник Эдвард Мунк сложился к концу 1880-х годов. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди.

Графика Мунка не обособлялась в отдельную, независимую сферу его творчества. Эта тема отражена в многочисленных сохранившихся эскизах художника. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь», художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк.

На фоне сумрачного лесного пейзажа изображены мужчина и женщина. «Крик» уникален не только потому, что он обозначил поворотный момент в карьере художника и даже не тем, что стал воплощением идей ещё только зарождающегося экспрессионизма. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Иным предстает облик художника в «Автопортрете с сигаретой», наделенном некоторой долей самолюбования. Наступила новая полоса жизни при оккупационных властях. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.

Не любил писать подробностей человеческого тела, уши, руки, женскую грудь. В 1921-1922 гг. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают»32 В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца33.

Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины. Смелая независимость Мунка, перешагнувшего узкие рамки натурализма, вызвала бурю негодования. Нацисты не осмелились подвергать прямым преследованиям известного художника. Но до этого, художника «обвинили» в импрессионизме, раскритиковали название и размер произведения, а к травле присоединились не только художники, но и семья. Прошло совсем мало времени, когда его младшей сестре поставили диагноз «шизофрения» из-за участившихся приступов странности.

Любовников как будто скрывает мгла. Одна из них посетила его на мосту через фьорд в Христиании. Мировоззрение Мунка формировалось под воздействием творчества X. X.

К этому времени относятся знаменитые картины Мунка: "Крик", "У смертного одра", "Больная девочка", "Танец жизни". В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» – произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши. В среде русской интеллигенции зачитывались романом Пшибышевского и высоко чтили талант Мунка русские зрители познакомились с его творчеством, когда его картина «Девушки на мосту» оказалась в Москве благодаря коллекционеру Ивану Морозову, который приобрёл её на Салоне Независимых в Париже. После Второй мировой войны образ с картины «Крик» стремительно стал набирать популярность и превратился в поп-икону. Мунк говорил об эффекте «симфонии» зрительного образа и слова.

В 1886 году картина Мунка «Больная девочка», представленная на Осенней выставке, стала причиной скандала. В свой зрелый период он крайне редко писал лица, а если и писал, то абсолютно схематично. Шел он не как все. Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», – напишет он в письме к другу4. Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть.

Одна из его ранних картин – Больная девочка, выставленная в Осеннем салоне Христианин (ныне Осло), - открыла целую сюиту изображений комнат с больными и умирающими. В каком-то смысле Мунк упивался своими несчастьями. «Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.

Часто художник отдает предпочтение четкой, резкой технике «сухой иглы» и жесткой обрезной гравюре на дереве. Помимо литографий, создал также много гравюр на дереве и на металле работал в театре (декорации к спектаклям М. Рейнхардта по пьесам Г. Ибсена), занимался фотографией (с 1892 года) и литературным творчеством. Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Большинство картин Мунка 1890-1910-х гг. Он ждал, когда они уйдут, чтобы спокойно продолжать работать.

«Через всю серию картин, – объяснял он, – проходит волнистая линия побережья. ХIХ в. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном гнетущем мире. Довольно долгое время она привлекала Мунка. Сестра будущего живописца, Софи, также скончалась от этой болезни в 15 лет.

Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Со многими из портретируемых он был связан узами творческой дружбы. Мунк остался в Германии и написал здесь цикл картин под названием "Фриз жизни". Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Мунк работал над циклом декоративных панно для актового зала университета в Осло (Христиании), приуроченным к его столетнему юбилею.

В бегло намеченных чертах лица — усталость и горечь. Разметавшиеся волосы, закрытые глаза – во всем ее облике есть ощущение огромного внутреннего напряжения и мучительного раздумья. Он романтизировал свою болезнь, приписывая ей свои творческие озарения. Именно он первым стал применять еловые доски, которыми увлеклись позднее экспрессионисты. Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Он в одном из своих дневников писал, что идея ее написания пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту.

Это время зрелости, пора успеха и обретения самого себя. «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Определенную роль в этом сыграло его знакомство с новым французским искусством. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».

Мунк выводит изображенную сцену за рамки частного события. De gustibus non est disputandum.

Родился в семье военного врача. Хрен редьки не слаще. Милли имела репутацию кокетки и, по-видимому, не принимала ухаживаний юноши всерьёз20, тогда как Эдвард, неопытный в любовных делах, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для него, происходившего из глубоко религиозной семьи, нарушение строжайшего табу21. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило.

Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. В том же 1902 году «Фриз жизни» впервые был выставлен в таком виде, каким его задумал художник, в галерее Берлинского Сецессиона.

Они воплощали жизнь и смерть, любовь, ревность, теску.

Особенно угнетающее впечатление производит акварель «Нарушенное зрение», на которой обнажённый человек частично загорожен слепым пятном. На переднем планеМунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» – пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм – это природа, вылепленная состоянием души» 5. В 1906 г. Густав Шефлер опубликовал первый том каталога его графических работ. Тем не менее, он не воспринимал это как искусство.

Мунк считал, что человек в схватке с природой обречен на поражение. Он был первым, кто заметил талант Эдварда. Но имя художника с тех пор стало на слуху среди интеллигенции, художников. Настенные росписи, выполненные Мунком для университета в Осло (тогдашней Христиании), обозначили перелом в мироощущении художника.

Единомышленники собирались в литературном кафе «У чёрного поросёнка» (нем. Мунк в 1893 году создает свою самую известную картину — «Крик».

В 1881-1883 годах учился в Школе рисования в Кристиании (ныне Осло) у скульптора Ю. Миддельтуна, брал уроки у живописца К. Крога (1882 год), с 1883 года учился в «Академии свободного света» Ф. Таулова. Художник хотел показать рабочих на строительстве, труд уличных рабочих, уборщиков снега. Когда мальчику минуло пять лет, его мать Лаура Катрина Мунк скончалась от туберкулёза. Однажды он спросил у друга, куда запропастилась Луна, ведь он видел её свет.

Творческая судьба Мунка, в особенности в начальном периоде, была связана с Германией. Договорившись с матерью Бетси, он пригласил ее позировать для нескольких картин. Все готовые работы из цикла были выставлены в Берлине в 1902-м, затем в 1905-м – в Праге.

Именно в эти годы была создана первая популярная картина художника «Больная девочка», посвященная памяти его старшей сестры Софи. В 1885 году появилась его Мадонна, созданная, возможно, под влиянием Пшибышевского. В конце жизни Эдвард Мунк написал свой автопортрет.

Предельное напряжение чувств, трагизм образа, ощущение крушения мира и активность живописного языка, преодолевшего иллюзорное, натуралистическое видение, — все это признаки нового, еще не родившегося искусства наступающего XX в. Пройдет несколько лет и образно-стилистические тенденции, заложенные в этой картине, продолжат художники-экспрессионисты. В своём личном дневнике он писал: «Я шёл по тропинке с друзьями – солнце садилось – неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение и опёрся о забор – я смотрел кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом – мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Маленькие бессильные руки, узкие плечи. Всего он провёл там более полугода. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии.

В 1893 году он написал первый вариант «Крика». Мунк выполняет монументальные росписи в рабочей столовой на шоколадной фабрике «Фрейя» в Осло. Мунк прибыл в Париж во время Всемирной выставки. Однако задуманный им «Фриз рабочих» не был осуществлен. Уже в середине 80-х гг. Мечтательное, неуверенное выражение глаз не гармонировало с сильным подбородком.

Уже в 1895 г. Юлиус Мейер-Гдрефе издал девять офортов Мунка. Девушка есть и в Танце жизни (1899-1900) и в картине Три возраста женщины (ок. 1895). Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».

С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Он казался странным. Теме медленного угасания жизни посвящена целая сюита полотен и гравюр «Больная девочка», в которых конкретный сюжет как бы становится воплощением различных душевных состояний: просветленности, грусти, боли, безысходности. Событие в одночасье сделало Мунка популярным – особенно среди прогрессивной молодёжи. Нерадивые друзья художника рассчитывали на то, что скорое «воскрешение» девушки заставить его жениться.

Так Эдвард стал маргиналом среди художников. Позже Мунк писал: «Мать, которая умерла молодой, передала мне склонность к туберкулезу, а легко возбудимый отец, набожный до фанатизма потомок старинного рода, посеял во мне семена безумия С момента моего рождения, ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом Часто я просыпался ночью, оглядывал комнату и спрашивал себя: «Не в аду ли я. ». По этой цитате можно судить о писательских способностях Мунка. В распахнутое, уставленное цветами окно врывается свежий ветер. Он получает большой заказ от университета Осло и создаёт композиции для актового зала. От изображенной здесь женской фигуры на фоне освещенного луной пейзажа веет тишиной. Замечая шепчущихся, художник немедленно думал, что речь идёт именно о нём: «Посмотрите-ка. Все это в немалой степени способствовало европейской известности художника.

Мотивы зимнего пейзажа в живописи Мунка не редки. Когда буржуазный сброд перестанет обо мне шептаться».

«Гулять по Осгорстранду – это будто гулять среди моих картин, – говорил он, – у меня было непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде». Получается лучшая гармония красок.

Ребенком он пережил и смерть матери. Работы Мунка вызвали скандал и выставку закрыли досрочно. Решительная Тулла имела иное представление о любви нежели Эдвард и всеми силами пыталась женить его на себе. Панно «Солнце», навеянное симфонической поэмой Рихарда Штрауса «Заратустра» находится на центральной стене актового зала. Мунк. Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. В центре композиции в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка, немощная, с усталым бледным лицом и худыми слабыми руками.

Ей 26 лет и она замужем. Находясь отчасти под влиянием Егера с его призывом «писать свою жизнь»24, художник создал крупное полотно, в основе которого лежали его воспоминания о болезни и смерти Софи Мунк. После объявления о закрытии выставки «безобразные» произведения приобретают известность, а прогрессивная молодежь начинает восхищаться скандальными картинами. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», – сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.

Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Выделяется только лицо девочки, а точнее – ее глаза. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Выставленная впервые, эта работа подверглась уничтожающей критике — прежде всего, за жесткую манеру письма. Эдвард родился 12 декабря 1863 года в Христиании (ныне Осло) в семье военного врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком в семье. В 1893 г. Мунк пишет картину «Крик», повторенную затем в нескольких версиях в живописи и графике и определившую характер творческого развития художника в 90-х гг. «Без страха и болезней моя жизнь была бы лодкой без вёсел», – писал он. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль.

Умирая, он выронил из рук книгу «Бесы» Достоевского. Депрессию он лечил наедине с бутылкой аквавита. Hohmach, простите, я разве что-то сказала о том, что Мунк не достоин сострадания. «Я почувствовал крик Природы»). Формирование творческой индивидуальности Мунка происходило в контактах и с другими ведущими европейскими школами и художественными движениями эпохи. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи», тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет».

Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. В 2004 году «Крик» и вторая по значимости работа Мунка, «Мадонна», были выкрадены по заказу одного коллекционера. Художник был госпитализирован и на этом их отношения с Туллой завершились, но его психическое благополучие было сильно подорвано. Таким постоянным мотивом в живописи и графике Мунка был лунный свет, преображающий все земное, доводящий изображение до ирреального. Но на будущего художника рассказы отца производили совсем другое впечатление.

Энди Уорхолл создал серию принтов с репродукциями картины в различных цветах. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет.

Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»7: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада8. Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. На протяжении долгих 4 лет девушка настаивала на бракосочетании, что тяготило Мунка. Много картин находится в Бергене. Доведенный почти до умопомешательства, он видел галлюцинации, которые не оставляли его до конца жизни. В 1897 году начинается его роман с Туллой Ларсен, дочерью богатого купца из Христиании.

Аналогичную надпись он позже сделал на литографии: «Ich fuehlte das Geschrei der Natur» (нем. В это время Мунк обращается к офорту, гравюре на дереве, литографии. Мунк писал картину с холма Экберг в Христиании.

Мать Эдварда была на 21 год моложе мужа. Рядом с ней — мать.

Лицо человека — застывшая безликая маска. В 1885 году художник уезжает в Париж, где впервые знакомится с французским искусством. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1. Фон словно кружится в вихре, уходит в Тартар и уносит за собой изображенного персонажа. Осенью он едет в Париж.

В сущности его картины 80-х гг. Картины, последовавшие за «Больной девочкой», были несколько более консервативны по стилю— видимо, Мунка смутило яростное неприятие, которым была встречена его работа. Один журналист написал, что присутствие Мунка понизило уровень всей выставки. Все вокруг мрачно и бледно.

«Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Он поссорился с друзьями и получил нервный срыв. Художник стремится освободиться от магнетизма пессимистического настроения, поверить в иные силы.

Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Здесь художник обзаводится новыми покровителями— Альбертом Коллманом и Максом Линде, которые будут поддерживать его на протяжении долгих лет. Исключение составляют портреты Фридриха Ницше 1906 г., сочиненные художником после общения с сестрой известного философа. В них запечатлен духовный путь мастера.

Она настолько влюбилась в художника, что настаивала на свадьбе целых 4 года. В 1994 году грабители потребовали выкуп в миллион долларов, но были найдены и арестованы. Одна из главных в его жизни картин «Больная девочка» вызывает скандальную реакцию.

Человек обречен на поражение, на страдание в неравной борьбе с силами Природы. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде» говорил Мунк. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании. Она одновременно является и частью пейзажа и отторгнута от него. Фриз включает Поцелуй, Барку юности, мужчин и женщин, Вампира, Крик, Мадонну.

Исключение составляют портреты Фридриха Ницше (1906), сочиненные художником после общения с сестрой известного философа». При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки»22 Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. Это было время, когда художник преодолевает тяжелый внутренний кризис.

К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935)и Рихард Демель (1863–1920). Несколько искусственный оптимизм приходит на смену тоске и разочарованности. Образы больных и умирающих не раз появлялись на полотнах раннего Мунка.

Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Первым таким «фризом» становится небольшая берлинская выставка под названием «Любовь», на которой был впервые представлен «Крик». Но девочка смотрит не на нее, ее взгляд устремлен дальше.

Художник не переставал писать даже в больнице и трудился над портретами и стихотворной сказкой «Альфа и Омега», для которой создал серию литографий. В 1909 году, выписавшись из клиники, Мунк покинул Данию и вернулся на родину. Художник создан пять ее вариантов (последний относится к 1926 году, то есть сорок лет не отпускал его этот сюжет. ) и несколько литографий на ту же тему.

«Крик» входит в цикл произведений под общим названием «Фриз жизни», о котором Мунк говорил, что это «поэма о жизни, любви и смерти». В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Он задуман как цикл декоративной живописи, как полотно ансамбля жизни. Запись датирована 1892 годом – прежде, чем написать «Крик», Мунк пытался запечатлеть увиденное в работе «Отчаяние» («Настроение на закате»).

Он бессилен перед этим течением и все, что ему остается, кричать, схватившись за голову. Вот таким образом случалось, что в период 1930-1940-х гг. Мунк стремился простым и понятным языком этих произведений рассказать о Норвегии. В картине «Страх» пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги. В 1879 году Мунк поступил в Высшую техническую школу в Осло, но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел.

Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Портреты художника – исследование человеческой души. Его портреты превосходно отражали характер человека. Всего он провёл там более полугода. Мунк впадает в депрессию и замыкается в себе, перестаёт посещать уроки Бонна, рвёт связи с друзьями (исключением становится датский поэт Эмануэль Голдштейн). Пластический язык обретает исключительную силу.

В них утверждаются картины мира исполненного ясности и гармонии. входит в незавершенный цикл Фриз жизни. Огромную роль в формировании его как художника сыграло и творчество Гогена и Ван Гога. В Германии Мунк вошел в среду писателей и художников, объединившихся вокруг журнала «Пан», который поддерживал новые веяния в литературе и искусстве.

Его излюбленными образами-символами стали девушка-цветок с льняными косами, в белой одежде, рыжеволосая женщина-вампир, скорбящая мать. Безрадостным, бездушным и угнетающим представляется художнику мир. Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло).

Он пишет картину Мадонна (около1894–1895). Кажется, что картину жизни облили растворителем и все предметы начинают терять форму перед тем, как превратиться в ничто.

Влияние этой группы очень ярко проявилось в творчестве Мунка 80-х годов. Для него любовь и смерть были примерно одним и тем же. Одной из известных серий пейзажей в творчестве Мунка являются «Девушки на мосту (Белая ночь)». Напряженная динамика пространства, решенного резкими контрастами планов извивающиеся линии фьорда и неба, необычные краски всего пейзажа, полыхающего красным цветом в картине 1894 г. «Страх», свидетельствуют о новых творческих принципах Мунка. Через портрет он всегда исследовал душу человека.

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». Богема стала для него второй семьей. Важным для Мунка оказался 1889 г. В этом году состоялась его первая персональная выставка в Христиании (Осло). В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Полотно уподобляется пластической метафоре отчаяния и одиночества.

Эта исполненная в смешанной технике работа стала самым знаменитым полотном Мунка, отправной точкой экспрессионизма и одной из визитных карточек «Норвегии». Он вырос в норвежской столице, Кристиании (ныне Осло). Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Мир, окружающий художника, становится страшным, он полон боли, кошмаров и зла.

Картина «Женщины на мосту» насыщена особой экспрессией чувства, которой художник достигает при помощи напряженно звучащих, горячих красных и оранжево-желтых тонов, заливающих весь пейзаж. Племянник П. А. Когда Эдварду было пять лет, его мать умерла от туберкулёза (через 10 лет эта же болезнь унесёт в могилу её старшую дочь Софи) и ведение хозяйства взяла в свои руки её сестра, Карен Бьёльстад. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. Он стал вегетарианцем и редко курил, при этом избегал лекарств. «Я пишу не то, что вижу, а то, что видел»— таков его ответ на слова Моро.

«Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», – такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» – комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. У них с Вождём СССР эстетические запросы во многом совпадали. Полотно вошло в цикл «Фриз жизни». Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895). Но больше всего его раздражали пальцы.

Последние годы жизни, художника связаны с мрачными событиями европейской истории. Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Но в среде богемы, где считалось необходимым привлекать к себе внимание любыми способами, Мунк стоял особняком. Многие его живописные произведения были переведены им в офорт и литографию, которыми он овладел в совершенстве. С нее он писал такие полотна, как «Вампира», «Мадонна» «Ревность», «Поцелуй». Пейзаж «Крика» – не что иное, как Осло-фьорд.

Воспоминания о болезни и смерти Софи легли в основу одной из первых его крупных картин— «Больной девочки», а также менее известной, выдержанной в импрессионистском стиле «Весны» и— косвенно— целой серии картин на сюжет «комнаты умирающего». Мунк вырос в очень религиозной семье. Луна завораживала его, ее образ можно встретить на многих картинах: «Лунный свет» (1895), «Танец жизни» (1899) и так далее. Мунк обращался также к монументально-декоративной живописи (росписи актового зала университета в Осло, 1910-16), писал станковые произведения на темы жизни капиталистического города и лирического характера, мажорные по колориту пейзажи, создал галерею выразительных портретов, много работал в области ксилографии, офорта и литографии. Художник страдал бессонницей и паранойей.

Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. «Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском»24 даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику25. Создал также фриз (серию из 12 полотен) по заказу М. Рейнхардта для театра «Каммершпильхаус» в Берлине (1907 год ныне – в Новой национальной галерее, Берлин), триптих «Три возраста жизни» (1907-1908 годы собрание Р. Мейера, Берген Худож. Картины с этой выставки позднее войдут в более масштабный «Фриз жизни»— «поэму о любви, жизни и смерти», над которой Мунк работал все 1890-е.

Причем Мунк переводил в графику работы, первоначально возникшие в живописи. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. В «Автопортрете» 1905 г. исполненном уверенной кистью мастера, художник подчеркивает большое портретное сходство. У младшей сестры, Лауры, в раннем возрасте выявили психическое заболевание. В том же 1885 году у Мунка завязался болезненный роман с Милли Таулов, невесткой Фрица Таулова (Милли была замужем за его братом).

Получение стипендии в 1885-м позволило Мунку побывать в Париже и узнать, что кроме немецкого реалистичного искусства, с которым он был знаком лишь «заочно», есть и французская школа живописи. Нац-реализм и соц-реализм – аки родные братья. Он также продолжил работу над графикой, включая литографические портреты. Мунк и его немецкие друзья, среди которых – «грустный Сатана», писатель Станислав Пшибышевский, основатель журнала «Пан» Рихард Демель и критик Юлиус Майер-Грефе, объединились в небольшое сообщество интересующихся аномальными явлениями. В этой работе применил целых три стиля живописи Эдвард Мунк.

Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. Пластический язык Мунка приобретает крайнюю напряженность. Крупная коллекция работ (включающая в себя наиболее известные версии «Крика», «Мадонны» и «Больной девочки») принадлежит Национальной галерее в Осло. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Однако по стилю Мунк – предшественник экспрессионистов.

Автопортреты Мунка отмечены скептическим самоанализом и имеют характер дневниковых записей («Автопортрет у окна», около 1940 года «Автопортрет между часами и кроватью», 1940-1942 годы, оба – Музей Мунка). В предисловии к каталогу ретроспективной выставки 1974 года критик Мишель Хог отметил: «Как и многие его современники, Мунк убеждён, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстранённостью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грёзами Густава Моро или Бёклина». – На мой взгляд, подобное глубоко религиозное восприятие женщины, такое восславление красоты страдания можно найти лишь в русской литературе». Творчество Мунка с начала 1890-х гг. В энергичных, волевых чертах лица таятся тревога и напряжение.

В конце 1890-х норвежский художник работает над циклом картин «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». При этом он сосредоточился прежде всего на собственных впечатлениях: «Я снова и снова пытался выразить первое впечатление— прозрачную, бледную кожу на белом фоне, дрожащие губы, дрожащие руки» Критики были возмущены выставленным результатом— в их глазах картина выглядела в лучшем случае незавершённым этюдом. жил во Франции (где испытал влияние постимпрессионизма), в Германии и в Италии. Цены на ранние картины Мунка беспрерывно росли.

Особое место в творчестве Мунка занимают 90-е гг. В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. Академию искусств и ремесел в Осло. Типа острое предчувствие фашизма, геноцида и мировой бойни. К тому времени известность художника стала достаточной для того, чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством.

Это не конкретная пара, а целующиеся люди вообще, одни из тысяч. Работа приглушала эмоциональное одиночество, чувство заброшенности, бессилия, вызванного отсутствием женщины. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. М., 2007. Спустя пять лет он обосновался в Христиании, где приобрёл небольшое имение Экелю. В центре панно «Альма матер» помещена фигура женщины-матери с младенцем на руках, вокруг нее — фигуры играющих и купающихся детей. Особую экспрессию образу придает повышенно эмоциональное звучание цвета. Вскоре Норман устроил художнику выставку в Берлине, разразившийся вокруг которой скандал— консервативное крыло Объединения художников выступило с требованием закрыть выставку «из уважения к искусству и честному труду», что вызвало возмущение у молодых художников— привёл к расколу внутри Объединения, результатом которого стало формирование Берлинского сецессиона3637.

Изначально, художник назвал картину «Крик природы». Через год после сильной депрессии Мунк скрылся в отдаленной психиатрической лечебнице в Норвегиильно, а затем переехал в Швейцарию.

Порой художник, стремительно превращающийся в алкоголика, мог даже наброситься на людей, а во время ссоры из-за возлюбленной случайно прострелил себе средний палец из револьвера (позже его пришлось ампутировать). Провел он там больше полугода, продолжая рисовать. Справа Мунк написал в светлом платье безликую девушку. Несколько вариантов этой композиции показывают развитие замысла художника. Все свои произведения и архив он завещал городу Осло. носят пейзажный характер. Здесь он получал заказы и продавал свои произведения.

Картина становится символом вечного возрождения жизни. Темы «Фриза жизни» художник варьировал во многих рисунках и гравюрах («Крик», литография, 1895 год «Тоска», цветная литография, 1896 год). Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. Образование в Норвегии в те времена было довольно посредственным, но зато бесплатным.

Он издает вопль. После вступления немцев в Норвегию в 1940 году его картины были выдворены также из Национальной Галлереи в Осло. Случайно появившиеся подтеки, например следы птичьего помета, становились частью картины – как в «Ножной ванне» (1912 – 1913). «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. Главный герой – это сам творец, а его обнаженный нерв реагирует на каждое прикосновение.

Но и природа изображалась им весьма поверхностно. Соглашаясь с ним, Мунк отбрасывает все, что напоминало бы о банальном реализме, однако в противоположность Моро он никогда не станет писать «Божество с цепочкой для часов». Да, кто, как не Мунк, понимал: настоящее искусство — это всегда взгляд за спину смерти. В него вошло около трехсот листов. Его поза, напоминающая о другой, более ранней работе Мунка («Меланхолия», 1892) выражает подавленность или отчаяние.

Мунк практически не использоваал прямых линий. Сам Мунк изображён в ней отрешённым от жизни, а процесс создания искусства – кошмаром наяву. Такое сочетание и притягивает и отталкивает. «Между гением и безумным то сходство, что оба живут абсолютно в другом мире, чем все остальные люди. » (Артур Шопенгауэр).

Эдвард Мунк, мастер норвежской школы живописи и графики искусствовед и театральный художник (12. 12 1863 – 23. 01. 1944 гг), родился в городке Летен (Хедмарк) а ушел из жизни в Экели в окрестностях Осло. Разразившийся скандал привел к расколу Берлинской ассоциации художников.

Ребенок, не отличавшийся крепким здоровьем, рос замкнутым, боязливым. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. Болезнь и смерть — вот первое, что увидит юный талант в своей жизни. Вскоре несчастье постигло и другую его сестру, Лауру: в её поведении появились странности, со временем становившиеся всё более заметными и спустя некоторое время ей была диагностирована шизофрения. В портретах Мунк иногда использует мелкий мазок импрессионистов (Портрет сестры, 1892), а иногда концентрические красочные вихри, напоминающие Ван Гога, как в Автопортрете с папиросой (1895). Сам Мунк, был болезненным ребенком.

В 1886 году Мунк продолжает выставлять свои работы на выставках. Образ конкретной женщины превратился в символ вечной женственности источника жизни. Его творчество резко изменилось. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Этот человек – сам художник. Это было воплощение его собственной изоляции, отчаянного одиночества, потери смысла жизни.

Тогда картины Мунка все больше были сосредоточены на изображении таких эмоций, как тревога, одиночество и экзистенциональный страх, возможно, самый яркий пример – его самая знаменитая картина «Крик». В 1896 году Мунк отправился во Францию, где посетил последнюю выставку импрессионистов. Лечение не принесло плодов: хотя физическое состояние улучшилось, душевное расстройство осталось. Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда – и десять-пятнадцать лет.

Впервые Мунк приехал сюда в 1892 г., несколько последующих лет он провел преимущественно в Берлине. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой.

Все эти тенденции будут иметь свое продолжение впоследствии, уже в чистых пейзажах. Только на кровати светится яркое покрывало. Причем, эмоциональный акцент вносит образ человека, определяя настроение пейзажа.

Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора». В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Его искусство сплошь состоит из символов и аллегорий излюбленные темы— любовь и навязчивая мысль о смерти и Мишель Хог справедливо отмечает в своем предисловии к каталогу выставки 1974г. : «Как и многие его современники, Мунк убежден, что живопись может и должна выражать нечто иное по сравнению с солнечной беззаботностью импрессионистов, буржуазной отстраненностью Мане и Стивенса, бегством в маорийскую экзотику Гогена историческими грезами Гюстава Моро или Бёклина». Офорт Голос был создан в 1895 году, через два года после одноименной картины. Мунк не писал портреты тех людей, которых плохо знал. Первая любовь его жизни появилась в 1885 году.

Довольно яркий образ художника можно найти в книге его близкого друга и единомышленника Станислава Пшибышевского «Хомо сапиенс». Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Они свободны от излишней повествовательности. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.

Останавливался, думая о чем-то. В литографии «Смерть в комнате больного» реальные предметы, фигуры людей превращаются в контрастные пятна черного и белого, пространство комнаты едва обозначено распределением резких силуэтов застывших фигур, лица уподобляются скорбным маскам, символизирующим человеческое горе. Однако в его искусстве не остаётся и следа от Мунка образца 1892 года (когда он написал свой первый «Крик»). Учился в Кристиании (ныне Осло) в Королевской школе рисования (1881-86) и в мастерской К. Крога (1882-83). Много путешествовал по Европе – его стали уважать в кругах людей, близких искусству.

Мунк не захотел сотрудничать ни с захватчиками, ни с их приспешниками квислинговцами, отказался войти в «почетный совет искусства». Он рассматривает внутренний и внешний мир страдающего человека изображенного с мрачным лицом и держащегося окровавленной рукой за сердце. Портреты Мунка строги и аскетичны, порою лиричны.

Существует мнение, что эти мотивы присутствуют в картинах из серии «Комнаты умирающего». В 1900-х гг. Новые впечатления волной нахлынули на Мунка и под их воздействием он пишет картину «Больной ребенок» – работу, которая впоследствии получит у критиков высочайшую оценку и ее причислят к шедеврам норвежского искусства. Мунк ставил на них даты на десять-пятнадцать лет раньше.

Мунка. Поиски заняли целых два года. Как и многие художники эпохи символизма, Мунк любил изображать ночь. «Болезнь, безумие и смерть были ангелами мрака у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», – писал художник в воспоминаниях. Картина хранится в Национальной галерее в Осло и была похищена несколько раз. Смерть сестры, с которой он был очень близок, оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперед по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны30.

Хотя в последние годы отношения отца и сына сильно ухудшились— Кристиан не одобрял богемных замашек Эдварда, его дружбы с «нигилистами» и пристрастия к выпивке, грозящего перерасти в алкоголизм, — его смерть нанесла художнику тяжёлый удар. Мунк много экспериментировал в цветной гравюре используя при этом смешанные техники. Эти сюжеты, почти ничего не меняя, Мунк пишет по многу раз на протяжении всей жизни. По направлению к женщине движутся две фигуры и это еще более подчеркивает ее одиночество. Присутствие этого ужаса чувствует только он (на втором плане художник пишет фигуры людей, безмятежно и мирно беседующих друг с другом).

Он многократно переосмыслялся и пародировался в массовой культуре. Это была невестка фрица Таулова. Это видно на зарисовке, где его портрет похож на изображение черепа, а также в другом эскизе, где он хватается за голову в той же позе страха и тоски, как персонаж знаменитой работы «Крик» 1893 года». И хвала и ругань и возмущение есть неравнодушие. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. Мунк писал о «симфоническом эффекте», который производила выставка.

В своё время эта работа была чрезвычайно популярна у русской интеллигенции. Из-за этого многие работы – например, «Расставание» (1894) – плохо сохранились и нуждаются в реставрации. В результате появилась картина на которой мы видим человека без лица на мосту. Выставка стала событием в художественной жизни Берлина. Это было для него открытием. «Реставраторы не хотели производить никаких необратимых действий», — сообщили в музее, добавив, что в будущем, возможно, появятся методы, позволяющие вывести пятно с картины. 22 августа 2004 года двое вооружённых преступников вынесли из Музея Мунка хранившиеся там варианты картин «Крик» и «Мадонна». В 1883 году Мунк впервые принял участие в выставке: на второй Осенней художественной выставке в Осло он продемонстрировал реалистическое полотно «Девушка, подкладывающая в печь дрова».

Умер Эдвард Мунк 23 января 1944 года, сидя в кресле. Болезнь сестры произвела на него невероятное впечатление. На ней изображена его умирающая сестра Софи, позировала художнику 11-летняя Бетси Нильсен. В «Крике» была заключена целая программа, намечавшая путь вперед.

«Похоже на то, что мои картины нуждаются в солнце, грязи и дожде. «Пальцы – самое обнажённое и отвратительное из всего, что есть. Это момент смерти, когда от реальности уже не остается практически ничего.

По счастью, постепенно сгустки крови рассосались. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. В поздние годы, Мунк нарисовал несколько картин с использованием моделей.

Над черно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Излюбленным видом для него оставался береговой пейзаж. Фиксация внешнего сходства его не удовлетворяла. Психическая травма привела Мунка к алкоголизму, галлюцинациям и мании преследования и в конце концов он опять оказался в психиатрической лечебнице. Эдвард Мунк продолжал писать картины и на них выплескивать свое состояние и настроение. В 1933 году, когда Мунк отмечал свое 70-летие, он получил поздравительую телеграмму от Геббельса «от имени немецкого народа», но потом нацисты признали его творчество дегенеративным и убрали его картины из немецких музеев. С 1886 по 1936 год художник повторил «Больную девочку» восемь раз. За это время обе картины были повреждены: «Мадонна» оказалась поцарапанной», а в углу «Крика» появилось пятно.

Большое значение художник придает ритмической структуре гравюры или картины: резкому звучанию линий, силуэтов, пятен. Пришло время настоящей славы, а с ней и серьезных трагедий в личной жизни начались ссоры с друзьями, которые своими «благими намерениями» довели измученного гения до психического расстройства. В одном из своих дневников он писал, что идея картины пришла к нему, кода он с товарищами совершал променад по мосту. Что олицетворяет собой странное и мрачное произведение «Крик».

В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Это период стагнации, упадка – и коммерческого успеха. Именно в этот период наступает пора зрелости, полностью раскрывается талант художника. Вращаясь в кругу символистов, норвежец неизбежно впал в мистицизм и создал цикл работ «Фриз жизни – поэма о любви, жизни и смерти», в котором разрабатывал темы неизбежности смерти, отчаяния, любви и ненависти к женщине. Отсюда многочисленные повторения одного сюжета, цикличность работ мастера. Создана картина в Берлине. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине.

Он избирает наиболее острые проявления жизни и человеческих страстей: в гравюре «Одинокие» воплощена тема отношений мужчины и женщины, где в застылых фигурах таится тревожное ожидание терзающее человека чувство становится содержанием литографии «Ревность» жажда единения, преодолевающая мучительную отчужденность и страх одиночества, звучит в гравюре «Поцелуй». Тема человека и природы появляется в раннем творчестве Мунка. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Это место стало его прибежищем на последующие 20 лет, куда он стремился возвратиться всякий раз, когда чувствовал себя на грани. Вернувшись к рисованию, Мунк стал создавать полуабстрактные акварели. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.

В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях46. Приглашение исходило от Берлинской ассоциации художников. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Моро и Метерлинк выбирают бегство.

После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В 1877 году та же болезнь забрала его старшую сестру Софи.

Незамедлительно вернувшийся из деловой поездки художник мечется между состраданием к ней и опасениями, что она совершила этот поступок специально, чтобы «повлиять» на него. Критики приняли «Больную девочку» в штыки и всерьёз решили, что молодой художник выставил неоконченную работу. Здесь он проживёт остаток жизни.

Вдоль нижней границы полотна протянулась темная полоса изображающая, по-видимому, поваленное бревно в нижнем левом углу, возле фигуры мужчины, она «перетекает» в более светлую вертикальную полосу, которую Ульрих Бишофф трактует как столб дыма: «бревно, кажется, уже обратилось в пепел, хотя его присутствие, безусловно, выходит за рамки буквальной связи с названием картины». Постель символически связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла: рождением, болезнью, любовью и смертью. Путешествовавший по миру гений знакомился с разными направлениями и стилями в искусстве. Она внушила ему глубокий страх перед жизнью, от которого он так никогда и не избавился. Большое место в творчестве Мунка занимают пейзажи, главным образом, скандинавские. 23 января 1944 г. Эдвард Мунк скончался от паралича сердца.

Подобно призракам, движутся на зрителя гуляющие горожане. Первоначально художник присвоил работе немецкоязычное наименование – она называлась «Крик природы» («Der Schrei der Natur»).

Большую часть своих детских лет будущий художник провёл в Христиании, столице Норвегии (ныне Осло). Моро говорил: «Я не верю ни в то, что осязаю, ни в то, что вижу. На смену приходит пафос утверждения жизни. Впечатлённый, по возвращении домой он написал свою первую нереалистическую работу – «Больную девочку».

«Больную девочку» называли «выкидышем», «едва намалёванным наброском» даже более доброжелательные рецензенты упрекали Мунка в небрежности и нежелании совершенствовать технику. В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах6. Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Все они основаны на личных переживаниях художника. Этому циклу он посвятил более тридцати лет.

Мунк подчеркивает в своих ксилографиях фактуру дерева используя ее как художественный прием. Мунк не написал ни одного портрета Милли и его биограф Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»22, тогда как другие исследователи видят её образ в таких картинах, как «Голос» и «Лунный свет»23. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).

Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Я задержался, оперся на балюстраду моста смертельно усталый. «Zum Schwarzen Ferkel»), где обсуждали спиритизм, переселение душ, телепортацию, а также современную философию и психологию и, конечно же, женщин.

– Заявлял он, – Я не переношу людей, перебирающих пальцами». Художник писал преимущественно северную природу, запечатлев ее неповторимое своеобразие. Сюжет полотна был навеян постоянными воспоминаниями Мунка о смерти старшей сестры Софи. Мунк, обладавший тонким даром психолога, был большим мастером этого жанра.

В мае 2006 года трое обвиняемых в краже были приговорены к тюремным срокам, а в августе полиции удалось обнаружить работы. Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл Фриз жизни. В цветной ксилографии «Лунный свет» 1901 г. лицо женщины, окутанное таинственностью, выхвачено мягким сиянием лунного света. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу.

«Расставание» написано после неудачного опыта любовных отношений художника, делящего изображение картины на прошлое и настоящее. На ней изображена упрощённая бледно-зелёная фигура кричащего человека на мосту. В некотором роде художник заново переосмысляет свою жизнь— результатом этого переосмысления становится дневниковая запись, вошедшая в историю как «Манифест Сен-Клу»: «Не следует больше писать интерьеры, читающих мужчин и вяжущих женщин. Новые черты заметны уже в картине «Метаболизм» 1899 г., в которой на фоне пейзажа изображены примиренные мужчина и женщина. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем.

Каждая картина тогда, писал он, «издает свой собственный звук и эти звуки объединяются в общую мелодию». Стилизация формы утрачивает отныне подчеркнутое плоскостно-орнаментальное начало. Правы все. В композиции «История» изображен старец под сенью гигантского дуба — «древа жизни», рассказывающий историю своей страны.

Много лет спустя после смерти Мунка его «берлинский период» назовут самым насыщенным и плодотворным. В 1889 г. Мунк пишет картину «Весна». Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла Софи. Все вокруг полно таинственного ожидания, вслушивания. За время пребывания в лечебнице художник пристрастился к фотографии и сделал много автопортретов на камеру Kodak Bulls Eye. Он описывал, как небо стало вдруг кроваво-красным.

В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». В 1918 году Мунк писал: Я работал над этим фризом с долгими перерывами в течение 30 лет. Делал несколько шагов. В 1902году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой42. Влияние импрессионизма, ощутимое в его недавних работах («Ночь в Сен-Клу», «Звездная ночь», «Весна на улице Карла Юхана»), практически не чувствуется. Дело в том, что Милли любила кокетничать, вот таким образом вокруг нее всегда была уйма поклонников.

В Германии у Мунка было много друзей. В нем многое привлекало внимание. Мунк был разным: трагичным, спокойным, тревожным. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Наиболее удалась ему роспись, главной темой которой стало Солнце — вечный источник света и жизни. После первоначального призвания и успеха, в конце 19 века он прожил почти 20 лет в Париже и Берлине – двух главных космополитических центрах того времени.

В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. Достоевского «Преступление и наказание». Наряду со стилевыми особенностями, Мунка выделяет пренебрежение деталями, весьма условное изображение как людей, так и их окружения. Биограф Атле Нэсс уверяет, что она ни где не была замечена в его картинах.

Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В конце концов они расстались, оставшись в прохладно-приятельских отношениях. Маска из фильма ужасов «Крик» была навеяна персонажем Мунка.

В 1885 году художник Таулов проспонсировал студенту трёхнедельную поездку в Париж. В 1881 году Эдвард поступил в Королевскую школу рисования в Христиании14. В 1896г.

С 1884 года сблизился с писателями и художниками натуралистического направления под влиянием учителей уже в ранних работах использовал приёмы импрессионизма («Утро», 1884 год, собрание Р. Мейера, Берген). Подчеркивая величие образа, художник назвал гравюру Мадонна. Верю только в то, чего не вижу, но что чувствую». Однако существует альтернативная точка зрения, что героини «Голоса» и «Лунного света» имеют с ней схожие черты. Брат Андреас умер от пневмонии в тридцать лет. Грин позаимствовал наименование для своего романа.

Символом обаяния и гармонии стал созданный в 1903 году Портрет Евы Мудосси. Воплощая свой замысел, Мунк преодолевал любые трудности исполнения. В 1898 году у Мунка завязывается роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). Когда Эдварду было пятнадцать лет, умерла от туберкулёза старшая сестра Софи, с которой он был очень близок, её смерть оставила на будущем художнике глубокий отпечаток: его биографы связывают с этим событием его окончательное разочарование в традиционной религии— впоследствии он вспоминал, как его отец «ходил взад-вперёд по комнате, молитвенно сложив руки» и ничем не мог помочь умиравшей девушке9. А к 1889 году состоялась первая личная выставка молодого мастера на родине. Он оставил после себя огромный архив.

Отец, по словам художника, был добр к детям, но отличался болезненной религиозностью, «доходившей до психоневроза»: под влиянием его «проповедей» впечатлительный Эдвард плохо спал по ночам, преследуемый видениями ада. Этот образ тесно связан с популярным в европейском искусстве в 1890-е годы стилем «ар нуво», для которого характерны плавные, волнистые линии. Сначал его преподавателем был скульптор Миддльтун, а с 1882 года — художник Кристиан Крог. Мунк не открывает себя, он сдержан, замкнут.

Он помнил её бледное лицо, тоненькие дрожащие руки, почти прозрачную кожу и потому мазками, которые зрителям казались незавершенными, он хотел отобразить почти призрачный образ умирающей девочки. Письмо пришло слишком поздно и Эдвард не успел даже на похороны. Мунк впал в глубокую депрессию, от его семьи не осталось никого. Этот роман был болезненным для художника. Годом позже Амбруаз Воллар включил литографию «Страх» в первый том «Альбома живописцев-граверов».

Врачи прописали художнику полный покой, посчитав, что кровоизлияние вызвано стрессами. Все эти обстоятельства способствовали широкой известности Мунка сначала в Германии, а потом и за ее пределами. С ними Мунк не шел ни на какие компромиссы. На момент её болезни и угасания Эдварду было всего 15 лет. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей.

В 1963 году в Осло открылся музей Мунка. Работа над ней продолжалась в 1927-1933 гг., в это же время Мунк включается в конкурс на декоративное убранство столичной ратуши. Художник активно погружается в жизнь берлинского артистического «андеграунда», сближается с Августом Стриндбергом, Станиславом Пшибышевским и его будущей женой, Дагни Юль, которая становится для Мунка музой и— возможно— любовницей. Облик инопланетян расы Silenct из культового британского сериала «Доктор Кто» также вдохновлён «Криком». В течение 1909-1916 гг. Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893).

Разве вы не знаете, что луна круглая. ». Моделью для больной девочки изображенной на картине, стала 11-летняя Бетси Нильсен. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.

Но розыгрыш Мунку пришелся не по душе. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849). Подчас этому способствуют сами избранные мотивы. В 1889 году он вновь подал заявку на стипендию для поездки в Париж и, не в последнюю очередь благодаря поддержке Эрика Вереншёлля, получил её.

Затем он уехал в Европу благодаря стипендии, жил в Париже и Берлине. А Эдвард Мунк был два в одном. Еще немного обстоятельств жизни художника (для тех, кому это интересно). У того, кто видел Эдварда Мунка, навсегда оставался его образ в памяти. Эдвард Мунк написал «Поцелуй» – мужская и женская фигуры без лиц слившиеся в поцелуе. Диагональ моста и зигзаги пейзажа создают мощную динамику всей композиции. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». К их числу принадлежала выдержанная в импрессионистской манере «Весна», ещё одна картина, навеянная воспоминаниями о болезни Софи, несколько пейзажей и портретов, а также жанровых сценок вроде «Юриспруденции». Энергичный рисунок подчеркивает выразительность позы и жестов. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. музей Атенеум, Хельсинки Музей Мунка).

Но мысли о женщинах приводили его в отчаяние. Тематика некоторых произведений отражает тяжёлые впечатления детства, вызванные смертью матери и сестры («Больной ребёнок», 1885-1886 годы, «Весна», 1889 год, обе – Национальная галерея, Осло). С того момента душевное состояние Мунка ухудшилось. Что за чертовщину они там плетут. Им на смену придут реальные люди, которые дышат и чувствуют, любят и страдают» В это время он пишет одну из самых известных картин парижского периода, «Ночь в Сен-Клу»— в её главном герое, сидящем у окна в пустой, залитой лунным светом комнате, видят то самого Эдварда, то его недавно умершего отца.