Знаменитая Картина Репина
Ирония судьбы – единственная картина мастера, ставшая знаменитой, увы, очень часто приписывается кисти Ильи Репина, кто ее настоящий автор знают в основном лишь специалисты. Едва ли можно найти картину Репина более знаменитую, чем эта. Сначала покажем наиболее знаменитые картины Репина. Знаменитая картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» или «Иван Грозный убивает своего сына» вызывает необъяснимое беспокойство и панический страх у многих зрителей.
7 знаменитых картин Ильи Репина
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В его взгляде осуждение и тревога. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу. Все заняты. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Он идет прямо к матери.
Глаза ясные и добрые. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Общественность начала сбор пожертвований. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ».
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Илья Ефимович Репин – биография и картины
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Она была закончена только в 1891 году. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
За окном летний день. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Репин встречал их по средам. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».
5 самых известных картин Ильи Репина
Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
5 мистических фактов о картинах Ильи Репина
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
Куда делась куча картин Репина и других русских художников
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств.
А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Но вот на счет других здесь и начинает проявляться мистика. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Были две разные версии картины. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Другой мистический факт также связан с картиной «Иоанн Грозный и его сын Иван».
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Прожил творец 86 лет и встретил свою кончину 29 сентября 1930 года в поселке Репино. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской.
Илья Ефимович Репин – биография и картины (1844- 1930)
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Они жили в Пенатах в течение двух недель.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. О чем эта история. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Л. Н. Толстого». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Репин дважды подавал прошения об отставке. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Репин считал сам эту картину красивой. Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства». Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Пятый факт.
«Отступничество» в картинах Ильи Репина
Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Вегетарианцем стал и сам Репин. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Описание презентации 5 самых известных картин Ильи Репина по слайдам
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Очень быстро талантливый парень стал самым известным иконописцем в округе, его приглашали работать в различные храмы. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
- Персоны и личности (интересное о известных)
- Картины Репина с названиями история создания, сюжет
- Илья Репин: биография и факты из жизни
- Этот странный Репин: Занимательные факты из биографии самого чудаковатого художника-реалиста
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Стасов присылает ему все, что он просит. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Каждый персонаж переживает что-то своё. По одной из них всему виной картина «Иоанн Грозный и его сын Иван», датированная 1885 годом.
- Как великий русский художник Илья Репин оказался эмигрантом
- Загадочный Репин — 10 интересных фактов
- Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)
- «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
- «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
- «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Завершает картину тонкая, нервная рука с обручальным кольцом на безымянном пальце, деталь, способная рассказать о человеке больше, чем обширная монография. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В области исторической живописи его привлекала возможность раскрыть эмоциональную выразительность предложенной ситуации. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
- «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
- Топограф иконописец, студент Академии художеств
- Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
- Путешествие по России: Самарская область
- Все Картины Илья Репин по алфавиту
- Картины Репина (фото) с названиями
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Источник назвали «Колодец Посейдона». Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Убийство свершилось. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Очередной случай, связанный с мистикой, произошел с самим Репиным в Чугуеве (в годы жизни Репина это была деревня), который очень отразился на здоровье художника.
- Краткая характеристика творчества
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Самое интересное в виде мозаики
- Категория: Культура искусство, литература
- «Воскрешение дочери Иаира», 1871
- «Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883
- «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883-1885
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
- «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», 1888
- Биография художника Ильи Репина
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя.
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Случай произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
В городе этого мужчину считали колдуном. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты.
После этого иконописец попал в психбольницу. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году. Публике картина понравилась. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Картина была выставлена в Третьяковской галерее, когда Абрам увидел ее, то накинулся на полотно с ножом и криками «Довольно крови, сильно много крови. » и сильно повредил ее.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Мистики связывали это с тем, что Репин якобы отразил несуществующие события – убийство царём собственного сына до сих пор не подтверждено. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)».
Репин никуда не делся. Великий представитель русского реализма в живописи страстно увлекавшийся другими творческими методами. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Сейчас существует несколько версий причин возникновения этой проблемы. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Это творение у всех посетителей галереи вызывало странные эмоции: одни начинали неожиданно рыдать, другие впадали в ступор, а на третьих и вовсе накатывали истерические припадки.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Выходом в 1937 году монографии Грабаря, посвящённой творчеству художника, ознаменовался новый виток культа Репина. Этюд получился превосходный.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Интересно вот что – по многим исследованиям смерть натурщиков являлась неестественной. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Общение с прежними друзьями было только заочным. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Она сразу же получила признание. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. После революции Репин больше ни разу не был в России. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Каждый чиновник изображенный на полотне, был убит в Первой русской революции в 1905 году.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Репин писал и исторические картины.
К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Самыми известными «жертвами» Репина были Пирогов, Писемский и Мусоргский. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Репин был очень дружен с Мамонтовым. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Наблюдательность и блестящее живописное мастерство помогли Репину создать полотно, поражающее жизненностью фигур, разнообразием одежд, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно грандиозностью, красочностью и великолепием зрелища в целом. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. После создания портрета Репин, нестарый и здоровый мужчина, резко заболел. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». К примеру, после создания большой картины «Торжественное заседание Государственного совета» в 1903 году все ее натурщики вскоре скончались. С поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, помутневшие, словно выцветшие глаза, мягкие спутавшиеся волосы.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала.
Так ли это – судить зрителям. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). Возвращается в Россию летом 1876 года.
Художник тщательно отказывался писать его и искал для этого всевозможные предлоги. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Он родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Берег Волги. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Когда художник уже приобрел участок, выяснилось, что земля в прибрежной зоне сильно заболочена. В эту минуту в комнату вошел Христос. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Третьяков»109. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Репин лично присутствовал на юбилейном торжественном заседании и даже получил разрешение на то, чтобы члены совета позировали ему в свободное от заседаний время и именно в той позе, которой требовала композиция картины. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. В его глазах читается печаль, тоска.
Работал весь день, не замечая времени. Поставленная перед художником задача была очень трудной. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Он испытал силу Ивана Радова лично на себе, причем два раза. И вот уже перед нами не царь, а отец. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Он написал там картину «Мужик с дурным глазом», а позировал ему дальний родственник – Иван Радов, являющийся мастером по золоту. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Натурщикам Репина по мистическим причинам всегда, без исключений, не везло – их ждала незамедлительная кончина. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше.
Мужчины в полном рассвете сил, которые являлись натурщиками для картины «Бурлаки на Волге», после завершения работы скончались. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Много учился на написании портретов близких и друзей. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Не доносчик ли. В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. М. Бунакову. В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Внимание художника тяготит их. Первый факт.
Они словно противопоставлены друг другу. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Как только Илья сотворил портрет Федора Тютчева, его сразу не стало.
К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Рассмотрим "ближний круг". Вся центральная часть написана самим Репиным.
Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Комната небогатой интеллигентной семьи. В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв.
Казалось, она спит. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. За 20 лет работы передвижники обрели высокий статус и всеобщее признание, вот таким образом неудивительно, что своим вниманием экспозицию почтил император Александр III.
В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Америка—Франция—Россия. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.
Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. «Пенаты» стали его малой родиной. Композицию, созданную на основе драматического эффекта различных социальных статусов и отношений участников процессии, объединяют общие символы веры. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Сатириконцы еще долго после смерти Столыпина поговаривали в шутку: «Спасибо Репину. ».
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.