Знаменитые Картины Репина

Сначала покажем наиболее знаменитые картины Репина.

7 знаменитых картин Ильи Репина

Л. Н. Толстого». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Это хорошо демонстрируют такие работы, как «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет хирурга Н. И. Пирогова» (1881), «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Афанасьевича Фета» (1882), «Портрет критика В. В. Стасова» (1883) и «Портрет Льва Толстого» (1887), а также многие другие, которые отличаются силой зрительных характеристик и резкостью исполнения. Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора.

Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».

Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Он жаловался друзьям, что подцепил в деревне лихорадку и даже считал, что его болезнь связана с этим колдуном. К тому же и погода благоприятствовала работе. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед.

Пятый факт. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.

Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Очередной случай, связанный с мистикой, произошел с самим Репиным в Чугуеве (в годы жизни Репина это была деревня), который очень отразился на здоровье художника.

Илья Ефимович Репин 
– биография и картины

Илья Ефимович Репин – биография и картины

Это лучше всех ваших академических работ. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Сейчас существует несколько версий причин возникновения этой проблемы.

В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Репин дважды подавал прошения об отставке.

Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».

Илья Репин: картины 
исторические, портреты, 
парадные полотна

Илья Репин: картины исторические, портреты, парадные полотна

Общение с прежними друзьями было только заочным. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Репин его изобразил в халате с малиновыми бархатными отворотами, с наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающим. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».

Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в украинском городке Чугуев.

Другая популярная работа этого жанра – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891). А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. В эту минуту в комнату вошел Христос.

Опираясь обеими руками на палку, больной, желчный, он смотрит неприветливо на зрителя, словно выражая ему свое недоумение и недовольство. Случай произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.

5 самых известных 
картин Ильи Репина

5 самых известных картин Ильи Репина

Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.

Его мастерство в технике, в умелом использовании цвета в сочетании с тонким психологизмом и живым откликом на происходящее вокруг в полной мере проявляется во всех работах. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Художник тщательно отказывался писать его и искал для этого всевозможные предлоги. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В городе этого мужчину считали колдуном. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.

Куда делась куча 
картин Репина и 
других русских художников

Куда делась куча картин Репина и других русских художников

Однако картина поражает в первую очередь именно великолепно прописанными характерами. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.

На лицах священнослужителей так и написано: «Вот приплыли. ». Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Комната небогатой интеллигентной семьи. Третьяков»109.

5 мистических фактов 
о картинах Ильи 
Репина

5 мистических фактов о картинах Ильи Репина

Илья Репин был одним из величайших портретистов в мировом искусстве. Тогда же, по свидетельству одного из современников, государь признал, что назрела необходимость открыть «всенародный музей, в котором сосредоточивались бы все лучшие произведения искусства». Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.

Сатириконцы еще долго после смерти Столыпина поговаривали в шутку: «Спасибо Репину. ». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.

Произошла банальная путаница: в Сумском художественном музее выставлялись работы Ильи Ефимовича и рядом оказалась работа художника Льва Соловьёва «Не туда заехали». По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. На ней изображена лодка с монахами, причалившая к берегу, где купаются обнажённые женщины. Каждый персонаж переживает что-то своё. Рисунок уверенный, лепка твердая.

Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.

Все заняты. Рассказы острогожцев послужили стимулом для резких жизненных перемен: осенью, собрав все заработанные за летние месяцы деньги, Илья Ефимович отправился в Петербург12. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.

С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. «Как. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.

Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.

И лишь вдали красноречиво виднеется буксир, ещё неведомый простому народу в те времена. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. После этого иконописец попал в психбольницу. Другой мистический факт также связан с картиной «Иоанн Грозный и его сын Иван».

«Отступничество» 
в картинах Ильи 
Репина

«Отступничество» в картинах Ильи Репина

Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Репин никуда не делся. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».

Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.

Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».

Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.

Это вы сами. Самыми известными «жертвами» Репина были Пирогов, Писемский и Мусоргский. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.

  • Персоны и личности (интересное о известных)
  • Картины Репина с названиями история создания, сюжет
  • Илья Репин: биография и факты из жизни
  • Загадочный Репин — 10 интересных фактов
  • Известные люди на портретах кисти Репина и на фотографиях (11 фото)
  • Этот странный Репин: Занимательные факты из биографии самого чудаковатого художника-реалиста
  • Знаменитые современники Репина на фото и в живописи: какими были в реальной жизни люди, чьи портреты писал художник

На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Репин забыл о конкурсе, об Академии.

— И. Г. ) посидеть мне смирно. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Берег Волги.

Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Картина была выставлена в Третьяковской галерее, когда Абрам увидел ее, то накинулся на полотно с ножом и криками «Довольно крови, сильно много крови. » и сильно повредил ее. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).

Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.

Этот мужчина слыл в городе колдуном. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Его прибытие в Санкт-Петербург совпало с особенным событием в художественной жизни второй половины XIX века, так называемым Восстанием четырнадцати, когда 14 молодых художников покинули Академию после отказа использовать мифологический сюжет для своих дипломных работ.

  1. «Отказ от исповеди перед казнью» (1879-1885)
  2. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883)
  3. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880-1891)
  4. «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1903)
  5. Топограф иконописец, студент Академии художеств

В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.

Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.

Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Получив гонорар за одну из работ, Илья Репин отправился в Петербург. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.

  1. Жанровые и исторические полотна Ильи Репина
  2. Все Картины Илья Репин по алфавиту
  3. Путешествие по России: Самарская область
  4. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  5. Картины Репина (фото) с названиями
  6. Краткая характеристика творчества

Убийство свершилось. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.

В течение следующих 10-12 лет Репин написал большинство своих знаменитых картин. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Работал весь день, не замечая времени. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.

  1. «Воскрешение дочери Иаира», 1871
  2. «Крестный ход в Курской губернии», 1880-1883
  3. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1883-1885
  4. «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых», 1888
  5. Биография художника Ильи Репина

Мол, Репин отразил в картине несуществующие историческое событие и из-за этого был проклят. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Идея сформировалась после его путешествия по Волге в 1870 году и посещения села Ширяева (Самарская область) близ Жигулёвских гор.

Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.

  1. Категория: Культура искусство, литература
  2. Жизнь и творчество художника Ильи Репина, описание
  3. Самое интересное в виде мозаики

м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901 – 1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Илья Репин очень часто переутомлялся, что сказывалось на самочувствии и здоровье – у художника были проблемы с правой рукой, которая спустя время и вовсе начала отказывать. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.

В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Много учился на написании портретов близких и друзей. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».

Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В 19-летнем возрасте он поступил в Императорскую Академию художеств.

Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. По итогам своей дипломной работы «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин был награжден большой золотой медалью и получил стипендию для учебы за границей от Академии художеств. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.

Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. — Да это превосходно. По возвращении в Россию Репин поселился в Москве. Она была закончена только в 1891 году. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.

Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.

Персоны и личности 
 (интересное о известных)

Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Возвращается в Россию летом 1876 года. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.

Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.

После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Он испытал силу Ивана Радова лично на себе, причем два раза.

Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. К примеру, полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известное под названием «Иван Грозный убивает своего сына», которое было представлено на выставке передвижников, появилось на свет после того, как художник посетил концерт Римского-Корсакова. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. После создания портрета Репин, нестарый и здоровый мужчина, резко заболел. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).

Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году.

Когда картина была окончена и выставлена для обозрения в Мариинском дворце, огромное большинство посетителей приняло ее как некое беспристрастное, объективное изображение торжественного заседания Государственного совета. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Написан портрет вдохновенно.

Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Не доносчик ли.

После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. М. Бунакову. Мужчины в полном рассвете сил, которые являлись натурщиками для картины «Бурлаки на Волге», после завершения работы скончались. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Они очищают его душу, возвышают ее над мелкими, недостойными человека страстями, послужившими причиной его гибели. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.

Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» – глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают" Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160.

Самая популярная в этом специфическом жанре – «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885). В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.

Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. — сказал Крамской. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.

Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. За окном летний день.

Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Этюд получился превосходный.

Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу.

Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.

Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Репин считал сам эту картину красивой. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».

Прожил творец 86 лет и встретил свою кончину 29 сентября 1930 года в поселке Репино. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Он написал там картину «Мужик с дурным глазом», а позировал ему дальний родственник – Иван Радов, являющийся мастером по золоту. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Она сразу же получила признание. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».

Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В 1855 году родители отдали одиннадцатилетнего Илью на учёбу в школу топографов— эта специальность, связанная со съёмочными и чертёжными работами, считалась в Чугуеве престижной9. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.

В народе известна эмоциональная, оценочная реплика: «Картина Репина «Приплыли. ». Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. В детстве он обучался как иконописец. Так ли это – судить зрителям. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».

А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Были две разные версии картины. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.

В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Энергичной мощной кистью созданы яркие, колоритные образы запорожцев, великолепно переданы их заражающий смех, бодрость и удаль. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.

В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Интересно сравнить фотографии знаменитых современников художника с их портретами. Доняша сначала снимала пальцем нагар, но скоро ее стал разбирать такой сон, что она клевала носом и никак не могла открыть глаз, так они слипались.

Вторая, законченная в 1883 году, обрела большую популярность. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.

Стасов присылает ему все, что он просит. Как только Илья сотворил портрет Федора Тютчева, его сразу не стало. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Он был просто счастлив той уникальной возможности, которая ему выпала.

В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.

На картине добросовестно показан дух запорожской вольницы, казаков, что, по словам художника, содержали в себе исключительно сильное чувство «свободы, равенства и братства». Тут больше любви к делу, — пояснил он. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Он идет прямо к матери.

Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету.

Современники видели в картине символическое изображение народа, сбросившего свои цепи. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.

Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Первый факт.

Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.

Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.

От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.

Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Они жили в Пенатах в течение двух недель. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.

Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. В этой картине Репин изобразил современных ему рабов – бурлаков, которых использовали как тягловый скот для перевозки баржи. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).

Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.

В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.

Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.

Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.

В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.

В 1877 году он начал «Крестный ход», чуть позже он написал «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.

Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Там он продолжает писать и поступает на обучение в Академию искусств. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.

Она ушла из жизни в 1931 году55. В его творческой жизни наступило очень плодотворное время. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.

Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. По одной из них всему виной картина «Иоанн Грозный и его сын Иван», датированная 1885 годом.

И вот уже перед нами не царь, а отец. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу.

Интересно вот что – по многим исследованиям смерть натурщиков являлась неестественной. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Из-за близкого соседства картин народ приписал её более известному на тот момент Репину.

Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.

Однако среди тысяч полотен и набросков великого художника такой картины у Репина попросту нет. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Репин встречал их по средам. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.

Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Америка—Франция—Россия. Труд — вот что определяет и украшает человека.

Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.

Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Казалось, она спит.

Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Репин был очень дружен с Мамонтовым. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.

Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.

Репин писал и исторические картины. А свеча становилась ниже и тени менялись. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Вскоре появившаяся картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) была первой крупной работой, написанной Репиным после окончания обучения.

Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Все эти Замечательные мастера использовав завоевания своих больших и малых предшественников как в русском, так и в мировом искусстве, сумели сообщить русской живописи поистине грандиозный размах, поставить ее в один ряд с другими смежными искусствами — литературой и музыкой, занявшими в это время передовое место в мировой культуре.

По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Это художник, который всецело отдавался творчеству итогом его многолетних трудов, большого количества эскизов, набросков, стали «Бурлаки на Волге» – одна из известнейших картин Репина. Вегетарианцем стал и сам Репин.

Позже Репин станет близким другом и будет общаться с некоторыми из них. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».

Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). -— И. Г. ), они много смеялись». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. К примеру, после создания большой картины «Торжественное заседание Государственного совета» в 1903 году все ее натурщики вскоре скончались. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».

Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.

Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей.

Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.

Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина.

Каждый чиновник изображенный на полотне, был убит в Первой русской революции в 1905 году. Картина Репина произвела на него такое впечатление, что он её купил. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.

Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Но вот на счет других здесь и начинает проявляться мистика. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.

Он родился 5 августа 1844 года в городе Чугуев, что на Украине. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.

А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Илья Репин родился в Чугуеве близ Харькова в 1844 году.

О чем эта история. Публике картина понравилась.