Афина И Марсий
На Афине еще нет театральности. Кроме того, совершенно непонятно, как этот фригиец представляет себе соревнование. Его сильное тело лишено гармоничности. Темой скульптурной группы стал древнегреческий миф о двойной флейте. Его кровь превратилась в одноименный ручей (Овидий, Метаморфозы, VI 382-400), его флейта была унесена этим потоком в реку Меандр, выброшена из воды в Сикионии и принесена в дар Аполлону (Павсаний, II 7, 9).
Именно там мастера чаще предпочитали бронзу.
- Варварская галерея / Древнегреческая и эллинистичекая скульптура
- Вокруг Марсия или состязание Марсия и Аполлона
- Именно таковы созданные Мироном статуи Афины и Марсия
- Значение слова МАРСИЙ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,
- Греческая мифология / Мифы и легенды древней Греции
- Марсий, музыкант, проигравший Аполлону и с которого живьем содрали кожу
Рядом с ним – лира. Зрелая, можно сказать, программная работа Поликлета воплотила в себе общеэллинские высококлассические идеи. В-третьих – и это самое главное, хотя, к сожалению, ни в одной из версий мифа не отмечается, – Марсий, музыкант-профессионал, по семейным традициям приобщенный к инструменту с детства, не должен был, подобно дилетантке Афине, при игре на авлосе так раздувать щеки, что глаза словно бы наливались кровью и как бы «выкатывались» из орбит. Афина и Марсий характеры прямо противоположные.
Только в таком случае можно выявить лучшего. Мгновение покоя рождает ощущение устойчивости образа.
Писали они восковыми красками на меди. Брадобрей, как зачарованный смотрел перед собой: из очень маленькой ямки, словно по мановению волшебника, вырос лес тростника. Можно только представить, как мучился Мидас.
- код для вставки на сайт или в блог
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Описание скульптуры Мирона «Афина и Марсий»
- Мифы Древней Греции, словарь-справочник
- Мирон, древнегреческий скульптор
до н. э. ), поддерживать тесные связи друг с другом на основе Афинского морского союза.
Принцип полной симметрии проведен также в расположении складок на груди. Их живопись являлась по сути раскрашенным рисунком. Самым прославленным афинским скульптором середины 5 в. до н. э. (это время как раз и называют раннеклассическим) можно твердо назвать выходца из городка Элевферы в Беотии Мирона. Здесь же нарисован Аполлон. Марсий, как сатир лесных чащ у Келен, был оплакан нимфами, силенами и лесными родичами. Так и остался Мидас на всю жизнь с этим подарком Аполлона.
Это описание выполнено Филостратом Младшим (II 3). По словам писателя, на картине был представлен несчастный Марсий, который уже знает свою судьбу и сознает, какие муки предстоит ему испытать. В одиночестве она отправилась во фригийский лес, села над ручьем и стала играть, наблюдая за своим отражением в воде. И наконец брадобрей услышал в шуме тростникового леса то, что сам сказал в маленькую ямку: «У царя Мидаса ослиные уши. » Но теперь эти слова были еще усилены эхом окружающих гор. Сама эта картина не сохранилась.
Вот это тайна. И хотя в образе Дорифора скульптор исходил из облика вполне определенного человека (по-видимому, один из городов заказал мастеру статую своего гражданина — атлета, победившего на общеэллинских состязаниях), ему удалось изваять типизированный, обобщающий идею победы памятник. Пракситель отразил в статуе свою любовь к «нежной форме» и смоделировал мужское тело так, что оно обрело нежную пластику, подобную женской. Возможно он хочет, чтобы был сопоставлен художественный уровень исполняемых произведений. Ему очень хотелось сообщить всем, каким потрясающим секретом он владеет.
Но в самый последний момент музыка делала внезапный поворот и все начиналось сначала. Поднимающееся вверх по линии левой ноги плавное движение направлено вниз наклоном головы, расплывается по опущенным вниз рукам и уходит в пространство. Марсий изображен в Аиде на картине Полигнота в Дельфах16. В выбранной ситуации содержится и полное раскрытие сути конфликта. В гневе она отбросила флейту прочь, наложив проклятье на каждого, кто осмелится поднять ее. Все слушатели продолжали расходиться, возвращаясь к своим каждодневным делам. Марсий непрестанно упражнялся и довёл игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание.
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Сатир Марсий и Аполлон (миф древней Греции)
Движение стремительно откинувшегося назад Силена грубо и резко. Марсий проиграл, за что был жестоко наказан. К сожалению, руки не сохранились ни на одной из них. Явился он на вызов сатира.
Римский зодчий Витрувий писал, что в дорической колонне «греки воспроизводили пропорции, крепость и красоту мужского тела, тогда как в ионической колонне они подражали утонченности женщин их украшениям и соразмерности». Мирон (Mэron) из Элевтер, древнегреческий скульптор середины V в. до н. э. Представитель ранней классики. Эта флейта принадлежала Афине Палладе, она сама сделала ее и любила поиграть иногда, отдыхая от воинских забот. Голова Афины — пример слияния в скульптурной форме физической и духовной красоты человека. Согласно Афинею, Эвфорион, служивший библиотекарем в Антиохии, в своей книге «О музыкантах» утверждал, что сирингу, состоящую из серии трубок, скрепленных воском изобрел Марсий.
1821. Наступила неловкая пауза. За эту дерзость Марсий был жестоко наказан: по приказу Аполлона с него содрали кожу.
Однажды Афина сделала флейту и решила сыграть на ней на пиру богов. Спору нет, превосходство Аполлона для всех будет очевидно. Прежде всего это проявилось в конкурсе по созданию изваяния раненой Амазонки.
О ней восторженно говорил римский писатель и ученый Плиний. Древнее божество круга Кибелы, вытесненное Аполлоном. Друзьям несчастного Марсия оставалось лишь оплакивать его. Ведь нужно оградить себя от всяческих слухов и злокозненных разговоров.
Дошедшая до нас в оригинале мраморная группа «Гермес с Дионисом» дает живое представление о стиле работ Праксителя. Сам музыкант стоит у сосны и с покорностью ожидает выпавших на его долю мучений. Такого типа изваяния, широко распространявшиеся тогда в Греции, называются гермами.
Теперь авлос отброшен как ненужная вешь. Это был предел совершенства в границах стиля высокой классики.
Звучание становилось все громче и громче, а слова яснее и отчетливей. Но что это. Искоса посматривает Марсий на варвара с копной спутанных волос, стоящего недалеко от него. Рафаэль СантиАполлон и Марсий, 1509-11 гг. ное положение – статуя ожила. Так поплатился Марсий за свою смелость.
Разгневанный этим Аполлон вызвал Марсия на состязание, победитель которого мог наказать побежденного по своему усмотрению. Басин, Фавн Марсий учит юношу Олимпия играть на свирели. Происхождение его неясно. Только в таком случае можно выявить лучшего.
Аполлон не только победил Марсия, музыка которого отличалась чисто фригийским экстатически-исступленным характером (флейта с бубнами и трещотками сопутствует оргиям Кибелы и Диониса), но и ободрал с несчастного кожу. За эту дерзость Марсий был жестоко наказан: по приказу Аполлона с него содрали кожу. Йохан Лис, Аполлон и Марсий, 1627 г. Питер Пауль Рубенс (мастерская) Аполлон и Марсий1577 – 1640. Фактически это тоже комогония: Афина оделяет себя от Марсия с помощью флейты. Марсий возгордился и вызвал самого покровителя музыки Аполлона на состязание. Аполлон явился на вызов в длинной пышной хламиде, в лавровом венке и с золотой кифарой в руках. Каким ничтожным казался перед величественным, прекрасным Аполлоном житель лесов и полей Марсий со своей жалкой тростниковой флейтой.
Несомненно, здесь проявился вкус именно мастера одного из дорических центров (Аргоса), в памятниках которого всегда подчеркивались мужество и физические способности человека. Ведь это оскорбление для божественной лиры, предназначенной для высоких целей. Конечно, для солидности конкурс должны судить музы. Мнезикл, построивший Пропилеи, впервые совместил в одной постройке два различных ордера.
А может быть, Марсий с самого начала стал использовать изобретенную им форбею.
Затем, смирив гнев, Аполлон все же решил готовиться к состязанию. Но Беотия враждовала с Афинским государством (именно вот таким образом скульптурную группу и решили поставить на Акрополе) и Мирону пришлось выбирать между родиной (где его творчеством никто особо не интересовался) и афинской демократией. Кто же может быть таким судьей.
Обычай требует, чтобы выступления музыкантов оценивались по одним и тем же критериям. В отличие от замершего в глубоком и мощном развороте «Дискобола» обе статуи группы являют нам образы в более-менее статичном состоянии, однако и здесь скульптор использовал позволяющий добиться особой выразительности. Это все равно, что сравнивать шаг черепахи и полет птицы. Группа была описана Павсанием: ". И Марсий все больше и больше утверждался в желании соревноваться с богом.
Тело поставлено в полный фас, голова же повернута в сторону, показывая чистый профиль. Недаром Пракситель раскрашивал у своих статуй волосы, лица и зрачки. Поднял Аполлон свою золотистую кифару и заиграл. Художественные формы на протяжении V в. до н. э. менялись очень заметно. Ну, что ж, если этот нахал и выскочка Марсий решил действовать вопреки установленным порядкам, если он поставил под сомнение даже авторитет лучшего и главного из музыкантов – то он свое получит сполна. Работал в Афинах.
Фигура Афины удивительна по своей простоте. Результат Афине не понравился: глядя на нее, другие богини разразились обидным смехом. Принципы Поликлета были основаны на взаимоотношениях между отдельными частями фигуры. О внешности Перикла сохранились некоторые свидетельства древних авторов. Наглость этого Марсия не имеет пределов.
А как бы все были ошеломлены, когда узнали бы, что у их царя ослиные уши.
Новданном случае это нетак ужважно. Он, как любой профессионал, должен был знать, что качество звучания не зависит от количества воздуха, собранного во рту, «за щеками», а зависит от многих других причин, хорошо известных музыкантам. Таким образом, в характеристике напряженных и расслабленных конечностей скульптор создал как бы перекрестное равновесие, названное хиазмом от написания греческой буквы «хи».
Но если решение муз подтвердит еще земляк Марсия, то тогда уж никакие пересуды невозможны. Его статуя Дискобол (Метатель диска Национальный музей, Рим), отличающаяся гармоничной уравновешенностью композиции изображает атлета в сложной позе, в момент наивысшего напряжения сил при переходе от размаха к броску. Ведь на их родном Геликоне всегда звучала такая музыка. Все это позади, как и сама жизнь. Аттические поэты называли его «луковицеголовым». И вот тогда-то осуществилось роковое предсказание Афины.
Ведь это оскорбление для божественной лиры, предназначенной для высоких целей. Тема отдыха, покоя, мечтательной задумчивости определяла характер его творчества. Общеизвестно, что никто лучше их не разбирается в творчестве.
Несмотря на сложность движения, в статуе «Дискобола» сохраняется главная точка зрения, позволяющая сразу увидеть все образное ее богатство. Мирон был также мастером торевтики (исполнял кубки с рельефными изображениями). Именно этому варвару предстоит содрать кожу с живого Марсия. Ненависть Аполлона к флейтистам прекратилась благодаря Сакаду из Аргоса15.
Как гласит пословица: «Излишни для осла звуки лиры». Аполлон хотел не только покарать строптивого авлета, но и продемонстрировать всем, какая участь ожидает того, кто когда-нибудь захочет последовать примеру Марсия и вновь попытается оспаривать художественное первенство бога искусства Аполлона. Начало ему положила Афина, которая, попробовав играть на авлосе, заглянула случайно в ручей и, увидев свое искаженное гримасой лицо, с омерзением отбросила инструмент. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. В своем трактате «Канон» Поликлет впервые пытается установить общезначимые законы пропорций. По преданию, кожа Марсия, содранная с него богом, висит во Фригии, в Келенах, у истоков реки Меандр (Геродот, VII 26 Ксенофонт, Анабазис, I 2, 8) при звуках флейты кожа начинает шевелиться, но недвижима при звуках песен в честь Аполлона (Элиан, Варварская история, XIII 21).
Кроме того, совершенно непонятно, как этот фригиец представляет себе соревнование. Исполнитель на лире должен обладать одними качествами, а авлет – другими.
Неожиданно подул сильный ветер. Обратившись к распространенному тогда изображению победителя в метании копья, он, как и Мирон в статуе Дискобола, создал далекий от детальной индивидуализации портрет атлета. Чтобы избежать подобных наветов, на конкурсе нужен судья, чье решение ни у кого не вызвало бы и тени сомнения. Когда брадобрей прислушался, то он различил среди гула отдельные слова. Брадобрея переполняла гордость за себя: он один-единственный человек, посвященный в этот секрет. Нет, дальше так продолжаться не может. ветственно этому напряжена правая, согнутая в локте и держащая копье рука атлета.
Во-первых, она удалялась от своей мифологической первоосновы. Как и подобает обладательнице высокоорганизованного разума (вспомним, что Афина – богиня мудрости), она являет нам пример великолепного владения своими чувствами. Однако настоящим гимном древнегреческой цивилизации стала другая работа Мирона – скульптурная группа «Афина и Марсий», установленная некогда на афинском Акрополе. В18в.
Разгневанный вызовом, он велел повесить за руки несчастного Марсия и содрать с него живого кожу. Диадумен, по-видимому, наиболее поздняя статуя Поликлета исполненная им уже в Аттике. Тростник раскачивался в разные стороны и издавал гул.
5 в. до н. э., статуя Афины находится в музее Либиг-хаус во Франкфурте-на-Майне статуя Марсия в Национальном музее Рима). Лишь грозно сдвинутые брови и опущенные уголки губ выдают бушующий гнев, никаким иным образом не прорывающийся наружу. Последний раз сыграл в своей жизни великий фригийский музыкант. Для Аполлона не составило труда найти достойного фригийца. Связь Афины с Марсием на уровне ритуала и мифа вполне очевидна. Плутарх сообщает, что «сложение его тела было абсолютно безукоризненным исключая лишь головы, которая была удлиненной и несоразмерной».
укрепил на высоком четырехгранном столбе с высеченным на нем именем Перикла. Кажется, первым изевропейских мастеров обратился кМарсию Микеланджело (1490), его примеру последовали Скьявоне (ок. 1530), Тинторетто (до1545) имногие другие. Но каково быть с ослиными ушами царю целого народа.
Он больше не вынесет пытки молчанием. Победил Аполлон. Он создавал нежные, текучие формы. Традиции там соблюдались строже чем где бы то ни было.
Кифаред (То есть играющий на кифаре) Аполлон не снес такой дерзости. И когда почти никого не осталось, Аполлон в отместку за столь дерзкое высказывание наградил Мидаса ослиными ушами. В сердцах Афина швырнула оземь ни в чем не повинный инструмент, да еще и прокляла его в придачу. Во имя чего это делалось.
Изихслез, впитавшихся вземлю, возник источник, давший начало одноименной реке воФригии. Разумеется, Аполлон победил, аМарсий вбуквальном смысле «поплатился своею шкурой»: разгневанный бог подвесил его надереве иснял снего кожу заживо (подругой версии, это было сделано неимсамим, апоего приказу). Но он вынужден был молчать, хотя молчание обернулось для него неимоверной пыткой.
Тайна тайн. Было бы полбеды, если бы он был обыкновенным человеком. Ведь то, что знает он – не знает никто.
Впоследствии голова второго повторения была обнаружена в собрании Барракко в Риме. Поликлет известен как теоретик. Безусловно, авторитет муз слишком высок, но все же. Силен Марсий, пренебрегая проклятием Афины, бросился поднимать флейту.
Внимание каждого выходившего из Пропилеи на Акрополь привлекал семнадцатиметровый колосс Афины Промахос (Воительницы). Мирон «остановил» своего героя за короткий миг, за полсекунды до броска, когда каждая мышца атлета максимально мобилизована для одного решающего движения и вместе с тем придал его лицу совершенно безмятежное, буквально каменное выражение. Пракситель был певцом невозмутимого покоя, сторонником тонких эстетических наслаждений. Отдыхая, он возлежит на скале.
В назначенный день собралось жюри и бесчисленное множество слушателей. Тот точит нож и взирает на обреченного своими злобно горящими глазами. Это все равно, что сравнивать шаг черепахи и полет птицы.
Бронзовая статуя Марсия работы Ф. Ф. Щедрина датируется 1776г. И дело совершенно не в том, что Марсий его земляк. Вот таким образом статую Афины расположили левее главной оси Пропилеи, а Парфенон сместили вправо.
Неужели он сомневается, что я, Аполлон, создам пьесу, более гениальную, чем он. Достоинства этой статуи оценили многие греки. Затем шум целого тростникового леса слился в единый голос, гремящий на всю округу. Вершиной в передаче внутренней «пластической жизни» статуи явилось творчество Фидия.
И обезумевший брадобрей несется на берег моря, кидается на песок, выкапывает ямку и шепчет в нее: «У царя Мидаса ослиные уши. » И сразу же ему становится легче. ВПариже иБерлине находятся римские копии эллинистической скульптурной группы «Марсий, подвешенный надереве», афигуру скифского палача, поприказу Аполлона сдирающего кожу сМарсия, можно увидеть вгалерее Уффици воФлоренции.
Первый приз означал для автора победу, второй – умеренный успех, третий – провал. Но разве мог он сравниться с золотоголосым богом. Он не создает очень сложных фигур, но всегда дает им развитую мускулатуру. Понимание современниками Поликлета большого значения образов великого скульптора определило признание ими и других произведений мастера. Но ведь цель любого музыканта – художественное воздействие на слушателя.
Взявшись за исполнение «Афины и Марсия», Мирон столкнулся, кроме художественных проблем, по крайней мере с одной чисто нравственной. Хотя из произведений самого Фидия, создавшего прославленные статуи Зевса Олимпийского, одного из «семи чудес света» и Афины-Парфенос (Девственницы), ничего не сохранилось, уцелевшие остатки скульптур Парфенона и рельефы позволяют судить о стиле великого мастера. Во-вторых, хоровое пение занимало в ней сравнительно с диалогом все меньше места. Все же остальные свидетельства сконцентрированы в известном мифе.
Тем самым группа обретает наглядную мотивировку и внутренний смысл. Словно над всем миром летел громоподобный глас: «У царя Мидаса ослиные уши. » Великая тайна перестала быть тайной и вся Фригия ее узнала, а за ней – и весь мир. Раздались замечательные звуки. Несохранилась знаменитая скульптурная группа Мирона «Афина иМарсий» (460–450 дон. э. ), украшавшая некогда афинский Акрополь, норимская копия «Марсий» изэтой группы есть вЭрмитаже, вСанкт-Петербурге (еще одна такаяже— вЛатеранском музее вРиме), аримская копия «Афины» изэтойже группы оказалась вгородской галерее Франкфурта-на-Майне.
По свидетельству Плиния Старшего (XXXV 66), в римском храме Согласия находилась картина Зевксида, знаменитого греческого художника из Гераклеи (вторая половина V в. до н. э. ) изображающая казнь Марсия. Их слово будет самым убедительным. Наглость этого Марсия не имеет пределов. Древние авторы сообщают, что Поликлет работал над теоретическим сочинением «Канон», в котором определил основные законы гармонических соотношений, отдельных элементов человеческого тела.
Поликлет возвращается к архаическому идеалу. Само состязание продолжалось недолго. Как и во всяком конкурсе, необходимо жюри, которое бы вынесло свое беспристрастное решение. Неужели он сомневается, что я, Аполлон, создам пьесу, более гениальную, чем он. В конкретных художественных образах Дорифора (копьеносца) и Диадумена (атлета, повязывающего на голову победную ленту) Поликлет отразил общие черты действительности.
Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее прекрасное лицо. Левой рукой Аполлон еще касается ее струн, а правая рука с плектором находится на груди. Увы, время не пощадило ни одного из его произведений, однако скульптуры Мирона были столь хороши и столь знамениты, что множество других мастеров и из самих древних греков и (позднее) из числа римлян старательно делали копии его произведений. И уж кому, как не Мидасу, воспитанному на этой музыке, знать – хорошо или плохо играл Марсий. Зевксис настолько правдиво изобразил виноградные гроздья, что птицы слетались их клевать.
Нельзя забывать, однако, что подлинное произведение Поликлета V в. до н. э. до нас не дошло (возможно, оно не сохранилось или еще не найдено) и известные теперь статуи Дорифора лишь разнообразные копии оригинала, надо думать известного древнеримским ваятелям. Линии складок не допускают выражения более сильного движения. Именно вот таким образом классический период делят на три составные части – раннюю классику (время поиска наиболее удачных художественных приемов, время экспериментов и открытий), зрелую классику (своеобразный пик, расцвет классической древнегреческой школы) и позднюю классику (когда древние греки словно немного устали от обилия окружающих их прекрасных скульптур, храмов и картин).
Итак, решено: жюри будет состоять из муз. Оно его мучило и днем и ночью.
Все, кто был на этом необычном состязании, единодушно решили, что победил Аполлон. Тициан, Наказание Марсия, 1575-76 гг. Мирон выбрал демократию.
Его герой еще только бросает диск, еще борется за победу, а мы уже знаем – он победит. По мифу, Марсий подобрал флейту, брошенную Афиной (Павсаний, I 24, 1). Но все же Мидас пострадал не так сильно, как сам Марсий. Отставленной на носок правой ноге отвечает такой же расслабленностью левая рука, легко свисающая вдоль тела. Памятник иллюстрирует известный миф о том, как Афина однажды сделала из кости оленя авлос – двойную флейту, но обнаружила, что при игре лицо ее безобразно искажается.
Иное дело – сама Афина. V век до н. э.
Богиня отшвырнула флейту, прокляв инструмент и запретив кому бы то ни было его поднимать. прочные следы архаика оставила на общей пластической концепции Мирона. Так поплатился Марсий за свою смелость. Мидас был готов поклясться, что он ничего более абсолютного не слышал в своей жизни.
почти все взрослое население Афин. Его матерью считалась богиня Кибела, аотцом— речной бог Эагр изФракии ноиногда отцом Марсия называли музыканта Гиагна изсвиты Кибелы или изобретателя флейты Олимпа (которого опятьже считают иногда другом или даже сыном Марсия).
Да разве могло быть иначе. В-третьих, среди персонажей появились не только мифологические герои, но и реальные исторические лица и даже рабы. Это была тоже очень красивая музыка и играл Марсий прекрасно. Просто он играл ту музыку, которую Мидас слышал с детства.
Показ движения в кульминационный и вместе с тем переходный момент является основной пластической задачей статуи Марсий из группы Мирона Афина и Марсий (Либигхауз, Франкфурт-на-Майне и Латеранские музеи, Рим), воплощающей торжество разумной человеческой воли над стихийным безудержным порывом. Содранную кожу показывали в Келенах8, она начинала двигаться под фригийские напевы9. Он уже предвосхищал, как его измученная душа наконец-то успокоится. Тело похоронил Олимп, ученик Марсия2. Гордостью Кромержижской картинной галереи является картина Тициана «Аполлон иМарсий» (1570).
Марсий, в греческой мифологии сын речного бога Эагра, сатир или силен, родом из Фригии. Да и сам звук авлоса был груб и резок. Лицо с выпуклым лбом и приплюснутым носом уродливо. Прославился статуями атлетов-победителей. Исполнитель на лире должен обладать одними качествами, а авлет – другими. А потом заиграл Марсий.
Произведения Мирона (исполненные главным образом в бронзе) не сохранились и известны по свидетельствам древних авторов и римским копиям. Статуя Марсия была понята итальянским реставратором как пляшущий сатир и снабжена кастаньетками. Каждое драматическое состязание было событием не только для авторов, но и для всего города, обязывая поэта к взыскательности и осознанию своей высокой гражданской миссии. Победил Аполлон.
Обычай требует, чтобы выступления музыкантов оценивались по одним и тем же критериям. Преодолевая застылость скульптуры эпохи архаики, Мирон проявлял особый интерес к изображению движения, выявлял в человеческом теле противоречивое динамическое начало. Вот таким образом ему не было никакого смысла наполнять рот воздухом до отказа и раздувать щеки. Возможно он хочет, чтобы был сопоставлен художественный уровень исполняемых произведений.