Ахматова Портреты Художников

Анна Ахматова: галерея портретов (ФОТО)

1928 год. Вспоминаются ахматовские наброски 1960-х гг. Художник не успел дописать руки поэтессы. 1911 год.

Леон Бакст. Он мог часами читать стихи наизусть. Анненков говорил, что увидел ее «печальной красавицей, казавшейся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы». Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК – не арестовывать, но и не печатать».

В синеве мудрых ахматовских глаз, в ее печали раскрыта духовная красота.

К этому времени Ахматову совсем перестали печатать: «После моих вечеров в Москве (весна 1924-го) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Зато Инна Эразмовна Горенко мягко упрекала дочь. «Четки», писала Ахматова, вышли «вскоре после того, как окончилась кампания по уничтожению акмеизма». 35 Их выход стал победой акмеизма, победой Ахматовой, триумфом «острого» стиля. Сейчас его картины на различных аукционах оцениваются в миллионы. По его словам, «поэзия Анны Ахматовой производит впечатление острой и хрупкой».

Предполагалось, что они будут лежать. Ахматову прозвали тогда «соломенной вдовой». Но тот один висел в изголовье ее кровати до конца ее жизни.

1946 год. Интерес друг к другу вспыхнул, несмотря на то, что Анна приехала в Париж спустя 2 месяца после своей свадьбы. Ахматова называла Модильяни «художником, с которым у меня совершенно ничего не было».

Уцелел лишь один, самый дорогой, с которым она уже никогда не расстанется, – тот, где Ахматова изображена в виде аллегорической фигуры «Ночи». Эту «спокойную важность» в 1911 г. почувствовал и отразил в своем рисунке Модильяни -- в том единственном из шестнадцати, который сохранился у Ахматовой. Их брак был не самым счастливым, Ахматова писала: «Мне муж палач, а дом его тюрьма». В обширной галерее портретов Ахматовой (от А. Модильяни до К. С. Петрова-Водкина) это произведение – одно из лучших.

В эти дни она написала свои знаменитые строки: И упало каменное словоНа мою еще живую грудь. Ничего, ведь я была готова. Справлюсь с этим как-нибудь. У меня сегодня много дела:Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. А не то. Где «пенье и слезы Ахматовой» (Хлебников). Ее сына реабилитировали – он был освобожден в 1956 году.

9 фактов о художнике 
Петрове-Водкине 
и его портрете Анны

9 фактов о художнике Петрове-Водкине и его портрете Анны Ахматовой

«Вы во мне как наважденье», – писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы – по памяти. Ю. Анненков. 1939 год.

Она предлагает дочери на Пасху съездить в Бежецк вместе, повидать Левушку. Их работу признали «абсолютно неудовлетворительной» из-за «безыдейных идеологически вредных произведений» Михаила Зощенко и Анны Ахматовой. Нет и тени плакальщицы и вещуньи. Веер культурных ассоциаций, разворачивающихся при взгляде на прекрасный женский облик, -- явление, характерное для модернизма. 12 Причудливые сравнения возникали и определяли стиль жизни многих «европеянок нежных»: так Любовь Дельмас побывала цыганкой Кармен, Ида Рубинштейн -- раненой львицей с ассирийского рельефа (Валентин Серов. И надо сказать, что эти «античные» изображения выполнены с изяществом, лаконизмом и мастерством, неожиданными для поэта, возможно, ни до, ни после не создававшего скульптуру.

Фигура «Ночи» (портрет 
Модильяни)

Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)

В 1921 г. Юрий Анненков сделал в один день два портретных наброска Ахматовой. Держалась она очень уединенно».

К осени 1912 года в семье младшего, Николая, ждали наследника. Почему-то все были уверены, что родится мальчик. Среди портретов Ахматовой работы Елены Данько есть миниатюрные изображения ее профиля.

«Такая, какой ее 
знали друзья — поэты» 
 (портрет Альтмана)

«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)

Голлербах определял эти стихи как «портретный жанр» (был среди них и «автопортрет» Ахматовой) и наряду с ними поместил в антологии живописные портреты Ахматовой работы Натана Альтмана и Кузьмы Петрова-Водкина, рисунок Юрия Анненкова, силуэт Евгения Белухи, фарфоровую статуэтку, созданную Натальей Данько и расписанную Еленой Данько и т. д. Эта книга -- поздний отзвук Серебряного века, для которого преломление личности сквозь призму искусства было необходимой формой жизнетворчества. Он изобразил «самую худую женщину Петербурга», как она сама себя называла, монументальной, подобной египетскому сфинксу. Тем не менее бабушка старалась порадовать внука, отправляла небольшие посылки. Прежде всего, это образ человека творческого интеллектуального, личность, которую создало время на рубеже двух исторических эпох. Художник не успел дописать руки поэтессы. Анна Ивановна Гумилева никогда не жаловалась, что Ахматова не навещала Леву.

1914 год. 1922 год. к драме «Энума Элиш»: на стене магическим образом появляются тени, «В пятне показывается Победа -- худая высокая женщина с сумасшедшими глазами -- в лохмотьях». Она часто говорила, что «эта тема в живописи и графике уже исчерпана», однако согласилась позировать бывшему участнику группы «Бубновый валет» Александру Осмёркину.

«Печальная красавица» 
 (портрет Анненкова)

«Печальная красавица» (портрет Анненкова)

Скорее всего, так. Моди представился ей как «художник и еврей». Иногда они больше фиксируют ахматовский облик иногда -- состояние.

Кто эта Победа, остается не проясненным. Она многократно позировала им: Елене -- для рисунков, Наталье -- для статуэтки, бюста, «камей». «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. В этот тяжелый период жизни поэтессы ее написал Кузьма Петров-Водкин. Как удалось ей удержаться от безумия, для меня непостижимо. Вторую половину июля и начало августа Николай и Анна провели в Слепневе.

1911 год. Ахматову прозвали тогда «соломенной вдовой». Писательница Мариэтта Шагинян назвала эту работу иконой, духовным портретом. Итальянское солнце казалось панацеей от телесных и душевных недугов. В любом случае они имеют ценность -- хотя бы ценность документа. Миниатюры, созданные самой Ахматовой, заставляют о них вспомнить. Юную красавицу начинает закидывать письмами заграничный воздыхатель Модильяни, признаваясь в любви и умоляя хотя бы о еще одной встрече.

«Духовный портрет» 
 (портрет Петрова-Водкина)

«Духовный портрет» (портрет Петрова-Водкина)

Ахматову снова начали печатать, восстановили в Союзе советских писателей. Сколько раз он тут у меня бывал.

Днём они вдвоем бродили по музеям, а по ночам совершали прогулки по городу. Победа духа главной героини. Через месяц «для разъяснения постановления» в Ленинграде выступил с докладом член политбюро Андрей Жданов: «До убожества ограничен диапазон ее поэзии – поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Это был долгожданный ребенок. Модильяни был не в состоянии сводить Анну куда-либо, вот таким образом они просто прогуливались вечерами по парижским улицам.

На портрете Натана Альтмана она предстала гордой, но уязвимой. Ко времени создания портрета Анна Андреевна Ахматова (1889 – 1966) уже была прославленным поэтом. Та же необходимость выразить себя руководила Ахматовой, когда она рисовала свой портрет 30 декабря 1926 г. Конец года, канун следующего -- для Ахматовой это был важный момент: время подведения итогов не случайно она отмечала, что «Поэма без героя» впервые пришла к ней в Рождество 1940 г. Этот автопортрет Ахматовой нельзя назвать «красивым»: в несимметричных глазах зеркального двойника есть что-то безумное. В это время выходят два сборника стихов Ахматовой – «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», в которые вошли стихотворения, посвященные обоим поэтам. В тот же год она рассталась со своим вторым мужем. Но все относились к ней доброжелательно, оберегали, в буквальном смысле на руках носили. 1921 год.

C виду казалось, что Амадео постарел сразу на много лет. На Западе документов об Ахматовой, связанных с именем Модильяни, вообще не существует. В своих воспоминаниях дочь художницы Екатерина сравнивала эти две работы: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери и все же считаю, что Ахматова такая, какой ее знали ее друзья – поэты, поклонники тех лет, Ахматова «четко» передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана». Об авангардном портрете и самом Натане Альтмане поэтесса писала в стихотворении «Покинув рощи родины священной» :Как в зеркало, глядела я тревожно На серый холст и с каждою неделей Все горше и страннее было сходство Мое с моим изображеньем новым. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Прошедший год был одним из самых трагичных в жизни Ахматовой: ее первый муж Николай Гумилев был расстрелян, ее учитель Александр Блок умер.

В белом платье в белой ночи (портрет Осмёркина)

Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевымпоехала в Париж. Ида Рубинштейн. Основные источники — мемуары. У Лукницкого, по словам его вдовы, головка жила «в старинной круглой коробке из-под пудры». В этот год Моисей Лянглебен написал один из последних портретов Ахматовой (уже в 1966-м ее не станет). 1964 год.

От них – как облака – легкие, тяжелые тени по лицу и в них – столько утрат. 15 октября 1924 года она пишет Ахматовой из поселка Деражня Подольской губернии, где жила у сестры: «Спасибо, Аничка, за обещание приехать сюда, но извини, детка, совсем ему не верю. Законы сцены переносились в жизнь, в которой тоже можно было исполнять многие роли.

Представительница 
«пустой безыдейной 
поэзии» (портрет

Представительница «пустой безыдейной поэзии» (портрет Сарьяна)

Осенью, приехав сюда, я думаю, ты не откажешься ни от одной из этих задач». 26 Прошло около 40 лет -- и в 1952 г. в вестибюле Национальной галереи в Лондоне состоялось открытие серии напольных мозаик работы Анрепа «Современные добродетели» на мозаичном панно «Сострадание» была изображена Ахматова, «спасаемая ангелом от ужасов войны». 27 Изображение было сделано по памяти: Ахматова и Анреп не виделись с 1917 г. В числе главных качеств стихов Ахматовой первых двух сборников критики называли особую «остротэ». 32 Михаил Кузмин в предисловии к «Вечеру» на четырех страницах шесть раз употребил слова с корнем «остр». А вот сама поэтесса отзывалась о нем так: «Не похож – он робкий». Впервые молодые люди встретились в 1906 году в Париже. Вышел второй сборник Ахматовой – «Четки», который принес ей признание. Набросок, выполненный пером (тушь и черная акварель), можно считать началом второго периода ахматовской иконографии. Но поверить в это совсем невозможно хотя бы потому, что Модильяни написал 16 рисунков обнаженной Анны.

Антология вышла в 1925 г., когда Анне Андреевне Ахматовой (1889-1966) было 35 лет как станет ясно потом, это не была даже середина ее жизни. Анна больше не отрицала своей любви к итальянскому художнику Амадео Модильяни. Его письма, которые она цитирует в очерке, не сохранились. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. «Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы. »41 -- этот словесный портрет, сделанный самим Анненковым, соответствует лишь гуашному, «декадансному» портрету, дописанному по памяти и как бы «опрокинутому» в дореволюционные годы.

1910. Брак старшего сына Дмитрия, к огорчению Анны Ивановны Гумилевой, оказался бездетным. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. 1921. ), Ольга Глебова-Судейкина -- Коломбиной (Сергей Судейкин. Поездка не состоялась. Практически в одно время с Альтманом Ахматову написала Ольга Делла-Вос-Кардовская. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж.

Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть. И если можно только догадываться о мотивах, заставивших Альтмана переосмыслить образ Ахматовой, то все-таки следует сказать, что основания для переосмысления у него были. Прижизненные портреты Ахматовой создавались как великими художниками (Амедео Модильяни), так и дилетантами (Георгий Шенгели, Иосиф Бродский).

В частности, когда она писала портреты (как и она сама рассказывала), она не только постоянно думала о чисто художественной задаче, она не только духовно сближалась со своей моделью, но как-то по-особенному любовно относилась к ней, — можно даже сказать сильнее — она влюблялась в нее. В этом году вышло постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград». В крохотной мастерской, заставленной холстами, Анна позировала художнику. Обе скульптурных головки сделаны Ахматовой в период, когда она дружила с сестрами Данько. Известно несколько небольших «камей» с ахматовским профилем, выполненных Натальей Данько из гипса, пасты, фарфора. Я встретила на Невском М. Шагинян.

Видимо, подобное притягивает подобное. В Италии поэтесса получила литературную премию «Этна-Таормина». Мир признал Модильяни великим художником только через пару лет после его смерти.

Комментарием к этому загадочному образу служат слова Ахматовой: «Модильяни очень жалел, что не может понимать мои стихи и подозревал, что в них таятся какие-то чудеса». 16 Этот рисунок открывает ахматовскую иконографию -- по крайней мере из того, что сохранилось, ничего более раннего на сегодняшний день неизвестно. Они провели вместе незабываемых три месяца. Художник Мартирос Сарьян не побоялся пригласить опальную поэтессу позировать для портрета в его московскую мастерскую.

«Русская царица» 
 (портрет Лянглебена)

«Русская царица» (портрет Лянглебена)

Ее сын Лев Гумилев был в лагерях, а друг Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере. Хотя это не рисунки и не «камеи», это профильные портреты -- известно, что Ахматова предпочитала и художникам и фотографам позировать именно в профиль. Если в Бежецк ты подолгу не можешь собраться, то тем паче в такую глушь не заедешь». Положим, она не принадлежит к поэтам особенно веселым, но всегда жалящим». 33 Валерий Брюсов, ругая акмеизм, отмечал при этом: «Стихи г-жи Ахматовой весьма дороги нам своей особенной остротой». 34 Между тем, греческое слово «акмэ», давшее название новой литературной школе, означает «вершина», «острие». Увиденное её поразило — худой, бледный, осунувшийся художник не выдержал нищенской жизни и пристрастился к вину и наркотикам.

Таким образом, очерк, рисунок и две не вошедшие в «Поэму» строфы являются единственными опубликованными в России документами. О. А. Судейкина 24 марта 1915 г. ), Саломея Андронникова была «Ленор, Соломинка, Лигейя, Серафита». Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. Как известно, в любом портрете есть свой подтекст и скрытая драматургия. Об этой поездке сведений почти не сохранилось, только маршрут: Генуя — Пиза — Флоренция. C виду казалось, что Амадео постарел сразу на много лет.

Их немного, но вполне достаточно, чтобы понять, почему Модильяни в жизни Ахматовой был «многих бедствий виной» и мог «даже в сон вносить расстройство», а также почему Ахматова была для него наваждением, счастьем, «ангелом с печальным лицом» — источником вдохновения для многих его работ. Вид у него был довольно нелепый, но художник смог так изящно преподать себя, что показался ей элегантным красавцем, одетым по последней парижской моде. Начинаю сеанс в 11 и до 2-х, чтобы успеть к мостам». Портрет Иды Рубинштейн. Они провели вместе незабываемых три месяца. Поэтесса продолжала получать предложения написать ее портрет.

Ахматова жила в Петрограде, она была замужем за Владимиром Шилейко (они поженились в 1918 году сразу после развода Ахматовой и Гумилева). Ее муза олицетворяет скорбь. Даты работ и записи Лукницкого показывают, что это происходило, видимо, с 1923 по 1928 гг.