Александр Дейнека Картины
Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир. Картина советского художника Александра Дейнеки За занавеской продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов – без малого 3, 5 млн долларов. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Дейнеки. На этой странице собраны картины Дейнеки Александра Александровича, которые отличают соцреализм, патриотизм, монументальность и оптимизм.
Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни. Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем.
Дейнека Александр: творчество, самые известные картины художника
Где остальные мозаики — неизвестно. С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол».
Одной из лучших работ этого периода по праву считается «Мать» (1932). Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. Но в данном случае это оправдано.
Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря. В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Сценическая площадка расширяется, приобретает пространственную глубину. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника. Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса.
Радость жизни: картины Александра Дейнеки
Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). Кажется, так и слышишь их гулкие шаги в тревожной тишине сумеречного вечера.
На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Живописная палитра художника продолжает оставаться несколько условной. Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш».
Александр Дейнека: самые популярные картины (топ 12)
Прыжок с колокольни». На первых порах в программе и практике ОСТа было много чисто умозрительного экспериментаторского пыла и озорства, но важно другое – в этом Обществе царила творческая атмосфера, в нем господствовал жадный интерес к революционной новизне современной действительности, к новым формам жизни, а не только к новым формам живописи и графики ради них самих. Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. Из Парижа художник отправился в Италию.
Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Ну это на мой дилетантский взгляд. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны).
Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. Он не показывает непосредственно боя с противником.
Александр Дейнека – картины с названиями и описанием по алфавиту
Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Своим творчеством Дейнека старался откликаться на все важнейшие события современной ему жизни. И художник вновь справляется с вызовом. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем».
Монахи в красном», написанной во время путешествия. Вице-президент Академии художеств СССР (1962 – 66). «Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка». В комитете подумали, что и не напишет он уже картины, но Дейнека собрался и написал огромную работу всего за неделю— он отличался поразительной работоспособностью, когда это было нужно.
Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. В картине практически нет никаких примет быта. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет.
Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей. Таким видит город Дейнека Александр. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью.
Краткая информация о художнике и его картинах
И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927).
Периодически Дейнека работал и в книжной иллюстрации: в конце 1920-х и в 1930-е годы оформил около десятка книг для детей и взрослых. Дома тревожно притихли. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.
Особенности работы над картиной
«Истинным спартанцем» называли современники и самого художника. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное. Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву.
Но писать все же решил на выставку «Оборону Севастополя», так как я этот город любил за его веселых людей, море, лодки, самолеты. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. По семейной традиции он поступил в железнодорожное училище, чтобы продолжить дело отца. Учился в Харьковском художественном училище у М. Пестрикова (1915 – 17), во ВХУТЕМАСе у И. Нивинского и В. Фаворского (1920 – 25).
Патриаршие пруды» Необычный и вместе с тем привычный для москвича вид города. И художник вновь справляется с вызовом. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность.
В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Ноябрь 1941». Художник и сам говорил: «.
Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Много общего между ними и в решении пространства. Игру любил, знал ее, как тысячи моих сверстников, как десятки тысяч взволнованных зрителей.
Рекорды продаж, стоимость картин Дейнеки
Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ).
Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Во время учебы Дейнека сотрудничал с журналами «Безбожник у станка» и «Прожектор»: он рисовал колкие карикатуры на религиозные темы изображал трудовые будни заводских рабочих. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации.
- Дейнека, Александр Александрович
- Дейнека Александр Александрович
- Александр Александрович Дейнека
- Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
- АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне. Возможно, что я излишне заострил подобную трактовку. Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.
Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся.
К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Дейнека мастерски писал их в сложных ракурсах и движениях. Очень долго он хотел написать картину о любимой игре, но многочисленные наброски по традиционным композиционным схемам не передавали динамику матча. Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках.
Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927). Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. В 1928-29 гг. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы.
Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь". Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Мне удалось сделать много интересного, нового, современного для того времени.
- Дейнека Александр Александрович (602 работ)
- Дейнека Александр – художник монументального стиля
- Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
- Александр Александрович Дейнека биография
- Дейнека Александр Александрович (1899—1969)
Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Таковы его «Тревожные ночи» (1942), «Сбитый ас» (1943) и другие. Но враг не пройдет. Даже в самых обыкновенных сюжетах он находит и раскрывает прекрасное. И здесь это удалось ему в полной мере. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена».
Не торопясь прошествовал по-мужицки одетый бородатый Фаворский» Кстати именно графический факультет Владимира Фаворского выбрал Дейнека из всего разнообразия, преподававшегося в ту пору во ВХУТЕМАСе. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ) в 1925 – 27.
- Биография Александра Дейнеки: детство и юность
- Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
- Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
- Учитель в женской гимназии и фотограф в Уголовном розыске
- Скульптура, мозаика, батальное полотно
- Западноевропейская и антикварная живопись
Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял.
Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели. Я догадался написать то, что многих волновало интересовало. Художественный образ предельно величав и обобщен. Первое его монументальное панно в кубистической манере превратилось потом в прекрасные навесы для местных лавочников. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике.
- Декоративно-прикладное искусство
- Творческие периоды в работе Дейнеки
- Лирика на полотнах этого периода
- Годы Великой Отечественной войны
- Направление, стиль и тематика произведений
- Бесплатно получать новые статьи на свою почту
- Битва мукой в День дураков в Испании
Река Тускорь, 1945). Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана – хозяев «вечного города». Я компоновал новое пластическое явление и вынужден был работать без исторических сносок. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927).
Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку. Каждое полотно, созданное в эти годы, – это гимн красоте жизни, красоте людей. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938 – 43). Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.
Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). Дейнека действительно был большим мастером. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. Образования оказалось достаточно, чтобы работать оформителем. В 30-е художник создал оригинальную серию «Севастопольских акварелей» (1934), ряд картин на темы индустрии и спорта. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.
Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. А в живописи – идеальные люди (привет античности и ренессансу), уверенно смотрящие в будущее. Они занесены снегом. Картина «Окраина Москвы. Это выражено прежде всего поставленными надолбами, потушенными огнями в окнах и стремительной скоростью уезжающего военного грузовика.
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Фон дан скупой линией отдаленного города. Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945). Но была и противная сторона.
Писал футбол. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Ему он и посвящает свою вторую картину о войне. Сколько решимости в суровых лицах бойцов, уверенности в их чеканной поступи.
- Потрясающие оптические иллюзии в проектах Фотографа Александра Хохлова и визажиста Валерии Куцан
Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников». Художник и сам говорил: «. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств.
Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали. Она создана на основе акварели «Итальянская улица.
Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки».
Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). Над молодой Советской республикой нависла смертельная угроза. У финиша, 1927). Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами.
«Отечество в опасности. » – прокатился по стране призыв большевистской партии и вот на защиту от войск Юденича выходят питерские рабочие. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945). Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941).
Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Преподавал во ВХУТЕИНе (1928—30). Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). В том же году Дейнека уходит из "Общества станковистов" вследствие несогласия с руководством.
Удостаивается и множества других регалий. Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками.
С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться. Дейнека Александр Александрович известный советский художник, график и скульптор. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские).
Объединение покинул один из лучших его представителей из-за чрезмерной, по его словам, увлеченности участников станковой живописью. Победа вдохновляет его на серию акварелей с видами на взятый Берлин (под общим названием Берлин. Полотно это стало для нас олицетворением счастья мирных дней. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». «Фигуры идущих по снегу мне всегда представляются в виде силуэтов. Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева.
Существует на земле еще один город, который беззаветно любил художник. Страшный снимок, непохожий на то, что я видел несколько лет назад сам. В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык».
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Монахи в красном», написанной во время путешествия.
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Однако любовь к рисованию оказалась сильнее: уже через год Александр Дейнека отправился в Харьков, поступать в художественное училище. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане.
К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры. На основе многочисленных зарисовок и набросков, выполненных в 1941 – 1942 годах, он создает серию листов под названием «Москва военная» (гуашь, темпера, 1941 – 1946). Происходит кристаллизация режима.
С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер. Вице-президент Академии художеств СССР (1962—66).
Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929). В этот период он создал сотни рисунков, часть из них в будущем стала основой больших живописных произведений. Типичными живописными произведениями остовского периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925 г. ), На стройке новых цехов (1926 г. ), Текстильщицы (1927 г. ). Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933). Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.
Входил в объединение «Октябрь» (1928 – 30). В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Вс. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Он посещает Америку, Францию, Италию.
Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. театре им.
Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Заметный след в творческой биографии художника оставили поездки в Крым. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. К темам гражданской войны художник продолжает обращаться и в тридцатые годы. Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью».
В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Здесь ломать копья бессмысленно. В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).
Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт. Его картины «Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) выполнены в полном соответствии с принципами индивидуального стиля дейнековских рисунков. Во время войны культ спорта и здоровья в творчестве Дейнеки уступил место военной теме. Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты. У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции.
После Февральской революции занятия в училище прекратились. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. В 1931 году он пишет картину «Наемник интервентов», а в 1933 году «На допросе», где создает запоминающийся образ смелого, мужественного большевика. И все-таки художник успел сделать огромное число зарисовок, создать массу акварелей.
Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941). Не знаю, хорошая это картина или плохая, но кажется, что настоящая». Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. В моем творчестве была удача. Они идут на фронт сомкнутыми рядами, плечом к плечу. Серьезные люди все эти игры не берут во внимание.
Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». путь зигзагообразный, путь колебаний. Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история. Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Вслед за «Обороной Севастополя» появляется еще несколько полотен на темы войны.
В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Горизонтальное фризовое изображение получает своеобразную интерпретацию.
Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Дейнеки)Про следующую картину я всегда думал, что она довоенная, а оказывается – 1944 год. "Раздолье" (1944. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Строг и суров ритм картины.
В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. Дейнека родился в Курске. Наступает Великая Отечественная и в живописи, как и в жизни, мирные темы отходят на задний план. Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал).
Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". И Дейнека, на мой взгляд, наиболее яркий представитель этой эстетики. Родился в Курске, там же учился рисовать.
Ноябрь. Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора.
Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Александр Дейнека родился в 1899 году в Курске. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). 2009–2011».
И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Отец не поддерживал его выбор, не помогал материально. Это ощутимо и в «Текстильщицах» и в самом значительном полотне Дейнеки «Оборона Петрограда» (1927), написанному к десятилетию Красной Армии.
В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». Писал футбол. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом». Очень красив и сочен по краскам букет из васильков на переднем плане.
Я знал Дейнеку много лет и очень близко. В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим.
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже. Но картина не была одинокой удачей. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история.
На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Именно это чувство мужественного спокойствия и составляет пафос картины. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). 1941» (1942), отобразившая драматический образ военной столицы, а также цикл акварелей «Берлин» (1945).
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др.
Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. Капитолий", "Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж. Их получилось около 300.
Красота Рима поразила его. Арсенал художественных средств Дейнеки становится богаче.
Мне удалось написать картину «Оборона Петрограда», куда я вписал несколько портретов ее участников и я счастлив этим», – говорит Дейнека. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора. Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Набережная Сены, Париж. В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина — «Футбол» (1924). Движение раненых по мосту в обратном направлении сообщает композиции кольцевой характер.
Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. В 1930-х здоровый образ жизни и физкультура вошли в моду. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана. Среди них женщины, впервые взявшиеся за оружие. В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. Многие лица написаны художником с натуры. В итоге получается какая-то адская смесь ренессанса и экспрессионизма. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными). Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
Дейнека всегда стремился создать образ широкого обобщения. Одну за другой создает он свои широко известные полотна: «Игра в мяч» (1932), «Купающиеся девушки» (1933), «Краснокрылый гигант» (1934), «Бег» (1934), «В обеденный перерыв в Донбассе» (1935), «Колхозница на велосипеде» (1935) и многие другие. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Предельная обобщенность образов превращает их в символы. Как будто бы не светотенью моделирует её, а цветом. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа.
роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.
Очень показательна в этом отношении картина «На стройке новых цехов», где даются две точки схода, что позволяет снять ощущение прорыва картины вглубь. Я в немецкой прессе видел снимок Севастополя с самолета. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Бойцы как бы выходят из глубины, приближаются к зрителю и затем вновь удаляются. Художник Александр Александрович Дейнека — выдающийся многоплановый художник и график, скульптор и монументалист.
В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Дейнека много ездил по стране и везде собирал материал для своих работ. После войны работает (и даже возглавляет несколько лет) в Московском институте прикладного и декоративного искусства. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности».
В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922).
Работает в РОСТе, общается с Маяковским. "Физкультурница" (1933, Российская государственная библиотека, Москва)"Работать, строить и не ныть. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Словом, моя картина и я в работе слились воедино. Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы.
Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). Одной из лучших картин этого цикла считается «Улица в Риме» (1935). В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Это время совпало с расцветом соцреализма: в советском обществе распространялись идеи эмоционального подъема, соревнований и побед, как спортивных, так и трудовых, воспевание красоты и совершенства здорового человеческого тела.
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки.
Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». "Игра в мяч" (1932, Третьяковка)А потом – война. Русский музей)После войны манера художника слегка изменилась – Дейнека теперь чаще отказывается от фирменной плакатности и пишет более реалистично. "Женский портрет" (1944, Симферопольский художественный музей)"У моря" (1957, Русский музей)"Купальщицы" (1952, частная коллекция)Вообще, на мой взгляд, наряду с рубенсовскими женщинами и кустодиевскими красавицами, заслуживают вынесения в отдельный типаж и дейнековские физкультурницы. "Натурщица" (1952, Курская областная картинная галерея им.
Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). В книге Дейнеки «Из моей рабочей практики» приводится любопытный эпизод о том, как рождалась первая его картина – «Футбол» (1924). Много было и в советский период художников выдающихся и великих. Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.
Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Художник создал серию пейзажей Москвы, а после посещения разрушенного Севастополя в 1942 году написал батальное полотно «Оборона Севастополя». В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927). Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба.
Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Курская областная картинная галерея им. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды.
В нем, правда, тоже пробыл недолго. В архитектуре – сталинский ампир: лепнина, шпили, арки, колосья и грозди. Торопливый шаг рабочего, неуверенность, сквозящая в его облике, еще нагляднее оттеняют отталкивающее самодовольство и самоуверенность служителей Ватикана— хозяев «вечного города». Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. Композиция максимально упрощена, многие детали первоначального эскиза из живописного полотна ушли.
Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати.
Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. «Немного осталось очевидцев и участников Октябрьских боев 1917 года. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938). Вот один из таких листов: «Вечер. Но, несмотря на сложности, Дейнека продолжал учиться. В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника.
Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Не хватает мне образования, чтобы описать. «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки. В середине 20-х появились первые живописные произведения художника: «Футбол» (1924), «В штреке», «Перед спуском в шахту» (1926), «Текстильщицы» (1927), в которых выразились характерные особенности творчества мастеров Общества художников-станковистов, Остовцы считали современным все, что отличало новую Россию от «вчерашней» : подъем индустрии, динамику социальной перестройки, рождение новой социальной психологии.
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). К числу лучших живописных работ Дейнеки относится картина «Окраина Москвы. Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
Бурный, предельно напряженный пафос, резкая сила экспрессии, могучая динамика выделяют ее среди наиболее патетических произведений Дейнеки. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже.
Зима" (1931, частная коллекция)В следующий раз будет мастер, которого тоже относят к соцреализму, но уже не "СОЦиалистическому", а "СОЦиальному". Исследования, книги, выставки.
Он посещает Америку, Францию, Италию. На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Ноябрь 1941 года (1941). В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ).
Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Но в целом выставка получила одобрительные отзывы.
И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». Преподавал во ВХУТЕИНе (1928 – 30). Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Картина привлекает также насыщенностью цветовой палитры.
А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом "Сутки советского неба" (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена "Маяковская", всего за шесть месяцев до её открытия. И все. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». В кафе", "Париж.
Его скульптурные работы были в основном посвящены темам спорта. «Весь путь ОСТ –. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. Дейнека известен и как художник театра: совместно с Е. Вахтанговым оформил спектакль «Баня» в Гос. Его первые опыты в области монументального искусства относятся еще к первой половине 1930-х. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.
Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи.
По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным. Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря.
Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. театре им. Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. покорила Зрителей острой выразительностью художественного образа.
В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Умер Дейнека в возрасте 70 лет. Закончу не совсем типичной для Дейнеки картинкой. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме.
Я плавал, летал, дружил с летчиками, был в гуще кипучей приморской жизни. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра. А продолжает образование он во ВХУТЕМАССе.
Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. События военных лет продолжали волновать художника и в послевоенные годы.
К любимым сюжетам Александр Дейнека вернулся только во второй половине 1940-х годов: в 1947 году он написал полотно «Эстафета по кольцу «Б». Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). «В двадцать четвертом году я впервые выставлялся. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм». Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932).
Личный спортивный опыт помогал художнику находить подходящие приемы, чтобы отражать на холсте динамичность и пластику спортсменов. Исторические темы, связанные с годами революции, занимали воображение Дейнеки и раньше, но теперь поводом послужили заказы на монументальные панно с изображением эпизодов дореволюционной русской истории. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930).
Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. В образной сути немногословных композиций с очень точно подмеченными приметами времени прослеживается органическая связь с лучшей литературой тех лет – сочинениями Михаила Булгакова, Бориса Пильняка, Михаила Зощенко, Андрея Платонова, Евгения Замятина и даже Даниила Хармса. Талантлив он был и в литературном творчестве. носивший название "Безбожник у станка" (т. к. Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину.
Много общего между ними и в решении пространства. Дейнека остаётся в Москве, работает в мастерской плаката ТАСС и пишет одну из своих самых знаменитых и эмоциональных работ:"Оборона Севастополя" (1942, Руский музей)"Сбитый ас" (1943, Русский музей)Очень пронзительная. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь.
Эта работа, которая производит впечатление и сегодня, несомненно, результат долгих раздумий и поисков художника. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. В 1918 году Дейнека работает фотографом в Угрозыске, становится руководителем секции ИЗО Губнадобраза, занимается оформлением агитпоездов, выпускает плакаты, принимает участие в театральных постановках. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда.
Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. В зимнем пейзаже городской окраины, обезображенной стальными противотанковыми сооружениями, кажется, нет ничего необычного, но синевато-серый колорит картины передает напряженность, угрозу, которая затаилась в тишине мрачного зимнего утра. Они организованно занимаются спортом и привержены культу здоровья, чтобы рождать бодрых и жизнерадостных строителей социализма. Ноябрь.
От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942).
С задачей он, впрочем, все равно справился. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.
За эти картины Дейнека назначается академиком, а в 1962 году – вице-президентом Академии художеств СССР, получает звание Героя Социалистического Труда. По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. На смену новаторским и конструктивистским 1920-м пришли монументальные и помпезные 1930-е.
На переднем плане сбитая и крепкая женщина в темном платье с легкостью толкает вагонетку с углем левее и выше— более юная и легкая, но такая же крепкая девушка в небесно-голубом платье. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь. В столице он попал в ученики к известному графику Владимиру Фаворскому. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931). В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой.
Игра каждый раз наталкивала меня на желание написать картину. Некоторые из них в дальнейшем легли в основу картин. Но в картину введен еще один персонаж – итальянский рабочий и полотно сразу приобретает определенную социальную направленность. Она создана на основе акварели «Итальянская улица.
В своих литературных произведениях Дейнека не раз указывал на необходимость связи теории с практикой. Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «.
Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации.
И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Вс.
Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – "Левый марш" (1941). Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль».
Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х. Мейерхольда, 1930 «День рождения» братьев Тур в ЦТСА (1945).
«Мне ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился и впечатления воли и тяжелых страданий, вот таким образом я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе к картине», – сообщает нам художник. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. Много и успешно работал Дейнека в области монументальной живописи: панно для павильона СССР на Парижской выставке (1937), для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939), мозаические плафоны для станций Московского метрополитена (1938—43). Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности».
«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). В журнале работает ряд блестящих фотографов и художник заимствует у них неожиданные угловые ракурсы, оригинальные точки зрения. Однако у современного инвестора, который пожелает приобрести работы Дейнеки, есть некоторые преимущества.
Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких. На рисунках Дейнеки, монохромных либо всего в два-три цвета, моментально узнавались социальные типы — колхозника, пионера, нэпмана, священника или красноармейца.
Набережная Сены", "Париж. Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Очень поэтична также и его картина «Спящий ребенок с васильками» (1932). Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым.
Вот так вот – Дейнека уже продукт не классической художественной школы, а новой. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Уплотненная программа поездки оставляла мало времени для творческой работы. С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы.
В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). В кафе, Париж. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами.
Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов».
«Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3. С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом.
Здесь художник применил интересный композиционный прием. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века.
Герой Социалистического Труда (1969). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». "Стахановцы" (1937, Пермская государственная художественная галерея)"Колхозница на велосипеде" (1935, Русский музей)О, вот сверхактуальное:"Вратарь" (1934, Третьяковка)"Бегуны" (1934, Русский музей)С формой Дейнека очень интересно работает. Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва).
Так же, как и в акварели, ярко пылают на солнце красные сутаны монахов. Полетико. Крымские впечатления легли в основу картины «Будущие летчики» (1937). В 1924 году художник съездил в Донбасс.
первые мои московские опыты над картиной носят все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям». В 1935 году Дейнека уезжает в свою первую творческую командировку за границу. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью.
С 1920-х гг. Мерно и стройно шагает отряд. Но при эпически монументальном строе картины ее герои – реальные живые люди, с разным обликом и характером, объединенные настроением и действием. В период Великой Отечественной войны Дейнека остался в Москве, хотя многие художники эвакуировались в Ташкент.