Александр Дейнека Оборона Петрограда

Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю. Подобное нарушение рисунка оправдано всей образной системой картины. Батальный жанр), драматические пейзажи «Окраина Москвы.

В1970 имя Д. присвоено Курской КГ. Но несмотря на трудности « там велась большая работа над формой, композицией», — писал впоследствии сам Дейнека. 11 февраля 1935 года в Филадельфии открылась выставка Дейнеки.

Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Эта тема так понравилась мастеру, что позднее, в 1940 году, он написал историческую картину «Никитка — первый русский летун» (Третьяковская галерея, Москва). Фигуры матросов как бы освещены лучом прожектора с жесткими контрастами теней: светлые на темном фоне, — фигуры советских воинов, темные на светлом –фигуры фашистов. Одна из лучших картин на эту тему — «Будущие летчики» (1938, Третьяковская галерея, Москва). Преподавал в Москве– во Вхутеине (1928–30), Полиграфич. В этом большую роль сыграло обращение в 1920-1930-х годах к теме гражданской войны. Можно много говорить о несогласованности действий иностранных армий, о решениях полководцев (посмотрите список командиров, руководивших операциями РККА в 1919 году — всё знакомые фамилии Мы помним только то, о чем талдычат псевдо историки, а вот изучите-как эту войну детально).

Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Судьба Александра Дейнеки типична для первого поколения новой интеллигенции.

  1. Александр Александрович Дейнеки (1899-1969)
  2. Описание картины «Оборона Петрограда»
  3. Дейнека, Александр Александрович
  4. Дейнека Александр Александрович
  5. Сочинение-описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки

Вот таким образом и суждения о нем как о человеке и как о художнике отличались необыкновенной контрастностью. В позднем творчестве Д. повторял темы и образы ранних работ, трактуя их всё более живописно. Художник как бы разворачивает действие во времени, добиваясь таким композиционным приемом особой остроты выражения основного идейного момента картины — ощущения героики борьбы. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Для ранних работ Д. характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центр.

Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Учился в Харьковском художественном училище. Далее группа матросов рывком сомкнутым строем бросается вперед. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.

Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Его мозаики украшают некоторые станции московского метро — например, «Маяковскую» и «Новокузнецкую». «Оборона Петрограда» одно из его эпических полотен. Чистые, звонкие тона взяты в контрасте с дополнительными.

  1. Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
  2. Где советский художник Дейнека почерпнул композицию своей картины
  3. Дейнека Александр АлександровичОборона Петрограда
  4. Галина Дятлева, Кристина Ляхова – Мастера исторической живописи
  5. Краткое описание картины Оборона Петрограда Александра Дейнеки
  6. Александр Дейнека «Оборона Петрограда»
  7. »Битва при Иссе (Битва Александра с персами), Альбрехт Альтдорфер, 1529
  8. »Описание картины Письмо с фронта, 1947, Лактионов
  9. »Демон сидящий – Михаил Александрович Врубель

художник, график, скульптор, нар. Работая в Севастополе, он увлекся самолетами. Эпический размах и оптимизм отличают жанровые полотна Д. 1940-хгг. Был партийным, в свое время участвовал в обороне Курска от белых. графические серии «Дороги войны» (сангина, 1942, ГРМ) и «Москва военная» (акварель, гуашь, 1946, ГТГ).

Картины «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя» как и большинство произведений Александра Дейнеки были подлинно новаторскими открытиями в решении новых, социально значительных тем современности, отличаются великолепным знанием предмета, умением выразить особенности эпохи яркой образной живописью. Член-корреспондент Академии. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду.

Лиризмом отмеченыего жанровые работы, натюрморты, портреты и пейзажи 1930-хгг. Колонна солдат уходит на фронт, женщины с винтовками шагают наряду с мужчинами. Он не показывает непосредственно боя с противником. Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Сама жизнь открыла и путь к решению задачи.

Изобразительный язык художника графически условен. Член-корреспондент Академии. У художника был своеобразный метод, который он использовал и при создании этой композиции. В 1928 г. в Москве была большая художественная выставка «10 лет рабоче-крестьянской Красной Армии».

  1. »Девочка с персиками – Валентин Александрович Серов
  2. »Автопортрет (Автопортрет в красном плаще) – Александр Осипович Орловский
  3. Александр Александрович Дейнека (1899–1969)
  4. Описание картины Александра Дейнека «Оборона Петрограда»

Герой Социалистического Труда (1969). Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Напротив, раненые бредут устало и медленно. музей Вооруж. Ритм пронизывает все детали композиции, движение людей, ряды винтовок, переплеты моста, силуэты раненых. Дейнека любил работать с пластикой атлетических фигур в движении, создав такие картины как «Футбол», «Бег», «Вратарь» и многие другие. Со времени написания «Обороны Петрограда» прошло много лет.

обязан прежде всего Фаворскому. Член-корреспондент Академии. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. В характеристике пространства у Дейнеки, как и в «Обороне Петрограда» и других работах, большая роль отведена движению.

Ноябрь 1941 года» (Третьяковская галерея, Москва). В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. Он не бросал работу даже во время воздушных налетов. Художник воплощает героический подвиг народа в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику. Он жертвует правдой индивидуального во имя общего.

Александр Александрович 
Дейнеки (1899-1969)

«В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932–34, ГТГ и ГРМ). Александр Александрович Дейнека родился 8 (20 мая) 1899 года в Курске в семье железнодорожника. объединений ОСТ (1925–27, один из учредителей), «Октябрь» (1928–30), Российской ассоциации пролетарских художников (1931–1932). Ноябрь 1941года» (1941, ГТГ), «Сгоревшая деревня» (1942, ГРМ) и др. Это, так сказать, уже не «индивидуальная», а «коллективная» нога.

Прыжок с колокольни». Все документальные обстоятельства события, бытовые подробности отметаются. лаконичен. (1964). Это – суровая, честная прямолинейность. Но взгляд снова оказывается втянутым в непрерывное кипение битвы.

Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Художник «испытывал органическую потребность мерить искусство размахом дел своей Родины, жить единой жизнью вместе со своим народом».

уч-ще (1915–17), во Вхутемасе в Москве (1920–25) у В. А. Центральное произведение раннего творчества Дейнеки Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства. Это трагический круг войны, вбирающий в себя все новые и новые жизни. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927).

Член-корреспондент Академии. В картине «Оборона Севастополя» в решении композиции, он пошел по другому пути, чем это было свойственно его ранней работе. Зима», все 1931) художественный дар Дейнеки раскрылся, наконец, во всем своем многогранном богатстве. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957).

Вел. Оптимистичное, наполненное безмятежным счастьем отдыха и свободой небесных просторов произведение стало символом соцреализма обращенного в «светлое будущее». И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом. Светлые фигуры матросов пронзительными силуэтами выделяются на фоне пылающего багряного неба.

«В своей пластике он концентрирует былинную мощь, беззаветный героизм, присущий всему воинству». Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.

Первые его произведения, как и «Оборона Петрограда» несут в себе «Все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с абсолютно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи плоских мест и резко подчеркнутого объема». Дейнека подолгу изучал произведения мировой живописи, просматривал свои старые рисунки, посещал исторические места Ленинграда, знакомился с рабочими Путиловского завода. худож. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке.

В предвоенный 1938 год Дейнека пишет ставшее хрестоматийным полотно «Будущие летчики». Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Чтобы заострить внимание на его фигуре, Дейнека сознательно обезличивает противостоящих ему фашистов, оставляя видимым только стволы их винтовок и лезвия штыков. Действительный член Академии художеств СССР.

Не «замечает» художник и качественной разницы между снегом и небом используя почти один и тот же ровный чуть сероватый тон, на котором четкими силуэтами, броско, как на плакате, читаются два основных мотива: шеренга рабочих-красногвардейцев, решительно идущая на борьбу с врагом и нестройный ряд возвращающихся с фронта бойцов. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). влияние на формирование сурового стиля в сов. Но если, скажем, в картинах «На стройке новых цеховНа стройке новых цехов. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Народный художник СССР. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Человеческих фигур не так уж много, видны даже не все их лица. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). Художник показал узкую полоску набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.

ин-те (1928–1934), МХИ (1934–46 и 1957–63 проф. Вдали Нева с кораблями и часть набережной. Навыставке— эскиз этого здания архитектора Бориса Иофана.

Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). В картине – в строю рабочих, шагающих на фронт, – изображено всего пять рядов (в эскизе было семь). и живописных произведений. Яркие покраскам картины взволнованно рассказывали о боевых днях.

В ранних своих работах, как это видно на примере анализа «Обороны Петрограда» Дейнека пользуется близким к графике методом контрастного сопоставления приглушенных темных и светлых тонов в их тонированных вариантах, обращается к большим плоскостям, четкому рисунку. Пименовым), чл. Новое свои живописные планы». В ней – мужественная правда эпохи, ее железная необходимость. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В картине «Оборона Петрограда» Дейнека Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства. Народный художник СССР.

Со временем живописная манера художника претерпевает некоторые изменения. рис. называет страну «миллионолобой». С 1920-х гг. Внизу — здоровые и сильные, только отправляющиеся на войну. Лучшие работы Александра Дейнеки бесспорно обладают всеми достоинствами, необходимыми для такой высокой оценки.

И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). На протяжении всего творческого пути А. Дейнека в выборе своих тем исходил из их общественной значимости. («Мать», 1932, ГТГ «Девушка с книгой», 1934, ГРМ «Колхозница на велосипеде», 1935, ГРМ). наделяет своих героев типологическими характеристиками.

Из Рима он поехал во Флоренцию, затем в Берлин, а оттуда — домой, в Москву. Но в целом выставка получила одобрительные отзывы. ВХУТЕМАС в ту пору был центром всевозможных исканий в области искусства. Важной вехой на этом пути явилась «Оборона Петрограда», созданная в 1928 году.

В их позах можно уловить знакомый пластический мотив, воплощенных в образах поверженных гитлеровцев в «Обороне Севастополя» (см. Композиция строится в трех планах.

Его творческий путь неотделим от жизни страны. в ст. Но там, где он оставался самим собой, где возвращался к основам своего дара, где уходил от схем к живым, ярко индивидуальным человеческим образам, к нему всегда приходила удача и рождались сильные, смело новаторские произведения. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского.

В 1927 году Дейнека начал работать над заказом Совнаркома — большой картиной «Оборона Петрограда» (Музей вооруженных сил, Москва). Мейерхольда, 1930 и др. ), с 1939 и как скульптор (композиции на спортивную тему, бронза и дерево). После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя.

Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Так, для лица и фигуры идущего в центре командира позировал настоящий командир, курьер советской дипломатии, друг Нетте – Ян Шкурин. Создавал плакаты Курского РОСТА и оформлял агитпоезда. Член-корреспондент Академии. Александр Дейнека. В зимнем пейзаже городской окраины, обезображенной стальными противотанковыми сооружениями, кажется, нет ничего необычного, но синевато-серый колорит картины передает напряженность, угрозу, которая затаилась в тишине мрачного зимнего утра. Выйдя в 1928 году из общества, Дейнека пишет первый вариант «Обороны Петрограда».

В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.

Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. успешно работал вжурнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. 3).

«ОБОРОНА ПЕТРОГРАДА», А. А. Дейнека. павильонов на Всемирных выставках в Париже (1937, большая золотая медаль) и Брюсселе (1958, золотая медаль), ряд фресок и плафонов для ВСХВ (1939), плафон в фойе ЦТКА (1940), серию 35 плафонов «Сутки Страны Советов» для станции «Маяковская» (1938–39) и мозаики для станции «Новокузнецкая» (1943, все– смальта) Моск. Лауреат Ленинской премии. Сын курского железнодорожника.

В конце 1935 года в Москве открылась персональная выставка художника. Отеч. Именно композиция картин «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя», ее динамика, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов служило средством выражения идейного замысла. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). иск-ве. Но картина не была одинокой удачей.

Интересны высказывания мастера относительно стилевых признаков своего искусства. Созданные в разное время эти два полотна имеют много общих точек соприкосновений, сыграли важную роль в становлении современной тематической живописи. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным.

с 1940), Ин-те прикладного и декоративного иск-ва (1945–52, директор в 1945–48), МАРХИ (1953–57). Уже тогда это была историческая картина. С 1919 по 1920 Дейнека служил в РККА, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске. Панно не сохранились, но по их эскизам можно видеть, сколько труда и усилий потратил Дейнека на поиски строгой и упорядоченной организации этих многофигурных композиций. Один из американских деятелей назвал художника «филадельфийским львом».

Создавая произведение, художник вступал на путь сложных обобщений творческих исканий. Герой Соц. Народный художник СССР. Правее возникает силуэт смертельно раненого матроса, движение которого прервано, он падает на землю, не выпуская винтовку. Вероятно, это и дало моему искусству некоторые черты новаторства». Создание социально насыщенных тематических произведений, передающих в образной форме облик современности «ОСТ» ставил своей целью.

Если «Оборона Петрограда» стала значительным достижением искусства в раскрытии героев революционного периода, то «Оборона Севастополя» открыла принципиально новую страницу в решении батальной живописи, в раскрытии нравственной сущности героизма народа. В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов. Тот же герой, полный ярости и справедливого гнева, готовый пожертвовать своей жизнью во имя свободы, воспет через много лет в картине «Оборона Севастополя» (1942). Но работа над картиной началась задолго до того, как он положил первые мазки на полотно. На ней было представлено 119 работ Дейнеки — картины, рисунки, акварели.

В Риме, а затем в Москве Дейнека создал огромное количество работ, посвященных Италии. Символичен образ моряка со связкой гранат на первом плане. Впечатление трехмерности пространства создается движением: рабочие выходят из глубины картины, «разворачиваются в марше» перед зрителем и опять уходят в глубину. Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как под силуэтом Дейнека мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение». В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

СССР (1963), д. чл. В течение двух недель была написана эта картина. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах).

Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. Действительный член Академии художеств СССР. Переходя взглядом от одной фигуры к другой, мы получаем кинематографическое ощущение развертывающего во времени движения. В живописных работах Д. сохранил стилистику и тематику ранних графич. Фаворского.

Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Гончаровым и Ю. И. — Учимся в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемныха. Оно логически вытекает из самого образа мышления художника. Над ними, по металлической конструкции, в противоположную сторону идут раненые бойцы. Народный художник СССР.

Крылова, 1922 кн. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героич. В. Э. Действительный член Академии художеств СССР. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934).

Лауреат Ленинской премии. В течение всех двух недель работы выставки залы были заполнены посетителями. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны.

Действительный член Академии художеств СССР. В отличие от «Обороны Петрограда», в которой трудно выделить одного героя — перед нами образ единого, сплоченного коллектива, отряда красногвардейцев. Но бойцы становятся ещё суровее и сильней их ненависть к врагу. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». произведений.

Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги. Учусь у Фаворского, прекрасного мастера и последовательного методиста». В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».

Лауреат Ленинской премии. Ленинская пр. Это помогло ему найти принципиально новую трактовку облика человека труда. Учился в Харьковском худож. Большое внимание Д. уделял темам авиации («В воздухе», 1932, КГ, Курск «Будущие лётчики», 1938, ГТГ) и спорта («Футболист», 1934, ГТГ «Бег», 1934, ГРМ и др. ) в связи с темой физкультуры художник нередко обращался к изображению обнажённого тела («Игра в мяч», 1932, ГТГ и др. ).

– «Оборона Петрограда». После возвращения, под впечатлением от увиденной в газете фотографии разрушенного города, создает эпическое полотно «Оборона Севастополя» (титульное изображение). Их группа немногочисленна, разрозненные фигуры сгибаются под порывами зимнего ветра. Творчество Д. оказало значит. монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера.

«Оборона Петрограда». Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Автор организует тему избрав мотив шествия, сообщив ему беспрерывный кольцевой ход. Народный художник СССР.

Спортивная тематика была одной из основных в творчестве художника. войне посвящены его батальное полотно «Оборона Севастополя» (1942, ГРМ см. Труда (1969).

Лауреат Ленинской премии. Не вызывает никакого сомнения, что за время, что за люди представлены на картинах, акварелях, рисунках Дейнеки и не потому, что он подбирал много деталей внешнего правдоподобия, а вследствие глубочайшей внутренней оправданности и подлинности человеческих образов, всего созданного им образа своего времени. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин.

Театре им. К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Нужен был более непосредственный конкретный жизненный материал. Динамичность действия «Обороны Петрограда» и «Обороны Севастополя» связана с убедительной передачей движения, при воплощении которого автор опирался на метод обобщения нескольких моментов движения фигуры в одном суммированном пластическом образе. худ.

С 1920-хгг. Действительный член Академии художеств СССР. АХ СССР (1947 вице-президент в 1962–1966). Своим пониманием композиции, значения линии, пятна, контраста и т. п. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932).

1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Вот типичные его призывы: «Спрессуем в массовый мозг мозга людские клетки», «Раздувай коллективную грудь-меха». ДЕЙНЕКА Александр Александрович, рос. Маяковского в моск.

Он настойчиво изучает тот или иной вид движения. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Работал также как сценограф («Баня» В. В.

Главные средства выразительности – силуэт, контрасты темного и светлого. Композиция, построенная как двухъярусный орнаментальный силуэт, посвящена недавним событиям Гражданской войны. Красота Рима поразила его. метрополитена фриз с портретами учёных для МГУ (флорентийская мозаика, 1951–52) и др.

Из Парижа художник отправился в Италию. Дейнека сразу же дает ощутить контраст между движением двух планов: внизу идущих в бой слева направо бойцов, верху, на мосту, бредущих в обратном направлении раненых, построенных на выразительном силуэте в отличие от объемной трактовки фигур внизу. Сверхдинамичная композиция наполнена экспрессивными движениями самоотверженных людей. И события исторические, в учебники вошедшие. Анализируя «Оборону Петрограда» и «Оборону Севастополя», можно обнаружить внутреннюю близость этих произведений в русле единого процесса развития отечественного искусства. Среди иллюстраций к этой детской книжке одна из лучших — «Без мотора.

В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». Впервые занесколько десятилетий они собраны вместе под одной крышей. илл. Бойцы собраны и решительны, художник, несмотря на общую лаконичность языка, наделяет каждого из них портретной индивидуальностью.

Резкие цветовые контрасты помогают воплощению мысли автора. Но они развернуты так, что кажется, весь строй «закругляется» в своем движении. Оно подытоживает искания, проявившиеся в предшествующих работах художника.

Уже в зрелом возрасте, в 1961 году, художник создает полотно «Юность». В годы Великой Отечественной войны художник создает военно-оборонные плакаты в мастерской «Окна-ТАСС». Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. В «Обороне Петрограда» и «Обороне Севастополя» отразилось идейное содержание творчества самого Дейнеки, воплотившиеся в монументальном художественном обобщении идей современности в образах, рожденных в борьбе за новый и светлый мир. Молодая девушка в спортивной форме прыгает в высоту.

Картина «Окраина Москвы. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. Лаконичнее стал пейзаж. На эти годы пришлась гражданская война. Мужество имеет свою динамику.

Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни.

Вэкспозицию вМанеже вошли самые известные работы, ставшие классикой соцреализма, — это произведения Исаака Бродского, Александра Лактионова, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Лабаса, Александра Дейнеки, Митрофана Грекова, Александра Герасимова, Юрия Пименова идругие. Ритмика этих планов различна. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Мастер даже пошутил в письме домой: «Приеду, устрою выставку и буду три дня московским медведем». Выдающийся мастер монументально-декоративной живописи, Д. исполнил панно для сов.

Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. В слитности ровных рядов мы ощущаем единую волю защитников красного Питера. С помощью противопоставления цветов (светлого — одежда моряков, темного — фашистов) автор передает главную идею своего произведения: справедливость и добро должны восторжествовать над злом.

На втором плане, на мостике возвращаются раненые измученные, но не сломленные. Севастопольские моряки встали стеной, преграждая дорогу врагу. На первых порах в программе и практике ОСТа было много чисто умозрительного экспериментаторского пыла и озорства, но важно другое – в этом Обществе царила творческая атмосфера, в нем господствовал жадный интерес к революционной новизне современной действительности, к новым формам жизни, а не только к новым формам живописи и графики ради них самих.

Складки одежды проложены экспрессивными штрихами, подчеркивающие динамическую устремленность фигуры. С М. Громовым и В. Чкаловым Дейнеку связывали узы дружбы. («Раздолье», 1944, ГРМ «Эстафета по кольцу Б», 1947, ГТГ). Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима.

Ощущение динамики в «Обороне Севастополя» подчеркнуто столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов. Дейнека любил авиацию, считая ее одним из наиболее ярких проявлений современности. Темы же своих картин, как отмечал он, черпал из жизни. 1925Государственная Третьяковская галерея» четкая построенность композиции, ее конструктивная жесткость несли в себе элемент нарочитости, то теперь, в «Обороне Петрограда», эти формальные качества обрели смысл, активно раскрывая тему непримиримой революционной борьбы. В короткий срок создана и «Оборона Севастополя».

В связи с этим общий характер ранних живописных работ был порожден новым подходом к пониманию самой сущности нового революционного искусства. С этого времени началось его становление как художника.

Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Лауреат Ленинской премии. Интерес художника к истории русского самолетостроения отразился и в работе над книгой «Наша авиация» летчика И. П. Мазурука.

«Это искусство исторических обобщений, в которых опыт прошлого увиден и осмыслен с многолетней дистанции глазами иной эпохи».