Александр Иванов Картины
Иванов Александр – известный мастер времен Российской империи, автор знаменитого шедевра «Явление Христа народу» и ряда других картин на религиозные и исторические сюжеты. Картины Александра Иванова находятся в большинстве крупных музеев мира, в том числе Русском музее в Санкт-Петербурге, Третьяковской Галерее в Москве и др. Александр Андреевич Иванов (1806-1858) наиболее известен по своей картине «Явление Христа народу».
После смерти Александра Иванова картину «Явление Христа народу» у Академии художеств выкупил император Александр II за 15 тыс. Александра Иванова, выдающегося творца, академика трудно назвать художником одной картины.
Иванов Александр Андреевич картины
Обладатель почетных грамот и дипломов. Холст вновь натянули на подрамник, вставили в раму — и картину повесили на торцовую стену. Глядя на них, можно о каждом сказать достаточно много: как он жил до этого момента, кем является сейчас. Вдохновленные успехом, члены Общества задумали новую культурную акцию.
Раб – одна из самых сложных фигур для толкования. Кстати, сохранились его чрезвычайно интересные тексты – «Мысли при чтении Библии», они опубликованы. Другая группа людей (в правой части картины) двигается от Христа: это простой народ идущий к водам Иордана, чтобы принять крещения от Иоанна Предтечи. Христос повернут к ним и тем самым замыкает круговое движение взгляда. На выставке полотно было представлено в виртуальном виде, как большое воспроизведение.
Но за эту картину его признала Академия, все включая отца – профессора Академии – были в восторге от этой картины. В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. Здесь звучит тема наготы. Работа затянулась на двадцать лет (с 1837-го по 1857-й), при создании полотна появилась огромное количество эскизов и этюдов (около 600), многие из которых имеют самостоятельную художественную ценность. Александр Иванов родился в семье известного художника Андрея Иванова. Рисунки и акварели художника демонстрировались рядом на специальных «вертушках». Известие это произвело на А. Иванова очень неприятное впечатление.
Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос». Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям. На берегу реки Иордан, где только что свершился обряд омовения, пророк Иоанн Креститель обращается к народу со словами надежды, указывая на идущего по склону холма Христа. Началась пристройка специального зала, которая завершилась к 1932 году. Ради этого они и создавались.
Картина была написана в Обществу поощрения художников. Гоголь ему пенял, что так он никогда не закончит картины. Всем посетителям бесплатно раздавали «специально изданный каталог, снабженный краткой биографией А. Иванова и всеми необходимыми сведениями». Сложно решается в композициях пространство.
Александр Иванов — художник одной картины
Он сказал: голос Твой я услышал в раю и убоялся, так как я наг и скрылся» (Быт. Как демонстрировалось полотно, можно представить по воспроизведению в «Русском художественном листке» Вильгельма Тимма9. Недоумению много способствует внешнее устройство выставки. Но и здесь есть момент, который, безусловно, выходит за рамки академического канона. Картина необычайно продумана.
Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награждён в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». Одни исполнены легко и прозрачно, при максимальном сохранении чистоты белого листа. Художник мечтал о том, чтобы поместить свою картину в храм Христа Спасителя, который строился в Москве и написал для него эскиз заалтарного образа («Воскресение», 1845).
Александр Андреевич Иванов, картины и биография
Сотворите же плоды, достойные покаяния. Многие акварели подобны беглым заметкам в записной книжке. Как сообщала московская пресса, «Постоянная выставка картин и скульптур русских и иностранных художников» открылась 5 ноября на Знаменке, в бывшем доме Пашкова, вход с переулка25. Работая над картиной «Явление Христа народу», Иванов внимательно прислушивался к мнению Гоголя, а в окончательном варианте картины художник изобразил портрет Гоголя в «ближайшем ко Христу» персонаже. Такой чисто графический прием сохраняет нерушимой плоскость стены (о чем постоянно заботится художник) и даже при значительной пространственной глубине не создает впечатления иллюзорного ее прорыва. Под ними зияют открытые пустые гробы.
Об этой картине русская публика впервые узнала из письма Н. В. Эта зала имеет два ряда окон, обильно проливающих свет на огромную картину. В начале 1850-х годов художник знакомится с книгой немецкого писателя Д. Штрауса «Жизнь Иисуса», которая подвела его к историческому осмыслению библейских тем и сюжетов. Но, как видите, сам он упорство и методичность относил к русскому характеру. Через три дня 3 июля 1858 г. Александр Андреевич Иванов скончался. Фигура Христа, например, подобна ожившей статуе.
Русский художник Иванов биография и картины
Не говоря о том, что многие «библейские эскизы» по художественному качеству и содержанию превосходят все, что Иванов делал до этого. 25 октября 1932 года по акту, подписанному директором Публичной библиотеки им. «Смотрящий» – это образ, который полностью соответствует пониманию наготы в античной философии: совершенство тела и духа, единение с природой, гармония и красота обнаженного человеческого тела как самое прекрасное, что есть в мире. Быстро набросанными мазками написана «Терраса». В конце декабря 1935 года «Явление Христа народу» вновь висело на отведенном месте.
Далеко ушли мы. Но все-таки абсолютно очевидно, что эти вещи не вдохновляют, они лишь оформляют среду. Поездка растянулась почти на 30 лет, так что художника стали забывать на родине.
А между тем в них таятся корни тех живописных открытий, которые сделал художник, работая на натуре. Сквозь привычные страдания впервые появилась отрада, -- писал Иванов о рабе. Это предложение было принято «с признательностью»15. Не прошло и месяца, как произведение кисти Иванова было доставлено в Первопрестольную.
Фотобанк картин Иванова Александра
Смысл фигур «дрожащих» в том, что они лишены покрова, обнажены, не защищены. А некоторые этюды по силе даже превосходят то, что оказалось потом на картине. А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. Показательно, как органично вписалась большая картина в интерьер Античной залы с высокими потолками и большими проемами окон.
На картине раб занимает центральное место и повернут лицом к зрителю. Художник, показывая в картине социальные различия людей, пользуется минимумом атрибутики. Я не против них (за некоторым исключением) и не собираюсь метать в них громы и молнии: пусть каждый человек выражает себя как хочет. Двадцать лет работал А. Иванов над своим произведением. Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса исполнено печалью.
Иванов Александр Андреевич – все картины художника
Старая фотография зафиксировала эту экспозицию. В мае 1857 года он вернулся на родину. Наиболее ярким выражением этой темы представляется лист «Хождение по водам».
С 1834 года по 1836 Общество поощрения художников продлило командировку русского художника. Было то густо, то пусто, причем особенно густо не было никогда, а пусто (стакан кофе с черствой булкой или чашкой чечевицы на весь день) бывало довольно часто, поскольку он не писал картин на продажу.
Композиции листов в большинстве своем свободны от традиционных схем. Так, в эскизе «Хождение по водам» оставленная нетронутой коричневая бумага превращается в силуэт вздыбленной на волнах лодки с гребцами. За Иоанном Крестителем -- группа будущих учеников Христа: порывистый Иоанн Богослов, седовласый апостол Андрей, сомневающийся Нафанаил, по другую сторону от пророка -- фарисеи, римляне, народ. Он так работал над картиной, как ни один другой художник.
Александр Иванов и его главная картина
Он хорошо знал русский язык, русскую культуру. Именно таким был А. Иванов, это просвечивало даже в его кротких глазах, утомленных работой. Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе.
То же самое произошло и с картиной кисти А. А. Иванова «Аполлон, Кипарис и Гиацинт»40. Необходимо было также устроить «водопроводы» и другие инженерные коммуникации. На заднем плане, слева от Иоанна Крестителя – группа будущих учеников Христа, апостолов. Было принято решение также перевести Постоянную выставку ОЛХ из старого здания Университета в Пашков дом, где «помещения более соответствуют требованиям искусств».
Описание картины Александра Иванова «Братья Иосифа находят серебряный кубок»
В группе слева мы видим студентов Академии, копирующих отдельные фигуры на полотне. 29 октября 1932 года началась работа во вновь отстроенном зале Третьяковской галереи. Создается впечатление, что человек качается от дуновения ветра. Работая над этим циклом, стараясь проникнуться духом и атмосферой, в которой происходили легендарные события, со скрупулезностью большого ученого Иванов погрузился в искусство и историю классического Востока (Египта, Финикии, Ассирии, Вавилона) и Древней Византии.
А. А. Иванов учился передавать освещение предметов на открытом воздухе утром, днем, вечером. Он и сам продуцировал новые идеи. Художник Иванов Александр Геннадиевич.
Описание картины Александра Иванова «Семь мальчиков в цветных одеждах»
Невозможно предположить, о чем думает раб. Над ним парят ангелы с орудиями его страданий. Картина «Явление Христа народу» была показана сначала в Зимнем дворце, потом в Академии художеств, но была встречена холодно. Но для получения права на доездку в Италию художнику пришлось писать новую дипломную работу. Весть эта произвела сильное волнение среди собравшегося народа, этот момент А. Иванов и изобразил на своей картине. Участник многих региональных, республиканских международных выставок. Приглашение к танцу» 1842 года, объединенные общим названием «Октябрьские праздники». Большая картина обрела постоянное место в Румянцевском музее.
Знаменитая картина А. А. Иванова Явление Христа народу уже находится в Москве и теперь приступают к трудной, по необыкновенной величине этой картины, операции натягивания ея на подрамок. Записи живописца показывают, что он задумал картину как историческую. В «Вечерней Москве» появилась статья А. Зотова «Великий русский художник», посвященная юбилею36. Стасов: «Иванов всех слушал, но никого не слушался». В «Праздниках» возникает абсолютно новое у Иванова понимание пространства, которое строится не только приемами линейной перспективы, но и с помощью света.
Описание картины Александра Иванова «Явление Христа Марии Магдалине»
Но надо понимать, что так было в самом начале работы над картиной, в 1830-е гг. Уникальным событием стала демонстрация грандиозного полотна кисти К. П. Брюллова «Последний день Помпеи». Но и содержание сюжета, его смысловые акценты менялись.
Пропорции гипсовых слепков гармонируют с фигурами на полотне кисти А. А. Иванова. В картине «Явление Христа народу» Гоголь предстает перед нами в абсолютно новом облике и занимает особое место. Однако Иванов не спешил возвращаться на родину: он был захвачен «всемирным сюжетом», призванным преобразить духовно не только искусство, но и все общество. Так А. А. Иванов многократно подчеркивает особое значение Н. В. Гоголя в русской культуре.
Он отказался от заманчивых надежд славы и богатства, как отшельник, погрузился в созерцание своей идеи и только в окончании труда видел для себя награду. Цвет в Библейских эскизах, так же как и свет, образно активен. В нижней части листа — ангелы, низвергающие в геенну дьяволов. То одни персонажи были вокруг Христа, то другие. что все люди братья – ни к чему. Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. Картина с подрамником вынута из рамы, спущена на веревке и стоя прислонена к стене.
Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие. По мнению организаторов, «Библейские сюжеты» представляли огромный интерес, благодаря «чрезвычайно оригинальной и смелой для того времени композиции». Надо еще помнить, что холст старый и его легко можно порвать. Зал был готов к 1932 году, полотно заняло свое место там, где оно находится и сейчас.
Описание картины Александра Иванова «Явление Христа народу»
Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, отец, профессор живописи, определил его в Императорскую Академию Художеств в качестве «постороннего» ученика под своим наблюдением. Это своеобразное «очеловечивание» природы, которая отражает душевные переживания художника. Кроме рисунков на религиозные темы, были выставлены учебные работы исполненные Ивановым во время обучения в Императорской Академии художеств, а также в первые годы пребывания в Италии.
попутно изучая основы библии. Вот о каком понимании наготы здесь идет речь. «Ближайший ко Христу» не движется с потоком толпы, он мысленно продолжает движение Христа и создается впечатление того, что Гоголь пришел с той стороны, откуда идет Спаситель, перекликаясь с Ним по цветовым пятнам одежды. Судьба картины А. А. Иванова в это время целиком связана с Третьяковской галереей.
Александр Иванов был старшим ребёнком. В нем говорится, что работа А. Иванова была отправлена в Москву в феврале «на тамошнюю постоянную выставку художественных произведений», но ошибочно указывалось место экспонирования: «в залах тамошнего университета, где и теперь находится». Проект этот был грандиозен.
Вот старик и юноша, выходящие из воды – это символ юности и старости. Страх и робость от римлян и проглядывающие чувства, желание свободы и независимости. Выставка открыта ежедневно с 10 часов утра до 4 часов пополудни. В 1831 году Иванов поселился в Риме.
Но Иванов, несмотря на все возражения, приступил к работе над этой темой. В пейзажных этюдах Иванов добился огромных успехов в изображении пространства. На этот раз решили переносить ее в соседний зал без снятия с подрамника. В конечном итоге «сомневающийся» один из самых красивых.
Он оглядывается на Христа, который идёт сзади.
Но многие совсем некритично воспринимают его слова, обращенные к Герцену: «Я утратил ту религиозную веру, которая мне облегчала работу, жизнь () Мир души расстроился, сыщите мне выход, укажите идеалы». Однако, поездка чуть не сорвалась. Художник пишет духовный портрет писателя, стараясь раскрыть его внутренний мир. За время работы выставки, как отмечал К. К. Герц, «ее посетили более пятнадцати тысяч человек». Позднее Александр II «изволил одобрить мысль об устройстве картинной галереи в Московском Публичном музее из картин, кои, согласно изменениям, сделанным берлинским профессором Ваагеном, в размещении Эрмитажа, не найдут в нем помещения»22.
Во взаимодействии находятся «смотрящий» и группа из двух персонажей, которых принято называть «дрожащие отец и сын». Художник многократно подчеркивает, что этот человек пришлый, другой. От бесконечных хлопот, равнодушия и унижения художник безмерно устал.
Образы в картине «Явление Христа народу»
Члены ОЛХпользуютсяправом бесплатного входа, предъявляя свои билеты при входе»17. Иными словами, в образе постороннего наблюдателя.
Образы в картине не просто толпа и вовсе не случайные люди. Выставка 1956 года, организованная Третьяковской галереей, была первой по значительному охвату различных сторон творчества мастера (живопись, рисунок, акварель) и составу (работы из ГТГ, ГРМ, Киевского, Саратовского, Ульяновского и других музеев Советского Союза). Здесь нет четкого деления на планы, все они органично переходят один в другой. У ног Иоанна Крестителя -- две сидящие фигуры: господин и его раб. Все пейзажные акварели Иванова — это натурные этюды. Гоголь, – ловить высокие движения душевные. С 8 утра произведен подробный осмотр картины. Вынуты гвозди, держащие картину на подрамнике и подрамок поднят к стене на веревках.
- Иванов Александр АндреевичКартины и биография
- Картины — Иванов, Александр Андреевич
- «Исторический художник» Иванов
- Музеи ЕвропыГосударственный Русский музей
- Иванов Александр Андреевич (1806 – 1858)
- Александр Иванов: одиссея его Картины
- Иванов Александр Андреевич (1806-1858)
До предела напряжены нервные контуры женских фигур, смотрящих издали на распятие. Из письма художника к отцу мы узнаем, что уже с 1835 года он мечтал обосноваться в Москве. Это прямой портрет Гоголя. Неттуно».
Отец хочет быстрей накинуть на себя одежду, а мальчик в поисках защиты жмется к отцу. Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. При желании в нём и правда можно узнать Николая Васильевича. А. А. Иванов выехал за границу и, посетив ряд городов Германии и Италии, почти на всю жизнь поселился в Риме, органически войдя в жизнь международной богемы «вечного города». Под руководством профессора Егорова Ф. Е.
Дом не раз менял своих владельцев, предназначаясь то под казармы, то для дипломатического приема «азиатских посланников», пока не был куплен для Первой мужской гимназии и тогда его перестраивал Матвей Казаков. Образы Библейских эскизов слагаются в многоголосую поэтическую симфонию света. Александр Андреевич Иванов (1806 – 1858), знаменитый художник, работавший в жанре исторической картины, родился в Санкт-Петербурге. Их дружба продолжалась много лет, взаимно обогащая художника и писателя.
Малоизвестно, какие трогательно теплые чувства испытывал А. Иванов к древней столице. «Ближайший ко Христу» резко выделяется из окружающих его людей непокрытой головой и простой одеждой – темной на светлом фоне. Именно здесь, в актовом зале Первой гимназии и была выставлена картина А. Иванова «Явление Христа народу». Несколько эскизов (прежде всего: «Благовещение», «Преображение», «Хождение по водам», «Тайная вечеря», «Бичевание», «Распятие») – настоящие шедевры.
- Художник Иванов Александр Геннадиевич
- Художник Иванов Александр Геннадьевич
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Подпишитесь на нашу почтовую рассылку
- 7 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ХУДОЖНИКЕ АЛЕКСАНДРЕ ИВАНОВЕ
По прошествии десяти лет А. И. Иванов, опытный педагог и профессор исторической живописи, с тревогой предупреждал сына: «Ты решился превзойти даже самого себя, выбрал сюжет и величину картины свыше сил своих извини меня за такое выражение, оно оказывается правильным на опыте ибо сделанное тобою начало хотя и достигает твоего намерения, но еще не видать конца, а у людей уже истощилось терпение дожидаться оного»6. Произведен предварительный осмотр картины. Вскоре после неудачной выставки жизнь Александра Андреевича Иванова унесла холера. Какой уж тут кризис веры.
Художник мучительно переживал свой провал. Место положение «сомневающегося» тоже о многом говорит: он расположен с краю картины, у дороги, сомневаясь идти за Христом или нет. Но однажды «вечером, он приходит в Cafй BonGusto и объявляет, что он решился наконец писать ее больше, чем Медный змий Бруни»3. Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской.
Всех персонажей он писал также с натуры. А акварель, в силу своей природы таящая в себе «эскизность» и некоторую условность языка, помогла художнику уйти от сдерживающих его оков академической школы. Его обучала мать и для него нанимали учителей. Сохраняя связь с традициями классицистического монументализма, Иванов закладывает черты реалистического метода.
- 16 июля (28 июля по новому стилю) 1806 год, Петербург – 3 июля (15 июля по новому стилю) 1858 год, Петербург
- Известные произведения Иванова Александра Андреевича
- Композиционные особенности и образ Христа
- «Смотрящий» и «дрожащие отец и сын»
В 1990-е годы произведения А. Иванова демонстрировались в Бельгии (1996, Антверпен) и в Германии (1999, Кассель). Волнение, вызванное проповедью Крестителя, охватывает людей. Кто внушил вам бежать от будущего гнева. «По приезде моем в отечество, я бы весьма желал поселиться в Москве, как для удобнейшего производства предметов из Русской истории, так и для избежания С. Петербургской Академии художеств».
«Путешественник» не привлекает к себе внимания, он находится в тени камней, в группе людей, которые сидят на земле в центральной части композиции. Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам», – и отходил в сторону. В них с наивной простотой и тонкой изысканностью художественного языка представлены сцены рождения мироздания, когда Бог и ангелы погружены в таинство создания рукотворной вселенной, подобно великим мастерам, поглощенным своим будущим шедевром. Развеска «Явления Христа народу» и этюдов повторяла экспозицию, найденную ранее в Пашковомдоме.
Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. Он хотел написать большую и сложную картину, посвященную первому явлению Мессии народу, но перед этим попробовал свои силы над меньшим по объему произведением Явление воскресшего Христа Марии Магдалине (1834 г. ). Впервые картина покинула пределы России и через сто семьдесят лет вновь оказалась в Риме. Также Гоголя можно узнать в «Дрожащем отце» или «Рабе». После чего барабан с картиной на руках (при системе веревочных лямок на концах барабана) перенесен из Ленинской библиотеки в Третьяковскую галерею».
Другие можно непосредственно связать с определенными произведениями. В то же время в картине появляется еще один интересный персонаж – его принято называть «ближайший ко Христу». Кризис веры у него действительно был. В таких листах цвет пронизан светом и воздухом. Все эти годы Иванов жил очень скромно, практически бедно.
И тут А. Иванова подстерегал еще один неожиданный удар. 29 января 1861 года состоялось открытие первой Постоянной выставки ОЛХ.
Тема величия человека проходит красной нитью сквозь весь Библейский цикл. Александр Иванов (1806-1858). Гоголь во многом повлиял на представления Иванова о просветительских задачах искусства.
В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. и у меня едва достает духу, чтобы более совершенствовать ее исполнение. Однако она показывает, что Иванов и в юности был отнюдь не рядовым художником. Срок пребывания полотна кисти Иванова в древней столице истек, казалось бы, нужно было возвратить его на место.
Дальше Кипарис изображенный с открытым ртом: он воспроизводит мелодию своим голосом, т. е. До официального признания художник не дожил всего несколько месяцев. 3:9, 10). Они хранятся в Третьяковской галерее и жаль, что их редко выставляют, только на юбилеи Иванова. — Л. М. ).
С наступлением лета общественная и художественная жизнь Москвы затихла. Как и себя, Иванов изобразил Гоголя в образе странника. Дополнительной дизайнерской находкой была «драпировка материею темно-коричневого цвета, которая не только окружает всю картину, но даже покрывает часть стен и таким образом возвышает действие красок». Он сам эту картину не очень любил. В протоколе выражены благодарности конференц-секретарюИмператорской Академии художеств Ф. Ф. Львову за содействие, А. К. Саврасову и коммерции советнику Н. А. Харичкову «за принятые им на себя издержки по перевозу картины Иванова». Почти сразу же по прибытии начались хлопоты по устройству экспозиции картины.
Знаменитый русский исторический художник Александр Андреевич Иванов родился 16 июля 1806 г. в Санкт-Петербурге в семье профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года. И тогда суровый немец хлопнул по столу рукой (в два часа ночи) и радостно сказал: «Этто отфет.
На следующий день работа продолжалась: «25 октября.
Гениальный художник не только хотел переехать в Москву, но и там показать труд всей жизни — «Явление Мессии». Художник не жалел сил на работу с натурой. Учился Иванов успешно, был отмечен двумя серебряными медалями, а в 1824 году и малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». 6 февраля 1986 года, когда началась реконструкция старого здания Третьяковской галереи, «Явление Христа народу» пришлось вновь снимать, накатывать на вал (пригодилась опробованная методика) и переносить во вновь отстроенное хранилище — депозитарий. Колористическая гамма эскизов отличается от колорита натурного пейзажа.
Места наиболее значительных повреждений сфотографированы. Две фигуры предстоят друг перед другом в молчаливом поединке. Справа – одна из важнейших для философского понимания картины группа – раб и хозяин. К сожалению, получилась маловыразительная «мозаика», не передающая целостного впечатления.
На полу расстелен холст, на который опущена картина лицом вниз. Образованная Ликвидационная комиссия приняла решение (11 апреля 1925 года), в котором русская школа передавалась в Третьяковскую галерею, за исключением картины Иванова «Явление Христа народу» и этюдов, временно оставляемых при Публичной библиотеке.
Но воздух, хотя он и невидим, сильно влияет на освещение и цвет предметов. Но реставраторы галереи настояли на использовании опыта предыдущих перемещений. Проект вызвал неоднозначную реакцию и большие споры. Член творческого союза художников. Именно здесь яснее виден его путь к пленэру. Еще одна важная деталь, о которой забывают: у него были большие проблемы со здоровьем.
Художник пытается передать религиозный сюжет как реальное событие. Еще через три года Александр Иванов был удостоен большой золотой медали и звания художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». С середины 1960-х годов работы художника стали показываться в составе шедевров русской живописи на различных выставках: в Японии (1966–1967, Токио, Киото), США (1978–1979, Миннеаполис, Вашингтон), в Германии. Ядром выставки устроители считали акварельные рисунки на евангельские сюжеты, «исполненные автором в часы отдыха от работы над большой картиной». 20 мая 1858 года А. А. Иванов после двадцативосьмилетней разлуки прибыл в Петербург. Все это время Иванов упорно работал. «И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты.
Для многих из них Иванов искал по два-три прототипа иногда они были не только мужские, но и женские (. ). Основная масса работы оставалась за кадром. Этот образ словно состоит из одних лишь сомнений. Среди них есть первоначальный этюд к его живописному полотну «Аппиева дорога на закате солнца», полному глубокого философского смысла.
Эта картина стала жизненным подвигом художника. Работая над картиной он глубоко вдумывался в сюжет, детально изучая тему, делал множество этюдов и зарисовок, менял первоначальную композицию и ее подробности. Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. В частности, он неожиданно стал говорить о кризисе в протестантизме.
6 февраля разрешение государя было получено. «Государь вспомнил, — писал художник брату Сергею в Италию, — что видел ее начатою в Риме. Другое обвинение В. Толбина заключалось в следующем. Особо следует выделить выставку «Русская живопись первой половины XIX века», развернутую в Баден-Бадене и Ганновере в 1981–1982 годах. Н. В. Исаков обратился к вице-президенту Императорской Академии художеств Г. Г. Гагарину, а тот в свою очередь к министру Двора Адлербергу «об исходатайствованииВысокого разрешения на перевозку в Москву, для выставки в пользу ОЛХ, хранящейся в Академии Художеств, до помещения в Императорский Эрмитаж, знаменитой картины А. А. Иванова Явление Христа народу». По законам освещения, некоторые из окон в половину, другие — абсолютно затянуты». Итальянские организаторы по-своему изобретательно подошли к решению проблемы.
Художник пишет портрет Гоголя, который имеет интимно-камерный характер. Двадцать лет трудился А. Иванов над своим полотном. А. А. Иванов создает целую серию этюдов, посвященных созданию этого образа.
Осенью того же года срочно (спешили к ноябрьским праздникам) стали перемещать картину и этюды. Накануне общественность столицы отмечала 150-летие со дня рождения художника в театре им. Эти картины наряду с такими произведениями как: Беллерофонт отправляется в поход против Химеры (1829), Явление Христа Марии Магдалине (1835) — принадлежат раннему периоду творчества Иванова и обладают всеми присущими классицизму чертами: уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем. При этом, для сравнения, секретарь ОЛХпривел цифрупосещаемости Постоянной выставки ОЛХ: ежемесячно две тысячи человек19.
Его «богатые сокровища размещаются в назначенном для этого доме, бывшем Пашкова. 13 февраля на четвертом заседании Комитета академику А. К. Саврасову, как члену Комитета, поручили «доставить благодарственное письмо» Г. Г. Гагарину и «наблюсти за перевозкой вышеозначенной картины из Петербурга в Москву»14. Иванов помещает Гоголя ближе всех к Христу, тем самым стремясь отразить его набожность. входит в более высокие сферы.
В течение двадцати лет художник работал над грандиозным полотном Явление Христа народу (1837--1857, ГТГ). Закончив один курс, поступил в Харьковский Педагогический институт им. Пейзаж гармонично сочетается с фигурой Христа и раскрывает внутреннее спокойствие.
Многие сюжеты трактованы в чисто бытовом плане. Действительно, несколько дней спустя, в воскресном номере газеты, появилось объявление: «11 марта 1861 года, с Высочайшего разрешения, в пользу ОЛХ, открыта выставка знаменитой картины А. А. Иванова Явление Христа народу, в доме первой Гимназии, у Пречистенских ворот, против Храма Христа Спасителя. Как определяла пресса, это событие стало «самой важной и интересной петербургской новостью».
Но образцово-показательный музей А. А. Иванова, в котором предполагалось «произвести опыт создания истории творчества великого живописца в полном объеме», так и не был создан. Наконец было получено известие, что император Александр II изволит осмотреть полотно. Традиционному римскому карнавалу, происходящему каждую осень по случаю сбора винограда, посвящены три больших акварельных листа — «У Понте-Молле. Как следует из пригласительного билета, выставка открылась в час дня 28 июля 1956 года. Снова обращаясь к Библейско-евангельской теме художник работает над эскизами к неосуществленной им картине Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина (1831-33).
Так как он был художником, а не иллюстратором чьих-то идей. Это крайняя фигура и на ней останавливается движение. И тогда я рассказал ему про Иванова, всю эту историю с «библейскими эскизами», как он сравнивал источники и что у него получилось в результате: по краям сюжеты, с которыми сравнивается Евангелие, а в центре – Христос как центр и вершина «лестницы» несовершенных прозрений о Нем. Окрыленный успехом картины Явление воскресшего Христа Марии Магдалине, Иванов принялся за осуществление монументального программного произведения Явление Христа народу (1837-57), выдвигающего проблемы всемирно-исторического значения. В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку. Секретарь ОЛХ К. К. Герц сообщил также, что во время экспонирования полотна будет осуществляться «культурная программа».
Он спешит навстречу тонущему Петру, чтобы вселить в него силы в борьбе со стихией. Образ природы тоже новаторство А. А. Иванова и заключается оно в преодолении условного и утверждении реального пейзажа. Однако неизвестный рецензент достаточно негативно оценил данный опыт. Но в зале Третьяковской галереи, посвященном Иванову, висит и картина «Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора». Иванов изобразил себя в образе странника или путешественника. Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы.
Ранние работы Иванова («Приам испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824), «Иосиф, толкующий сны» (1827), выполненные в традициях академического классицизма, обеспечили ему статус «пенсионера» Общества Поощрения Художеств, что позволило художнику поехать в Италию для знакомства с шедеврами классического искусства и дальнейшего совершенствования мастерства. Сам апостол Павел в Первом Послании Коринфянам писал: Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно. Сюжет картины был взят из Евангелия.
Первым опытом в акварельной живописи стали несколько итальянских жанровых листов. Первые уроки получил от отца, а с 1817 по 1828 год учился в Академии художеств. Если присмотреться, можно увидеть почти незаметную деталь: сзади «ближайшего ко Христу» идет старик, который в одной руке держит посох, а другой указывает на Гоголя. Г. С. Сковороды на художественно-графический факультет. С отличием закончил его в 1992 году.
Эти залы окрашены в темные тона, которые составляют превосходный фон для картин. Родился 3 июня 1962 г. в городе Харькове. Надо вспомнить, что говорил об Иванове известный художественный критик В. В. А источник музыки, как бы сама безмолвная музыка – это Аполлон. 12 июня (здесь и далее даты даются по старому стилю)1858 года столичные газеты поместили сообщение: «От Императорской Академии художеств объявляется, что написанная в Риме г. Академиком ИАХИвановым картина Явление Мессиинароду выставлена в Академии и желающие могут видеть ее ежедневно с 12 до 3-х часов по полудни»1.
Е. Б. Вахтангова. Официальным руководителем Иванова по Академии был профессор Ф. Е. Егоров. Акварель раскрывает здесь перед художником свои богатейшие тайники. Автор этих строк, будучи хранителем произведения, принимала участие в этой работе. Основой для него предполагался Рафаэль, то есть живопись Высокого Возрождения. Художник напряженно и увлеченно работал изучая средневековую и византийскую иконографию, пытаясь объединить «западную» и «восточную» (греко-византийскую) иконографические традиции.
Однако в его эскизах нет стилизации под искусство древних. Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге. Каждый персонаж, каждый предмет несет свой философский смысл. Согласно акту произведение сдано «в вполне удовлетворительном состоянии»34. Но результат превзошел ожидания: виден совершающийся переворот в ее душе, многоплановость образа, переживаний, вполне осознанное лишь во второй половине ХХ века состояние «уже, но еще не».
Но, слава Богу, есть целый ряд изданий, где «библейские эскизы» хорошо представлены. Через несколько часов после кончины живописца стало известно, что Явление Мессии было приобретено императором Александром II за 15 тысяч, а Иванов милостиво пожалован орденом Святого Владимира. Большие произведения других художников тем временем вывозились из Рима, авторы их становились знаменитыми и богатыми, а Александр Иванов оставался по-прежнему одинок, беден и заточен в своей скромной келье-мастерской. Именно «появление», а не торжественное «явление», похожее на театральное действие: вот, Он появился но здесь нужно скорее ставить вопросительный, а не восклицательный знак.
Таким событием, безусловно, стала выставка одной картины «Явление Мессии». Кроме того, в «Праздниках» появляется многоликая толпа с острыми характерами, превращающаяся в динамичное массовое народное действо. Что удивительного, если публика недоумевает и не выносит никакого впечатления. 9 июня произведение вместе с этюдами было туда перенесено. Это не искусство в привычном понимании этого слова, это дизайн, который по определению не может претендовать на духовность, на откровение, способное, если уж не перевернуть жизнь человека полностью, как хотел Иванов, то, по крайней мере, сильно взволновать, духовно обеспокоить, «встряхнуть» его.
В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля. В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару». Гораздо более непосредственно его поэтика сказалась в цикле библейских акварелей и рисунков (1850-е, в основном в ГТГ и ГРМ). Художники В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. В. Нестеров, скульптор А. С. Голубкина, всего сорок семь человек, подписали открытое письмо в газету «Правда», опубликованное 8 февраля 1924 года.
Но это нечто большее, чем просто автопортрет, он отражает душевное состояние художника. Большие размеры холста, да и отсутствие желания со стороны Александра II препятствовали перемещению произведения в императорское собрание Эрмитажа.
Этюды, висевшие вплотную к картине, были перевешены на специальные «экраны-ширмы», расположенные между окнами. Особенность этого образа в том, что в душе «странника» никак не откликается все происходящее: в отличие от всех остальных героев картины «путешественник», лишь восхищаясь, смотрит на поворотное событие во всей истории человечества. Иванов тщательно изучал Священное писание, особенно Новый Завет. Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. Вся семья жила художественными интересами.
Наблюденный и схваченный в природе, положенный на бумагу, вернее, «высеченный» из нее минимальными художественными средствами, рожденный под кистью художника, свет в буквальном смысле творит библейские композиции. Именно вот таким образом фигуру, замыкающую толпу, он написал, например, со своего друга, Н. В. Гоголя.
Брата Сергея он даже просил прислать из Москвы прориси древних икон. Новая попытка вызвала неоднозначную реакцию. В картину «Явление Христа народу» вписан автопортрет Александра Андреевича Иванова. В Русском музее находится его «Явление Христа Марии Магдалине». Это вызвало недовольство официальных кругов. Не случайно (и это отмечают почти все исследователи творчества художника) у Иванова в его живописи маслом появляются чисто акварельные приемы. В то же время как художник он достиг той высокой степени мастерства, которая позволяет размышлять с карандашом или кистью в руках, ощущая в себе творческую свободу.
Кстати, авторское название картины не «Явление Христа народу», а «Появление Мессии». О рабе сам Иванов сказал так: «Сквозь привычное страдание впервые появилась отрада». В течение нескольких лет он выполнил две картины: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис» (1831-1833) и «Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1834-1836). Однако А. А. Иванов не последовал своему предшественнику К. П. Брюллову, организовавшему победное шествие «Последнего дня Помпеи» по выставочным залам Италии и Франции.
Иногда художник обыгрывает ее, оставляя поверхность незакрашенной. Это было в среду на четверг, 3 числа июля. Интересна история создания образа. Почти одновременно создана серия небольших листов, посвященных «Дням творения», в которых перовые линии контуров изящно сочетаются с удивительной пластикой света и тени. Способ сей согласен и с выбором предмета и с именем русского и с любовию к искусству». На картине изображен теплый солнечный безветренный день, но почему же эти двое дрожат. В Харьковское Художественное училище поступил в 23 года.
Потому он картину и не закончил. Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Иванов показывает христианское понимание наготы как падшей человеческой природы. Вообще без повреждений картину перенести невозможно»32.
Огромную роль в пространственном решении эскизов играет их световая пластика. Он всегда является эмоциональным ключом истолкования сюжета. Мы не видим воздуха, кажется, его и нет вовсе. Цвет решается в эскизах всегда в расчете на стенную роспись.
Задумано было около 500 сюжетов, эскизы исполнены для более 200 из них. А три дня спустя, 3 июля 1858 года, Александр Иванов скончался. То же напряжение страстей, те же нервы — в лучших ивановских эскизах. Десятки эскизов, сотни набросков, работа с натурщиками — Иванов кропотливо реконструировал в Италии Палестину новозаветных времен.
Многие этюды акварелью делались в связи с работой над большой картиной. В учебе отличался заметными успехами, получая награды за свои произведения, а за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса. Ее внимание не может сосредоточиться.
В противовес «смотрящему» изображены «дрожащие отец и сын» и здесь автор предлагает зрителю совсем иное понимание наготы. Иванова, как подлинного художника, увлекала поэтическая сторона древних преданий. Картина говорит зрителю о прекрасном. Есть у него и еще одна известная картина, хотя тоже неоконченная: «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». В центре — дворянское семейство. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172247 см), но в 1837 году, когда уже приблизился к ее завершению, взял другой холст, в семь раз больше и вновь приступил к работе.
В свою очередь Гоголь, общаясь с Ивановым, определяет для себя, каким должен быть настоящий художник и исходя из этого, вносит изменения в повесть «Портрет». В 1837 году А. А. Иванов снял просторную мастерскую по адресу Vicolo delVantaggio, 7 и приобрел холст «вышиною 8 аршин, а шириною десять с половиною» (540Ч750). В начале января 1861 года в «Московских ведомостях» появилось краткое объявление: «Учредители Общества любителей художеств (в дальнейшем — ОЛХ) имеют честь уведомить лица, желающие быть членами ОЛХ, что 15 января, в воскресенье, в 12 ч. утра, будет первое собрание для выбора председателя, членов Комитета и секретаря и покорнейше просят их пожаловать в означенный день в квартиру Общества, находящуюся в старом здании университета, первый подъезд на Моховой»13.
Не случайно число его этюдов к картине исчислялось сотнями. Мы слышали, что на будущей неделе выставка ея будет уже открыта для публики»16. Оба эти момента в дальнейшем получат свое развитие в цикле Библейских эскизов. И, действительно, пытался создать новую иконопись.
Господин сидит спиной к зрителям и одевается после Крещения. Иванов, сохраняя связь с традициями классического монументализма, достигает необычайной глубины философского обобщения и трактовки темы. Однако этот памятник не был приспособлен для музейной экспозиции, требовалось переделать «некоторые части здания для скульптурных слепков, устроить читальный зал и шкапы, приготовить зал для помещения картин». Жаркие споры предшествовали этому. – Это недоразумение, это очень поверхностный взгляд. Среди эскизов можно наметить три стилистические группы.
Главная идея полотна «Явление Христа народу» – тема выбора пути, которая впервые прозвучала в русском искусстве и потом еще долгое время многократно повторялась в различных ее аспектах, питая собой новые поколения художников. Сам Иванов любил эту картину. В каталоге на фламандском языке была помещена статья М. П. Виктуриной, в которой опубликован уникальный рентгенографический материал, касающийся «Венецианского эскиза» и других этюдов к картине «Явление Христа народу»38. Фигуры дрожащих справа – символ душевного трепета, стесненности, Божьего страха. И еще одна деталь: художник придает образу «дрожащего» сходство с Гоголем, подчеркивая тем самым набожность писателя.
В состав Комитета вошли: попечитель Московского учебного округа Н. В. Исаков, Г. А. Чертков, В. И. Миллер, П. А. Талызин, Г. И. Хлудов, О. О. Левенштейн (казначей Общества), художники П. М. Шмельков, А. К. Саврасов и В. В. Пукирев. В 1911 году в Ивановском зале была проведена новая развеска, отражавшая новую концепцию музея, призванного «вызывать духовные волнения». Первые уроки живописи получил от своего отца, профессора живописи А. И. Иванова, а в одиннадцатилетнем возрасте поступил «посторонним» учеником в Императорскую академию художеств, где также занимался в классе своего отца.
Н. В. — Л. М. )29. Гоголя, а до этого она была известна только людям, бывавшим в Риме. ». Могу рассказать в связи с этим замечательный случай. Однако известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура».
Срок экспонирования полотна устанавливался в три месяца. И мы с ним вместо того, чтобы спать, полночи проговорили. Кроме того, сходством с писателем наделены и другие персонажи (фигура «дрожащего отца» и «раба»). В сравнении со всеми прообразами (помните – опять «сравнения и сличения». ) образ Христа всегда оказывается самым значительным, вершиной духовных и культурных достижений человечества.
Помещение нового учреждения — самое удобное и даже великолепное. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, Иванов был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину "Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора". Среди зрителей — представитель духовенства, разночинная молодежь, просвещенные дамы. После этого рама на веревках опущена на пол». Замысел картины «Явление Христа народу» у Александра Иванова родился примерно в 1833 году, но идею никто не поддержал: Общество поощрения художников назвало ее неудобоисполнимой, отец считал сына еще недостаточно зрелым, чтобы браться за решение столь сложной задачи.
На измученном лице раба изборожденном морщинами, -- заметно подобие улыбки. Их насчитывалось более семидесяти. Эскизы Иванова на евангельские сюжеты. В наследии Иванова акварельные пейзажи, пожалуй, наименее изучены. В частности, оно пополнилось малым вариантом картины «Явление Христа народу», одновременно служившим художнику эскизом. Фигура раба в картине – это символ освобождения через духовное озарение. В ней и правда, гораздо больше «академического», чем в первом полотне.
Персонажи картины дают представление о различном отношении людей к этой встрече.
А. А. Иванов, начавший писать свое историческое полотно в традиционном размере («в третью часть роста человеческого»), долго не решался перейти к большой форме. Над дверным проемом, между залами 6 и 7, была сделана специальная выемка. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево. 3 июня А. А. Иванов осматривал помещения Академии художеств и остановил свой выбор на Античной зале, наиболее подходящей для демонстрации «Явления Мессии» (так первоначально называлось полотно).
Он так и писал: «Я художник, пытающийся создать новый иконный род». Модели подбирались художником на протяжении длительного времени. Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев. В конце XVIII века у Пречистенских ворот на Волхонке было владение князя Волконского (от фамилии этого рода, как известно, произошло название улицы).
8 марта А. К. Саврасов отчитывался на пятом заседании Комитета о «наблюдении за перевозкою картины», а также сообщил список лиц в Петербурге изъявивших желание вступить в число членов ОЛХ. Эскизы разнохарактерны по своему решению. Выбрав такое художественное решение, А. А. Иванов создал дополнительные трудности для воплощения замысла, а также заложил «бомбу замедленного действия», препятствующую в дальнейшем транспортировке и экспонированию картины. В 1900 году в Картинной галерее был проведен ремонт, после которого самый большой зал, занимающий правое крыло бельэтажа, был отдан «Явлению Христа народу» и другим работам мастера, ранее разбросанным по разным этажам.
Это Магдалина – образ потрясающей выразительности. И все же от многих его произведений «веет вечностью, веет простором» – как от полей и гор в известной песне. Безупречное рисовальное мастерство Иванова допускает быстроту и эскизность его рисунков. На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. Но большое полотно «Явление Христа народу» не было выдано.
Для этого им было создано к картине более щестисот этюдов с натуры. Действительно, написание картины «Явление Христа народу» заняло у него более двадцати лет жизни. Мы видим приход Спасителя к толпе лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных (по словам художника), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана.
Вот так Иванов оказался актуальным для религиоведов и богословов XXI века. Христос в «библейских эскизах» Иванова всегда в центре изображения. Скончался он так, как уснул. «Сомневающийся» на полотне находится в группе апостолов. Обращаясь к толпе, среди которой были уже и учителя этого народа (фарисеи, саддукеи и др. ), он восклицает: Порождения ехидны.
Неизменно погруженный (по его собственным словам из письма отцу 1837 года) «в недра тихой умственной жизни», художник находится в постоянном духовном общении со многими деятелями отечественной культуры, в том числе с Н. В. Гоголем. По-своему эпохальны многочисленные этюды к «Явлению Христа», ставшие для многих поколений русских художников истинной школой реалистического постижения натуры. Выставке в России предшествовал показ (январь 1858) полотна в римской мастерской художника и полное приключений путешествие вместе с произведением по странам Европы.
Но это не означало отрыва от России. Так же поступили и организаторы экспозиции в Русском музее, совместившие опыт итальянской выставки «Величие Рима» и вариант выставочной экспозиции в ГТГ. Иванов с особой тщательностью прописывает его черты, уставшие глаза. Одним из последних слов его было: Прощайте, я погибаю»12.
Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. Помещенные в один ряд, рисунки образуют красивый декоративный фриз, который легко представить на плоскости стены. Работы старых мастеров с их переливами чистого цвета, «сквозностью» холста, видимо, подсказали Иванову обратиться к акварели с ее прозрачностью, чистотой, выявляющимися во взаимосвязи со светоносной поверхностью бумаги.
Один из моментов этой «операции» запечатлен на старой фотографии. Гр. Тонкой кистью они еще раз подтверждали ее, оживляя таким образом контур. Что нового дает нам эта выставка. Тем самым региональное московское художественное объединение расширялось. От явной сатиры в первоначальных эскизах («сомневающийся» был изображен в образе курчавого беса) до красивого лица, полностью соответствующего античным образцам. Казалось бы, произведение обрело долгожданный покой.
В центральную прессу была направлена информация, что «в дни Октябрьских праздников посетители галереи увидят картину А. Иванова Явление Христа народу, перенесенную в галерею из Ленинской библиотеки». В это время он начал работать над своим самым знаменитым и масштабным полотном «Явление Христа народу» (1837-1857), работа над которым затянулась на долгих 20 лет. От бессмысленных хлопот, унижения и равнодушия художник безмерно устал.
– Это было его желанием. В 1907 году администрация музея приняла решение о постройке нового здания Картинной галереи. Они придавали рисунку нервы и страсть»2. Холст в размер произведения заполнили этюдами (всего восемь) отдельных персонажей («Голова Иоанна Крестителя», «Мальчик, выходящий из воды», «Фигура Христа»). В 1838 году Иванов исполнил известную акварель «Жених Campagnuolo, выбирающий серьги для невесты».
Он всё хотел идти, звал нас с собой, жал при том руку, обнимал, благодарил, прощался, говоря: Я вас, друзья, оставляю. В журнале Сын Отечества появился резкий отзыв В. Толбина о его картине.
– Методика, которую он выбрал, действительно, была не из простых. Но есть и другая интересная деталь: «дрожащий отец» улыбается открыто и радостно, он смотрит на Иоанна и радуется вести о приходе Спасителя (кроме «дрожащего отца» только один герой открыто улыбается на картине: это раб, но улыбка эта скорей безумная), что говорит нам о покаянии. Сын повторял судьбу отца. Более того, он о ней высказался так: «Это всего лишь начаток понятия о чем-то порядочном». И дело не в том, что не закончены некоторые детали: лицо раба с веревкой на шее на переднем плане или отражение в воде одежды юноши в левом нижнем углу картины (Иванов «переодел» его, а отражение осталось прежним).
А. А. Иванов и Н. В. Гоголь были друзьями. Проплывающие облака придают композиции нечто космическое. Учился передавать и самый воздух, а это великое умение. В целом выставка 1861 года имела огромный успех.
Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» – эта работа продолжалась 20 лет. Христос в развевающихся одеждах идет навстречу воскресшим праведникам. В архиве РГБ сохранились копии писем и обращений по этому поводу в Наркомпрос. Лица, видевшие ее на выставке в Риме, тоже поражены этим глубоко обдуманным произведением. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины. Плата за вход 25 копеек серебром с персоны.
Руководил работами заведующий реставрационной мастерской А. П. Ковалев. Та самая «жизнь контурная», которую художник всегда отмечал у старых мастеров, приобретает в его эскизах особую выразительность. Несмотря на полемический задор обозревателя, следует признать, что он подметил главную «болевую точку» в демонстрации полотна А. А. Иванова. У каждого особое выражение лица — каждый по-своему реагирует на слова Иоанна Предтечи.
В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени. Отец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна. По матери Иванов был немец, так что не знаю, какая кровь тут сыграла большую роль.
Где нет сосредоточения, там нет и поучения»28. Со временем мечта художника осуществилась. Судя по описанию очевидца, полотно кисти А. А. Иванова заняло «почти все пространство одной из поперечных стен» и было поставлено «на возвышение, которое от посетителей отделено балюстрадою». Однако вскоре дом сгорел и принял в свои стены гимназию только в мае 1819 года.
Но Иванов ответил: «Напрасно, кажется, Вы думаете, что моя метода – силою сравнения и сличения этюдов подвигать вперед труд – доведет меня до отчаяния. Рисунки и этюды экспонировались в одном зале, рядом с полотном «Явление Христа народу». В силу технических причин грандиозное полотно «Явление Христа народу» не смогло покинуть залы основной экспозиции в Лаврушинскомпереулке. Через несколько часов после кончины художника картину «Явление Христа народу» купил император Александр II за 15 тысяч рублей. «Ближайший ко Христу» – это мужчина в бурой хламиде, с растрёпанными тёмными волосами, с усами и бородкой.
Вышедший из академической школы, художник стремится избежать ее канонов.