Алексея Саврасова Грачи Прилетели Описание Картины
Описание картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»
Но весна пришла, как приходит всегда, – неожиданно, сразу. В частности, новаторской является разработка неба, по всей поверхности которого видны следы движения кисти, причём «характер и направление мазков непрерывно меняется, создавая впечатление воздушности и трепетности живописи»71. Уникальность и душевность полотна оценили и современники художника. О предварительной работе, которую провёл Саврасов перед написанием «Грачей» известно очень мало.
Дописывал картину художник уже в Москве, в своей мастерской. Позже Саврасов делал еще несколько копий своей же картины, часто— без детальной прорисовки неба. – Чемзакончимсочинение. На Волге он работал над несколькими картинами, включая «Вид Волги под Юрьевцем»2526 и «Разлив Волги под Ярославлем»13.
Я помешал я их спугнул. Картина произвела большое впечатление, как на обычных зрителей, так и на самих художников. С другой стороны известно, что после этого Саврасов принял решение представить свою картину «Вид Волги под Юрьевцем» на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ), которая открывалась 21 марта. Из Костромы Саврасов каким-то образом добрался до села Молвитино, в то время в составе Молвитинской волости входившего в Буйский уезд Костромской губернии (ныне посёлок Сусанино, административный центр Сусанинского района Костромской области37), — там-то и были написаны этюды к будущему полотну «Грачи прилетели»789. Через несколько дней новорождённая девочка умерла.
Затянет небо облаками, задует ветер После этого можно ожидать и снежок. В обзорной статье «Первая русская передвижная художественная выставка», опубликованной в декабрьском номере журнала «Отечественные записки» за 1871 год, писатель и критик Михаил Салтыков-Щедрин пейзажам значительного внимания не уделил, но при этом упомянул «прелестную картину Грачи прилетели г. Саврасова»53. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Какие ощущения появляются, когда смотришь на них.
Они летают над деревьями, хлопочут о жилье. С. Молвитино. Он тусклый и потому не дает блики на свету. А потом все-таки сбежит. Однако, это лишь поначалу. Саврасов настежь распахнул створки окна.
Сломанные березовые ветки, следы животных и птиц видны под деревьями. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Нет никаких сомнений в том, что «Грачи прилетели» Саврасова – это настоящий шедевр на все времена.
В «унылом» колорите картины проглядывают, подобно первому весеннему лучу, оттенки розового, голубого, сиреневого, золотистого цветов, которыми выписаны бескрайние дали, высокое небо и возносящиеся к нему ветви деревьев. О художнике Саврасове как о родоначальнике русского лирического пейзажа. Еще не весь снег растаял и немного напоминает о холодных зимних днях. Кроме этого известен этюд к картине «Грачи прилетели», выполненный маслом по дереву и датированный 1871 годом75. Но эта заурядность кажущаяся.
Сочинение по картине Саврасова «Грачи прилетели»
Над рощей долго в шумной свалке Стоял грачей басистый гул, И звонко вторили им галки. 27192)386. Снег изображённый на переднем плане, кажется потемневшим, рыхлым и осевшим, а тот, что у забора, освещён солнцем и окрашен «мягкой розоватой золотистостью»69. Прочитайте, какое описание дала ей искусствовед Н. Борисовская. Иногда упоминается сумма в 500 рублей— в частности, художник Павел Чистяков в письме Василию Поленову сообщал: «Слышал я, что Саврасов шуточку свою, впрочем даровитую, продал за 500 р. Радуюсь, есть знатоки стало быть»48.
За деревянными постройками возвышается старая пятиглавая церковь с колокольней шатрового типа62, а далее до самого горизонта простираются равнинные поля8, через которые протекает река59— по всей видимости, обычно разливающаяся весенней порой Воложница (или Волжница), которая впадает в Шачу северо-западнее Сусанина63. Картины Саврасова многим приходились по душе, благодаря им художник стал знаменитым в определенных кругах, многие к нему относились как к настоящему таланту, мастеру своего дела. Напишем о своем впечатлении от картины, о том, какие чувства она у нас вызвала. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи.
Грачи прилетели, Алексей Кондратьевич Саврасов, 1871
Картину «Грачи прилетели» показали на 1-й передвижной выставке и она была встречена с восторгом. Фёдоров-Давыдов писал, что пейзаж «Грачи прилетели» сразу же воспринимается в простоте своего мотива, а затем шаг за шагом раскрывается в живописном повествовании, но не за счёт внешней фабульности, а благодаря стремлению художника передать жизнь природы94. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Увидел колокольню, а потом пришёл домой и по памяти что-то сделал»73.
Асимметричность расположения деревьев «усиливает впечатление хлопотливого движения грачей, летающих вокруг гнёзд»59. Но уже играет на воображении и заставляет улыбаться. Продолжим осматривать картину.
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2, 4, 8 класс
Сколько звуков в этой картине. Весьма вероятно, что церковь сооружалась артелью ярославских мастеров. Летом 1871 года, когда картина была уже готова, Саврасова навестил Павел Третьяков и попросил показать «Грачей», о которых он уже был к тому времени наслышан. Там оно экспонировалось вместе с рядом других произведений, представляющих успехи русской живописи за последнее десятилетие, — картинами «Пётр и Алексей» Николая Ге, «Охотники на привале» и «Рыболов» Василия Перова, «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, «Грешница» Генриха Семирадского и другими54. Ожидание весны передано и красками. Осенью 1871 года полотно «Вот прилетели грачи» экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). Критик и музыковед Борис Асафьев писал, что эта картина стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24.
Церковь же в живописи России всегда символизировала свет и добро. «Грачи прилетели», а также «Оттепель», написанная Ф. А. Васильевым (продемонстрированная на той же экспозиции), открыв дорогу лирическому стилю в российской живописи, ознаменовали собой новую веху в изобразительном искусстве. Исследователи творчества Саврасова не имеют однозначного ответа на вопрос о том, почему из Костромы художник направился именно в Молвитино, расположенное более чем в 50 верстах к северу от губернского центра. На картине А. К. Родственники пытались помочь ему справиться с зависимостью, но безрезультатно. Одна из наиболее значимых и ключевых картин в живописи России – известное полотно художника Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт.
По мутному пепельному небу плывут облака. Взять хотя бы большую лужу справа с отражением небольших облаков. В то же время, по словам Асафьева и «русская музыка услышала особенную живописность переливов, переходов одного времени года в другое: родилась русская звукопись, музыка пейзажей-настроений и музыка поющих сил природы»969798.
Иным грачей несносен крик А я его люблю, напротив. «В композиции картины выделяется». В настоящее время дату написания этого этюда относят к 1880-м годам74. Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Через два года художник создал еще одну потрясающую картину под названием «Проселок», однако случилось так, что о ней долго никто ничего не знал: Алексей сразу после окончания работы отдал ее в дар своему приятелю, который никому ее не демонстрировал. Вокруг берёз летают грачи, некоторые птицы сидят на ветках возле уже построенных гнёзд.
Картина «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, описание
Птицы вернулись в родные края и обживают свои гнезда. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. – Из скольких частей он состоит. Я с детских лет к грачам привык, Себя их слушать приохотив. – напевал он, набрасывая на холсте деревья, почерневшие избы, маленькую церквушку. Никто другой не смог бы написать их столь великолепно.
Картина полна жизни, эмоций и впечатлений. Этот этюд хранится в Пензенской областной картинной галерее имени К. А. Савицкого. Это было настоящей трагедией для него. По её мнению именно в этом «кроется тайна обаяния саврасовского искусства, его вечно живое начало». Мальцева отмечала, что при своём появлении в начале 1870-х годов саврасовские «Грачи» не были оценены в полной мере, но в 1890-х годах эта картина, представляющая собой «произведение с ярко выраженной эстетической концепцией, утверждавшей в пейзажной живописи лирическое переживание природы», стала «знаменем в искусстве саврасовских учеников».
Саврасов начал свою работу над «Грачами» в марте 1871 года. А церковь в русской живописи всегда была символом добра, света. Первый биограф художника— музыкальный критик Александр Размадзе, публиковавшийся под псевдонимом А. Солмонов44, — в своём очерке, опубликованном в 1894 году, так описывал работу Саврасова: «Начав картину ранним утром, художник кончил её к вечеру, писал он её не отрываясь, как бы в экстазе писал, поражённый с утра ярким впечатлением весны, вчера словно ещё не наступившей, сегодня же спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу»4546. Вот так жил и творил Саврасов.
Детали картины Алексея Саврасова "Грачи прилетели"
Но главное – птицы. В следующем — 1872 году, Саврасову поступил заказ на создание копии картины. Вся мастерская с первыми весенними днями отправлялась за город. Возле лужи мы видим одинокий голый куст. Это несколько голых берез, часть из них— кривые и изломанные.
Вскоре Алексей женился на хорошей девушке. Бенуа писал, что саврасовские «Грачи»— «чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная истинно весенняя» в этом смысле он сравнивал её со вступлением к опере Николая Римского-Корсакова «Снегурочка»93. – О чем вы будете писать вовступлении.
Соответственно чувствуется, что зима не хочет покидать свои временные владения. Кроме того, что изображено имеет значение то, как это сделано. В 1850 году, после выпуска, жизнь Алексея складывалась как нельзя лучше.
Описание картины «Грачи прилетели»
Натурные этюды к будущему полотну были написаны художником во время его поездки в Костромскую губернию, когда он находился в селе Молвитино (ныне посёлок Сусанино Костромской области)789. Сейчас в церкви расположен музей Ивана Сусанина. Насторожатся тогда птицы, затихнут, рассядутся на дереве возле гнезд. Церковь в русской живописи всегдаявляется олицетворением добра и света. Молвитино»36.
Мягкий свет от косых лучей весеннего солнца падает справа налево, образуя лёгкие тени берёз на всё ещё белом, но уже немного потемневшем снегу61. – Как перейти от вступления косновной части – описанию картины. Купил ее в свою коллекцию Третьяков. 30958)33878, поступивший в собрание от прямых наследников Саврасова от его первого брака. Ему предлагаешь остаться, а он свое: «Никаких. » Видел я Саврасова еще раз, Великим постом, когда он ехал по Мясницкой с Лубянской площади, абсолютно пьяный, вместе со своим другом Кузьмичом, который крепко его держал, чтобы он не вывалился из саней».
«Грачи» получили хорошие отзывы: художник Иван Крамской писал, что на выставке этот пейзаж «есть лучший и он действительно прекрасный»2021, а художественный критик Владимир Стасов отмечал, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова»22. Но Саврасов смог с удивительной любовью и трепетом рассказать о весне, когда природа оправляется от зимних холодов. Но я пришел и сонм грачей Взлетел, крича и весь он ожил. РЖ-627)90.
Она отмечала, что «неизученность биографии художника породила противоречивость, почти легендарность сведений, касающихся создания знаменитой картины»46. Сравнивая «Грачей» с появившимся в том же году полотном Фёдора Васильева «Оттепель», Фёдоров-Давыдов отмечал лиричность обеих картин, но разницу между ними видел в том, что саврасовская лирика соответствует ясному и чёткому повествованию, в то время как васильевской лирике присущ более общий, хотя при этом и непосредственный характер95. Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. А за ними по пригоркам, по оврагам лепится серая от времени, деревянная Кострома. А пока голые ветви деревьев облюбовали грачи.
Саврасов Алексей Кондратьевич «Грачи прилетели»
Несколько голых берез – кривых и изломанных. Опохмелю его иногда позадержу у себя дня на два, приодену – напишет что-нибудь. Прилетели первые вестники весны — неугомонные грачи. В картине главенствует голубой цвет и охра золотистая, что создает ощущение высокого неба, свежего воздуха, пространства, а также тепла, света, жизни, пробуждения природы от долгой русской зимы. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что, согласно манере исполнения, этот этюд был написан непосредственно с натуры и можно с уверенностью утверждать, что он был использован при написании центральной части картины «Грачи прилетели». На заднем плане можно увидеть небеса, которые изображены в характерном для художника стиле. Вот оно.
Это были деревенские мотивы. Летом 1871 года картина была приобретена у Саврасова Павлом Третьяковым1516. Непостижима без грачей Страна дубов и чернозема. (подробнее опишем пейзаж, передний и задний вид картины, затем перейдём к описанию грачей). При этом Зонтиков отмечает, что «с этой точки зрения колокольня должна находиться от храма справа и к тому же большая её часть должна быть при этом закрыта храмовым зданием». Это можно определить по тени на картине под деревьями. – что мы напишем взаключении.
Саврасов выполнил это первое авторское повторение «Грачей» в январе 1872 года и именно оно, а не полотно из собрания Третьякова, в 1873 году было послано на Всемирную выставку в Вене32. Один из них, размером 22, 5 13, 5см, принадлежал коллекционеру В. К. Дмаховскому7236. В прошлом году с какой-то пьяной компанией на «Балканах» сдружился. Обычный весенний немного сероватый день. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине.
Царская семья тоже пожелала иметь в своей коллекции пейзаж Саврасова «Грачи прилетели» и вскоре после открытия 1-й передвижной выставки императрица Мария Александровна заказала художнику повторение картины. «Ступайте писать – ведь весна, уж лужи, воробьи чирикают – хорошо. Художник и правда не смог написать больше ничего, что могло бы с ней сравниться, за исключением, пожалуй, «Проселка», который ему, скорее всего, не особенно нравился.
Для усиления пространственного звучания образа Саврасов немного нарушил перспективу. Она полагала, что при работе над окончательной версией полотна Саврасов использовал собирательный образ, основанный «на творческом переосмыслении каких-то конкретных впечатлений от увиденных им типичных старинных храмов, в том числе и молвитинской церкви Воскресения Христова, пример которой на последнем этапе мог стать наиболее близким и наглядным»65. В настоящее время в церкви находится музей Ивана Сусанина39. В статье о 1-й передвижной выставке, опубликованной в «Санкт-Петербургских ведомостях» 8 декабря 1871 года, художественный критик Владимир Стасов отнёс «Грачей» к лучшим из представленных на выставке пейзажей и отметил, что это, «наверное, лучшая и оригинальнейшая картина г. Саврасова». Земля возле стволов берез кое-где уже оттаяла от снега, виднеются следы животных и людей. Около них расположена старенькая, но работающая церковь. В «Грачах» же Чуйко даже не увидел их весеннего мотива, написав: «Вы как будто бы чувствуете всю сырость и бесплодность минувшей зимы, но, несмотря на прилетевших грачей, нет этого живительного предчувствия наступающей весны, кроме одного внешнего признака»49. Другой этюд (размером 30, 2 14, 8см), показанный на выставке 1947 года, принадлежал коллекционеру Н. В. Ильину36 и не имел столь определённого сходства с картиной73.
Какая простота. Из-за берез невдалеке видна церковь и колокольня, типичные для русской местности. «Грачи прилетели» – полотно, которое открывает нам душу художника. Известен выполненный в горизонтальном формате вариант-повторение под названием «Весна.
История одного шедевра: «Грачи прилетели» Саврасова
Ту любовь, то чувство, душевность, которые художник вложил в картину, ощущал любой, кто видел ее. Они берегут своих будущих птенцов от весеннего ветра, хоть и теплого, но резкого. Пейзаж изображает серую грязноватую весну.
Грачи летают возле них, занятые какими-то своими хлопотами. – Оденешь его – опять пропьет все. Демонстрировалось, в частности, его полотно «Грачи прилетели», в основу которого был положен простенький и незамысловатый мотив (картина создавалась в селе Молвитино, находящемся в Ярославской губернии).
– Грачи прилетели. Под березами мы видим подтаявший, грязноватый снег. Ж-4117, передан в музей в 1948 году, дар М. М. Музалевского)50878889. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Искусствовед Владимир Петров также полагает, что первые рисунки и этюды к задуманной картине были исполнены художником в Ярославле, «под влиянием помогающего преодолеть страдания врачующего простора, красоты вечно обновляющейся, воскресающей природы»12.
Не знают они, что весенней непогоды можно не бояться – она длится совсем недолго. Саврасов согласился и картина стала собственностью Третьякова1516. Отмечая кажущуюся незатейливость сюжета, он писал, что «за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко его сердцу»23.
Еле заметны следы птиц на снегу среди обломков маленьких веточек. В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В. ) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа— «Грачи» Алексея Саврасова и «Оттепель» Фёдора Васильева, причём предпочтение в отзыве отдавалось «Оттепели»17. Передний план картины изображён так, что художник как будто находится вблизи земли. К этому добавляется ощущение детского счастья и волнения. Сразу понятно, что от этой приметы холодного времени года скоро не останется и следа.
Он называл «Грачей» выдающимся произведением искусства имеющим «не только художественное, но и более широкое общекультурное значение»6. (Вступление, основная часть, заключение).
Необходимо основательно к этому подготовиться. История написания картины. Однозначно ответить нельзя. Ветер вскоре разгонит облака, выглянет солнце и птицы будут радоваться его появлению. Вторым главным мазком является – талая вода именно она кричит нам о наступлении весны.
В 1870 году Саврасова покинула супруга с двумя обожаемыми им детьми. Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах их невидимых обитателей, купола церкви. Таким же образом художник представил деревья – они имеют тусклый, мрачный и одинокий вид. Прилёт грачей предвещает скорую весну и конец холодов. Художник неоднократно исполнял произведения, в которых он варьировал мотив и композицию картины «Грачи прилетели».
В статье «По поводу смерти А. К. Саврасова», опубликованной в «Русских ведомостях» 4 октября 1897 года, художник Исаак Левитан писал, что «с Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле». Работа стала популярной и ее все хотели приобрести. Можно догадаться, что погода солнечная, но солнышка мы не видим. В 1871 году еще до прихода весны расстался Саврасов с городом.
Солнышко уже не только светит, а и начинает прогревать землю. Давайте же и мы по картине Саврасова Грачи прилетели, сделаем описание полотна. По мнению краеведа Николая Зонтикова, Саврасов писал Воскресенскую церковь с северо-востока, где находится самая высокая точка Молвитина (Сусанина)— только с этой стороны церковь могла показаться находящейся в низине и именно оттуда можно было видеть разлившуюся Воложницу.
«Грачи прилетели» картина Саврасова
Художник воспринимает природу как живое существо. Картина «Грачи прилетели» была представлена в 1871 году на самой первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Один из учеников Саврасова в Училище живописи, Константин Коровин, вспоминал, как молодые художники, воодушевленные словами своего преподавателя, гурьбой шли в Сокольники, где «фиалки уже распустились», в Останкино – изучать природу, проникаться ею и писать этюды. Картина написана с чувством и с любовью и вы наверняка это понимаете, читая описание.
Он глянул в окошко и рассмеялся: за окном голубело небо. Поскольку железнодорожного сообщения между Ярославлем и находившейся в 70 верстах от него Костромой в то время ещё не было, художник, по-видимому, проделал путь между этими городами на санях так называемым «нагорным трактом», который проходил вдоль правого берега Волги35. На картине птицы изображены сидящими на березах в своих гнездах, летающими или прыгающими по последнему весеннем снегу. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»).
Сочинение по картине Саврасова Грачи прилетели 2 класс (описание)
Также мы видим оголенные искривленные и поломанные березы. Тихо здесь после Москвы и так легко, так свободно дышится. За ними виднеется черное поле, серый горизонт. Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине.
Благодаря великолепному и удивительному полотну Саврасов увековечил свое имя. В 1971—1972 годах в рамках выставки «Пейзажная живопись передвижников» картина побывала в Киеве, Ленинграде, Минске и Москве316. Изображённые на картине дальние планы придают пейзажу ощущение пространственности59. В конце 1871 года картина, под её нынешним названием, но с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. », — предстала перед публикой на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819.
Попрошу повторить «Грачи прилетели» или «Радугу». Также на них заметны птичьи гнезда. Слева – рыхлый, талый снег со следами животных и птиц. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Все это можно живо себе представить, глядя на полотно «Грачи прилетели».
В нем уже ничего не осталось от зимнего великолепия и белоснежной пышности. Всегда ему был по душе этот старинный русский город. Робкий луч солнца проложил по снегам голубые тени, снег стал рыхлым, пористым, словно вата, маленькими зеркальцами заблестели первые лужицы. Началось. В 1947 году картина входила в экспозицию персональной выставки «Пейзаж в русской живописи второй половины XIX века», посвящённой 50-летию со дня смерти Саврасова, которая проводилась в Центральном доме работников искусств в Москве31656.
Но всегда милый, ласковый, стесняющийся. При этом, однако, «верно передан характер этих симпатичных вестников весны» и, скорее всего, «если бы их фигурки были безукоризненно верны анатомически, тщательно нарисованы, несомненно картина потеряла бы значительную часть своей прелести»60. Саврасова «Грачи прилетели» мы видим уголок русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. Справа снег уже превратился в весеннюю проталину, наполненную прозрачной, холодной водой.
Обсуждая мастерство художника, проявленное при изображении деревьев, птиц, загородного пейзажа и колокольни, Стасов восклицал: «Как всё это чудесно, как тут зиму слышишь, свежее её дыхание. »22 Впоследствии искусствовед Николай Новоуспенский отмечал, что описание Стасова было не вполне точным, поскольку, по всей видимости, оно было сделано им по памяти— в частности, критик не увидел того, что всё полотно Саврасова пронизано чувством наступления весны. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. В нижней части этюда была подпись: «А. В свободное время художник любил путешествовать, он был, например, в Западной Европе. На земле лежит снег, проталины в котором свидетельствуют о наступлении весны27. Передний план картины открывает мне грачей, сидящих на оголенных деревьях. По словам Крамского, в других пейзажах «всё это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в Грачах»2021.
Грачи прилетели (картина Саврасова, 1871)
В центре – высокая каланча да каменные ряды для всякой торговли. Деловитый грач под берёзой несёт в клюве веточку. А ведь весной иногда сыплет мелкий снег. И вот он на Волге, в Костроме. Глубокий снег еще лежал на всех улицах, толстым слоем ровнял овраги, когда художник приехал в город. «Совсем старик спился Жаль беднягу, – писал Владимир Гиляровский.
Кроме «Грачей», Саврасов также послал на выставку пейзаж «Лесная дорога» (нынешнее название— «Дорога в лесу», 1871, 138, 5 109, 5см, ГРМ1650). – о чём напишем дальше. В работу он вкладывал всю свою душу, часто известные люди заказывали ему картины.
Критик и музыковед Борис Асафьев (литературный псевдоним— Игорь Глебов) писал, что картина «Грачи прилетели» стала «символом художественного обновления сферы русского пейзажа на далеко вперёд» и что этим произведением Саврасов открыл «новое ощущение весны и весеннести»24. На этом эскизе, на котором изображён «скромный одноглавый храм, с едва намеченным его перекрытием и высоко поднявшимся шатром колокольни», проглядываются некоторые детали композиции картины, но существенная часть подробностей отсутствует— в частности, нет строений, располагавшихся рядом с церковью. Это скорее эскиз по памяти. Время их расцвета еще впереди.
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов называл картину «Грачи прилетели» выдающимся произведением искусства и отмечал, что «она имеет не только художественное, но и общекультурное значение»613. Если спросить любого человека о том, какая картина Саврасова ему известна, то он назовет, несомненно, «Грачи прилетели». Коровин вспоминает наставление Саврасова: «Надо почувствовать, надо чувствовать – как хорошо в воздухе чувствуется весна». Сравнивая саврасовских «Грачей» с «Временами года» Чайковского, Асафьев отмечал, что появление такого пейзажа свидетельствовало о наступлении времени, когда «русская живопись почувствовала не внешнюю только видимость— очень скромную— русской природы, а её мелодию, душу пейзажа».
По словам искусствоведа Фаины Мальцевой, «возникший замысел новой картины, подсказанный встречей с ранневесенним пейзажем, можно с уверенностью связывать с пребыванием Саврасова в Ярославле»11. Позади какие-то угрюмые дом, часовня, церковь, мокрый усталый забор и черно белые поля. Чтобы ощутить ее и понять тайну очарования его Грачей. Он отмечал, что это полотно является важным этапом на пути развития русской пейзажной живописи и «вместе с тем выражает завоевания в развитии общей культуры народа»613. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных.
По этому поводу высказывались разные версии. Грачи прилетели» (холст, масло, 67 117см, частное собрание, Москва), который был включён в каталог персональной выставки Саврасова 2005 года8485. Там он и создал первые этюды, легшие в основу «Грачей». На самом же деле эта обыденность мнимая. Полотно было названо художником «Вот прилетели грачи».
Вдалеке раскинулось черное поле. В работе над «Волгой» Саврасову помогал Перов, с которым он близко общался и преподавал в Училище живописи. Но «обещание» весны сквозит в каждой детали картины. Художник Исаак Левитан считал «Грачей» одной из лучших картин в творчестве Саврасова.
В Третьяковской галерее хранится эскиз-вариант начала 1870-х годов под названием «Пейзаж с церковью и колокольней» (бумага тонированная на картоне итальянский и графитный карандаш, соус и белила, мокрая кисть, 49, 7 33, 3см инв. Искусствовед Фаина Мальцева писала, что в картине «Грачи прилетели» Саврасову удалось создать «многомерный и поэтичный образ русской весны, сближенный с жизнью человека уже не внешне, а внутренне». Через пять лет после выставки в Вене, в 1878 году, полотно «Грачи прилетели» из коллекции Третьякова также побывало на Всемирной выставке, которая в тот год проводилась в Париже31655.
Сочинение-описание картины Грачи прилетели Саврасова для 2 класса
Приход ничей Его покуда не тревожил. В первый год в Поволжье, с 1870-го по 1871-й, художник написал сразу несколько картин, включая масштабное полотно «Волга под Юрьевцем», за которое он получил первую премию на конкурсе Московского общества любителей художеств в 1871 году. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. На картине мы видим окраину деревни или небольшого села. Саврасов пользовался аналогичным приёмом и в некоторых других работах— в частности, в более ранней картине «Степь днём» (1852)67. Совсем скоро, когда солнце пригреет еще сильнее, вылупятся их птенцы.
До воли обыденный пейзаж мы видим – свежесть и пробуждение природы. В своей монографии о Саврасове искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов также отмечал, что «Грачи прилетели»— не случайная удача, а лучшая картина среди сходных работ художника48. Центральная группа берёз является основой композиции.
Описание настроения картины Грачи прилетели
Возле церквушки расположена такая же постаревшая часовня. Квартиру предлагал я ему нанять – а он свое: «Никаких. » – рассердится и уйдет. Они совсем недавно вернулись издали, отдохнув после долгого и опасного пути – вьют новые гнезда, реставрируют старые покинутые осенью и мило переговариваются между собой на непонятном для человека языке. Изображая грачей, автор пользовался черными, темными цветами. Поездки оставляли глубокий след в его душе.
Саврасовъ. Художник добивается согласованности и слитности элементов пейзажа как с помощью правильно выбранной композиции, так и используя средства самой живописи, через хорошо подобранные светотеневые соотношения59. «Грачи прилетели» – картина, которая вскоре увековечит его имя, пока была только у него в мыслях.
Ещё один вариант-повторение, очень близкий по размеру и содержанию к варианту из Русского музея, хранится в Национальном художественном музее Белоруссии (1880—1890-е, холст, масло, 51 38см инв. Он был приобретён галереей в 1984 году7677. Сотрудники местного музея рассказали ему, что на месте, откуда были запечатлены церковь и деревья, ранее (по крайней мере, до 1920-х годов) стоял двух- или трёхэтажный дом, в котором жила семья шапочника Чичагова, так что, скорее всего, Саврасов писал свой этюд с балкона этого дома или стоя перед одним из его окон.
Друзья родной земли моей, Они, как я, здесь летом – дома. Единственная яркая деталь здесь – это красивая колокольня и низенькое строение под сияющим куполом одного из столичных храмов. Однажды утром разбудили художника неугомонные птичьи крики. Они неподвижны, но наблюдателю кажется, что облака плывут по небу, гонимые ветром. Но при таком ракурсе горизонт должен был бы находиться довольно низко, в то время как на картине он изображён примерно посередине холста, на уровне церковных главок.
По его словам, эта одинокая картина Саврасова должна считаться «каким-то феноменальным, необъяснимым случаем»— как «по теме, по чудному поэтичному настроению», так и «по простоте, непосредственности исполнения и отчасти даже по красоте красок». В феврале 1871 года эта спокойная жизнь была нарушена трагическими событиями— в переписке с Третьяковым 13 февраля Саврасов сообщал, что тяжело заболела его беременная жена, а 18 февраля написал, что были преждевременные роды, жена поправляется, но ребёнок очень слаб3132. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден.
Новая веха в изобразительном искусстве, создание картины «Проселок»
Костромской краевед Николай Зонтиков полагал, что эта версия— «плод писательского воображения» и писал, что «можно только сожалеть, что она попала в некоторые работы о Саврасове уже как бесспорный факт»41. Николай Новоуспенский не соглашался с Бенуа в том, что картина «Грачи прилетели» стоит особняком в творчестве Саврасова, но признавал, что «она является такой вершиной, до уровня которой поднимаются ещё, может быть, одна или две работы»8. В Государственном Русском музее находится написанный в 1880—1890-х годах вариант-повторение картины под названием «Ранняя весна» (холст, масло, 51, 3 37, 8см инв.
Композиция полотна создаёт впечатление устремлённости ввысь, которое достигается «подчёркнуто тянущимися кверху молодыми тонкими берёзками и шатровой колокольней старинной белокаменной церкви»27. Вчера еще все кругом было печальным и хмурым, а теперьПришла весна. «Грачи» в свое время стали открытием в живописи благодаря подвижности изображаемого сюжета и наполненности воздухом изображаемого пространства, после монументальных и практически статичных пейзажейАрхипа Куинджи и Ивана Шишкина. Осенью 1871 года полотно экспонировалось на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ)17, а в конце того же года картина, уже под её нынешним названием (в каталоге она была указана с восклицательным знаком— «Грачи прилетели. »), была представлена на 1-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ)3, открывшейся 28 ноября в Санкт-Петербурге1819. Обилие темных, тусклых красок в картине как бы подчеркивает обыденность пейзажа.
Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. На картине «Грачи прилетели» небеса разрезаны ветками берез, еще без листьев. По словам искусствоведа Николая Новоуспенского, «композиция картины, её ритмическое и цветовое построение сложны и многообразны». Среди них привлекает внимание корявое дерево, слева от которого торчит сухой пень8.
«Грачи прилетели» : описание картины
От нее словно веяло пробуждением природы. А. Жемчужников «ГРАЧИ» Лесок дремал. Все еще низкое серое небо покрыто облаками. Справа на картине видна огромная лужа, образованная из растаявшего снега. Прилет же грачей – это некий символ наступающей весны.
На переднем плане – рыхлый грязный снег. Это первые предвестники и глашатаи весны. В статье о выставке, опубликованной в номере «Санкт-Петербургских ведомостей» за 8 декабря 1871 года52, положительно отозвался о картине Саврасова и художественный критик Владимир Стасов, отнеся её к лучшим из представленных на выставке пейзажей22. В результате «Грачи прилетели» Саврасова положили начало новому жанру в русской живописи – лирическому пейзажу. Обсуждая пейзажи, экспонировавшиеся на выставке, художник Иван Крамской в письме к Фёдору Васильеву от 6 декабря 1871 года писал, что «пейзаж Саврасова Грачи прилетели есть лучший и он действительно прекрасный».
Это весеннее вдохновение (вообще присущее душе художника) отразилось и в исполненных в Ярославле рисунках и этюдах к задуманной картине.
Но уже весной 1871 года художник, окрыленный успехом картины «Волга под Юрьевцем» и охваченный творческим экстазом, отправился на поиски пейзажа, которые привели его в село Молвитино (позже переименованное в Сусанино), в нескольких десятках верст от Костромы. О подробностях работы Саврасова в Молвитине известно очень мало. Художник и критик Александр Бенуа в своей книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, называл картину «Грачи прилетели» замечательной и многозначительной и утверждал, что ни до, ни после неё Алексей Саврасов не создал ничего столь же выдающегося. Первый план полностью отдан изображению весенней природы. В письме к Павлу Третьякову от 31 декабря 1870 года Саврасов писал: «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством»2728, а в новогоднем поздравлении своему шурину Карлу Герцу художник сообщал: «После всех хлопот я только теперь начинаю работать и очень доволен как мастерской, так и квартирою вообще»2930. На переднем плане полотна – снег.
Сочинение по картине Грачи прилетели Саврасова 2 класс
Таким образом, «наиболее тёмный участок земли и строений оказывается как бы взвешенным в светлой и лёгкой среде, что способствует впечатлению воздушности всего пейзажа»68. Небо, покрытое облаками, больше серое, чем голубое. В Ярославле Саврасов вел «тихую и сосредоточенную жизнь», которую нарушила болезнь жены и смерть новорожденной дочери. На среднем плане мы видим серое пятно.
А. Саврасовъ»3. На этой картине весна только началась, а уже вовсю дает о себе знать. Если так оно и получилось, то очевидно, что художник мог поехать в Костромскую губернию только после своего возвращения из Москвы в Ярославль. На переднем плане картины изображены берёзы, растущие на задворках церковного участка. Затем в 1882 году его уволили с работы. На хмуром, мрачном, сером небе проплывают белые с голубоватым оттенком тучки.
Саврасов «Грачи прилетели» : описание картины
Ступайте писать, пишите этюды изучайте, главное – чувствуйте», – говорил художник. Посмотрев на данную картину, пахнет весной и свежим легким воздухом. Писал «Грачи прилетели» Саврасов в марте, в начале весны, что легко чувствуется по проталинам, ясному небу, отсутствию льда на реке и, собственно, по птицам, вернувшимся с зимовки. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. В качестве примера Левитан приводил картину «Грачи прилетели», которую он считал одной из лучших в творчестве Саврасова.
При этом, по словам Фаины Мальцевой, «вся техника исполнения отступает перед гармонией целого, вызванной уже не столько силой профессионального мастерства её воссоздания, сколько силой непосредственного чувства, так возвышенно воспринявшего это явление природы и заставляющего нас именно так его воспринимать»69. За ними виднеется черные дали полей и болот с водой, серые облака у самого горизонта. Резкий холод ворвался в комнату, но художник не замечал ничего. Много серой и темной краски в картине подчеркивает заурядность пейзажа. Снег едва начал таять, образуя тёмные лужи.
Саврасов «Грачи прилетели»: описание картины
Однако Саврасов продолжал творить и работа определенно приносила ему удовольствие. За деревьями находится забор, за которым видны крыши деревянных построек8. Грачи прилетели. Здесь что-то смешанное: и покой и тревога одновременно.
Тогда они начнут громко кричать и разлетятся кто куда.