Андрей Рублев Самые Известные Работы
Краткая биография Андрея Рублёва самое главное
Мы ничего не знаем и про его ранние работы. О жизни Андрея Рублева известно гораздо меньше, чем о его творчестве. Мывидим легкий изгиб шеи. Они созерцают свет внутри себя. Неизвестно ниодного созданного ранее «Воскрешения Лазаря» нинаВостоке, нинаЗападе, гдебыла быиспользована аналогичная иконографическая схема. В середине 1420-х гг. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Одна из самых знаменитых работ Андрея Рублева икона Троица.
истории, связанные с Нею. Символ евангелиста Матфея – ангел – идеальной вписанностью своей фигуры вкруглый медальон, внутри которого онлегко инепринужденно движется, вызывает живые ассоциации с «Троицей». Государственная Третьяковская галерея (Москва)На иконе изображены три ангела. Иосиф Волоцкий в своем «Послании к иконописцу» также приводит в пример Андрея Рублева и его сподвижников, которые «зело прилежаху иконному писанию и толико тщание о постничестве и о иноческом жителстве имуще, яко им Божественныя благодати сподобитися и тако в Божественную любовь преуспевати, яко никогда же о земных упражнятися, но всегда ум и мысль возносити к невещественному свету, яко и на самый праздник Светлаго Христова Воскресения на седалищах седяще и пред собою имуще Божественныя и честныя иконы и неуклонно на них взирающе, Божественныя радости и светлости исполняхуся.
7 самых важных работ Андрея Рублева
Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не мастеру, а ученикам— членам артели, которую он возглавлял вместе с Даниилом Чёрным (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря)2. Таким образом идея искупительной жертвы воплощается Рублевым нетолько через беседу божественной Троицы учаши сголовой тельца. Странники предсказали Аврааму рождение сына Исаака. «Троица» – самая совершенная среди сохранившихся икон Андрея Рублева исамое прекрасное творение древнерусской живописи – была написана художником, вероятнее всего, всамом начале 10-х годов XV в. Принято считать, чтоонасоздавалась Рублевым длясоборного иконостаса Трои-це-Сергиева монастыря.
Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Обширное пространство храма наполнено образами возвышенной красоты и благородства. XIV — н. XV в. ) иконы — Владимирская Богоматерь (ок. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. Ибостранники непредсказывают Аврааму рождение сына, апребывают внеслышной беседе. К этому периоду относится третье упоминание о мастере.
Этоновое – расположение наиконе апостолов: незаХристом, какпринято, аперед ним. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Сегодня именно древняя икона воспринимается как актуальное откровение, необходимое современному человеку. В катакомбах найдены изображения разных событий священной истории, напр.
В 1408 Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и, вдобавок, сохранившуюся работу— фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). Справка: Андрей Рублев – один из самых загадочных людей своего времени. Упоминаемый здесь Даниил – «содруг» Андрея, более известный под именем Даниила Черного, товарищ в последующих работах. Среди них наиболее известны «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил» (все – из коллекции Государственной Третьяковской галереи). Интересно, что он был соавтором Андрея Рублева и во многих последующих работах.
Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Гений художника был признан уже при его жизни, о чем свидетельствуют древние летописи, а в 1551 году патриархи Стоглавого Собора повелели «писать с древних образов, как греческие художники писали и как писал Андрей Рублев», что означало признание творчества мастера эталоном. Онавоплощается ещечерез сопоставление реальной чаши натрапезе стой, чтообразуется изсоотношения фигур икоторая видится какбы «разумными очами» исчезая, кактолько внимание созерцающего возвращается кпредметам внешнего мира.
Праздник "Сретение" был известен уже в IV веке. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Именно таким предстает Спас назвенигородской иконе Рублева. Изысканностью красочной гаммы восхищает торс воина наодном изстолбов. Гора Мориа (Храмовая гора) – обнесённая высокими стенами прямоугольная площадь, возвышающаяся над остальными частями Старого города Иерусалима высотой 774 м над уровнем моря. Явление Аврааму троих ангелов – символ единосущного и триипостасного Бога (Святой Троицы).
С именем Рублева связывают создание иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Свидетельством ихпроповеднического пафоса является введение вкомпозицию «Страшного суда» трех медальонов, вцентральном изкоторых написана «рука божья» сдушами праведных, авбоковых – пророки Давид иИсайя сгневными посланиями, обличающими грешников. Стоглавый собор (1551 г. ) признал работы Рублева образцом для подражания. Рублев четкой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови.
Об этом имеются записи в рукописях XVIII века. Оба мастера – и Андрей и Даниил – выступают здесь не только как иконописцы, но и как подлинные богословы: сохранившаяся композиция «Страшный Суд» говорит о глубоком мистическом опыте и удивительно светлом понимании эсхатологии, как устремленности Церкви навстречу грядущему Спасителю. Наиконе Рублева онтемярче фиксируется внутренним взором зрителя, чтонасамом деле егонет. Таким образом, пространство, вкотором реально перемещался зритель, рассматривая туили иную деталь изображения, являлось одновременно пространством запечатленной эсхатологической драмы.
Несмотря назначительные повреждения красочного слоя (в особенности живописи ликов), взгляд неустает находить новые красоты веенеобыкновенной ритмике, красноречивых цветовых созвучиях, впостоянно варьирующемся соотнесении четного инечетного, двух иодного. Реставрационное раскрытие памятника выявило авторскую поверхность с участками вставок на новом грунте и основательную потертость первоначальной живописи с утратами нежных прозрачных верхних слоев (лессировок). Мы мало знаем о нем. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын. Московский князь Василий Дмитриевич, представитель ветви владимирских князей, потомков Мономахов, предпринимал обновление Успенского собора в начале XV века как некий закономерный и необходимый акт, связанный с возрождением после победы на Куликовском поле духовной и культурной традиций Руси, эпохи национальной независимости.
Конечно, Рублев никогда этих произведений невидел. На склоне жизни Рублев был почитаемым мастером и, судя по всему имел множество учеников.
Получайте самые главные и обсуждаемые статьи дня на свой электронный адрес
Согласно летописи, над созданием иконостаса работали Феофан Грек, Прохор-старец (Прохор из Городца), а также «чернец Андрей Рублев». Помимо бесспорной «Троицы» большинство исследователей соглашаются с тем, что его кисти также принадлежит Звенигородский чин («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все— рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи. Разоренный и выжженный ордынскими завоевателями храм нуждался в восстановлении. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Ожизни Андрея Рублева известно очень немного.
Одна излучших, согретых искренним чувством сцен композиции – «Идут святые врай». Это – дом, дерево и гора. Выражение лица в сочетании с цветовой гаммой создает впечатление мудрого спокойствия. Оннаписал егофигуру таким образом, чтоноги ангела сдвинулись кцентру сцены, заполнив «вакуум» веенижней части. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный стиль.
Глубоким лиризмом было отмечено лицо Христа вкомпозиции «Крещения», чем-то предвозвещая ангелов «Троицы». Несомненно также, чтонакомпозицию ицветовую гамму «Троицы» оказал большое влияние характер иконостаса, всостав которого онавходила. «Сопредстояние» московских ивладимирских святых выражало вживописи туидею наследования Москвой прав итрадиций «старого Владимира», которая стала центральной идеей московской публицистики ибыла отражением всознании современников процесса объединения русских земель. Символика и многозначность образов «Троицы» восходят к древнейшим временам.
Сейчас он приемлет на руки. Среди них Алипий Печерский, Феофан Грек и, конечно, Андрей Рублев. От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались.
Многие считали это явление как проявление божества в Иисусе Христе. Чтобы икона выглядела лучше, ее постоянно подновляли, накладывая сверху слои краски по контурам рисунка, а затем опять покрывали олифой. Таинственный свет повсюду. В 1411 или 1425—1427 годах он создал свой шедевр— «Троицу». Этопредвечный совет опослании Отцом Сына настрадания воимяспасения людей. Тридцатилетие на Руси в ту эпоху считалось порой зрелости, полноты человеческой личности.
Выполненная в византийской традиции, картина Второго пришествия Христа переосмыслена. 1400), нуждающиеся, впрочем, вдополнительном исследовании. Потому такэнергичен исветел Христос (хотя ивзирающий нагрешников «ярым оком»), спокойна мудрая беседа апостолов, такой грацией отличаются позы прекрасных ангелов, открывающих звуками своих труб последнее действие вспектакле жизни. Нопервое упоминание онёмотносится только к1405 году. Наиболее примечателен «Спас».
Сюжетом «Троицы» или «Гостеприимства Авраама», является прием иугощение старцем Авраамом иегоженой Саррой поддубом мамврийским трех мужей-странников, вобразе которых явился триединый Бог. Он разлит во всем творении, просвещает тихо и почти невидимо людей и землю и растения. Наиболее распространенными были изображения Спасителя под видом Доброго Пастыря, под символом рыбы, агнца, феникса (символ воскресения) и др. Вцентр иконной доски оказалось «выплеснуто» большое ярко-красное пятно, звучное имажорное, положенное вовсюсилу тона.
- Список произведений Андрея Рублёва
- Семь знаменитых икон Андрея Рублева
- Иконы преподобного Андрея Рублева
- Андрей Рублёв: жизнь и творчество художника
- Андрей Рублев: биография и творчество иконописца
О былой прелести этого произведения можно судить по сохранившейся небольшой, похожей на миниатюру иконе на ту же тему («Спас в силах») начала XV века, приписываемой Рублеву. Вероятно именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица»— его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. С именем Андрея Рублева связан принципиально новый этап в развитии русского иконостаса – становление так называемого «высокого иконостаса». В «Воскрешении Лазаря» вновь, ноболее ярко инапряженно вспыхивает красный цвет, радостный итревожный одновременно. Таквнутренняя геометрия изображения постепенно смыкается сгеометрией иконного поля. Сильно открытая, крепкая шея Спаса повернута как бы несколько в сторону, в то время как лицо, обрамленное тяжелой шапкой длинных, спускающихся почти до плеч волос, обращено прямо к зрителю. Миниатюры «Евангелия Хитрово» отличаются безупречно точным изящным рисунком, гармоничностью композиций иблагородством красочной гаммы, основанной насочетании холодных голубых, лиловых, разбеленных голубовато-серых изеленых тонов изолота.
Еготорс несколько развернут вправо. Вероятно именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Юное "отроча" ждет позор, поругание, крестная мука.
Три большемерные иконы, вероятно, когда-то входили в семифигурный деисус. Следующее сообщение Троицкой летописи относится к 1408 году: 25 мая «начаша подписывати церковь каменную великую соборную святая Богородица иже во Владимире повелением князя Великого а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев». Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв» она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.
Великий иконописец был канонизирован Церковью в лике преподобных. В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и др. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Здесь мастер положил самое интенсивное красочное пятно. Слегка начинает пожухать, желтеть трава. «Преображение» несомненно, является выдающимся произведением искусства.
- Православный Церковный календарь
- Анализ творчества Андрея Рублёва
- Биография и творчество преподобного Андрея Рублева
- Андрей Рублев: творчество, загадки
У большинства народов такие понятия (и изображения), как древо, чаша, трапеза, дом (храм), гора, круг имели символическое значение. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. С годами имя Андрея Рублева, в отличие от многих его современников, не было забыто. Около 20 лет, до самой смерти, он вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным вел жизнь иконописца-подвижника.
Этопервое, чтосразу ивластно захватывает присозерцании рублевской «Троицы». Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Символичный образ евангелиста Матфея чаще других приписывают именно Рублеву. (Хотя вот об этом-то чудесном свете, о смысле его, а главное, о происхождении, природе и размышляли, спорили и не пришли к единому мнению исследователи в дальнейшем).
Икона – это общехристианское духовное наследие. На столе у них стоит чаша с головой тельца. По заказу великого князя Василия Дмитриевича храм расписывают заново. Круг образуется позами, движениями ангелов, соотнесенностью ихфигур.
- Картины Андрея Рублева в Русском музее
- Загадка иконописца Андрея Рублева
- Интересные факты из жизни художника
- Творчество Андрея Рублёва – вершина русской и мировой живописи
- Андрей Рублев: биография и творчество (кратко)
Св. Это лицо зрелого человека в мерном развитии духовных и физических сил. В 1427 году (по другой версии – в 1430) художник скончался во время эпидемии чумы в Спасо-Андрониковом монастыре, где выполнил свои последние фрески – росписи Спасского собора.
Святой дух посредине и ангел, сидящий справа, склонили головы в его сторону. Дерево, темпера. Средний ангел (Сын) изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Не сохранилось упоминаний и о семье мастера. Сергия Радонежского. Последние работы великого художника – ксожалению, почти несохранившиеся росписи соборов Троице-Сергиева иСпасо-Андроникова монастырей (20-е годы XV века). Сего ради и Владыка Христос тех прослави в конечный час смертный».
- Детство, отрочество, монашество
- Росписи Владимирского Успенского собора
- Андрей Рублев: последние новости
- Счастливая судьба Андрея Рублева
- Исторический портрет Андрея Рублёва
- Особенности творчества Андрея Рублёва
- Биография Андрея Рублёва о главном
Вритмическом строе иконы можно выделить такие взаимосвязи: вытянувшаяся почти вертикально фигура Иакова – вышерасположенная группа деревьев – поднятая десница Христа плавно опущенная и «продолженная» свисающим гиматием левая рука Христа – нижняя группа деревьев – припавшая кземле фигура Петра. Пурпурный хитон контрастирует снасыщенным синим цветом гиматия. Эти росписи не сохранились. Форму чаши принимает трапеза (на которой стоит настоящая чаша), ограниченная очертаниями согнутых ногбоковых ангелов. Корзины, чистые холщовые узелки с отборными, лучшими плодами. Рублевский «Спас в силах» сохранился не полностью: переделано его лицо, на одеждах утрачено золото, цвет стал более темным. Кчислу шедевров книжного искусства Москвы рублевской эпохи относится также «Киевская псалтирь», написанная в1397 году вКиеве митрополичьим протодьяконом Спиридонием иукрашенная многочисленными миниатюрными изображениями наполях.
Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. Андрей пишет свою знаменитую икону «Троица», в которой тринитарный догмат находит свое самое высокое живописное воплощение. Андрей некоторое время работал вместе с Феофаном Греком и возможно был его учеником. Одновременно Рублев сдвинул влево отцентральной осифигуру среднего ангела.
- Музеи, памятники и фильмы, названные в честь Андрея Рублёва
- Андрей Рублев в русской иконописи
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Близкими кРублеву художниками (в частности, вероятно, Даниилом) иллюстрированы «Евангелие Успенского собора» («Евангелие Морозова») и «Евангелие Андроникова монастыря». Однакоегоиконография принадлежит уженовому времени.
Икона на сегодняшний день хранится в Третьяковской галерее. Например, листы и заставки «Евангелия Хитрово». Онвыполнял многочисленные частные заказы, украшал фресками храмы. Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле иконостас и сам Успенский собор в г. Владимире (1408 г. ). Таким образом, подлинное открытие рублевской живописи состоялось в двадцатом веке. Легкий, как будто цветочный, запах.
Неслучайно «Троица» постоянно вызывает уисследователей ассоциации спроизведениями античного искусства. Икона изображает трех сидящих за столом ангелов. Осень подает свои первые знаки. Авцарский дворец «Троица» попала, по-видимому, после московского пожара 1547 года.
Этобылшагнеобыкновенной смелости, свидетельствующий ошироте творческих запросов живописца. Ещебольше оснований приписывать кисти самого Рублева местный образ «Богоматери Владимирской», прелесть которого вегобезупречной «построенное», безошибочно точно найденном соотношении фигуры Богоматери ииконного поля, цельности силуэта, красоте воплощения художником нежного материнского чувства. Но его имя стоит третьим, значит, Андрей был младшим из названных иконописцев. Существует свидетельство одного из источников XVII века о том, как игумен монастыря Никон поручил Андрею Рублеву «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию». "Особенно хорошо "Преображение", выдержанное в холодной серебристой гамме.
Новсяикона светится какбыизнутри мягким серебристым свечением. Очевидно, чтовпроцессе творчества Рублев неоднократно обращался ктеме Троицы исоздал рядееинтерпретаций, некоторые изнихстали образцами дляпозднейших русских иконописцев. Помимо названных работ, целый ряд несохранившихся ныне икон упоминается в различных источниках. Чин состоит из трех поясных икон: Спаса, архангела Михаила и апостола Павла. Высокие стройные их фигуры Рублев изобразил так, что они видятся соединенными, перетекающими одна в другую.
Виконографии чина отразились теновые идеи вобласти литургики иистолкования символики алтаря (в частности, переживания «страстной» темы), которые характерны дляэпохи исихазма исмаксимальной полнотой воплотились вдеисусных композициях высоких иконостасов. Благородная простота образа «Спаса» и его монументальный характер – типические особенности стиля Рублева. Драгоценная ляпис-лазурь, положенная вовсюсилу тона исопровожденная аккомпанементом нежнейших ибогатейших полутонов, сама предстает наиконе какневиданное художественное диво, способное заворожить, вызвать вдуше глубокий отклик.
Онопределяет внутреннюю организацию изображения, пластику тел, конструкцию поз, склонение голов изгиб рук, смыкает влегкую золотистую завесу крылья ангелов, «сгибает» гору идеревце надихголовами. Вот таким образом возможно ииное «прочтение» ипостасных отношений ангелов. Ночерез посредство средневековых ираннехристианских мыслителей, через Дионисия Ареопагита идругих выдающихся богословов, онмогприобщиться кзаконам красоты, впервые сформулированным философами античности, например кпифагорейскому учению очисле какоснове мировой гармонииили кплатоновскому универсальному принципу меры (имена Платона иПифагора были известны московским книжникам времени Рублева). Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Многие святые отцы относили иконописание к области богословия. Оннеизображает ослепительного сияния резких световых полосили длинных лучей.
Авраам встретил трех ангелов Господних, явившихся ему под видом усталых путников. Дуб мамврийский символизирует древо жизни и напоминает о крестной смерти Спасителя и Его воскресении (в центре). Развитие троичного культа наРуси было граничит сличностью идеятельностью Сергия Радонежского, который создал Троицкий монастырь, «дабы взиранием напресвятую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего» (Епифаний Премудрый). Он, очевидно, принимал самое непосредственное участие виллюстрировании «Евангелия Хитрово» (названного такповладельцу XVII в. ), звериные инициалы которого удивительно близки кобразам животных вовладимирских росписях. Уникальна попостроению икона «Воскрешение Лазаря». Третья икона – «Апостол Павел» – выполнена в манере, отличной от рублевской, вот таким образом ряд исследователей считают, что этот лик бы создан другим мастером, – например, многолетним сподвижником Рублева – Даниилом Черным.
Обыкновенно художники иллюстрируя этот сюжет, сосредоточивали внимание наподробностях библейского рассказа изображали Авраама иСарру, подносящих угощение, атакже слугу, «закалающего» тельца. Средний ангел – главный персонаж рублевской иконы. Во взгляде, обращенном к двум другим ангелам, читается отеческое превосходство. В этой иконе воплощена чистая молитва инока Андрея, которой научил его духовный учитель – Сергий, завещавший «воззрением на Святую Троицу побеждать ненавистную рознь мира сего».
Ангелы неподвижны, они в состоянии созерцания их взгляды устремлены в вечность. На заднем фоне – дом (палаты Авраама), дерево (дуб Мамврийский) и гора (гора Мориа). Очень выразителен здесь, например, «литой» силуэт фигуры апостола Павла. Кэтому образу тяготеет всеокружающее. 142 х 114 см. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви и утешает обреченного на жертву. Художественное иидейное богатство рублевской «Троицы» кажется неисчерпаемым. Руки среднего и левого ангелов благословляют чашу.
Дуб стоит на своем месте до сих пор. Кто писал эти иконы – Андрей Рублев или Даниил Черный – пока остается загадкой. Совершенствуясь, ум приобретал способность воспринимать невещественный свет. Троица рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти.
Для этого же храма преп. Дни еще короткие. В этой обители он и закончил свой земной путь. Здесь нет ничего лишнего.
И сейчас он узнаёт, ясно чувствует, что миг этот настал. На иконе Андрея Рублева «Архангел Михаил» следуя из названия изображен сам Архангел Михаил, одетый в красные одежды с золотым. В достижении нравственной чистоты особая роль отводилась добродетели смирения. Подобный подход характерен и для монументального творчества автора. Его и отмечали на сороковой день после рождественских торжеств. В ряде произведений Рублёву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел» из Звенигородского чина). Тихое, располагающее к раздумьям время.
Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Сегоименем связан самый высокий взлет вистории древнерусского изобразительного искусства. Вот таким образом иконы справедливо называются часто богословием в красках. Лик Спаса дышит силой и покоем. Круг внейпереживается какактивное начало, каксимвол вечного течения жизни.
Несмотря накрайнюю фрагментарность сохранившейся живописи (лик инебольшая часть фигуры), этопроизведение очаровывает исвоими формами и, главное, необыкновенной внутренней красотой образа, рожденного чистой душой художника. Здесь, при храме, живет пророчица Анна. Мыслить такбыло бынеисторично.
Они сидят за столом, на котором стоит чаша с головой тельца. В 1422 году на Руси наступил страшный голод. Вчемеёсмысл. В состав иконостаса вошла как высокочтимый храмовый образ икона «Троица», помещенная по традиции в нижнем (местном) ряду с правой стороны от Царских врат.
Рублев был чернецом, то есть, монахом. Кегоранним работам относят фрески Успенской церкви наГородке вЗвенигороде (ок. Возможно, он застал и самого Сергия, скончавшегося в 1392 году.
Он предложил им отдохнуть в тени дуба. Легендарное имя Андрея Рублева, работавшего в XV веке, было сохранено народной памятью и с ним часто связывали разновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядное историческое или художественное значение.
В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». Время пожинать плоды годовых трудов на земле. Андрей Рублев написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в г. Владимире написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV – начало XV вв. ) деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и др. Дляэтого Рублеву пришлось абсолютно переосмыслить образ левого ангела – самого статичного персонажа византийских «Троиц». Неудачны и новые графьи (прорезные линии) складок одежды.
Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху вистории русского искусства. На рублёвских иконах и фресках персонажи выглядят очень спокойными, даже умиротворёнными, в то время как для греческой иконописной традиции характерно строгое, «аристократическое» изображение святых. Рублев былтемхудожником, который создал свой собственный стиль, бесконечно совершенный, глубоко русский посвоей сущности ихудожественному выражению (хотя имногим обязанный достижениям византийского искусства), новместе стемблагородной простотой заставляющий вспомнить искусство античности. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если ему поручили такую ответственную работу и к тому же с Феофаном Греком. Известно лишь, что годы его жизни совпали с трудным периодом русской истории. Грабарь же однозначно заявляет о том, что произведение выполнено великим мастером: «Здесь все от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок».
Только в записях, датированных 1425-1427 гг., указывается, что А. Рублёв работает в Троицком монастыре. Там, где хоронили людей имевших особые заслуги перед Церковью. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. ". На смену старому, ветхому приходит мир новый, завет иной.
Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям— в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1340-х гг. из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель»— инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи. Их мерному движению, торжественному, неуклонному и неотменимому, как бы указывая на его значительность, вторит легко изгибающаяся стена, которая изображает преддверие храма. Ничего подобного Московская Русь незнала нетолько доэтого, ноимногие годы спустя. Летописная запись, рассказывающая обучастии Андрея Рублева вросписи Благовещенского собора, называет его «чернецом» – монахом, новозможно, чтозначительную часть своей жизни онпрожил в «миру». Считается, что художник родился между 1340-1360 годами в Московском княжестве, в семье потомственных иконописцев.
Из трех известных в настоящее время иконостасов, над созданием которых трудился Рублев, наибольший интерес вызывает, самый обширный по составу иконостас Успенского собора во Владимире, поставленный в главном соборе Московской Руси, «вселенской церкви», по выражению одного из летописцев. Колористическое решение деисуса гармонически ясное. Святые духи, служители Божии одеты по-разному.
Лицо Христа почти фронтально. ев. Скорее всего, Рублев принадлежал кчислу московских великокняжеских мастеров. Именно рублёвская икона соответствовала этим представлениям.
Среди них важнейшее значение имеет цвет. Составные части иконостаса были связаны вединое целое сложным цветовым илинейным ритмом. Несколько дошедших до нас памятников связывает с именем Рублева устное предание. Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв» она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном. Центральный художники отвели дляпоказа начала ипроцесса суда – трубящих ангелов, посигналу труб которых земля иморе «отдают» воскресших людей, спускающегося снебес Христа, «уготованного престола», апостолов-судей, окруженных ангельским воинством.
Во всяком случае, видно, что миниатюры «Евангелия Хитрово» делал мастер, тонко чувствующий красоту и глубоко понимающий смысл изображаемого. Древнерусские художники очень часто иллюминировали книги. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным голубцом и зеленью. Символика «Троицы» соотнесена с ее живописно-стилистическими свойствами.
2. Разоренный и выжженный ордынскими завоевателями храм нуждался в восстановлении. Это прозрение значения праздника в образах самой природы – черта национальная, русская.
Как пишут специалисты по древнерусскому искусству, «с момента открытия подлинных работ Андрея Рублёва (1918) в науке не прекращаются споры о принадлежности кисти мастера тех или иных произведений. На Руси в первые дни февраля (сейчас это 15 февраля), по старой народной примете, после ветреных метельных дней усиливался мороз. Мамврийский дуб – то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа.
Согласно летописи, росписи храма произвели «мастеры Данило Иконник да Андрей Рублев». «Крещение» и «Преображение» – самые красивые иконы ряда – окрашены какбызеленоватой дымкой. В 1411 или 1425—1427 годах он создал свой шедевр— «Троицу». Всё творчество Андрея Рублёва пронизано светом. В 1428 г. он расписывает церковь Спаса в Андрониковом монастыре и там же умирает.
Зелень листвы серебрится под ветром. Икона написана приблизительно в 1410-е годы. Сюжного столба иизарки прохода вюжный нефдвижутся кСпасу сонмы святых. Полны внутренней значительности ивеликолепны порисунку лица апостолов в «Сошествии Святого Духа».
«Страшный суд» Андрея Рублева иДаниила Чёрного, привсей еговнешней традиционности, – абсолютно необычное художественное явление. Все изображение проникнуто кроткой и печальной мольбой, заступничеством «за род человеческий». Среди событий 1405 года сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое благовещенье на князя великого дворе, а мастеры бяху Феофан иконник гречин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев». «Преображение Господне» – ещё одна знаменитая икона Андрея Рублева. Вероятно, Рублев писал свою икону в «похвалу» Сергию – человеку, верным последователем которого онявлялся. И там ученикам дано было увидеть странное, загадочное.
В 1425 — 1427 Рублев совместно с Даниилом Чёрным и др. Церковное предание считает первым иконописцем св. Силуэты ангелов, вособенности центрального ангела, обладают такой музыкальной выразительностью линий, какую напрасно было быискать всозданиях византийских художников (в этом отношении, пожалуй, Рублеву ближе итальянские мастера). дар художника" (В. И. Лазарев).
Троицкий иконостас – уникален. Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь». Тонким композиционным ритмом отличается «Преображение». Мастеру приписываются также и книжные миниатюры.
В 1408 году Рублев снова попал на страницы «Троицкой летописи», которая сообщала о начале восстановления Успенского Собора во Владимире, разрушенного и сожженного ордынскими завоевателями. Тело учителя перед их взором вдруг осиялось необыкновенным светом. За это время икона претерпела ряд подновлений и прописей. Эти росписи не сохранились. В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник.
Икона Рублева изнутри сияет легким и ровным светом. мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Цветовую гамму составляют золотистые, разных оттенков охры лика, темноватая легкая лазурь гиматия (на одежде). Этоподлинный шедевр.
Программа «Страшного суда» во фресках Успенского собора решена с особой проникновенностью. При постижении содержания «Троицы» важно понять его многогранность. Скорее всего икона со временем бы погибла, если бы не случай.
Жизнь Андрея Рублева была заполнена интенсивным творческим трудом. Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу. Правда, его фамилия может подсказать кое-что. Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы.
Центром еебылобраз Христа вореоле славы, окруженном кольцом «небесных сил», который написан взените свода. Кчислу лучших икон владимирского иконостаса принадлежит «Апостол Павел» издеисусного чина.
Он несет мир и спасение людям. Силуэт Иисуса вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Таковы три иконы из деисусного чина, найденные в 1918 году в Звенигороде: «Архангел Михаил», «Апостол Павел» и «Спас». Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. Искусство иконописи анонимно. На центральной иконе деисуса «Спас в Силах» изображен Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле. Аутраченная фигура Богоматери сприжатой кгруди рукой напоминала Марию всцене «Распятия». Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве.
Композиция лишена напряженности, вместо этого она преисполнена грациозного артистизма. Ихобразы более камерны интимны иблизки молящемуся. Ранним, уже холодным утром спешил народ на освящение первых поспевших яблок.
Но это не простой праздник. Намнеизвестно вточности, когда родился Андрей Рублев. «Спас в силах» дан символически, как бы на фоне вселенной: сине-зеленый овал означает небо с небесными силами – ангелами большой красный квадрат – землю с четырьмя углами, странами света: Восток, Запад, Север и Юг.
Этииконы выделяются звучностью ичистотой колорита, который можно назвать поэтическим. Они происходят из подмосковного Звенигорода, в прошлом центрального удельного княжества.
НоСынбылодновременно иобразом Отца. Эти росписи не сохранились. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией.
Благодаря имвкомпозиции было преодолено статическое равновесие, возникли тагармоническая асимметрия, тодвижение неподвижных фигур, которые составляют одну изглавных тайн рублевской «Троицы». Полно жизни светящееся прозрачными бликами лицо Спаса, написанное нежно, легко. 1409, Успенский собор, Владимир), Спас в силах (1408), часть икон праздничного чина (Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Крещение, Воскрешение Лазаря, Преображение, Вход в Иерусалим — все ок. Это согласуется и с приблизительной датой его рождения – около 1360 года. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Перед ними непиршественный стол, асвященная трапеза, нефрукты ихлебцы, аевхаристическая чаша.
Первое письменное упоминание об Андрее Рублеве относится к «Троицкой летописи» 1405 года, где сообщается о росписях домовой церкви князя Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского. Большинство исследователей считают условно 1360 год датой рождения художника. Вероятно, сРублевым можно связывать большинство миниатюр этой рукописи. Следующей важнейшей работой А. Рублева явился так называемый Звенигородский чин (между 1408 и 1422 гг. ), один из самых прекрасных иконных ансамблей рублевской живописи. Центральная группа резко разбита внутри контрастом тёмного исветлого.
Идейный замысел композиции деисуса (в переводе с греческого «деисус» обозначает «моление») связан с темой «Страшного суда» и отражает мысль о заступничестве и молении святых за род человеческий перед Спасом.
Этобыли гениальные находки. Небольшие, чуть суженные глаза внимательно и доброжелательно смотрят из-под слегка приподнятых бровей. Христос – втёмно-зеленом икоричневом одеянии. Сохранившиеся фрагменты позволяют представить, сколь необычным было это произведение в глазах современников иконописца.
К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Отсюда и просторечное название празднику – "яблочный" спас. Выявлена только ипостась среднего ангела, поскольку человек могвойти вобщение сТроицей лишь через Христа (в результате еговоплощения). Однако, взгляд Ангела более резок. Лицезреть иконы Звенигородского чина можно в Третьяковской галерее. Мария и Иосиф приносят сорокадневного Иисуса в храм. Сосредоточив действие вокруг трех ангелов, беседующих перед трапезой, вцентре которой высится чаша сголовой тельца – символ крестной жертвы Христа, – Рублев «прочитывает» композицию вабсолютно ином содержательном плане, раскрывая еебогословско-мировоззренческую символику.
Он кажется удивительно близким, лик его светел и кроток. Сретение по смыслу тесно граничит с Рождеством.
В 1411 или 1425—27 годах он создал свой шедевр— «Троицу». Вэтих фресках выразилось умение средневековых художников-монументалистов устанавливать контакт между воскрешенными ихкистью персонажами христианской легенды изрителем, создавать упоследнего «эффект участия». Таким образом изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностями сюжета из Ветхого Завета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа) В круге видят отражение идеи Вселенной, мира, единства, объемлющего собою множественность, космос. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. Возникает образ незримого круга. В выразительном лике Спаса зритель без труда отметит славянские этнические черты. Звенигородский чин соединил в себе высокие живописные достоинства с глубиной образного содержания.
Росписи храма до нас не дошли, но иконостас остался. Это отличает его работы от экспрессивного Феофана Грека. ИбоисамБогявлялся здесь невпугающе ослепительном сиянии славы, авоблике «абсолютного человека», вскромных одеждах евангельского Иисуса – учителя ипроповедника. Лица людей обращены не на внешнее, они сосредоточены, в движениях фигур больше задумчивости, чем мгновенного потрясения.
Иконостас Успенского собора воВладимире надолго стал образцом дляподражания. Согласно Летописи, образ Троицы заказал Никон Радонежский «в память и похвалу преподобного Сергия», мощи которого покоятся в Троицком храме. Возможно, ужездесь (однако неранее 1410 г. ) онвместе сосвоим другом Даниилом идругими художниками решает задачу создания небывало монументального храмового иконостаса, состоящего изтрех рядов, общая высота которых составляла около 6 метров (история этого иконного комплекса недостаточно выяснена). Иконостас имел 4 ряда икон. Противостоящий емуИоанн – вкрасных одеждах.
1427) последней работой Рублева. Сведения о жизни художника очень скудны, а датировка (равно как и атрибуция) многих его произведений сопряжена со значительными сложностями. Художники выступили страстными защитниками своей нравственной позиции.
С Троицким монастырем будут связаны и многие работы мастера. Ее история удивительна. Тяжелая шапка волос перевешивает справа, вторя развороту корпуса, чтоделает поворот головы едва заметным. Обрамляющие Христа красный ромб, голубовато-зеленый овал и красный четырехугольник символизируют его славу и «силы», небесные (в овале) и земные (символы четырех евангелистов по углам ромба). «Страшный суд» Рублева иДаниила – этосимфония плавных, текучих ритмов ирадостных, чистых красок.
Андрей Рублев также был человеком книжным, много читавшим и весьма образованным по тем времена. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. В образе Иоанна Предтечи внимание заострено на теме величавой скорби, «духовного плача», по старинному выражению. Чашу образуют линии подножий. Стояла глубокая зима. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея.
В 1904-1905 годах по инициативе И. С. Остроухова известного собирателя икон и попечителя Третьяковской галереи, была предпринята первая основательная расчистка «Троицы» от позднейших записей. Над не сохранившимся местным рядом стоял огромный деисусный чин (высота 314 см).
Вишнево-синие цвета – этоцвета одежд Христа, образ которого темлегче воспринимался сознанием зрителя, чтоонвидел еготаким вцентре поясного чина ипривык ассоциировать сцентральным персонажем «Троицы». священные изображения, несомненно, применялись также. Мягкие задушевные интонации, тихий свет его колорита удивительным образом перекликаются с поэтическим настроением пейзажа звенигородских окрестностей. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. Незримый, «мыслимый» круг вписан внезримыйже восьмигранник, образуемый сечениями подножий, срезами крыл, конфигурацией палат игоры.
Затем в 1600 году Борис Годунов поменял оклад на новый, еще более роскошный. В 1408 году Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и вдобавок сохранившуюся работу— фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). Подперекрестным влиянием византийских ирублевских традиций находились создатели миниатюр «Деяний апостолов» изКирилло-Белозерского монастыря (первая треть XV в. ). Андрей Рублев внес большой вклад ивразвитие московского книжного искусства.
Различение ангелов «Троицы» достигается, следовательно, неатрибутивно-богословскими, ачисто художественными средствами, чтоявляется важным завоеванием длясредневекового живописца. Дом – это палаты Авраама, дерево – Мамврийский дуб, а гора – гора Мориа. Круг сглубокой древности былсимволом гармонической завершенности, символом неба исвета.
мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Этоувиденные мысленным взором художника любовь исогласие трех, составляющих одно. Фигура Христа дана вплавном, почти незаметном движении. Традиционные детали скомпонованы здесь по-новому, апотому икомпозиция вцелом приобрела новый смысл. Вовсем здесь присутствует какой-то минимум движения, нечто неуловимое, чтоотделяет создание Рублева отмногочисленных «Спасов», населявших древнерусские церкви ижилища.
Ичтобы найти контакт между Спасом изрителем иконописец чуть сдвигает вправо зрачки. Живописному мастерству учился в Византии и Болгарии. Христос ипророки словно парят всамом верху иконы. Андрей Рублёв «Троица». Много трогательного инежного вфигуре матери Марии – Анны, закутанной вкрасновато-лиловое покрывало, склоняющейся надБогородицей во «Введении вохрам».
Наалтарных столбах – изображения ветхозаветных царей имучеников. В образе трех ангелов предстает перед нами Триипостасный Бог: Отец, Сын и Дух Святой и в их молчаливом собеседовании открывается тайна жертвы Христа, приносимой во спасение человечества. Работами руководил известный иконописец и реставратор В. П. Гурьянов. Сам праздник строгий, в его песнопениях нарастает настроение покаяния.
Иноческий постриг святой принял в Спасо-Андрониковой обители в 1405 году. Во время замены икону для сохранения покрывали олифой, которая делала краски более яркими. Высшим, наиболее труднодостижимым он считал созерцание Троицы. Спас изЗвенигорода почти идентичен изображавшемуся вкуполе Вседержителю. Нетрассказа – следовательно, нетбега времени вечность не «мерцает» через завесу «сегодняшнего», акакбынепосредственно предстает человеку.
То, что имя Рублева упомянуто, говорит о том, что он был уже вполне уважаемый мастер. В «Благовещении» преобладают зеленые икоричневые тона, в «Рождестве» и «Сретении» – коричневые икрасные. Но начинались приготовления к весенним полевым и иным работам.
Многозначность заложена всамом замысле «Троицы» Рублева. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр Евангелия Хитрово. Самая обаятельная икона праздничного чина Троицкого иконостаса – «Жены-мироносицы», автор которой переработал удивительно поэтичную композицию Рублева внаправлении рафинированного артистизма. Эта икона принадлежит к Звенигородскому чину.
Язык этой работы лаконичен и монументален. Рублев, скорее всего, происходит от глагола «рубить» или от «рубель», так называлась длинная жердь или же валек инструмент для выделки кож. К сожалению, успенский иконостас дошел до нас лишь частично. Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям— в Великом Новгороде), вероятно, в конце 1340-х годов5 из-за прозвища «Рублёв» (от слова «рубель»— инструмент для накатки кож) предполагают, что он мог происходить из ремесленной семьи6. Преподобного Андрея Рублева (1360-1-я пол.
В христианской Церкви употребление и почитание икон получило начало с глубокой древности. Мирское имя его неизвестно, можно предположить только то, что оно также начиналось с «А».
Так как созерцаемое божество являло собой картину райского мира, художник с помощью красок стремился передать возвышенную «небесную» красоту, открывшуюся земному взору. Фигуры ангелов расположены так, что линии их фигур образуют как бы замкнутый круг. Рублев, взяв заоснову византийскую иконографическую схему композиции «Троицы», подверг еерадикальному переосмыслению исоздал врезультате нечто совершенно новое иоригинальное.
В центре иконописец расположил чашу, а вокруг – трех ангелов, сидящих отрешенно. Вместе стемиконные ансамбли, базировавшиеся надеисусах «звенигородского» типа, были по-прежнему лишены величавой торжественности ииконографической сложности новых иконостасов. Храмовая гора или гора Мориа возвышалась над Иерусалимом именно там стоял Иерусалимский храм, место для которого Царь Давид приобрел у иевусея Аравны (Орны). Список произведений Рублева этим не исчерпывается. Возможно, что к этому десятилетию относится и всемирно известный шедевр «Троица», которая, по одной из версий, была создана в 1411 году.
Свою собственную смерть. Второй иконой «Звенигородского чина» стал образ Архангела Михаила. Она предсказывает необыкновенную судьбу новорожденному.
Самые ранние сведения о художнике восходят к московской «Троицкой летописи». Словно цветовые волны пробегают попраздничному ряду, когда взгляд охватывает егоцеликом. Прп. Во-первых, фамилии в те времена имели только знатные люди. Синее небо, еще летнее, но веет от него предосенним холодком. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.
С икон Андрея Рублёва струится атмосфера тихого созерцания, благости. Сохранились золотая штриховка одежды и сияющий золотой фон. Постригшись, онстал иноком, азатем соборным старцем Спасо-Андроникова монастыря. Композиционным центром иконы является чаша.
Подобные композиции были в ходу на Руси в ту эпоху. Андроником. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Не случайно в источниках к имени Рублева часто прилагается эпитет смиренный.