Антокольский Летописец Нестор
Останавливаюсь перед скульптурой М. Г. Антокольского Летописец Нестор, что находится в одном из залов Киевского музея искусств.
Художник: Антокольский Марк МатвеевичНестор-летописец
Работая над образом Мефистофеля, скульптор имел в виду литературный прототип из «Фауста» Гёте. Крамским, В. В. В 1868 году Антокольский закончил работу, над которой трудился в течение шести лет, — восковую композицию «Нападение инквизиции на евреев».
Восторженные строки посвятили автору И. С. Тургенев и В. В. Стасов. Тогда же преподобный Нестор составил и Житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 г., накануне престольного праздника Печерской обители игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения празднуется 14 августа).
Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей своей жизни. В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. Отличительной чертой «Повести», отражающей авторский подход самого Нестора, является органичное сочетание высокого эпического стиля с другими литературными жанрами и стилями — повестями, житиями и др. – вот вопросы, которые стояли перед Нестором. Через четыре дня после визита императора Антокольскому присвоили звание академика. Вся душа моя принадлежит той стране, где я родился и с которой свыкся. О, там не дадут мне упасть», — писал Антокольский.
В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1868 году— золотая за горельеф «Скупой». Фамилия мужчины восходит к названию пригорода Вильны Антоколя, где жило все семейство. Общая высота — 2, 75 м. Авторы: скульптор Ф. Согоян, архитектор М. Кислый. Таковы Смерть Сократа (1875, мрамор, ГРМ) и Спиноза (1882, мрамор, ГРМ). к ним пришел благочестивый юноша, желающий принять иноческий постриг. Поразительно, как в одной скульптуре Марк Антокольский умел изобразить практически все, что пережил человек и что было для него важно.
Ермак Тимофеевич – историческая фигура. Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). Вскоре его избрали почётным членом многих западноевропейских академий: Парижской, Венской, Берлинской, Лондонской и других. В то время это была обычная для выпускников Академии художеств практика. Антокольский изобразил его обнажённым, чтобы избежать воссоздания костюма определённой эпохи. «Мефистофель – это неутолимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездиться в больном теле с разлагающейся душой он болеет, страдает от того, что все, все пережил, разрушился и не может больше жить, наслаждаться жизнью, как другие около него он бессилен духом» – писал скульптор. С юных лет Нестора отличала любовь к книжной премудрости.
Психологизм, свойственный первым жанровым работам, Антокольский не утрачивает и когда обращается к историческому сюжету в горельефе Нападение инквизиции в Испании на евреев, тайно справляющих Пасху (1869, ГТГ). На груди Петра – орден Андрея Первозванного. Под их воздействием Антокольский стал убежденным реалистом-демократом.
Уже первые горельефы Еврей – портной (1864, ГРМ) и Еврей – скупой (1865, ГРМ), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника. Пусть Бог никогда более не простит и не признает его. Серовым и М. П. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород». Параллельно с этим мужчина становится членом-корреспондентом Парижской академии.
Летописец запечатлен сидящим за простым столом. Тогда же подружился и с Ильей Репиным, который оказал большое влияние на юного скульптора. Нестор – (XI-XII в. ) – монах Киево-Печерского монастыря, древнерусский писатель, летописец, автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского, автор первой редакции "Повести временных лет". Мать и отец жили довольно скромно, так как были людьми небогатыми. Нестор-летописец Крупнейший скульптор России второй половины XIX века Марк Матвеевич Антокольский (1843 – 1902 гг. ) родился в 1843 году в небогатой многодетной еврейской семье. Древняя традиция приписывает авторство этого произведения преподобному Нестору.
В это же время Антокольского избрали членом-корреспондентом Парижской академии. Феодосия (1091 г. ) инок Нестор был одним из главных действующих лиц и на большой авторитет Нестора среди братии Печерской обители указывает рассказ Киево-Печерского Патерика об изгнании беса из черноризца Никиты Затворника: здесь, наряду с такими подвижниками веры и благочестия, как игумен Никон, Пимен Постник, Агапит Лечец, Григорий Чудотворец, Исаакий Печерник, Григорий, творец канонов, Онисифор Прозорливец, — стоит и Нестор, «иже написа летописец», тогда еще сравнительно юный инок. Летопись Нестора «Повесть временных лет» нельзя назвать чистой историей, церковной или гражданской хроникой.
Нестор (около 1056–1113) святой древнерусский писатель и летописец
В самом деле, кому в России (включая и благоволивший к нему царский дом) нужно было напоминание об испанских преследованиях евреев, когда у самой России рыльце было в пушку по этой теме. М. Антокольский «Христос перед судом народа» (1874-1876)Образ Христа скульптор трактует с позиций художника-демократа. Феодосию и стал послушником. Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). В это же время Антокольского избирают членом-корреспондентом Парижской академии.
Он был одним из восьмерых детей в еврейской семье, в которой росли помимо него сыновья Меер (1833), Нохим (1836), Михл-Пейсах (1837) и дочери Блюма-Рывка (1843), Эстер (1849), Буня (1852), Рахиль (1856). Известный казак-атаман, который руководил завоеванием Сибири для государства Русского. Сосредоточен и задумчив взгляд печальных глаз.
И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). В обители к концу XIв. Первым в ряду новых образов предстает Христос перед судом народа (1874, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ). Это человек, отрешённый от мирской суеты. В 1889 году скульптор создаёт статую «Нестор-летописец». «. Не случайно к этому образу обратились Крамской, Ге, Поленов и другие.
- М М Антокольский Нестор Летописец
- Тернии и звезды МАРКА АНТОКОЛЬСКОГО
- Антокольский Марк (Мордух) Матвеевич (Матысович)
- Скульптор Антокольский Марк Матвеевич: биография, семья, работы
- АНТОКОЛЬСКИЙ Марк (Мордух) Матвеевич
Но когда сын подрос, отдали его в обучение резчику по дереву. 1056 — 1114) — древнерусский летописец, агиограф (составитель жизнеописаний святых) конца XI — начала XII века, монах Киево-Печерской Лавры. М. М. Однако научные исследования показали, что стиль и язык житий, бесспорно принадлежащих ему и «Повести временных лет» сильно отличаются. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Правой рукой Пётр опирается на трость.
Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории истории спасения человеческого рода. Феодосия игумен Стефан. Одно из его наиболее проникновенных произведений надгробие М. А. Оболенской на кладбище в Риме (1874, гипс, проект, Научно-исследовательский музей Академии художеств). Имел много товарищей среди учеников Академии, особенно дружил с Ильёй Репиным. Откуда мы. Он был человеком верующим и до конца своих дней соблюдал традиции иудаизма. Как было глубоко смирение его, — это видно каждый раз, как только касается он своей личности в своих писаниях.
- Первый русский историк (о Несторе-летописце)
- Рейтинг блогов и записей Живого Журнала
- Слишком смелый для Академии художеств
- Антокольский — почетный член западноевропейских академий
- Марк Матвеевич Антокольский: «Смерть Сократа»
Иначе памятник называют Летописью Нестора или Первоначальной летописью. Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской Лавры в 1196 году. текст «Повести», в 1116-м и 1118-м гг. Эта статуя послужила основой для создания памятников в Таганроге, Архангельске уменьшенный вариант статуи находится в Петергоф, бронзовыми экземплярами представлена эта работа в Третьяковской галерее и Русском музее.
Увлекшись русской культурой, он создает статую «Иван Грозный» в 1970 году, которая возносит его практически до небес – молодой скульптор Антокольский получает звание академика в своем учебном заведении. Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам— в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище. И преп. Его Мефистофель, названный ранее XIX век (1883, мрамор, ГРМ уменьшенное повторение – мрамор, ГТГ), -не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия угловатые, резкие формы, полное сарказма лицо придают образу особую выразительность. Этой работой словно подведен итог первому периоду деятельности скульптора. В целом, в окончательном виде, «Повесть временных лет» является совокупным трудом нескольких монахов Киево-Печерской Лавры.
Адрес: улица Лаврская, 15Нестор Летописец (ок. Его родители Матыс Янкелевич (1815—1888) и Кейля-Хена Беньяминовна (1817—. ) Антокольские были людьми небогатыми и очень религиозными. В Париже Антокольский работает в скульптуре малых форм (Сон, Мечта, Русалка, Спящая красавица). Когда в 1091г.
Антокольским выполнены портреты В. В. Стасова (1873, мрамор, ГПБ им. При всем различии характеров в героях произведений Антокольского есть нечто общее – это стремление к истине и утверждение ее, подчас ценою собственной жизни. Естественна и непринужденна его поза, чуть ссутулилась спина, наклонена голова. Однако когда сын подрос, родители отдали его в обучение резчику по дереву.
- Первые литературные труды Нестора Летописца
- Несторова летопись «Повесть временных лет»
Се бо аз грешный и много и часто согрешаю во вся дни». Именно здесь мы читаем волнующие сердце каждого русского православного человека слова о том, как на земли будущей Руси пришел святой апостол.
Он показал Человека, страдающего за народ. Историки утверждают, что при торжественном открытии мощей преп. по поручению великого князя Владимира Мономаха (при возможном участии в этой работе его самого и его сына Мстислава) был переработан и дополнен игуменом Выдубецкого монастыря Сильвестром. Император изображён в мундире офицера Преображенского полка. Но помыслы и привязанности скульптора по-прежнему обращены к России. Его родители были людьми небогатыми и очень религиозными. В этот период Антокольский работает и в жанре мемориальной скульптуры.
Благодаря её ходатайству будущего великого скульптора приняли в Императорскую Академию художеств (ему было дозволено посещать вольнослушателем скульптурный класс). Стефане, при котором удостоен он и сана диаконского, не раньше 1078 года. В июне 1873 года он писал Стасову из Рима:. У Марка было 8 братьев и сестер. Его поза естественна и непринужденна.
1970. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. В ноябре 1868 году Антокольский вернулся обратно в Россию. В летописи дано богословское осмысление отечественной истории. Данный вывод позволил предположить, что мы имеем дело с двумя авторами. Чем прекрасны.
Однако причина была не только в этом – они не хотели видеть в своем отпрыске художника. Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог — на столе, на стенах. Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду — звание академика. Но многие его работы остались непонятыми подвергался он также откровенным нападкам недоброжелателей, выступавших в прессе. Результаты футбольных матчей, политические события или же мировые, глобальные проблемы. Преп.
Пользуясь большой популярностью в древнерусской письменности, Житие преп. На нем полосатый хитон, восточная шапочка, сандалии. Парень быстро обучался и в скором времени даже превзошел своего учителя.
Все они родились в еврейской семье. Чем отличаемся мы от других народов.
По приезде в Рим Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной еще в России. Тот же уровень жизни напрямую зависит от состояния страны, как и зарплаты и прочее. В 1864 году Марк Антокольский получил вторую серебряную медаль за горельеф из дерева «Еврей-портной», а еще через год — за «Скупого» из слоновой кости. У этих мальчиков было не много шансов сохранить свою религию в полном отрыве от своих корней и под сильным давлением (вплоть до физического) со стороны христианских командиров-начальников. Один из известнейших монахов, почивающих в Ближних (преподобного Антония) пещерах Киевской лавры, – Нестор Летописец (чествуется Церковью 9 ноября по нов. В таком случае следовало бы говорить о Несторе-агиографе (авторе житий) и Несторе-летописце. Он создал статую Иоанна Грозного.
М. Антокольский «Иван Грозный» (1870)Грозный изображён им в минуту мучительных раздумий, после чтения синодика – книги, в которую царь для поминания записывал имена казненных им людей. За эту скульптуру он получил звание академика. Образ мучителя и мученика, как называл Ивана Грозного Антокольский, безусловно, сложился под влиянием передового национального искусства и литературы. Скончался Антокольский во Франкфурте-на-Майне (по другим источникам — в городе Бад-Хомбург) и был похоронен в Петербурге на Преображенском кладбище. Л., Аврора. Мрамор.
Взгляд печальных глаз сосредоточен и задумчив. Мрамор у Антокольского «играет» на лице и одежде статуи, придавая образу жизненность. А, право, я убежден, что подобные бюсты гораздо большее значение могут иметь для потомства, чем разные памятники, которые ставят у нас на площадях. Громадная фигура мужчины поражает своими размерами и мощью. Да будет он проклят днём и проклят ночью. Свет отражается от гладкой поверхности 39деревянного39 пюпитра и освещает лицо, руки.
Вместе с тем, созданный скульптором герой внешне спокоен. От правого плеча к левому бедру грудь императора перепоясывает орденская лента. (Антония, Никона и др). А саму идею ему подала круглая дата – трехсотлетие со дня покорения Сибири. Особенно его интересовали жития святых и исторические произведения, составлявшиеся преимущественно в виде хроник (летописей). Летописец сидит за простым столом.
И первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный» (1870 год). В 1864 году Антокольскому была присвоена серебряная медаль за горельеф «Еврей-портной», а в 1865 году — золотая за горельеф «Скупой». Марк Матвеевич Антокольский появился на свет в 1840 году, 2 ноября. Кстати, памятник Петру 1 в Таганроге считается как раз одним из лучших.
Ещё мальчиком Антокольский рисовал везде, где только мог, — на столе, на стенах. Преподобный Нестор скончался в 1114г., вскоре после восшествия на киевский престол Владимира Мономаха и был положен, по заведеному уже в монастыре обычаю, в комплексе Ближних (Антониевых) пещер.
Считалось, что для того, чтобы человек стал хорошим мастером и сумел привнести что-то новое, он должен был увидеть работы лучших творцов в оригинале и полностью окунуться в культурную атмосферу. При этом надо учесть, что дома он разговаривал на идише. Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. Преподобный Нестор был очевидцем разгрома Печерской обители в 1096 году. От экономического состояния различных стран зависит довольно многое.
Преемниками Нестора в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет» игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 г. игумен Лаврентий, написавший в 1377 г. древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). Вчера был неизвестным, сегодня стал модным», – удивлялся Антокольский. После окончания Академии (1871) Антокольский уже женатым человеком уезжает в Рим и Париж в качестве пансионера. Ему присуждают высшую награду выставки и французский орден Почётного легиона. Успех произведения был грандиозным. Уже в Академии он начал поиски оригинальной трактовки жанровых и исторических сюжетов. Первой большой его работой стала статуя «Иван Грозный». Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву.
Но не менее вероятно и то, что это был один автор, а текстуальные отличия его агиографических произведений и летописных текстов следует объяснять разницей во времени написания этих произведений и их специфическими жанровыми законами и тем, что работая над «Повестью временных лет», Нестор использовал произведения своих предшественников-летописцев, прежде всего Иллариона Киевского, составителя Начального летописного свода 1037г. Только о матери своей, которую он очень любил, он сохранил лучшую память. Все они ложны и вычурны. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. Основой его взглядов на искусство явилось стремление к художественной правде.
Наследником агиографической традиции печерского подвижника стал святитель Симон, епископ Владимирский, спасатель «Киево-Печерского Патерика». До конца своих дней он оставался верен Родине. О своём детстве он впоследствии писал так: «Я не был балован никем, я был нелюбимый ребенок, мне доставалось от всех кто хотел – бил меня, а ласкать меня никто не ласкал. ». По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он «представляется в XIX в». В свою очередь, практически завершенный к 1113г. Мы всего лишь снабжаем вас тем, что вы ищете и требуете.
На севере сердце мое бьется сильнее. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители. Работу над «Ермаком» Антокольский начал в 1881 году. К такой трудной простоте образа и стремится Антокольский: В статуе я хотел создать тишину и глубину, внешнюю простоту с внутренней глубиной. 161 х 102 х 97. М. Антокольский «Мефистофель» (1883)«Мефистофель» у Антокольского не столько воплощение всеобщего зла, сколько олицетворение мучительного сомнения и неверия. М. Е. Салтыкова-Щедрина), И. С. Тургенева (1880, гипс тонированный, ГРМ), М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Половцева, С. П. Боткина, С. И. Мамонтова и других. В его левой руке зажат эфес шпаги.
В 1878 году все свои новые работы он показывает на Всемирной выставке в Париже. В обоих образах Антокольский также видел тех, кто определял будущность России. Портрет скульптора М. АнтокольскогоМарк Матвеевич Антокольский родился в 1840 г. в пригороде Вильны Антоколь (отсюда фамилия). Он был одним из восьмерых детей в небогатой и очень религиозной еврейской семье. При этом большое внимание уделялось религии.
В книге Кобака и Пирютко сообщается об отсутствии бюста на могиле8 согласно еженедельному приложению к «Красной газете», журналу «Бегемот», бюст был похищен в начале 1928 года9. Кроме того, хочется отметить точность и четкость его творений. В Риме Антокольский работает над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Духовная глубина историческая верность и патриотизм «Повести временных лет» ставят ее в ряд высочайших творений мировой письменности. Кстати сказать, в те времена это было обычным делом для выпускников. Чем же может быть полезна такая информация.
Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении её верой христианской. Совет Академии присудил студенту Марку Антокольскому за «Ивана Грозного» высшую награду— звание академика. В 80-е годы Антокольский вновь обращается к исторической теме. Я глубже там дышу и более чуток ко всему, что там происходит. Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о «испытании вер» святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год).
Так и для блаженного Нестора трехгодичный искус окончился уже при преп. Проклят, когда ложится и когда встаёт, когда выходит и когда входит. Постриг будущего летописца преемник преп. Традиционно считается одним из крупнейших историков средневековья – автором первой редакции «Повести временных лет». Мефистофель для него стал символом XIX в. М. Антокольский «Спиноза» (1882)Спиноза изображён ссутулившимся больным человеком, сидящим в кресле. Его худое лицо обрамлено длинными вьющимися волосами в его глазах – печаль и бессилие одинокого, проклятого человека. Скульптор глубоко знал характер этого человека, его тяжёлую судьбу и образ Спинозы получился у него правдивым и трагичным. В 1660 г. Амстердамская синагога официально просит муниципальные власти осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали» и он вынужден покинуть Амстердам.
Статуя произвела на царя огромное впечатление и он приобрёл её для Эрмитажа за 8 тысяч рублей (по тем временам огромная сумма). Эту работу он выслал в Санкт-Петербург. В 1878 году он показал свои новые работы на Всемирной выставке в Париже и получил её высшую награду и французский орден Почётного легиона. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: Видите ли горы эти.
Мы предаём анафеме, проклинаем и отлучаем Баруха де Спинозу. У меня явилась мысль сделать бюсты всех замечательных людей, которые есть у нас на Руси. В 1891 году он завершает еще две работы-майолику Ярослав Мудрый (ГРМ) и бронзовую статую Ермак (ГРМ). Так сказать, практика. В то время обычная для выпускников Академии Художеств практика. О его таланте узнала жена виленского генерал-губернатора В. И.
Как антитеза у скульптора еще в 1874 году возникает замысел создать образ Мефистофеля. Родители относились к этому его увлечению резко негативно. Эту работу он высылает в Петербург. Триумф Антокольского был необычайным.
Сблизился с И. Н. По словам скульптора, его Христос дан таким, каким он представляется в XIX веке. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Через некоторое время о талантливом юнце знали уже многие. М. Антокольский «Нестор-летописец» (1890)Нестор – древнерусский писатель, летописец.
«Правда в искусстве – выше всего, – писал Антокольский В. В Стасову, – но чем больше правды, тем сильнее должны быть художественные формы и тогда только создание может быть истинным». Монах Киево-Печерского монастыря. Например импорт и экспорт, каких либо продуктов питания или же техники. Так, рассказав о победе половцев, последовавшей накануне памяти св.
Это творение выполнено с необычным вниманием к малейшим деталям. Теперь Антокольского влекут новые герои, новые характеры. ст. ), оставивший нам «Повесть временных лет» — самое знаменитое из древнерусских летописных сочинений XII века, описывающее в основном историю восточных славян, где повествование начинается от Всемирного потопа, охватывая исторические и полулегендарные события, происходившие в древней Руси. как жизнь и правда им надо было парить в заоблачных пространствах, в аллегориях. В 1891 году он завершает ещё две работы: майолику «Ярослав Мудрый» и бронзовую статую «Ермак».
Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид «Повести временных лет» игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших «Повесть» преподобного Нестора («Лаврентьевскую летопись»). В. Васнецов. Это еще и история русского народа, русской нации, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира, о судьбе и мироощущении человека того времени. Юношей он пришел к преп. Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве.
При этом официально заказ на создание скульптуры пришел «сверху». Вдохновленный образом пушкинского Пимена, скульптор создает статую Нестор-летописец (1889, мрамор, ГРМ). В этом и есть подлинная сила высокого чувства, проникающего в тайники человеческой души. Статуя «Иван Грозный» была первой масштабной работой мужчины. С 1862 года он – вольнослушатель Петербургской Академии художеств. уже существовала большая библиотека.
Дороговизна жизни в Париже заставила Антокольского тратить много времени и сил на исполнение неинтересных заказов, это его утомляло и угнетало: «Заказные работы – пасынки». Но когда он вернулся в Петербург, его работы и самого автора встретили недоброжелательно. Антокольский много писал по вопросам искусства, опубликовал «Автобиографию», незадолго до смерти написал хронику из еврейской жизни – роман «Бен-Изак». Скончался Антокольский в 1902 г. в Германии, но похоронен в Петербурге на Преображенском еврейском кладбище. Антокольский умер в июне 1902 года. Традиционно считается одним из авторов «Повести временных лет». Он был младшим, седьмым, ребёнком, в семье.
Свет отражается от гладкой поверхности деревянного пюпитра и освещает лицо, руки. В облике Христа – немой укор: Что вы со мной сделали. Однако Марк Антокольский все-таки решил принять участие в конкурсе Академии. В лепоту паче инех казними есмы. Вехой в творчестве Антокольского явилась статуя Иван Грозный (1871, бронза, ГРМ мрамор, ГТГ гипс, Кенсингтонский музей, Лондон), экспонированная на Первой передвижной выставке.
Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. «Я заснул бедным, встал богатым. Во время учёбы в Академии Антокольский не только в совершенстве овладел русским языком (дома говорили на идиш), но и увлёкся российской историей и литературой. Большое значение скульптор придавал портрету. В 1871 году, после окончания Академии, Антокольский уезжает в Рим и Париж. Претворить этот замысел в жизнь, однако, не удалось, так как архитектурный проект не утвердили.
Как литературное произведение, Несторово Житие обладает значительными достоинствами и ясно говорит о большой начитанности и выдающейся образованности автора: хороший язык (выдержанный церковнославянский стиль), толковое и по местам занимательное изложение». В Риме Антокольский работал над статуей Петра I, задуманной ещё в России. Христос изображен в спокойной позе, со связанными руками. Стасовым, композиторами А. Н. Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам «Повести временных лет». Но, когда Мордехай подрос, его отдали в обучение к резчику по дереву. Рассмотрим одну из самых интересных скульптур Марка Матвеевича Антокольского – «Ермак».
Иначе не называет он себя, как худым, недостойным, грешным Нестором, меньшим из всех в монастыре преподобного отца Феодосия или окаянным, с грубым и неразумным сердцем, Нестором грешным.