Антон Павлович Лосенко Прощание Гектора С Андромахой

Картина «Прощание Гектора с Андромахой» принадлежит перу русского художника Антона Павловича Лосенко, который считается идейным вдохновителем и основоположником такого направления в искусстве XVIII века как историческая живопись.

Прощание Гектора с Андромахой (картина Лосенко)

С него начинается стойкая и непрерывная традиция «исторического жанра», которая сразу закрепилась в системе академического искусства и на долгие годы предопределила пути развития русской исторической живописи. Этой идее подчинено все решение картины. По-видимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину. Но приближается уже ночь, покоритесь ночи. Картина мастерски скомпонована.

Высокий пафос героя, уходящего на защиту родного города, вдохновил художника. На ней изображен князь Владимир, который захватил город Полоцк и явился к полоцкой княжне Рогнеде, чтобы взять ее в жены. Для их голов Лосенко сделал несколько натурных этюдов используя в качестве модели простых крестьян.

Лосенко умирает. Вместе с отзывом императрице были отосланы и работы воспитанников Аргунова. Взгляд зрителя без труда «вычитывает» главных героев живописного повествования.

История становилась как бы средствоминосказания. Картина Лосенко, с ее высокой патриотической настроенностью и пафосом гражданственности, представляет собою прямой отклик на вопросы, поставленные передовой общественной мыслью 1750—1770х годов. Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой»Именно в этом полотне с наибольшей отчетливостью оформились те художественные принципы, которые в дальнейшем легли в основу всей исторической живописи в Академии художеств XVIII—первой трети XIX века. Кроме этого искусствоведы полагают, что Лосенко мог также пользоваться трудом итальянского историка XIII века Гвидо де Колумны под названием «История о разорении Трои, столичного града Фригийского царства из разных древних писателей собранная» — ко времени написания картины появилось уже несколько изданий этого труда на русском языке8. Будь он пожран землей. Это определяет их идеальную отвлеченность.

Описание картины 
«Прощание Гектора 
с Андромахой»

Описание картины «Прощание Гектора с Андромахой»

Христос с успокаивающим жестом обращается к апостолам. В том же году Лосенко написал несколько натурных этюдов маслом, демонстрирующих превосходное знание строения человеческого тела и совершенство пластической его моделировки, а также небольшой холст «Андрей Первозванный», представляющий собой, по существу, этюд с натуры. Они смотрели трагедии, которые рассказывали о событиях прошлого. В конце 1750-х гг. Но первый опыт решения исторической темы оказался не вполне удачным. Мальчик очень любил петь и голос имел хороший.

Они выполнены в четкой контурной манере, чеканной и точной линией. Рисунок «отличается большим мастерством исполнения, верностью пропорций и полной ясностью характера модели», он хорошо передаёт движение юноши, а также положение торса и головы21. Крупнейшей работой Лосенко, выполненной в мастерской Рету, стала картина «Чудесный улов». В Италии художник встретил старых знакомых и обрел новых друзей. Не менее интересен портрет Сумарокова. Сын Приамов Гелен, мудрый прорицатель, прозрел духом волю богов и сообщил ее брату своему Гектору.

Действующие лица, размещенные на первом плане, устремлены к центру жестами и взорами. Он представил эскиз, но в число конкурентов, как иностранец, не попал.

антон павлович лосенко 
прощание гектора 
с андромахой

антон павлович лосенко прощание гектора с андромахой

Не видно даже, сочувствуют ли они трагической сцене, происходящей у них на глазах. Заботы и хлопоты лавиной обрушились на Лосенко (Жилле, не знавший русского языка, не мог ощутимо помогать ему). Артисты выходили на сцену, наряженные в роскошные одежды. Что расспрашиваешь ты меня о роде моем и происхождении.

Приехав в Петербург в конце декабря 1762 г., Лосенко предъявил совету написанную им в Париже картину «Чудесный улов». Любовь и раскаяние Владимира стали стержнем трактовки сюжета.

Зато безусловную ценность представляли его портреты. Итоговой работой Лосенко в мастерской Вьена стала картина «Жертвоприношение Авраама», написанная в 1765 г. В Библии повествуется о том, как Аврааму приказано было принести в жертву своего сына Исаака в доказательство истинной веры и преданности. Наибольшую трансформацию претерпели центральные персонажи.

Прощание Гектора 
с Андромахой – Антон 
Павлович Лосенко

Прощание Гектора с Андромахой – Антон Павлович Лосенко который колорит присущ произведения живописи

В начале ХVIII века Глухов превосходил Киев красотой архитектуры и благоустройством. До конца жизни Лосенко оставался на этом посту. Занятия у Рету не прошли напрасно. Андромаха в картине Лосенко не удерживает мужа, а вдохновляет его на подвиг. Действие развернуто на городской площади, «у Скейских ворот, перед выходом в поле», но Лосенко только в этом и следует указаниям «Илиады».

Сохранился и ряд рисунков, созданных Лосенко при подготовке к написанию картины. Даже слабейшие из академиков, воспринявших традиции Лосенко в конце XVIII века, блещут превосходным рисунком. Артисты выходили на сцену, наряженные в роскошные одежды. Тут соскочили они с колесниц, взялись за руки и поклялись в дружбе.

В графическом наследии Лосенко имеется этюд натурщика в позе Гектора. Известно, что некоторые из них художник подарил впоследствии Э. -М. Фальконе. Художник поместил своих героев перед воротами Трои. Рисунков с этого античного памятника было несколько. Работая с ними в гипсовом классе, он ведет их по своему пути.

Главк отвечал: Доблестный сын Тидея. На прославленном рисунке Лосенко «У колыбели» мы видим ту же модель — белокурую женщину с чуть крупноватым носом, с тонко очерченными, почти прямыми бровями, с характерным изгибом губ, округлым подбородком, с тем же бесконечно мягким и нежным выражением лица и кротким взглядом. Она не жалуется и не проливает слез, как у Гомера.

"Ломоносов русской 
живописи": Антон 
Павлович Лосенко

"Ломоносов русской живописи": Антон Павлович Лосенко – художник исторического жанра второй половины в

Но в ближайшие годы выяснилось, что новая художественная школа жизнеспособнее. Я же пойду к Парису и вызову его из дома на битву, если послушает он моих слов.

Ему казалось, что жизнь его устроена, а теперь все надо было начинать сначала. А прелестное лицо богини светится трогательным доверием и надеждой. Но Рогнеда отказалась стать женой Владимира.

Но современники художника были в восторге от его полотен. Портреты остались во дворце и след их утерян, а картина «Товий с ангелом», возвращенная Аргунову, поныне находится в Государственной Третьяковской галерее. Тогда герой отдал свой шлем мальчику-оруженосцу и, касаясь рукой сына, воззвал к богам о том, чтобы сын продолжил его дела и стал «знаменит среди граждан». Он увез семилетнего Антона в Петербург и отдал в певчие.

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЛОСЕНКО 
 (1737-1773) Прощание 
Гектора с Андромахой

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЛОСЕНКО (1737-1773) Прощание Гектора с Андромахой 1773

Эскизы остались во Франции и затерялись в архивах академии, возможно, утратив авторство. Движения артистов были не такие, какие бывают в жизни. воплощение той или иной отвлеченной идеи. Одежда Гектора, включая его плащ, написана в живописных традициях XVIII века и более напоминает барокко, чем классический стиль, а в его внешности «гораздо больше реальной простоты, чем эпического величия». Лагрене. Он стоит около Андромахи, держась правой рукой за маленькую ручку своего сына. Благородную простоту и спокойное величие «Зевса и Фетиды» сменили бурная динамика и напряженность, столь свойственные искусству барокко.

Ведь никто до него не писал таких. И сам художник и его первые зрители любили ходить в театр. Гамма красок строже и лаконичнее. Он убил Рогвольда и двух его сыновей, а Рогнеду силой заставил стать его женой. Он полностью отдает себя многогранной деятельности.

К ним относятся юноша, поддерживающий щит, мальчик17 или девушка19 со шлемом Гектора (тем самым, который испугал Астианакса), отвернувшийся от зрителя высокорослый воин в доспехах и с султаном на шлеме, ещё один воин с тёмной бородой, а также молодой троянец, выглядывающий из-за его спины и с восхищением смотрящий на Гектора20. Работа выполнена на сочетании коричневых и серых тонов, контрастных серебристо-желтых и красных. При работе над картиной он использовал текст «Илиады» на французском языке, который был у него в библиотеке. Искусствовед Авраам Каганович называл это полотно зрелой работой, в полной мере демонстрирующей «высокие профессиональные способности художника как композитора, рисовальщика и живописца», а также «его метод ведения картины и взгляды на закономерности построения исторического полотна».

Лосенко Антон Павлович 
– великий русский 
художник

Лосенко Антон Павлович – великий русский художник

Сейчас вот ободряла меня супруга и посылала в бой – я согласен идти. Иначе трактованы образы воина и крестьянина. Художник с глубоким почтением относится к своей модели.

Лосенко создает образ совсем иного звучания. Мерцание позолоты, блеск светлого шелка халата и желтого камзола, розовые панталоны и густой синий тон бархатного занавеса – все сливается в изысканную и нарядную колористическую гамму. Картина «Зевс и Фетида» ни в чем не уступает лучшим созданиям провозвестников нового стиля.

Все видео по теме 
Лосенко, Антон Павлович

Все видео по теме Лосенко, Антон Павлович

Колорит полотна строг и лаконичен. Этот рисунок «отличается большим мастерством исполнения, верностью пропорций и полной ясностью характера модели», он хорошо передаёт движение юноши, а также положение торса и головы21. Гипотезы напрямую применяются в юриспруденции и являются важным элементом системы права. Антон Лосенко был сыном крестьянина. Таким образом, главным источником информации для художника была «Илиада», которая изобиловала поэтическими преувеличениями.

Зарождение интереса к античности во Франции 1750-х гг. К этому времени в Петербурге открылась Академия художеств. Сам сюжет (возможно избранный Екатериной в назидание сыну, будущему Павлу I) как бы расширяется, насыщаясь идеями гражданственности и патриотизма идеями общественного долга.

Напишите отзыв о 
статье Прощание 
Гектора с Андромахой

Напишите отзыв о статье Прощание Гектора с Андромахой (картина Лосенко)

Античный герой стоит, окруженный троянцами, в развевающемся алом плаще. Скульптор напрасно обольщался добротой Екатерины. Гектор же пришел в дом Париса, стоявший неподалеку от домов Приама и самого Гектора. Величественный и прекрасный властитель небес с участием склоняется к богине и с беспредельной любовью взирает на ту, которая не стала его женой только потому, что сын Фетиды должен был превзойти отца могуществом (и тогда испуганный Зевс отдал свою избранницу в жены Царю Пелею). Сосредоточенно и печально смотрит на Гектора чернобородый воин с копьем. Аргунову.

Центр колоннады продумано совпадает с размещением ведущих персонажей картины. Помимо исторических полотен художник создал целую галерею портретных изображений современников: графа И. И. Шувалова, поэта Сумарокова, актеров Я. Д. Шумского (все 1760) и Волкова (1763). Эти идеалы просветительского классицизма, которым художник был верен в течение всей своей творческой жизни, получили яркое выражение в "Гекторовом прощании" (как называли картину современники). Злую участь послал нам Кронион: и после смерти помянут нас потомки бесславными песнями. К периоду обучения Лосенко у Рету относится мифологическая композиция «Нептун на водах» изображающая бога морей на колеснице.

Восторгом сияют глаза юноши с наброшенной на голову львиной шкурой. По-видимому, художника привлекал этот «образ чувствительной женщины, трогательной своей добротой и искренностью переживаний», который рассматривался как «вполне реальный образ простого человека из народа»16. При этом, по словам искусствоведа Авраама Кагановича, «лицо Гектора, его фигура не вызывают в памяти античный прообраз, они так же реальны, как и модель, которой несомненно пользовался художник». Люди в жизни более сдержанно выказывают свои чувства, чем на картинах Лосенко.

Отрывок, характеризующий 
Прощание Гектора 
с Андромахой (картина

Отрывок, характеризующий Прощание Гектора с Андромахой (картина Лосенко)

Картина, воспевавшая служение отечеству и готовность к самопожертвованию во славу отчизны, должна была поддержать слабеющий дух ее создателя, влить в него новые силы для продолжения жизненной схватки и преодоления невзгод. Так отвечал Гектор на слова Аякса: Сын Теламона, Аякс. Сумароков призывает поэтов «проповедовать добродетель» и учить «подражанию великих дел».

Лосенко дружил с лучшими русскими артистами. Беллерофонт был моим дедом.

Описание картины 
Антона Лосенко «Прощание 
Гектора с Андромахой»

Описание картины Антона Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»

Живо ощущают торжественность момента соратники героя. Картина «Владимир и Рогнеда» по силе образов и выразительности характеров несомненно уступает исторической драматургии своего времени. Лишь центральная группа повернута была зеркально, отсутствовали на первом плане мальчики с доспехами, да возничий с конями приближен был к первому плану (в картине он с трудом удерживает гекторова коня, рвущегося к городским воротам).

У истоков этой традиции стоят две последние картины Лосенко – «Владимир и Рогнеда» (1770) и «Прощание Гектора с Андромахой» (1773). Идейный замысел обеих картин сложился на почве тех общественно-политических и моральных 39представлений, которые развились в русской культуре 1750 – 1770-х годов под влиянием идей просветительской философии и с наибольшей яркостью воплотились в поэзии и драматургии А. Сумарокова и литераторов его круга. Идеи патриотизма и гражданственности, долга перед родиной, служения государству, самопожертвования ради общественного блага составляют основное содержание передовой русской литературы этого времени. Он стоит в красном плаще в эффектной позе, патетически подняв левую руку вверх. Высоко поднятая голова и широкий жест руки выделяют его среди других человеческих фигур. Свои чувства – любовь, радость, горе, гнев – они выражали преувеличенно. А между тем императрица дала художнику заказ на картины, который он не мог исполнить.

Приблизилась ночь – покоримся ночи. Ведь первые полтора года пребывания в Риме художник преимущественно занимался рисованием с античных статуй, а следующий год (до весны 1768 г. ) рисовал с прославленных картин для совершенствования мастерства композиции изучения выражения страстей, экспрессии лиц и фигур, разнообразия поз и красоты драпировок. Богатые декорации изображали дворцы и украшенные колоннами площади. Художник создает произведение на тему из русской истории – "Владимир и Рогнеда" (1770). В 1753 г. потерявший голос Лосенко отдан был в ученики к известному живописцу Ивану Аргунову и уже в следующем году рисунки Лосенко (копии с эстампов) были продемонстрированы императрице Елизавете. При этом, по словам искусствоведа Авраама Кагановича, «лицо Гектора, его фигура не вызывают в памяти античный прообраз, они так же реальны, как и модель, которой несомненно пользовался художник».

В книге описана и внешность Волкова: "Физиономию он имел важную, глаза быстрые, карие. В центре композиции – фигура троянского героя -Гектора. Учебные работы Лосенко выполнены сангиной. Спустя пять с половиной лет, осенью 1758 г., Аргунов выпустил учеников своих с аттестатом.

С маленьким сыном на руках, она обращена к Гектору и внимательно вслушивается в его слова, но её внимание производит поверхностное впечатление, а по своему облику «она, пожалуй, самый чуждый персонаж в толпе лосенковских троянцев». Та же характерная неисторичность выступает и во «Владимире и Рогнеде».

Материал из Википедии 
— свободной энциклопедии

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Скопированное им «Правосудие» Рафаэля принесло ему большую славу. Лосенко был определен подмастерьем в «Московскую» Академию в декабре 1758 г. и некоторое время работал вместе с французскими профессорами, приглашенными в Петербург Шуваловым Иваном Ивановичем.

Это был Э. М. Фальконе. Антон Лосенко работал над полотном по заказу императрицы Екатерины II3. За семь месяцев он завершил одно из лучших своих полотен. Лосенко не удовольствовался столь развернутой программой, но обратился к Несторовой летописи для выяснения подробностей сюжета и его дальнейшего развития. В самом деле, не Библейская ли трагедия развернулась на них. Сюжет картины «Прощание Гектора с Андромахой» взят живописцем из «Илиады» Гомера. Под наблюдением Лосенко рисунки профессора награвировал его ученик Гавриил Скородумов.

Так и случилось: два холста с изображениями натурщика – отнюдь не учебные работы. Недостаток исторических сведений о русских древностях остро ощущал и сам Лосенко. С маленьким сыном на руках, она обращена к Гектору и внимательно вслушивается в его слова, но её внимание производит поверхностное впечатление, а по своему облику «она, пожалуй, самый чуждый персонаж в толпе лосенковских троянцев».

С затаенным волнением и тоской устремляется к Гектору Андромаха с младенцем Скамандрием. Превосходный по живописи эскиз напоминает о «жарких колерах» венецианцев мягкими градациями цвета и выразительной лепкой формы. Годы пребывания в мастерской художника стали хорошей школой для А. Лосенко, которая сказалась вскоре, когда через год после образования Академии художеств он становится ее воспитанником (1758). В нем выразились ранние поиски образа героя. Трактовка Лосенко евангельского сюжета мягка и лирична. Антикизирующие тенденции входили во французское искусство далеко не безболезненно.

Но через несколько лет юный певчий потерял свой приятный голос. И не его вина, что помощь опоздала. Вероятно, это граничит с тем, что её образ был не вполне закончен художником — в частности, лицо и глаза Андромахи «только подготовлены для живописи», а на её одежде можно заметить «обилие намеченных и ещё не выявленных складок»16. Лосенко запечатлел момент произнесения Гектором клятвы.

Мальчик очень любил петь и голос имел хороший. В 1769 году художник вернулся на родину. 1 декабря 1765 г. Лосенко покидает Париж, направляясь в Рим. Им даны роли немых статистов.

Герой помещен в центре ее и выделен ярко-красным плащом. И тут обнаружилось, что неудачный певчий – необыкновенно одаренный художник. Главная идея избранного сюжета более всего отвечала умонастроению художника. Картина полностью отвечает программным требованиям классицизма.

Академия трех знатнейших художеств (так она стала называться за время отсутствия Лосенко) встретила своего первого пенсионера в высшей степени благосклонно. Успехи его были одобрены. Портрет актера Якова Даниловича Шумского менее сложен по концепции, возможно, потому, что актер написан в роли из комедии «Игроки». Картины и рисунки своего пенсионера Шувалов представил императрице. Кажется, что она захвачена тем же патриотическим чувством, которое одушевляет Гектора.

В какой-то мере в этой картине художник отошел от классицистических завоеваний. Вероятно, это граничит с тем, что её образ был не вполне закончен художником— в частности, лицо и глаза Андромахи «только подготовлены для живописи», а на её одежде можно заметить «обилие намеченных и ещё не выявленных складок»16. " Книга немало рассказала нам о великом русском актере. Это были недавние пенсионеры французской Академии в Риме: Вьен, Шалль, Ле Лоррен и Жилле. Главной причиной доброжелательства явились картины художника «Каин», «Авель» и «Правосудие» (с Рафаэля), выставленные уже в залах и заслужившие восхищение знатоков и широкой публики. Пышные и яркие костюмы героев тоже напоминают театральные.

Главное содержание образа Гектора у Лосенко в том, что он «полон силы, веры в победу высокого патриотического порыва». После смерти Лосенко эти особенности построения картины были взяты на вооружение его учениками и «развиты в неписанную систему композиционного мышления, оказавшую влияние на последующую историю русской исторической живописи»6.

Мальчиком взят в Санкт-Петербург певчим в придворный хор (1744), затем обучался живописи – в мастерской И. П. Аргунова (1753-58) и в Академии художеств (1758-60) у Л. Ж. Ле-Лоррена, Ж. Л. Де Велли, Л. Ж. Ф. Одежда Гектора, включая его плащ, написана в живописных традициях XVIII века и более напоминает барокко, чем классический стиль, а в его внешности «гораздо больше реальной простоты, чем эпического величия». Отослав через И. И. Шувалова свои работы в Петербург, Лосенко в 1768 г. приступил к картине «Зевс и Фетида» испросив у Академии разрешения остаться в Риме до весны. И сам художник и его первые зрители любили ходить в театр. Лосенко принадлежит и начало создания национального фонда образцовых копий с прославленных шедевров эпохи Возрождения. Это обусловило сложность творчества мастеров переходного времени. Решающую роль играла принципиальная установка исключающая подлинный историзм.

Используя свои деловые контакты, он обратился к Екатерине II. Он рано остался сиротой. «Прощание Гектора с Андромахой» — первый образец живописи русского классицизма, надолго оставшийся непревзойденным. Огромное дарование Лосенко не отрицали и современники.

Особенное внимание Лосенко привлекли работы Рубенса, Рембрандта, Лебрена. Предчувствие трагического исхода пронизывает патетическую сцену. Он видит в антиках не идеальный образец, а натуру, запечатленную художником древности.

Комната Рогнеды или площадь в Трое напоминают декорации. Но прекрасная эта идея принадлежала не Шувалову. И недаром эти картины обрели названия, не предусмотренные художником.

В сравнении с героями «Илиады» образы, созданные Лосенко, кажутся более отвлеченными и возвышенными, они утрачивают свою жизненность и многогранность и становятся выразителями одной идеи, одного чувства. В композиционном решении картины явственно сказывается влияние театра. На картине Лосенко архитектурный образ древнего города выглядит весьма грандиозно— «высокая стена с рядом дорических колонн, огромные, в античном духе ворота и крепостные башни на втором плане создают впечатление подлинного величия»24. Ему казалось, что жизнь его устроена, а теперь все надо было начинать сначала. Подожди немного, я надену доспехи а не то иди, я догоню тебя. В раззолоченном камзоле и темно-зеленом мундире, в орденах, кружевах и лентах с письмом в руке сидит у стола Шувалов, доброжелательно и рассеянно глядя на невидимого нам собеседника, как бы приостанавливая обращенные к нему слова любезным жестом.

Сын купца. В 1744 г. он был отобран для придворной капеллы и отправлен в Петербург. Задумчиво и проникновенно лицо мальчика со шлемом, завороженного сверканием золотого щита. Главк отдал Диомеду золотые свои доспехи, а от него взял медные.

В отличие от картины и живописного эскиза, на этом рисунке Гектор находится слева от Андромахи и служанки, вытянув правую (а не левую) руку33. Образ Андромахи, который также занимает центральное место в композиции картины, является, по мнению Кагановича, менее удачным, чем образ Гектора, — в частности, так как «он более других испытал на себе влияние абстрактной классики». Но через несколько лет юный певчий потерял свой приятный голос. " Императрица обещала перевести Лосенко из АХ в Эрмитаж, но не сделала этого. В Риме художника окружали собратья по искусству, съехавшиеся сюда из разных стран. 2017А. История становилась как бы средством иносказания. Картина Лосенко, с ее высокой патриотической настроенностью и пафосом гражданственности, представляет собою прямой отклик на вопросы, поставленные передовой общественной мыслью 1750 – 1770-х годов. Но этим не исчерпывается значение картины «Прощание Гектора с Андромахой». Именно в этом полотне с наибольшей отчетливостью оформились те художественные принципы, которые в дальнейшем легли в основу всей исторической живописи в Академии художеств XVIII – первой трети XIX века.

В 1761 – 1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавская баталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделан опыт реалистического воссоздания прошлого. Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века. Работы поразили соотечественников невиданным мастерством. Правда, археология XVIII века не располагала никакими данными о гомеровских временах. Художники копировали Рафаэля, вместе с другими пенсионерами рисовали с антиков, в праздничные дни все они путешествовали по окрестностям «вечного города». Однажды его пение услышал чиновник придворного хора.

Ступай в бой, пока еще не зажгли ахейцы города. Свои чувства – любовь, радость, горе, гнев – они выражали преувеличенно.

Лосенко очень огорчался. Лосенко педантично выполнял намеченную для себя программу занятий.

Но, урывая часы от певческих и музыкальных занятий, Лосенко за свой счет учился рисованию у живописца Ольховского. К лучшим листам итальянского периода относятся два рисунка конной статуи Марка Аврелия. Выбор исторической темы из античности — также одна из теоретических установок классицизма. Пенсионер Академии художеств в Париже (1760-1765 совершенствовался у Ж. Ресту и Ж. М. Вьена) и Риме (1766-69). Он увез семилетнего Антона в Петербург и отдал в певчие.

В сентябре 1765 г. «Жертвоприношение Авраама» отправлено в Петербург, а еще ранее послан Академии еще одни творческий отчет — «Журнал примеченных мною знатных работ живописи и скульптуры в бытность мою в Париже» (после Лосенко такие отчеты стали составлять все русские пенсионеры за границей). Гектор отвечал ему на это: Сын Теламона, благородный Аякс. И троянцы повели его в город, радуясь, что невредимо избег он могучих рук Аякса. Да и талант юноши не заметить просто нельзя, вот таким образом уже в 1760 году А. Лосенко отправляют во Францию для совершенствования мастерства.

Изображение чернобородого воина считается одним из наиболее удачных в картине, несмотря на то, что он «бесконечно далёк от античного идеала» и скорее воспринимается как продолжение работы Лосенко над крестьянскими образами, которые встречались в его более ранних произведениях21. Лосенко Антон Павлович, русский художник, рисовальщик, академик и профессор (с 1770), директор (1772-73) петербургской Академии художеств. Однажды его пение услышал чиновник придворного хора. Лосенко были весьма близки сумароковские призывы к историческим живописцам — «умножать геройский огонь и любовь к отечеству».

Деловые и в дружеские контакты сохранялись между ними вплоть до отъезда Лосенко в Россию. Его работа в Париже строилась по определенной программе, предложенной его руководителями. В Риме же он стал самостоятельным пенсионером. Но картина Лосенко была близка русским зрителям. Эти воспоминания можно проиллюстрировать рисунком «Путешествующие». В 1761 г., еще будучи учеником Рету, он награжден за композицию «Смерть Сократа». Он убедителен, так как в своей условности он последователен и целен.

Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать над исторической темой. Бросили жребий и жребий выпал Теламониду Аяксу. Это была «Смерть Адониса» — картина изображающая скорбную богиню любви, склонившуюся над убитым на охоте возлюбленным, окруженным плачущими амурами. Среди них — три портрета и картина на библейскую тему, выполненные Лосенко.

Первый значительный труд пенсионера принят был в Петербурге весьма одобрительно. Он рано остался сиротой. После смерти Лосенко эти особенности построения картины были взяты на вооружение его учениками и «развиты в неписанную систему композиционного мышления, оказавшую влияние на последующую историю русской исторической живописи»6. История князя Владимира и Рогнеды была хорошо известна Лосенко, в XVIII веке о ней рассказывали все исторические труды, в том числе и «Древняя российская история» М. В. Ломоносова.

Он первый искусный художник нации, к этому остаются нечувствительны им жертвуют. В 1763 г., работая в мастерской Вьена, он получает вторую серебряную медаль за рисунок на тему из римской истории «Клеобис и Битон везут свою мать в храм Юноны». Взгляды, жесты, мысли остальных персонажей всецело устремлены в его сторону. Но мы никогда не узнали бы его лица, если бы не кисть Лосенко.

Оно заключалось в трех гравированных листах: текст (на русском и французском языках) и два образцовых изображения мужской головы и фигуры в фас и профиль, с указаниями пропорциональных соотношений. Глубоким внутренним достоинством характеризуется и образ Андромахи. За картину «Владимир перед Рогнедой» Лосенко получил звание академика, а спустя пять дней произведен из адъюнкт-профессоров в профессоры. Двое последних приняли приглашение «Московской» Академии для работы в Петербурге.

Эта картина стала началом русской школы исторической живописи. Лосенко и не пытался передать исторический колорит «Илиады». Книга немало рассказала нам о великом русском актере.

Ф. Г. Волков — основатель русского национального театра — был не только замечательным трагическим актером, но также незаурядным живописцем, талантливым музыкантом и поэтом. Прославленный поэт и недавно адъютант графа А. Г. Разумовского, Сумароков в эти годы был директором учрежденного в 1756 году Российского театра. Их назвали «Каин» и «Авель», объединив оба полотна в одно целое. Лосенко становится не только академиком, но и профессором и директором Академии художеств. Давний знакомый Лосенко И. И. Шувалов к тому времени надолго обосновался в Риме. Их роль сводится только к тому, чтобы составить фон для главных действующих лиц. Облик вельможи весьма внушителен и полон достоинства.

Кажется, если б увидел его нисходящим в аид, забыл бы все бедствия. Этим и объясняется безразличие художника к характеристике воинов.

Богатые декорации изображали дворцы и украшенные колоннами площади. Лирический дуэт пленяет мелодией линий их гибкостью, точностью и певучестью. Так разлучились бойцы: Аякс пошел к ахейскому стану, Гектор – к троянцам.

Повидимому, около 1730 года возникла «Куликовская битва», приписываемая с большой долей вероятности И. Никитину. Отлитые формы с антиков Шувалов отравил в Петербург, весьма обогатив тем Академию.

Так говорил он и пожелал обнять младенца сына.

В эскизе облик ее миловидно изящен, поза и драпировки барочно грациозны. По сравнению с работами 1760 г. портрет Волкова пленяет пластичностью, отчеканенностью форм, активным контрастом светло-зеленого шелка платья с красным бархатом плаща и особенно душевной открытостью, доверительным контактом модели с художником. Усиление классицистического начала сказалось и в колорите картины. В основе произведения сюжет из поэмы Гомера «Илиада». Портрет написан после запрещения журнала «Трудолюбивая пчела», который издавал Сумароков в 1759 г. Тонкий психологический портрет написанный Лосенко, раскрывает драму поэта, подчеркивает ранимость и незащищенность его искренней натуры.

Следует перевод молодого А. Лосенко из хора в ученики к известному живописцу И. П. Искусствовед Алексей Савинов отмечал, что, как и в своей более ранней картине «Владимир и Рогнеда» (1770, ГРМ), в «Прощании Гектора с Андромахой» Лосенко «соединял великое и простое, театральную приподнятость и жизненную естественность» используя разнообразие художественных приёмов в поисках большей выразительности содержания34. Правая группа состоит из пяти фигур. В ней лишь одна яркая деталь — сброшенные одежды Исаака. Он оставил нам портрет Федора Григорьевича Волкова, которого называют "отцом русского театра". В старинной книге рассказывается, что Волков был очень умен, отлично образован и к тому же "был друг совершенный, великодушный, благородный". В книге описана и внешность Волкова: Физиономию он имел важную, глаза быстрые, карие.

И тут обнаружилось, что неудачный певчий – необыкновенно одаренный художник. Образ Андромахи, также занимающий центральное место в композиции картины, является, по мнению Кагановича, менее удачным, чем образ Гектора, — в частности, так как «он более других испытал на себе влияние абстрактной классики». Вот таким образом многое, существенное для «Илиады», попросту не заинтересовало художника. Гектор охотно согласился на единоборство.

В 1765 г. за эскиз «Туллий проводит свою колесницу над телом отца своего, Царя Сервия Туллия» Лосенко награжден первой серебряной медалью. Он написал первую картину из русской истории.

Сам бы ты стал упрекать всякого, кто оставил бы битву да засел спокойно дома. Дело ограничилось разговорами. Гораздо более значительной и художественно абсолютной является последняя картина Лосенко, написанная в год смерти художника и оставшаяся несколько незаконченной, – «Прощание Гектора с Андромахой». В эту же школу отдали Лосенко. Сын троянского царя Приама прощается перед сражением со своей верной женой Андромахой, держащей на руках грудного сына Астианакса. Гектор отправляется на битву, прощается со своей семьей и согражданами.

Его последняя картина Прощание Гектора с Андромахой, его чудесные портреты современников (особенно хорош Портрет актера Федора Григорьевича Волкова) кроме восхищения вызывают и чувство сожаления о преждевременном уходе великого таланта. Таким образом, главным источником информации для художника была «Илиада», которая изобиловала поэтическими преувеличениями. Ее гармония строится на контрастах серебристо-желтых и красных, коричневых и серых тонов.

Все это объясняется, однако, не только недостатком фактических знаний о прошлом и даже не тем, что люди XVIII века видели в «Илиаде» лишь поэтическую легенду, за которой нет никакой исторической реальности. И. И. Шувалов вскоре бал отправлен в негласную ссылку за границу. Но возложенные на него педагогические и административные обязанности почти полностью отвлекли его от творчества и ускорили его кончину. Это был тот самый пенсионерский багаж, который художник привез в Петербург в 1769 г. Вскоре по приезде Лосенко признан «назначенным» в академики. Рядом с ней стоит плачущая служанка, чье горе кажется очень искренним и убедительным.

В 1769 г. Лосенко отправляется в Россию. Воины в картине Лосенко составляют «толпу», безличную и пассивную, которой противопоставлены «герои». Только служанка, кормилица маленького Астианакса, плачет, утирая глаза платком. Разделение действующих лиц на «толпу» и «героев» представляет собою характерную особенность исторической живописи, сложившейся в Академии художеств. В тогдашнем журнале писали, что картины Лосенко "приводят зрителей вне себя". Он составил краткое руководство для изучения анатомии под названием «Изъяснение краткой пропорции человека».

Яркая индивидуальность облика прославленного комика облегчила задачу живописца. Он всем им велел молиться бессмертным и поспешил к роскошному дому отца своего Приама.

Девушка отказалась и Владимир, собрав войско, двинулся на полоцкое княжество. Не испытывай меня как младенца или как робкую деву, не ведающую ратного дела. Искусствовед Авраам Каганович называл полотно зрелой работой, в полной мере демонстрирующей «высокие профессиональные способности художника как композитора, рисовальщика и живописца», а также «его метод ведения картины и взгляды на закономерности построения исторического полотна».

Художник использовал текст «Илиады» на французском языке из собственной библиотеки. Гипотеза нет (net) — это умозаключение, вывод о высокой вероятности чего-либо, построенный на определенных основаниях, считающихся доказательствами гипотезы.

Естественности же и гармонии колорита, а также мастерству светотени следовало учиться у венецианцев. Плачет прислужница. Последующее обучение Лосенко и двоих его друзей оплачивала государственная казна. В старинной книге рассказывается, что Волков был очень умен, отлично образован и к тому же был друг совершенный, великодушный, благородный.

Академическим пенсионерам приказано вернуться в Россию для рассмотрения их успехов и решения дальнейшей судьбы. К элементам оригинального стиля Лосенко, по мнению Савинова, относятся «строгая, чёткая композиция, пространственность построения, сильные контрасты цвета и тени, живописность картины в целом, суровость рядом с эмоциональной приподнятостью, фигуры то в резком движении, то неподвижные»35. Академия предложила тему, заимствованную из «Древней Российской истории» Ломоносова. Жестокой борьбы, нескончаемых забот, обрушившихся на него интриг, клеветы и унижений художник не вынес. На директорскую должность были назначены адъюнкт-ректор Жиле и профессор Лосенков. На погибель Трое, Приаму и всем нам, сынам Приама, создал его Зевс.

Архитектурные кулисы замыкают всю сцену в неглубокое картинное пространство, сосредоточивая внимание зрителя на основном действии. Успех картины принес ее создателю не только звание академика, но и назначение адъюнкт-профессором (с 1770 года), а вскоре профессором и директором АХ (с 1772 года). Однако организм художника больших нагрузок долго перенести не смог. В 1761—1764 годах М. В. Ломоносов с группой учеников работал над мозаичной картиной «Полтавскаябаталия», в которой, почти за сто лет до А. А. Иванова и К. П. Брюллова, был сделанопыт реалистического воссоздания прошлого. Но картина Никитина стоит одиноко в русском искусстве первой половины XVIII века. Ни сам Никитин, ни его ближайшие преемники не продолжали работать надисторической темой. И касания ее рук легки и трепетны. В произведениях Лосенко 1760-х годов усложнённость композиций и патетика в духе позднего барокко («Чудесный улов рыбы», 1762 «Жертвоприношение Авраама», 1765 «Каин», 1768 все в Государственном Русском музее) сочетаются с тенденциями классицизма («Зевс и Фетида», 1769, там же). Главное содержание образа Гектора у Лосенко в том, что он «полон силы, веры в победу высокого патриотического порыва».

Но второстепенные фигуры не принимают никакого участия в действии. Она была административно связана с Московским университетом и официально называлась «Московской», так как предполагалось, что она отправится в Москву, а в Петербурге расширится старая Академия художеств, сформировавшаяся в предыдущие десятилетия при Академии наук.

В «Илиаде» Гомера повествуется о том, как морская богиня Фетида взошла на Олимп и приникла к коленям Зевса, владыки бессмертных, моля отомстить царю Агамемнону за оскорбление ее сына Ахилла. Язык живописи, которым "говорил" Лосенко, был близок языку тогдашних трагедий. Движения артистов были не такие, какие бывают в жизни. 29 июля 1763 г. Лосенко выехал из Петербурга, вновь направляясь в Париж. Гигантские башни и колоннада замыкают пространство, позволяя ощутить его глубину. Гектор между тем приблизился к Скейским воротам. Они смотрели трагедии, которые рассказывали о событиях прошлого.

Подал Приамиду помощь Феб: поднял его на ноги. Искусствоведы полагают, что Лосенко мог также пользоваться трудом итальянского историка XIII века Гвидо де Колумны под названием «История о разорении Трои, столичного града Фригийского царства из разных древних писателей собранная»— ко времени написания картины появилось уже несколько изданий этого труда на русском языке8. Над ними, как бы из разверзшейся тверди небесной, явился ангел. В отличие от картины и живописного эскиза, на этом рисунке Гектор находится слева от Андромахи и служанки, вытянув правую (а не левую) руку33. Но мы никогда не узнали бы его лица, если бы не кисть Лосенко. «Чудесный улов» понравился и был приобретен для Эрмитажа, а Лосенко дано разрешение продолжить занятия в Париже.

Рядом справа – его супруга Андромаха с младенцем на руках. П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»Антона Павловича Лосенко называют основоположником русской историческойживописи. Это не вполне точно — первые русские картины на темы истории появились задолго доЛосенко. Рисунок портретен.

Здесь отчетливо выражены официальные представления об истории, как о деяниях царей и героев, деяниях, в которых народная масса, «толпа», не может и не должна принимать никакого участия. Он утверждал, что сущность искусства заключается в подражании природе. В возрасте тридцати шести лет А. П. Рафаэль и болонские академики (братья Карраччи), которые так захватят его в Риме, еще не пленили молодого художника. Образ плачущей служанки также принадлежит к центральной группе.

Антон Павлович Лосенко (1737-1773 гг. ) родился в казачьей семье в городе Глухов – древней столице Левобережной Украины на живописных берегах Усмани, резиденции гетманов и Малороссийской коллегии. Лосенко глубже и человечнее раскрывает суть евангельской притчи. Лосенко очень огорчался. Ему предложили написать картину на звание академика исторической живописи.

На картине Лосенко архитектурный образ древнего города выглядит весьма грандиозно — «высокая стена с рядом дорических колонн, огромные, в античном духе ворота и крепостные башни на втором плане создают впечатление подлинного величия»24. ", ставший пособием для нескольких поколений художников. Это — первое в русском искусстве натурное изображение обнаженной женской модели. Антон Лосенко работал над этим полотном по заказу императрицы Екатерины II3. Диомед встретил Главка такими словами: Кто ты, доблестный воин.

Историзм картины условен и фантастичен. И все-таки «Владимир перед Рогнедой» не повторение пройденного.