Арнольд Беклин Остров Мертвых

«Остров мертвых» Арнольда Бёклина

В самом начале карьеры Беклин писал пейзажи и городскую архитектуру. Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию художник не так давно (в 1877) пережил личную трагедию — похоронил свою семимесячную дочь. На внутренней стороне скал видны прямоугольные проёмы. Вероятно, под впечатлением от незаконченного полотна, женщина заказала художнику «картину для грез».

Вот и вся история». Сергей Рахманинов написал симфоническую поэму «Остров мёртвых». Магическая атмосфера «Острова» привлекала авангардистов. Очень тонко ощутил музыкальность этого полотна Сергей Рахманинов. Тем не менее, по зрелому размышлению, музей от картины отказался. В 1933 г. Гитлер купил третью версию картины «Остров мёртвых» (всего он владел 16-ю работами Бёклина), которая сначала находилась в его резиденции Бергхоф, а с 1940 г. украшала Райхсканцелярию в Берлине.

Арнольд Бёклин: 
«Остров мертвых»

Арнольд Бёклин: «Остров мертвых»

Непрерывно «набирая дыхание», тема эта достигает патетического звучания, но в момент наивысшей ее кульминации грозно вторгается роковая аккордовая фраза (см. Остается только надеяться, что кто-нибудь из читателей поможет отыскать следы произведения имеющего непосредственное отношение к одной из самых прославленных композиций европейского искусства своего времени— «Острову мертвых» Арнольда Бёклина. После женитьбы Бёклин— сын поселился заграницей и стал выкидывать различного рода «художества». галерея), «Игра волн» (1883, Новая пинакотека), «Одиссей и Калипсо» (1883, Базель, Художественный музей), «Морская идиллия» (1887, Вена, Музей истории искусств). Ииспользовал ввиде демонстрационного образца. Кроме него в лодке есть ещё одна фигура.

Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию художник не так давно (в 1877) пережил личную трагедию – похоронил свою семимесячную дочь. Фигуры вводимых им в пейзажи мифологических персонажей придавали работам таинственность и многозначность («Пан, пугающий пастуха», 1859, Мюнхен, Новая пинакотека). По поводу насмешника Е. Петрова.

Описание картины 
Арнольда Беклина 
«Остров мертвых»

Описание картины Арнольда Беклина «Остров мертвых»

Как раз на Английском кладбище, расположенном перед окнами мастерской. Именно «Остров Мертвых» — картина, принесшая прижизненную славу своему автору. Это самый светлый из существующих вариантов картины. Вот таким образом мы ее выставляем.

». Он не имел достойных последователей. Это не репродукция.

«Собрание картин К. Бёклина не производит сильного впечатления. Про Беклина часто говорили, что он пишет только нереальный мир. В конце концов женился Бёклин–сын на одной из дочерей Грингмута. «Вы сможете отдаться мечтаниям, погрузившись в темный мир теней и тогда вам покажется, что вы чувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь на море и что вы не хотите нарушать торжественную тишину ни единым словом» – написал он заказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени. Драматически интерпретирует художник тему смерти в картинах «Война» (1896, Дрезден, Картинная галерея новых мастеров) и «Чума» (1898, Базель, Кунстхалле).

«Остров мертвых» 
Арнольда и Карло 
Бёклиных

«Остров мертвых» Арнольда и Карло Бёклиных

Широко известно, что творчество позднего Бёклина оказало значительное влияние на развитие сюрреализма имагического реализма вживописи такими полотнами, как «Остров мёртвых», вкотором сочетались характерные для сюрреализма Дали иРене Магритта «ирреальное» настроение ивиртуозная прорисовка деталей, восхищались Джорджо де Кирико, Макс Эрнст исам Дали. Один известный врач сказал художнику: «Ну разве ваши странные персонажи могут в действительности жить на свете. » – «Они не только могут жить, но и живут. Сам сюжет картины, её мрачная атмосфера так впечатлила многих зрителей и именитых людей (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Сергей Рахманинов и многие другие), что интерпретация картины была создана в самых разных формах.

Патрон, правда, тоже еенеполучил— Бёклин оставил еёсебе. И музыка Рахманинова (однообразная смена. Гитлер вообще любил Бёклина, собрав у себя почти два десятка его полотен. Его так и называли: «Рисующий то, чего нет». Аполлинер, Клемансо, Фрейд, Дали, Кандинский и Рахманинов были поражены магической атмосферой картины и ее влиянием на зрителей. «Остров Мертвых» — картина, ставшая источником вдохновения для множества других произведений искусства как в живописи, так и в музыке, кинематографе, поэзии и скульптуре.

Символизм и «Остров 
мертвых» Арнольда 
Бёклина

Символизм и «Остров мертвых» Арнольда Бёклина

У него в доме всегда можно было видеть артистов, художников, не считавшихся со скандальной политической репутацией хозяина «Салона». Под ним покоится член немецкой общины Петербурга Густав Баумайстер. ни в какую мистику Евгений Петров никогда не верил, а потому немедленно написал в Новую Зеландию еще раз.

А сам художник очень противоречивая личность. Он изучал многие направления в живописи, много путешествовал, но пробовал много жанров, выработав именно свой стиль. О семье. Вместе со своим многочисленным семейством (у супругов Бёклин было 14 детей, 8 из которых умерли в раннем возрасте) художник много раз переезжал: из Рима в родной Базель, потом в Ганновер, в Мюнхен, в Веймар, оттуда опять в Рим, снова в Базель, снова в Мюнхен, оттуда – во Флоренцию, затем в Цюрих. В качестве стандартной детали интерьера с претензиями на изысканность репродукция наличествует в произведениях Владимира Набокова, Владимира Маяковского, Тэффи, Ильи Эренбурга, а в «Двенадцати стульях» она появляется рядом с претенциозной мадам Грицацуевой. Кипарисы вновь по общей массе неотделимы и доходят до черноты. В итоге «Остров мертвых» стал безумно популярен – художнику заказали ещё три его версии, а репродукции картины, по выражению Набокова, можно было «найти в каждом берлинском доме».

Между водой и этим пространством каменные блоки образуют вход. Он возник во мне.

Картина «Остров 
мертвых» в Эрмитаже

Картина «Остров мертвых» в Эрмитаже

В течение нескольких лет, начиная с осени 1906 года, Рахманинов с семьей живет в Дрездене. При этом проёмы становятся вырезанными на нескольких «этажах», а не на одном, как ранее. Осуждение перерастает в глубокие размышления о судьбах людей, которые сами, здесь-сейчас, на Земле открыли Врата Ада. Да это в данном случае и не так важно. Как-то в Забаве была статья цитата:.

Ленина в Цюрихе, о чем свидетельствует архивная фотография (неясно, принадлежал ли офорт хозяевам дома или квартиранту). Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии. Не так, что капля здесь, капля там, а все разом — вырастает целое. Художник часто изображал мифических существ – наяд, драконов, кентавров, вообще на его картинах царит мир фантазии, мрачный романтизм. пример 105) и наступает внезапный срыв. Эти открытки сохранялись, окантовывались и ими украшались жилые интерьеры.

Когда он возник, как это началось. Картина была заказана музеем изобразительных искусств немецкого города Лейпциг. Технически это стало возможным благодаря относительно скромным размерам— самым большим (111 х 155) был первый вариант10.

Фигуру в белом часто называют провожатым в мир иной Хароном. «Около 1900 года картина «Остров мертвых» была безумно популярна, – поясняет искусствовед. В картине «Безумная Грета» (другое название «Сумасшедшая Мэг») старуха, фольклорный персонаж, в латах и со шпагой готова ринуться в адскую пасть — преисподнюю — лишь бы насытить свою жадность. Мифы, легенды, сказки разных народов и времен перемешивались и сплавлялись с реальностью.

остров мертвых арнольда 
бёклина ( ) – авторские 
варианты

остров мертвых арнольда бёклина ( ) – авторские варианты

Использованы беклиновские мотивы и в фильме А. Кончаловского «Приключения Одиссея». Почему же его подпись стояла, какой смысл был в слове invenit (буквально— изобрел, открыл), если я не ошибаюсь, в традиционной живописи нигде более не встречающееся. Она была в частных руках и эти люди передали ее в Эрмитаж «на длительное хранение с правом экспонирования» — есть такой музейный термин. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от дизентерии пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, «способную выразить её скорбь по умершему мужу». И темную и светлую.

Самая знаменитая его картина — Остров мертвых. На основе картины были сняты два фильма: американский фильм «Остров мёртвых» 1945 года и российский фильм-коллаж «Остров мёртвых». Арнольд Бёклин родился 16 октября 1827 года в Швейцарии, в семье торговца тканями. Характерная для символистов тема рокового одиночества, как и в полотне «Остров мертвых», звучит в этих полотнах в полную силу. Уже было абсолютно справедливо отмечено: «Кто только не упоминал Бёклина, где только не встречается его имя, бывшее почти нарицательным»2. «Остров мертвых» написан в апреле и мае. Беклин закончил картину в 1880 году, но, как Леонардо с «Джоккондой», не пожелал с ней расстаться. Известна картина Сальвадора Дали «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина в час вечерней молитвы».

  1. Арнольд Беклин картина «Остров мёртвых»
  2. "Остров мёртвых" Арнольд Бёклин
  3. Сообщество «Волшебная сила искусства»
  4. Арнольд Бёклин: жизнь и творчество художника
  5. Описание картины «Остров мёртвых»
  6. Арнольд Бёклин, Остров мёртвых и Арагонский замок
  7. Финансовые трудности и четвертый вариант картины

И тихо, на фоне зловещего шелеста тремолирующих скрипок интонируется начало (первые четыре звука) Dies irae (кларнеты). Отвесные светлые скалы «Острова мертвых» очень напоминают ландшафты вулканических Понтинских островов и рифы Фаральони близ берегов Капри, которые Бёклин мог видеть во время путешествия в Неаполь. Вероятно, потому, что между написанием пятого и шестого вариантов «Острова Мертвых» прошло почти пять лет.

Арнольд Беклин родился в Базеле в 1827 году. Но этот мир тоже имеет характер зыбкой грезы, уподоблен мечте, граничит с ирреальностью. Декадентские умонастроения конца века оказались настолько сильны, что на основе их художественный стиль, довольно быстро завоевавший сердца даже широкой публики, — стиль модерн иначе называемый (в разных странах) ар нуво, югендстиль, сецессион, либерти. Первый вариант картины был написан во флорентийской студии художника.

  1. Полотно для музея изобразительных искусств в Лейпциге
  2. Культурный феномен своего времени
  3. Перед полетом над гнездом кукушки
  4. Сайт, посвященный культуре, гуманности истории и самопознанию
  5. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
  6. Слова, за которые сразу замуж берут

Парящая на облаках муза Клио (1875, Базель, Кунстхалле) или возникающая из пены Венера Анадиомена (1870, Вормс, Кунстхауз Хейльсхоф) стройны и прекрасны, они олицетворяют величие природного начала, высшую гармонию, существующую в мире природы и искусства. Ну, а закончилась эта история совсем уж не забавно. Все войны и конфликты разворачиваются как невероятно жестокие и уносят и тела и души. Героям беклиновских картин действительно была суждена долгая жизнь. Постройки сильнее «врезаются» в скалы, приобретая вид не построенных, а вырезанных в онной.

Они продолжались в ХХ веке — хронологические рамки обозначить трудно, — вот таким образом здесь ограничимся краткой и суммарной их характеристикой. Поэма открывается картиной моря: как будто перекатываются тяжелые волны в мерном и необычном пятидольном ритме (низкие струнные, арфа, литавры). Вода вновь становится неспокойна. Поклонниками творчества Беклина, а именно «Острова Мертвых» были величайшие культурные и исторические деятели. Картина упоминается в романе «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, романе «Машенька» Владимира Набокова.

  1. Вкусное осеннее лакомство — домашний мармелад из тыквы
  2. Анекдот про традиции на свадьбе
  3. Как рыжий кот на медведя охотился
  4. 10 анекдотов про настоящую одесскую любовь
  5. Словари и энциклопедии на Академике

Пейзажисты буквально «перетаскивали» эти фантастические деревья из беклиновских этюдов в свои картины. Кроме более светлой гаммы, третья версия «Острова» отличается динамизмом – верхушки стройных кипарисов гнутся под порывами ветра, а водная гладь уже не такая зеркальная. Это, собственно и есть остров мёртвых. Так что-то странное было прописано). Он любил произведения Бёклина, а эта картина особенно глубоко трогала его душу. «В воскресенье 30-го декабря в галерее Лемерсье открывается выставка картин Карла Бёклина (сына знаменитого Бёклина).

Мелодия развивается длительно, доходя до колоссальной кульминации на фортиссимо tutti. Ты права, что мистика и мифология вместе помогли художнику создать Картину грёз, так её ещё называли. Говорят, что он писал ещё копии, на картину был спрос. Этот сюжет и размышления о жизни и смерти натолкнули творческих людей на создание музыки и постановке фильмов. В 1909 году Сергей Васильевич Рахманинов создал симфоническую поэму «Остров мертвых» и беклиновские образы получили, таким образом, музыкальное воплощение. Я его принял как дорогого гостя и записал».

  1. Остров мёртвых (Арнольд Бёклин)
  2. Легенды нашей эпохи Если мифы рождаются, значит, это кому-то нужно

Когда молодой Бёклин впервые приехал в Москву, он сразу же попал к В. А. Грингмуту. Репродукции третьего варианта картины разлетелись по всей Европе. Постепенно они стали символом траура и скорби. И использовал в виде демонстрационного образца. Наконец прекращается мерное движение: лодка Харона причалила к Острову мертвых.

Арнольд Беклин картина 
«Остров мёртвых»

– Бёклин написал четыре ее варианта. Он так же, как и первые два, был написан во Флоренции и закончен в 1883 году. Все застывает в мертвенном оцепенении. Собственно и все.

Вот почему «Св. Сергий» г. Нестерова отталкивает нас своею приторною полуидиотской слащавостью, не говоря уже о том, что он по своему одеянию и по своей фигуре и позе напоминает собой какого-то юного улыбающегося доминиканца, а уж никак не православного инока»15. Здесь же имеет смысл употребить термин «сгорблена»). В канцелярии у Гитлера был один из пяти вариантов – кажется, третий. В 1993 году петербургский режиссер Олег Ковалов снял фильм «Остров мертвых».

В репертуаре певицы – ведущие партии сопранового репертуара Большого театра, среди них: Лиза («Пиковая дама»), Татьяна («Евгений Онегин»), Наташа («Опричник») Чайковского, Аида, Леонора, Амелия, Абигайль, леди Макбет в операх Верди «Аида», «Трубадур», «Бал – маскарад», «Набукко» «Макбет», Флория Тоска и Турандот в одноименных операх Пуччини, Купава в «Снегурочке» Римского-Корсакова, Маргарита в «Фаусте «Гуно и т. д., а также партии сопрано в кантатно-ораториальных произведениях, таких как Реквием Верди, «Военный реквием» Бриттена и многие другие. А о последних днях жизни Левитана говорили, что перед смертью он стал внешне напоминать главного героя картины Беклина «Художник и смерть». Она тоже высилась на скале (для этого даже взрывали горные породы вокруг). Она была вдовой (молодой, впрочем, вдовой— 34лет) немецкого финансиста Георга фон Берна исобиралась выйти замуж вовторой раз— заВальдемара Лобо даСильвейру, графа Ориолу.

В 1880 году в мастерскую художника Арнольда Бёклина, расположенную во Флоренции возле Английского кладбища, пришла некая дама. Роковая история— великие отцы и ничтожные дети»16. Он был прав. В гостиных, где проводились спиритические сеансы, «Остров мертвых» был вполне уместен.

При этом преобладали настроения меланхолические: тут было больше усталости от жизни, чем стремления открыть для нее новые перспективы, — в этом смысле термин декаданс (упадок) в какой-то мере оправдан. Она была вдовой (молодой, впрочем, вдовой — 34 года) немецкого финансиста Георга фон Берна и собиралась выйти замуж во второй раз — за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу.

Гладь воды максимально спокойна, скалы чётко отражаются в ней. Гитлер был романтиком, меланхоликом и неврастеником – это известно. Теперь мы чётко можем увидеть прямоугольный проём справа, «уводящий» взгляд за край картины (намёк на подобную арку есть на 3 варианте, но там он слабочитаем и представляет собой провал в скале).

Своеобразным. Долгое время считалось, что в творчестве художника какую-то особую роль играют кипарисы. Мрачна и цветовая гамма.

Пятый был написал совместно с сыном художника. И вновь появляется отражение лодки. Преемственная связь символизма и модерна ясно прослеживается в немецком искусстве. В 1880 Бёклин создает первый из пяти вариантов картины «Остров мертвых» (Лейпциг, музей и Базель, Художественный музей). – «Труд») и здесь она осталась. Темные фигурки юношей и девушек или купающихся загорелых обнаженных детей («Летний день», 1881, Дрезден, Картинная галерея новых мастеров) не теряют объемности среди пятен зелени луга или цветущего сада. Собственно и все.

Мои глаза охватывают отблески света на свежей от дождя листве, тихий шепот деревьев в лесу или я наблюдаю бледные оттенки неба на горизонте и в душе возникают голоса — все сразу. Например, Адольф Гитлер, как рассказывают, настолько увлёкся мистическим ореолом картины, что выторговал себе на аукционе третью её версию (теперь находится в Alte Nationalgalerie в Берлине) в 1936 году, через три года после его прихода к власти в Германии. Они будто обрастают плотью и кровью, оживают их лица и глаза. На рубеже XIX–XX века Арнольд Бёклин (1827–1901), пожалуй, был в России самым знаменитым зарубежным художником.

Симфоническая поэма «Остров мертвых», написанная ранней весной 1909 года, была задумана непосредственно вслед за окончанием Второй симфонии. Сильно сокращенная, звучит музыка начала поэмы. После войны его «Остров мертвых» переехал в Национальную галерею Берлина, где остается до сих пор. Но ведь и минорный лад принят в музыке, а не только бодрый мажор.

В 1871-1874 он живет в Мюнхене, где создает свои знаменитые полотна «Тритон и Нереида» (1873-1874, Мюнхен, гал. Позднее Беклин дорисовал лодку не только на втором варианте картины, но и на первом. Писатель-фантаст Роджер Желязны под впечатлением от произведения написал роман «Остров мёртвых». Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно».

У него вкус был попроще, символистским изыскам он предпочитал классическую оперу). Образ зловещего острова с заброшенным замком и пугающими силуэтами деревьев появлялся во многих художественных фильмах. Например, самая известная работа Арнольда Беклина «Остров Мертвых» – картина, являющаяся одновременно и пейзажем и мифологическим сюжетом и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов.

Белая фигура сгибается (даже на 2-м варианте она лишь опускала голову. Оно (включая импрессионизм) было по преимуществу почвенным, а искусство неоромантическое пребывало в надземной стихии, где реяли вневременные образы, где впечатления бытия утрачивали свою историческую и природную конкретность, переработанные своевольной фантазией. На него накладывается тот же отрывок в увеличении у валторн. Перед фигурой стоит длинный прямоугольный ящик, который обычно интерпретируется как гроб. Таковыми мы считаем «Гора Форато», «Флорентийский парк», «Майский вихрь» и особенно «Беседка в цвету», где световые эффекты выполнены очень хорошо. Его так и называли: «Рисующий то, чего нет». В итоге «Остров мертвых» стал безумно популярен — художнику заказали ещё три его версии, а репродукции картины, по выражению Набокова, можно было «найти в каждом берлинском доме». Долго гуляю на лоне природы.

Надо сказать, что совесть у художника при получении обусловленной платы не была совершенно чиста — на самом деле он написал две картины. Примечательно, что до «Острова Мертвых» Арнольд Беклин никогда не давал названий своим картинам, однако в переписке с заказчиком первого варианта картины он лично назвал свое произведение Die Toteninsel. Уже в конце 1906 года, когда симфония была завершена только вчерне, у Рахманинова возникает желание написать программную оркестровую пьесу и он ищет подходящий сюжет (В письме к Морозову Рахманинов просит подсказать ему «тему для фантазии оркестровой». ).

Свою виллу «Сенар» на озере в Швейцарии Рахманинов выстроил по подобию виллы изображенной на картине Бёклина. Не только Гитлера, но и многих других привлекала эта картина. Как раз на Английском кладбище, расположенном перед окнами мастерской.

В данном случае источник вдохновения был ясен. В качестве материалов для четвертой версии Беклин использовал медь и масляные краски. Ответа на этот вопрос не было. Пейзаж И. И. Левитана «Над вечным покоем» принято считать русским аналогом «Острова мертвых».

Он женат на одной из дочерей покойного редактора «Московских ведомостей» В. А. Грингмута. Очень прошу тебя — летай как можно меньше. Живописная манера Бёклина тяготеет в них к декоративно-плоскостному построению композиции, работе крупными цветовыми пятнами. Кроме всего вышесказанного, этот остров присутствует в аниме «Тёмный дворецкий», манге «Необыкновенная история острова Панорама».

В одном из интервью Рахманинов рассказал: «Сочиняю я медленно. в Базеле, Париже и Мюнхене. Картина Беклина привлекла внимание и кинематографистов. Образы морских чудовищ и русалок, козлоногих сатиров и изящных лесных нимф, пейзажи, населенные фантастическими существами, страшное полотно «Чума» изображающее скелет, летящий на огромной слоновьей голове, – все это во второй половине прошлого века выглядело фантастической экзотикой.

Целое поколение карьеристов, яппи, сменившее романтическое поколение нынешних дедов (увы, нас), сейчас породило целую генерацию ребят с клиповым, наполовину погруженным в виртуальность сознанием. На картине представлено водное пространство, которое является символической рекой Стикс. Патрон, правда, тоже ее не получил – Бёклин оставил её себе. За этим следует построение разработочного типа, в котором на фоне синкопированных аккордов с чередованием триолей и дуолей (Аналогичный беспокойно пульсирующий ритм мы встречаем у Чайковского в разработке первой части Шестой симфонии. ) драматично звучит мотив таинственного зова, а лирическая тема эпизода в Es-dur приобретает болезненно искаженные хроматические очертания.

Швейцария, Нидерланды, Франция, Рим. Другой интересный аспект, что эта работа Бёклина (или, вернее, различные её версии) очаровала многих знаменитых личностей ХХ века. В 1993 году петербургский режиссер Олег Ковалов снял фильм «Остров мертвых».

С большим интересом прочитала и статью и комментарии. Иногда я пытаюсь выразить в звуках определенную идею или какую-нибудь историю, не указывая источник моего вдохновения», — объяснял Рахманинов. «Вы сможете отдаться мечтаниям, погрузившись в темный мир теней и тогда вам покажется, что вы чувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь на море и что вы не хотите нарушать торжественную тишину ни единым словом» — написал он заказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени. Эта игра света и тени сразу бросается в глаза.

Исчезает белый парапет-пристань теперь это грубые камни, поставленные в виде ограды. Это странное сходство поразило всех. У них была большая семья – 14 детей из которых только шестеро достигли абсолютнолетия. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от дизентерии пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, «способную выразить её скорбь по умершему мужу». Что-то вроде Вальгаллы – небесного дворца для павших воинов. Сегодня всему этому есть объяснение.

Очевидно, ее привез сюда тот самый сын Бёклина, который имел отношение к России (Карло Бёклин женился на дочери издателя «Московских ведомостей» Владимира Грингмута») и здесь она осталась. Посетителей на выставке было довольно много. Вот таким образом мы ее выставляем. От страшных камней и обломков скал буквально веет дыханием смерти. Пятый был написал совместно с сыном художника.

Эта картина хранится в Национальной галерее в Берлине. «В процессе сочинения мне очень помогают впечатления от только что прочитанного (книги, стихотворения), от прекрасной картины. В определенных культурных кругах Беклина практически обожествляли, называя «Микеланджело новейшей эпохи». Картина Беклина привлекла внимание и кинематографистов. Создается впечатление отчаянной, напряженной борьбы.

Закончил Академию художеств в Дюссельдорфе. К острову приближается лодка. Она была вдовой (молодой, впрочем, вдовой — 34 лет) немецкого финансиста Георга фон Берна и собиралась выйти замуж во второй раз — за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу.

В 1880 году в мастерскую художника Арнольда Бёклина, расположенную во Флоренции возле Английского кладбища, пришла некая дама. Не отставало и московское купечество (почему-то Беклина очень полюбили купцы). Обычное для него название статьи— «Декадентство и невежество на образцовой сцене»14 и язык его рецензий не требуют комментариев: «Г. Нестеров заразился модной манерой некоторых современных английских (а за ними и немецких и французских) религиозных живописцев, сознательно подражающих наивному письму «прерафаэлитов». Несколько картин уже продано»19. Его популярность была поистине огромной, чему масса свидетельств.

Картина «Остров мёртвых» была написана Арнольдом Беклином в пяти вариантах. Очень продуманное объяснение. Наверное картина в доме была, как напоминание о том, что жизнь недолговечна, нужно уметь её ценить. Но, согласись, не совсем приятно иметь такое напоминание в доме. Интересный факт. Насмешники Ильф и Петров не упустили случая посмеяться в «Двенадцати стульях» над недавним кумиром, повесив «Остров» в комнате гадалки, к которой пришла вдова Грицацуева: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина Остров мертвых в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Сначала — смерть, потом — жизнь». Картина, которая находится в Эрмитаже, никакого отношения к Гитлеру не имеет. Их образы были растиражированы в виде десятков тысяч открыток и репродукций. На гармонии светлых радостных тонов строится колорит больших, скорее напоминающих панно полотен «Девушка и юноша, рвущие цветы» (1866, Цюрих, Кунстхауз), «Весенний день» (1883, Берн, Художественный музей), «Воспоминание о весне» (1880, Цюрих, Кунстхауз), «Весенний гимн» (1888, Лейпциг, Музей изобразительных искусств). Картина, которая находится в Эрмитаже, никакого отношения к Гитлеру не имеет.

Многое откликается в душе согласием. Она была в частных руках и эти люди передали ее в Эрмитаж «на длительное хранение с правом экспонирования» – есть такой музейный термин. На острове есть постройки, которые похожи на склепы с окнами. Шака 1875, Берлин, Нац. Для нее Беклин написал второй вариант «острова», который был меньше по размеру, написан на деревянной панели и выполнен в другой, более яркой цветовой гамме.

Уже стали, Алина. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося от дизентерии пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, «способную выразить её скорбь по умершему мужу». «В живописи, — признавался Леонид Андреев, — люблю больше всего Бёклина»1. И, наверное, дабы успокоить душу своего первого мужа, скончавшегося отдизентерии пятнадцатью годами ранее, она заказала знаменитому швейцарскому художнику картину, «способную выразить еёскорбь поумершему мужу». Его приняли тепло и ухаживали за ним, как за сыном знаменитого отца, который тогда только входил в моду у нас, покорив своим удивительным «Островом мертвых».

В самом начале карьеры Бёклин писал пейзажи и городскую архитектуру. Как раз на Английском кладбище, расположенном перед окнами мастерской. Вот и вся история». Фигура гребца опять меняется (из-за этого становятся почти невидимыми вёсла мы узнаём их по брызгам), она становится более затемнённой. издательством Ф. Гурлита отменного качества репродукции9.

Согласно ей, души усопших героев избранников богов и выдающихся личностей получают место на уединенном острове в центре реки Стикс. «Она должна быть огромным контрастом ко всему остальному, — объяснял Рахманинов.

Привет, Мила. Как я могу сказать. Эта картина хранится в Национальной галерее в Берлине. А напряжение требует разрядки. Витоге «Остров мертвых» стал безумно популярен— художнику заказали ещё три его версии, арепродукции картины, повыражению Набокова, можно было «найти вкаждом берлинском доме». Она была вдовой (молодой, впрочем, вдовой – 34 лет) немецкого финансиста Георга фон Берна и собиралась выйти замуж во второй раз – за Вальдемара Лобо да Сильвейру, графа Ориолу.

По водной глади к острову направляется широкая лодка, в которой находятся двое. Тема смерти была одной из самых частых в творчестве Беклина. Полотна «Автопортрет со скрипкой смерти», «Автопортрет с бокалом воды» (оба — 1872, Берлин, Национальная галерея), «Автопортрет у дерева» (1875—1876, Гамбург, Кунстхалле) композиционно эффектно срежиссированы, выразительны в цветовых сочетаниях, что заставляет вспомнить автопортреты Рембрандта и Ван Дейка. Это умопомешательство просвещенных умов конца XIX – начала XX вв. Очевидно, ее привез сюда тот самый сын Бёклина, который имел отношение к России (Карло Бёклин женился на дочери издателя «Московских ведомостей» Владимира Грингмута».

Лодка теперь расположена строго в центре композиции. Харон облачён в белую материю. Через год после завершения работы над третьим вариантом «Острова Мертвых» многочисленная семья Беклина столкнулась с финансовыми трудностями, побудившими художника написать еще один вариант своей самой востребованной картины, который он продал знаменитому коллекционеру, барону Хансу Тиссен-Борнемиса де Касон. Начинал как пейзажист. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил «Остров» в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы создатель метафизической живописи Джорджо де Кирико причислял Бёклина к своим учителям, влияние Бёклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине «Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Бёлина в час вечерней молитвы» (1932). «Остров мертвых» был написан в 1880 г. и вскоре превратился в нечто вроде иконы символизма, чему немало способствовали выпущенные огромным тиражом в середине 1880-х гг. И так во всем. В конце XIX – начале XX веков эти репродукции были очень популярны в Германии, откуда мода на них пришла и в другие страны.

Использованы беклиновские мотивы и в фильме А. Кончаловского «Приключения Одиссея». В лодке двое: управляющий ею гребец и фигура, укутанная в белую материю. Она висела над кроватью в комнате В. И. При этом «многоэтажность», ранее наблюдавшаяся в левой части третьего варианта полотна, теперь проявляется в правой части острова — мы видим минимум 2 уровня. Цветовая гамма шести полотен тоже отличается. можно было вслед за Ильфом и Петровым считать китчем, самопародией, если бы не громкие имена самых рьяных поклонников зловещего «Острова». Картина попала в тренд: переполненная символами (тут и «челн Харона» и «кладбищенские» кипарисы и тёмные воды Стикса), по мещански сентиментальная – она вполне соответствовала вкусам fin de sicle.

Так как каждая душа отвечает на этот вызов, этот сквозняк из-за грани – по-своему. То же самое касается и неба: где-то оно темное, бушующее а на втором полотне оно радует утренними красками. Например, самая известная работа Арнольда Бёклина «Остров Мертвых» — картина, являющаяся одновременно и пейзажем и мифологическим сюжетом и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов.

Один известный врач сказал художнику: «Ну разве ваши странные персонажи могут в действительности жить на свете. » – «Они не только могут жить, но и живут. В его пейзажах появляются мифологические герои: тритоны, нереиды, нимфы. Ее обрывают тяжелые, страшные в своей непреложности аккорды с тянущимся «послезвучием» валторн.

Бёклин сначала был, пожалуй и не символист в точном смысле слова, а, скорее, обновитель мифологического жанра: ему нравилось населять итальянские пейзажи (он долго прожил в Риме) борющимися кентаврами, резвыми наядами, фавнами, лесными нимфами. Здесь же, увидев за год до того в Париже репродукцию с картины швейцарского художника Арнольда Бёклина (1827—1901) «Остров мертвых» изображающей остров со стройными кипарисами, окруженный с трех сторон высокими угрюмыми скалами, — место вечного покоя, где нет места ни печалям, ни волнениям жизни, композитор решил написать симфоническую поэму. Этих созданий, олицетворяющих стихийные силы природы, Бёклин писал вне классических реминисценций, в натуралистической манере они у него такие же реальные, как морские волны и лесная зелень, где они обитают. Видишь, что-то есть в ней мистическое. Очень часто её и в России вешали дома, но а в Германии она была очень популярна. Пишут романы, ставят фильмы, сочиняют музыку. В России у него были последователи. Считалось, что у Беклина в России есть не только последователи, но и своеобразные «двойники». Тема мифа о «золотом веке» человечества обретает у Бёклина иное, чем у Х. фон Маре, звучание.

А смысл какой глубокий, даже это продумал. Но эту картину очень любили в Германии. Одно время многие были на ней помешаны. По свидетельству современника, на рубеже веков «почти не было немецкой семьи, где не висели бы репродукции с картины Бёклина». Интересный художник. Создал свой особенный стиль. словно вернулись темные века человечества, когда гуманность была пустым звуком.

Здесь работал патриарх живописного символизма Арнольд Бёклин. Интересно, что в то время, как основная композиция «Острова Мертвых» остается неизменной, в каждой версии есть небольшие отличающиеся детали. Получалось, что Левитан – это как бы своего рода русский Беклин. Полотно Николая Рериха «Зловещие» – еще одна параллель «Острову мертвых».

Первый успех принесло Бёклину его полотно «Пан в камышах» (1856—1857, Мюнхен, Галерея А. Шака), показанное на выставке в Мюнхене в 1862 году и купленное баварским королем. В 1932году Сальвадором Дали была написана картина под названием «Истинное изображение Острова мёртвых Арнольда Бёклина вчас вечерней молитвы». Однако среди посредственных его картин есть интересные. Лишь фигура умершего остается неизменной.

Тут еще сыграла роль древнегерманская мифология, которой увлекались в начале 20 века. Бёклин охотно взялся за предложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию художник не так давно (в 1877) пережил личную трагедию — похоронил свою семимесячную дочь. Видимо, это путешествие совершило переворот в сознании и мышлении молодого художника. Внутренняя часть острова расширяется, а вот скалы становятся «тоньше».

В канцелярии у Гитлера был один из пяти вариантов — кажется, третий. Было что-то подобное в Москве. Первый «Остров Мертвых» оставался во владении своего создателя вплоть до его смерти. В 1909 году Сергей Васильевич Рахманинов создал симфоническую поэму «Остров мертвых» и беклиновские образы получили, таким образом, музыкальное воплощение. Но вот ответа не дождался — в Европе началась война и Петров стал военным корреспондентом «Информбюро» с первых же ее дней. Как раз наАнглийском кладбище, расположенном перед окнами мастерской. После смерти хозяйки второй версии «Острова Мертвых» картина была отдана в галерю в городе Люцерне, откуда ее выкупил фонд Готфрида Келлера.

Патрон, правда, тоже ее не получил — Бёклин оставил её себе. Бёклин охотно взялся запредложенную работу, тем более, что она отвечала его внутреннему состоянию художник нетак давно (в1877) пережил личную трагедию— похоронил свою семимесячную дочь. Общий тон картины затемняется. — Бёклин написал четыре ее варианта. Разумеется, нет никаких оснований реально считать Бёклина провозвестником идеологии нацизма, но, тем не менее, высокая оценка живописца фюрером основательно подорвала в послевоенные годы авторитет «любимого художника Гитлера».

В большинстве своем остров меняет очертания: на одном из полотен кипарисы «забрались» на крышу строения, на другом – дом напоминает романский стиль архитектуры, в третьем же варианте отверстия, выдолбленные в скале, больше похожи на склепы простолюдинов. И не только немецкой. Фридриха. И использовал в виде демонстрационного образца. Последние девять лет жизни он провел в Италии и умер в 1901 г. на своей вилле близ Фьезоле.

«Вы сможете отдаться мечтаниям, погрузившись в темный мир теней и тогда вам покажется, что вы чувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь на море и что вы не хотите нарушать торжественную тишину ни единым словом» — написал он заказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени. Лет двадцать тому назад в Государственный музей изобразительных искусств им. Осталась лишь ее черно-белая фотография. «Высможете отдаться мечтаниям, погрузившись втемный мир теней итогда вам покажется, что вычувствуете легкий, теплый ветерок, вызывающий рябь наморе ичто вынехотите нарушать торжественную тишину ниединым словом»— написал онзаказчице несколько высокопарным стилем, характерным для того времени. Всего Беклин создал пять различных вариантов «Острова мертвых», отличающихся друг от друга набором основных цветов (есть более светлые, а также «теплые» версии), но и всей композицией.

Еще через два года Беклин снова вернулся к «Острову мертвых». Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии. Лодка с гребцом — есть мифологический Харон, который перевозит умерших через реку Стикс. Этот остров предназначен явно не для простых смертных, а для героев.

Пассажир лодки — душа человека, которая ведёт странствие в потустороннем мире. В Италии Беклин женился на местной девушке. Он учился в Дюссельдорфской академии художеств. Картина попала в тренд: переполненная символами (тут и «челн Харона» и «кладбищенские» кипарисы и тёмные воды Стикса), по мещански сентиментальная — она вполне соответствовала вкусам fin de sicle. Здесь ему хорошо работается: он завершает Вторую симфонию, задумывает оперу «Монна Ванна», от работы над которой его отвлекает замысел фортепианной сонаты.

Гармония в нем всегда может быть легко разрушена и об этом еще раз напоминают рождающие чувство таинственного беспокойства фигуры прикованного Зевсом Прометея («Прометей», 1882, частное собрание) и ведущих лирический диалог Одиссея и нимфы Калипсо («Одиссей и Калипсо», 1882, Базель, Художественный музей), одиноко возвышающиеся на скалах у моря. (Кстати, за Сталиным ничего подобного не водилось. Вторая— замужем за художником французом, живущим теперь в Москве. По словам современников, «Остров мертвых» — картина, бывшая неотъемлемой частью интерьера как продвинутой молодежи и культурной интеллигенции, так и провинциальной глубинки начала XX столетия. В ранних пейзажах художника («Равнина с грозовым небом», 1846, частное собрание) с изображением бескрайних равнинных ландшафтов природа космически необозрима, как в поздних видах долин Померании К. Д.

Подобно Рунге (работ которого Бёклин не знал), он придает пейзажу необычайное значение и включает в него человеческие фигуры. Было принято, что пятью каноническими вариантами тему «Острова мертвых» художник исчерпал. В. А. Грингмут (1851–1907) был рьяным борцом с «новым» искусством13. Картина попала втренд: переполненная символами (тут и«челн Харона» и«кладбищенские» кипарисы итёмные воды Стикса), помещански сентиментальная— она вполне соответствовала вкусам fin desicle. Бёклин имел их тысячи.

Как всегда, журналистская информация умиляет «точностью» в передаче фактов. «Около 1900 года картина «Остров мертвых» была безумно популярна, — поясняет искусствовед.

На белой фигуре вновь пропадает золотая полоса. На данной версии картины мы видим уже не предночное небо, а дневное, скрытое облаками. У них были на то все основания.

Все пять полотен были написаны в период с 1880 по 1886 годы. Когда В. Серов в письме из Флоренции в 1887 г. писал: «Кипарисы качаются по-беклиновски»3, а М. Волошин в 1907 в газетной рецензии рассуждал о тонких беклиновских проникновениях4, они не сомневались, что безусловно будут правильно поняты. Более того, они проживут гораздо дольше, чем ваши пациенты», гордо ответил художник. Примечательно, что в этот раз художник предпочел темперу масляным краскам. Примечательно то, что наиболее таинственный элемент картины «Остров Мертвых», а именно лодка с фигурой Харона, была добавлена в композицию по просьбе Марии Берна, оплакивающей мужа. Нет искренности в позе женщины. «Безумная Грета» — олицетворение алчности и порока.

Неудивительно, что ему нравились работы Беклина. В этом письме Мерил Уизли восхищался советскими воинами и беспокоился за жизнь Петрова.