Автопортрет Серебрякова
Известность Серебряковой впервые принёс её собственный автопортрет, написанный в 1909 году – он носит название «За туалетом». «серебрякову видел – Автопортрет у зеркала – очень милая, свежая вещь», – писал в одном из писем 1910 года Валентин Серов. Автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Серебряковой, наряду с картинами «Баня» (1913, ГРМ), «Жатва» (1915, ОХМ) и «Беление холста» (1917, ГТГ)13. Автопортрет художника Зинаиды Серебряковой на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.
Молодость, счастье, радость и душевная чистота – все это можно увидеть в прекрасной картине З. Серебряковой «Автопортрет. Три работы Серебряковой — автопортрет «За туалетом», «Зеленя» и «Молодуха» (портрет Марии Жигулиной)— были приобретены с выставки Третьяковской галереей.
10 автопортретов Зинаиды Серебряковой — самой важной русской художницы
Недаром Е. Е. Лансере в письме К. А. Сомову, сравнивая это произведение с более ранними работами сестры, дает ему очень точное определение: «Вещь несравнимо значительнее — полукартина, полуавтопортрет, маслом, почти в натуру: дама deshabillee (в домашнем, утреннем платье, полуодетая, фр. — А. Р. ) расчесывает себе волосы, автор себя видит в зеркале, так что часть предметов на первом плане повторяется вдвойне (свечи). Здесь царят таинство и уют совместной трапезы. Нескучное. Это качество живописи Серебряковой — если не «веселость», то, во всяком случае, бодрость, — в ту пору вполне естественное и в последующие периоды ее весьма нелегкой жизни оставалось всегда неизменным, подчас вступая в резкое противоречие с ее повседневным мироощущением, да и с замкнутым, самоуглубленным характером.
В правом верхнем углу портрета подпись: «Боречка. Немногочисленные заказчики расплачивались за работу продуктами, а не деньгами. Вних воплотилась вся гамма еечувств имыслей— эти портреты удивительно женственные, эмоциональные исчастливые.
Зинаида Серебрякова с юных лет начала рисовать. Это «существование как отражение» служит ей (может быть, абсолютно подсознательно) своеобразной «защитой», границей между собой и зрителями, существование которой особенно характерно для целомудренной и скромной Серебряковой — человека и живописца. Ноябрь». Эта «зеркальность», отраженность изображаемого, двойная — хотя в данном случае непреднамеренная, подсознательная — отстраненность его от зрителя, пребывание модели и окружающего ее предметного мира, по выражению Д. Сарабьянова, «на грани посюстороннего и потустороннего бытия»является одним из излюбленных приемов модерна.
- Зинаида Серебрякова, За туалетом: описание картины
- Шедевры живописи Зинаиды Серебряковой
- Жизнь и трагедия Зинаиды Серебряковой в 11 картинах
- Серебрякова Зинаида Автопортрет
- Автопортреты конца 1900-х— начала 1910-х годов
- «Зеленая книга» Питера Фаррелли: самый симпатичный из фаворитов «Оскара»
- Директор Музея архитектуры Елизавета Лихачева: «Репутация моя меня вполне устраивает»
- 9 лучших новых винных баров Москвы 2018 года
- «Запрещаю тебе шутить»: премьера трейлера «Юмориста» Михаила Идова
Наибольшая интенсивность цвета наблюдается на переднем плане— на туалетном столике изображены «стеклянные флаконы с жёлтыми и зелёными духами, синяя подушечка со шпильками для шляп, расписная коробка с бусами и многое другое», «всё это пронизано цветом играет и переливается, как драгоценности». Сарабьянов, как и Савинов, отмечает простоту концепции автопортретов Серебряковой, подчёркивая, что они выражают естественные чувства, показывают обыденные действия (причёсывание, смотрение в зеркало и т. д. ), совершаемые на фоне простой окружающей обстановки3233. Три свечи, чтобы усилить ракурс. Только решимость и приглашение вместе с ней, следуя за светом свечи, пройти через темноту.
Прямо с выставки картину приобрела Третьяковская галерея, где «Автопортрет. Расцветом творчества Серебряковой принято считать период с 1914 по 1917 год. Оннаписан влегкой эскизной манере, когда из-под одного изображения проглядывает другое. Предлогом для уже давно назревавшего разрыва между «москвичами» и «петербуржцами» (за исключением В. Серова, крепко связанного с основной группой «мирискусников») стали критические высказывания А. Бенуа в адрес некоторых «москвичей». Екатерина посвятила себя таланту матери и именно благодаря ее труду многие работы Серебряковой вернулись в Россию.
- Зинаида Серебрякова, «За туалетом» : краткое описание картины
- Портреты за обещание рекламировать
- Автопортреты Зинаиды Серебряковой
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Ретроспективной выставке великой русской художницы в Третьяковской галерее — посвящается
Нет никакой грусти, огорчения или задумчивости. Работа выполнена в светлых, теплых тонах, передающих солнечное морозное утро. Художница изобразила не реального человека, а его отражение в зеркале. Сцены простой деревенской жизни — вторая творческая любовь Серебряковой.
Она смогла приехать во Францию и, наконец, увидеть мать. В период жизни во Франции Зинаида Серебрякова путешествовала в соседние страны, выполняла заказы. Глаза яркие, выразительные, сверкающие. Художница предполагала, что уедет на несколько месяцев, но на родину она больше не вернулась.
- Описание картины Зинаиды Серебряковой «Автопортрет с двумя дочерьми»
Выставку работ Зинаиды Серебряковой можно посмотреть до 30 июля. В творчестве Серебряковой — и особенно в автопортрете «За туалетом» — мы встречаемся как раз со слиянием реалистического взгляда на мир (причем принципиально реалистического, что характерно для всего ее мироощущения) с несомненными и весьма существенными и даже типичными для произведений модерна чертами. Зеркало — это мы, зрители. Кажется, что на ней не хватает украшения.
Но художница не смогла на нее приехать по состоянию здоровья. Разлука с двумя другими детьми угнетала Серебрякову. Наиболее вдохновение художница получила от поездки в Марокко, где она была дважды в 1928 и 1932 годах.
«За туалетом. Исходит оно прежде всего от девушки – обаятельной, любующейся собой и радостной. 1.
Но подлинно большой успех и признание любителей живописи, прежде всего круга «Мира искусства» во главе с Александром Николаевичем Бенуа, принесло ей портретное творчество конца 1900-х — начала 1910-х годов. И, может быть, самая главная и наиболее привлекающая зрителя его черта — это «простая красота», которая «есть во всем». Колорит картины решён в светлых, жизнерадостных тонах. Прекрасные юные девушки изображались ею в самых различных позах – стоя, сидя, вальяжно раскинувшись на постели. Она была по-истине прекрасна.
Весь ее стан легкий и жизнерадостный. Немаловажное место в творчестве Серебряковой занимает обнаженная натура. Следует отметить, что Серебрякова нередко «баловалась» изображая саму себя.
Она с раскрытой душой готова встречать новые впечатления и эмоции. Александр стал брать заказы и писать интерьеры богатых домов, Катя взяла на себя быт. Его уход и начавшиеся в стране несчастья положили конец той прекрасной безмятежной эпохе.
Настроение передается и зрителю. Восторженные критики и художники, среди которых были Серов, Врубель и Кустодиев, незамедлительно признали выдающийся талант Зинаиды Серебряковой и приняли ее в свой творческий круг «Мир Искусства». Среди них, например, «Автопортрет в красном» (1921) и «Автопортрет», написанный в 1946 году.
Другие детали мы узнаем из ее письма, отправленного тогда же А. Н. Савинову: «Я решила остаться на хуторе — в имении моего мужа (рядом с Нескучным), где дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного. Они очень доброжелательно были отмечены в печати — в каталожной статье Г. К. Лукомского и в «Художественном письме» А. Н. Бенуа. Катя на террасе» была сделана в одном из таких путешествий.
Но они не зажжены, солнечного света достаточно. Нос слегла закругленный. Художница с ранних лет росла в атмосфере искусства.
Стоит пузырек с духами, а по правую руку от девушки две свечи в красивых подсвечниках. По вечерам мы ходим слушать соловьев, которые заливаются в обоих садах». Как обычно, сдержанный и всегда безупречно объективный В. А. Серов высказался об этой работе: «Автопортрет у зеркала — очень милая, свежая вещь», — а к остальным выставленным полотнам художницы отнесся строже. 6. Серебрякова подчёркивает единство народа, его самобытность и красоту работающего человека.
При работе над картиной Серебрякова использовала белила, которые хорошо отражают свет. Муж мой Борис Анатольевич был на изысканиях в Северной Сибири — обещал приехать на Рождество в деревню и вместе вернуться с двумя детьми (сыновьями Женей и Шурой. — А. Р. ) в Петербург. Страна восхитила художницу. Серебрякова писала: «Как ужасно, что современники не понимают почти никогда, что настоящее искусство не может быть «модным» или «немодным» и требуют от художников постоянного «обновления», а, по-моему, художник должен оставаться сам собой. ». Губы изогнуты в нежно улыбке. Девушка на портрете очень рада новому дню.
Однажды Зинаида Серебрякова писала семейные портреты для бельгийского предпринимателя. Зинаида Серебрякова умерла в 1967 году в возрасте 82 лет. Лицо ее очень свежее и радостное. По словам Д. В. Сарабьянова, в этом автопортрете-картине «естественная красота жизни, существующая как бы сама по себе, становится своеобразным эстетическим критерием, определяя позицию художницы, ее взгляд и на себя и на все окружающее». Работа была хорошо встречена и критиками и более старшими коллегами Серебряковой. Зеркало, куда смотрится женщина, нет в картине. Но это всё кажется таким невзрачным, скучным и простым, по сравнению с их хозяйкой.
Искусствоведы автопортрет «За туалетом» относят к ряду основных произведений Зинаиды Серебряковой: «Баня», «Жатва» и «Беление холста». Екатерина Серебрякова посвятила свою жизнь служению таланту мамы. И костюмы самых разнообразных цветов и все расы человеческие, перемешанные здесь, — негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Обед» (1914) и «Беление холста» (1917). Общая обстановка комнаты представляется какой-то фантастической и необыкновенной. Вся обстановка в комнате какая-то фантастическая искрящаяся светом и радостью.
Безусловно, глубоко справедливо и тонко прочувствовано сопоставление этой полной свежести искренней картины с поэтикой «божественного» Пушкина — самой большой литературной любви Серебряковой от юных лет до глубокой старости сопоставление, которое должно было глубоко ее порадовать. А незадолго до смерти художницы и Евгений смог встретиться с матерью. Все они поражают жизненностью, простотой и прирожденным мастерством». Во время Второй Мировой войны переписка с ними и вовсе оборвалась. На ее молодом лице легкая и непринужденная улыбка.
Ночная рубашка на ней сидела свободно и спала с левого плеча, полностью его оголив. Е. Дорош, конечно, прав в том, что «деревенский мир» с пушкинских времен до начала XX века внешне изменился сравнительно мало. 5. Так как, конечно, – сужу по здешней прессе и вкусам, – в моем искусстве нет ведь никакой оригинальности ни в сюжетах, ни в манере рисования и прочем» Кроме естественной скромности, здесь сомнения связаны и с изменениями в советской живописи, особенно с новым поворотом к авангарду группы художников, активно поддержанных в «здешней прессе».
Дядя Зинаиды, художник Александр Бенуа, был впечатлен этой работой: «Мне особенно мило в этом портрете то именно, что в нем нет никакого демонизма, ставшего за последнее время прямо уличной пошлостью. За туалетом». Автопортрет «За туалетом»Зинаида Серебрякова написала в 1909 году в родном селе Нескучное (сейчас в составе Харьковской области). Картина Зинаиды Серебряковой «За туалетом» представляет собой автопортрет художницы. Возвращаясь к отзыву Бенуа, хочется подчеркнуть здесь два его положения.
Она расчесывает свои красивые, густые волосы. Еще более показательны ритмизованность решения картины и характерная для модерна «остановленность» действия во времени. Я начала рисовать себя в зеркале и забавлялась изобразить всякую мелочь на «туалете»». Сорочка белоснежного цвета.
Более того, они сами стали создателями модерна в России в эпоху, которую в Германии называют Jahrhundertwende — «поворот столетий», что точнее определяет движение и характер времени, чем французское Fin de siecle («конец века»).
Однако эти портретные работы оказались лишь предшественниками произведения, сразу выдвинувшего ее в первый ряд русских живописцев этих лет, — автопортрета «За туалетом», характеризующего эпоху своего создания с такой же точностью, как «Девушка, освещенная солнцем» Серова — вторую половину восьмидесятых годов XIX столетия, а «Купание красного коня» Петрова-Водкина — начало 1910-х годов. Это были любовь к земле, своим корням и простой жизни. Невинное трепетное лицо освещает невидимая свеча. Картина «На лугу.
Взгляд открытый, добрый и чистый, глубокий. Выразительные черты ее лица заставляют зрителя надолго задержать взгляд на полотне. Глаза и улыбка героини говорят о радости жизни. На щеках виднеется румянец.
Она принадлежит ктому типу художников, которые много работают снатуры, кто непривык строить умозрительные настроения. Зинаида Серебрякова начала рисовать с первых лет жизни. Окружающие детали прописаны тщательно и вместе с тем как будто незначительны. В эти тяжелые месяцы перед художницей стоит только одна задача — выжить. Художница наотрез отказывается писать портреты комиссаров и рисовать агитплакаты.
Столь свойственное искусству модерна и прежде всего его живописным панно и картинам, которые рассматривались их создателями не как самоценно художественные произведения, но как пространственно организующие элементы интерьера, – итак присущее модерну подчёркивание линейного начала – симметрии и уравновешенности в композиции, не носит у Серебряковой утрированного до «ковровости» характера. И внешний облик красавицы изображённой на автопортрете и окружающая её обстановка говорят об энергичности и жизнерадостности героини. После возвращения в Россию весной 1906 года Зинаида Серебрякова несколько лет жила в семейном имении Нескучное, которое располагалось рядом с одноимённым селом3, входившим в состав Курской губернии Российской империи (ныне на территории Харьковской области Украины)4.
В декабре 1910 года в Петербурге открылась выставка воссозданного, но сильно отличавшегося от прежнего, «Мира искусства» с этих пор участие Серебряковой в организованных им выставках стало «само собой разумеющимся». В ноябре того же года она выехала в Париж, где занималась в Академии де ла Гранд Шомьер20. Самые близкие и любимые люди собрались вместе за обеденным столом. Сама она писала о том периоде: «Котлеты из картофельной шелухи были деликатесом на обед».
Еще два абсолютно замечательных исчастливых портрета ввосточных тюрбанах. Добиваясь осязаемой материальности в изображении таинственного мира, «существующего» по ту сторону зеркала, художница как бы стремится проникнуть в глубоко спрятанную тайну человеческой природы и самой жизни. Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах. Многие современники кнему относились поэтически ипервым онем написал Александр Бенуа (основатель «Мира искусства» приходился художнице дядей.
Дорош признается: «При этом я думал не столько о Татьяне Лариной, сколько о Пушкине, первым открывшем деревенскую Россию — поэзию ее повседневного бытия Девушка с Автопортрета вот так по-пушкински свежо и ясно видит лежащий за окнами ее светлой комнаты деревенский мир, мало изменившийся за те восемь десятков лет, что отделяют Евгения Онегина от этой картины». Как ивсе ранние ееработы, онносит очень романтический характер: Серебрякова примеряет насебя разные образы. Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Бенуа называл эту картину Серебряковой «таким прекрасным даром, такой улыбкой во весь рот, что нельзя не благодарить её» он описывал этот автопортрет, как «самую радостную вещь», отмечая, что «здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное, что-то совершенно художественное»91011.
Все очень просто, все точная копия натуры, но вместе с тем Шура (Александр Бенуа. — А. Р. ) находит, что в ней есть стиль» (имеются в виду, несомненно, стилевые особенности модерна). Светлый, мажорный колорит делает «отраженный» мир ярким и воздушным. Сдержанный колорит портрета также оставляет его в «рамках» трёхмерной живописи реалистических полотен, а сочетание плоскостей и объёмов примиряет его с парадоксами нового стиля». Автопортрет простотой и в то же время некоторой таинственностью трактовки образа.
На заднем плане видна белая стена, а также столик с тазом и кувшином для умывания18. После этого заказа Зинаиде было сложно найти работу. Только вдоволь налюбовавшись самой девушкой, уже можно рассмотреть все нюансы. Серебрякова оказалась на обочине.
Французское общество восторгалось ар-деко, а работы Серебряковой не оценивались высоко. Художница изобразила себя за утренним туалетом. Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать». В общей сложности насчитывается не менее 15 автопортретов Серебряковой. Мы вдруг чувствуем, как тяжелы они худенькой фигурке.
Много лет спустя Бенуа не преминул вспомнить, что уже тогда она «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи», неожиданно для всех представ перед современниками «готовой художницей». Она получила большой гонорар: денег хватило на путешествие с детьми в Марокко.
За месяц до того она экспонировала две ранние работы — «Автопортрет» 1905 года и несколько более поздний «Портрет няни» — на выставке современных русских женских портретов, устроенной С. К. Маковским в редакции журнала «Аполлон». У нее достаточно тонкая талия. Сначала было панно, а потом пустота. Девочкам 9 и 8 лет они в «тельняшках», – вчера с платформы видел, как мимо старинного здания вокзала во Мге на велосипеде проехали две девочки, старшая вела, младшая сидела сзади на багажнике, она была в тельняшке, что делало ее, как ни странно, модно-нарядной. В ее семье говорили: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке».
Это эскиз кпортрету, который находится вОдесском музее. Старшая дочь Татьяна поступает в балетное училище и с 1920 по 1924 год Серебрякову часто приглашают за кулисы Мариинки. Шея элегантно повернута в сторону. По словам искусствоведа Валентины Князевой, это произведение «чарует своей световой насыщенностью: кажется, что и фигура женщины на переднем плане и натюрморт и фон не только залиты светом, но сами излучают его». Картина «Автопортрет. В доме любили говорить: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке». Бабушка, мама художницы, разливает по тарелкам суп.
Через пять лет в России состоялась первая выставка работ Серебряковой. Многие произведения второй половины 1900-х годов она исполняла масляными красками3. Больше всего ее вдохновляли чистота и сочность природных красок, сцены бурлящей крестьянской жизни, близость к земле и простым людям. «Автопортрет вкостюме Пьеро» тоже впервые показывается навыставке.
Картина «Коллиур. Не менее важно, что Бенуа отмечает среди основных достоинств ее работ их настроение: «Они все веселые, бодрые и молодые». Серебрякова пишет — хотя это и звучит в первый момент парадоксально — не себя, а свое отражение в зеркале. Глубоко верны слова о «прирожденном мастерстве» Серебряковой — ведь она была, по существу, самоучкой, ставшей благодаря таланту, помноженному на упорный труд, великолепным и оригинальным живописцем, всегда идущим своим путем. В картине «Девушка со свечой» Зинаиде Серебряковой удалось не только создать изящный портрет, но и предвосхитить метафору собственной жизни.
Павел Третьяков сразу же приобрел холст для своей галереи. На первом плане туалетный столик. ««За туалетом» Зинаиды Серебряковой – один из лучших автопортретов в русском искусстве, который принёс художнице, показавшей его на петербургской выставке 1910 года, шумную славу, – уже современниками её был оценён как первоклассное произведение. Несколько смягчённые тона в той же цветовой гамме можно найти в других частях полотна16.
Родовое имение Нескучное разграблено и сожжено. Серебрякова создает идеальный образ гармонически абсолютного человека, но это только мечта, мимолетная «реальность» отражения. Её поза непринуждённа, «живо переданы грациозное движение обнажённых рук, лёгкий поворот стройной фигуры»16.
Вернувшись в Петербург, Серебрякова училась живописи в мастерской Осипа Браза. От самой героини веет добром и счастьем. После его смерти она больше не была замужем. Модерн — и это одна из его особенностей — широко предоставлял художнику «право на разновариантные стилизации», не принуждая его менять органически присущий ему взгляд на мир это дало Серебряковой возможность свободно (по всей вероятности, абсолютно безотчетно, но тем более естественно) использовать элементы стиля, обогатившие ее произведение, сделавшие его интересным и привлекательным.
Все, что ей удавалось заработать, она отправляла детям. И вместе с тем живая — и живительная — непосредственность видения решительно отличает «За туалетом» от таких, например, произведений, как «Ужин» Л. Бакста и его же портрет Зинаиды Гиппиус, где на первый план выступают стилевые поиски и изыски, делающие эти безусловно прекрасные работы типичными образцами чистого, «беспримесного» модерна. Но, по сути именно автопортрет «За туалетом» стал подлинным открытием нового дарования, отмеченным не только блестящей статьей Бенуа, но и рядом других отзывов. 7. На заднем плане в неброских цветах можно разглядеть место для умывания, деревянную дверь и часть кровати. Это уже французский автопортрет.
За туалетом» (холст, масло 75х65 см) хранится до сих пор. Модерн — стиль, пришедший в Россию из Западной Европы в начале девяностых годов и расцветший, особенно в архитектуре и прикладном искусстве, к середине 1900-х, — наложил свой отпечаток на творчество таких крупных русских живописцев, как М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, М. Нестеров, ранний В. Кандинский, а среди «мирискусников» — Л. Бакст, К. Сомов, А. Бенуа.
Картина наполнена светом, теплом и хорошим настроением. Дочь стала в то время главной моделью художницы. Все, что удавалось получить, художница отправляла в Россию детям, которые безмерно по ней скучали. Ее красивое движение в полуповороте очень изящно показывает тонкую талию. В статье, посвящённой автопортретам Серебряковой искусствовед Дмитрий Сарабьянов выделял женственность как самое привлекательное качество и творчества художницы и её собственной внешности и жизненного пути: «весь её облик овеян чистотой раскрытой души, сиянием добрых глаз её чувства отмечены естественностью проявления а помыслы, воплощённые в картинах, отражают ясность представления о человеческом назначении».
Все это на первый взгляд имеет мало отношения к живописи Серебряковой, ясной и жизненно правдивой в своей основе. С искренним увлечением написан отраженный в зеркале незатейливый натюрморт («я забавлялась изобразить всякую мелочь на туалете»): флакон духов, булавки, платочки, бусы и свеча в подсвечнике — кстати, единственный предмет изображенный дважды, «в натуре» и в отражении. Этот автопортрет и сейчас вызывает у зрителей такое же восхищение, как во время первого появления на публике на VII выставке Союза русских художников. Загадкой остается то, какая будет прическа – кокетливая или строгая и чуть озорная. «Улыбкой во весь рот» назвал он эту работу, вмиг заметивший и блестящее мастерство и необычное радостное настроение этой работы.
У них красивые ясные лица. Но молодость – самое лучшее, что может «украсить» любую женщину. На фоне самой художницы все эти детали невзрачные и совсем неброские.
Девочкам на вид семь или восемь лет, одеты они в «тельняшках», которые в те годы часто можно было встретить на детях. Однако именно автопортрет «За туалетом» неопровержимо и убедительно доказывает, что в решительно захватившем в эти годы часть русской живописи модерне (уже, впрочем, оттесняемом ко времени написания автопортрета новыми, более «революционными» исканиями и течениями) характерные его содержательные и стилевые особенности зачастую органически соединялись «с реализмом и чертами импрессионизма». Эта работа считается эскизной кпортрету «Затуалетом»— да, тот знаменитый портрет сделан вдругой манере ицветовой гамме, нонанем есть таже самая улыбка, которая его отличает иона здесьже замечательно изображена. Отношения между СССР и странами Запада становились все более закрытыми.
Среди её работ этого периода встречаются и портреты и автопортреты22. Деньги за портреты заканчивались еще до того, как работа была доделана. Вчера мы сорвали первую зацветшую ветку вишни и черемухи, а скоро весь сад будет белый и душистый за эту ночь (шел теплый дождичек) весь сад оделся в зелень, все луга усеяны цветами, а поля ярко-зеленые, всходы чудесные.
Серебрякова писала: «Меня поразило все здесь до крайности. Нежные чувства художницы к своей родине прекрасно передают картины «Жатва» (1915), «Крестьяне. Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года в селе Нескучное Курской губернии (сейчас Харьковская область). Портрет втюрбане был написан вПариже уже после замужества. Много лет спустя, в 1932 году, Александр Бенуа вспоминал, как Серебрякова «всех поразила своим замечательным автопортретом, ставшим украшением Третьяковской галереи» и писал, что на протяжении всех прошедших с того времени лет её искусство продолжало оставаться таким же «свежим, непосредственным и подкупающим»30. Именно молодостью освещено скромное помещение комнаты, в котором чувствуется тепло и уют.
Очень хорошо проработано лицо, хорошо отражено состояние предчувствия.
Это придает картине особую атмосферу. Это было второе выступление художницы «на публике». —Прим.
Она остается единственной кормилицей для четверых детей и стареющей матери. Необычайно гармонирует с фигурой юной женщины на первом плане фон — белая стена более чем скромной комнаты, таз и кувшин умывальника. Бенуа же, безусловно выделяя автопортрет племянницы, замечал: «Другие произведения Серебряковой (были выставлены портреты крестьян, в том числе «Пастух» и «Нищий», портрет студента, пейзажи «Весной», «Зимний день», «Зеленя». — А. Р. )— дальнейший комментарий к ее искусству.
Таких работ уСеребряковой виммиграции было очень много. По словам художницы, «дом был маленький и его можно было протопить зимой легче, чем большие высокие комнаты Нескучного». Художник Валентин Серов говорил об автопортрете, что это «очень милая и свежая вещь». Автопортрет «За туалетом», посланный Серебряковой в Петербург по настоянию брата Евгения, получил всеобщее признание на VII выставке Союза русских художников, где он экспонировался вместе с тринадцатью другими работами Серебряковой, созданными в 1906–1909 годах. Иэта маска переходит напортреты еепоздних персонажей. Что могло объединять его и застенчивую, нелюдимую девушку из творческого мира.
Девушка слегла, повернута к зрителю, тем самым мы можем рассмотреть ее фигуру. 26 мая 1906 года у неё родился первый ребёнок— Евгений (Женя), а 7 сентября 1907 года— второй сын, Александр (Шура)21. Вообще, портрет счастья— это портрет Серебряковой. ред. ): «Есть что-то ребяческое вэтом боковом взгляде «лесной нимфы», что-то игривое, веселое Икак само лицо, так ивсе вэтой картине юно исвежо». Написанный в 1909 году и представленный на выставке, автопортрет вызвал истинный восторг. Браслет на руке ясности не добавляет – это универсальное украшение.
Тонкость живописной палитры изящные очертания предметов женского туалета, грациозность всего облика героини – лишь средство для выявления художницей собственного идеала – природной естественной простоты. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Диспропорция растущего существа, этакий человечий «щенок» с большими лапами — он знает, что будет огромной собакой, а пока ему некуда деть их.