Автопортрет Серова

Этот автопортрет позволяет представить не только то, как выглядел Серов, но и осмыслить его сокровенные мысли и отношение к творчеству. Написание собственного автопортрета было для Серова, в своем роде, личным экзаменом на мастерство. Написание собственного автопортрета было для Серова, в своем роде, личным экзаменом на мастерство. Этот автопортрет позволяет представить не только то, как выглядел Серов, но и осмыслить его сокровенные мысли и отношение к творчеству.

Нарисовал Антокольского, сейчас буду хвастать. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Вскоре Серов заключил соглашение с Дягилевым о создании к следующему балетному сезону занавеса-эпиграфа к «Шехеразаде». Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну.

Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино17. Коровин, И. И. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Затем Серовы обосновались в Москве. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С.

В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. Годы расцвета творчества В. Серова пришлись на время создания объединения «Мир искусства».

  1. Автопортрет, Валентин Александрович Серов, 1880-е
  2. Список портретов работы Валентина Александровича Серова
  3. Самые известные картины Валентина Серова
  4. Сочинение по картине Валентина Серова «Автопортрет»
  5. Художник Валентин Серов (1865 – 1911)
  6. Знаменитый русский художник Валентин Александрович Серов (1865-1911)

Интерес к театру также сближал В. Серова с художниками «Мира искусства». Похоронен на Донском кладбище в Москве. Портрет Иды Рубинштейн (1910). В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. В 1884 в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский музей-заповедник). По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).

В эскизах Серова И. Э. Конец XVII и XVIII век». Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Серов стал одним из лучших портретистов России.

  • Графическое наследие Валентина Серова
  • Валентин Серов — Автопортрет, 1880-е
  • Картины — Серов, Валентин Александрович
  • Валентин Серов (художник): биография и картины (фото)
  • Серов Валентин Александрович (художник)

Одновременно в творчестве Серова развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года.

Серову было свойственно стремление постигать новое, осваивать еще неосвоенное. Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. Восстановить отношения с художником Романовым не удалось. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки.

  1. Добавить комментарий Отменить ответ
  2. «Взмахивал карандашом решительно исмело»
  3. «Все, чего ядобивался, — это свежести»
  4. Иллюстратор, преподаватель, художник Русских сезонов
  5. Валентин Серов: последние новости
  6. Детство и юность Валентина Серова

Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора». Трубецкой, И. С. видишь и ощущаешь близость Востока и признаешь сказку из тысячи и одной ночи» 24. Английский язык и литературу изучал в Великобритании.

Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ. Был написан портрет императора Николая II. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3.

  1. Живопись художника Валентина Серова
  2. Художник Владимир Стожаров (1926 – 1973)
  3. Американский художник-импрессионист
  4. Описание картины Валентина Серова «Автопортрет»

Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи20. Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка. Его портреты – не только талантливое воспроизведение физических черт определённого лица, но и точная передача внутреннего мира, в котором жил изображаемый человек. Он создал около 300 портретов. Его живописные портреты отличаются разнообразием поз, неповторимостью положений, поворотов, жестов. Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30.

Поездка в Париж. С. П.

Постепенно он становится авторитетным портретистом, получавшим все больше заказов. Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых. Княгиня изображена в интерьере своего дворца в свойственном ей пышном наряде. В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Представленные на выставке в ГТГ шаржи на Л. С. Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса.

  1. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  2. В воздухе, пропитанном искусством
  3. Общественная и профессиональная деятельность
  4. Мировое признание русского гения

Шаляпин. Подобно большинству мирискусников, в 1900-е годы он обратился к исторической теме. Остроухов, М. А. В 1911-м он рисует К. С.

Автопортрет, Валентин 
Александрович Серов, 
1880-е

Поленов, П. П. Коровина (1891). В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы». Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела. Портреты Г. Л. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы.

Карсавиной и А. П. В начале 1880-х в репинской мастерской устраивались «акварельные воскресенья» для начинающих художников. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А. Весна и лето. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.

На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Серову и Шаляпину удалось вдохнуть жизнь в каменные рельефы Ассирии. С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов.

Гиршман, помогая найти постановку фигуры, поворот головы – Серов старался по возможности освободить заказчицу портрета от утомительного позирования. Мамонтов. Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках.

Обращение к новой теме, как и всегда у Серова, стало поводом к эксперименту над формой и техникой исполнения. При жизни В. Серова музей обладал лишь немногими его работами. Мамонтова в 1895 году. 62, 3 х 70, 6. Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками.

Поленовым и М. А. Нестеров, К. А. потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. В глубине зеркала Серов как бы случайно помещает автопортрет.

Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая. Но иначе работать Серов не умел, да и не хотел. Вернувшись в Россию, окончил филологический факультет Московского университета. Серов писал И. С. «Портрет Портретыч», как ласково называл свои работы автор, не только талантливо воссоздает внешний облик, но и передает внутренний мир изображаемой личности, чем привлекает ценителей настоящего искусства. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых.

Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897-1909). Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. Мальчики изображены на фоне морского пейзажа, на веранде. Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М.

Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. Государственная Третьяковская галерея (Москва)В этом портрете замечательно передана детская неусидчивость и любознательность. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке. – В Египет. » 29. Портрет Е. П.

Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Вместе с В. Д. Да и глядит-то она куда. Портрет O. K. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы.

Во второй половине года выполнил несколько заказных портретов: А. И. Абрикосова, М. К. Олив, жены и дочери харьковского губернатора— В. В. Капнист и В. В. Мусиной-Пушкиной. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13.

Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). Работа над ними была начата по приглашению А. И. Он сосредоточенно смотрит вдаль. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. И так благостно смотреть на такие портреты – душа радуется.

После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. Гиршман в интерьере ее будуара. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. Как писал А. Эфрос: «Надо просто перейти на какой-то другой материк, погрузиться в другую действительность, чтобы отсюда добраться до его исторических картин Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. Входивший в состав руководства галереи, художник считал неэтичным приобретение собственных произведений.

1885. Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Вот таким образом немудрено, что Серова окружающие любили. И. Е. Чистякова.

Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ. Симонович), 1888.

Сам же Серов с супругой воспитывал шестерых детей. Очерченное жестким контуром обнаженное тело на фоне монохромного холста напоминало древний рельеф и одновременно было эпатирующе новым. В. Серов. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он.

Вот таким образом он работал маслом, акварелью, гуашью, темперой, пастелью, цветными твердыми карандашами, рекомендуя то же и своим ученикам» 1. В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" тот род шутливости, который был ей присущ» 18.

Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий» 28. Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна. Дягилев включил ее в программу своей антрепризы. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. «Надо знать ремесло, рукомесло.

Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). С самого возникновения антрепризы С. П. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. Её владельцами были писатель С. Т. Шаляпина (1907, ГЦТМ).

После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов. Аксаков, а c 1870 г. – промышленник С. И. В портрете Левитана ничто не указывает на то, что изображен именно художник. И. Е. Она показалась ему воплощением Древнего Востока. Вернувшись в Москву, в 1886-м художник рисует этюд «Зима в Абрамцево», а также несколько портретов, включая и портрет Трубецкой.

Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Делал наброски искал идею портрета. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). В репинской свободной манере с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С.

Ещё мгновение и она сорвётся, словно бабочка с цветка, снова в сад играть с детьми. – писал Серов из Венеции своей невесте. Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С. Грусть его изящна. Этот портрет остался недописанным.

Случайная цитата о Серове: Искусство Серова — это единство и гармония этих двух начал. Автопортрет (1880). Он вспылил и предложил ей окончить портрет вместо него.

В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. Бенуа как «древний ковровый подбор красок» 21.

Потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как не пыжился, ничего уже не вышло, тут весь выдохся». Смерть художника была неожиданной и потрясла его современников. Без принадлежащих музею портретов Юсуповых, С. П. Дягилева, А. Н. Турчанинова, О. К. Орловой, холста «Ида Рубинштейн», серии «императорских охот», пейзажа «Баба в телеге», множества блистательных рисунков и акварелей, гравюр невозможно представить творчество художника и русское искусство 1880-1900-х годов. В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. 1907.

Савва Мамонтов прозвал их «Коров и Серовин». Боткина, Л. С. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. До конца жизни Серов продолжал учиться. Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника.

При Мамонтове в усадьбе гостили и работали знаменитые русские художники И. Е. В последующие годы Серовым были написаны «Сестры Боткины», портрет Мики Морозова, также поражающие глубоким пониманием и точной передачей детского характера. Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить» 3. Можно даже сказать, что он исчерпывается в серовском совершенстве» 30.

Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен. Портрет неизвестной С начала 1890-х гг. Дервизом. «Не каждый день бывают такие находки.

Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии. Мамонтова, который находился под следствием. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ.

Симонович-Ефимова. Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым.

Домотканово называли «тверским Абрамцево». Я у них учусь» 7. Тогда с пути не собьешься» 12, – говорил он. Портрет написан в стиле самого Коровина – размашисто, ярко. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.

Врубель, М. В. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ). Чистякова (1881, ГТГ) и Е. Г. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи.

На картине «Дети» (1889 г. ) изображены два его сына, которые охотно позировали отцу. В 1900-м году, когда писался портрет, Валентин Серов испытывал симпатию к императору. Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П.

Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Холст, масло. Октябрь. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. » 13.

Грабарем к лучшим произведениям Серова. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Серов был обычно серьёзен и аккуратно одет. Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. Портреты П. П. Холст, масло. Князь Сергей Щербатов в своих мемуарах писал о Коровине так: «.

По его приглашению усадьбу часто посещал Валентин Серов. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). На выставке представлены наброски и эскизы на темы из жизни русского двора XVIII века («Выезд Екатерины II» (1906), «Петр I» (1907) и др. ). На выставке можно будет увидеть известную работу «В деревне.

Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Художник говорил о портрете, что его модель «смотрит в Египет». Каждая из работ 1911 года самоценна. Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова.

Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. А за этой хмурой видимостью таится добрейшее сердце и самая нежная и чистая душа. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь».

Строгий А. Н. В конце XIX-начале XX вв. Ярким примером его исканий стиля служит известный портрет обнажённой Иды Рубинштейн. Среди них и портрет учителя – И. Е. Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». Так началась целая серия портретов императорской семьи. «Да, да, что я сам могу сделать— это пустяки, а вот то, чего я не умею», — говорил он сам. Серов создаёт несколько героических портретных образов избрав для них жанр парадного портрета, Серов развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости (портреты М. Горького, 1904 М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, 1905 – оба в Третьяковской галерее).

Мамонтовым. Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. Выразительный образ экстравагантной О. К. Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова.

Заказывают у него портреты и другие известные личности: князья Юсуповы (1893), мультимиллионер Морозов (1902), банкир Гиршман (1911). Император распорядился, чтобы того отпустили под домашний арест. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. Картина, написанная в 1895 году, впервые возвращается в Россию после того, как ее увезли во Францию в начале ХХ века.

Холст, темпера, уголь. «Не каждый день бывают такие находки. Коллекция его работ в ГРМ за малым исключением имеет «петербургское» происхождение и ее формирование граничит с историей отечественной художественной культуры на рубежа XIX и XX столетий, с особенностями собирания нового искусства в Петербурге. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись.

Девочка на фоне персидского ковра написана за год до Девочки с персиками. Крылова и др. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников Мира искусства, отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи (Петр 1, темпера, 1907, Третьяковская галерея). Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. Домотканово», «Октябрь.

И. Э. В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся» 9. И. Е. Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе. Одним из самых достоверных образов А. П. Работая над этим портретом, Серов разговаривал с государем, просил заступиться за С. И.

Фон картины воспринимается как часть изображения, напоминающего древневосточные рельефы. Даже незаконченное полотно подтверждает: их желание, несомненно, было бы осуществлено. В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве.

На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Получив широкую известность, Серов вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897, Третьяковская галерея С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в Русском музее в Санкт-Петербурге). В феврале родилась дочь Ольга. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. В своё время Домоткановым владели представители известнейших дворянских фамилий Российского государства: Ржевские, Озеровы, Давыдовы, Головины и др. Холст, масло.

1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. 111, 2 х 89 см. Он сажал человека для позирования так, чтобы эта поза была для него наиболее характерной. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. Похоже, княгиня прочла этот «подтекст» и избавилась от картины, подарив её музею Александра III (ныне Русский музей).

Серов участвовал в создании декораций для нескольких постановок: для Русской частной оперы С. И. Игра цветовых пятен в картине напоминает мозаику, что было характерно для Врубеля (а в то время Серов присматривался к врубелевской манере письма). Каждые ее поза и жест, лаконичные и выразительные, представляли находку для художника. Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия. Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.

Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Здесь описано более длительное состояние природы и человека – явный постимпрессионизм. Грабарь писал: «Серов берет свою модель каждый раз по-другому, так, как не брал до этого еще ни одну из прежних и так, как он находил это для нее наиболее характерным» 10. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки.

По сути, художник учился всю жизнь: в детстве у И. Е. Репина, позже, в Академии художеств, у П. П. Чистякова, заочно у лучших мастеров всех стран и эпох— Тициана, Веласкеса, Рафаэля (на выставке представлены копия Серова с картины Тициана «Венера перед зеркалом» (1890-е), а также портрет Г. Л. Гиршман (1911), одна из любимых работ самого художника, о которой он говорил «пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся»). «Три впечатления захватили художника особенно: море, архаическая эллинская скульптура и Акрополь» 26. Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции.

Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет. А в 1887 году в Абрамцево появляется полотно «Девочка с персиками», на котором изображена 12-ти летняя дочка Мамонтовых Вера. Хрупкой женственности Е. С. В середине 1900-х гг. 1872. Николай попробовал помириться с Серовым через Сергея Дягилева, но Серов сказал: «В этом доме я больше не работаю».

Работы Серова уже тогда были отмечены печатью таланта и мастерства. «Острый глаз, острый карандаш» 4, – говорил о нем Л. О. Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. 23 х 29, 5 см. Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества.

А Семёнова-Тян-Шанского он посадил по-стариковски, как ему в восемьдесят лет и подобает. В пастельном портрете жены художника А. Н. Бакстом в Грецию и на Крит. Он также увлеченно пишет детские портреты. Его учениками стали: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Репин был его наставником с 9 лет.

Государственный Русский музей (Петербург)И. Ее организовали разночинцы. Старшему Саше было 7 лет.

1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом. Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру. «Монументальность есть в каждом её движении, – восхищался художник, – просто оживший архаический барельеф».

Эта «красочность» личности замечательно выражена в портрете. Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В. «Монументальность есть в каждом ее движении – просто оживший архаический барельеф. » – говорил он. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге.

Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н. Симонович-Ефимова. Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Именно потому картина кажется такой гармоничной и жизненной. Поездка в Париж. В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. Орловой напоминают рисование цветом.

Знакомство с Г. Л. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов – скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности (Октябрь. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Серов и Коровин были друзьями. Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения». Кокетливый жест, которым она поправляет боа, – всего лишь женская хитрость. Искусствовед А. Эфрос говорил, что Серов «ласковой кистью написал тихого светловзорого мечтателя в полковничьих погонах». Но отношение Серова к государю постепенно изменилось.

Через год Серов пишет «Девушку освещенную солнцем», натурой для которой была его двоюродная сестра. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. В 1911-м он рисует К. С. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей.

Портрет императора Николая II (1900-е годы). Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. Между тем, критики считают его едва ли не вершиной мастерства Серова. Коровин был одним из наиболее красочных, ярких людей, которых мне приходилось встречать. ».

Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. Театр был частью жизни Серова. Бакста, С. П. Это было открытием, которое, конечно же, не все восприняли адекватно. в зеркале у края холста). Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»).

Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая. Здесь можно увидеть еще один портрет«девушки, освещенной солнцем», – двоюродной сестры художника Марии Симонович, но уже в более старшем возрасте, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова.

«Угрюмый и нелегко сходившийся с людьми, Валентин Александрович был очень расположен к ней, находя ее умной, образованной, культурной, простой и скромной, без замашек богатых выскочек и очень симпатичной» 8. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. 1891. Поездка художника в Грецию в 1907 году дала новый вектор этому увлечению архаикой. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Серов писал: «.

Дягилева в Париже Серов принимал живейшее участие в ее судьбе. С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). – В Египет. » 29. Этот портрет был написан в Домотканове Тверской области. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ.

Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». В следующем, 1888 г., Серов пишет другой портрет, ставший также вехой в его творчестве, – «Девушка, освещённая солнцем». В конце лета, возвращаясь из-за границы, три недели пробыл в Москве и Абрамцеве, где написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, дАндраде. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Родился сын Георгий. Излюбленными моделями Серова становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1893, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в Третьяковской галерее). От Чистякова эта серовская вдумчивость письма.

На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже. Выходит из ТПХВ. Домотканово», «Заросший пруд. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Эта картина написана уже несколько по-иному, чем «Девочка с персиками», хотя так же наполнена солнцем и воздухом.

С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила редакцией в тесном смысле и куда посторонние не допускались. В 1893-м художником были созданы портреты дочерей Александра III Ольги и Ксении.

Васнецов, В. Д. Автопортрет, созданный в эти годы, поражает зрителя глубиной самоанализа молодого художника. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Представляя зрителю творчество В. Серова, невозможно обойтись без его знаменитых картин «Похищение Европы» (1910) и «Одиссей и Навзикая» (1910). Если заворожённый Саша не реагирует на присутствие отца, то взгляд Юры уже обращен к художнику. Домотканово 1895 В поздний период (начало 1900-х гг. ) Серов связан с Миром искусства.

По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»9 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся). 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок. Баба с лошадью» (1898). Импрессионистические черты сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения портретируемого.

Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. За 46 лет яркой и выразительной творческой жизни художник создал около двухсот великолепных неповторимых творений. Сколько любви и чувства изящного. В портретах М. А. Морозова (1902), Третьяковская галерея), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба в Русский музее) Серов, выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально – обусловленных черт в человеке. И сложно даже назвать другого художника его эпохи (за исключением, разве, Левитана), чье наследие и творческие достижения имели бы такое большое значение и влияние на все последующее русское искусство.

Холст, масло. В пастельном портрете жены художника А. Н. Коровин же отличался непостоянством (Серов говорил о нём: «вихлястый») и художественной небрежностью в одежде. Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже.

Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления». Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. Государственный Русский музей (Петербург)Ида Рубинштейн – знаменитая танцовщица и актриса, современница Серова. Впервые Серов увидел Рубинштейн на парижской сцене. Возраст модели другой, мироощущение – соответственно.

Начиная с 1890-х годов в творчестве В. А. В 1910 году состоялась премьера «Шехеразады» в оформлении Л. С. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию. Именно на таком отвороте лежат персики, ножик и пара кленовых листьев.

Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве. 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Хотя в результате работа стала самостоятельным полотном, это предположение объясняет, почему перед нами опять не столько портрет реального человека, сколько сценический образ «чаровницы, гибель с собой несущей».

Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). А младший, 5-летний Юра, наивно по-детски смотрит на зрителя. Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н. Встречается с Л. Н. Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели.

Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины. 1896. Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал "чудеса монументальной пластики", "громоздил один скульптурный момент на другой"» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы. С начала 1900-х гг.

В основе его — глубоко эстетическое отношение к жизни. Боткина, Л. С. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене8. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси.

1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. Именно в Абрамцеве Серов написал портрет 12-летней Веры Мамонтовой «Девочка с персиками».

Грабарь. Один из критиков восторженно отзывался о Шаляпине в роли Олоферна, который, по его мнению, «развертывал чудеса монументальной пластики, громоздил один скульптурный момент на другой» 22, но за каждой позой, за каждым жестом таился определенный смысл, содержание, подсказанное музыкой и главной чертой образа все же оставались понятность и простота. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Портрет написан в стиле импрессионизма.

Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Именно эти две картины принесли художнику успех и славу. Крылова». Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.

Будучи уже признанным мастером, В. Серов поступил в парижскую академию Коларосси, где наравне с начинающими художниками рисовал с натуры (1909–1911). Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков» 11. Спустя несколько месяцев после постановки «Юдифи» в Мариинском театре в 1907 году Серов был привлечен к оформлению этой же оперы в Париже. Симонович-Ефимовой. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. Умер в самом расцвете сил, в возрасте 46 лет.

7058 см. Репина (1901, ГРМ). 14-летний Серов угрюмо смотрит исподлобья — узнаваемая чисто «серовская» волчья повадка, до последних дней сохранившаяся у него. Холст, масло. Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках.

Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте. Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910). Государыня вспыхнула и вышла из комнаты.

Как он рисует. На выставке представлены яркие и запоминающиеся образы Анны Павловой (1909), Тамары Карсавиной (1909) и Иды Рубинштейн (1910), прима-балерин «Русских сезонов». Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога. В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. В. Серов. Особенно он увлекся ею после поездки в Грецию в 1907году. Поза подчеркнуто картинна, собольи меха и драгоценности в сочетании с выражением лица говорят о респектабельности и высокомерии.

Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». «Я хочу, хочу отрадного», писал Серов двадцатилетним юношей.

В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Творили Репин, Суриков, Поленов, Левитан. Усадьба Абрамцево расположена в Сергиево-Посадском районе Московской области. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Впрочем, Чистякову именно это качество ученика и нравилось более всего.

В портретах детей Серов стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка (Дети, 1899, Русский музей Мика Морозов, 1901, Третьяковская галерея). Домотканово. Это случилось в 1871 году. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».

Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. Обращение к работе над «Юдифью» и «Шехеразадой» было связано во многом с давним интересом Серова к искусству Древнего мира. Работа над полотном шла три месяца.

Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. Павловой (оба – ГТГ). А в 1900-м он рисует портрет Николая II.

Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. В. Серова занимала тема древнего экзотического мира, сказки. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой10, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения11. Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». Работая над сюжетом «Одиссея и Навзикаи», Серов признавался, что ему бы хотелось написать Навзикаю «не такой, как ее пишут обыкновенно, а такой, какой она была на самом деле» 27.

В. Серов «Девушка, освещённая солнцем» (Портрет М. Я. Первые натурные штудии создавались в атмосфере дружеского соревнования с известными уже художниками абрамцевского круга. Мамонтовой (1887, ГТГ) отличаются характерной четкой проработкой контуров острыми штрихами угольно-черного карандаша. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н.

Утром 22 ноября 1911 г. он спешил на портретный сеанс к Щербатовым. И. Э. Домотканово, 1895, Третьяковская галерея. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова13.

Левитан, музыканты, актёры, певец Ф. И. Шаляпин. Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово. Серова «Юдифь». Дягилева, И. Э. Симонович в письме на родину.

Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Они предназначались для дальнейшего написания семейного портрета императора. Бакста, С. П. 22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства. Еще одной знаковой работой В. Серова для театра был занавес к балету «Шехеразада» («Выезд на охоту» (1910).

Один из лучших светских портретов Серова – портрета Генриетты Гиршман. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного. 10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Он был написан в Финляндии на даче В. Матэ. На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». Мамонтовым.

Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши» 25. Дягилева (1909). Затем Серов просил Николая материально поддержать журнал «Мир искусства» и тот снова не отказал. Чистяков позже, вспоминая о Серове, говорил, что он еще никогда ранее не встречал в другом художнике такого всестороннего художественного развития в искусстве: «И рисунок и колорит и светотень и характерность и чувство цельности своей задачи и композиция – всё было у Серова и было в превосходной степени».

На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми.

Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов. Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства».

потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. Гиршман и О. К. Поездка с женой в Италию. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант» 17, – отмечал И. Э. В. Серов «Дети (Саша и Юра Серовы)» (1899). и Ю. С. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд.

Занавес (фонд М. Л. В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Здесь, как писал Д. В.

Щербатовой (1911, ГТГ). 1911. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» 19.

Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. Холст, масло. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др. Как вспоминал в последствии художник Игорь Грабарь, летом 1875 года, когда Валентина Семёновна в первый раз привезла сына в знаменитое имение, Валентин, оказавшийся в окружении детей и семьи Мамонтова, забросил свои альбомы и краски, увлёкся беззаботной весёлой детской жизнью.

Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». Пастернак.

Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Репин, В. М. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан. Упал и умер от приступа стенокардии.

Ведь этакое создание. Генриетта Леопольдовна стала излюбленной моделью Серова. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»15. Серов был крайне скромен, оценивая реакцию публики на свою работу. В. Серов «Мика Морозов» (1901). Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми.

ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). С присущей ему скромностью или иронией художник отмечал: «Я ведь все-таки немного и пейзажист» 5. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится. Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них.

Смерть отца. Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. Уважение к признанным авторитетам сочеталось у Серова с интересом ко всему новому в искусстве так, в портрете И. А. Морозова (1910) автор словно ведет диалог с А. Матиссом, подражая его плоскостному рисунку и интенсивному колориту. В. Серов. Васнецов, А. М. Репин признавал талант Серова-акварелиста еще в его ученические годы.

Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Гиршман – начало целенаправленного поиска «большого стиля», опирающегося на достижения мастеров прошлого и отвечающего запросам нового времени. Бенуа – А. К. Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н.

Ефимовым и Н. Я. С самого возникновения антрепризы С. П. Большое место в позднем творчестве Серова занимала историческая живопись. Домотканово» «Баба в телеге», «Баба с лошадью» и другие работы «крестьянского» цикла иллюстрации к басням И. А.

В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. В 1890-х – начале 1900-х гг. В. О. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года. «Какой молодец Антон. Грабарь считал этот портрет лучшим в творчестве Серова. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов.

На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. Над образом Александра III Серов работал пофотографии.

Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Но в то же время зритель сразу понимает, что на портрете – творческая личность. В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы. Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). Занавес нередко удостаивался специальных аплодисментов публики. В. Серов много работал на пленэре, создавал жанровые зарисовки и лирические пейзажи.

Хотя и кроме портрета, ему, казалось, было подвластно все. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков. 1905. Портрет художника К. А.

Бакста. Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Ольга Валентиновна Серова, дочь живописца, писала в своих воспоминаниях: «Ида Рубинштейн была совсем не так худа, как её изобразил папа, по-видимому, он сознательно её стилизовал». Серов не стремился воссоздать реальный образ танцовщицы, он действительно стилизовал образ, создавая ощущение сложности характера.

за этюд с натуры». Таков портрет К. Д. «Скупой на восторги» Серов был настолько очарован балетом, что выразил это в хвалебном отзыве: «Так много вложено в эти танцы истинной красоты, красоты одеяний, фона, красоты самих существ, движимых пленительной музыкой Римского-Корсакова, что. В 1887 году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). В. Серов. Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника.

В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. «Он сказал: Глаза те же. Художник, по рассказам дочери, работал над портретами с творческим горением. Интересен показанный на выставке вариант разработки костюма и грима Олоферна для Ф. И.