Автор Картины Княжна Тараканова
Русский художник К. Д. Флавицкий (1830-1866) вошел в историю русской живописи как художник одной картины — «Княжна Тараканова», за которую автора удостоили звания профессора исторической живописи. Константин Дмитриевич Флавицкий вошел в историю искусства главным образом как автор знаменитой картины «Княжна Тараканова».
Описание картины Константина Флавицкого «Княжна Тараканова»
Хочется знать за какие преступления заточена она в каземат Петропавловской крепости. Возможно, что «княжна» познакомилась с Радзивиллом через графа Лимбурга. На полотне мы видим прекрасную девушку, спасающуюся от неминуемой смерти на своей кровати.
Возможно, Орлов в докладе императрице от 14 (25) февраля преувеличил размер свиты «графини Зелинской», вероятно, причина в том, что он сам оплачивал все расходы. В 1867 году В. Панин с разрешения, а вполне возможно, что и по прямому указанию императора Александра II, опубликовал в «Сборнике Русского исторического общества» сообщение о деле «княжны» с приложением подлинных документов (на языке оригинала, без перевода). Воспитывалась она в дальнейшем будто бы в Персии, где и до настоящего времени имеет сильную поддержку, по абсолютнолетию тайно побывала в России, на Волге, в Петербурге, затем через Ригу выехала в Пруссию, где в Потсдаме открыла своё инкогнито Фридриху II, затем жила в Париже, приняв для сохранения тайны имя «принцессы Владимирской». За всю историю Петербурга это был третий по силе разлив Невы. Медлить с ее взятием под стражу императрица не стала. Но это не так. Сопровождать её должен был перс Гали избранный шахом специально для этой цели.
Двадцать пять лет пребывала она в монастыре под этим именем. Холодные волны Невы все прибывают в камеру. Секретаря кардинала в доме на Марсовом поле провели через комнату, наполненную людьми изображавшими свиту хозяйки, «княжна» беседовала с ним наедине.
Из всех версий о княжне художник выбрал самую романтичную. О судьбе лиц, её сопровождавших, Сакену ничего не было известно. Бытует даже мнение, что она могла являться отпрыском персидского шаха. Появились и подложные документы, в частности, «духовное завещание» Елизаветы Петровны, согласно которому дочь её, принцесса Елизавета, должна принять в свои руки бразды правления. Между ними завязалась длительная переписка.
Её репродукция была опубликована А. Голомбиевским в журнале «Старые годы» (май 1911). Неизвестно, насколько достоверны эти сведения (в их верности сомневался уже Лонгинов)— сам автор в мемуарах рассказывает, что был в заключении в Иоанновском равелине крепости. Самозванку приветствовали криками «ура. » и царским салютом, на кораблях были подняты флаги. Письма султану «княжна» прочитала и, по её словам, отказалась от намерения ехать, бумаги же оставила у себя. Ее некогда красивое платье абсолютно заношено. Позже он поступил студентом к профессору Ф. А. Бруни.
Отрицала, что является «дочерью пражского трактирщика». Но и на очной ставке с Доманским «княжна» не признала, что сама называла себя российской принцессой. Через два дня он познакомил «графиню Пиннеберг» со своей сестрой Теофилией Моравской. Однако «княжна» отказала депутатам от Сената и они «принуждены были вернуться, получив вместо ответа лишь насмешки над их трусостью». В 1867 году на французском языке вышел первый том «Записок» князя Петра Долгорукова.
Описание картины «Княжна Тараканова»
Альбани отправил на свидание с самозванкой своего секретаря аббата Роккатани. Настоящий талант самозванки раскрылся в её знании людей и умении увлекать их за собой. В начале 1773 года и в Париже начались неприятности с кредиторами, ван Турс (для которого «княжна» получила у Огинского диплом на звание капитана литовских войск, обеспечив таким образом его документом на имя «Эмбса») и Шенк попали в долговую тюрьму, ей же ничего не оставалось, как вновь бежать. По свидетельству авантюриста Винского (опубликовано Мельниковым-Печерским, впервые— в «Северной пчеле» в 1860 году), отбывавшего заключение в Петропавловской крепости через несколько лет после смерти «княжны», тюремщик Алексеевского равелина вспоминал, будто в конце июля 1775 года к пленнице приезжал граф Орлов, она же разговаривала с ним резко и громко, едва не переходя на крик, что заключённая была беременна и родила в тюрьме.
Но судьба распорядилась иначе. Здесь она получила блестящее образование под руководством француза Жака Фурнье. Её здоровье к этому времени было серьёзно подорвано, однако соблюдение строгого режима, как того требовал её врач Саличетти, немедленно было отставлено, едва Ганецкий достал денег и «княжна» поспешила вернуться к привычной роскоши. «Княжна»— действующее лицо в романах Петра Сухонина («Княжна Владимирская (Тараканова) или Зацепинские капиталы», 1883), Евгения Карновича «Самозванные дети», Ю. Крючкова («Кто вы, княжна Тараканова. », 2006), Ф. Гримберг («Золотая чара: Исторический роман о княжне Таракановой», 2007), М. Кравцовой «Досифея.
Турки были разбиты русскими. Историк Дьяков исходя из того, что её переписка с немецким графом Лимбургом велась на французском языке, считает самозванку француженкой, а анализируя бумаги из архива «княжны», приходит к выводу, что она не была знакома со славянскими языками. Холодные волны Невы все прибывают в камеру.
автор картины княжна тараканова
Эскиз, по которому двумя годами позже была написана картина Княжна Тараканова, автор сделал в Италии. Однако Екатерина II и здесь действовала быстро и решительно. Умерла прекрасная самозванка в Петропавловской крепости. Он был среди самых преданных сторонников императрицы Екатерины II. Русская эскадра прибыла в Ливорно в 1771 году. Здесь она назвалась госпожой де Тремуйль.
А через некоторое время объявила себя наследницею русского престола. Эту легенду и выбрал Флавицкий в качестве сюжета для своей картины. Вместе с братьями он принимал самое деятельное участие в перевороте, приведшем её на трон. Трагическая развязка этой истории изображена на картине Флавицкого. Краевед и коллекционер П. Симсон считал портретом «княжны» работу художника Г. Сердюкова из своего собрания.
Сочинение по картине Флавицкого Княжна Тараканова
Как считал Лунинский, авантюра «княжны» не имела ничего общего с политической борьбой и, если бы не стечение обстоятельств (восстание Пугачёва в России, дерзкое похищение лжецаревны), её бы вскоре забыли. Хлынувшая в тюремное окно вода затопляет камеру. Грехи ей не отпустили. На допросах «княжна» дала показания о своём детстве, утверждая, что провела ранние годы в Киле у некоей госпожи Пере или Перон, затем в 1762 году, в возрасте 9 лет, её вместе с нянькой Катериной («немкой из Голштинии») какие-то люди вывезли в Петербург, после чего пообещали доставить в Москву к родителям, но вместо того отвезли к «персидской границе» и поселили у некой «образованной старушки», где «принцесса» чудом осталась жива после попытки Петра III извести её с помощью яда. Эскиз, по которому двумя годами позже была написана картина «Княжна Тараканова», автор сделал в Италии.
() Эти тенденции с особенной яркостью проявились в творчестве Феофана Грека. В послании «султану Ахмету» она пыталась его убедить, будто ей содействует шведский король Густав III, что на стороне «законной наследницы» выступит Польша, а также будто ей в самое ближайшее время удастся склонить на свою сторону моряков российской эскадры под командованием Алексея Орлова, находившейся в то время в Ливорно. Именно это снискало картине горячие симпатии демократического лагеря. Скорее всего – раскаивается, жалеет непрожитую жизнь.
Он рассчитывал, пройдя через Грузию, пополнить свой корпус «кубанскими калмыками» и достигнуть Казани. «Княжна», вероятно, встретилась с Радзивиллом в начале 1774 года (место свидания неизвестно, возможно, один из немецких городов). Но прусский король Фридрих II сумел утихомирить страсти.
Под этим же именем она фигурирует в художественной литературе. После поездки в Париж и встречи с Михаилом Огиньским – посланником польского короля, – стала выдавать себя за русскую и сделалась известною под именем «принцессы Владимирской».
Она запрокинула голову, на ее лице отразилось страдание от неизбежности гибели. Английский посланник при петербургском дворе уже после поимки и заключения самозванки в Петропавловскую крепость объявил Екатерине, будто она дочь пражского трактирщика (неизвестно, откуда он взял эти сведения), Джон Дик, английский же посланник в Ливорно, содействовавший Орлову в задержании «княжны», считал, что она была дочерью нюрнбергского булочника. 22 февраля в сопровождении горничной (фон Мельшеде), двух камердинеров-итальянцев (Маркезини и Анчиолли), трёх камердинеров-поляков (Рихтера, Лабенского, Кальтфингера), а также Доманского и Чарномского «княжна» направилась в Ливорно. Известно также о планах виленского воеводы обменять свои поместья в Литве на графство Оберштейн. Три месяца спустя к нему присоединилась «княжна» в сопровождении нового поклонника— барона Шенка, пользовавшегося весьма сомнительной репутацией.
А на кровати, в изнеможении прислонившись к стене, стоит молодая женщина. Первый подчёркивает, что все бумаги, с которыми работал ещё Лунинский, до сих пор хранятся в архиве, а изучение их показывает, что наиболее важные тексты были опубликованы в своё время «без сколько-нибудь существенных искажений». В анонимном послании был также пакет, адресованный Орлову. ДАнтичи отдал должное уму и очарованию собеседницы, но счёл, что от него хотят лишь денег. Как полагается именно он прискакал в спешном порядке к Екатерине с сообщением об аресте одного из заговорщиков— Пассека, чем подвиг её к немедленным действиям. Девушка забралась на постель, прижалась к стене.
Константин Дмитриевич Флавицкий (1830-1866)и его картина Княжна Тараканова
По приказу императрицы пленницу и её спутников доставляли по отдельности. Когда же у него кончились деньги, а его поместья были конфискованы, он, ценой предательства «княжны», позволив Орлову увезти её, купил себе прощение у Екатерины II. Какую же тайну скрывает полотно, находящееся в Третьяковской галерее. Бытует даже мнение, что она могла являться отпрыском персидского шаха. Трагизм ситуации сквозит в каждой детали картины.
По приказу Екатерины граф А. Г. Толстой вместе с надёжной командой причалил к линейному кораблю «Святой великомученик Исидор» и, дождавшись наступления ночи, 25 мая перевёз «княжну», Доманского и Чарномского, пятерых слуг и горничную в Петропавловскую крепость. Вплоть до прибытия в английский порт Плимут «княжна» вела себя достаточно спокойно, как видно, всё ещё надеясь на помощь Орлова. Тот на последние деньги выкупил графство Оберштейн, в котором «княжна» стала неофициальной хозяйкой. Флавицкого.
Описание картины Флавицкого Княжна Тараканова
Тот же Винский утверждает, что «княжна» погибла во время наводнения 1777 года, так как для её спасения не было принято никаких мер. Орлов поспешил представиться самозванке. Вновь испытывая денежные затруднения, «Елизавета» постаралась привлечь Михаила Огинского к составлению «русского внешнего займа», однако тот уклонился от проекта. Самым большим завоеванием живописи Новгорода стало более глубокое понимание человека. Зритель понимает только, что молодая красивая девушка в ужасе ждет своего смертного часа. По воспоминаниям адмирала Грейга, выполнить порученное ему оказалось крайне тяжело.
Она так молода, так красива. Однако Екатерина обнаружила её и здесь и попыталась отравить. Радзивилл, по словам Доманского, позднее усомнился в правдивости «княжны», благодаря ему письма самозванки не дошли до султана. Доманский показал, что познакомился с «княжной» в Венеции, перед отплытием в Рагузу, что она попросила Радзивилла взять её в Стамбул, а виленский воевода считал её «польской королевной». Ей суждено погибнуть, если провидение чудом не спасет узницу. Гельбиг предполагал, что самозванка была дочерью Елизаветы и И. И. Шувалова, вслед за ним это допущение повторил Лонгинов («Русская беседа», 1860). Пленница не обращает внимания на суетящихся возле нее крыс, которых раньше боялась.
«Княжна Тараканова», картина, описание которой мы дадим ниже, очень романтична, но фактическим сведениям не соответствует. Константина Дмитриевича Флавицкого (1830-1866) многие искусствоведы называют художником одной картины. В то же время Лунинский отмечает, что «княжна» уже могла использовать трюк с самозванством и ранее: в 1770 году одна молодая девушка объявила себя дочерью императора Франца I. Она вела в Бордо роскошную жизнь, пользуясь кредитом у местных торговцев. А вечером она была уже арестована. Она умна и образована и хорошо знакома с политическими отношениями. Екатерина, находившаяся в то время в Москве, внимательно следила за ходом расследования. С флагманского корабля «Святой великомученик Исидор» для неё было спущено кресло.
Некий патер Лиадей (или Линдай), служивший в России, рассказал Роккатани, будто встречал её в Зимнем дворце и что она была женой «одного из князей Ольденбургских, троюродного брата Петра III». Но и на этом трагедии и мистика, связанные с фигурой Таракановой, не заканчиваются. В ответ Алина (или, как её стали в это время звать в официальной переписке с княжеским двором, «её высочество светлейшая принцесса Елизавета Владимирская») объявила о намерении уехать в Петербург якобы для того, чтобы официально удостоверить своё происхождение. Они равны в своей трагедии. Флавицкий видит в Таракановой не придворную авантюристку, а страдающего человека.
Умерла прекрасная самозванка в Петропавловской крепости. С 1769 года Орлов находился за границей, командуя русской эскадрой в Средиземном море. По словам «княжны», они были необходимы для встреч с Фридрихом II и Станиславом Августом.
Вернувшись в Россию, Флавицкий представил на суд публики полотно Христианские мученики в Колизее (1862), не вызвавшее особого восторга. Она любила роскошь, знала себе цену и не отличалась строгостью. Здесь она завела свой двор и даже учредила орден «Азиатского креста».
Она поручает графу Орлову похитить самозванку. Во время очередной встречи с Голицыным она высказала предположение, что, возможно, родилась «в Черкесии». Эта работа посвящена легендарной истории гибели «Елизаветы, принцессы Владимирской» – знаменитой претендентки на русский престол, выдававшей себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. В декабре 1773 года появился и стал распространяться слух, будто под именем «принцессы Волдомир» скрывается дочь Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского, великая княжна Елизавета (или, как её позднее именовали сторонники, «её императорское высочество принцесса Елизавета Всероссийская»). По версии Кастера «княжна»— младшая из троих детей Елизаветы Петровны и Разумовского. Незадолго до того умер папа римский Климент XIV и её попытки связаться с кардиналом Альбани (ходившие по Риму слухи прочили именно ему победу) поначалу не имели успеха, так как он, как участник конклава, вплоть до выбора нового папы должен был оставаться взаперти в Ватиканском дворце. Быть может, молодая узница в этот момент просит Бога простить ей все ее прегрешения. В своих письмах в Германию самозванка жалуется на нерешительность князя.
Альтернативные версии судьбы «княжны»
Отдалившись от прежних поклонников, Алина всерьёз решила женить на себе графа Лимбурга. Война вот-вот должна была вспыхнуть с новой силой. Опасаясь, что недоброжелатели при дворе могут использовать против него его знакомство с самозванкой, Орлов в своём послании Екатерине утверждал, что всегда оставался верен императрице. Она добивалась от него новой встречи, он отказался, объяснив своё решение тем, что за ним «пристально следят» и его отсутствие не останется незамеченным.
По смерти последней Пётр, герцог Голштинский, которому, по уверениям самозванки, следовало лишь исполнять обязанности регента вплоть до её абсолютнолетия (номинально называясь «императором»), был изменнически лишён трона, а новая императрица— Екатерина II— полгода спустя после этого события выслала соперницу на поселение в Сибирь. «Княжна» вскрыла его, сняла копии находившихся в нём бумаг, запечатала их своей печатью и отправила в Ливорно. Вероятно именно Радзивилл воспрепятствовал публикации подложных завещаний. Возможно, в картине заключена некая фронда, скрытый бунт. Она, по словам Роккатани, «доказала или свою мудрость или большую ловкость».
Наименее устойчивая часть художественной интеллигенции, () поддалась упадочным настроениям, уходила в сторону от современности и общественной жизни, (). Вскоре Ганецкий, будто бы случайно, назвал даму «русской княжной» и эта новость разошлась по всему городу. Какую же тайну скрывает полотно, находящееся в Третьяковской галерее. Лунинский отрицает, что мысль о самозванстве была подана «княжне» со стороны: по его мнению, ни Огинский, ни Радзивилл с Доманским, ни Лимбург не причастны к этому, а вся история с «дочерью императрицы»— дело самой «княжны», знакомой с положением в Польше и проблемами и надеждами польских эмигрантов ещё со времени пребывания в Париже. Один из людей Радзивилла намеревался под заклад княжеских имений добыть два миллиона цехинов и провести набор шести тысяч человек из числа христиан Боснии и Албании.
Публикации о деле княжны Таракановой
От этого ее страдания лишь усиливаются. «Княжна» в очередной раз переменила имя, назвавшись «султаншей Али-Эмете» или «Алиной (Элеонорой)», принцессой Азовской. «Большой манифест», по её плану, должен был составить сам Орлов, продемонстрировав таким образом, что выступает на её стороне. Награду ему принесла студенческая работа Братья продают Иосифа в рабство. Это была высокая, стройная женщина с очень белой кожей и прекрасным цветом лица. 25 лет в затворе она воспринимала свою судьбу со смирением.
На полотне мы видим прекрасную девушку, спасающуюся от неминуемой смерти на своей кровати. О планах заговорщиков консул Дериво подробно сообщал в Париж, отмечая, что «всё это очень похоже на роман, но я должен доносить вашему превосходительству всё, что происходит в этом небольшом государстве». Широкий образ жизни в Рагузе поглотил последние средства «Пане Коханку», ему отказали в займе римские банкиры, ни у него, ни у «княжны» уже не оставалось ничего, что можно было бы заложить. Немного спустя отношения между Радзивиллом и «княжной» стали портиться, хотя внешне он продолжал оказывать ей почести как особе высокого происхождения. Он рано осиротел и провел детство в воспитательном доме.
Граф Орлов сообщил, что их венчал Ванька, кок корабля и эскадра двинулась в Кронштадт. Если на полотне изображена княжна, то почему она находится в тюремной камере. Орлов получил от самозванки 18 августа 1774 года пакет с её «манифестиком» (фр. petit manifeste) или воззванием, адресованным русским морякам. Тот мог видеться с виленским воеводой в Мангейме у курфюрста Карла Теодора.
Последний немедленно собрался в Ливорно и предложил «княжне» сопровождать его, чтобы самой увидеть российский флот. Читайте об этом в данной статье. Разразился скандал. Её подвигами здесь восхищаются.
Напишите отзыв о статье Княжна Тараканова (картина)
19 января он вторично посоветовал «княжне» оставить свои планы: «Всякое иное намерение покажется для благомыслящих людей опасным и даже противным долгу и гласу совести» «Княжна» обещала последовать его совету, но продолжала, однако, тайно вербовать себе приверженцев и рассылать письма. Именем «княжны Таракановой» сама она никогда не пользовалась, его присвоил самозванке французский дипломат Жан Анри Кастера (фр. Jean-Henri Castra) в своей книге «Жизнь Екатерины II императрицы российской» (фр. Vie de Catherine II, impratrice de Russie Париж, 1797), а вслед за ним— Гельбиг и другие писатели. Мемуары Винского публиковались в 1877 и 1914 году и оба раза без рассказа о самозванке. Его отдали в художественную школу за средства Общества поощрения художников. Константин Дмитриевич, выпускник академии избрал для себя исторический жанр. Она якобы всеми силами убеждала его «отказаться от неосуществимых намерений» и отрицала родство с императрицей Елизаветой, так как не имела тому никаких доказательств. А вода поднимается все выше и выше.
На последней исповеди она не раскрыла священнику тайну своего происхождения. От пронизывающего до костей холода она пряталась под тулупом, но теперь он сброшен – она не чувствует ледяного дыхания темницы. «Княжну» сопровождали Доманский, Чарномский, горничная фон Мельшеде и слуги— всего шестьдесят человек. Одним из таких художников был Константин Дмитриевич Флавицкий (1830–1866), который получил широкую известность как автор картины «Княжна Тараканова» (60-е годы). Вскоре пошёл слух, будто Орлов и «графиня Зелинская» состоят в любовной связи. «Княжна» приняла предложение Рошфора де Валькура стать его женой. Из осторожности самозванка писала, будто находится в Турции с надёжной охраной.
Отрывок, характеризующий Княжна Тараканова (картина)
Однако похитить её в Пизе не было никакой возможности, так как преданная ей прислуга и городская полиция немедленно воспротивились бы подобному— тем более по городу уже стали ходить слухи, что под именем «графини Зелинской» скрывается наследница российского престола. Умерла Досифея в феврале 1810 года. Рано осиротев, мальчик 7 лет провел в воспитательном доме для бедных детей. В последнем документе предписывалось короновать наследницу «Елизавету Петровну» (так в завещании, хотя княжна уверяла, что она— дочь Алексея Разумовского) по достижении ею абсолютнолетия и предоставить неограниченную власть над империей.
Христинек отбыл туда же чуть ранее. Продолжая играть комедию, граф, находившийся в Ливорно, прислал ответ на немецком языке, где сообщал, будто сам находится «под караулом», но приложит все усилия, чтобы бежать и освободить её. Бракосочетание состоялось на корабле, стоявшем в Ливорно. Разумовским. В рассказах «Её называли княжной Таракановой» (1980), «Эпизод об узнице Ивановского монастыря» (1984) свой взгляд на историю «княжны» изложила искусствовед Н. Молева. () Особенно замечателен столпник Макарий Египетский – древний старец с изможденным лицом.
- История одного шедевра: «Княжна Тараканова» Флавицкого
- Флавицкий Константин Дмитриевич (1830–1866) Княжна Тараканова
- Сообщество «Волшебная сила искусства»
- "Княжна Тараканова" работы Константина Флавицкого
- Картина «Княжна Тараканова» : описание
- Краткая фактическая история самозванки
Именно там и зародился замысел написать полотно о великой и таинственной авантюристке. Но есть и другие записи. Вслед за Радзивиллом официальные визиты «княжне» нанесли и другие представители Барской конфедерации, её посещали также французские и польские авантюристы, рассчитывавшие на будущие выгоды от затеянного «княжной» предприятия.
В то же время она собиралась в Россию, чтобы оказать правительству услуги «в пользу российской коммерции касательно до Персии», а заодно окончательно выяснить, кто она и кто её родители и постараться получить у Екатерины фамилию и титул. Тот, предположительно по приказу Екатерины, не желавшей привлекать к «авантюрьере» повышенного внимания, не счёл нужным дать делу официальный ход. Однако в памяти народа смерть принцессы окружена легендами. Петербургскую Академию Художеств Флавицкий окончил с золотой медалью в 1855 году. Это, по мнению Лунинского, свидетельствует о короткости знакомства виленского воеводы и «княжны» и доказывает, что они уже встречались ранее. Вначале 1770. Наведённые справки показали, что, называя своим «опекуном» князя Голицына, она лгала. Княжна Тараканова – картина, построенная на контрастах.
- Выставка Академии художеств в 1864 году
- Словари и энциклопедии на Академике
- Картине Флавицкого Княжна Тараканова исполнилось 150 лет
- Картина Княжна Тараканова: описание
- 19 января 1893 года родился Аркадий Александрович Пластов
Некогда роскошное платье выглядит ярким пятном в убогой серой обстановке каземата. Орлов отправился за самозванкой в Италию. Маловероятно, что эти бумаги составила сама княжна: по-французски она говорила хорошо, но писала «разбросанно и хаотично».
«Княжну» вместе с горничной отвели в каюту. Из Государственного архива»). Меж тем на картине самозванка, настоящее имя которой не известно до сих пор. Её долги в Рагузе (500 цехинов) оплатил Михаил Доманский. «Княжна» сделалась предметом насмешек со стороны тех, кто ранее искал её расположения, в рагузских газетах появлялись пасквили и рассказы о её любовных похождениях.
«Княжна» в письме к Горнштейну уверяла того, что слухи о поражении Пугачёва и мире между Россией и Портой не соответствуют действительности и последняя, недовольная условиями Кючук-Кайнарджийских переговоров, обязательно развяжет против России новую войну. В разговоре «княжна» коснулась состояния дел в Польше, поведала о своих путешествиях и продемонстрировала расположение к католическим обрядам. Были у неё портрет Елизаветы Петровны и какие-то бумаги, которые она однажды сожгла. Голицын сообщил самозванке о том, что английский посланник сэр Роберт Ганнинг в письме к императрице назвал «княжну» дочерью пражского трактирщика. Как отмечает автор первой монографии о «княжне» профессор Э. Лунинский, парижский период знакомства будущей самозванки и Огинского был «без всякой примеси политики». В последний момент пленницу удалось задержать.
- Предание о браке и потомстве Елизаветы Петровны и Разумовского
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Допрашивавший ее Голицын отметил, что она может вскружить голову. На постель забираются крысы, пытаясь найти спасение от разбушевавшейся стихии. () Поверх общего коричнево-красного тона лица и фигуры он наносит темные контуры, в соседстве с которыми особенно отчетливо выступают резкие световые блики. Княжна Тараканова – картина, которая обессмертила художника. 11 февраля, заняв у Дженкинса ещё 2 тысячи золотых на дорогу, под именем «графини Зелинской» «княжна» выехала в Пизу, принадлежавшую в то время австрийской короне. Аббат после этого оставил всякие сомнения, кардинал же выказал умеренный интерес к замыслам «княжны».
«Княжна» сумела завоевать благосклонность соправителя Оберштейна— курфюрста-архиепископа Трира Клеменса Венцеслава— тот надеялся обратить её в католическую веру и время от времени ссужал деньгами. Граф Лимбург сообщал «княжне» о разговорах о её царском происхождении в письме от 14 января 1774 года из Бартенштейна. Картина показывает, как растрепаны ее волосы и одежда. Рассказывали, что похищенную в Ливорно женщину Орлов отправил в один из монастырей.
Но до самой смерти Досифея жила неспокойно. «Княжна» выезжала на прогулку только в карете с занавешенными окнами, в её дом свободно могли войти только её спутники. Особенно обеспокоило государыню, что «побродяжка» имеет деньги и связи с Речью Посполитой. Происхождение этой личности до сих пор туманно.
И вот она гибнет в воде в самом расцвете своей молодости и красоты. «Княжна» настаивала на том, что не она себя называла дочерью российской императрицы, а те, кто окружал её («князь Гали», «знатные люди» во Франции, Радзивилл). Она дала понять графу, что ей надо уехать (в Турцию, куда якобы уже послала верного человека). «Княжна» отказалась принять предложение императрицы и признать себя «обычной женщиной». Она находилась под охраной, а навещали ее митрополит Платон и прочие знатные лица.
6 августа «княжна» просила прислать к ней православного священника, потом отказалась от его услуг, позднее она объясняла свой поступок тем, что от болезни и огорчений «иногда не помнит, что говорит». В предисловии к ней автор, признававший, что не надеялся на то, что ему будет открыт доступ к документам по делу «княжны», выражал благодарность сотрудникам Государственного архива, оказавшим ему всестороннюю помощь. Несколько ранее, 18 января, представитель Трира в Риме отказался дать ей денег. Письма Огинского, адресованные «княжне», свидетельствуют о его увлечении ею, но, вероятно, любовной связи между ними не было. Картина г. Флавицкого, заслуживающая, поотзывам знатоков, большую похвалу в отношении художественном и удостоеннаяАкадемией заслуженной награды, еще более распространила в публикеуверенность в истине небывалого происшествия, придуманного досужимииностранцами, писавшими много разнообразного вздора об Екатерине II. Самозванка (а не настоящая княжна Тараканова) действительно была заключенав Петропавловской крепости, но, как видно из опубликованных теперь и неподлежащих никакому сомнению известий, – умерла от чахотки года за два донаводнения 1777 года. Причиной смерти неизвестной чрезвычайный посланник Великобритании Джеймс Харрис называл «колики в желудке» и тут же добавлял, что сам не верит этому. Он рано осиротел и провел детство в воспитательном доме.
В 1769 году из-за вспыхнувших в Персии волнений Гали под именем Крымова вернулся в Россию, выдавая «принцессу» за собственную дочь. Таким образом поляки и стоящие за ними иезуиты решили объявить войну русской императрице. Однако талант к рисованию помог ему выбиться в люди. Доманский признал, что влюблён в «княжну» и поначалу считал её царской дочерью. Имущество Радзивилла в Польше было конфисковано, Виленское воеводство объявлено вакантным. И почему застенки заливает вода.
Орлов подозревал в сочувствии самозванке Ивана Шувалова, но дальше подозрений дело не пошло— так как сличая почерк в этих письмах, привезённых в Россию вместе с остальными бумагами «княжны», генерал-фельдмаршал Голицын пришёл к выводу, что писал их граф Лимбург. Враги Орловых, немедленно воспрянув духом, постарались окончательно уничтожить их. Вместе с Орловым «княжна» стала выезжать в открытом экипаже, осматривать достопримечательности города и появляться в опере. По-русски она не говорила, по-польски плохо, французским владела свободно.
Говорили, что Екатерина заточила ее в камеру, которая затопляется во время разлива Невы. Она представлялась дочерью Елизаветы Петровны и сестрой бунтаря Пугачёва. Осенью Радзивилл всё-таки получил 3000 червонцев от Сената Рагузы (Лунинский полагает, что князю выделила деньги местная еврейская община) и в начале ноября смог выехать в Лидо. Однако талант к рисованию помог ему выбиться в люди. Не был выдан князю и фирман (из-за интриг Каленского, официального представителя конфедерации при султане) для пребывания на территории Османской империи.
Венчание должно было произойти на борту русского судна, стоящего на рейде в Ливорно. В этом же году Панин издал свою работу на немецком языке, прибавив к ней новые документы. К манифесту было приложено письмо. Когда принцессе исполнилось 17 лет, он, наконец, раскрыл ей тайну её рождения и предложил выйти за него замуж. В рапорте императрице от 13 июля Голицын так отзывается об арестованной: «Её изворотливая душа способна ко великой лжи и обману». Когда она уже сидела в крепости, то на допросах выяснилось, что она не знает, кто она, откуда родом, но ей 23 года и зовут ее Елизаветой.
Там княжну и арестовали. 8 января «княжна», поддерживая интерес к себе, показала Роккатани копии своих «турецких писем» и письма к Орлову, 11— письма Лимбурга и фон Горнштейна к ней, а 14— «завещание» императрицы Елизаветы. Она стала последним полотном подававшего большие надежды К. Д. Флавицкого. Ещё до прибытия виленского воеводы и «княжны» в Рагузу там появились его приближённые.
Его отдали в художественную школу за средства Общества поощрения художников. Через несколько дней заболевшую «княжну» перевели в подвал комендантского дома. В нём «княжна» назвалась дочерью Елизаветы Петровны, упоминала вымышленное завещание императрицы, рассказывала о своей жизни при матери до девятилетнего возраста, затем у «шаха персидского», о намерении при помощи Пугачёва (под именем которого якобы выступал «князь Разумовский») занять престол, о том, что её поддерживают турецкий султан и европейские государи. Венчание должно было произойти на борту русского судна, стоящего на рейде в Ливорно. Драматизма прибавляют две мокрые крысы, взбирающиеся на кровать и жмущиеся к ногам узницы.
Кастера утверждает, что «несчастная принцесса» родила от Орлова ребёнка и погибла в крепости во время наводнения. Вот таким образом же она отказалась от брака с Доманским: этот союз окончательно «лишал её будущего». Посетило её келью даже одно лицо императорской фамилии и долго беседовало с ней. Бруни. За её «опекуна» был на сей раз выдан «один русский путешественник»— Иван Иванович Шувалов. При дворе последнего воспитывался брат «Пане Коханку» Иероним. Петербургскую Академию Художеств Флавицкий окончил с золотой медалью в 1855 году. «Князь Гали» постоянно называл её дочерью Елизаветы Петровны.
Батюшка запинался во время таинства, но счастливая новобрачная ничего не замечала.
Копия письма султану должна была быть передана верховному визирю. «Княжне» удалось спастись, но чтобы не подвергать более опасности жизнь наследницы престола, её вывезли в Персию, к шаху Жамасу. Офицеры и матросы для этого случая надели парадную форму, в каюте адмирала Грейга был накрыт стол и подан роскошный десерт, за здоровье «принцессы Елизаветы» подняли кубки. Здесь она познакомилась с сыном голландского купца по фамилии ван Турс (van Toers), которого довела почти до разорения. Стала праведной монахиней. заданный автором чистосортный лучший ответ это Это Флавицкий. Комендант Чернышёв разместил их по казематам Алексеевского равелина.
Побывав в Италии, он за свою короткую, всего 35 лет, жизнь написал не более шести полотен. Такова фактическая картина. Основа картины – сильные контрасты, как цветовые, так и в деталях: роскошное прошлое, в котором «княгиня» ни в чем себе не отказывала и от которого осталось лишь роскошное платье, противопоставлено сущности унылого настоящего. А дышащее красотой и жизнью тело девушки контрастирует с приближающейся гибелью и ужасом, который застыл на ее лице. Стол прикреплен к полу настолько крепко, что вода не может сдвинуть его с места.
Алексею Орлову за содействие обещались «опора, защита» и вечная признательность. Вода поднялась на три с лишним метра выше своего обычного уровня. В письме к Голицыну от того же числа императрица дала понять, что всё сказанное арестованной считает ложью, встречаться с ней не намерена, от самого же следователя требовала, чтобы тот узнал у «княжны» «когда и где самозванство на себя приняла и кто первые ей были в том помощники». В донесении Екатерине Орлов подчёркивал, какой опасности он подвергался: «Находясь вне отечества, в здешних местах, опасаться должен, чтобы не быть от сообщников сей злодейки застрелену или окормлену, — писал он уже после ареста самозванки, — я всего более опасаюсь иезуитов, а с нею некоторые были и остались по разным местам». Оказавшись в отчаянном положении, она просила о займе английского посланника в Неаполе Гамильтона, открыв перед ним своё «инкогнито». Арест «принцессы» вызвал возмущение в Ливорно, Пизе и Флоренции. Полагается вероятным, что она и сама о нём не знала.
Ван Турс помог ей получить кредит у местных купцов. Многие нити еще связывают это произведение с академической традицией. Тот в скором времени убедился, что паросская интриганка была всего-навсего женой константинопольского купца имевшая «заносчивый характер и вздорный нрав», не исключено было, что за её спиной стоял стамбульский двор, пытавшийся подобным образом скомпрометировать Орлова или же склонить его к измене. Жизнь самозванки не раз становилась темой для романистов, в том числе для Г. П. Данилевского, написавшего в 1883 году роман «Княжна Тараканова». Таракановыми называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны.
В то же время, не дожидаясь ответа из Петербурга, Орлов, подозревавший, что неизвестная с Пароса и «принцесса Елизавета»— одно и то же лицо, отправил на архипелаг своего доверенного офицера— серба на русской службе, графа Ивана Васильевича Войновича. На содержание её отпускалась особенная сумма из казначейства. 25 июля она написала новые письма к Голицыну и Екатерине (документ, озаглавленный Note), сведения, которые «княжна» сообщала в послании Голицыну, тот охарактеризовал как «выдумку и ложь, недостойную вероятия». Алексей Разумовский воспитывал за границей (в Швейцарии) своих племянников Дараганов, Закревских и Стрешенного. На обороте женского профильного портрета предыдущий его владелец, Николай Безобразов, оставил надпись, в которой сообщал, что эта «головка княжны Таракановой» досталась ему от бабушки Анны Фёдоровны, получившей портрет от самого Алексея Орлова. «Княжна» поднялась на палубу, чтобы наблюдать за происходящим и, увлечённая зрелищем, не заметила, что всё окружавшее её общество во главе с Орловым и Грейгом вдруг куда-то исчезло, кроме бывших рядом с ней слуг и двоих поляков.
Вся ее фигура пронизана ужасом и безнадежностью. В Париже «княжна» располагала средствами, поставляемыми неким неизвестным (по её собственным уверениям— персидским дядей как полагает Кастера, а за ним и П. Мельников-Печерский, — поляками). Лунинский в своей работе обильно цитировал и включил в её первое издание часть документов Тайной канцелярии в виде приложения.
Средств у неё не оставалось, Ганецкий, который вёл дом «княжны», бежал от кредиторов. Его образам присущи волнение и страстные порывы. Она поручает графу Орлову похитить самозванку. Но за её выступлением не стояло никакой идеи, она «не выросла выше лжи и посредственности». Художник родился в семье мелкого чиновника в 1830 году. Некий священник сжалился над узницей и помог ей бежать и добраться до «Казачьей Донской столицы», где принцессу укрыли сторонники отца.
Магнаты и шляхта, да и сам Станислав Понятовский были поражены этим событием. В Рагузе в руках «княжны» оказались копия подлинного завещания Екатерины I и поддельные— Петра I и «матери» Елизаветы Петровны. Награду ему принесла студенческая работа «Братья продают Иосифа в рабство». Так сложилось, что в России только недавно был подавлен бунт Емельяна Пугачева – еще одного «Тараканова».
Некоторые из них были заточены в Петропавловскую крепость и погибли там. Существует также версия, предложенная А. Васильчиковым, что предание о Таракановой произошло из-за созвучия с фамилией Дараган (Дарагонов). Его книга, долгое время запрещённая в России, была известна по спискам. Глаза немного косили. Тюремная койка уже наполовину исчезла под водой. И только частный негоциант Третьяков купил его для своей коллекции.
Книга профессора Львовского университета Э. Лунинского «Княжна Тараканова» (1908) стала первой монографией о самозванке. Следует учесть период, в который создавалось полотно. Рагузские власти просили «княжну» покинуть город, так как опасались дальнейшего ухудшения отношений с Россией и без того испорченных тем, что город поддерживал во время войны Османскую империю. 29 июня Голицын получил 20 новых «вопросных пунктов», возможно, они были составлены самой Екатериной. Читайте об этом в данной статье.
Огинский, бывший в то время во Франции, не знал ничего о планах «княжны». Так, Молева считает, что придворные историографы, создавая официальную версию дела, скрыли или фальсифицировали подлинные документы, по её словам, «никаких следов фонда Таракановой выявить не удалось». С «княжной» оставались в это время кроме прислуги лишь три поляка— Чарномский, Доманский и бывший иезуит Ганецкий.
Поддавшись уговорам Христинека, «Елизавета» собралась в Пизу. Но человеку неискушенному остается непонятен ее смысл. «Княжна Тараканова» – картина, построенная на контрастах. Долгое время она жила в Италии, выдавая себя за русскую принцессу.
Орлов немедленно отправил в Рим генерал-адъютанта своей эскадры Ивана Христинека с поручением втереться в доверие к «княжне Владимирской» и любым способом заманить её в Пизу. Жизнь за императрицу». Одни исследователи считают, что она была дочерью булочника из Нюрнберга, другие – трактирщика из Праги. После следы её затерялись. Граф Лимбург в это время оказался из-за мотовства своей подруги в достаточно затруднительном финансовом положении, а стараниями фон Горнштейна до него стали доходить известия о прежних похождениях и связях «принцессы Владимирской». Весной 1772 года, когда и в Лондоне начались проблемы со старыми и новыми кредиторами, ван Турс (сменив имя на «барон Эмбс») бежал в Париж.
Сведения, дошедшие до иностранных дипломатов, были случайны и отрывочны. Девушка на картине Флавицкого неподдельно страдает. Екатерине она предлагала «кончить дело дружелюбно» и отпустить её на волю.
Эту сцену гибели во время наводнения уже отсняли. Однако Раздивилл, уже окончательно разочаровавшийся в самозванке, не стал отсылать в Стамбул письма «княжны», а когда она со скандалом добилась отправки— приказал Коссаковскому, находившемуся тогда в Турции, ни в коем случае не вручать их. Она похоронена в усыпальнице Романовых в Новоспасском монастыре. Наконец, рано утром 1 января 1775 года Ганецкому удалось увидеться с кардиналом (тот разговаривал через окно со своим племянником).
Известно, что Радзивилл осенью 1774 года пытался что-либо узнать о прошлом «княжны». Лунинский предполагает, что это могла быть будущая княжна Тараканова. Голицын получил от «княжны» список тех, кто мог что-то знать о ней. Долгоруков сообщал в них, что княжна Тараканова была «дочерью польского еврея», которую поддерживал как претендентку на российский престол князь Радзивилл, а позднее хотел использовать в борьбе против Екатерины Алексей Орлов, однако предал самозванку. Прибыв в город, Христинек стал постоянно появляться рядом с домом, где жила «княжна» и говорить с прислугой, сочувственно отзываясь о её предприятии. Так, в феврале 1776 года саксонский посланник, барон Сакен, сообщал, что «сумасшедшая, так называемая принцесса Елизавета», умерла в Шлиссельбурге «два дня тому назад». Зритель понимает только, что молодая красивая девушка в ужасе ждет своего смертного часа.
Уже перед самой своей кончиной, находясь в Алексеевском равелине, она признается духовнику, что о месте своего рождения и о родителях никогда ничего не знала. Скорее всего, «княжна» не думала принимать участия в борьбе за престол, а, добившись от Орлова денег, надеялась дождаться, чем завершится дело. Воснове сюжета картины лежит литературная легенда, вероятно изкниги писателя начала XIXвека Д. Дмитриева «Авантюристка». Голова запрокинута, руки опущены вдоль тела.
Вместе с Гали объехала страну из конца в конец, побывала в Петербурге в гостях у «влиятельных отцовских друзей» и отправилась в Берлин, где открылась Фридриху II. Она продолжала писать Никите Панину в Петербург и Густаву III в Стокгольм. Его первая картина была лишена индивидуальности и не имела успеха. Под впечатлением этих событий и родилась картина Княжна Тараканова.
Еще больше трагизма придает картине обстановка камеры. Все согласились и вздохнули с облегчением. Похищена по приказу Екатерины II в Ливорно Алексеем Орловым и привезена в Петербург. «Княжна» якобы умерла в Петропавловской крепости в родах «через два года» после наводнения.
В следующем 1763 году с помощью «татарина» ей вместе с нянькой якобы удалось бежать в Багдад, где её поселил у себя «богатый перс Гамет», откуда год спустя она перебралась в Исфахан к некоему персидскому «князю Гали». Здесь была основная стоянка русского флота в Средиземном море. Но, к разочарованию следователя, ничего нового о себе она не рассказала. Зналась лишь с игуменьей, духовником и московским купцом Филиппом Шепелевым. Именно там и зародился замысел написать полотно о великой и таинственной авантюристке.
Эта монохромность сообщает его образам еще больше силы и внутренней цельности. «Княжна» отнеслась к нему вначале недоверчиво, лишь кратко пересказав свою историю, которая на сей раз заключалась в том, будто её в младенческом возрасте увезли из России некий священник и несколько помогавших ему женщин, но настигшие их враги пытались извести принцессу ядом и она лишь чудом осталась жива. С Молевой не согласны историки Дьяков и Курукин.
В июле 1773 года он наконец сделал ей официальное предложение. Объявившаяся наследница русского престола была опасной – и весьма – для Екатерины II. Это несчастная княжна Тараканова.
Эту историю художник Флавицкий вряд ли мог знать. И почему застенки заливает вода. Драматизма прибавляют две мокрые крысы, взбирающиеся на кровать и жмущиеся к ногам узницы.
Умер он рано, в тридцать шесть лет, от туберкулеза. О ней все забыли, оберегая себя. Автор обещал подробно осветить историю «княжны» во втором томе «Записок» (книга осталась незавершённой). Только это и спасло Флавицкого от крупных неприятностей. В этот же день, 25 июля, Екатерина приказала Голицыну объявить «княжне», что та «по правосудию» должна быть заключена пожизненно. Впервые она заколебалась и пообещала Голицыну открыть всю правду о себе.
Кто же такая княжна Тараканова и реальный ли это персонаж. Несчастная в отчаяниисмотрит на неизбежную гибель. Происхождение этой личности до сих пор туманно. Окружавший её ореол тайны, единственное, что оставалось у неё, возбуждал к ней интерес и давал «положение в обществе». Известно также, что Орлов предлагал ей замужество и, как писал он Екатерине, сдержал бы слово «лишь только достичь бы того, чтобы волю вашего величества исполнить», самозванка же заключать брак не собиралась до того момента, как займёт «надлежащий ей российский трон».
Лунинский в связи с этими событиями отмечает, что, вероятно именно тогда граф, в случае расстройства помолвки, обещал оставить за «княжной» графство Оберштейн. Мельников-Печерский, автор книги «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская», полагал, что к этому новому превращению был причастен князь Михаил Огинский, литовский великий гетман, примкнувший к Барской конфедерации в 1771 году и потерпевший поражение от русских войск под Столовичами в сентябре того же года. Однако, видимо, заподозрив неладное, та отказала обоим но сопротивление длилось недолго— за долги «княжне Елизавете» грозила тюрьма. Поселившись в 1772 году в Париже, она назвалась принцессой де Волдомир (фр. princesse de Voldomir), в литературе это имя превратилось в «княжну Владимирскую».
Он хорошо ее рассмотрел и описал. Ей выдали принадлежности для письма, через несколько дней, пережив припадок болезни, прервавший её работу, «княжна» вручила очередное послание Голицыну. На следствии не признала вины и не раскрыла своего происхождения. Здесь же, встретившись с «княжной», 42-летний граф влюбился в неё, немедля уладил дела с кредиторами и пригласил к себе.
Умерла она в камере от туберкулеза. Потерявший терпение Лимбург решил расстаться со своей невестой. «Княжна» сообщила Роккатани, что, получив власть, предпримет все возможные шаги, «чтобы народ признал власть римской церкви». Она столько надеялась сделать в этой жизни.
Если же «княжна» не желала связывать свою судьбу с Доманским, то могла после освобождения уехать к графу Лимбургу. Такова и картина К. Флавицкого Княжна Тараканова, написанная в 1864 году. В Венеции она остановилась в доме на территории французского посольства под именем графини Пиннеберг и завела собственный двор. Происхождение «княжны Таракановой» до настоящего момента достоверно неизвестно. Шах дал ей блестящее образование, пригласив из Европы учителей языков и различных наук.
В награду новая императрица пожаловала ему 800 душ крепостных, чин секунд-майора Преображенского полка, орден Святого Александра Невского, а также вместе с братьями— село Оболенское (Ильинское) в Серпуховском уезде с 2929 душами и титул графа Российской империи. Дух эпохи 60-х годов проник и в стены императорской Академии художеств. После того как было написано произведение «Княжна Тараканова» – картина, автор ее сразу стал профессором Академии художеств, минуя более низкую ступень – звание академика. Самозваная княжна попыталась взять кредит у местных банкиров, обещая в качестве залога якобы принадлежавшие ей в Оберштейне агатовые копи, но сумела получить лишь весьма скудную сумму (200 дукатов) и стала торопить Радзивилла с отъездом в Стамбул. Утопая в роскоши (деньги ей тайно поставляли иезуиты), она вела едва ли не царский образ жизни.
«Княжна» в скором времени перебралась в принадлежавший графу замок Нейсес во Франконии. Вернувшись в Россию, Флавицкий представил на суд публики полотно «Христианские мученики в Колизее» (1862), не вызвавшее особого восторга. «Таракановыми» называли в России незаконнорожденных детей императрицы Елизаветы Петровны. Вода непрерывным потоком хлещет через окно и залила пол на треть.
() Широкими мазками темпераментной, живой кисти Феофан Грек строил фигуру и черты лица, намечая контуром и резкими светлыми бликами бороду и усы, нос, брови, щеки. Если на полотне изображена княжна, то почему она находится в тюремной камере. Влюблённый князь предоставил ей возможность едва ли не бесконтрольно распоряжаться доходами с его владений, а своего соперника— Рошфора— заключил в тюрьму как «государственного преступника». Истинную славу принесла ему, уже тяжело больному чахоткой, «Княжна Тараканова», картина мелодраматическая, но исполненная с талантом и блеском. Тюремная койка уже наполовину исчезла под водой. Некогда роскошное платье выглядит ярким пятном в убогой серой обстановке каземата. Красавица-аферистка не раз меняла родословную, титул, место жительства.
Кто ей придет на помощь. Письмо было написано для того, чтобы удержать пленницу от самоубийства. По одной из них, княжна Тараканова (картина инспирирована именно этим мифом) утонула во время сильного наводнения, случившегося в сентябре 1777 года. В научный оборот Злобиным, в числе прочих, были введены: перевод на русский язык показаний арестованной (оригинал не сохранился) её письма к Голицыну и Екатерине II донесения Голицына императрице отчёт о смерти и погребении «княжны» часть описи вещей изъятых у неё.
Минуя Астрахань и Петербург, они наконец выехали из России и через Германию и Францию попали в Лондон, где вынужденная по неизвестной причине расстаться со своим покровителем «княжна» отправилась назад в Париж, приняв имя «принцессы Али», то есть «дочери Гали». Позже он поступил студентом к профессору Ф. А. Бруни. Конечно же, как показывают документы, самозванка не сама приняла решение объявить себя наследницей престола.
Девушка понимает это и страдает неимоверно. Ей никуда не деться из тюрьмы, не уйти от неизбежного рока. Екатерина Вторая не могла остаться безучастной к еще одной претендентке на престол. Вот тогда-то с помощью иезуитов и была объявлена Европе «дочь Елизаветы Петровны», якобы воспитывавшаяся у богатого князя Радзивилла. Княжна Тараканова (именовала себя княгиней Елизаветой Владимирской, фр. princesse de Voldomir между 1745 и 1753— 415декабря 1775, Санкт-Петербург, Российская империя)— неизвестная, выдававшая себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского.
После этого большинство галерей остереглось приобретать полотно. Лунинский обращает внимание на то, что самозванка стала называть себя дочерью русской императрицы после того, как в Европе узнали о пугачёвском восстании, по его мнению, это не было простым совпадением. По заданию князя его секретарь Бернатович, остававшийся в Мангейме, обратился за разъяснениями к Лимбургу и получил ответ, что «это княжна высоких достоинств и исключительных добродетелей». Вот так и узница как будто пригвождена к стене.
Но спасения нет. О чем она думает. Тот переслал письмо «княжны» консулу в Ливорно сэру Джону Дику, который передал бумагу Алексею Орлову, до тех пор безрезультатно пытавшемуся напасть на след самозванки. Или вся жизнь проносится перед ее закрытыми от ужаса глазами. Умерла в заключении в Петропавловской крепости.
По её словам, она никогда не была в Праге «и если бы узнала, кто её тем происхождением поносит, то бы она тому глаза выцарапала». Там княжну и арестовали. Версальский двор отказал ей в помощи и рекомендовал своему консулу Дериво поскорее избавиться от «ловкой авантюристки», занимавшей его дом. По предположению маркиза Томмазо дАнтичи, встречавшегося с ней в Риме, она была немкой. Вполне возможно, что барельеф был подарен графу самой «княжной» или изъят людьми Орлова при обыске дома самозванки в Пизе после её похищения. Художник родился в семье мелкого чиновника в 1830 году.
По прибытии, выполняя приказ Орлова, Грейг немедленно послал курьера к императрице. () Искусство Феофана Грека глубоко индивидуально. Под впечатлением этих событий и родилась картина «Княжна Тараканова». Она, принятая в доме Радзивилла ещё маленькой девочкой, не знала о своем происхождении. Там ее перевели в Равелин.
Альбани, в ответ на просьбу «княжны» вернуть копии предоставленных ему документов, ложно уверил её, будто их уничтожил. У «княжны» побывал Радзивилл, который жил в Венеции с февраля 1774 года. В то же время, по приказу Орлова и Гамильтона, её посетил английский представитель в Риме Дженкинс, предложивший открыть «княжне» неограниченный кредит. В Рагузе Алина распространяла уже новую версию своего происхождения, согласно которой она родилась в 1753 году от брака Елизаветы и её морганатического супруга, «гетмана всего казачества» и до десятилетнего возраста жила при матери.
Судя по всему, «княжна» обещала помочь Огинскому, владения которого в Речи Посполитой были конфискованы, деньгами, которые вскоре якобы должна была получить у своего персидского дяди. Орлову и Христинеку удалось уговорить её на кратковременную поездку не брать с собой свиту. Уже под арестом она написала письмо Орлову (ей сказали, что он тоже задержан), в котором уверяла в своей неизменной любви и просила помочь ей освободиться. Екатерина Вторая не могла остаться безучастной к еще одной претендентке на престол. К пакету с «завещаниями» были приложены письмо с просьбой приехать в Константинополь (это якобы должно было спасти жизни многих людей) и бумаги, предназначенные для передачи султану. Трагизм ситуации сквозит в каждой детали картины.
Кто же такая княжна Тараканова и реальный ли это персонаж. Позднейшие исследования опровергли эту версию, показав, что контакт между Орловым и княжной был установлен в начале следующего, 1775 года и сделано это было по разрешению Екатерины, приславшей 12 ноября 1774 года Орлову прямой приказ арестовать самозванку, а именно: «поймать всклепавшую на себя имя во что бы то ни стало». Вскоре после написания этой картины 35-летний Флавицкий умирает от чахотки. Вздрагивала при всяком шорохе, стуке, тряслась всем телом.
В Риме приняла католичество и предъявила свои права на российский престол.