Автор Картины Сватовство Майора
Так и к «Сватовству майора» он сочинил оригинальный авторский комментарий, описывающий персонажей и детали картины. Картина Павла Федотова Сватовство майора: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Картина Сватовство майора Павла Федотова: описание история, жанр
И зачем. В 1819 году, через четыре года после рождения сына Павла, он получил дворянство по "заслуженным воинским чинам": как старый суворовский солдат, получивший чин поручика при отставке. Таким образом, всего на картине изображено восемь персонажей2930. Художник шел за ним следом, а потом принялся упрашивать позировать ему. В процессе создания картины «Сватовство майора» Федотовым была проведена большая подготовительная работа.
Майор тоже привлекает внимание зрителя, поскольку его фигура расположена контражуром, то есть против света, но при этом за счёт поворота головы влево его лицо оказывается освещённым33. Этюд головы невесты Федотов исполнил со знакомой женщины48, для написания её фигуры он использовал манекен, а также воспользовался услугами своего приятеля Карла Карловича Флуга (прадеда художника Ильи Глазунова51), который согласился позировать в женском платье4852. Работу по своему замыслу можно отнести к стилистике комедии положений. Чтобы она не убежала, её удерживает за платье её мать26. В 1850 году, через два года после написания первой версии картины «Сватовство майора», Павел Федотов начал работу над её вторым вариантом37.
Леонтьева отмечала, что проблемы, поднятые этим произведением Федотова идут значительно дальше обличения «комедии брака».
» Несмотря на то, что художник назвал майора «толстым», «фигура его подтянута, глаза чуть прищурены, в усах прячется победная усмешка— он явно рассчитывает на благоприятный исход предстоящего сражения»39. В отличие от остальных персонажей, он практически не движется, не считая того, что одной рукой он подкручивает ус29. Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Первые зрители картины вдоволь потешались над ними.
Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Жених уже стоит в дверях при полном параде. Невеста пытается ускользнуть, показывая свою скромность. Да, перед нами самый настоящий бурбон – офицер, выслужившийся из нижних чинов. Купеческая дочь пытается убежать в другую комнату (в светлицу), но её движению противодействует мать, схватившая её за подол платья.
Всё самое ценное в бардаке выставлено напоказ. Известно также о копиях с картины «Сватовство майора», выполненных другими художниками XIX века. Сохранились также наброски второстепенных персонажей— кухарки, сидельца и приживалки. За полотно «Сватовство майора» Академия художеств присвоила художнику звание академика3.
История одного шедевра: «Сватовство майора» Федотова
Те, как известно, фантазировали об отказе от светской жизни в пользу сельской, «чистой, как родник, светлой, как солнце», чтобы есть свой хлеб, наслаждаться трудом, «ходить в простой одежде и есть простую пищу». Впоследствии Федотов продал картины «Сватовство майора» и «Свежий кавалер» Фёдору Прянишникову, но получил за них значительно меньшую сумму, чем та, на которую рассчитывал22: изначально предложив за «Сватовство» две тысячи рублей, при окончательном совершении сделки Прянишников объявил художнику, что сможет заплатить только половину испытывавший материальные затруднения Федотов был вынужден согласиться23. В центре полотна находятся главные персонажи картины— купчиха и купеческая дочь46.
Судя по характеру сцены, переговоры с родителями невесты были проведены свахой заранее и мы видим первый визит будущего жениха в купеческий дом, где его ждут с большим нетерпением26. Откуда лента здесь взялась. Купец явно заказал у модистки-француженки дорогущие туалеты жене и дочери.
В своём стихотворном описании Федотов писал: «Как хозяин-купец, / Невестин отец, / Не сладит с сюртуком, / Он знакомей больше с армяком / Как он бьётся, пыхтит, / Застегнуться спешит / Нараспашку принять— неучтиво»43. В ней видны властные привычки истинной хозяйки купеческого дома— она олицетворяет собой крепость охраняемого ею мира, она «словно скала, о которую разобьётся любая житейская буря»46. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха.
В центральной группе— купеческая дочь (будущая невеста) и её мать, сам же купец стоит позади, в углу комнаты2. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». С другой стороны, «в её позе, жесте разведённых рук, в выражении капризного лица ощущаются жеманство, наигранность, неискренность».
Сватовство майора, Павел Андреевич Федотов, 1848
Долгое время Сватовство майора считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. А тогда деталям и ритуалам придавалось гораздо большее значение. В своих воспоминаниях о Федотове искусствовед Андрей Сомов рассказывал об огромном интересе публики к «Сватовству майора» и другим полотнам художника, экспонировавшимся на академической выставке 1849 года.
С тех пор полотно «Сватовство майора» находилось в собрании Прянишникова в Санкт-Петербурге в описании его коллекции изданном в 1853 году, картина фигурировала под названием «Приезд жениха». Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. А там, если помните, никакого туалета.
На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену. Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Сама невеста в шикарном бальном платье представлена на переднем плане. Очень важную роль играет распределение света, которое используется для выделения фигур главных героев— купеческой дочери и майора. В октябре 1849 года полотно, под названием «Поправка обстоятельств или Сватовство», демонстрировалось на выставке Академии художеств1418.
Становится интересной дальнейшая судьба дочери купца и майора: счастливы ли они. Работа пропитана напускной фальшивости чувств и театральности. Сюжет картины, который полон драматизма и веселья, наполнен движением.
И зачем. Однажды у Аничкова моста ему встретился «подходящий» купец – с окладистой бородой, солидным брюшком и добродушным лицом. Для него обрести зятя штаб-офицера означает такие гарантии получить. Федотов в своей рацее описывает сваху следующим образом: «А вот извольте посмотреть: / Как справа отставная деревенская пряха, / Панкратьевна-сваха, / Бессовестная привираха / В парчовом шугае, толстая складом, / Идёт с докладом, / Что, дескать, жених изволил пожаловать»43. Как он бьется, пыхтит, Застегнуться спешит: «Нараспашку принять – неучтиво. » Все лица типичны для купеческой среды тех лет.
Картина Сватовство майора: описание картины
По словам искусствоведа Дмитрия Сарабьянова, Федотов «всё собрал в общий механизм, как бы раскрутил действие из одного исходного пункта и пустил его в разных направлениях, заставив двигаться своих героев, вступая друг с другом во взаимодействие». Сиделец (приказчик, заменяющий хозяина торговой лавки на время его отсутствия)— молодой человек, одетый в купеческий кафтан, с расчёсанными на прямой пробор волосами. Художником было также создано множество вариантов лица и фигуры купеческой дочери, в которых он менял жесты её рук, наклон головы и черты лица— до тех пор, пока ему не удалось «наиболее ясно выразить во внешнем облике, манере держаться те чувства, которые ею владеют в данный момент— жеманное волнение, желание показать свою робость и скромность».
А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. 58, 375, 4. Платье дочери – роскошное, вечернее, бальное, с декольте.
Армейский офицер (конечно, армейский, они попроще), капитан или, скорее, майор, наслужившийся и приутомившийся от службы, подумывает уйти на покой. Крутит свой ус: «Я, дескать, до денежек Доберусь. » Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Федотову удалось «населить» картину типичными представителями купечества и дворянства и создать своеобразную «комедию положений» в живописи.
— стыд какой. Либо отучиться в гимназии и поехать учительницей в село. Комната заполнена вещами, которые демонстрируют желание хозяев жить «по-столичному», но при этом «неправильное» сочетание различных предметов выдаёт патриархальные привычки, создавая комический эффект— например, обеденный стол покрыт не белой скатертью, а розовой, с шитьём по краям.
Значительную работу в своих набросках Федотов провёл и над образом купчихи, чтобы достичь «точной читаемости в мимике лица её душевного состояния»— в окончательном варианте «зритель словно слышит слово дура», которое она говорит дочери, пытающейся сбежать от жениха-майора. / Нет, в светлицу уйду. »46. Офицер явился в мундире с эполетами имея при себе саблю и треуголку.
После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара». А роскошные платья, лица, эти бесподобные пальцы кухарки, приживалка позади нее. Не напрасно художник так носился со своей картиной, будто это была его лебединая песня. Подобных вопросов возникает множество.
Сватовство майора и шутовство художника
Один из знакомых П. Федотову офицеров сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора. В 1850—1852 годах Федотов написал вариант-повторение картины «Сватовство майора» (альтернативное название— «Смотрины в купеческом доме»), который ныне хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (холст, масло, 56 76см8 ранее в каталоге в качестве даты создания картины указывалось «около 1851 года»910, датировка «1850—1852» была предложена в каталоге, выпущенном к выставке 1993 года824). Карандаш П. Федотова в бесконечном множестве передавал типы мелких помещиков, сварливых помещиц, столичных мастеровых, ремесленников, русских и немецких хозяев. И зачем. Летом 1837 года Федотов написал акварельную картину «Встреча великого князя», за что сам князь пожаловал художнику бриллиантовый перстень.
По-видимому, художник посчитал, что «она своим размером отвлекала внимание, а положением точно в середине холста разбивала картину пополам, мешая цельности восприятия всей сцены». Потолок, с которого свисает огромная люстра, разрисован цветочными гирляндами, нимфами и амурами. Волнительное приготовление к приезду жениха ощущается во всём. Стасов отмечал, что, создав полотна «Свежий кавалер» и «Сватовство майора», «Федотов вдруг затронул такие глубокие ноты, каких до него ещё никто не брал в русском искусстве».
Постепенно сюжет сложился. Покручивая ус, он стоит за дверью в предвкушении сделки. А потом долго уговаривал и упрашивал, чтобы согласился позировать, а тот все гудел в ответ: «Нельзя, батюшка, это грех». Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. В центральной, наиболее светлой части холста находятся невеста и её мать.
Подобные браки случались тогда повсеместно. На той же выставке экспонировались две другие картины Федотова— «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста»319. Как пишет Л. Байрамова, «здесь все любовь и все приятие с миром.
В 1846 году Федотов написал свою первую картину— «Свежий кавалер», а в 1847 году— ещё одно полотно, «Разборчивая невеста»12. Образ купеческой дочери (которую часто называют невестой) более сложен, чем образ её матери. Символизировать она может социальный лифт, переход в дворянство. Образ приживалки— старухи в повойнике— введён художником для того, чтобы показать каждодневный быт купеческой семьи, «с кучей приживалок и дальних родственников, слоняющихся по дому как бесплотные тени». В комнату вбегает сваха, которая сообщает, что жених прибыл.
Как пишет Л. Байрамова, здесь все любовь и все приятие с миром. Правда, платье купчихи требует чепца, а она по привычке в простонародном платочке. У правого края полотна в открытом дверном проёме расположена фигура майора37.
/ Остальной же наряд / У француженки взят, / Лишь вечор для неё и для дочки»46. Федотов строит композицию картины таким образом, что зритель как бы наблюдает за действием с той стороны гостиной, на которой находятся окна— «создаётся невольное ощущение, что мы нечаянно заглянули в окно и застали хозяев дома в виде, вовсе не предназначенном для постороннего глаза»27.
Георгиевская лента и Сватовство майора
Наиболее колоритна фигура матери— «располневшей, но с остатками прежней красоты в лице». Тёмный силуэт майора изображён против света, так что он лишён объёмности и «противостоит реальности бытия других объёмов в конкретном пространстве интерьера»37. ассигнациями в месяц». Ах, уж эта кулебяка.
Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня"3. Теперь это уже не просто застывшее мгновение, а целый сюжет с действием. По словам Сарабьянова, в этом произведении Федотова свет и цвет выступают как средства «поэтического претворения реальности»7.
Описание картины «Сватовство майора»
А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Но дело происходит днём (свечи на люстре не горят) и вообще пока формально – лишь смотрины: наряд не подобает поводу. Обсуждая картину «Сватовство майора», появившуюся на выставке 1849 года, Стасов писал, что, несмотря на кажущуюся забавность изображённых на ней персонажей, это была схватка двух враждебных друг другу лагерей, пытающихся обмануть друг друга— «трагедия, грозно выглядывающая из-за весёлой и потешной наружной ширмы»62.
Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки. Во второй версии «в ней появляется мягкая женственность, даже некоторое изящество», так что «вместо несколько карикатурного олицетворения пошлого мещанства, глупости— перед нами возникает живой человек», вызывающий у зрителя не презрение, а даже некоторое сочувствие58. Образ купеческой дочери (невесты) также претерпел значительные изменения. При помощи скрытых и явных движений, он придаёт своим работам динамизм. чужой.
«Сватовство майора» картина Павла Федотова
Судя по тому, что Федотов поместил руку купчихи, ухватившую свою дочь за подол, почти в самом центре полотна, он придавал этой детали очень важное значение50. / По-старинному— в сизом платочке. Вот таким образом стиль Федотова называли «комическим реализмом». Все не столь однозначно с Купцом. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку. / Никогда с ними я не бывала». Отец шагает к выходу, чтобы поприветствовать гостя.
Но мы и сегодня усмехнёмся, видя человека в пиджаке, при галстуке – и обвислых штанах- «трениках». Ах, уж эта кулебяка. На полу— кошка, «намывающая» гостей28. Рядом стоят её родители, которые также принарядились ради такого торжественного момента. Как купчиха теперь ставит себя в обществе, учитывая ее новое родство с дворянином.
О знаменитой картине Сватовство майора
Это излюбленный приём Павла Федотова. Он писал, что эти картины «изображали сцены, целиком выхваченные из действительной жизни, полные глубокой мысли и здорового комизма, одинаково интересные и для знатоков искусства и для профанов». – В бытовом жанре работали, прежде всего, Передвижники. Это купеческая дочка, которая ожидает приезда жениха-дворянина в звании майора.
/ А тут нечем скрыть плеч: / Шарф сквозистый такой— / Всё насквозь, на виду.
Ах, уж эта кулебяка. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1849 году писала: «Нам говорили за достоверное, что совестливость художника в соблюдении естественности доходит до того, что он переписал фигуру старика-отца. Кроме этого, в цветовой гамме присутствуют различные оттенки белого цвета, которыми картина «словно бы прошита назквозь»34.
После смерти Прянишникова, последовавшей в 1867 году, картина была передана в Московский Румянцевский музей, в каталоге которого, опубликованном в 1915 году, она имела двойное название— «Приезд жениха (Сватовство майора)». Кроме одного. Картина «Сватовство майора» была написана в 1848 году, холст, масло. Искусствовед Дмитрий Сарабьянов писал, что полотно «Сватовство майора» является «одним из высших достижений Федотова в области живописного искусства». В ней борются противоречивые чувства.
Описание картины Сватовство майора
А седобородый батюшка-купец. Мать, чтобы удержать порыв дочери, ухватила её за платье. Ж-4521)8910. Они с лютой серьезностью подходили к описаниям жизни крестьян, устраивали хождения в народ, дабы слиться с недоумевающим народом в экстазе и в целом вели себя как герои «Неоконченной пьесы для механического пианино». На закуску к дорогому, конечно же специально купленному шампанскому (10 – 12 рублей бутылка, безумные деньги. ) – селёдка, кулебякаКто-то скажет – мелочи, условности.
На стенах висят картины, среди которых литография с видом Николо-Угрешской обители, портреты митрополита (по разным версиям, либо Санкт-Петербургского— Серафима, либо Московского— Филарета), генералов М. И. Кутузова и Я. П. Кульнева, атамана А. И. Иловайского на коне, а также самого хозяина дома с книгой в руке, чтобы подчеркнуть его грамотность36. Купец— дородный мужчина с окладистой бородой— находится в тени в углу комнаты. А эти блестящие, мерцающие в полумраке хрустальные графинчики, подсвечники, кулебяка.
Картина Сватовство майора Павла Федотова
По словам самого художника, он встретил осуществление своего идеала, «и ни один счастливец, которому было назначено самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху»4445. В 1848 году Павел Федотов начал работать над картиной «Сватовство майора»13 (также известной под названием «Женитьба майора»), которая была окончена в том же году3.
И кошка в углу на месте – уют в этом доме, майору повезло. Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на "Comedy club". В «Сватовстве майора» эта ситуация «выступает на холсте в необыкновенной конкретности», а момент, положенный Федотовым в основу сюжета, «выхвачен из происходящего во времени события так определённо, убедительно, он так безусловен, что вся ситуация вовсе не воспринимается как выдуманная, сочинённая» наоборот, она «воспринимается как некая реальность»31. Вот взволнованная, разряженная невеста, засмущавшись, спешит убежать из комнаты.
Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея» : Как хозяин-купец, Невестин отец, Не сладит с сюртуком Он знаком больше с армяком. Публика смеялась от души. Есть специальные исследования (например, Р. Кирсановой) о том, какие несуразности зорко подметил П. Федотов. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. Служанки шушукаются.
Один из знакомых П. Федотову офицеров сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора. Каждый невольно улыбался, находя в полотнах знакомые черты сокровенного русского быта. Но едва только художник одолел первую трудность, явились тысячи других. Мать пытается удержать и образумить невесту и ее поза и выражение лица выдают властный и волевой характер – наверняка в этом доме всем заправляет именно она. Задорно и живо звучали тогда слова его «Рацеи» — большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Об этом свидетельствуют десятки сохранившихся набросков (этюдов и эскизов) использованных художником для поиска композиции сцены, образов действующих лиц, а также их поз и взаимного расположения в плоскости холста.
Автор картины «Сватовство майора» (7 букв)
Да и названия у них были абсолютно необычными для того времени — «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора». Купчиха одета в нарядное шёлковое платье из переливчатой ткани типа «шанжан», а на её плечи накинута дорогая шаль с красивым узором. Не напрасно художник так «носился» со своей картиной, будто это была его «лебединая песня».
Благодаря незаурядному рвению, ломая все социальные преграды, он достиг первого офицерского чина, а затем, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице (прапорщик – подпоручик – поручик – штабс-капитан – капитан – майор), дослужиться и до "густых" штаб-офицерских эполет, дающих все права потомственного дворянства. Позже он вспоминал: «Ни один счастливец, которому было назначено на Невском проспекте самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху». Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». По мнению Сомова именно эти качества выделяли полотна Федотова среди множества более «скучных» произведений художников-академистов, представленных на выставке6465. Майор был счастлив в браке и иронии полотна не понял.
- СВАТОВСТВО МАЙОРА Павел Федотов
- Музеи ЕвропыРассказы о шедеврах живописи
- Самое интересное в виде мозаики
- Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников
- Встреча в Туркмении с Крымскими горами
- Деда на Енисей везли в скотском вагоне
Искусствовед Галина Леонтьева полагает, что в «Сватовстве майора» кухарка является положительным образом женщины из народа, поскольку она— единственная из всех героев картины— понимает низость совершаемой сделки в разыгрываемой на её глазах комедии брака55. Кроме этого, во второй версии убраны фигурные кронштейны в месте соединения стены комнаты с потолком, а также затейливые росписи на потолке с изображением цветов. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Имея изначальное намерение стать баталистом, вскоре он понял, что ему больше по душе бытовой жанр, в рамках которого в 1844—1846 годах им была создана серия многофигурных сепий. Тем не менее вариант из Русского музея имеет ряд существенных отличий от картины из Третьяковской галереи— по словам искусствоведа Галины Леонтьевой, в новой версии «Федотов вносит настолько серьёзные изменения в решение замысла, что имеются основания видеть здесь начало нового этапа в развитии творческого метода художника»41.
Типичность персонажей и реалистичность обстановки заставляли публику хохотать до колик. Он отмечал гармоничный колористический строй картины, а также мягкую красочность, которая позволяет создать цветовое единство, но при этом даёт возможность «извлечь красоту из каждого цветового качества, как бы взятого в отдельности». По словам скульптора Николая Рамазанова, дружившего с художником, во время работы над «Сватовством майора» Федотов «не позволял себе делать ничего без натуры»— платье невесты было специально для этого случая заказано многие другие вещи, «до малейшей безделицы», были им куплены или взяты напрокат17.
- Прощальная сказка для царской семьи
- Последний шеф лейб-гвардии Семеновского полка
- Рядом расположены достопримечательности
- Коллекция Государственного Русского музея
По словам художника и критика Александра Бенуа, представленные на академической выставке картины Федотова «имели колоссальный успех, небывалый со времён Помпеи», заслужив «восторженное одобрение не только публики, но и, очевидно, по недоразумению, академических профессоров, в том числе самого Карла Брюллова»5. Сюжет картины рассказывает о предшествующем сватовству моменте. Видимо, в псалтырь.
Павел Федотов высмеивает свадьбу по расчету, которая была нередким явлением в его времена. На заднем плане служанки заканчивают накрывать на стол. В частности, в повести «Невский проспект» Николай Гоголь писал: «Есть офицеры, составляющие в Петербурге какой-то средний класс общества В высшем классе они попадаются очень редко или, лучше сказать, никогда многие из них, преподавая в казённых заведениях или приготовляя к казённым заведениям, заводятся наконец кабриолетом и парою лошадей. Искусствовед Галина Леонтьева писала, что Федотову, который долго и кропотливо работал над картиной «Сватовство майора», удалось создать «одно из замечательных произведений русской живописи первой половины XIX века», которое «благодаря потрясающей правде характеров, значительности поднятой в нём проблемы оказалось много серьёзнее первоначального замысла художника»6. Они ярко освещены, «как освещаются на сцене те актёры, на которых должно быть сосредоточено внимание зрителей»47. Это положение соответствует её роли «посредника в осуществлении сделки между купцом и майором»41. Для создания фигуры майора Федотову позировал знакомый офицер, а лицо он написал с самого себя, «глядя в зеркало, только придав себе мину некоторого самодовольства и кое в чём подправив свои черты»35.
Вот таким образом мы видим георгиевскую ленту, вложенную в книгу. Сколько в этой картине торжественного благополучия, семейственности и уюта. / Ой, стыд какой. Задорно и живо звучали тогда слова его Рацеи – большого полушутливого стихотворения, состоящего из трех глав. Художественный критик Владимир Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства», опубликованной в 1883 году, рассказывал о своём знакомстве с Павлом Федотовым «в лучшую, сильнейшую пору его жизни, в те годы, когда он писал Сватовство майора»61. Художник ставит ряд очень актуальных для того периода вопросов, связанных с предполагаемым мезальянсом— женитьбой немолодого разорившегося майора на купеческой дочери6. 5.