Бакст Зинаида Гиппиус

Лирический герой не в силах преодолеть его чары. Так в 1906 году вышел сборник рассказов Гиппиус «Алый меч», а в 1908 году (также в Петербурге)— написанная во Франции всеми участниками «троеобратства» драма «Маков цвет», героями которой стали участники нового революционного движения18. Художник, заваленный работой, не выполнил обещания. Принято считать, что Гиппиус «нравилось очаровывать мужчин и нравилось быть очарованной» более того, ходили слухи, что Гиппиус специально «влюбляла в себя женатых мужчин» для того, чтобы получить от них в доказательство страсти обручальные кольца из которых потом делала ожерелье. В моих мыслях, моих желаниях, в моем духе – я больше мужчина, в моем теле – я больше женщина.

Тогда же, в письме З. А. Венгеровой Гиппиус жаловалась: «Подумайте только: и Флексер и Минский, как бы и другие, не считают меня за человека, а только за женщину, доводят до разрыва потому, что я не хочу смотреть на них, как на мужчин, — и не нуждаются, конечно, во мне с умственной стороны столько, сколько я в них Прихожу к печальному заключению, что я больше женщина, чем я думала и больше дура, чем думают другие»10:86. У Покровского сквера меня все толкало на Могилевскую, на Сенную. Художественный отдел журнала возглавил Леон Бакст. Воплощением этой идеи явилась организация Религиозно-философских собраний (1901—1903), целью которых было провозглашено создание общественной трибуны для «свободного обсуждения вопросов церкви и культуры неохристианства, общественного устройства и совершенствования человеческой природы»23. Вновь и вновь просила она прислать ей что-нибудь еще. Тема смерти затрагивается Гиппиус во всех жанрах ее творчества.

Парижская квартира Мережковских была описана за неплатёж им приходилось экономить на малом. Андрей Белый произвел на Бакста впечатление и своими произведениями и самим обликом. Ценил его как художника. Бакст был создателем живописного спектакля, в котором роль художника была едва ли не доминирующей, а единство спектакля — преимущественно оптическим4.

Путь был нелёгким: четверым пришлось перенести четырёхсуточный путь в вагоне, «полном красноармейцами, мешочниками и всяким сбродом», ночную высадку в Жлобине в 27-градусный мороз14. В это время писательница под псевдонимом Антон Крайний опубликовала сборник критических статей «Литературный дневник». Сблизилась с молодым поэтом Николаем Минским и редакцией «Северного вестника» — Анной Евреиновой, Михаилом Альбовым, Любовью Гуревич.

  • Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус
  • Описание картины «Портрет писательницы Зинаиды Николаевны Гиппиус»
  • Художник Лев Бакст— портрет писательницы Зинаиды Гиппиус
  • Описание картины Леона Бакста «Портрет Зинаиды Гиппиус»
  • Бакст (Розенберг) Лев (Лейб-Хаим) Самойлович (Израилевич)
  • Зинаида Николаевна Гиппиус — портрет
  • Зинаида Гиппиус (к портрету Льва Бакста)
  • «Я писала романы, заглавий которых даже не помню»

Хотя, как пишут, не вполне одобрял его и был строг в оценках. Гиппиус была бисексуальна36 в частности, в конце 1890-х— начале 1900-х годов она имела роман с английской баронессой Елизаветой фон Овербек, которая сотрудничала с Мережковским как композитор, написав музыку к переведенным им трагедиям Еврипида и Софокла.

Жилось Баксту в Париже трудно. Она не поняла Герберта Уэллса («Я убедилась в нищенстве его воображения. Розанов очень любит меня.

  1. «Зеленая лампа» и литературные дискуссии
  2. Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

И Баксту пришлось пойти на уступки. Бакст обратил внимание на недюжинный талант молодого Шагала. А в 1905 году, задолго до Коко Шанель, сделала короткую стрижку. Гиппиус считала, что лишь в поцелуе влюбленные равны, а в том, что должно следовать дальше, кто-нибудь обязательно будет стоять над другим. Что было делать. Для Льва Бакста театр также занимал особое и очень важное место. В корне происходившего Гиппиус усматривала некое «Громадное Безумие» и считала крайне важным сохранить позицию «здравого ума и твердой памяти»6.

С христианской точки зрения, ночь – это время искушений и опасностей18. То ли окончательно разуверившись. Знакомясь ближе с новыми людьми, мы переходили от удивления к удивленью. Голова моя ему не нужна, сердце – непонятно, а ноги казались достойными восхищения. В своей новой знакомой Мережковский тут же обрёл единомышленника, «понимающего с полуслова то, в чём даже он и сам не был до конца уверен», для Гиппиус (согласно Ю. Зобнину) явление Мережковского имело «онегинский» характер до того все её «романы» кончались горестной записью в дневнике: «Я в него влюблена, но ведь я же вижу, что он дурак»10:74. Другие предостерегали от однозначных оценок: «Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вкруг которого обрастает творчество, где— лицо, то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть— множество»31, — писал Р. Гуль. При этом многие отмечали, что дом Мережковских в Петербурге был «настоящим оазисом русской духовной жизни начала XX столетия».

Интерес к вопросам пола и еврейства сблизил таких разных людей, как Бакст и Розанов. Печальная участь постигла нарисованную Бакстом весной 1903 года обложку альманаха «Северные цветы». К счастью, эскиз обложки сохранился, что дает возможность реабилитировать Бакста. Она была дочерью именитого купца, большого знатока и собирателя живописи, основателя всемирно известной галереи П. М. Третьякова. Каждый человек, осознает он это или нет, стремится к молитве. Прочесть друзьям новые стихи, рассказы, пьесы и обсудить их собирались теперь не просто художники, поэты, писатели, а члены общества «Друзья Гафиза».

Портрет писательницы 
Зинаиды Николаевны 
Гиппиус

Радостное волнение вызывали также рассказы родителей, возвращавшихся из итальянской оперы. После чего ушел из Академии. Дм. Не все оценивали снисходительно литературные опыты Бакста. Французское правительство наградило Бакста орденом Почетного легиона.

Главным в романе стала не сюжетная линия, а настроение главного героя, его переживания. Зимой 1919 года Мережковские и Философов начали обсуждать варианты бегства. Хрупкость, тонкость, беззащитность миндального цветка не мешает ему буквально уничтожить лирического героя: изъеденный дымом и гарью, задавленный тем, что люблю15 герой остается в его власти, поглощается им, утрачивает себя, превращается в ползущую дрожащую тварь. Ранние прозаические работы Гиппиус были в штыки встречены либеральной и народнической критикой, которым претила, прежде всего, «противоестественность, невиданность, претенциозность героев»17. В Париже Бакст был чрезвычайно популярен.

Мы решились вставить в Вашу рамку одну старинную гравюру. Портрет был помещен в журнале «Аполлон», где сотрудничали выдающиеся представители творческой элиты Серебряного века. Ей принадлежит первая рецензия на стихи тогда еще никому не известного Сергея Есенина.

Всё это время Гиппиус преследовали проблемы со здоровьем: она перенесла возвратный тиф, ряд «бесконечных ангин и ларингитов». Мальчик рос болезненным и отличался заметной неуравновешенностью характера. Внешнее совершенство и красота цветка оказывается ложными.

Труппа оставалась в Париже, а Бакст находился в это время в Швейцарии. «Высокая, стройная блондинка с длинными золотистыми волосами и изумрудными глазами русалки, в очень шедшем к ней голубом платье, она бросалась в глаза своей наружностью. Существует красный цвет триумфа и цвет убийства. Для журнала «Мир искусства», где Бакст заведовал художественно-оформительскими работами, он создал не только марку журнала и обложку, но и заставки, виньетки, концовки к произведениям В. Розанова, К. Бальмонта, Н. Минского. С давних времен цветы миндаля служат символом красоты, надежды и возрождения.

О, часу ночному не верьте17). Ещё, в качестве причины называют "отёк легких". Она же и была, в сущности, автором идеи о «тройственном устройстве мира», которую Мережковский развивал в течение десятилетий15. В декабре 1905 года вышла последняя книжка «Нового пути» к этому времени Гиппиус уже печаталась, в основном, в брюсовских «Весах» и «Северных цветах»14.

Она очень любила мистификации. Однажды утром в редакцию зашли Мережковские и застали там только что вставшего Бакста. В рассказе «Зеркала» (одноимённый сборник 1898 года) герои имеют своих прототипов среди персонажей произведений Достоевского. Свой литературный и духовный идеал критик находила в той литературе и искусстве, которые развились «до молитвы, до понятия Бога». 22:163 Считалось, что эти концепции были во многом направлены против писателей, близких к руководимому М. Горьким издательству «Знание» и в целом «против литературы, ориентирующейся на традиции классического реализма»6. Основными мотивами ранней поэзии Гиппиус критики начала XX века считали «проклятия скучной реальности», «прославление мира фантазии», поиск «новой нездешней красоты». Лев Самойлович навсегда остался поклонником Чехова.

Стихи мои всем казались испорченностью, но я их не скрывала. Художник планировал опубликовать воспоминания под названием «Весна в Петербурге». Михаил Кузмин вспоминал: «Если не считать, что Лид. Некоторое время спустя Гиппиус, по её выражению, «отреклась от декадентства» и всецело приняла идеи Мережковского, прежде всего художественные18, став одной из центральных фигур нарождавшегося русского символизма, однако сложившиеся стереотипы («декадентская мадонна», «сатанесса», «белая дьяволица» и др. ) преследовали её в течение многих лет14.

На меланхоличный зеленый я наложил темно-синий, наполненный отчаянием, хотя это может паказаться доксальным. Из интимного дневника Гиппиус Contes d amour (1893) видно, что ей нравилось ухаживание и тянуло к некоторым мужчинам, но одновременно они ее отталкивали. Ещё он обучал рисованию детей состоятельных родителей.

А главное, художником. Французам было не до "Русских сезонов". Предложив увидеть в случившемся «падении» «обязательное искушение», «провиденциальное испытание», посланное всем троим для того, чтобы они организовали свои отношения на «высших, духовных и нравственных основаниях» именно Гиппиус (как пишет биограф Д. Мережковского) сумела придать «бытовой семейной истории высокий смысл» религиозного перехода к новому «состоянию жизни, завершающему человеческую историю», связанному с преображением плоти и переходом от «любви» к «сверхлюбви», наполнив феномен «троебратства» религиозным смыслом10:200. Последний считал, что «ни один мужчина никогда не посмел бы одеть абстракции таким очарованием»11 и что в этой книге наилучшим образом воплотилась «вся пятнадцатилетняя история лирического модернизма» в России6. Здесь будущий Бакст пробыл с 1883 по 1887 год.

1914—1918» (1918 год)6. Париж был подлинно пьян Бакстом3, – вспоминал один из современников. И нет кажется людей, более любящих святость семьи и святость любви». Я набросал на днях его портрет цветными карандашами. Л. Я. Гуревич свидетельствовала, что Гиппиус «пишет катехизис новой религии и вырабатывает догматы»22:126. З. Гиппиус вводит в текст пьес (например Зеленое кольцо) кинематографический прием крупного плана.

В числе новых знакомых Гиппиус были Я. П. Полонский, А. Н. Майков, Д. В. Григорович, П. И. Вейнберг она сблизилась с молодым поэтом Н. М. Минским и редакцией «Северного вестника», одной из центральных фигур в котором был критик А. Л. Волынский. По одной версии, он перешел из иудаизма в лютеранство. В 1888 году Зинаида Гиппиус с матерью вновь отправилась на дачу в Боржом. Её герои кажутся непривычными, одинокими, болезненными, подчёркнуто непонятыми. Сергей Павлович привез в Париж несколько балетов.

Сборник «Чёрное по белому» (1908), вобравший в себя прозаические произведения 1903—1906 годов, был выдержан в «касательной, туманно-импрессионистической манере» и исследовал темы достоинства личности («На веревках»), любви и пола («Влюбленные», «Вечная женскость», «Двое-один») в рассказе «Иван Иванович и черт» вновь были отмечены влияния Достоевского8.

Он проявил себя, как незаурядный пейзажист. От матери он унаследовал любовь к книгам и читал их запоем, что попало. Отсюда в 1885 году мать увезла дочерей в Тифлис, к брату Александру. В эти годы центральной темой её творчества становится проповедь новых этических ценностей. «Третья книга рассказов» (1902) Гиппиус вызвала существенный резонанс критика в связи с этим сборником заговорила о «болезненной странности» автора, «мистическом тумане», «головном мистицизме», концепции метафизики любви «на фоне духовных сумерек людей ещё не способных её осознать»8. Она сама была поэтична насквозь»10:140. Для широкой литературной общественности имя Гиппиус стало символом декаданса— особенно после публикации «Посвящения» (1895), стихотворения, содержавшего вызывающую строку: «Люблю я себя, как Бога»6.

В Париже поэтесса начала организовывать «субботы», которые стали посещать старые друзья-писатели (Н. «Я омрачила тебя, себя омрачила, отраженно— Дмитрия, но не прошу у вас прощенья, а только нужно, чтобы я же этот мрак сняла, если то мне позволят силы и правда», — отвечала ему Гиппиус. Наше положение было безвыходное».

«Да, это воистину были два разных мира. Я пристально смотрю в пол. Сборник рассказов Гиппиус «Алый меч» (1906) высветил «метафизику автора уже в свете неохристианской тематики» при этом богочеловеческое в состоявшейся человеческой личности здесь утверждалось как данность, грех само- и богоотступничества считался единым17. Конечно, талант художника затмил талант литератора.

Для нее самым важным всегда было равенство и союз душ – но не тел. Жил он, в основном за счет продаж своих картин. Отец, судя по всему, отказался от дальнейшего финансирования творческих метаний сына. Дягилев был диктатором. Непосильный труд подорвал его здоровье.

Так мог сказать только настоящий писатель, художник, человек.

Гиппиус написала для него вводную статью «Опыт свободы», в которой констатировала плачевное состояние как русской прессы, так и положения дел во всей русской эмиграции «младшего поколения»15. Яркий представитель Серебряного века, мастер к концу жизни попытался окинуть взглядом пережитое, осознавая, что «есть только одно важное время – настоящее, единственно значительная минута, сегодняшняя. То ли развеяться и отдохнуть, то ли для заведения новых связей и обмена впечатлениями.

Получив мандат на чтение лекций красноармейцам по истории и мифологии Древнего Египта10:296, Мережковский получил разрешение на выезд из города и 24 декабря четверо (включая В. Злобина, секретаря Гиппиус) со скудным багажом, рукописями и записными книжками— отправились в Гомель (писатель при этом не выпускал из рук книгу с надписью: «Материалы для лекций в красноармейских частях»)14. Похоронен Бакст на парижском кладбище Батиньоль. И уже через год они обвенчались в церкви Михаила Архангела. Что определило высокий художественно-эстетический уровень издания, сделало его рупором новых веяний в искусстве и повлияло на развитие российской культуры на рубеже веков. Бакст был завален заказами, от которых не мог, да и не хотел отказаться. Только здесь, после скучного крымского лечения, в вихре «веселья, танцев, поэтических состязаний, скачек» Зинаида сумела оправиться от тяжёлого потрясения, связанного с утратой отца14.

Он и раньше поддерживал Шагала материально. Вышло pele-mele. Образ хозяйки салона «поражал, притягивал, отталкивал и вновь притягивал» единомышленников: А. Блока (с которым у Гиппиус сложились особенно сложные, менявшиеся отношения), А. Белого, В. В. Розанова, В. Брюсова. Бакст был завсегдатаем в так называемом «доме Мурузи», где у Зинаиды Николаевны сложилось что-то вроде литературно-философского салона.

Духовно-религиозный максимализм Мережковских, выразившийся в осознании своей «провиденциальной роли не только в судьбе России, но и в судьбе человечества», достиг апогея в начале 1900-х годов. Во многом именно «молитвенность» давала повод критикам для нападок: утверждалось, в частности, что, обращаясь к Всевышнему (под именами Он, Невидимый, Третий), Гиппиус устанавливала с ним «свои, прямые и равные, кощунственные отношения», постулируя «не только любовь к Богу, но и к себе»17. Гиппиус писала о тех, кто сотрудничал с издательством «Знамя» — им руководил Максим Горький, — и о литературе в традициях классического реализма. Сборник «Последние стихи. Летом 1904 года Лев Самойлович работал над портретом Дягилева, для чего временно поселился в редакции журнала «Мир искусства».

Вечером буду у него, там соберутся В. Иванов, Ремизов, Сомов, М. Волошин и др. Поэтессе портрет понравился она решила заказать Баксту оформление сборника стихов, готовящегося в издательстве «Скорпион». Художники, в большинстве своем, вели полунищенское существование. И он на каком-то этапе отказался от сотрудничества. Если в прозе она сознательно ориентировалась «на общий эстетический вкус», то стихи Гиппиус воспринимала как нечто крайне интимное, созданное «для себя» и творила их, по собственным словам, «словно молитву»8.

Оно позволяет говорить о заранее заданной авторской идее: именно любовь, по мнению писательницы, должна привести человечество к обновлению. Сборник рассказов 1896 года она полемически озаглавила «Новые люди», подразумевая тем самым изображение характерных идейных устремлений формирующегося литературного поколения, заново переосмысливающего ценности «новых людей» Чернышевского. В Петербурге Мережковский познакомил Гиппиус с известными литераторами: первый из них, А. Н. Плещеев, «очаровал» двадцатилетнюю девушку тем, что во время одного из ответных визитов принёс из редакторского портфеля «Северного вестника» (где он заведовал отделом поэзии) некоторые стихотворения— на её «суд строгий»10:100. Гиппиусы вынуждены были остаться в Тифлисе13.

Как странно. Шагал, хотел было, поехать вслед за учителем в Париж. Ее смерть вызвала взрыв эмоций. Роман Гиппиус с критиком Акимом Волынским (Флексером) приобрел скандальный оттенок после того, как тот стал устраивать возлюбленной сцены ревности, а получив от неё «отставку», начал мстить Мережковскому используя «служебное положение» в «Северном вестнике». Меня зовут эротоманом – тоже клевета.

Творчество Гиппиус при всём своём внутреннем драматизме и антиномичной полярности, при напряжённо-страстном стремлении к недостижимому всегда являло собой не только «изменение без измены», но и несло в себе освобождающий свет надежды, огненную, неистребимую веру-любовь в запредельную правду конечной гармонии человеческой жизни и бытия. Она и муж просили издателя, Брюсова, взглянуть на обложку до ее печати. Минский, ушедший из ленинской редакции, К. Д. Бальмонт и др. ).

Этот процесс имел большое значение для истории русского символизма в целом22:122-123. Они прожили вместе 52 года, «не разлучаясь ни на один день», как писала позже Гиппиус. Не исключено, что он был и тем и другим одновременно. Многие тогда не понимали и не чувствовали сути розановских идей.

Право, мне стоит прислать и его. Эта метафора становится ключевой в последнем сборнике Гиппиус «Сияния» (1938), где преобладают мотивы одиночества и все увидено взглядом «идущего мимо» (заглавие важных для поздней Гиппиус стихов, напечатанных в 1924). Во время одного из приездов Леон Бакст познакомился с "Невскими пиквикианцами". Совместная работа с Вацлавом Нижинским над балетом Ашиль-Клод Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912) открыла путь к новому экспрессионистическому балету. Зинаида была старшей из четырёх дочерей.

Зинаида Николаевна никак не хотела верить, что перед ней единственное «писание» художника. И молодой художник зарабатывал на жизнь и оплату уроков в каком-то издательстве. Все здесь когда-то учились».

Я же решил ее, Зиночку, вовсе не рисовать, сделать просто голую девицу (античную) и ту не поспел к сроку, послал ему, Брюсову, телеграмму, что отказываюсь». Бакст был против. Все рассмотренные нами примеры связаны с ключевой в ее творчестве темой смерти. По другой версии, в могилу Бакста свела болезнь почек. Утром мать разбудила невесту криком: «Вставай.

Не случайно на ее портрете 1906 года работы Бакста ноги занимают такое важное место. Но её герои унаследовали проблематику не только Достоевского, но и Мережковского. Именно так я поступил в Шехерезаде. «Пакт о ненападении», заключенный 23 августа 1939 года между СССР и Германией, Гиппиус назвала «пожаром в сумасшедшем доме»10:427.

Не всегда сотрудничество поэта и художника было столь успешным. Это и мировая война. Например, носила мужские наряды (такой изобразил ее на известнейшем портрете Лев Бакст) или шила себе платья, на которые в недоумении и ужасе оглядывались прохожие и в Петербурге и в Париже, до неприличия явно пользовалась косметикой – на нежную белую кожу накладывала толстый слой пудры кирпичного цвета. Учился Бакст не слишком усердно. Приводилось даже какое-то его стихотворение, которое мне не понравилось. Единомышленники отмечали и особую манеру «поэтического письма, недоговоренности иносказания, намека, умолчания», манеру играть «певучие аккорды отвлеченности на немом пианино», — как назвал это И. Анненский. Своего сына Израиль Розенберг назвал Лейб-Хаимом.

Нувель и К. А. Для осуществления задуманного решено было создать «новую церковь», где рождалось бы «новое религиозное сознание». Сделано это было накануне выхода книги.

Бакст много и охотно занимался портретной живописью. Все, о чем говорилось выше, граничит с первым этапом жизни и творчества художника. Редакция журнала размещалась в доме редактора первые годы на Литейном проспекте, 45, а с 1900 года – на Набережной реки Фонтанки, 11. Его стиль восприняли законодатели парижской моды. Тогда же, оставаясь верной своим идеям, она объявила о создании бесцензурного сборника «Литературный смотр» (опубликованного год спустя), призванного объединить в себе «произведения всех отверженных другими изданиями писателей». Во всем цвела играла и пела единая буйная живописная стихия. «Естественная и необходимейшая потребность человеческой души всегда— молитва.

После появления программной работы Д. С. Мережковского «О причине упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1892), творчество Гиппиус приобрело отчетливо «символистский» характер8 более того, впоследствии её стали причислять к числу идеологов нового модернистского движения в русской литературе. Однако неожиданно от него пришло письмо с извинениями: «Ваш рисунок цензура запретила. События 1905 года стали во многом переломными в жизни и творчестве Зинаиды Гиппиус. Будут читать новые вещи». Она попыталась вступить в любовную связь с Дмитрием Философовым, спутником Мережковских исходя из того, что он человек с явным преобладанием женского начала (он был гомосексуалистом), а сама она обладает выраженно мужским характером. Увлечение политикой не сказалось на мистических исканиях последней: лозунг создания «религиозной общественности» оставался в силе, предполагая соединение всех радикальных движений для решения задачи обновления России7.

После ухода из «Мира искусства» Зинаида Николаевна выступала в качестве критика в журналах «Новый путь» (фактический соредактор), «Весы», «Образование», «Новое слово», «Новая жизнь», «Вершины», «Русская мысль», 1910—1914 годы, (как прозаик она публиковалась в журнале и раньше), а также в ряде газет: «Речь», «Слово», «Утро России» ит. д. Дружеский кружок эстетствующей молодежи и мэтров, куда входили многие мирискусники, устраивал «вечери» «на башне» Вячеслава Иванова и его жены Л. Д. В 1908 году супруги вернулись в Петербург.

«Но Дмитрию Сергеевичу казалось, что почти все его понимают и ему сочувствуют»10:169, — добавляла она. Мне жаль только было, что книжечка такая маленькая. Была издана книга, посвященная творчеству Бакста. Изменившаяся жизненная позиция З. Гиппиус проявилась в эти дни необычным образом: она— от лица трех женщин (используя в качестве псевдонимов имена и фамилии прислуги)— стала писать стилизованные под лубок «простонародные» женские письма солдатам на фронт иногда вкладывая их в кисеты. По другой, для совершения церковного обряда бракосочетания стал православным. Судя по рукописи книги Шагала "Моя жизнь", Бакст попросту обругал своего ученика.

Гораздо более ярким и спорным, чем прозаический, был поэтический дебют Гиппиус: стихотворения, опубликованные в «Северном вестнике», — «Песня» («Мне нужно то, чего нет на свете») и «Посвящение» (со строками: «Люблю я себя, как Бога») сразу получили скандальную известность7. Стихи Гиппиус кажутся холодными, однообразными, словно ледяное поле, но в них есть огонь. Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 (20)ноября1869 года в городе Белёве (ныне Тульская область) в обрусевшей немецкой дворянской семье6. А. Белый говорил, что в нём «воистину творили культуру. Поэтесса мечтала о «примирении любви и вечности», но объединяющую роль отводила смерти, которая только и может спасти любовь от всего преходящего. Подобного рода раздумья на «вечные темы», определившие тональность многих стихов Гиппиус 1900 годов12, господствовали и в двух первых книгах рассказов Гиппиус, основными темами которых были— «утверждение истинности лишь интуитивного начала жизни, красоты во всех её проявлениях и противоречиях и лжи во имя некоей высокой истины»12. 110 Inna Panek в раннем стихотворении Посвящение, (1894). Баксту это не нравилось. Кн.

Осенью 1938году Мережковский и Гиппиус выступили с осуждением «Мюнхенского сговора». Леон Бакст был не только замечательным портретистом. Они прекрасно понимали идею Собраний, значение встречи», — писала она. Провалил конкурс на серебряную медаль. Одним из показательных в плане реализации цветочной символики в творчестве Гиппиус является стихотворение Цветы ночи (1894).

Мережковский и Розанов быстро охладели к изданию, а после того, как Булгаков отклонил статью Гиппиус о Блоке под предлогом «недостаточной значительности тематики стихов» последнего, стало ясно, что роль «мережковцев» в журнале сошла на нет. Скандал стал обсуждаться в литературных кругах Петербурга, последовал ряд отвратительных инцидентов (при участии, например, Минского, начавшего распространять о своей недавней возлюбленной сплетни и его протеже поэта И. Коневского-Ореуса, принявшегося писать на поэтессу поэтические пасквили).

И как коммерсант. С этим журналом, ориентировавшимся на новое направление «от позитивизма к идеализму», были связаны первые литературные опыты писательницы. Леон Бакст (1866 – 1924) – один из виднейших представителей русского модерна, художник, сценограф, мастер станковой живописи и театральной графики, родился в Гродно.

Частое пересечение мотива смерти с мотивом любви заметно в рассказах Гиппиус. Но они так слиты, что я ничего не знаю. Занятие живописью считалось малоприбыльным. Голосом, который и теперь звучит в статьях, дневниках и письмах, удивительно совпадая с днем нынешним. Мережковские, расставшись с Философовым, навсегда уехали во Францию8.

И кажется, что именно на осень и была похожа ее жизнь. Мы живем буквально впроголодь вот уже несколько дней и заложили обручальные кольца», — сообщала она в одном из писем 1894 года (в другом сетуя, что не может пить прописанный врачами кефир из-за отсутствия денег)10:115. При этом и Гиппиус имя Мережковского было уже знакомо. Я – его.

Вообще, она позволяла себе все, что запрещалось остальным. О новом театре и театре будущего Гиппиус пишет не только в критических статьях и откликах на спектакли, но и на страницах романов, повестей, рассказов, писем. Отец, в меру сил, противился. Художник вспоминал события тридцатилетней давности.

Поначалу Гиппиус достаточно скептически относилась к внезапно проявившемуся «клерикализму» мужа позже она вспоминала, как «вечерние посиделки» 1899 года превращались в «бесплодные споры», не имевшие смысла ибо большинство «мирискусников» были весьма далеки от религиозных вопросов. Идея обновления во многом себя исчерпавшего (как им казалось) христианства возникла у Мережковских осенью 1899 года. Действие происходит ранней весной в Северной столице.

Они читали доклады на философские, литературные и общественные темы, дискутировали о миссии литературы в изгнании, обсуждали «неохристианские» концепции, которые развивал в своих стихах Мережковский. «Преступность» и «запретность» в творчестве и образе (согласно популярному штампу) «декадентской мадонны» особенно живо обсуждались современниками: считалось, что в Гиппиус уживались «демоническое, взрывное начало, тяга к богохульству, вызов покою налаженного быта, духовной покорности и смирению»14, причём поэтесса, «кокетничая своим демонизмом» и чувствуя себя центром символистского быта и его и саму жизнь «воспринимала как необыкновенный эксперимент по преображению реальности»14. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. А этого Зинаида ни в коем случае не могла допустить. Она попыталась вступить в любовную связь с Дмитрием Философовым, спутником Мережковских исходя из того, что он человек с явным преобладанием женского начала (он был гомосексуалистом), а сама она обладает выраженно мужским характером.

В Париже он стал символом успеха, законодателем моды, популярным художником. Широко известно утверждение Гиппиус о том, что супруги прожили вместе 52 года, « не разлучаясь ни на один день»8. Бакст обладал специальным даром создания костюмов.

Он иллюстрировал детские книги. Дружба с поэтессой Зинаидой Гиппиус не раз подвергалась испытаниям. К началу XX века у Гиппиус и Мережковского сложились собственные, оригинальные представления о свободе, метафизике любви, а также необычные неорелигиозные воззрения, связанные, прежде всего, с так называемым «Третьим заветом». Фамилия бабушки была Бакстер. Книга эта, по словам современников "представляла собою верх технического совершенства".

В кружок входили Константин Сомов, Дмитрий Философов, Сергей Дягилев и некоторые другие художники искусствоведы и литераторы, образовавшие со временем, знаменитое художественное объединения "Мир искусства". Все биографические источники отмечают немедленно возникшее между ними взаимное ощущение идеальной «интеллектуальной совместимости». История этого разрыва и реконструкция идейных коллизий, которые привели к октябрьским событиям, сделавшими неизбежной конфронтацию былых союзников по литературе, составила суть мемуарного цикла Гиппиус «Живые лица» (1925). Надо глубоко вчитаться в ее стихи, чтобы открыть прелесть таких, к примеру, стихов: Встань же, мой месяц серебряно-красный, // Выйди, двурогая, Милый мой, Милая28. В них, подписанных мужскими псевдонимами (Антон Крайний, Лев Пущин, Товарищ Герман, Роман Аренский, Антон Кирша, Никита Вечер, В. Витовт)15, Гиппиус оставалась последовательным проповедником эстетической программы символизма и философских идей, заложенных в её фундамент6. Увлечения, влюбленности случались у обоих супругов (в том числе и однополые).

Всегда внимательно обдуманные, часто ставящие интересные вопросы, не лишенные меткой наблюдательности, рассказы и повести Гиппиус в то же время несколько надуманы, чужды свежести вдохновения, не показывают настоящего знания жизни. Эти стихотворные послания («Лети, лети, подарочек», «На дальнюю сторонушку» ит. п. ), не представлявшие художественной ценности имели, тем не менее, общественный резонанс7. «Теперь мы в ужасном, небывалом положении. По окончании этого краткого свадебного путешествия они вернулись в столицу— сначала в маленькую, но уютную квартиру на Верейской улице, 12, снятую и обставленную молодым мужем10:83, а в конце 1889 года— в квартиру в доходном доме Мурузи, которую сняла для них, предложив в качестве свадебного подарка, мать Дмитрия Сергеевича11.

Не гневайтесь на нас. Внезапно стало еще теплее и темнее. Дневник 1911—1921» (Берлин, 1922) и «Сияния» (Париж, 1939)7. И хотя понятно, что эти лавры Вас не соблазняют, Вы писали же еще что-нибудь.

Еврей – еще, куда ни шло. Так художник создал обложку для книги стихов Сергея Городецкого «Перун» (СПб., 1907), фронтиспис к книге стихов Константина Бальмонта «Зовы древности» (СПб., 1906), обложку к книге стихов Максимилиана Волошина «Anno mundi ardentis» (М., 1916), фронтиспис для сборника стихов Александра Блока «Снежная маска» (СПб., 1907). Именно цветы угрожают жизни людей. Как талмудист – не еврейское это дело "человечков малевать".

Гиппиус оригинальнее как автор стихов, чем как автор рассказов и повестей. В новелле «Златоцвет» (1896) рассматривается убийство по «идейным» мотивам во имя полного освобождения героя: «Она должна умереть С ней умрёт всё— и он, Звягин, будет свободен от любви и от ненависти и от всех мыслей о ней». Событие это было замечено, Баксту льстили отзывы уважаемых литераторов. Стихотворение имеет кольцевую композицию. В 1899—1901 годах Гиппиус сблизилась с кружком С. П. Дягилева, группировавшимся вокруг журнала «Мир искусства», где она и стала публиковать свои первые литературно-критические статьи. Последовали новые публикации, в частности, рассказы «В Москве» и «Два сердца» (1892)15, а также романы («Без талисмана», «Победители», «Мелкие волны»), — как в «Северном вестнике», так и в «Вестнике Европы», «Русской мысли» и других известных изданиях8.

Ощутив мгновенную духовную и интеллектуальную близость со своим новым знакомым, резко отличавшимся от её окружения, восемнадцатилетняя Гиппиус на его предложение о замужестве не задумываясь ответила согласием. Отмеченная конкретизация усиливает ассоциирующиеся с ночными цветами мотивы отравы, обманчивой, злой красоты. Разнообразные таланты Бакста смогли в полной мере реализоваться благодаря той творческой атмосфере, которая царила на рубеже веков в литературно-художественной среде. Покойный вице-президент Академии Художеств, граф Иван Иванович Толстой (впоследствии городской голова) возмутился, печать подняла шум и Бакст был оставлен в покое. Но чувствовал он себя сыном России, во-первых и человеком, во-вторых.

Многие отмечали при этом, что увлечения Гиппиус абсолютно не обязательно подразумевали физическую близость напротив (как отмечал В. Вульф), даже в Акиме Волынском «её пленило то, что он, подобно ей, собирался сохранить свою телесную чистоту»13. «Романов этих я не помню, даже заглавий, кроме одного, называвшегося Мелкие волны. Непредвиденные, а порой и забавные случаи происходили не только с обложками. Вместе с тем, завсегдатаи испытывали и неприязнь к хозяйке салона, подозревая в ней высокомерие, нетерпимость и склонность к экспериментам с участием посетителей6. И тяжелое морозное дыхание, которое больно обожгло и душу и всё, что было дорого этой очень неординарной женщине. То, о чем шла речь в переписке с Гиппиус.

Даже Луначарский с ней борется и тщетно: только плачет (буквально, слезами. )»). Популярность Бакста, его большая слава, трагически отразились на его судьбе. «Какая рожа. »— будто воскликнул Мережковский (если верить воспоминаниям В. Злобина)10:68.

И. А. Бунин, подразумевая стилистику Гиппиус, не признающую открытой эмоциональности и часто построенную на использовании оксюморонов, называл её поэзию «электрическими стихами», В. Ф. Ходасевич, рецензируя «Сияния», писал о «своеобразном внутреннем борении поэтической души с непоэтическим умом»6. Не случайно в заключительной строфе снова появляется образ клубка-хаоса, в сочетании с бегущими огнями передающий ощущение наступающей агонии. Зинаида Гиппиус родилась в конце ноября. Каким-то образом ткань, манера ее разрезания и драпировки оказывала своеобразное влияние на движение танцора и его слияние с декорацией и изображением, соответствующим периоду балета5.

1914—1918» (1918) подвёл черту под активным поэтическим творчеством Гиппиус6, хотя за границей вышли ещё два её поэтических сборника: «Стихи. Журнал просуществовал недолго, причём его закат был обусловлен марксистским «влиянием»: с одной стороны— (временный, как оказалось) переход Н. Минского в ленинский лагерь, с другой— появление в редакции недавнего марксиста С. Н. Булгакова, в руках которого оказалась политическая часть журнала. В Париже по инициативе Гиппиус в 1927 году было создано воскресное литературно-философское общество «Зеленая лампа», которое просуществовало до 1940 года. Рассказ вышел совсем не дурной: назывался он La cle». Помочь ему не смогли. В течение последующих шести лет она и Мережковский неоднократно выезжали за границу лечиться.

Возможно, речь идёт о проявлениях одного и того же заболевания. Громкая парижская слава Бакста, его мировая известность мало что значили для России. Позже «Новый энциклопедический словарь» отмечал, что первые произведения Гиппиус были «написаны под явным влиянием идей Рескина, Ницше, Метерлинка и других властителей дум того времени»18.

Дед был богатым портным. Характерный для символистской литературы конфликт между болезненным ощущением внутричеловеческой разобщенности и, одновременно, стремлением к одиночеству присутствовал и в раннем творчестве Гиппиус, отмеченном характерным этическим и эстетическим максимализмом. В статье «Хлеб жизни» (1901) Гиппиус писала: «Пусть же будет у нас чувство обязанности по отношению к плоти, к жизни и предчувствие свободы— к духу, к религии.

Да, конечно, он был еврей. Призвание художника Гиппиус видела в «активном и прямом воздействии на жизнь», которой следовало «охристианиться». Смерть Дмитрия Сергеевича явилась для Зинаиды Николаевны сильнейшим ударом. В данном случае она материализует идею безысходности, замкнутого круга из которого лирический герой не в силах вырваться. Сборища «посвященных», среди которых были Л. С.

Изогнутая линия Бакста, прихотливое развитие сюжета, чуть пряный аромат артистической жизни, яркие, но гармонично сочетающиеся краски – все это есть и в романе и в картинах и в театральных постановках, оформленных мастером. В действительности, однако, как отмечал Ю. Зобнин, «дело всегда ограничивалось изящным и очень литературным флиртом, обильными эпистолярными циклами и фирменными шуточками Зинаиды Николаевны»10:139, за склонностью к романтическим увлечениям которой скрывалась прежде всего разочарованность семейной будничностью: после салонных успехов ей «стало казаться оскорбительным ровное, лишенное романтических аффектов чувство Мережковского»10:74. В 1889 году Лейб-Хаим Розенберг стал Леоном Бакстом.

Две других сестры— Татьяна Николаевна (1877—1957), художница, написавшая, в частности, портрет А. Блока (1906) и скульптор Наталия Николаевна (1880—1963)— остались в Советской России, где подверглись аресту и ссылке после освобождения из германского концлагеря они работали в Новгородском художественном музее реставрации15. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Некоторые исследователи считали, что творчество Гиппиус отличает «характерная неженственность» в её стихах «всё крупно, сильно, без частностей и мелочей. В эти дни она активно контактировала с редакторами многих столичных журналов, посещала публичные лекции и литературные вечера8, познакомилась с семьёй Давыдовых игравшей важную роль в литературной жизни столицы (А. А. Давыдова издавала журнал «Мир Божий»), посещала Шекспировский кружок В. Д. Спасовича, участниками которого были известнейшие адвокаты (в частности, князь А. И. Урусов), стала членом-сотрудником Русского Литературного общества15. Чаще всего, конечно, собирались «на башне» у поэта и литературоведа Вячеслава Иванова на Таврической улице в Петербурге.

Леон Бакст умер 27 декабря 1924 года в Париже, на 58 году жизни. Его уход связывают с рядом причин. Глубокое впечатление произвела на неё предпринятая в те дни с разрешения Синода поездка с мужем на Светлое озеро, для полемики со староверами-раскольниками: «То, что пришлось видеть и слышать, так громадно и прекрасно— что у меня осталась одна лишь печаль— о людях, вроде Николая Максимовича (Минского), декадентов Розанова— литераторах, путешествующих за границу и пишущих о неприложимой философии и ничего не знающих о жизни, как дети»10:173. 1903—1909», второй том сборника Зинаиды Гиппиус, во многом созвучный первому.

Но Гиппиус приняла на свой счет излияния художника, включив описание этого эпизода в «Дневник любовных историй». Существенное место в поэзии Гиппиус заняла тема «усилий по сотворению и сохранению души», со всеми неотделимыми от них «дьявольскими» искусами и соблазнами многими была отмечена откровенность, с которой поэтесса рассказывала о своих внутренних конфликтах. Начало литературной деятельности Зинаиды Гиппиус (1889—1892 годы) принято считать этапом «романтически-подражательным»: в её ранних стихотворениях и рассказах критики того времени усматривали влияния Надсона, Рескина, Ницше18. Гиппиус посвятила несколько стихотворений баронессе, открыто признавалась в своей влюблённости и находилась с подругой в отношениях, которые «современники называли и чисто деловыми и откровенно любовными»13. Многоцветная красочность увлекала зрителя, одурманивала его, подчиняла воле художника. Ненавидевшие Гиппиус приходили, чтобы лично убедиться в том, что она мертва.

Но в качестве зятя иудея Бакста не воспринимал. Здесь Зинаида Николаевна, женщина умная и трезвая, верно поняла истинное положение дел. Ты ещё спишь, а уж муж пришел. » Только тут Зинаида вспомнила, что вчера вышла замуж13. Конечно, я распорядился Вашу подпись с обложки снять.

Розанов пристально смотрит в пол. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Cest tout». «Маленький человек с большим горем», — такими словами вспоминали здесь девочку, постоянно носившую печать печали на лице15. Созданное художником литературное произведение включило как бы ненаписанные картины.

За рубежом и в России вышли написанные по-французски (в сотрудничестве с Д. Мережковским и Д. Философовым) книга «Le Tsar et la Rvolution» (1909) и статья о русской поэзии в «Mercure de France»18. По словам Шагала, Бакст вручил ему сто рублей и посоветовал с большей пользой для себя использовать их в России. Все это она – Зинаида Гиппиус.

Кузмин, В. Ф. Лев – Леоном. При том, что «телесную сторону брака отрицали оба», у обоих (как отмечает В. Вульф) «случались увлечения, влюбленности (в том числе и однополые)».

2. Вот ведь и не отличила поэтесса слов художника о великой ЛЮБВИ, которую сама же проповедовала, от привычки видеть у своих ног многочисленных поклонников. А вот иудей, человек, связанный с еврейством религией, не укладывался в многовековые семейные традиции. 8 января 1889 года в Тифлисе Гиппиус была обвенчана с Мережковским.

Он учился в студии Жерома и в "Академии Жюльена". Зинаида поступила в гимназию Фишер, где начала учиться поначалу охотно и с интересом8. Бердяев, С. М. В качестве авторской хроники «телесного и духовного умирания старого мира» Гиппиус оставила дневники, воспринимавшиеся ею как уникальный литературный жанр, позволяющий запечатлеть «само течение жизни», зафиксировать «исчезнувшие из памяти мелочи», по которым потомки смогли бы восстановить достоверную картину трагического события6. Нередко приятели просили Бакста нарисовать обложку к сборнику стихов или рассказов.

В 1908–1912 годах Зинаида Гиппиус опубликовала сборники рассказов «Черное по белому» и «Лунные муравьи» — их писательница считала лучшими в своем творчестве. Мережковский обиделся, сославшись на любопытство только, а не на поверку. Эти минуты просветления очень горьки. отказался меня писать просто ему нужно было, чтобы я был оживлен: до экстаза этот экстаз хотел он приколоть, как бабочку булавкою, к своему полотну для этого он с собой приводил из Мира искусства пронырливого Нувеля, съевшего десять собак по части умения оживлять: прикладыванием вопросов искусства, как скальпеля, к обнаженному нерву для оживления сажалась и Гиппиус от этого я начинал страдать до раскрытия зубного нерва, хватаясь за щеку лицо оживлялось гримасами орангутанга: гримасами боли а хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался к ним, схватываясь за кисть после каждого сеанса я выносил ощущение: Бакст сломал челюсть так я и вышел: со сломанной челюстью мое позорище (по Баксту – шедевр) поздней вывесили на выставке Мир искусства.

Заседания носили интимный характер, что возбуждало всеобщее любопытство. Но у Зинаиды Николаевны никогда дело не шло дальше поцелуев. он только лежал у моих ног. Одни именуют его ученым-талмудистом, другие – коммерсантом средней руки. Впрочем, обнаруживая среди героев первых прозаических сборников Гиппиус людей «символистского типа», занимавшихся поиском «новой красоты» и путей духовного преображения человека, критики замечали и отчётливые следы влияния Достоевского (не утраченные с годами: в частности, «Роман-царевич» 1912 года сравнивался с «Бесами»)8.

Речь идет о следующем портрете Андрея Белого, созданном Бакстом в феврале 1906 года. З. Гиппиус, «узнав об этом радиовыступлении, была не только расстроена, но даже напугана»28, — первой её реакцией стали слова: «это конец». Его отец – Израиль Розенберг. «Жестокая первая любовь» – таково черновое, рабочее название автобиографического романа, работу над которым Бакст начал в 1923 году.

Брюсову оформление понравилось. Не менее выразительна картина Августа (1904): Пусть пустыня дождевая. Зинаида Николаевна портрет одобряла. В Париже Леон Бакст прожил шесть лет. Поэзия, как определил её Баратынский, — есть полное ощущение данной минуты»20— писала поэтесса в эссе «Необходимое о стихах». Критика отметила здесь «мотивы трагической замкнутости, отрешённости от мира, волевого самоутверждения личности». Организаторы Собраний трактовали противопоставление духа и плоти так: «Дух— Церковь, плоть— общество дух— культура, плоть— народ дух— религия, плоть— земная жизнь».

Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет8. Но неизвестно почему— имя запомнилось», — писала Гиппиус имея в виду стихотворение «Будда» («Бодисатва») в первом номере «Вестника Европы» за 1887 год10:68. При ее активном содействии состоялся литературный дебют Александра Блока. После этого актуальная общественная проблематика, «гражданские мотивы» стали в творчестве Гиппиус, прежде всего, прозаическом, доминирующими7.

В том же 1893 году Леон Бакст приехал в Париж. Они декларируют новые ценности: «Я бы не хотела доживать совсем» «А болезнь— это хорошо Надо ведь умирать от чего-нибудь», рассказ «Мисс Май», 1895.

Гиппиус невольно способствовала развитию литературного дарования художника. Художник просил: «Если возможно, сохраните формат книжки согласно обложке, не уменьшая ее – будет красивее и стильнее». Профессора, в большинстве своем, строго придерживались классических канонов. Рубежом стали 1909-1910 годы, когда бешеный успех «Русских сезонов» Дягилева в Париже сделал из Бакста, главного оформителя балетов «Клеопатра» и «Шехеразада», мировую знаменитость. Императивы: «выразить и отдать всю душу» идти до конца в любом опыте, в том числе в экспериментировании с собой и людьми, — считались основными её жизненными установками17. – Значит, вас устраивает перспектива погибнуть среди 30 тысяч художников, слетающихся со всего света в Париж, – сказал он.

Каково же было его удивление, когда к нему пришел околоточный и заявил, что он должен немедленно уезжать не то в Бердичев, не то в Житомир". Время от времени он приезжал в Петербург. Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, любивший светскую жизнь и роскошь.

В 1882 году Анастасия Васильевна с дочерьми переехала в Москву. Душа в той стадии голода (да и тело. ), когда уже нет острого мученья, наступает период сонливости»11. Обтянутые желтым шелком стены, старинная мебель, картины, декоративные растения, позолоченные клетки с канарейками – все здесь было "не как дома", все восхищало эмоционального мальчика. сопела на Бакста, а Вяч.

Выдающимся мастером стиха считали её В. Я. Брюсов и И. Ф. Анненский, восхищавшиеся виртуозностью формы, ритмическим богатством и «певучей отвлечённостью» лирики Гиппиус конца 1890-х— 1900-х годов17. Появление и развитие «нового религиозного сознания» Гиппиус обосновывала необходимостью устранить разрыв (или бездну) между духом и плотью, освятить плоть и тем самым просветлить её, упразднить христианский аскетизм, вынуждающий человека жить в сознании своей греховности, сблизить религию и искусство17. То ли в знак протеста. В. В. Изнанка же – первый портрет Бакста: перекривленное от боли лицо». Она вывела в люди начинающего Осипа Мандельштама.

Закрытие «Нового пути» и события 1905 года значительно изменили жизнь Мережковских: от реального «дела» они окончательно ушли в домашний круг «строителей новой церкви»8, участником которого был теперь и близкий друг обоих Д. В. Философов при участии последнего и было сформировано знаменитое «троебратство», совместное существование которого длилось 15 лет. Бог создал нас с этой потребностью. После свадьбы супруги переехали в Петербург. Ив. Примечательна и замена семантического компонента люди (в первой строфе) на мы (в заключительной), подчеркивающая причастность лирического героя к потенциальным жертвам красоты зла19.

Однако, тот факт, что они были «созданы друг для друга», не следует понимать (как уточнял В. Злобин) «в романтическом смысле». Леон Бакст – стало звучать как наиболее парижское из парижских имен". Формула «любви и страдания» по Гиппиус (согласно «Энциклопедии Кирилла и Мефодия») соотносится со «Смыслом любви» В. С. Соловьева и несёт в себе основную идею: любить не для себя, не для счастья и «присвоения», а для обретения в «Я» бесконечности. Но они так слиты, что я ничего не знаю".

Городецкий, М. А. Вскоре после нападения Германии на СССР Мережковский выступил по германскому радио, в котором призвал к борьбе с большевизмом (обстоятельства этого события вызвали позже споры и разночтения). Нередко «внезапные догадки» исходившие из триумвирата инициировались именно Гиппиус, служившей, как признавали и остальные члены этого союза, генератором новых идей8. Гиппиус понимает, что у театральной сцены существуют свои законы, своя динамика и своя эволюция.

Зеленое кольцо (1916) – бытовая драма1. Оттого он с таким уважением и льнет к большевикам, — хотя ничего не знает, — что чувствует, что в России его перескакали») и, услышав, что в одной из «чрезвычаек» работают женщины (Стасова, Яковлева), решила чуть ли не посочувствовать одному из большевистских вождей: «Царствует особенная, — упрямая и тупая, — жестокость. Многие критики, впрочем, относились к этому периоду творчества писательницы серьёзнее, чем она сама, отмечая «двойственность человека и самого бытия, ангельского и демонического начал, взгляд на жизнь как на отражение недосягаемого духа» в качестве основных тем, а также— влияние Ф. М. Достоевского. Бакста госпитализировали в больницу Риэль-Мальмезон. Имела место и литературная составляющая – не случайно на афише «Шехеразады» стояли слова «либретто Бакста». В 1872 году у Гиппиусов родилась Ася (Анна Николаевна), ставшая впоследствии врачом.

Академическое обучение мало соответствовало веяниям эпохи. Отмечалось, что этот супружеский союз сыграл важнейшую роль в развитии и становлении литературы «серебряного века»614. В 1910 году вышло «Собрание стихов. Лучшие критические статьи были впоследствии отобраны ею для книги «Литературный дневник», (1908). 21 Гиппиус в целом негативно оценивала состояние русской художественной культуры, связывая его с кризисом религиозных основ жизни и крахом общественных идеалов предыдущего века. Гиппиус «Торжество во имя смерти».

«Да, самодержавие— от Антихриста»7, — писала в те дни Гиппиус. И стали широко использовать его. Израиль Розенберг был человеком толерантным. Розанова зовут эротоманом – это гнусная клевета.

Из интимного дневника Гиппиус "Contes d amour" (1893) видно, что ей нравилось ухаживание и тянуло к некоторым мужчинам, но одновременно они ее отталкивали. Художественное творчество Гиппиус в годы эмиграции (согласно энциклопедии «Кругосвет») «начинает затухать, она все больше проникается убеждением, что поэт не в состоянии работать вдали от России»: в её душе воцаряется «тяжелый холод», она мертва, как «убитый ястреб». Но у Зинаиды Николаевны никогда дело не шло дальше поцелуев. Искания Гиппиус не были лишь теоретическими: напротив, это она предложила мужу придать незадолго до этого созданным Религиозно-философским собраниям «общественный» статус. Впоследствии итальянские впечатления заняли важное место в мемуарах Гиппиус, наложившись на светлые и возвышенные настроения её «самых счастливых, молодых лет»11. Существует синий цвет Марии Магдалины или же синий Мессалины.

В 1903 году Бакст сошелся с вдовой художника Гриценко Любовью Павловной. Перед ним, вспоминала Гиппиус, «все мои гимназисты совсем поглупели»15. Я всегда знала, что Вы отлично умеете писать. Молодые поэты, проходившие нелегкую проверку личным знакомством с «мэтрессой», действительно испытывали серьёзные психологические затруднения: Гиппиус предъявляла к поэзии высокие, предельные требования религиозного служения красоте и истине («стихи— это молитвы»)7 и в своих оценках была предельно откровенна и резка. В рассказе «Среди мёртвых» показана необыкновенная любовь героини к умершему художнику, чью могилу она окружила заботой и на которой, в конце концов, замерзает, соединившись, таким образом, в своём неземном чувстве со своим возлюбленным22:121-122.

(«Мы для новой красоты//Нарушаем все законы, //Преступаем все черты»). В последние дни одного такого визита, в 1911 году, Гиппиус купила дешёвую квартиру в Пасси (Rue Colonel Bonnet, 11-bis) это приобретение имело впоследствии для обоих решающее, спасительное значение. Таким примером является, несомненно, описание Весеннего ветра (1907): В нем встречных струй борьбы и пляска, // И разрезающе-остра// Его неистовая ласка, // Его бездумная игра10.

Те, кто уважал и ценил ее, видели в ее смерти конец целой эпохи Иван Бунин, никогда не приходивший на похороны – он панически боялся смерти и всего, что с ней связано, – практически не отходил от гроба. По словам Г. В. Адамовича, Гиппиус была «вдохновительницей, подстрекательницей, советчицей исправительницей, сотрудницей чужих писаний, центром преломления и скрещения разнородных лучей»14. Бакст, Н. А. «Стихи её— это воплощение души современного человека, расколотого, часто бессильно рефлективного, но вечно порывающегося, вечно тревожного, ни с чем не мирящегося и ни на чём не успокаивающегося»19, — отмечал позже один из критиков. В 1911 году в журнале «Русская мысль» вышел роман Гиппиус «Чертова кукла», который стал частью неоконченной трилогии (третья часть — «Роман-царевич»). Поэт Михаил Кузмин в своем дневнике 1908 года дает достаточно уничижительную оценку: «Был мил и бестолков, читал свое сочинение говно, конечно».

Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды". Готовя декорации и костюмы к этому балету, художник тщательно изучил египетские барельефы. Что это были за волны— не имею никакого понятия и за них не отвечаю. А потом вижу, что не могу— и думаю: дай что-нибудь дурное сделаю, но очень, очень дурное, до дна дурное», «Знайте, что обижать ничуть не плохо». Шагаловские алогизмы, пресловутая шагаловская же "картиномания" его смущали. Во время работы над балетом "Истар" для труппы Иды Рубинштейн с ним случился "нервный припадок".

С 1919 года она жила в эмиграции, где публиковала работы на историко-религиозные темы («Святой Тихон Задонский», 1927). Союз с Д. С. Мережковским «дал смысл и мощный стимул всей исподволь совершавшейся внутренней деятельности» начинающей поэтессе, вскоре позволив «вырваться на огромные интеллектуальные просторы»14. Здесь и теплые солнечные лучи славы, в которых так охотно купалась поэтесса. Должна оговориться, что я была нисколько не испорчена и очень религиозна при всём этом»910:71. В 1902 году в письме Валерию Брюсову она замечала: «В 1880 году, то есть когда мне было 11 лет, я уже писала стихи (причем очень верила во вдохновение и старалась писать сразу, не отрывая пера от бумаги). Обычная трансформация еврейских имен в русскоязычной среде. В конце жизни Бакст взялся за воспоминания.

В 1918 году Леон Бакст покинул группу Дягилева. Я очень хороший, очень благодарный Ваш читатель». Тему дал Бакст, а так как была она весьма веселая, то мы, подумавши, решили писать по-французски.

Кроме того, Бакст оказался отрезанным от труппы Дягилева. Для нее самым важным всегда было равенство и союз душ – но не тел. В 1900 году журнал опубликовал статью З. Н. Где же это еще. Революция (наперекор Блоку, увидевшему в ней взрыв стихий и очистительный ураган) была описана ею как «тягучее удушье» однообразных дней, «скука потрясающая» и вместе с тем, «чудовищность», вызывавшая одно желание: «ослепнуть и оглохнуть».

Гиппиус принадлежала и идея создания журнала «Новый путь» (1903—1904), в котором наряду с разнообразными материалами о возрождении жизни, литературы и искусства через «религиозное творчество» печатались и отчеты Собраний8. Позже она вспоминала: «Мы решили однажды (Бакст зашел случайно) написать рассказ и тут же за него принялись. Охотно покупал картины. Выше моих ног его нежность не поднималась. Единственной опубликованной при жизни книгой так и остались путевые заметки «Серов и я в Греции». Мережковский «вскочил, ударил рукой по столу и закричал: Верно. » Идея Собраний получила, таким образом, последний, завершающий «штрих»10:171.

Ранняя проза Гиппиус была собрана в двух книгах: «Новые люди» (СПб., 1896) и «Зеркала» (СПб., 1898). Николай Гиппиус скоропостижно скончался в Нежине в 1881 году вдова осталась с большой семьей— четырьмя дочерьми (Зинаида, Анна, Наталья и Татьяна), бабушкой и незамужней сестрой— практически без средств к существованию. Он рвался на дачу, но Дягилев не отпускал друга, требуя окончания портрета.

А. Л. Волынский, между тем, сохранил о тех годах самые светлые воспоминания. Русский поэт Максимилиан Волошин писал: "Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже – как в дамских платьях, так и на картинных выставках". Авторское определение, соединяя и противопоставляет их друг другу: приятное (теплое) противостоит неприятному (горькому).

Бессмысленно, но это так. Как писала она в «Автобиографии», «меня занимало, собственно, не декадентство, а проблема индивидуализма и все относящиеся к ней вопросы». Вскоре после рождения сына семья Розенбергов переехала из Гродно в Петербург. Его неудержимо тянуло в Европу. Вот талант. ».

16. Точнее этюдов. Подлинная поэзия, считала Гиппиус, сводится к «тройной бездонности» мира, трем темам— «о человеке, любви и смерти». Теперь, опять. ». Редактором журнала стал Сергей Дягилев. На протяжении полутора десятилетий перед революцией 1905 года она представала перед публикой— сначала пропагандисткой сексуального раскрепощения, гордо несущей «крест чувственности» (как сказано в её дневнике 1893 года) затем— противницей «учащей Церкви», утверждавшей, что «грех только один— самоумаление» (дневник 1901), поборник революции духа, осуществляемой наперекор «стадной общественности»6.

Она обновляет такие рифмы, как любовькровь (Крик, 1896) или вливает новую жизнь в так часто использованное поэтами слово мгла, прибавив к нему эпитет безрадужная (Стекло, 1904). Эту наружность несколько лет спустя я назвал бы боттичеллиевской. В Москве ругаются литераторы на это пришлось вырезать кусок и вставить чужой рисунок (старинный) в мой. Очень рано у Льва появилась тяга к живописи.

// И, обескрылев в мокрой мгле, // Тяжелый дым ползет, не тая11. Но на корешке – объяснение. Зиновьевой-Аннибал. В дальнейшем, Лейб стал Львом. Союз с Мережковским, как отмечалось впоследствии, «дал смысл и мощный стимул всей её исподволь совершавшейся внутренней деятельности, вскоре позволив юной красавице вырваться на огромные интеллектуальные просторы»14, а в более широком смысле— сыграл важнейшую роль в развитии и становлении литературы «Серебряного века»6.

В произведениях 1920-х годов преобладала эсхатологическая нота («Россия погибла безвозвратно, наступает царство Антихриста, на развалинах рухнувшей культуры бушует озверение», — согласно энциклопедии «Кругосвет»).