Бегство Фашистов Из Новгорода Кукрыниксы
Кукрыниксы «Таня», «Бегство фашистов из Новгорода»
Великий Новгород в январе 1944 года. Впрочем, здесь они немного поторопились, поскольку их ждала еще работа на Нюрнбергском процессе, где имопять пришлось рисовать те же самые малосимпатичные лица. Картина маслом Бегство фашистов из Новгорода. Враги в панике мечутся с факелами в руках, трусливо поджигая обломки, в попытке остановить наступление советских солдат.
В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. Всего войска фронта к 10 января 1944г. Израненный, с выбоинами от снарядов стоял Собор Новгородской Софии – символ национальной славы. Значит.
Бегство фашистов из Новгорода Кукрыниксов
Огромной популярностью пользовались карикатуры, плакаты и «ОкнаТАСС», созданные К. в годы Вел. Более удачно действовала «южная группа» 59-й армии под командованием генерал-майора Т. А. Свиклина, задачей которой было вместе с соединениями 6-го стрелкового корпуса замкнуть кольцо окружения вокруг новгородской группировки противника. Член Президиума Академии художеств (1947–1949).
Крылов (1902—1990) и Н. Александрович Соколов (1903—2000). Осмеркина, А. В. Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом и абсолютно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»). Овладеть Лугой в намеченные Ставкой ВГК сроки и только силами Волховского фронта не удалось. И только потом мы поднимает взгляд вверх, по диагонали, которую составляет рука фюрера, до его лица.
— изумился Жаров, — что можете. ». На фоне мрачного неба высится величественная громада Софийского собора. Таково содержание широко известной картины Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода». Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др. ). В 1944—46 Кукрыниксы создали одну из своих лучших картин «Бегство немцев из Новгорода», правдиво и убедительно передав в ней момент, когда бегущие из Новгорода гитлеровцы лихорадочно мечутся с факелами, поджигая постройки. Макет альбома иллюстраций выполнен научными редакторами тома.
Учился в Туле в художественной студии при патронном заводе (1918–1921) у Г. М. Первая значительная картина Кукрыниксов «Утро» (1938) правдиво изображает быт царской армии, раскрывая ее классовую суть в контрастных образах офицера и денщика. «.
Кукрыниксы (Бегство фашистов из Новгорода)
Учился в изостудии рыбинского Пролеткульта (1920–1923) у М. М. Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. Общий замысел операции заключался в том, чтобы вначале одновременным ударом двух фронтов разгромить петергофско-стрельнинскую (Красносельско-ропшинская операция) и новгородскую группировки противника, расположенные на флангах 18-й немецкой армии. Во второй половине февраля немецкие войска начали общее отступление на линию «Пантера». Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием.
Группа «Шпета» (остатки 1-й авиаполевой дивизии и кавалерийского полка «Норд»), а также 8-я егерская дивизия занимали оборону по обеим сторонам железной дороги Новгород— Батецкий, а группа «Фергута» (части кавалерийского полка «Норд» и 290-й пехотной дивизии) прикрывала направление на Шимск19. Ее мрачный колорит богат. В 1942 Кукрыниксы написали картину «Таня» (2-й вариант в 1947), запечатлев героическую смерть Зои Космодемьянской, в 1945—46 — картину «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии».
Эти же мысли руководили художниками, когда в 1944 году они приступили к созданию картины Бегство фашистов из Новгорода (ГРМ). В 1944 году Кукрыниксы приехали в освобожденный Советской Армией Новгород. Ждать, пока доходы начнут приносить пейзажные штудии, было выше всяких сил, вот таким образом молодые пейзажисты пересилили себя и занялись производством «изопародий». Для этого 25 января штабу 8-й армии были переподчинены 7-й (256-я, 382-я, 372-я стрелковые дивизии) и 14-й стрелковые корпуса, а также 7-я гвардейская, 16-я, 122-я танковые бригады и некоторые другие части 59-й армии.
При своем отступлении фашисты расхитили в музее ценнейшие коллекции по археологии истории и искусству, а здание музея и его художественную галлерею разрушили они разграбили научную библиотеку, редчайшую фототеку иБегство немцев из Новгорода. Одна из лучших картин – «Бегство немцев из Новгорода». В снегу хаотично разбросаны обломки монумента «Тысячелетие России», беспощадно и целенаправленно распиленного фашистами. На рассвете части «южной группы» на северо-западном берегу озера атаковали части 2-й латышской бригады СС и к вечеру захватили плацдарм шириной до 5 километров и глубиной до 4 километров. политич.
Оперативная группа «Фриснер» силами 285-й охранной дивизии и частей 12-й танковой дивизии, наступавшими с севера от Череменецкого озера и 121-й пехотной дивизии, наносившей удар с юга от Уторгоши, перешли в контрнаступление и 3 февраля замкнули кольцо окружения, соединившись в районе Страшево. Народный художник СССР. КРЫЛОВ Порфирий Никитич (1902, деревня Шелкуново Тульской губернии – 1990, Москва)Художник, график.
Ребята присели к столу и стали что-то быстро рисовать, по очереди перекидывая лист друг другу. Он при последнем издыхании. Расширенный поиск.
Бегство фашистов из новгорода описание
Все в этой картине находится в состоянии неустойчивости. Бегство фашистов из Новгорода. Окончательно сложилась их творческая методология, определился. Значительно большего успеха добились соединения 59-й армии, действовавшие на левом фланге. Кончаловского. Надо полагать, что эта внезапность появления военных преступников одного за другим на пороге зала суда отложилась в сознании художников и подсказала найденное в «Конце» внезапное появление Гитлера.
Нар. Несмотря на отблески пожара на заднем фоне, клубы дыма движутся в сторону убегающего врага.
Кукрыниксы Бегство фашистов из Новгорода, 1944. Эти же мысли руководили художниками, когда в 1944 году они приступили к созданию картины «Бегство фашистов из Новгорода». Еле держится на ногах фюрер, качаются на стене сдвинутые с места картины, болтается бездействующая телефонная трубка, вверх ножками торчит опрокинутый стул. Более того танково-гренадерский полк 12-й танковой дивизии также оказался в окружении. 1944 году Кукрыниксы приехали в освобожденный Советской Армией Новгород.
Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др. ). Первые живописные произведения Кукрыниксов («Похороны комиссара», «Господа интервенты», «Въезд белых» и др. ) появились в 1932.
Бегство фашистов из Новгорода (Кукрыниксы, 1944 – 1946)
Участник выставок с 1927, совместных с 1929. «Конец» является наиболее сильной реалистической картиной Кукрыниксов создавая эту картину, художники использовали лучшие традиции русской реалистической школы живописи. Заведующая отделом Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Ирина Васильева пояснила, что вторая картина «Бегство фашистов из Новгорода» – это авторское повторение первой и подарок Кукрыниксов Новгородскому музею. Холст, масло. Однако не психологические портреты сами по себе интересуют художников. Рисунки в тексте выполнены художником В. А. Лапиным.
В 1944 году Кукрыниксы приехали в освобожденный Советской Армией Новгород. Генерал на первом плане парализован страхом. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». Она пишет, что существуют две картины КУКРЫНИКСОВ «Бегство фашистов из Новгорода».
Кукрыниксы «Бегство фашистов из Новгорода» 1944-1946гг
Список иллюстраций подготовлен Л. С. Алешиной, В. М. Макаревич. Кукрыниксы обрисовали каждое действующее лицо, так или иначе помраченное животным страхом. В 1958— 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. Пенсионерка Тамара Павловна Щедрова, всю свою жизнь проработавшая учителем, привела в своем письме малоизвестные факты о том, что Герой Советского Союза А. М. Шаров закончил в 1933 г. железнодорожную школу (сейчас в этом здании начальное звено гимназии 2), а после войны неоднократно встречался со школьниками, о чем свидетельствуют представленные ею фото. Мрачное небо оно негостеприимно к оккупантам. Наступление 42-й армии поставило под угрозу окружения основные силы 18-й немецкой армии. Все идет прахом.
Понимая это, В. Модель отдал приказ своим войскам любой ценой удержать коммуникации между Лугой и Псковом. Картина «Бегство фашистов из Новгорода», Кукрыниксы, 1944 1946 гг. Около него чемодан, приготовленный загодя, когда еще можо было думать о бегстве. К 21 января боевая группа «Шульта» (2-я латышская бригада СС, остатки 28-й егерской, боевые группы 24-й, 121-й, 21-й пехотных дивизий) занимала оборону на участке Спасская Полисть— Татино, прикрывая направление на Финев Луг.
Часть немецкой 58-й пехотной дивизии попала в окружение. Основная идея картины Кукрыниксов Бегство фашистов из Новгорода 1944 1946 во многом совпадала с замыслом юоновского Парада на Красной площади 7 ноября 1941 года. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Народный художник СССР. СОКОЛОВ Николай Александрович (1903, Москва – 2000, Москва)Художник, график. Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле. КУПРИЯНОВ Михаил Васильевич (1903, деревня Теннеши Казанской губернии – 1991, Москва) Художник, график. Куприянов, к примеру, много работал над пейзажами, Крылов писал портреты и живописные панорамы Европы, а Соколов с трогательной нежностью выписывал красоту природы родных мест и повседневные сцены Московской жизни.
Кукрыниксы рассказывали, как они впервые столкнулись с главарями фашистов в Нюрнберге: «Мы рассматриваем пока еще пустой зал суда, как вдруг из выдвижной двери боковой стены внезапно появляется знакомая фигура. художники СССР (1958), действит. Противник, чтобы сохранить связи между 18-й и 16-й армиями, упорно оборонял город18. Они – авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947 – 1948), «Старые хозяева» (1936 – 1937).
В центре картины высится исполненный трагической красоты собор, рисунок силуэта его чист и ясен. Татьяна Смирнова назвала не только Героев Советского Союза, уроженцев Новгорода, но и всех героев, родившихся на территории Новгородчины, ранее входившей, как известно, в состав Ленинградской области. Ужас, охвативший всю компанию, находит в фюрере самое откровенное и комичное выражение.
Описание картины Кукрыниксы «Бегство фашистов из Новгорода»
В то время мы, конечно, не думали, что будем трудиться втроем всю жизнь. Немецкое командование, понимая всю серьёзность ситуации, было вынуждено усилить и перегруппировать свои войска, действовавшие против 59-й армии. сочетание страшного и выдуманного было в этой фигуре, оказавшейся Гессом». В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза.
Оккупация города продолжалась с 15 августа 1941 года по 20 января 1944 года. КУКРЫНИКСЫ, творч. 1944-1946 Холст, масло Государственный Русский музей. Три художника работали методом коллективного творчества. «Новгород – город воинской славы» – 65–ая годовщина освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков 20 января 2009 г. Русские воины перед боем. Теневая экономика и «бегство» капитала.
- Господин Великий Новгород (Часть вторая)
- Русский музей Дополненная реальность
- Новгородско-Лужская наступательная операция
- О творчестве художников Кукрыниксы
- Коллекция Государственного Русского музея
Комизм положения фюрера, как, впрочем и всех остальных фашистов, заключается прежде всего в том, что все эти «сверхчеловеки» с их бредовыми планами господства над миром трусливо забрались в толстостенное убежище и умирают от страха, в то время как там, наверху идет последнее, решающее сражение. члены АХ СССР (1947), Герои Соц. Исходный файл (772 700 пикселей, размер файла: 58 КБ, MIME-тип: image/jpeg). Картины художников Кукрыниксов. Во время Великой Отечественной войны город был оккупирован.
Участник совместных выставок с 1929. Командующий группы армий «Север» В. Модель до последнего момента надеялся удержать линию фронта на рубеже между озером Ильмень и Чудским озером.
Этим картинам, так же как и серии «Старые хозяева» (1936—37), еще была свойственна известная схематичность характеристики. Страшная картина варварского разрушения предстала перед ними. В картине воспроизведено бомбоубежище Гитлера в Берлине. Отеч. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска.
- рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры
- Что будем делать с полученным материалом
- Карикатуры художниковКукрыниксов
- ПлакатыВОВ в творчестве Кукрыниксов
1944-1946 годы. На снегу валяются бронзовые фигуры разбитого фашистами памятника «Тысячелетия России» протянутая кверху рука одной из фигур словно взывает к отмщению. В 2 «Крокодила» за 1960 год, посвященном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе» : западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию». В 1958 – 1959 годах были опубликованы карикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В ней показан конец кровавой авантюры гитлеризма, разгромленного Советской Армией.
Картина «Конец» – свод жизненных наблюдений ее авторов, в котором отлились характерные черты их творчества, определился высокий уровень достигнутого ими мастерства. В центре картины высится исполненный трагической красоты собор. Учились в моск. Характеристика маньяка подчеркнуто экспрессивна и окрашена острым комизмом. Разумеется, трудоустройство состоялось.
Час возмездия близок, бои идут на улицах Берлина, бежать некуда. Позы, жесты, мимика, кисти рук характеризуют состояние персонажей. Непосредственные подходы к городу прикрывали три линии обороны. Бегство фашистов из Новгорода. Для выполнения поставленной задачи войска фронта получили 15000 солдат маршевого пополнения и 130 танков19.
В дальнейшем наступление развивалось не столь стремительно. Где-то вверху, куда обращен безумный взгляд Гитлера (важный мимический и сюжетный штрих. ), громыхает советская артиллерия. Труда (Крылов с 1972, Куприянов и Соколов– с1973). С той поры в журнале стали регулярно появляться острые и выразительные рисунки молодых авторов, подписанные составной фамилией Кукрыниксы.
«А что вы можете нарисовать. »—спросил Жаров. По другим данным общая численность войск фронта перед началом операции составляла около 260000 солдат и офицеров1. Освещенный теплыми лучами солнца, собор одновременно соединяет в себе трагичность и величие культурного наследия. Об этом сообщила и Тамара Павловна Щедрова. графиков и живописцев (псевдоним по первым слогам фамилий): Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович.
коллектив рос. Куприянова, П. В. Живопись пастозна, материальна, красива. Вхутемасе–Вхутеине (между 1921 и 1929). Кукрыниксы известны также и как художники и мастера станкового рисунка.
Но самим художникам этот марафон дался нелегко. Иллюстрация к новости Тысячелетие России: памятник, его герои и соответствие ему. Несмотря на багряное зарево пожара, на снятую золотую обшивку куполов, собор твердо стоит на родной земле как олицетворение героической славы России. Удачно найти сюжет – половина дела для мастера жанровой или исторической картины. В снегу хаотично разбросаны обломки монумента «Тысячелетие России», беспощадно и целенаправленно распиленного фашистами. Фашизм рушится на глазах – таково основное ощущение зрителя. Кукрыниксы Бегство фашистов из Новгорода.
Народный художник СССР. Немецкое командование, стараясь удержать «лужский рубеж» любой ценой, сосредоточило все наличные силы в этом районе— в начале февраля здесь держали оборону части 12-й танковой, 4 пехотные дивизии, 6 боевых групп пехотных дивизий и остатки ещё 6 дивизий и бригад18. Митурича. Шегаля в Высших художественно-технических мастерских – ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (Москва, 1921–1928) у А. А.
Утром 20 января части 191-я и 225-я стрелковые дивизии 14-го стрелкового корпуса и 382-я стрелковая дивизия 7-го стрелкового корпуса (из резерва фронта) без боя заняли Новгород. Совместно работая с 1924, выступали в газетах и журналах («Правда», «Крокодил» и др. ) с новым типом карикатуры, отмеченным острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характеристикой персонажей (серия «Транспорт», тушь, 1933–34). Куприянова, П. И. При этом части 12-й танковой, 12-й авиаполевой и 126-й пехотной дивизий должны были нанести контрудар от восточного побережья Чудского озера в северном направлении25. Картина хранится в Государственном Русском музее.
Даже в карикатурах он не был столь страшен и жалок. Даже бегающие оловянные глазки – все до мелочей знакомо нам. потирает руки и притопывает ногами». Творческий коллектив советских художников — графиков и живописцев, в который входили М. В. Куприянов (1903—1991), П. Н.
На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. В Нюрнберге на суде демонстрировались фильмы, в которых действовал Гитлер и его подручные. 1944-1946. За ним маячит чуть видно голова Геббельса. Вместе с тем она так удачно оркестрована, что зритель сразу схватывает самое существенное. «А что вы можете нарисовать. » – спросил Жаров. В 1925 году поэт Александр Жаров известный, в том числе и стихотворением «Взвейтесь кострами», работал редактором молодежного журнала «Комсомолия».
Особое место в творчестве Кукрыниксов занимает картина «Конец» (1947—48 Кукрыниксы удостоены за нее Сталинской премии в 1949). Шевченко, там же в аспирантуре (1928–1929) у П. П. Теперь армии предстояло, наступая в направлении Гдова, обойти «лужскую группировку» противника с северо-запада, перерезать коммуникации противника на линии Луга— Псков и способствовать в овладении Лугой войскам 67-й армии и Волховского фронта21. Гитлеровцы мечутся с факелами: пытаются на прощание уничтожить древний город. Красноречивые детали соподчинены друг другу и главной теме.
Львова, П. В. Немецкие войска 18-й армии, хоть и потерпели тяжёлое поражение, всё-таки не были разгромлены и сохранили значительную часть своего боевого потенциала, что не позволило советским войскам весной 1944 года прорвать линию «Пантера» и приступить к освобождению Прибалтики. На направлении главного удара фронта в районе севернее Новгорода основная оборонительная полоса немецких войск была построена вдоль шоссе Новгород— Чудово, а вторая— по реке Кересть. Никто не встал, даже не обернулся, когда Гитлер появился в дверях.
В выпученных глазах старика отчаяние преступника перед неминуемой гибелью. Указатель составлен Н. Н. Банковским и М. И. Безруковой. Общая композиция повторяется, но есть и отличия и они понятны. Части 28-й егерской, 1-й авиаполевой дивизий и кавалерийского полка СС «Норд», бросив тяжёлое вооружение, вечером 19 января оставили город15.
Чуйкова на графическом факультете Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН) – Москва, 1921–1929 у Н. И. Командование 8-й армии сумело оперативно организовать доставку по воздуху продовольствия и боеприпасов окруженным частям, что позволило «группе А. Г. Козиева» отразить все атаки противника, которые неоднократной предпринимались немецкими войсками 6-15 февраля2627. Однако с первых же дней содружества каждый из нас увидел пользу и интерес в коллективе». Почему они начали сотрудничать с периодикой и рисовать карикатуры, понять просто.
И когда задумаешься и представишь себе этих трех высокоодаренных живописцев, рисовальщиков, которые при всем умении создавать буквально все — от пленэрного пейзажа, реалистического портрета, сложнейшей станковой картины до превосходной книжной иллюстрации к творениям мировой и отечественной классики — прежде всего находили в себе энергию и время отдавать свой дар борьбе со злом и неправдой в карикатурах, плакатах, «Окнах ТАСС», то становится ясно, какую высочайшую этическую задачу ставили перед собою мастера. Учился в ташкентских Центральных художественно-учебных мастерских (1920–1921) у С. А. Затем появлялся Гитлер после разгрома его армий в районе Волги.
Война нанесла огромный и во многом непоправимый ущерб как памятникам самого города, так и его окрестностей. Множество впечатлений сгустились в один крайне выразительный образ. В картине «Конец» Кукрыниксы показали конец фашизма как воплощение мечты многомиллионных народных масс, героически боровшихся против империалистических захватчиков. силой обладала ипослевоенная сатира К., бичевавшая «поджигателей войны», «пережитки капитализма» и т. п.
Ребята вели полуголодное студенческое существование, а в газетах, в принципе, платили и иногда очень неплохо. Это он – Геринг». Продолжив наступление, советские войска не позволили противнику удержать «лужский рубеж» и установить новую линию фронта между Чудским озером и озером Ильмень. Одна из бронзовых фигур с протянутой рукой выдвинута на передний план, взывая к отмщению.
В снегу валялись части распиленного гитлеровцами памятника «Тысячелетие России». Однако выйти из окружения немецким войскам не удалось. Художники были в Берлине в мае 1945 года, затем у них было еще несколько командировок, в том числе и на Нюрнбергский процесс. 1944-1946. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г», «Чкалов на острове Удд» и др. Ими выполнены рисунки пастелью – «И.
Керчь 1941-1944. Израненный, с выбоинами от снарядов стоял Собор Новгородской Софии. Описание. Вероятно, задумав картину «Конец» Кукрыниксы хотели окончательно закрыть для себя тему Гитлера и краха нацизма. «Все трое.
Одна хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Молодой питомец Гитлера опустошил бутылку и погрузился в спасительный сон. войны. Он явно почти не пил, перед ним стоит недопитая рюмка, он сосредоточен и что-то замышляет. Таким образом, В. Модель был вынужден отдать приказ своим войскам начать отступление25.
«Сравнивая оба варианта, можно почувствовать, как вдумчиво художники работали над картиной», – отмечает еще одна участница конкурса Марина Звероловлева и приводит выдержку из книги В. И. Гапеева, Э. В. Кузнецова «Беседы о советских художниках»:«. Как только разведка обнаружила отход немецких войск из «мгинско-синявинского выступа», 67-я армия Ленинградского фронта и 8-я армия Волховского фронта получили приказ начать преследования отступающего противника. «Бегство фашистов из Новгорода». Холст, масло. Фрагмент фасада Софийского собора в Великом Новгороде.
15 января советское командование ввело в бой севернее и южнее Новгорода дополнительные силы из второго эшелона 59-й армии. Затем так же внезапно «на пороге двери показалось нечто еще более страшное.
В этом — подлинная народность картины и ее грозное предупреждающее значение для новых «претендентов» на мировое господство. Десятки вариантов, сделанных по памяти, не заменят одного, сделанного с натуры».
По дорогам войны вместе с частями Советской Армии с карандашом в руках шли художники. Публикации. Бегство фашистов из Новгорода.
КУКРЫНИКСЫ. Но не они занимают внимание художников.
Щеглова в Высших художественно-технических мастерских – ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН (Москва, 1923–1929) у Н. Н. При малейшей возможности мы работали. Освобождение воронежа от фашистов. Кругом пылает огонь, по дороге бегут фашисты. Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием.
У зрителя не остается сомнений: время расплаты близко, неотвратима победа света над тьмой. По завершенности замысла, яркости воплощения «Бегство фашистов из Новгорода» – одно из наиболее значительных полотен военного времени». Редакция заинтересовалась историей появления второй картины. Немцами была организована управа, подчинявшаяся местной военной комендатуре. Бегство фашистов из Новгорода. Новгород обескровлен и осквернён. Помимо этого использованы фотоматериалы О. А. Швидковского.
13 февраля немецкие части, бросив танки и артиллерию, попытались прорваться в направлении Струг Красных, переправившись через озеро Чёрное, но лишь немногим удалось вырваться из окружения. Зрителю сразу становится ясно, что этот человек оцепенел от ужаса. На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появлялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. Митурича. Все это питало воображение художников, а мысль работала в определенном направлении.
Участник выставок с 1929.