Беление Холста Зинаида Серебрякова
Картина Зинаиды Серебряковой Беление холста: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Описание картины «Беление холста»
Выразительные черты ее лица заставляют зрителя надолго задержать взгляд на полотне. Красивы и полны жизни их лица, раскрасневшиеся в отблесках пробуждающегося солнца. Работа над «Белением холста» продолжалась долго и прошла характерные для творчества Серебряковой стадии напряженной работы над подготовительными рисунками (огромное количество их сохранилось в фондах Третьяковской галереи и Русского музея), а затем поисков наиболее ясного и лаконичного композиционного решения. В картине «Девушка со свечой» Зинаиде Серебряковой удалось не только создать изящный портрет, но и предвосхитить метафору собственной жизни. Следующая ее выставка за рубежом состоялась только в 1927 году.
Работа над «Белением холста» продолжалась долго и прошла характерные для творчества Серебряковой стадии напряженной работы над подготовительными рисунками (огромное количество их сохранилось в фондах Третьяковской галереи и Русского музея), а затем поисков наиболее ясного и лаконичного композиционного решения. Труд работниц не кажется изматывающим. Закончив «Жатву», Серебрякова не перестает думать о новых работах, посвященных крестьянскому труду и людям русской деревни. Его уход и начавшиеся в стране несчастья положили конец той прекрасной безмятежной эпохе. Нынешняя ретроспектива, в которую входит около 200 произведений живописи и графики, отличается от той, 30-летней давности, тем, что на ней будет представлена та французская часть ее наследия, которая прежде у нас не показывалась, а также бельгийские монументально-декоративные работы (панно для виллы «Мануар дю Реле» барона Броуэра середины 1930-х) их десять лет назад можно было увидеть только в Русском музее.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова Беление холста
(Разработчиками живописной декорировки других помещений вокзала были, наряду с Рерихом, П. В. Кузнецов и князь С. А. Щербатов. ). И вдруг, как считали некоторые, этот пробудившийся интерес к истории обрывается — ЗинаидаСеребрякова пишет картину «Беление холста». Конечно, она, как всегда, работает с полной отдачей сил, сделав за 1915–1917 годы чрезвычайно много но все то время, что ей приходится тратить не на живопись, а на хозяйственные дела и тем более на обязательное общение с гостящими у них родственницами и знакомыми, она считает пропавшим впустую: «Хуторские дамы редко выползают гулять. Но ни она, ни ее дочь не унывают.
Красива в своей простоте и спадающая широкими складками одежда женщин. Бесконечные выставки, тусовки в знаменитом обществе «Мир искусств», первое признание таланта — знаменитоеполотно«За туалетом», впервые показанное на большой выставке приносит широкую известность. Выбор костюма указывает на личные характеристики и качества крестьянок. В основу же второго, окончательного варианта Серебрякова кладет тот же принцип, который применила в решении «Жатвы».
Существует два варианта картины. Она рисует и раненых русских солдат, находившихся на излечении. Взгляд Серебряковой на женское тело (а ее картинный мир – это мир без мужчин, портреты – другое дело) – взгляд художника-классициста, точнее, неоклассициста, ценящего форму. «Провизию достаем, — сообщает Екатерина Николаевна сыну, — но с трудом сахар и мыло, а также мяса нет».
Беление холста — Зинаида Серебрякова
Выдержанный в холодноватых «чистых» тонах, единообразие которых разбивается редкими яркими вкраплениями (желтый кувшин слева), он радует глаз своей «целомудренностью», простотой, сдержанным изяществом. Интенсивные красочные пятна создали сильный зрительный эффект.
БАЛАНЧИНА) В КОСТЮМЕ ВАКХА (1922). Наблюдая, как искусство становится рабом в ногах у власти, Зинаида горестно размышляла в своем дневнике: «Жизнь представляется мне теперь бессмысленной суетой и ложью – уж очень засорены сейчас у всех мозги и нет теперь ничего священного на свете, всё загублено, развенчано, попрано в грязь». Основные же планы на ближайшее будущее Серебрякова связывала с подготовкой новых картин — «Беления холста» и «Стрижки овец» — наряду с работой над отдельными большими портретными изображениями крестьянских девушек.
Кроме того, занятиям живописью сильно портила болезненность Зины. Сама же Зинаида Евгеньевна в письмах в Петербург обращается к мужу с просьбами: «Пожалуйста присылай иногда Огонек, я буду давать его раненому Петру», — Петру Васильевичу Безбородову, крестьянину из Нескучного, чью жену Марину она неоднократно рисовала и писала.
В годы войны «нескучненские» альбомы также полны и набросками и тщательно выполненными зарисовками крестьян и крестьянок. Интересно, что миф об Актеоне, подстерегшем Диану и ее подруг, В. А. Серов наметил в качестве одной из тем стенной росписи дома В. В. Носова в Москве, доведенной до стадии подготовительных работ. И выставка оправдает эти ожидания. В доме любили говорить: «У нас все дети рождаются с карандашом в руке».
В результате ее эскизы понравились заказчикам больше, чем жесткие по рисунку и условные эскизы такого опытного мастера, каким являлся М. Добужинский. Этому способствует укрупненный масштаб, взятая снизу вверх точка зрения. Это были любовь к земле, своим корням и простой жизни. Точка зрения «от земли», заставляя видеть фигуры снизу, вызывает впечатление их почти титанического роста, кажущегося естественным хотя бы потому, как легки и свободны движения девушек.
Но ни она, ни ее дочь не унывают. Так они выглядят как памятники красоте и молодости.
Самые близкие и любимые люди собрались вместе за обеденным столом. Весь остаток жизни Зинаида желала вернуться обратно – к детям, матери, к той жизни в Петербурге, с которой начинался ее творческий путь, но до конца своих дней оставалась «запертой» во Франции: война и оккупация Парижа сделали невозможным возвращение в Россию. Павел Третьяков сразу же приобрел холст для своей галереи. В озерах Швейцарии между остатками свайных построек найдены обрывки льняной тканины. Работы имели грандиозный успех и вскоре все были распроданы. И в этом смысле выставка не подведет дирекцию Третьяковки и не даст шанса высокоморальным зрителям проявить бдительность: ничего «такого» в экспозиции не будет.
В Русском музее сохранились подготовительные рисунки к росписям, а в Третьяковской галерее — несколько великолепных окончательных вариантов темперных эскизов: «Япония», «Сиам», «Индия», «Турция». Это был период расцвета творчества талантливой художницы. Серебрякова подчёркивает единство народа, его самобытность и красоту работающего человека. Однако спустя время Серебрякова понимает, что она обманулась. Первые известные работысоздаются здесь — в городе на Неве.
Невинное трепетное лицо освещает невидимая свеча. А художница взяла это за основу раскрытия их образа. В то время, когда Серебрякова писала этот портрет, Джордж Баланчин еще не был всемирно известным хореографом, создателем «американского балета». Зинаида Евгеньевна изобразила троих старших своих детей: восьмилетнего Женю, Шуру младшего Жени примерно на полтора года и Тату (ей в 1914 году минуло два года). Бабушка, мама художницы, разливает по тарелкам суп.
Любовь к родине переосмысливается художницей – вероятно из-за сгущающей краски Первой мировой войны, отразившейся на судьбах многих русских людей. В эти тяжелые месяцы перед художницей стоит только одна задача — выжить.
В большом зеркале отражается молодая женщина, занятая утренним туалетом. Настроениям времени более отвечала картина «Беление холста», работа над которой вступила в завершающую стадию. Вспомним вот о чем.
Лишь спустя два года, после отъезда в Париж и знакомства с Дягилевым (именно он, кстати, сделал из Баланчивадзе Баланчина), начнется его стремительное восхождение к славе и успеху. Но это лишь кажущийся отход от истории, от эпоса.
Картина «На лугу. Идея, положенная Щусевым и Бенуа в основу росписи, — связь Европы с Азией — должна была воплотиться в аллегорических формах: в предложенном Евгением Лансере плафоне «Встреча Европы, похищаемой быком-Зевсом и Азии на драконе», в наддверных панно «Триумф Европы» и «Триумф Азии», за работу над которыми брался сам Бенуа, в панно на тему присоединения Казани к России Бориса Кустодиева и, наконец, в восьми панно с символическими изображениями стран Востока, четыре из которых были поручены Михаилу Добужинскому, а четыре — «Турция», «Индия», «Сиам» и «Япония» — Зинаиде Серебряковой. Екатерина Серебрякова посвятила свою жизнь служению таланту мамы. Екатерина Николаевна писала: «Зинок рисует своих московок, она наслаждается ими и их рассказами». Узкая полоска земли смотрится постаментом для этой почти скульптурной композиции.
В зимние месяцы в Петербурге Серебрякова делает бесчисленные зарисовки произведений искусства интересующих ее стран, настойчиво ищет варианты решения темы, вначале вводя фигуры в восточных костюмах в экзотические пейзажи, затем отказываясь от композиций такого рода (очевидно именно о них она писала мужу как о «неудаче») в пользу более лаконичных и строгих, поистине монументальных изображений прекрасных обнаженных женщин. Картина передала мне свою энергию. Существует два варианта картины. В Русском музее сохранились подготовительные рисунки к росписям, а в Третьяковской галерее — несколько великолепных окончательных вариантов темперных эскизов: «Япония», «Сиам», «Индия», «Турция».
Зинаида Евгеньевна Серебрякова, «Беление холста»
Нежные чувства художницы к своей родине прекрасно передают картины «Жатва» (1915), «Крестьяне. В его «Девушках на Волге» ясно ощущается особая одухотворенность всей атмосферы картины. Названия работ незамысловаты и открыты, как и их персонажи, – это «Крестьяне», «Жатва», «Спящая крестьянка».
Так же, как в «Бане» и «Жатве», Серебрякова не стремится к импрессионистской подвижности мазка, добивается предельной четкости, «эмалевости» живописной поверхности, что еще усиливает ощущение монументальной декоративности. В 1902 году ради лечения дочери Екатерина Николаевна Лансере поехала в Италию. Сама же Зинаида Евгеньевна в письмах в Петербург обращается к мужу с просьбами: «Пожалуйста присылай иногда Огонек, я буду давать его раненому Петру», — Петру Васильевичу Безбородову, крестьянину из Нескучного, чью жену Марину она неоднократно рисовала и писала. Но в каталоге эти вещи тоже будут воспроизведены.
Зинаида остается одна с матерью и маленькими детьми на руках. Лаконизм и четкость построения и цветового решения «Спящей крестьянки» вводят эту работу в ряд лучших монументально-декоративных произведений Серебряковой. Немаловажное место в творчестве Серебряковой занимает обнаженная натура. «Провизию достаем, — сообщает Екатерина Николаевна сыну, — но с трудом сахар и мыло, а также мяса нет». Художница наотрез отказывается писать портреты комиссаров и рисовать агитплакаты.
Серебрякова умерла в Париже в возрасте 82 лет, так и не вернувшись на родину. Потом большая пауза. Обед» (1914) и «Беление холста» (1917).
После революции в стране снова начали набирать популярность показы и вернисажи, работы русских художников стали выставляться за рубежом.
Описание картины Серебряковой «Беление холста»
Девушкам с «Беления холста» присуще особое величавое спокойствие, движения их отличает подлинно музыкальная ритмичность. Экспозиция Серебряковой в перестроечном 1986-м (Третьяковская галерея провела ее тогда на площадке смежного ЦДХ) стала первой полноценной ретроспективой художницы, соединившей две половины ее жизни: российский до- и сразу послереволюционный периоды и последовавший почти 40-летний эмигрантский. Жизнь становилась невыносимо тяжелой, денег на еду катастрофически не хватало. Автопортрет» 1909 года, сразу же купленной Третьяковской галереей, потом картины опять же счастливого материнства, там же рядом – идиллии, отличающиеся от расхристанных передвижнических аккуратные крестьяне эпохи модерна (которые, однако, позднее, с революцией, разорят родовое гнездо под Курском), семейный уют в имении Нескучное и дети, дети, дети За играми, за обедом, в домашних хлопотах, в карнавальных костюмах и балетных пачках, а то и предстающие в обезоруживающей наготе. Среди них, например, «Автопортрет в красном» (1921) и «Автопортрет», написанный в 1946 году.
Более спокоен и лаконичен темперный набросок «Нарцисс и нимфа Эхо».
Будущая художница начала рисовать уже с раннего возраста. И колорит, построенный на своеобразном «трехцветии» — тонах красного, синего и белого, при всей их обобщенности тонко нюансированных, — также ритмичен, декоративен и напоминает своей гармоничной уравновешенностью фреску. Серебрякова же с прямой непосредственностью воспринимает действительность: значимость ее женских образов рождена открытостью ее чувств и живописного ощущения окружающей жизни. Среди последних особенно впечатляет — и теплотой отношения автора к модели и живописным мастерством — «Спящая крестьянка» 1917 года. Еще в начале XX столетия свадебная и смертная рубашка русских крестьян шилась из непременной «белёнки». Разработчиком оформления ресторана был Александр Бенуа, расписывать его должны были такие признанные мастера, как М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих. Само отношение автора к своему труду, не пассивное изображение происходящего, а личный подход, поиск выразить свой взгляд на вещи, оживляет все, происходящее тем далеким ранним утром.
Зинаида Серебрякова (1884-1967) «Беление холста»
Годы, проведенные с любимым мужем и детьми в Нескучном, стали райским временем, золотым веком в жизни художницы. В Париж к ней смогут переехать только Александр и Екатерина. Зинаида Серебрякова родилась в Петербурге.
В общей сложности насчитывается не менее 15 автопортретов Серебряковой. С особой любовью она относилась к крестьянскому укладу: ее серия «крестьянских» полотен, написанная с 1914 по 1917 годы, повествует о жизни в русской деревне, о повседневности трудолюбивых крестьян, об очаровательной простоте их быта. Я чуть не упала в воду, меня подхватили знакомые. Фигуры распределены в плоскости изображения.
Зинаида много путешествовала. Героини ее «Беления холста» (1917) подобны современным богиням: они совершенны физически и нравственно их босые сильные ноги крепко стоят на земле, движения рук и повороты станов – энергичны и ловки. Зеркало показывает нам и часть комнаты. Сами девушки тщательно продумали каждый элемент своего внешнего вида.
Правда, Зинаида Евгеньевна, как обычно, недовольна собой: «Работаю мало и плохо». Немногочисленные заказчики расплачивались за работу продуктами, а не деньгами. Так талант девушки впервые получает свое признание. Так же, как в «Бане» и «Жатве», Серебрякова не стремится к импрессионистской подвижности мазка, добивается предельной четкости, «эмалевости» живописной поверхности, что еще усиливает ощущение монументальной декоративности. Картина «Коллиур.
Описание картины Зинаиды Серебряковой «Беление холста»
В зимние месяцы в Петербурге Серебрякова делает бесчисленные зарисовки произведений искусства интересующих ее стран, настойчиво ищет варианты решения темы, вначале вводя фигуры в восточных костюмах в экзотические пейзажи, затем отказываясь от композиций такого рода (очевидно именно о них она писала мужу как о «неудаче») в пользу более лаконичных и строгих, поистине монументальных изображений прекрасных обнаженных женщин. Легко угадываются их приоритеты и стремления. Ноябрь».
Военные годы вызвали хозяйственные трудности — впрочем, естественные. Зинаида Серебрякова начала рисовать с первых лет жизни. Зинаида Серебрякова несколько раз отправлялась в путешествия по разным регионам Франции, чтобы набраться вдохновения для новых работ. Только решимость и приглашение вместе с ней, следуя за светом свечи, пройти через темноту. Деньги за портреты заканчивались еще до того, как работа была доделана. К примеру, такая выставка, как «Обнаженные», теперь была бы просто невозможной в государственном музее ввиду разгула самостийных блюстителей нравственности.
Ее «Баня» (1912 и 1913) – энгризм с поправкой на российские типажи и память о Венецианове, а знаменитые «Жатва» (1915) и «Беление холста» (1917) несут в себе нечто ренессансное, кватрочентистское. Спустя год пара вернулась в Петербург, в имение «Нескучное», где Серебрякова работала не покладая рук: этюды, эскизы, бытовые сцены. Дядя Зинаиды, художник Александр Бенуа, был впечатлен этой работой: «Мне особенно мило в этом портрете то именно, что в нем нет никакого демонизма, ставшего за последнее время прямо уличной пошлостью.
За чередой начавшихся трудностей вскоре последовала новая. Каждая из фигур решена в своем цветовом ключе – зеленом, красном, синем, коричневом.
Этот момент мне понравился больше всего, ведь акцент при этом идет главным образом на героинь. Нескучное. К. С. Петров-Водкин вкладывал в образное решение своих юных крестьянских матерей, непревзойденных по почти иконной чистоте, глубокое философское содержание, в картине «Полдень» превратил жизнь крестьянина в бытие. Но эти начинания так и остаются незавершенными, как и картина «Купание», доведенная до стадии этюдов и первоначального эскиза с двумя великолепно написанными обнаженными фигурами, для которой позировали на берегу речки Муромки приезжавшие знакомые барышни и молодые крестьянки. Правда, Зинаида Евгеньевна, как обычно, недовольна собой: «Работаю мало и плохо».
Она избирает два сюжета из «Метаморфоз» Овидия: «Диану и Актеона» и «Нарцисса и нимфу Эхо». Она остается единственной кормилицей для четверых детей и стареющей матери.
Как и остальные ученики, она ходила в Эрмитаж и делала копии с полотен старых мастеров. Впрочем, к тезису «всегда уместна» нужно сделать поправку: почти всегда. Девушки выглядят легкими, довольными, как сама юность. К июню 1916 года относится ее письмо к мужу, характеризующее ее настроение: «Меня страшит будущая работа (вокзал), нет уверенности в себе, боюсь опять все сделать неудачно.
В основу же второго, окончательного варианта Серебрякова кладет тот же принцип, который применила в решении «Жатвы». Свидетельством тому служит последовавшее сразу же по окончании картины «Жатва» приглашение от архитектора А. В. Щусева — проектировщика грандиозного Казанского вокзала в Москве, как бы закрепляющего связь европейской части России с ее огромной восточной, «азиатской» территорией и со странами Востока, — принять участие в росписи вокзального ресторана. Это впечатление поддерживает и превосходно написанный антураж — колеблемая ветерком зеленая трава, как бы случайно брошенная белая кипа холста. Но как художник она сформировалась в Петербурге. Он был восемнадцатилетним Георгием Баланчивадзе, недавним выпускником Петроградского театрального училища, артистом Государственного театра оперы и балета (бывшего Мариинского).
Быстрым движением руки перехвачены каштановые волосы, которые она расчесывает гребнем. Это замершее на холсте мгновение восторга перед будущим поразило гостей на выставке Союза Художников, где картина впервые участвовала в 1910 году. На крайних фигурах композиции характерные сарафаны «широколя-мочники» из синеной «крашенины», центральная «бельница» — в рубахе из красного фабричного ситца и в паневе без переднего полотна, надетой на нижнюю юбку и подвязанной шнурком — «гашником».
Картина Беление холста Зинаиды Серебряковой
Чувствуется заряд зарождающегося дня. А мне бы хотелось слушать про путешествия, про Персию, Турцию, Индию. Что, ты спрашивал у Аллегри снял ли он фотографию с эскиза Добужинского. ». Крестьянки не позируют художнику – они просто заняты своим трудом.
Девушкам с «Беления холста» присуще особое величавое спокойствие, движения их отличает подлинно музыкальная ритмичность. В его «Девушках на Волге» ясно ощущается особая одухотворенность всей атмосферы картины. В другой раз Серебрякова передает Борису Анатольевичу просьбу Марины «крестить у нее младенца (который должен еще родиться), записать тебя в крестные отцы заочно, так как они тебя очень уважают». Слабую физическую организацию она унаследовала от отца. Таким стал знаменитый автопортрет Серебряковой «За туалетом», созданный в 1909 году: он отражает состояние и настроение художницы, в котором она хотела бы прожить.
ЗинаидаСеребрякова: картина«Беление холста»
Именно благодаря ее стараниям картины художницы вернулись в Россию и были впервые представлены широкой публике. К. С. Петров-Водкин вкладывал в образное решение своих юных крестьянских матерей, непревзойденных по почти иконной чистоте, глубокое философское содержание, в картине «Полдень» превратил жизнь крестьянина в бытие. Она избирает два сюжета из «Метаморфоз» Овидия: «Диану и Актеона» и «Нарцисса и нимфу Эхо».
У них красивые ясные лица. Что могло объединять его и застенчивую, нелюдимую девушку из творческого мира. В правом верхнем углу портрета подпись: «Боречка.
Альбомные наброски к картине «Беление холста»
Иными словами, она писала свою желанную жизнь и себя в ней. Сцены простой деревенской жизни — вторая творческая любовь Серебряковой. Серебрякова оказалась на обочине.
Для очень сложной и непривычно динамичной для нее композиции «Диана и Актеон» художница пишет темперой несколько больших эскизов: все действующие лица даны на них в необычно резких для Серебряковой, но в то же время точно сгармонированных движениях и поворотах (надо отметить, что эскизы Серова решены совсем по-иному — в монументальных и уравновешенных формах). Ее искусство стало богаче и глубже. В другой раз Серебрякова передает Борису Анатольевичу просьбу Марины «крестить у нее младенца (который должен еще родиться), записать тебя в крестные отцы заочно, так как они тебя очень уважают». Затем в духе богатых и гедонистических 2000-х годов – специальная тематическая выставка «Обнаженные» в Русском музее, а спустя шесть лет в Третьяковcкой галерее – экспозиция парижского наследия художницы. Расцветом творчества Серебряковой принято считать период с 1914 по 1917 год.
Альбомные наброски к картине «Беление холста», 1916
ПОРТРЕТ Г. М. БАЛАНЧИВАДЗЕ (ДЖ. Следует отметить, что Серебрякова нередко «баловалась» изображая саму себя. Катя на террасе» была сделана в одном из таких путешествий.
Родовое имение Нескучное разграблено и сожжено. Боже, сколько интереснейших вещей на свете» (Серебрякова обдумывает сюжеты росписи интерьеров ресторана Казанского вокзала в Москве на темы Востока, заказ на которую получила об этом еще пойдет речь).
«Белёнка», как называли ее славяне, не раз попадалась археологам и в древнерусских курганах. Военные годы вызвали хозяйственные трудности — впрочем, естественные. Сама она писала о том периоде: «Котлеты из картофельной шелухи были деликатесом на обед». Именно этот образ даст название одному из самых знаменитых полотен Серебряковой – вот он, «Карточный домик», что строят ее дети, которые остались без отца.
Свою безграничную ностальгию художница опишет в конце жизни в своем дневнике: «Ничего из моей жизни здесь не вышло и я часто думаю, что сделала непоправимую вещь, оторвавшись от почвы». Повторяемость очертаний рождает ощущение гибкой музыкальной мелодии.
Кроме детских лиц, здесь привлекает внимание прелестный натюрморт. Сначала было панно, а потом пустота. Искусство Серебряковой всегда уместно, поскольку несет в себе позитивное начало: сцены счастливой юности со знаменитой «За туалетом. Но ни страха, ни сомнения нет в ее больших, как зеркала, миндалевидных глазах. И вот теперь снова Серебрякова в Третьяковке. Здесь царят таинство и уют совместной трапезы. Екатерина Николаевна писала: «Зинок рисует своих московок, она наслаждается ими и их рассказами».
И колорит, построенный на своеобразном «трехцветии» — тонах красного, синего и белого, при всей их обобщенности тонко нюансированных, — также ритмичен, декоративен и напоминает своей гармоничной уравновешенностью фреску. После его смерти она больше не была замужем. Это ободрило художницу: в тот же год она решается уехать в Париж и работать там.
Лишь узкий круг ценителей будет поддерживать ее редкими заказами и покупкой работ. Это увлечение «Зинки», как называли ее близкие, было воспринято в семье Лансере-Бенуа как нечто само собой разумеющееся, хотя, конечно, всерьез к ней пока никто не относился. Восторженные критики и художники, среди которых были Серов, Врубель и Кустодиев, незамедлительно признали выдающийся талант Зинаиды Серебряковой и приняли ее в свой творческий круг «Мир Искусства». Движения крестьянок свободны и легки, а сами их фигуры – величественны и монументальны.
Идея, положенная Щусевым и Бенуа в основу росписи, — связь Европы с Азией — должна была воплотиться в аллегорических формах: в предложенном Евгением Лансере плафоне «Встреча Европы, похищаемой быком-Зевсом и Азии на драконе», в наддверных панно «Триумф Европы» и «Триумф Азии», за работу над которыми брался сам Бенуа, в панно на тему присоединения Казани к России Бориса Кустодиева и, наконец, в восьми панно с символическими изображениями стран Востока, четыре из которых были поручены Михаилу Добужинскому, а четыре — «Турция», «Индия», «Сиам» и «Япония» — Зинаиде Серебряковой. Со времени выставочного дебюта Серебряковой прошло совсем немного времени. Евгений и Татьяна останутся в России.