Бенуа Иллюстрации К Медному Всаднику

Книжная графика : Медный всадник

Текст и иллюстрация (печатная графика), таким образом, представляются родственными явлениями и на первый план выступает их стилистическое единство. Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Среди его работ – знаменитая «Азбука в картинках» и неосуществленное издание «Последнего из Могикан» Фенимора Купера. Ноябрь в Петербурге дышал холодом, Нева плескалась и шумела. Любопытно, что Бенуа «очищает» горизонт от Пушкинских образов «бедный челн», «чернели избы».

«Неудачу» книги 1923 года тоже признали наиболее серьезные критики: книга вызывала ощущение дисгармонии, неслаженности, случайности»19. Вот таким образом изображения несколько «потерялись» на просторных журнальных страницах. Видимо, это и есть характерная «палитра» города, где белые ночи создают ощущение иллюзорности, призрачности окружающего пространства, где болотная почва рождает безумные видения. Волны как будто мирно стелются у его ног.

Описание и анализ 
иллюстраций к медному 
всаднику в изданиях

Описание и анализ иллюстраций к медному всаднику в изданиях 1903-23 г одов

Иллюстрации должны служить «украшением в смысле подлинного оживления текста, в смысле его уяснения. »16. Театр занимал отдельную, едва ли не главную страницу в его жизни. Машкова, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на живописном отделении (1908—1910) и после перерыва на скульптурном (1915—1918). Бенуа чрезвычайно остроумно изобразил бюст Хвостова, покоящийся на облаке с нарочито величественным видом, окруженный сияющим ореолом, с тетрадью и пером в руке. Пустые улицы подчеркивают одиночество и отчаяние Евгения.

Бенуа сделал две иллюстрации к этим строкам (см. 4), то она кажется эмоционально бледнее. Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи». Над этой серией, состоящей из шести больших листов, художник работал весной 1905 года (в Версале) и в ноябре того же года.

Эту особенность также необходимо учитывать книжному иллюстратору. В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая. Реальный пейзаж Версальского парка становится здесь основой, в которую воображение художника «инкрустирует» острые, нервные силуэты: король, придворные, слуги. Но он видит прямую связь между содержанием текста и иллюстрацией, призывает художников быть даже в большей степени «читателями», чем рисовальщиками. Сияющий отблеск луны на челе монумента усиливает впечатление фантастичности происходящего.

Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования. Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы. Филигрань – «Печать Императорской академии живописи, скульптуры и архитектуры» с двуглавым орлом. 3, СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1909)15. Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом»13. Издание оформлено выдающимся художником-акварелистом, талантливым искусствоведом Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960), создателем и вдохновителем знаменитого художественного объединения «Мир искусства».

Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь». Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра. Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «.

Иллюстрации Александра 
Бенуа к поэме Медный 
всадник

Иллюстрации Александра Бенуа к поэме Медный всадник

Поза Петра в противовес его свите, буквально сдуваемой с ног, уравновешена и спокойна. Естественно, что он некоторым образом отличается от того, что было на двадцать лет раньше. Это Петербург, являясь в то же время и воплощением власти или ее продуктом, угнетает «маленького человека» Евгения. Всадник, скачущий за Евгением — не ожившая скульптура, а запечатленный монумент Фальконе. При анализе многочисленных произведений А. Бенуа: «Арлекинада.

Продавалось издание достаточно дорого — по 15 рублей. В основу иллюстративного материала художественного издания поэмы «Медный всадник» 1923 года положена третья редакция рисунков Бенуа, выполненная им в 1916 году. Он встаёт, торопливо бродит и внезапно видит дом, перед крыльцом которого стоят мраморные изваяния львов с поднятыми лапами и «над ограждённою скалою» на бронзовом коне сидит всадник с простёртою рукой. Она находится ближе к зрителю.

Тогда им были выполнены 32 рисунка, однако разногласия с издателями не позволили осуществиться задуманному предприятию. Т. е. В 1894 году впервые участвовал в выставкеОбщества русских акварелистов. Среди поздних работ выделяется серия литографических портретов деятелей культуры. Вечно только одно искусство. Люди почти полностью растворились в окружающем пейзаже, стихии гранита и воды.

В конце 1890-х годов, вместе с Сергеем Дягилевым они создают объединение «Мир искусства», в которое вошли друзья и соратники Александра Бенуа: Л. Бакст, К. Сомов, М, Добужинский, Е. Лансере и другие. Текст и иллюстрация (печатная графика), таким образом, представляются родственными явлениями и на первый план выступает их стилистическое единство. С 1899 года жил в Петербурге. Петр же — гений этого города и фальконетовский монумент является его олицетворением. Тогда им были выполнены 32 рисунка, однако разногласия с издателями не позволили осуществиться задуманному предприятию.

Бенуа к поэме Пушкина "Медный всадник" В первые десятилетия ХХ века сделаны рисунки Александра Николаевича Бенуа (1870 – 1960) к "Медному всаднику" – лучшее, что создано за всю историю иллюстрирования Пушкина. живописи, скульптуры и архитектуры. В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Наполнение страниц мифологическими образами, такими как Тритон и наяда (частые персонажи парковой скульптуры), подчеркивает одушевленность города, стихии, которая в пушкинском тексте передается различными поэтическими образами: «Нева металась как больной в своей постели», «лезут волны, как звери в окна», «Нева дышала, как с битвы прибежавший конь».

«Венец петербургской иллюстрации», «самая примечательная книга Комитета» изданий это было задумано ещё Кружком любителей русских изящных изданий: в 1903 году по заказу. Ее язык построен на переходах и умалчиваниях». Островной пейзаж, разворачивающийся за спиной богини — это вид с афинского Акрополя. Современники видели в художнике живое воплощение духа артистизма. Эти иллюстрации прошли долгий многоэтапный путь, прежде чем вышли в полноценном издании. Приложение I, рис.

Описание основной 
иллюстрации к Медному 
Всаднику

Описание основной иллюстрации к Медному Всаднику

Отметим также и наводнение, случившееся в Петербурге осенью 1903 года. входил в состав художественного объединения «Маковец». Обратимся к авторскому комментарию: «Получаемые из типографии оттиски, воспроизводящие мои рисунки (сделанные в стиле политипажей 30-х годов), я тотчас же раскрашивал в «нейтральные» тона, которые должны были затем припечатываться литографским способом». Об этом — картины «Фантазия на версальскую тему» и «Прогулка короля». Изучая исследуя творчество А. Бенуа, следует рассматривать его художественную деятельность в контексте объединения «Мир искусства», явившегося одним из самых значительных культурных феноменов начала XX столетия. Еще один аспект пушкинской поэмы представлялся Бенуа существенно важным в восприятии взаимоотношений героя (Евгения) и города, творения Петра.

В книгу вошло 37 рисунков Бенуа: фронтиспис, 29 цельнополосных иллюстраций (они сопровождали на развороте каждую страницу текста), 6 чёрно-белых заставок и концовок и сюжетная виньетка на обложке. В их лицах, позах и жестах художник раскрывает разные характеры и типы. В ней он писал: «Украшенная» книга — вовсе не лучше от того цель иллюстраций — вовсе не украшать книгу, пояснять рассказ или вести собственный параллельно. Известно, что формат журнала «Мир искусства» значительно отличался от задуманного художником для помещения своих иллюстраций. Критики справедливо отмечают непосредственность в ранних иллюстрациях.

Рисунок акварелью 
собирателя открыток

Рисунок акварелью собирателя открыток

Их следует искать вовсе не в западноевропейской графике, как может показаться, если верить легенде о «прозападной» ориентации мастера, а в русском народном творчестве — в народной игрушке и лубочной картине, в представлениях ярмарочного театра и кукольного театра «Петрушки». В 1916—1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». Это здания, относящиеся к раннему, крито-микенскому периоду истории Греции. Кроме того, Бенуа планировал размещать по одному рисунку на каждую страницу, к соответствующему ей участку пушкинского текста, а в «Мире искусства» иллюстрации то врывались между фрагментами текста, то находились над ним. Эскизы декораций, костюмов и бутафории: «Эскиз декораций к первой, второй, третьей картинам балета «Петрушка» (все – ГРМ), эскизы бутафории: «Лошадь», «Самовар», «Качели», «Карусель» (все – ГРМ), а также эскизы костюмов (ГРМ, ГЦТМ) рождают контрасты цвета, эмоций, образов. Бенуа ожидал выхода книги к концу года, но «Кружок любителей», в лице бывших «лицеистов», знавших Пушкина лично, несмотря на, в целом, благосклонную оценку его работы, потребовал переделки изображения поэта, которого художник изобразил с лирой в руке на фоне Петропавловской крепости.

Приложение I, рис. В конце книги была помещена «Справка об иллюстрациях к Медному всаднику», где кратко излагалась история создания этой графической серии. Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. ». В год выхода книги исполнилось 20 лет с начала работы над этим циклом. Здесь можно упомянуть блоковую книгу, где текст и иллюстрация печатались с одной доски. Это послужило несомненному успеху цикла, поставив его на вершину не только творчества самого Александра Бенуа, но «искусства книги» вообще.

Галереи, серии картин, 
портретов

Галереи, серии картин, портретов

Художник пишет: «. Но существовали и другие мнения. Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета. Вершиной творчества в этот период стал портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900) изображенной на фоне пейзажа с флейтистами.

В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции. Иллюстрации, если они хороши, будут хороши и вне текста (Дюрер, Бердслей, Гольбейн) высшая опасность там, где неизвестно — что к чему: иллюстрация к тексту или текст к иллюстрации но идеальная книга не нуждается ни в каких украшениях или ухищрениях типографского искусства»1. Верещагина А. Н.

Общееколичествопросмотровстраницы

Общееколичествопросмотровстраницы

В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ). Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства»1. Силуэтность обозначает также условность фона, переводит персонажей из глубины декораций на плоскость листа.

Изучая исследуя творчество А. Бенуа, следует рассматривать его художественную деятельность в контексте объединения «Мир искусства», явившегося одним из самых значительных культурных феноменов начала XX столетия. 1). Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. И хотя мнение критиков не было единодушным, всё же большинство соглашалось, что «иллюстрации к Медному всаднику до того дополнили произведение Пушкина, что графика и петербургская повесть явились неразрывным целым и в настоящее время немыслимы одна без другой». Их место в пространстве книги также горячо обсуждалось. Как отмечает Н. Лапшина: « круг интересов «Мира искусства», особенно его крупнейших представителей, был необычайно широк и разнообразен. Наконец, убаюканный сладкими мыслями, Евгений засыпает.

Критики говорили о навязчивости Петербурга в последнем издании. В иллюстрации Бенуа решает эту задачу следующими образом. Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться. Он достиг замечательной достоверности в передаче духа Александровской, пушкинской эпохи, глубины психологического противостояния, трагичности противоречия между величием дела Петра и печальной судьбой «маленького человека».

По теме: методические 
разработки, презентации 
и конспекты

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Но существовали и другие мнения. С. Пушкин. Художник, помимо иллюстраций, разработал к будущему изданию обложку, заставки, концовки. Вообще своего рода «культ Пушкина» был свойственен многим мирискусникам. Издание «Медного всадника» с иллюстрациями А. Бенуа стало знаковым событием в истории издательского дела и книжной графики.

В довоенный период активно работал в области книжной иллюстрации, особенно к произведениям Л. Н. Толстого лучшей из этих работ Большая энциклопедия «Терра» называет литографии к повести «Холстомер» (1934 год, для издательства «Academia»). председателя Кружка В. А. Все это наделяет книжную графику в XX-м веке особым, двойственным положением. Сцены приближения Евгения к монументу, погони имеют кинематографический характер.

Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в 1870 году. У Александра Бенуа – это «Версальские пейзажи» на тему эпохи Людовика XIV, но его интересует не собственно историческая картина, хотя, как художник по костюмам и историк искусства, он уделяет историческим деталям большое внимание. Мысли Евгения внезапно проясняются, он узнает это место и того, «чьей волей роковой / Под морем город основался». В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет». В оригинале размер фронтисписа составляет 42x31, 5 см., в то время как иллюстрации первой редакции имели размер 21, 3x21, 1 см.

Каждый представитель семейства Бенуа имел отношение к искусству и Александр не мог не связать свою жизнь с искусством: «Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к «знаточеству», стал проявляться с очень ранних лет. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. Мы видим то приниженно-робких, то надменных и чопорных придворных. Такое решение, однако, все же несколько умаляет драматичность эпизода.

Дягилев писал по этому поводу в одном из номеров «Мира искусства»: «Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца». Говоря о книге как о едином предмете, следует говорить об ее архитектонике11, то есть соответствии различных частей общему устройству, целостному впечатлению. Акад. Россия стояла накануне великих перемен. Первая редакция иллюстраций к «Медному всаднику» была создана в 1903 году в Риме и Санкт-Петербурге. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Третьи упрекают художника в отсутствии в книге равновесия между шрифтом, текстом и рисунками, высказываясь в пользу издания в «Мире искусства», а то и в пользу издания иллюстрированного другим художником.

На это работает и пластика самого монумента Этьена Фальконе. Пушкина.

В 1920-е гг. «Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет. Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. Такой техникой была ксилография. Акад.

Здесь как нигде чувствуется страх героя, уже потерявшего рассудок, перед «Всадником»: прислонившись к стене и широко расставив ноги, чтобы сохранить равновесие, он прижимает к груди правую руку, стараясь унять сердцебиение, прислушиваясь к неизбежно приближающимся медным ударам копыт о неровную после потопа мостовую. А через неделю еще одна неприятная новость: «начальник Экспедиции, вместо заказанного мне «Медного всадника» принял другой»14. Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды» В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды. А один из них изображающий преследование Евгения «Всадником», вошел в известное издание 1923 года. Был женат на Елизавете Владимировне Гиацинтовой (1888—1965), дочери искусствоведа Владимира Гиацинтова и сестре актрисы Софьи Гиацинтовой. С одной стороны, она была тесно связана с литературой и вообще широким кругом интересов художественных и духовных, т. е. Вступительную статью к изданию написал известный пушкинист П. Е.

Гром-камень для 
Медного Всадника

Гром-камень для Медного Всадника

Но, несмотря на отрицание всякого патриотизма: «Только родина, Петербург и проч. Свое отношение к происходящим в жизни города событиям Бенуа определяет как «исторический сентиментализм», вызванный контрастами старого, «классицистического» и нового индустриального строя жизни, наступлением чужеродных архитектурных элементов (фабричные строения, заводские корпуса), уничтожением исторических памятников. Однако, мнения критиков по этому вопросу очень неоднозначны. Они сугубо реальны — своей интеллектуальной энергией — созданные им образы людей творчества (написанные в смешанной технике портреты поэтов А. А. Блока, М. А. Кузмина, В. И. Иванова, ), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910) и др., по праву считающиеся предельно объективными. Рисунки Бенуа «произвели фурор и были признаны всеми знатоками книги как идеальная графическая работа».

В иллюстрированной двухцветной издательской обложке. Значение иллюстраций Бенуа к «Медному всаднику» далеко не исчерпывается их чисто графическим качеством. Лишь Евгений не устоял против потрясений. Издание вышло в иллюстрированной обложке и суперобложке.

  • СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ часть третья

Скажут, что рожденный и воспитанный в художественной семье, я просто не мог избегнуть такой «семейной заразы», что я не мог не интересоваться искусством — раз вокруг меня было столько людей, начиная с моего отца, кто знали в нем толк и обладали художественными талантами. Петербург смело можно отнести к героям произведения. Новые – упрекают в излишней «постановочности», появившейся у художника, согласно их мнению, после бурной театральной деятельности. Действие откровенно театрализовано, обращено на публику. Пространство организовано расширяющейся во все стороны перспективой.

Анисимова и при содействии Петроградского отделения Госиздата. Он скитается по городу, полный мрачных дум и в ушах его все время раздаётся шум бури. Впечатление нагнетают тяжелые мрачные тучи, но и они, в сравнении с новой версией, недостаточно убедительны. Печаталась она в Государственной типографии им. Также иллюстративный материал богат пластическими связями, повторами.

Начало XX века наполнено предчувствиями потрясений. Здесь мы наблюдаем отход от образного строя поэмы. Россия стояла накануне великих перемен.

СОВЕТСКИЕ ХУДОЖНИКИ 
часть третья

Графические заставки символичны, отражают романтический, фантастический характер поэмы. В 1905 году художник, находясь в Версале, заново переработал шесть своих прежних иллюстраций и выполнил фронтиспис к «Медному всаднику» — для издания, выпущенного в 1912 году Санкт-Петербургским обществом грамотности, а затем и в 1916 году — для Общины св. Слишком похоже на прежний»13. Актеры здесь живут, полностью погруженные в свою игру.

Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт. Работу над «Всадником» Бенуа возобновил только спустя десятилетие по заказу Комиссии художественных изданий при общине св. В 1918 году Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа издал её новый каталог. Первые работы, 1903 года, он перерисовал наново, с некоторыми изменениями. Книжные иллюстрации представляют собой вид сопроводительной графики.

Для Бенуа особенно важно живописное и поэтическое равновесие композиции. Бенуа создал единственную, почти конгениальную Пушкину страницу»19. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. Любовная записка» (1905, ГТГ), «Итальянская комедия» (1919, НХМ), «Итальянская комедия» (1905, ИХМ), «Арлекинада» (ГМИИ) и др.

Со временем получили развитие иные техники — резцовая гравюра, литография. Памятник прочно и неколебимо восседает на постаменте, как некогда уверенно стоял Петр на берегу пустынных волн. «Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций. Приложение I, рис. Бенуа сам подчеркивает свою увлеченность именно этой характерной чертой: « именно эта поэма меня пленила, трогала и волновала своей смесью реального с фантастическим. »6.

Книжные иллюстрации к поэме выполнены в технике литографии. Словно на сцене театра проходит перед зрителем шествие. По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из Дон Жуана. В иных случаях кукольные персонажи композиций Бенуа вырастают, оборачиваются к зрителю и, подавляя собою пейзаж, начинают играть в картине доминирующую роль («Король»). Учился в Москве, первоначально в студиях Ф. Рерберга и И. Иллюстрации приобрёл С. П.

Бенуа выполнил 33 рисунка чёрной тушью, однако они были отвергнуты как «декадентские». Его все ещё оглушает внутренняя тревога. «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин). Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды — сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Это определило своеобразие жанра: речь идет о строго документированных картинах-иллюстрациях, «картинах для печати».

Кроме того, разработал макет издания, после чего отдал рисунки в типографию. книжная иллюстрация должна быть одновременно и образом и орнаментальным знаком». Библиофильское издание, ставшее произведением печатного и художественного искусства. Прототипом статуи послужила статуя, найденная при раскопках на Акрополе.

Кроме того, художник пытается найти новые формы для продолжения цикла к «Всаднику». Это позволяет думать, что художник не мог не высказаться вместе с поэтом на тему всего косного, устаревшего и ненастоящего. А в 1934 году в своих «Воспоминаниях» признается в отсутствии у него всякого патриотизма и пишет: «. Помимо станковой живописи и графики им принадлежат высокие достижения в искусстве книги Можно даже сказать, что в театральной декорации и книжной графике творчество художников «Мира искусства» составило важнейший этап в истории не только русского, но и мирового искусства». Цикл из 36 рисунков к этому изданию стал одной из лучших его книжных работ. Именно за счет этой двойственности и определялось развитие книжной графики того времени.

Художник пишет: «. Бенуа сделали новый заказ, на этот раз – Комиссия народных изданий при Экспедиции заготовления государственных бумаг. Евгении Красного Креста. Куда больше его занимает эстетика, настроение и атмосфера, поэзия эпохи. Мы понимаем, что перед нами не обычный человек.

Продавалось издание достаточно дорого — по 15 рублей. Подобным образом рассуждает в своей работе Виппер: «. Здесь мы наблюдаем соответствие Пушкинскому «стоял Он», происшедшей замене имени на местоимение. Он достиг замечательной достоверности в передаче духа Александровской, пушкинской эпохи, глубины психологического противостояния, трагичности противоречия между величием дела Петра и печальной судьбой «маленького человека». Для Бенуа было характерно признание собственного значения иллюстрации, ответственности художественного толкования.

Голике и А. И. Отметим также и наводнение, случившееся в Петербурге осенью 1903 года. Художник вложил в эту работу и свой жизненный опыт.

Картина свидетельствует о самом понимании исторической живописи в искусстве начала XX века. Именно «современность» иллюстраций Бенуа не менее существенна в данном издании, чем свойственные художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие.

Евгении. И, конечно, его грандиозный цикл, его, по мнению многих современников, самая значительная работа – иллюстрации к «Медному всаднику», о которых пойдет речь в следующей главе. Фантазия на тему итальянской комедии (1906, ГРМ), «Итальянская комедия» (1901, ГРМ. Главная цель иллюстрации — «обострять убедительность тех образов, которые были порождаемы чтением, оставаться в тесной гармонии с основным содержанием книги. »15. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

«Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени»18, однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания. Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис. 1). Как отмечает Н. Лапшина: « круг интересов «Мира искусства», особенно его крупнейших представителей, был необычайно широк и разнообразен. Издание выполнено на бумаге ручной выделки изготовленной еще до революции.

Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907) издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Иллюстрации к поэме можно рассматривать в контексте общей художественной деятельности Бенуа по «реабилитации» художественного и культурного статуса Петербурга.

Здесь Бенуа совместил все, что создал к «Всаднику» ранее. В этих своеобразных «этюдах-картинах» маленькие фигурки иронически дополняют, оживляют пейзаж, делают яснее и нагляднее его ведущую тему. С другой стороны, стремление к объединению различных творческих функций во имя эстетической целостности произведения надо отметить как тенденцию, вообще характерную для Бенуа (с особой силой она проявится позднее в его театральных работах). В рисунках А. Н. Бенуа образы «Петербургской повести» А. С. Пушкина как бы окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия. Это сообщает Петру характер возвышенного, недосягаемого величия.

Наблюдая монумент с разных ракурсов, мы как бы ощущаем его вещественность. живописи, скульптуры и архитектуры». 23 ноября 1905 года, он пишет в своем дневнике: «Компоновал «Медного всадника».

Вообще весь цикл выражает какую-то безнадежность. Приемы, способы и техники рисования также тесно связаны с техническими возможностями воспроизведения. Петербург есть нечто, действительно, драгоценное для всей русской культуры». А пока Павел I, восседая на белом коне, командует парадом войск.

Текст «Медного всадника» впервые был напечатан в окончательной редакции поэта, без цензурных искажений и по старой орфографии (с набора, сделанного ещё в 1917 году, для чего издательству пришлось получить специальное разрешение). Даже беглый просмотр костюмных эскизов: «Уличная танцовщица», «Цыганка», «Ряженый-маска», «Кормилица», «Кучер», «Купчиха», «Шарманщик», «Лавочник», «Торговец», «Фокусник» и др. Щёголев.

Бенуа сделал несколько иллюстраций к «Пиковой даме» для трехтомного собрания сочинений А. С. Пушкина, вышедшего к столетию поэта в 1899-году, ряд иллюстраций к «Капитанской дочке» в 1904 году. Иллюстрации к поэме можно рассматривать в контексте общей художественной деятельности Бенуа по «реабилитации» художественного и культурного статуса Петербурга. До чего ты довел мою Россию. Его дед переехал из Франции в Петербург почти за сто лет до рождения художника. Однако ж, под облаками, орошенное звуками его стихов издыхает все живое. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока«Театр» и др.

Бенуа много работал с книгой. 35x27 см. В 1917-м книгу набрали в типографии Р. Р. Другие провозгласили новые иллюстрации Бенуа как «самую высокую среди попыток иллюстрировать Пушкина»18. Акварели и гуаши на историческую тему, как всегда у Бенуа, объединены в серию, но посвящены исключительно отечественной истории в них сильнее, нежели прежде, «звучит чувство родины». Ивана Фёдорова под наблюдением её директора В. И.

В разных местах мы наблюдаем приемы кадрирования. В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра. Он принадлежал к обрусевшему французскому роду.

Дед его и отец были архитекторами, прадед – композитором и дирижером. В рисунках Бенуа образы «петербургской повести» Пушкина окрашены размышлениями и переживаниями человека начала XX столетия, что делает «Медного всадника» КПХИ исторически значительным изданием. Таким образом, целостность восприятия «текст-картинка» была нарушена. Ворт и Пакэн — законодатели парижских мод — стали пропагандировать Бакста» (М. В то время Бенуа работал над материалами для «Мира искусства», посвященными Петру I и задумал проиллюстрировать «Медного всадника» А. С. Пушкина.

С. Пушкин. Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией»12. Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса»9. «Прошло сто лет » читаем мы в Пушкинском тексте и следующая иллюстрация — это панорама города, восходящая, по наблюдению Н. Лапшиной, к пейзажным работам замечательного живописца Александровской эпохи Ф. Алексеева. Даже тучи, только намеченные линией, кажутся тяжелыми (см.

Дягилев и напечатал их вместе с поэмой в журнале «Мир искусства. В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей гг. Если вспомнить аналог этой иллюстрации, сделанной в 1903-м году (см.

Вторая редакция иллюстраций была выполнена Бенуа в 1905 году. Но императора остановили, сообщив о сне одного майора. книжная иллюстрация должна быть одновременно и образом и орнаментальным знаком»17. Здесь Бенуа изображает спины высоких военных чинов, безнадежно вглядывающихся в пену бушующих вод.

Обратимся к иллюстрации с Евгением на льве («на звере мраморном, верхом, без шляпы, руки сжав крестом»), которая является завязкой драматического конфликта. Оно не имело столь трагических последствий, как в 1824 году, «. Петербург есть нечто, действительно, драгоценное для всей русской культуры»3.

А работы 1905 года повторил почти без изменений. За Акрополем — освещённая молниями долина, поросшая серебристыми оливами. А. Бенуа иллюстрирует его много и охотно. Техники акварели, пастели, гуаши были излюбленными в творчестве художников «Мира искусства», они служили воплощению таких важных для художников ощущений как «эфемерность бытия, хрупкость мечты, поэтичность переживаний». Стилистические особенности литографии служили раскрытию романтического облика поэмы.

Эта серия так и не была напечатана. Вот таким образом именно «современность» иллюстраций Бенуа бросалась в глаза ценителям искусства в начале ХХ века, она представлялась им не менее существенной, чем свойственное художнику чувство стиля, понимание пушкинской эпохи и умение искусно театрализовать действие, разработав ряд «мастерски срежиссированных мизансцен». Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. В этом мы обнаруживаем общность замысла Пушкина и Бенуа — создать гимн творению Петра. Пушкинисты сочли, что Бенуа «давит» Пушкина и, таким образом, не выполняет назначения иллюстрирования Поэта.

Выполнены они на протяжении 1907—1910 годов по заказу книгоиздателя И. П. Кнебеля, выпускавшего интереснейшее издание «Русская история в картинках» с участием Серова, С. Иванова, Лансере, Кустодиева, Добужинского, Кардовского, Рериха. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. Но главное место в этом списке занимает иллюстрирование А. С. Пушкина.

Медный всадник» (СПб. : Общество грамотности, 1912) «А. Вторая редакция иллюстраций была выполнена Бенуа в 1905 году. В иллюстрации «На берегу пустынных волн» Петр смотрит вдаль исполненный «великих дум», следующим кадром мы видим как бы образ его мыслей, возникший город Император, обращенный взглядом в сторону Биржи, а затем ростральная колонна, с обрушивающимися на нее громадами волн Евгений, сидящий верхом на льве, размышляет о Параше и в следующей иллюстрации мы видим затопляемый волнами дом на острове. В составе тиража были выпущены именные и нумерованные экземпляры. Бенуа наряду с Сомовым, Бакстом, Добужинским был одним из его основоположников.

Исполненные тушью и акварелью, рисунки имитировали цветные гравюры на дереве. Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения», то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации. Иллюстрации А. Н. «Париж был подлинно пьян Бакстом», — писал позднее Левинсон.

Виппер выделяет следующие созвучные черты: « стремление к созвучию с белой бумагой, язык черно-белых контрастов, декоративные функции известная свобода в отношении пространственного и временного единства. Книжные иллюстрации к поэме выполнены в технике литографии. в моей крови сразу несколько (столь между собой завраждовавших) родин — и Франция и Неметчина и Италия. Обозначим дополнительно ряд художественных особенностей иллюстраций. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века».

Что еще могло быть более подходящим для передачи духа Петербурга, «самого умышленного и отвлеченного города», его призрачности, эфемерности. Тот же мотив повторяется несколько раз. В отличие от редакции 1903, в которой Петр занимает центральную часть рисунка, обращен к зрителю «en face», на рисунке 1916 года Петр стоит в отдалении и обращен к зрителю боком, почти спиной.

Мысль об иллюстрировании поэмы «Медный всадник» возникла у Бенуа в 1903 году. Тираж отпечатан в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии поставщиков Двора Его Императорского Величества Р. Голике и А. Вильборг – одной из лучших российских типографий) под наблюдением авторитетнейшего печатника первой четверти ХХ века В. И. Изд. Царственно-величаво проплывает тучная императрица, облаченная в тканные одежды удивительной красоты. Особое место занимают исполненные Сомовым графические портреты творческой интеллигенции. Они имели две основные публикации: в журнале «Мир искусства» в 1903 году и в отдельной книге только в 1923 г. Иллюстрации получили высокую оценку критиков и знатоков книги, так и не сошедшихся во мнении, которому из изданий отдать пальму первенства.

Особенно излюбленной стала тема царских шествий. В начале издания, на титульном листе, Медный всадник на своем постаменте, вставший на дыбы и устремленный на нас, как бы приветствует читателя (зрителя), но его приветствие носит скорее тревожный, угрожающий характер. Видимо, это и есть характерная «палитра» города, где белые ночи создают ощущение иллюзорности, призрачности окружающего пространства, где болотная почва рождает безумные видения. Несомненно, любопытно в контексте данного исследования обращение Бенуа к теме катастрофы, стихии.

«Материальные» особенности издания, такие, как качество бумаги, печати, позволяли говорить о книге как об «одном из крупнейших полиграфических достижений революционного времени», однако разобщение графических стилей, картинный, «некнижный» характер иллюстраций, подавляющих тонкие столбцы текста, обусловили критические замечания в адрес издания. Тираж 1000 экз. Петр же — гений этого города и фальконетовский монумент является его олицетворением. «Эхо прошедшего времени» слышится в изображении панорамы Петербурга конца XVIII века. Сам Бенуа говорит о своем происхождении: «родины у меня никакой нет»6. Ее язык построен на переходах и умалчиваниях»14.

Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления»10. Принципиально новый подход к книжной иллюстрации объявил Александр Бенуа, он ввел само понятие «искусство книги», хотя обратили внимание на этот термин только в 1922 году, после выхода книги А. А. Сидорова, будущего известного русского ученого-искусствоведа и библиографа, которая так и называлась «Искусство книги».

Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»2. Остановимся на ключевых эпизодах поэтического и иллюстративного материала. «Неудачу» книги 1923 года тоже признали наиболее серьезные критики: книга вызывала ощущение дисгармонии, неслаженности, случайности». Серия состояла из шести иллюстраций, включавших и знаменитый фронтиспис.

В последние годы работал над мемуарами. Более поздняя серия иллюстраций хорошо работает на этот принцип. Если следовать меткому замечанию Виппера о том, что для оценки работы художника-иллюстратора «всегда в конечном счете решает критерий — уловлен ли дух произведения»10, то работа Бенуа представляется вершиной мастерства книжной иллюстрации. Изображённая женская статуя — тип архаической коры, которая улыбается загадочной архаической улыбкой и держит в рукахсинюю птичку (или голубя — символа Афродиты). Но нужно сказать, что оба издания, безусловно, обладают высокой художественной ценностью и большим значением для русского «искусства книги», а также являются одними из самых цельных и объемных иллюстрированных изданий к произведениям А. С. Пушкина. Сочинения» (т. РЕДКОСТЬАнтикварна--я книга Медный всадник: Петербургс--кая повесть А. С. Пушкина.

Издание открывается фронтисписом изображающим сцену погони. Добужинский). Конкретность быта здесь соседствует с отвлеченностью символа, правда с фантастикой, народный праздник с метаниями одинокой души, наивный лубок – с мирискуснической изысканностью. Наверное, помимо чисто ремесленных особенностей именно реально-фантастический, романтический характер «Петербургской повести», самого города, которым был так увлечен Бенуа, обусловил выбор художника в пользу литографии. А. Осповат пишет: «Пустота спусковых полос и полей, которая возникла из-за разности в ширине текста и иллюстраций читается как рыцарский жест графики в сторону поэзии»20. Далее следуют дамы и кавалеры в пышных нарядах и пудреных париках.

«Ночь и туман ближе литографии, чем дневной свет. Иллюстрации должны служить «украшением в смысле подлинного оживления текста, в смысле его уяснения. ». Эти свойства помогают книжной графике сблизиться с литературой, с поэзией». А осенью 1903-го в Петербурге случилось наводнение, не достигнувшее, правда, тех масштабов разрушения, которые случились при наводнении 1824-го года, но живо напомнившее многим это событие, красочно описанное А. С. Пушкиным все в том же «Всаднике». Однако в основе такого подхода лежало стремление Бенуа к соответствию «щедрому многоразличью стилевых потоков пушкинского петербургского эпоса».

Обратим внимание и на традиции, которые использованы автором. Начало XX века наполнено предчувствиями потрясений. «Кумир на бронзовом коне» возвышается над Невой «в неколебимой вышине». Техники акварели, пастели, гуаши были излюбленными в творчестве художников «Мира искусства», они служили воплощению таких важных для художников ощущений как «эфемерность бытия, хрупкость мечты, поэтичность переживаний»8.

А. Осповат пишет: «Пустота спусковых полос и полей, которая возникла из-за разности в ширине текста и иллюстраций читается как рыцарский жест графики в сторону поэзии». Как будто околдованный мрачными мыслями, Евгений не может сдвинуться с места, а спиной к нему, возвышаясь над стихией, «стоит с простёртою рукою кумир на бронзовом коне». Формат я установил крохотный, карманный, наподобие альманахов пушкинской эпохи»17. Для несохранившейся кисти руки позировала жена Бакста. Набор был выполнен еще в 1917 году в старой орфографии особым декоративным шрифтом.

Так в скитаниях проводит он неделю, месяц, бродит, питается подаянием, спит на пристани. Можно утверждать, что глубина проникновения в текст, его истолкования зависят от величины художественного таланта, коим в полной мере обладал Бенуа. Именно в ней лежат истоки смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства» и А. Бенуа лично. Они получились схожи по сюжету, но их стилистика и характер – различаются. Все люди смертны.

Вот таким образом обращение к «Петербургской повести» имеет для художника прочные обоснования. Подобным образом рассуждает в своей работе Виппер: «. Рисунки разных размеров, форм и пропорций он расположил то горизонтально, то вертикально, каждый раз придавая развороту зрительное разнообразие. Бенуа сам подчеркивает свою увлеченность именно этой характерной чертой: « именно эта поэма меня пленила, трогала и волновала своей смесью реального с фантастическим. ». Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Как в «Игрушках», так и в «Азбуке» сюжетно-образная система иллюстраций лишена назидательности: основу ее надо искать в области лирического, в воспоминаниях художника о собственном детстве, о детских играх, радостях, праздниках.

В этом ключе возникают художественные публикации Бенуа, в том числе «Живописный Петербург», серия петербургских акварелей 1902-1903 гг. Два наброска), «Фигуры для итальянских комедий» (1901, ГРМ), «Арлекинада» (1906, ГТГ), «Итальянская комедия. (1904. Бенуа наряду с Сомовым, Бакстом, Добужинским был одним из его основоположников.

Эфрос писал: «О Пушкине языком рисунка, языком графики так не говорили. С сентября 1888 года по март 1897 года учился в петербургскойАкадемии художеств: основной курс — до 1892 года, затем, с октября 1894 года, занятия в мастерской И. Репина.