Бенуа Картины

Картины Бенуа наполнены неповторимой, легкой грустью. Художник Бенуа очень любил Петербург и, эта любовь, не раз находила отражение в его картинах. Бенуа любил Францию, в его творчестве много картин затрагивающих эту замечательную страну, её достижения историю и достопримечательности.

В эпоху Мира искусства версальские картины, партеры, водоемы чаще всего служили у Бенуа фоном, средой, ареной для куртуазно-забавных жанровых сюжетов из быта тщеславного королевского двора. В 1905 году художник выпустил книгу Азбука в картинах Александра Бенуа. Среди самых интересных его работ — «Азбука в картинках Александра Бенуа» (1905) иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903–1905 вариант — в 1916–1922), главным героем которых стал Петербург с его старинной архитектурой.

Бенуа написал «Азбуку вкартинках» исоздал иллюстрациик «Медному всаднику» и«Пиковой даме» Александра Пушкина, которые вошли висторию книжной графики.

Художник Бенуа Александр Николаевич, картины и биография

«От этих.

В его сохранившихся дневниках и переписке за 1923-25 годы страх беженства и невостребованности на чужбине быстро сменяется страхом выглядеть в глазах эмигрантской общественности агентом большевиков. Пропагандируя старое русское искусство и западноевропейских мастеров живописи, в 1901 году начал издавать журналы «Старые годы» и «Художественные сокровища России»8. Сюжеты для большинства картин этих циклов навеяны мемуарами Сен-Симона. Бенуа изо всех сил пытался работать с обычным усердием, невзирая на катастрофические перемены, произошедшие в стране.

Вместе с С. П. Дягилевым, К. А. Сомовым и другими «мирискусниками» не принимал тенденциозность передвижников и пропагандировал новое русское и западноевропейское искусство. За этим первым опытом последовали четыре акварели – иллюстрации к «Золотому горшку» Э. Т. А. Но иллюстрации носят пока еще «станковый» характер: это исторические композиции, вмонтированные в книгу, не сливающиеся с ней органически.

Художник работал над ними в течение всей своей жизни. Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). В 1901 году князь С. М. Волконский, директор Императорских театров, поддавшись уговорам С. П. Дягилева, принял решение подготовить специальную постановку под его руководством одноактного балета Делиба «Сильвия».

Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Разглядывание книги вызывает множество ассоциаций и при выполнении традиционного задания для детей «рассказ по картинке» фантазия маленьких читателей и их родителей или наставников может быть просто безграничной.

Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной). Точнее было бы сказать, что А. Н. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Современники видели в нём живое воплощение духа артистизма. Будучи, по собственному выражению, органически чуждым политике, художник надеялся, что с образованием Государственной думы все «безобразия» в России закончатся.

В начале 1905 года Бенуа с семьёй вновь выезжает во Францию. Художник хорошо чувствовал красоту архитектурных форм. История «Мира искусства» началась с устроенной Сергеем Дягилевым выставки русских и финляндских художников в январе 1898 года в помещении училища барона Штиглица в Петербурге. Бенуа занимал в труппе пост директора по художественной части. В 1907 году А. Н. Бенуа играл важную роль в основании Старинного театра в Петербурге (для которого создал занавес), на следующий год одна из его декораций была использована в парижской постановке «Бориса Годунова».

Именно из «Записок» Бенуа узнал о ритуалах прогулок Людовика, о кормлении рыб, о созерцании королем величественных скульптур в парке («Прогулка в кресле», 1897 «У бассейна Цереры», 1897 «Кормление рыб», 1897 «У Курция», 1897— все в Русском музее, Санкт-Петербург). Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом. «Ныне я себя чувствую более усталым, разбитым и удрученным, нежели за все эти годы.

С 1903 по 1910 г. входил в Союз русских художников. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Почувствовав это, А. Н. Именно его постановка «Павильона Армиды» стала началом «дягилевских сезонов» в Париже в 1909 году. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам.

Бенуа, занявший в труппе пост директора по художественной части исполнил оформление к нескольким спектаклям. Одним из высших его достижений были декорации к балету И. Ф. Стравинского Петрушка (1911). Художники и критики, по примеру Бенуа, становились историками, собирателями, открывателями и истолкователями забытых или непонятных художественных ценностей. Пушкина. Но даже с большевиками А. Н. С 1904 г публикуется в газетах: Слово, Русь и Речь.

Бенуа часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои «Художественные письма» (1908-16) в газете «Речь». Так как Александр Бенуа вырос в атмосфере исключительной художественности, он посещал классы Академии художеств, но считал себя автодидактом (самоучкой). В 1910-х в центр интересов художника попадают люди.

Александр Бенуа: 
самые популярные 
картины (топ 12)

Александр Бенуа: самые популярные картины (топ 12)

А. Н. С 1910 года начал выпускать серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось лишь с началом революции в 1917 году). Рисовать он начал ещё в частном детском садике, а в 1885-1890 годах, обучаясь в частной гимназии К. И. Такое ощущение, точно что-то, нависло над головой», - писал А. Н.

На его долю выпала и наиболее сложная, ответственная её часть – анализ и обобщение истории русской живописи XVIII-XIX веков.

Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Александр Николаевич Бенуа был девятым (и последним) ребёнком в семье академика архитектуры Николая Леонтьевича Бенуа и музыкантши Камиллы Альбертовны (урожденной Кавос). Они организовали кружок любителей искусства. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина «Павильон Армиды» (1903), либретто которого сочинил сам.

Александр Бенуа 
– картины с названиями 
и описанием по алфавиту

Александр Бенуа – картины с названиями и описанием по алфавиту

Бенуа был последовательным защитником ценностей старины. Но с нами их связала ненависть ко всему затхлому, установившемуся, омертвевшему». Русский музей). К этим темам он обращался как в своих исторических картинах, так и в пейзажных работах, выполненных с натуры в Петербурге и окрестных дворцах и во Франции, в Версале, где он часто и подолгу бывал (серия "Последние прогулки Людовика XIV", 1897 — 98 "Версальская серия", 1905 — 06). Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. Лишь впоследствии, среди работ 1911-1916 годов начали возникать чисто пейзажные циклы акварелей изображающих природу Италии, Швейцарии и Крыма.

В 1911 году им был создан прекрасный «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа». Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей. Александр Бенуа (1870-1960). В 1893 Бенуа выступил как пейзажист, создав акварели окрестностей Петербурга.

Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII – начала XIX в» и «Франция Людовика XIV». Делал он это настолько основательно, что сумел написать главу о русском искусстве для третьего тома Истории живописи в XIX веке Р. Мутера, вышедшего в 1894 г. О нем сразу заговорили как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии отечественного искусства. Две темы неизменно пользовались его вниманием: «Петербург XVIII — начала XIX в. » и «Франция Людовика XIV».

Не исключено, что А. Н. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях — в двух «версальских сериях» (1897, 1905-06), в широко известных картинах «Парад при Павле I» (1907), «Выход Екатерины II в Царскосельском дворце» (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Русско-финляндская выставка имела большой успех. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. К ранним работам Бенуа для книги принадлежит иллюстрация к «Пиковой даме» (1898), опубликованная в трехтомном собрании сочинений Пушкина (1899) иллюстрированном многими русскими художниками, в том числе и мастерами «Мира искусства». С «Азбуки» А. Бенуа начинается история детской книги «Мира искусства».

«Героем» новых произведений художника становится само искусство прошлого: не люди, а великолепные архитектурно-парковые ансамбли, то поражающие своей грандиозностью, то очаровывающие интимным изяществом и поэтической прелестью. Вместе с другими мастерами «Мира искусства», Бенуа был одним из самых активных деятелей художественного движения, возродившего в России искусство книжной графики. Пушкина «Пиковая дама» с иллюстрациями А. Н. К работе в театре он впервые обратился в 1902 г., оформив оперу Р. Вагнера "Гибель богов" на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнив эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина "Павильон Армиды" (1903), либретто которого сочинил сам. В годы революции и Гражданской войны А. Н. Бенуа оставался в Петрограде. В этих сериях нет историко-жанровых сцен, нет изображений людей и вот таким образом нет оттенка лирической иронии, которой отмечены «Последние прогулки Людовика XIV».

Александр Бенуа, став идеологом и теоретиком объединения «Мир искусства», активно участвовал в его художественной жизни, а также в издании журнала «Мир искусства», взявшего на себя роль основы и идейного рупора этого объединения. Однако среда средой (не мне отрицать ее значение), но все же, несомненно, во мне было заложено нечто, чего не было в других, в той же среде воспитывавшихся и это заставляло меня по-иному и с большей интенсивностью впитывать в себя всякие впечатления. Он не окончил Академию художеств, считая, что художником можно стать лишь непрерывно работая. И вот почему Врубель у нас оказался рядом с Бакстом, а Сомов рядом с Малявиным. Две темы неизменно пользовались его вниманием: Петербург XVIII – начала XIX в. и Франция Людовика XIV. Опубликование иллюстраций в «Мире искусства» сразу было встречено художественной общественностью как большое событие в русской графике. Один из организаторов и идейный руководитель объединения Мир искусства.

Краткая информация 
о художнике и его 
картинах

Краткая информация о художнике и его картинах

Его литературные произведения, бесспорно имеют самостоятельное значение, характеризуя сложный, большой и плодотворный этап в развитии русской критики и науки об искусстве. Мольера (1913) и некоторое время даже участвовал в руководстве театром наряду с К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко. С 1926 жил в Париже, где и скончался. Трудно переоценить масштабы этой работы, которая могла быть только коллективной. И. Грабарь отметил в иллюстрациях Бенуа тонкое понимание Пушкина и его эпохи и вместе с тем обостренное чувство современности, а Л. Бакст назвал цикл иллюстраций к «Медному всаднику» «настоящим перлом в русском искусстве».

С 1901 — 1903 г. г. Н. Бенуа родился в семье известного архитектора и рос в атмосфере почитания искусства, однако художественного образования не получил. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. С детства полюбил он старый Петербург, пригороды столицы.

Соблазн остаться за границей был велик, но страх навсегда оторваться от родной почвы, оказавшись «беженцем» без определённых занятий, останавливал художника на протяжении нескольких лет. Эти особенности книги связаны с групповой тактикой «Мира искусства» и с личными, субъективными пристрастиями автора. Программа «Мира искусства» предполагала вторжение его деятелей во все области культуры, включая не только изобразительное искусство, театр, оформление книг, но и создание предметов быта — мебели изделий прикладного искусства, проектов оформления интерьеров. Сразу же заявив о себе как о практике и теоретике искусства одновременно, Бенуа сохранял это двуединство и в последующие годы, его таланта и энергии хватало на все.

К тому же Бенуа является режиссёром театра (Пиковая дама, Павильон Армиды, Петрушка) и иллюстратором в различных изданиях. На своих полотнах художник выражал мысль о вечности природы и творений, созданных руками людей и акцентировал внимание на быстротечности и мимолётности человеческой жизни. Художник трудился над ней около года, но создаётся впечатление, что все иллюстрации сделаны «за один присест» и что процесс рисования сопровождался играми и разговорами с маленьким сыном Колей, впоследствии известным театральным художником.

Он активно участвовал в художественной жизни – прежде всего в деятельности объединения "Мир искусства" идеологом и теоретиком которого был, а также в издании журнала "Мир искусства", ставшего основой этого объединения часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои "Художественные письма" (1908-16) в газете "Речь". Это решение было связано, главным образом, с финансовыми и семейными обстоятельствами. Он начал с рисунков к «Пиковой даме» (1898) и потом дважды возвращался к иллюстрированию этой повести (в 1905 и 1910 годах). В ту же серию входят работы, принадлежащие к числу самых удачных произведений Бенуа, заслуженно пользующихся широкой известностью: «Парад при Павле I» (1907, Гос. Темой исследования становится, таким образом, не процесс исторического развития национальной живописи с его скрытыми закономерностями, которые надлежит обнаружить, а только история художников, принимавших участие в этом процессе. Они организовали кружок любителей искусства. В 1926 г. Бенуа, сделав вынужденный выбор между трудностями эмигрантского существования и все более пугающей перспективой жизни в советской стране, уехал во Францию.

Экспозиция выставки стала прообразом будущих выставок журнала «Мир искусства» именно здесь наметилась их структура и состав участников. В конце 1896 года вместе с друзьями впервые приехал во Францию, где написал «Версальские серии»— картины изображали парки и прогулки «короля-солнце» Людовика XIV. Внес значительный вклад как исторический художник.

Основное место в картинах Бенуа занимали пейзажи. был государственным служащим, которому эти пайки выдавались в качестве заработной платы. В сюжетных композициях циклов «Последние прогулки ЛюдовикаXIV» и «Версальская серия», равно как и в пейзажах, для художника важны не люди с их переживаниями и деяниями, а величественная красота искусства и природы. Главным же трудом последних (с 1934 г. ) лет были его воспоминания, на страницах которых он подробно и увлекательно воскрешает годы своего детства и юности. Главным критерием оценки произведений искусства Бенуа считал их художественность.

В конце 1890-х годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. В 1926 году художник эмигрировал во Францию, где в конце жизни написал мемуары «Мои воспоминания» о России начала XX века. Выдающийся образец книжной графики — иллюстрации к «Медному всаднику» А. С. Пушкина, выполненные в технике имитации цветной гравюры на дереве (1903). В отечественной научной литературе вопросы истории искусства никогда ещё не излагались с такой полнотой и систематичностью, с такой проницательностью анализа и вместе с тем с такой подчеркнутой и даже программной субъективностью. В своих воспоминаниях он писал: Мой интерес к художественным произведениям, естественно приведший меня к знаточеству, стал проявляться с очень ранних лет.

Описание картины 
Александра Бенуа 
«Вечер»

Описание картины Александра Бенуа «Вечер»

В 1897 году приобрёл известность серией акварелей «Последние прогулки Людовика XIV», написанные под впечатлением от пребывания в Париже и Версале. Вдохновитель и организатор объединения «Мир искусства», куда в разные годы входили К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере. Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра.

Целому ряду молодых художников некуда было деваться. Имя Бенуа – живописца, сценографа и иллюстратора историка искусства и художественного критика граничит с высшими достижениями «серебряного века» отечественной культуры. Однако в СССР нельзя было жить вне политики. В 1896—1898 и 1905—1907 годах работал во Франции8. Широко известны его иллюстрации к поэмам А. С.

Совершал длительные заграничные поездки. Если М. В. Ломоносову принадлежит слава первого русского учёного-энциклопедиста, то А. Н. С. П. Дягилев учился вместе с Бенуа на юридическом факультете. Театр был в течение всей жизни Бенуа самым сильным его увлечением.

  • БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ АЛЕКСАНДРА БЕНУА
  • Статьи и воспоминания Александра Бенуа
  • История гениального художника Александра Бенуа
  • Картины — Бенуа, Александр Николаевич
  • Бенуа Александр НиколаевичКартины и биография

«Авось, что там не будет этих русских. » – записал А. Бенуа в своём дневнике перед очередной заграничной поездкой. Художник писал: «Меня тянуло к известному украшению и обобщению того, что мне дала непосредственно действительность. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 г. триумфальные выступления в Париже — «Русские сезоны». Впервые ему пришлось решать здесь вопросы художественного конструирования книги. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой "Азбука в картинах Александра Бенуа" (1905) и иллюстрациями к "Пиковой даме" А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к "Медному всаднику", трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22).

Представитель русского модерна. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). В эти же годы принимает участие в оформлении Русских сезонов, организованных Дягилевым С. П.

Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. В те же годы под редакцией Бенуа выходил иллюстрированный журнал «Художественные сокровища России». Работы Бенуа связаны с Версалем, его парком, Петергофом. К своим персонажам (Людовику и придворным) Бенуа относится с долей иронии.

  1. Коллекция работ художника Александра Бенуа (221 работ)
  2. Бенуа Александр Николаевич (1870 – 1960)
  3. Александр Николаевич Бенуа (1870–1960)
  4. Прогулка короля, Александр Николаевич Бенуа, 1906
  5. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960)

Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух версальских сериях (1897, 1905-06), в широко известных картинах Парад при Павле I (1907), Выход Екатерины II в Царскосельском дворце (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Три картины с этой выставки были приобретены П. М. Третьяковым. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях – в двух "версальских сериях" (1897, 1905-06), в широко известных картинах "Парад при Павле I" (1907), "Выход Екатерины II в Царскосельском дворце" (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля.

Они составляют едва ли не половину его наследия. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Там он работал главным образом в театрах: сначала в «Гранд-опера» в Париже с 1924 года с перерывом по 1934 год (знаменитый «Поцелуй феи» И. Стравинского), а в 1930-1950-е годы — в «Ла Скала» в Милане, где постановочной частью заведовал его сын Николай. Дягилев, по большому счёту, являлся лишь талантливым администратором с хорошим, говоря современным языком, «административным ресурсом»: связями, знакомствами, доступом к государственному финансированию. Бенуа стал задумываться об эмиграции.

  1. Литературно-исторические заметки юного техника
  2. «Охватить предмет как можно шире иизучить как можно глубже»
  3. «К простейшим ивернейшим изображениям действительности»
  4. Александр Бенуа вкомиссии Горького
  5. Эстетические взгляды «Мира искусства»
  6. Вышитые портреты от Кейси Завалия

Сын Н. Л. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1905) и иллюстрациями к «Пиковой даме» А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). После 1926 г. жил в Париже. На выставках с 1891 г. (Общество русских акварелистов).

Бенуа. Наиболее значительные статьи касаются архитектуры старого Петербурга и его пригородов. Творчество Бенуа-художника было, в основном, посвящено двум темам: Франция эпохи короля-солнца и Петербург XVIII – начала XIX в., будучи увлечен которыми Бенуа создал особый вид исторической живописи, типичной для Мира искусства.

  • Супергероини в стиле пин-ап художника
  • Западноевропейская и антикварная живопись
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
  • Картины в заранее подобранных рамах

Ни одно сколько-нибудь заметное событие в искусстве не оставалось без отклика со стороны Бенуа. Именно пейзаж полно отразил мировидение художника. (1903) и другие. Бенуа Александр Николаевич (1870-1960) художник-график, художник, театральный художник издатель, литератор, один из авторов современного образа книги.

БИОГРАФИЯ И КАРТИНЫ 
АЛЕКСАНДРА БЕНУА

Однако голод, холод, обилие мусора, военных калек и «интеллигентных» нищих на улицах Петрограда никак не вписывались в представления Бенуа о жизни вообще и о жизни своей семьи в частности. Он сразу же был вовлечен во множество театральных проектов. Решение стать художником созрело у Александра очень рано. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Превосходно скомпонованные, звучные, эти иллюстрации похожи на завершённые картины.

В 1910 году вышло в свет обширное исследование Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» – обстоятельно документированный труд, посвященный истории быта и художественной жизни России в первой половине XVIII века. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга.

Следует заметить, что художественные вкусы и взгляды молодого Бенуа формировались в оппозиции к его семье, придерживавшейся консервативных «академических» воззрений. Значительную часть перечисленных серий составляют работы с натуры. Автор мемуаров Мои воспоминания. Большевики, едва захватив власть, объявили «войну дворцам» и радетель отечественного искусства деятельно занялся проблемами реорганизации дворцовых комплексов, а также сохранения этих памятников отечественной культуры от вандализма и разграбления. Бенуа мог бы вполне ужиться (именно это он и пытался сделать ещё с 1917 года), если бы они давали ему возможность спокойно заниматься любимым делом. Ничто не любил он так горячо и не знал так глубоко.

В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой Азбука в картинах Александра Бенуа (1905) и иллюстрациями к Пиковой даме А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к Медному всаднику, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Ещё более плодотворно работал он как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) книгу «Русская живопись в XIX веке», существенно переработав для нее свой ранний очерк. Его первые самостоятельные работы (1892-1895) представляют собой цикл изображений Павловска, Петергофа, Царского Села, уголков старого Петербурга, а также городов Германии и Швейцарии их старинных кварталов и памятников архитектуры. Одной из важнейших миссий этого движения, возникшего в русле «Мира искусства», был систематический пересмотр всего материала, критических оценок и основных проблем истории русской живописи, архитектуры, пластики и декоративно-прикладного искусства XVIII и XIX столетий. «Хорошо, если благодаря мне Зимний дворец будет спасен и превращен в памятник-сокровищницу мирового значения», – искренне надеялся он.

Расцвет художественно-критической деятельности Бенуа падает на период создания третьей серии его статей – под общим заглавием «Художественные письма», которые еженедельно печатались в газете «Речь» с ноября 1908 по 1917 год.

Он осмыслил и систематизировал искусство прошлого. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В колорите Бенуа отсутствует живое ощущение цвета.

Ревнивец, 1906, ГТГ). 401), «Выход императрицы Екатерины II в Царскосельском дворце» (1909, Гос. Бенуа уже в апреле 1923 года. Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Природа интересовала художника главным образом в ее связи с историей.

Дягилева, забывая, что именно А. Н. Выше уже упоминалось о значении таких «открытий», как русская портретная живопись XVIII века и архитектура старого Петербурга. Но и здесь перед А. Н. картинная галерея Армении, Ереван), «Петербургская улица при Петре I» (1910, частное собрание в Москве) и «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910, Гос. В 1911 году выходит, пожалуй, лучшее дореволюционное издание знаменитой повести А. С. С 1917 по 1926 год Бенуа заведовал Картинной галереей Эрмитажа, т. е.

Позднее, уже зрелым мастером, Бенуа исполнил серии пейзажей Версаля, к которому много раз возвращался (1896, 1897, 1898, 1905, 1906, 1907, 1914), Петергофа (1900), Ораниенбаума (1901), Павловска (1902), Рима (1903), Венеции (1912). Основные работы художника: Прогулка короля (1906), Фантазия на Версальскую тему (1906), Итальянская комедия (1906) иллюстрации к Медному всаднику Пушкина А. С. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу "Русская живопись в XIX веке", существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания "Русская школа живописи" и "История живописи всех времен и народов" (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал "Художественные сокровища России" создал прекрасный "Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа" (1911). В композициях Бенуа нередко сохраняются черты театрального «кулисного» построения, хотя на сценических площадках и не выступают исторические персонажи. Мая, Александр познакомился и подружился с людьми, которые, став старше, составили костяк общества «Мир искусства»: К. Сомовым, В. Нувелем, Д. Философовым (двоюродным братом С. П. Дягилева), Л. Бакстом.

Недаром его лучшие создания принадлежат искусству книги и живописи театра. Гофмана (1899), оставшиеся неизданными и две страничные иллюстрации к книге П. И. Кутепова «Царская и императорская охота на Руси» (1902), созданные в сотрудничестве с Е. Е. Лансере. Русский музей стр.

Работал на прежнем профессиональном уровне, но ничего принципиально нового и интересного создать уже не смог, часто довольствуясь варьированием старого (одних вариантов ставшего легендарным балета "Петрушка" было исполнено не менее восьми). В конце 1890 годов кружок молодых единомышленников преобразовался в общество «Мир искусства» и редакцию одноименного журнала. Его произведениям свойственны изящество и стилизация (Китайский павильон. Цикл первого варианта состоит из 32 рисунков тушью и акварелью имитирующих цветную гравюру на дереве.

Художник признавал сам, что патриотом его назвать сложно. Целью группы было чистое искусство, поиск гармонии и красоты жизни. В течение ряда поколений искусство являлось наследственной профессией в его семье. Но для Бенуа натурные штудии являлись лишь начальным этапом творчества. Увлечение балетом оказалось настолько сильным, что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, начавшая в 1909 году триумфальные выступления в Париже – «Русские сезоны».

Одновременно с этими крупными работами Бенуа опубликовал в журнале «Мир искусства» (1899-1904) и ежемесячном сборнике «Художественные сокровища России» (1901-1903), а позднее в журнале «Старые годы» (1907-1913) и некоторых других изданиях множество статей и заметок по отдельным вопросам истории русского и западноевропейского искусства. Их обычно связывают лишь с именем С. П. Рано зародилась в нем любовь к сцене, он сохранил ее на всю жизнь. В отечественной историографии существует мнение, что «Александр Бенуа, подобно Блоку, Белому и Брюсову, поддержал Октябрьскую революцию и с обычным своим усердием работал в качестве хранителя произведений изобразительного искусства в своем родном Петербурге». Более зрелую фазу в развитии книжной графики Бенуа отражает его «Азбука в картинах» (1904) – первая книга, в которой художник выступил как единоличный автор, создатель замысла иллюстратор и оформитель.

Именно в «Мире искусства» начинали свою разнообразную деятельность всемирно известные художники: Леон Бакст, Мстислав Добужинский, Евгений Лансере, Игорь Грабарь. Но на его пути постоянно вставали препятствия бытового характера: приходилось заботиться о благосостоянии семьи, постоянно обходить препоны, чинимые правительством деятелям искусства (например, запрет рисовать на улицах Петрограда). Этим же темам художник уделял много внимания в своих театральных и книжных работах. Ей недостает именно историзма.

Но более известны эскизы театральных декораций для «Русских сезонов» Дягилева, доказывающих несомненный талант художника в воссоздании духа разных эпох и национальных культур (балет И. Стравинского «Петрушка», опера Р. Вагнера «Гибель богов»). Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Художник умел ценить величие искусства прошлого. Бенуа внес огромный вклад в историю русской художественной культуры XX века.

Часто выступал в печати и каждую неделю публиковал свои Художественные письма (1908-16) в газете Речь. Не менее плодотворно работал он и как историк искусства: издал в двух выпусках (1901, 1902) получившую широкую известность книгу Русская живопись в XIX веке, существенно переработав для нее свой ранний очерк начал выпускать серийные издания Русская школа живописи и История живописи всех времен и народов (1910-17 издание прервалось с началом революции) и журнал Художественные сокровища России создал прекрасный Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа (1911). После революции 1917 г. Бенуа принимал деятельное участие в работе всевозможных организаций, связанных главным образом с охраной памятников искусства и старины, а с 1918 г. занялся еще и музейным делом – стал заведовать Картинной галереей Эрмитажа. В 1904 году вышла в свет «Азбука в картинках» (1904)13, едва ли не единственная его крупная работа для детей. Много работал в книжной графике.

Оставаясь в советской России, Бенуа никогда не разрывал своих связей с Европой, в частности с парижским театром «Гранд-опера», в постановках которого участвовал как театральный художник ещё в предреволюционные годы. В ней приняли участие едва ли не все деятели «Мира искусства». Бенуа14. В своей первой книге История русской живописи в XIX веке (1900 — 1902) и в статьях начала 1900-х гг. Жизнь его была полна труда и исканий, ошибок и больших творческих успехов.

Отец художника также был крупным архитектором, старший брат пользовался известностью как художник-акварелист. Отъезд как и ранее состоялся для постановки спектакля в «Гранд-опера» и участия в выставках, но оттуда в Россию он не вернулся.

Выступает как критик и историк искусства. К ранним впечатлениям и переживаниям Александра Бенуа восходят истоки той смелой переоценки искусства XVIII столетия, которая является одной из крупнейших заслуг «Мира искусства». Само обращение к пейзажу у Бенуа было продиктовано интересом к истории. Подобные эмоции он назвал «ощущение ОГПУ», а также «общей болезнью в России».

Бенуа исполнил также две серии иллюстраций к «Капитанской дочке» и в течение ряда лет подготавливал свою главную работу — рисунки к «Медному всаднику». Его перу принадлежат «История живописи всех времен и народов», «Русская живопись в XIX веке». Семье Бенуа удалось выжить в эти годы лишь благодаря американским пайкам АРА (помощи пострадавшим странам в Первой мировой войне). В музеях и картинных галереях Франции, Италии изучал творчество великих мастеров прошлого.

Понятие «художественности» с детства ассоциировалось у Бенуа с понятием «театральности». Каждый из рисунков к «Азбуке» представляет собой развёрнутую повествовательную сцену, проникнутую мягким юмором иногда жанровую, чаще – сказочную или театральную, всегда неистощимо изобретательную по сюжетным мотивам. Первая и наиболее сильная из них связана с театральными впечатлениями. Обучался он на юридическом факультете Петербургского университета (1890-94), но при этом самостоятельно изучал историю искусства и занимался рисованием и живописью (главным образом акварельной).

в Париже, которые включали в свою программу не только оперные и балетные постановки, но и симфонические концерты. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера Гибель богов на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина Павильон Армиды (1903), либретто которого сочинил сам. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. Реконструируя Францию времен Людовика XIV и Петербург XVIII века, Бенуа пишет серии акварельных пейзажей. Лучшими творческими достижениями мастер обязан книжному искусству и театру.

Лучшая из книжных работ художника, безусловно, его шедевр – рисунки к «Медному всаднику» Пушкина. Успех Бенуа в «Павильоне Армиды» лишь подтвердил его художественное призвание. Бенуа был инициатором и вдохновителем этой работы. В своей книге Бенуа дал уничтожающую характеристику творчества Брюллова и Бруни, с пренебрежением отозвался об Айвазовском и Верещагине, проявил несправедливую нетерпимость ко многим передвижникам.

Бенуа с уверенностью можно назвать первым русским «энциклопедистом» от искусства. Представляя собою дань времени, они не должны играть решающей роли в оценке труда Бенуа. Исключительная трудоспособность позволяла ему за один день заполнить альбом рисунками, поработать в мастерской над начатой картиной, побывать в мастерских театра, вникая в детали эскизов декораций и костюмов, в режиссуру и даже в проработку ролей с актерами. Легкий и нервный рисунок художника создает неповторимую атмосферу «галантного века».