Богатырь Врубель
Купить картину или постер "Богатырь", художника Михаила Врубеля вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. Белинского в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» состоялась встреча, посвященная одному из шедевров замечательного русского художника Михаила Врубеля – его картине «Богатырь».
Сочинение по картине михаил врубель богатырь
Вернувшись в апреле в Одессу, художник вновь оказался в ситуации хронического безденежья и семейных размолвок. Ещё в Киеве, во время работ во Владимирском соборе, Михаил Александрович сочинил акварельный эскиз своего «Богатыря». Особенностью композиции является её вневременность— трудно сказать, когда происходит действие. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17.
Против Врубеля выступил Максим Горький, освещавший события выставки: «Микулу» он описывал в насмешливых тонах, сравнивая былинного героя с Дядькой Черномором. Последние десять лет своей жизни он служил наказным атаманом Астраханского казачьего войска. Андрей Белый однажды тонко заметил по поводу гонителей Врубеля: «Высшая ступень красоты действовала и на них, но они реагировали на нее, как на беду». Врубель продолжает отдаваться работе с той же одержимостью. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова абсолютно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63.
Конь богатырский под стать хозяину. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был совершенно свободный режим156. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Фактура живописи и цвет подчёркивают меланхолию Демона, тоскующего по живому миру. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Мастер жанровых и исторических картин, в основном воссоздающих московский быт XVII века.
- Описание картины Михаила Врубеля «Богатырь»
- Русский музей Дополненная реальность
- Сочинение по картине Врубеля «Богатырь»
- Врубель Богатырь Описание Картины
- В муей – без поводка / Михаил Врубель "Богатырь"
В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам. По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. В письмах отцу и сестре Анне Врубель сообщал, что заработал за лето (в том числе в Софийском соборе, где написал трёх ангелов в барабане купола) 650 рублей, в то время как Прахов увеличил гонорар за четыре иконы до 1200 рублей.
Вся меблировка два простых табурета и кровать. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости». Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов.
Заказ на эти панно— со свободным выбором темы— был передан Врубелю98. Между тем, «Пирующие римляне» были итогом почти двухлетней мучительной работы над сюжетом и формой конкурсной картины известной из переписки художника с сестрой. Врубель в этой когорте был единственным, кто был абсолютно неизвестен публике64. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Учитель Репина Павел Чистяков прислал Поленову письмо, в котором просил передать ученику, что тот слишком сосредоточился на красоте подводного царства и совсем забыл о духе былины, который и должен задавать картине тон.
- Купить картину Богатырь, Михаил Врубель
- Картина Богатырь – Врубель Михаил
- Другие картины художника – Михаил Врубель
В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Тех миров, которые видели они, мы не видим»162. Ближе других ему были братья Сведомские, с которыми он постоянно посещал варьете «Аполлон» и кафе «Араньо».
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. За спиной виднеются лук и стрелы. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159. В Киеве реставрировал фрески Кирилловской церкви (1884-1885) и работал во Владимирском соборе: создал эскизы фресок (1887, не осуществлены), писал орнаменты (1888-1889). Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103. Вероятно, «Демон» был не причиной заболевания Врубеля, но стал катализатором, ускорителем: совпадение окончания картины с началом болезни едва ли случайно.
Первоначально она называлась «Илья Муромец». Напоминала она обычный прямоугольник, а сверху над ним было острое копье. Он говорит, что здесь, то есть в Италии, можно учиться, а творить – только на родной почве что творить – значит чувствовать, а чувствовать – значит «забыть, что ты художник и обрадоваться тому, что ты прежде всего человек». Помимо «Сошествия», Врубель написал «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание»38. Однако клиника была далеко от дома (Песочная улица, дом 9), в ней были строгие порядки и в конце концов Врубеля переселили в больницу А. Э. Бари на 5-й линии Васильевского острова близ Академии художеств, где был абсолютно свободный режим156.
Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Холсты скатали в рулоны и вернули в Москву, где Поленов и Коровин взялись за свою часть работы, а Врубель дорабатывал «Принцессу Грёзу» в сарае при Гончарном амбрамцевском заводе. Однако в студенческие годы Врубель систематически и глубоко занимался философией и увлёкся теорией эстетики Канта, хотя собственно художественным творчеством занимался мало16. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать.
Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. У него простое крестьянское лицо: «жёлты кудри», как у славного Ильи Муромца, ясные небесно-голубые зоркие глаза. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Однажды в Саратов была привезена копия фрески Микеланджело «Страшный суд», которая не могла не произвести впечатления на мальчика. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники.
Рождается ощущение первозданности. В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. Прогноз был неутешительным: дальше лишь физическая и духовная деградация137. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. В «Богатырях» Васнецова Илья Муромец остается центральной фигурой, но не имеет почти ничего общего с печальным витязем у камня. Врубель сопровождал главу семейства в качестве консультанта, в результате возник острый конфликт с супругой— Елизаветой Григорьевной— и Мамонтов с художником отбыли в Милан, где тогда училась вокалу младшая сводная сестра Елизавета (Лиля) Врубель80. Художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве54.
В 8 лет он пошел в Петербургскую рисовальную школу для вольноприходящих (семья тогда жила в Петербурге, А. М. Врубель являлся вольнослушателем Петербургской военно-юридической академии). Описание в газете «Русские ведомости» благожелательно перечисляло практически всех участников экспозиции и лишь Врубеля отдельно упомянули как пример того, как можно лишить сюжет художественной и поэтической красоты97.
В первый же день работы Врубель сразу же уверенной рукой начертил рисунок углём. Он относится без внимания к письмам— и сам не пишет. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана.
Близкие полагали, что он не переживёт этой весны. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга.
На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия.
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. В состоянии Михаила Александровича перемен нет. Кирилле», «Св. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир.
Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Книжное оформление редактировал Л. Пастернак. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88. Мастерские Мамонтова в Абрамцеве и Тенишевой в Талашкине были реализацией в России принципа «искусство и ремесло», сформулированного в кругу У. Морриса. Одним из главных для Врубеля в Академии оказалось знакомство с Валентином Серовым. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66.
Михаил Александрович Врубель один из известнейших художников XIX—XX веков. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68. Тогда художник написал ее без рабочих набросков. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер.
Из воспоминаний Б. К. Потом Прахов совершенно отошел от критической деятельности, перестал заниматься современным искусством (характерный симптом 80-х годов. ) и вернулся к изучению древностей. Руководитель Абрамцевских керамических мастерских (с 1890). Вот почему он сидит так мешковато, слегка растопырив руки с толстыми пальцами.
Надежда Ивановна Забела-Врубель скончалась 20 июня 1913 года после концерта, ей было 45 лет. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина.
Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров». Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича». Он показывал свое видение и представление данного мира. В данной работе присутствует фантазия художника и искрометная монументальность. Исполинская фигура древнего богатыря на коне вырастает из земли, подобно могучему древу. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
На картине изображен рыцарь Жоффруа Рюдель играющий на арфе. В самом начале 1896 года Врубель из Москвы приехал к С. Мамонтову в Петербург, где должна была состояться русская премьера оперы-сказки Э. Гумпердинка «Гензель и Гретель». Художник родился в 1856 году в Омске, в семье старшего штабного адъютанта А. М. Врубеля. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106.
Предложение я принял, конечно, охотно. Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Его Богатырь – своеобразная гипербола, символ мощи.
Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Правда, серьезно писать картину Васнецов начнет только в 1881-м, а закончит уже в 1898-м. Усольцев ценил искусство Врубеля и всячески поощрял его творческую активность. Заботу о похоронах взяла на себя Е. Ге, она же распорядилась снять посмертную маску159. Видно, что копыта лошади от груза усели в землю.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. На осень 1896 года у Забелы-Врубель имелся. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoангажемент в Харьковской опере, однако у самого художника в городе не было работы он вынужденно существовал на средства супруги. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. Самому Михаилу Александровичу ничего не сказали и он отправился в Москву131.
Надежда Ивановна Забела-Врубель скончалась 20 июня 1913 года после концерта, ей было 45 лет. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. В столь короткий срок было немыслимо самому выполнить работу и написание холста по «Микуле» начал в Нижнем Новгороде Т. А. Сафонов, получив из Москвы эскиз Врубеля декоративный фриз разрабатывал и писал А. А. Карелин— сын фотографа101.
Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Чуждость Демона миру подчёркивают и «каменные» облака70. Несмотря на мучающие его «голоса», он вернулся к теме Пророка, начал писать шестикрылого серафима и обратился к теме видений пророка Иезекииля. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4.
Сон как будто бы стал продолжительнее. Впоследствии при возведении в Москве гостиницы «Метрополь» один из фронтонов, выходящий на Неглинную улицу, был украшен майоликовым панно, воспроизводящим «Принцессу Грёзу». Фигура богатыря изображена очень доходчиво и массивно.
весь в черный бархатный костюм, в чулках, коротких панталонах и штиблетах. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. «. Это есть уже в «Сошествии святого духа», написанном на коробовом своде Кирилловской церкви. Получив деньги от отца— чтобы приехать домой (семья тогда жила в Харькове)— М. Врубель вновь уехал в Киев, где и встретил новый, 1886 год47.
Расписывая киевские церкви, Врубель одновременно обращается к образу Демона. Написал автор ее очень быстро без всяких набросок и эскизов. Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. Первое что взялся творить художник, так это голова лошади. Не состоялся и предполагавшийся перенос праха Михаила Александровича Врубеля165. Их малоискусными руками фрески прописывались сверху по сохранившимся контурам (по «графьям») теперь такой способ был бы сочтен варварским. Однако по сравнению с прочим кругом интересов, занятия живописью представлены крайне лапидарно1213.
В феврале 1903 года М. Врубеля выписали из клиники. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. За спиной виднеются лук и стрелы. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
Там маленький Миша быстро научился читать и увлекался книжными иллюстрациями, особенно в журнале «Живописное обозрение»6. Врубеля. 22 мая работы Врубеля вынесли из павильона и он покинул выставку103.
Кушает хорошо— и в своё время. В картине Пан (1899, ГТГ) греческий бог превращается в русского лешего. Он страшно эффектен, конечно и был еще более эффектен, пока не потускнели, не пожухли его краски, но С. Яремич справедливо заметил, что здесь «близка к нарушению высшая художественная сдержанность». Даже досуг гимназиста был посвящён любимым занятиям: в одном из писем он сетовал, что хотел на каникулах прочитать в оригинале «Фауста» и сделать по учебнику 50 английских уроков, но вместо этого копировал маслом «Закат на море» Айвазовского9. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Размер заказа— 100 квадратных метров— и срок исполнения— три месяца— обескураживали, но Михаил Александрович согласился99. В расположении фигур видна хаотичность, «спрессовывающая» пространство, которое проецировано на плоскость.
В декабре художник переехал в его дом на Садовой-Спасской улице (ныне дом 6, строение 2), приглашённый, по выражению В. Домитеевой, «не без внимания к его гувернёрским навыкам»62. Только через полгода Врубель смог более или менее адекватно реагировать на окружающее. Возникает ощущение цельности и сопричастности.
Сама эта утрированная декоративная эффектность лишает живопись подлинной глубины. Врубеля всегда привлекали персонажи народных былин, сказок. Так, в 1909 – 1910 годах он участвовал в оформлении особняка промышленника Филадельфа Бажанова и выполнил для столовой серию «Богатырский фриз», состоящую из восьми панно. Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Они обнаруживают тягу к востоку – цветистому, волшебному, пряному. Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». Он был очень талантлив и работал во многих жанрах изобретательного искусства. В период тяжких душевных борений сына в Киев приехал отец— Александр Михайлович Врубель. Но, к сожалению изорвал в клочки летнее новое пальто и брюки.
Его девиз был: Il vero nel bella (Истина в красоте). Черноволосая женщина восточного типа не смотрит на карты, её лицо непроницаемо. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.
Парной к «Венеции» стала «Испания», которую критики признают одной из наиболее совершенных картин Врубеля86. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём Больно, горько до слёз»53. Жизнь в зимней Венеции была дёшева и художники сняли на двоих одну студию в центре города на виа Сан-Маурицио.
По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. Акварельный эскиз разрастался подклейками и вызвал даже бурный восторг Репина. В результате Врубель поселился в мастерской К. Коровина на Долгоруковской улице60. Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. Его богатырь — могучий исполин. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна.
В Одессе Михаил стал учиться в Ришельевской гимназии. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Подобно мастерам Возрождения, работал во всех видах искусства. Яновского, композитора: Я же в то время начал инструментировать свою украинскую увертюру. Он искал правильный ракурс поворота.
Прошение было удовлетворено157. При этом как творец он не мог не быть одиноким, проделав эволюцию от «отшельника, алхимика, пришельца из иного эзотерического пространства» в пророка171. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. И лишь после приобщения к монументальному византийскому и древнерусскому искусству экспрессия Врубеля становится величавой – исчезает психологический нажим, появляется характерно врубелевское выражение духовной напряженности в сосредоточенном взоре огромных глаз (большие глаза – также черта византийской живописи), при позах как бы оцепеневших, скупом жесте, в атмосфере глубокой тишины. На хорах он заметил только что встреченного незнакомца товарищи сказали, что это художник Врубель и показали начатое им «Сошествие святого духа», а также двух ангелов: «Врубель говорил, что здесь он ближе всего подошел к Византии». В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.
Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. В те же годы Врубель был приглашен художником на Дулёвский фарфоровый завод. 1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Он неотделим от мира, его окружающего, – мрачного, озаренного лучами закатного солнца лилово-зеленого леса, обильно населенного доброй и зловещей живностью.
С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. Её лицо изображено на иконе «Богоматерь c Младенцем», сохранились и многочисленные наброски. Богатыри в интерпретации Билибина бывали очень разными.
Н. А. Дмитриева определяла жанр картины как «портрет-фантазия»55. Особенно примечательна акварель Голова Демона. По определению В. М. Домитеевой, это ещё «доврубелевский этап» в творчестве Врубеля работа больше всего напоминает журнальные иллюстрации того времени: «донельзя романтично, даже мелодраматично и весьма тщательно отделано»18. Весь его образ очень смелый и боевой.
Однако художник уклонялся от разговоров об искусстве и чаще всего был мрачен. Нет, не стоит писать. И название картина имела совсем другое.
Тогда же Рябушинский заказал Серову портрет самого Врубеля. Пока жив человек, он все дышит, пока дышал Врубель – он все творил. В рисунках к «Моцарту и Сальери» (1884 год) Сальери выглядит мелодраматическим злодеем. Характерно, что самая схема росписи— полукруг апостолов, чьи нимбы соединены с эмблемой Святого Духа подобием связки, — византийского происхождения и заимствована из чеканного складня одного из тифлисских монастырей39. Знакомство с родственниками Забелы прошло не слишком удачно: смущала разница в возрасте (ему— 40 лет, ей— 28), да и самой Надежде Ивановне было известно, что «Врубель пьёт, что он очень беспорядочно относится к деньгам, сорит ими, а зарабатывает редко и случайно»110.
Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). Через несколько дней он полностью ослеп155. К восстановлению старых фресок по сохранившимся фрагментам он относился с большой бережностью как вспоминал Н. А. Прахов (сын А. В. Прахова), «не выдумывал ничего от себя, а изучал постановку фигур и складки одежды по материалам, сохранившимся в других местах». Не случайно первая картина Врубеля связана с трагедией Шекспира: это Гамлет и Офелия (1884, ГРМ). Окончил юридический факультет Петербургского университета (1880). Входил в Абрамцевский кружок, член Московского товарищества художников, Мира искусства, член-учредитель Союза русских художников (1903).
Первое на что падает взгляд, так это на нестандартную форму полотна. В пяти статьях Горький разоблачал «нищету духа и бедность воображения» художника106. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Он поселил живописца в собственном доме и уговаривал остаться в Одессе навсегда46.
Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. В том же сезоне он всё-таки участвовал в третьей выставке Московского товарищества художников со скульптурой «Голова великана» на тему пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». Определяющим цветовым фокусом картины является розовый шарф на плечах гадалки. Богатырь. Художник Русской частной оперы С. И. Неизвестно, кто обратил внимание издателей на Врубеля. Врубель писал картины на темы pyc.
Метод Чистякова отталкивался от классического академизма, но был сугубо индивидуальным: Павел Петрович внушал «священные понятия» о работе над пластической формой, но учил и сознательному рисованию, структурному анализу формы. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, совершенно неясен сюжет. Однако и здесь первичным источником была опера «Кармен», откуда был заимствован и нерадостный итог гадания— туз пик. Для одарённого молодого человека это было ясной долгосрочной программой22.
Видно, что копыта лошади от груза усели в землю. Акт второй— московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника. Началась новая газетная полемика вокруг творчества Врубеля. Михаил был слабым от рождения ребёнком, только в три года он начал ходить5. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. У его апостолов были живые прототипы.
Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Единственную речь произнёс Александр Блок, назвав художника «вестником иных миров».
Её открыл Н. Г. Гарин-Михайловский статьёй «Художник и жюри», в которой впервые содержался взвешенный анализ его творчества и не было инвектив. Главную роль здесь сыграли методы Усольцева, а также близость жены и сестры, поселившихся по соседству на даче и видевшихся с Михаилом Александровичем каждый день. По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Первоначально картина называлась «Илья Муромец», написана М. А. Софии, книгами, цветными таблицами и фотографиями из богатой библиотеки Прахова. После переезда Врубеля на дачу Праховых, однако, его привязанность стала раздражать обоих. Обрисованность, «кристаллообразная» техника Врубеля, таким образом, были полностью усвоены им у учителя24.
По мнению Н. А. Дмитриевой, он выглядит «зловещим» в общем колористическом ансамбле, хотя традиционно розовый цвет считается безмятежным86. В письмах родным речь шла уже о тетралогии. Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. 20 июля 1890 года в Абрамцеве скончался 22-летний А. Мамонтов, проститься с которым поехал друживший с ним Врубель.
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Однако лечащий врач не соглашался с диагнозом Бехтерева и Сербского, считал, что Врубель как творческая натура оказался в «меланхолии» и настаивал, что художник должен работать. Переезд Врубеля в Москву произошёл случайно, как и многое в его жизни.
Богатырь. Отчасти сказывался и богемный образ жизни, который он вёл с попустительства дяди. Прахов однажды заметил, что для росписей Врубеля надо было бы и храм построить «в абсолютно особом стиле»50. Четвёртый апостол, молитвенно сложивший ладони, — сам А. В. Прахов. Тот вариант «Демона поверженного», на котором оборвался отчаянный поединок и дух художника изнемог, не принадлежит – нужно признать – к вершинам творчества Врубеля. Последние годы XIX века ознаменовались для Врубеля обращением к сказочно-мифологическим сюжетам, среди которых выделялись «Богатырь», «Пан» и «Царевна-Лебедь».
Противоположный подход был у Николая Рериха. В минуты просветлений он мог связно говорить и даже пытался рисовать, но десятки его больничных рисунков— это «примитивная порнография» не уменьшалась и мания величия. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. С большим трудом удалось организовать выставку «Богатыря» у Дягилева, уже после его экспонирования в Московском товариществе художников, где она не удостоилась внимания119. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены. Михаил Александрович мог не узнавать старых друзей, навещавших его, например, Поленова158. И. Грабарь полагал, что Врубель в русском искусстве занимает своеобразное место. Через несколько дней он полностью ослеп155.
По мнению Н. А. Дмитриевой, лермонтовские иллюстрации явились вершиной мастерства Врубеля-графика69. Написав эту картину, художник осмысленно соединяет русскую душу с народным творчеством. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета».
Таким образом, автор подчеркнул, что мощь великой державы не в одном молодце-удальце. Врубель Михаил Александрович (1856, Омск – 1910, Санкт-Петербург)Художник, график, скульптор, мастер прикладного искусства, художник театра, монументалист. Академик Императорской Академии художеств (с 1905). Родился в Омске. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво».
И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Забела вспоминала, что оперу «Садко», в которой она пела партию царевны Волховы, Врубель слушал не менее 90 раз. Он является автором ряда произведений архитектурной керамики (мелкой скульптурной пластики из майолики и изразцов), которыми украшены важные произведения модерна и неорусского стиля (Ярославский вокзал, дом Сокол, особняк Якунчиковой, дом Васнецова и другие).
«Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Когда она спрашивала, не надоело ли ему, он отвечал: «Я могу без конца слушать оркестр, в особенности море.
По В. Домитеевой, моделью «Гадалки» послужила одна из возлюбленных художника— сибирская казачка. Толчок к работе в этом направлении дали, в частности, картины В. М. Представим себе художника на пределе сил, упорно остающегося с глазу на глаз с «духом зла» им созданным, но уже от него отделившимся, зажившим отдельной от него жизнью представим, как он каждое утро вступает с ним в борьбу кистью, стараясь подчинить его своей воле, – это ли не материал для трагической легенды. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34.
Ей было суждено стать его главной сиделкой и поводырём. Этот художественный прием поддерживает идею единения русского народа со своей землей. Ракурс был прихотлив: откуда-то с балкона или верхнего окна. Когда работа была выполнена в первый раз, то Врубель назвал ее Илья Муромец.
Врубель придал этой картине родной и народный смысл, это настоящая музыка, которая переходит в гимн. С 1882 года, перейдя в натурный класс, Михаил Александрович совмещал занятия у П. Чистякова с утренними акварельными штудиями в мастерской И. Репина, с которым они довольно быстро вступили в конфликт из-за впечатлений от полотна «Крестный ход в Курской губернии». Живопись была одним из самых любимых и вдохновляемых творений.
В 5 лет Михаил начал рисовать. Васнецова, которые художник находил недостаточно былинными, а также творчество композитора Н. А. Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Иногда его отпускали на несколько часов домой, чтобы он мог пообедать с женой. Интерес художника к ним пробудился в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево, ставшем на рубеже веков центром художественной жизни России. В картине «Богатырь» исполненной как декоративное панно для интерьера одного из московских особняков, Врубель воссоздает мир русской былины – фантастический, странный, подверженный таинственным метаморфозам.
Оно, заостренное вверху. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Из воспоминаний Н. А. Е. Карпова признавала его главенствующую роль в создании ансамблей московского модерна. Художник иллюстрировал былины наряду со сказками и вот таким образом, например, его иллюстрации к «Вольге» 1903 года выполнены в жизнерадостной стилистике детских книг с картинками, хотя в них явно прослеживается влияние палехской миниатюры. Гарин-Михайловский был поражен страшно мощной и в то же время инертной фигурой с детски голубыми глазами, меньше всего сознающими эту свою силу и так поразительно выражающими ее.
Символ богатыря это скорее индивидуальный характер, нежели общие очертания всех богатырей. Одной из самых характерных композиций Врубеля для Кирилловской церкви стала фреска на хорах «Сошествие Святого Духа на апостолов», которая сочетает в себе точно уловленные черты византийского искусства и портретные искания молодого Врубеля. Параллельно – с начала 1870-х – Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Для пополнения своего художественного багажа он едет в Италию. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий.
В это время астраханским губернатором был известный картограф, адмирал Г. Г. Басаргин. Михаил Александрович, несмотря на небрежное отношение к работе (из-за богемного образа жизни), создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). В 1859 году от чахотки умирает мать Анна Григорьевна. Рисунок, по Чистякову, надлежало строить разбивкой на мелкие планы, передаваемые плоскостями стыки плоскостей образуют грани объёма с его впадинами и выпуклостями. Вообрази, ни одного стола, ни одного стула. И вот я разложил в студии на столе свою партитуру, а Врубель начал своего «Богатыря».
Исходным импульсом и здесь стал литературный— новелла Анатоля Франса «Святой Сатир»118. Работа не привела к улучшению.
Репина занимался акварелью. Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. Здесь на первом плане – все еще декоративная составляющая, как у Билибина. Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144.
Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Неколебимой горой поднялся богатырь над лесом заросшие серым мхом ели невысоко тянутся у ног его коня. Доктор Усольцев поставил Врубелю диагноз «спинная сухотка» (то есть, согласно его мнению, бледной спирохетой был поражён спинной, а не головной мозг), остальное— галлюцинации-«голоса»— он списывал на маниакально-депрессивный психоз, характерный для артистических натур141. Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы.
Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Он словно не находил себе места – то принимал решение уехать из Киева (и действительно на несколько месяцев уезжал в Одессу), то возвращался опять его потянуло к хмельному «кубку жизни», он бурно увлекался какой-то заезжей танцовщицей, много пил, жил неустроенно, лихорадочно, а к тому же еще и жестоко бедствовал, так как денег не было, отношения же с Праховым стали более холодными и далекими. Он зовет свою Грезу, перебирая струны музыкального инструмента. Художник так и остался в Абрамцеве, где страстно увлёкся керамикой и вскоре с гордостью писал Анне Врубель, что стал руководить «заводом изразцовых и терракотовых декораций»73. Не обошлось без приключений: по воспоминаниям А. В. Прахова, в Вене при пересадке Врубель «загулял» в обществе петербургского приятеля, а Гайдук, благополучно прибывший в Венецию, прождал его два дня. Эта работа была куплена Арцыбушевым, что дало возможность Врубелю уехать в Москву94.
Он спит через ночь по пять часов и редкий день, чтоб не поспал хотя бы три часа. Именно в прессе иллюстрации Врубеля подверглись ожесточённым нападкам, в первую очередь— за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость» (характерно, что через 20 лет критики станут утверждать, что именно Врубелю было подвластно «в переводе на новый язык» передать поэтическую сущность лермонтовского духа)66. По технике вышел совершенный импрессионизм, но идея Репина была глубоко патриотичной. Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.
Гиперболичность выражена в самом подходе к воплощению богатырского начала, в одухотворенности природы и народного творческого духа. Упоминаются там и живописные работы: Михаил написал маслом с фотографии портрет младшего брата Саши (умершего в 1869 году) и портрет сестры, украшавший кабинет отца. Это не было случайностью в его творчестве. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Фон синий, золотые лучи нисходят на апостолов из круга с изображением голубя34. Не понимаемый современниками, художник нередко подвергался жестокой и злобной критике.
В Академии он работал по двенадцать часов в день. Прахова, сына архитектора А. В. Этот вопрос занимал художников и раньше, но в искусстве непосредственно не отражался.
О достоинствах этой картины также велись споры— далеко не все критики соглашались безоговорочно признавать её шедевром121.
321, 5 x 222 см (верх треугольный)Многие искания Врубеля связаны с народной культурой, национальными традициями. Детство Анны и Михаила Врубелей проходило в переездах по местам служебного назначения отца: в 1859 году вдовца перевели обратно в Астрахань (где ему могли помогать родственники), в 1860 году назначили в Харьков. Приглашались люди искусства и певцы, устраивались домашние концерты. Это вот, эти копны сена. Но и не только это.
В 1863 году А. М. Врубель женился во второй раз на петербурженке Е. Х. Вессель, которая полностью посвятила себя детям своего мужа (первый собственный ребёнок родился у неё в 1867 году). Среди них выделяется двухметровое полотно «После концерта», запечатлевшее Забелу в платье, сшитом по эскизам Врубеля144. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве.
Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Однако у композиции отсутствует единый центр, ракурсы причудливы, абсолютно неясен сюжет. Одну из самых интересных его статей, посвященную Шестой передвижной выставке 1878 года (собственно, двум экспонатам – «Кочегару» Ярошенко и «Протодьякону» Репина), не пропустила цензура. На следующий день Врубель приступил к писанию красками.
Романа возникнуть не могло, но 27-летний художник сделал Эмилию Львовну объектом некоего романтического культа, который поначалу забавлял А. В. Прахова. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Гонорары за работу были невелики (800 рублей за пять больших и 13 малых иллюстраций)65, при этом работы Михаила Александровича проходили с трудом, поскольку оригиналы были чрезвычайно сложны для воспроизведения, в них приходилось вносить поправки. Таким образом, я имел полную возможность наблюдать за процессом работы Врубеля.
Однако письма его к Забеле полны самоуничижения и покаяния. Вдобавок художник так ослаб, что его возили в кресле-каталке, а весенняя простуда переросла в острый ревматизм. Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой.
Он был вял и рассеян, попытки заняться живописью ни к чему не приводили. Непонимание даже благожелательно настроенных к нему людей привело к тому, что Михаил Александрович внёс коррективы в собственные эстетические взгляды и отныне полагал, что «истинное искусство» непонятно почти никому, а «всепонятность становилась в его глазах так же подозрительной, как другим— непонятность»67. Тогда же в мастерской Поленова Васнецов вспомнил об одном старом наброске и на скорую руку сделал первый красочный эскиз «Богатырей». Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Живой предстает страна, в которой кипят пылкие чувства, сильны и любовь и ненависть. Скульптуры Врубеля привлекали внимание современников, так, А. Матвеев в конце жизни заявил, что «без Врубеля не было бы никакого Конёнкова»88.
А. М. Врубель заметил, что едва ли эта картина будет вызывать симпатии и у публики и у Академии художеств. «Принцесса Грёза» вызвала его возмущение, как «кривлянье, уродование красивого сюжета». Савву похоронили на Байковой горе.
Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля с драмой в трёх актах с прологом и эпилогом, причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно. Ни теплого одеяла, ни теплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нем (засаленный сюртук и вытертые панталоны), я не видал. Мамонтова. Подобно Врубелю, оригинальный взгляд на русский эпос предложил Андрей Рябушкин Андрей Петрович Рябушкин (1861 – 1904) – русский художник. Холст, масло.
И название картина имела совсем другое. Накануне отъезда прихворнул двухлетний Саввочка, который уже пытался говорить. Картина была написана поверх уничтоженного портрета брата С. Мамонтова— Николая95. В последний момент жизни рыцарь счастлив – он видит свою возлюбленную.
Предполагалось, что зиму художник проведёт в Риме, где должен был исполнить мамонтовский заказ— декорации к «Виндзорским насмешницам» и дизайн нового занавеса Частной оперы. В графической серии «Русские былинные богатыри» художник представил как классические былинные образы, так и менее известных персонажей Чурилу Плёнковича и Василия Буслаева. Она необычайно эффектна и была ещё эффектнее в момент создания, когда розовый венец сверкал, павлиньи перья мерцали и переливались (уже через несколько лет ослепительные краски стали темнеть, жухнуть и теперь почти почернели). Театр в те времена увлекал его больше, чем живопись, о «Передвижной художественной выставке», прибывшей в Одессу, Михаил Врубель упоминал едва ли не односложно на фоне подробных описаний гастролей столичной оперной труппы14. Пан согнулся от старости и устал от жизни. Художник изобразил старика на фоне ночного пейзажа с уплывающей за горизонт луной.
Окончательным намерением Врубеля было «некоторое сходство с Альмою Тадема». Есть место и для гиперболичности, духовности творческого начала. Возбуждённое состояние художника заставило близких отвести его к знаменитому психиатру В. М. Бехтереву, который поставил диагноз «неизлечимый прогрессивный паралич» (в современной терминологии— третичный сифилис). Никаких следов киевского «Демона» до нас не дошло – художник его уничтожил, все ныне известные «Демоны» сделаны значительно позже.
На богатыре надеты защитные латы. В 1895 году серия была издана книгой и стала уникальным образцом «социологии» богатырей. Для одной стены он взял былинный сюжет «Микула Селянинович»— как выражение силы русской земли, для другой— «Принцессу Грёзу» Ростана— как символ общей для всех художников мечты о прекрасном100.
В начале февраля 1906 года к Врубелю приехала сестра Анна. На вечерние мероприятия больные собирались вместе с медперсоналом138. По мнению Н. А. Дмитриевой, «это не лучшая из его картин. Демон становился архетипическим «падшим ангелом», который одновременно соединял мужской и женский облик, в то время как Тамара на разных иллюстрациях изображалась по-разному, что подчёркивало необходимость её выбора между земным и небесным68.
Позже художник ещё четыре раза повторял камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович» (только один из них, находившийся в Доме Бажанова использовался по своему функциональному предназначению). Одной из крупных его работ, выполненных после возвращения, стало панно «Венеция», также написанное с использованием фотографий. «Ах, милый, милый сколько у нас красоты на Руси», —продолжает он и, размышляя о том, что же это такое — красота, заключает: «она — носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою». При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой.
Материально художник не пострадал: Мамонтов выкупил оба панно за 5000 рублей и договорился с В. Д. Поленовым и К. А. Коровиным о завершении недописанного наполовину «Микулы». В 1870-1890-х совершил многочисленные поездки за границу. В 1855 году у них родилась дочь— Анна Александровна (1855—1928), а всего в семье было четверо детей, почти погодков3. Помимо фресок, Врубель написал четыре иконы. Чистякова (курс не окончил).
В статьях под псевдонимом «Профан» Прахов с большим литературным блеском и темпераментом пропагандировал искусство передвижников. В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Летом в Одессу прибыл В. Серов, которому Врубель впервые заявил о замысле «Демона». В декоративных работах Врубеля проявлялась универсальность его талантов, соединявших собственно живопись с архитектурой, скульптурой и прикладным искусством.
Вдалеке растут красивые сосны, величественно возвышаясь над всем мирским. Елизавета Христиановна всерьёз занялась здоровьем Михаила и хотя он впоследствии с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров», нет сомнения, что будущей своей физической силой он обязан режиму, установленному мачехой7. Весь его образ очень смелый и боевой.
Тогда он в очередной раз взялся за майолику, создав голову Демона. Римского-Корсакова. Автору удалось создать монументальный эпический образ богатыря как порождения могучих сил природы. Лукавые голубые глаза Пана напоминают чистую воду лесного ручья. Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически1. Михаил Александрович Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске, где тогда служил его отец (он занимал должность старшего штабного адъютанта Отдельного Сибирского корпуса). Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова.
Многоцветная картина оказалась аскетичнее, чем монохромные иллюстрации71. В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. Отношения, впрочем, не всегда были безоблачными: супруга С. Мамонтова совершенно не переносила Врубеля и открыто называла его «богохульником и пьяницей»63. Первоначально она называлась «Илья Муромец».
Одной из самых смелых и монументальных произведений автора есть картина «Богатырь». 1898 – 1899. Великан-всадник, внушающий трепет, составляет одно целое с животным.
В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. В этом взгляде – жажда познанья и свободы, мятежный дух сомнения. Предполагалось сумрачное освещение «после заката солнца, без рефлексов» ради силуэтных эффектов. Автор очень любил былинный, сказочный и чудесный мир русского фольклора.
Осенью 1886 года А. М. Врубель сам приехал в Киев проведать сына и его опасения подтвердились: «Миша здоров (по его словам), но на вид худ и бледен. wrbel— воробей) не принадлежали к числу знати. Я каждый раз нахожу в нём новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона»115.
В 1889-1904 жил в Москве, затем в Петербурге. Судя по позднейшим свидетельствам, он запомнил, как больная мать лёжа в постели вырезала детям «человечков, лошадей и различные фантастические фигуры» из бумаги4. Да ведь до них несколько верст. Врубелем невероятно быстро, в течение пары недель, практически без предварительных эскизов инабросков.
ун-та и посещал вечерние классы Академии художеств. Его богатырь — могучий исполин. На настойчивые приглашения приехать и пожить дома (семья жила тогда в Харькове) ничего не отвечает. На богатыре надеты защитные латы. Самая известная его работа по росписи фарфора — блюдо «Садко»125. Похоронили её рядом с Михаилом Александровичем.
В середине лета 1900 года Врубели узнали о присуждении Михаилу Александровичу золотой медали (за камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович») на Всемирной выставке в Париже. Один из ярких примеров академической работы Врубеля— набросок «Пирующие римляне». Врубель сделал так, чтобы тело коня и богатыря были одним целом. Искусствовед Н. М. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Мамонтов призвал Михаила Александровича продолжать работу и отправился в Петербург, но тем временем возникли проблемы при переносе на холст «Микулы Селяниновича».
«За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. По определению Н. А. Дмитриевой— «в целом творчество Врубеля насквозь литературно: у него редки произведения, не имеющие литературного или театрального источника»17. «Сошествие» писалось прямо на стене, без картонов и даже без предварительных эскизов, лишь отдельные детали могли уточняться на небольших листах бумаги. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания. Прахова: «Микула Селянинович», по воле автора, перерос в грандиозную картину, созвучную былинному эпосу.
И представленные в панно сюжеты выглядят достаточно традиционно, хотя Микула Селянинович почему-то вспахивает гору, а лицо богатыря в панно «Витязь» очень напоминает икону. Представители рода Врубелей (от польск. Афанасии» и сумрачном по колориту «Христе Спасителе». Он был буен, нуждался в постоянном присмотре. Конь богатырский под стать хозяину.
В этом плане кандидатура Врубеля была весьма подходящей: Михаил Александрович не переносил азартных игр и даже ушёл из казино в Монте-Карло, бросив: «Какая скука. »93. На ум сразу приходит сказочный лес, такой же таинственный и могучий. Врубель рано испытал то, что через два десятилетия Блок называл «наплывом лиловых миров», лилового мрака, одолевающего золотой свет. Самой значительной скульптурной работой Врубеля признаётся «готическая» композиция «Роберт и монахини», декорирующая лестничный фонарь особняка Морозова88. Над той же картиной Врубель продолжал работать и в Абрамцеве.
В тот год Гран-при получил В. Серов, а золотые медали— К. Коровин и Ф. Малявин. Ходит-гуляет добрый конь «выше лесушки стоячего, ниже облака ходячего, мелки реченьки, озерки промеж ног пускает». Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. В лице богатыря автор показал всю силу и мощь своего народа. Репин несколько раз приглашал к себе в Париж Виктора Васнецова.
«Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах и в начале XX века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. С Рерихом все поменялось. В клинике произошло чудо: Врубель демонстрировал почти полную реабилитацию. Однако похожий, витальный и приземистый воин появляется у Васнецова и задолго до «Богатырей», в акварельном эскизе «Витязь на коне» 1878 года.
Начал он с головы лошади. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Савву похоронили на Байковой горе. Образ матери Спасителя писался с гостьи дома Праховых, фельдшерицы М. Ф. Ершовой (она вышла замуж за одного из художников— участников реставрации), второй апостол от левой руки Богородицы— протоиерей Пётр (Лебединцев), преподававший в Ришельевской гимназии вторым от правой руки изображён киевский археолог В. И. Гошкевич, третьим— настоятель Кирилловского прихода Пётр (Орловский), который, собственно и обнаружил остатки древних росписей и заинтересовал ими Русское археологическое общество. Противоположный подход был у Николая Рериха.
С первого взгляда трудно разобрать, что изображено: глаз ослепляет переливающаяся мозаика драгоценных частиц, озаренных вспышками голубоватого фосфорического света, как если бы мы действительно вошли в пещеру, сокровищ из «Тысячи и одной ночи». Усольцев не настаивал на продолжении лечения, с августа супруги перебрались в Петербург. По совету И. Е. Прошение было удовлетворено157. Даже тона и оттенки на ней смотрятся очень гармонично, как бы заменяя друг друга.
Если бы не «Богатыри» Васнецова, мир мог бы потерять художника Ивана Билибина. В 1894 году Врубель погрузился в тяжёлую депрессию и С. Мамонтов отправил его в Италию приглядывать за сыном Сергеем— отставным гусарским офицером, который должен был провести в Европе курс лечения (он страдал наследственным заболеванием почек и перенёс операцию). Михаил Александрович демонстрировал «мягкость, уступчивость, застенчивость в житейских мелочах дня и железное упорство в деле общего высшего направления жизни». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение.
Картина Богатырь раньше называлась по-другому. При этом Билибин мог стилизовать лубок, как на плакате «Пречудный богатырь Бова Королевич» (1911), что, безусловно, оправданно: Бова Королевич известен в первую очередь как лубочный герой. Врубель в письме к сестре Анне раздражённо писал, что это «надувательство публики», заключающееся в том, чтобы «пользуясь её невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развёрнутым печатным листом». заданный автором Пороситься лучший ответ это М. А. Врубель. При этом он сохранял присущий ему эстетизм до последней минуты: Екатерина Ге вспоминала, что «хину он принимал почти с удовольствием, а когда ему дали салициловый натр, он сказал: Это так некрасиво». Доктор Усольцев ещё раньше писал: «С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать, последние по возникновению представления— эстетические— погибают первыми они у него погибли последними, так как были первыми»159.
В феврале он отправил на 23-ю выставку передвижников «Портрет Н. А. Казакова» (ныне известный только по единичным упоминаниям), который даже не был допущен к экспозиции. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. Он вернулся к своей давней работе «Пасхальный звон», который превратился в «Азраила»139. По выражению Н. А. Дмитриевой, «мальчик был как мальчик, даровитый, но скорее обещающий разностороннего дилетанта, чем одержимого художника, которым потом стал»9. Главным объектом их интереса были церкви заброшенного острова Торчелло41. Мамонтов пытался собрать в Петербурге новое жюри, но ему было отказано.
Лошадь изображена очень сильной и могущественной. Одной рукой он сжимает флейту, другой рукой опирается на свое мохнатое колено. Нарядно облачение богатыря, его доспехи. Терапия явно пошла на пользу— на одном из рисунков, сделанных в лечебнице Ф. А. Усольцева, художник сделал надпись: «Дорогому и многоуважаемому Фёдору Арсеньевичу от воскресшего Врубеля»135. Лучшего патриотического образа и не создать.
Она подлинно монументальна. Раньше думали, что художник делал подготовительные этюды с душевнобольных (Кирилловский храм находился на территории психиатрической лечебницы), но это неверно: сын А. В. Прахова Н. А. Прахов называет поименно ряд лиц, которые узнаются в «Сошествии», – киевские ученые, священники, археологи, среди них сам Адриан Викторович Прахов. Возникает ощущение цельности и сопричастности. В гимназию Михаил Врубель поступил в Петербурге (отец тогда стал слушателем Военно-юридической академии)— это была Пятая городская гимназия, в которой постоянно модернизировали методики преподавания, особое внимание уделяли древним языкам, литературному развитию старшеклассников, были введены уроки танцев и гимнастики.
Предлагал вино и мне, говоря, что вино музыканта должно вдохновлять. Медовый месяц молодые провели в пансионе в Люцерне. Ему было важно отметить, что богатыри не только силачи и патриоты, но и защитники христианской веры (Илья Муромец даже причислен к лику святых). К образу Демона художник вновь обратился спустя восемь лет68. Помимо двух гигантских панно, в экспозицию Врубеля включили «Голову Демона», «Суд Париса», «Голову великана» и «Портрет Арцыбушева»104. Решение поступать именно на юридический факультет по-разному оценивалось биографами, например, А. Бенуа, учившийся там же, полагал, что сказывались и семейная традиция и попросту «так полагалось» в их социальном окружении.
От этого периода сохранилось несколько писем сестре (в Петербург она уехала получать педагогическое образование), первое из которых датировано октябрём 1872 года. Врубель написал на стенах несколько фигур ангелов, голову Христа, голову Моисея и, наконец, две самостоятельные композиции – огромное «Сошествие святого духа» на хорах и «Оплакивание» в притворе. Основной сложностью, впрочем, было то, что творчество Врубеля не находило понимания у коллег по изданию. Из сохранившихся графических работ того периода чаще всего воспроизводится композиция «Свидание Анны Карениной с сыном». Лошадь изображена очень сильной и могущественной. В апреле Михаил Александрович стремился только к одному— вернуться в Россию43.
Один из симптомов заболевания— Врубель раздирал до нитки одежду и нижнее бельё. Художник в тот период активно занимался оформлением особняка С. Морозова в Москве. Далее картину перевезли в Петербург, где Врубель продолжал непрерывно переписывать её, портя, по мнению друзей.
Сильное, грозное произведение. Большую картину маслом «Богатырь» Врубель писал только в 1898 году. Вскоре художник переехал на съёмную квартиру.
Кирилловские фрески находились в плохой сохранности, над их «поновлением» работала артель учеников киевской рисовальной школы, руководимой художником Н. И. Мурашко (с ним Врубель потом близко сошелся). Н. А. Прахов находил в лице Царевны-Лебеди сходство с сестрой Е. А. Праховой. Приблизительно к этому времени относится полотно «Гадалка», созданное буквально за один день под влиянием мощного личностного импульса. В Киеве болезнь обострилась и через день— 3 мая— ребёнок умер. В некоторой близости к этой картине – Гадалка (1895, ГТГ), произведение глубоко психологическое.
Взглянет на эскиз, подумает, всматриваясь в чистый ещё холст, потом чертит. Кстати, в том же доме Баженова есть майоликовый камин «Микула и Вольга», выполненный по эскизу Врубеля. В его даровании раскрылись универсальные возможности. Несмотря на прекрасные отношения между всеми родственниками, Анна и Михаил держались несколько особняком, подчас сквозил и холодок в отношении к мачехе, которой они дали ироническое прозвище «Мадринька— перл матерей» и явно выражали желание начать самостоятельную жизнь вне дома, что огорчало отца8. «Пана» Врубель написал буквально за день в Талашкине— имении М. К. Тенишевой, причём на холсте, на котором уже начал писать портрет жены.
Врубель в этой когорте был единственным, кто был совершенно неизвестен публике64. Рисованием он занимался в школе при Обществе поощрения художников. Вы не сердитесь, я это потому сказал, что вижу вашу ошибку». Сербский подтвердил диагноз Бехтерева— «прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции», заражение произошло ещё в 1892 году.
По форме картина была обычным традиционным прямоугольником. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи— как раз к моменту полного прекращения художественной активности. Картину «Царевна-Лебедь» часто описывают как созданную по следам оперной постановки, хотя холст был закончен весной, а репетиции оперы проходили осенью, премьера последовала 21 декабря 1900 года120. Картина, впрочем, заказчику не понравилась и её выкупил И. Н. Терещенко. Иногда наступали просветления и тогда он жаловался на постигшее его несчастье и изобретал аскетические практики, которые должны были вернуть ему зрение: отказывался от пищи, целыми ночами простаивал перед кроватью.
Панно было изготовлено в Абрамцевской мастерской по заказу С. И. Мамонтова105. Особняк Мамонтова на Садовой-Спасской был построен именно по архитектурному замыслу Врубеля, он является автором и ряда других архитектурных проектов (церковь в Талашкине, выставочный павильон на Всемирной выставке в Париже и прочих)8990. На коне — богатая сбруя, пряжечки красна золота, стремена булатные — «не для красы-угожества — ради крепости».
Его сын— Михаил Антонович (1799—1859)— стал профессиональным военным, генерал-майор в отставке дважды был женат и имел 3 сыновей и 4 дочерей2. Для заработка он начал картину «Восточная сказка», но сумел сделать только акварель. Единственная законченная его картина— портрет дочери владельца ссудной кассы Мани Дахнович— «Девочка на фоне персидского ковра». Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины.