Борис Кустодиев Портрет Шаляпина
Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой. Картина художника Бориса Кустодиева «Портрет Федора Шаляпина» была создана в 1921 году в Петрограде— так назывался город в течение 18 августа 1914 —26 января 1924, до того носивший название Санкт-Петербург, а после того Ленинград, потом снова Санкт-Петербург.
Шаляпин и Кустодиев — два гения иодин портрет
Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Но в театре приняли условия русского баса. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Но, как бы ни называли эту картину история ее появления сама по себе уникальна. Коровин, И. Е. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов.
И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Вершиной творчества Бориса Кустодиева является "Портрет Федора Шаляпина", написанный художником по заказу артиста в 1922г. Это было началом становления нового синтетического портрета и «типичной» линии творчества художника. Кустодиев рисует ярмарочное гуляние более чем подробно – он заполняет людьми все полотно. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Учился у П. А.
- Портрет Шаляпина (картина Кустодиева)
- Описание картины «Портрет Шаляпина»
- ПОРТРЕТ ФЕДОРА ШАЛЯПИНА Борис Кустодиев
- Портрет Шаляпина, 1922, Кустодиев – описание картины
- Федор Шаляпин: робкий великан, ставивший втупик королей
- КАРТИНА ИЗВЕСТНОГО ХУДОЖНИКА БОРИСА КУСТОДИЕВА ПОРТРЕТ ШАЛЯПИНА
- Сочинение по картине Портрет Шаляпина Кустодиева 8 класс
- Описание картины Кустодиева «Портрет Шаляпина»
- Федор Шаляпин: дом для петербургской семьи и рисунки
Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. Чей-то глухой кашель. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Серов, Л. О. Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань – 1927, Ленинград)Художник, график, театральный художник. Академик Императорской Академии художеств (с 1909). Родился в Астрахани. И. Шаляпин на ярмарке» или «Шаляпин на ярмарке в Нижнем Новгороде».
Именно тогда, видимо, Кустодиев рассказал Шаляпину о своём желании написать его портрет, но певец сослался на нехватку времени для позирования, в то же время заручившись согласием художника создать портрет своей жены — Марии Валентиновны Шаляпиной13. Портрет изображает одновременно и конкретного человека (Николая Александровича Романова) и собирательный образ (царя). Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749.
Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Синий вьюжный вечер. Он не выходил из дома.
Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Можно часами любоваться бегом лихих саней, кипением ярких цветов праздничного гулянья, причудливыми узорами инея. Глядя на портрет, как бы слышишь музыку широкой масленицы и голос самого поющего Шаляпина. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». В 1910 удостоился чести дать автопортрет в галерею Уффици (Флоренция), где собраны автопортреты величайших художников за несколько столетий. Автор жанровых картин, портретов, книжных иллюстраций.
- Русский музей Дополненная реальность
- Краткое описание Портрет Шаляпина
- Сайт о жизни и творчестве художника
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
- Описание настроения картины Портрет Шаляпина
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. В то время — послереволюционное, неустроенное, голодное — готовилась к постановке опера Серова «Вражья сила». На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак.
Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Парализованному, прикованному к креслу художнику приходилось писать портрет по частям, при этом холст наклоняли над креслом, так что Кустодиев работал глядя вверх, как при росписи плафона. Занимался также живописью, графикой и скульптурой, снимался в кино. Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58.
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- О жизни и творчестве выдающихся художников
- Кустодиев, Шаляпин, Капица, мешок пшена и петух
Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Находится в собрании семьи Ф. И. Шаляпина в Париже. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей.
его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Кустодиев высказал желание присутствовать на всех репетициях, для чего Шаляпин каждый раз доставал моторный грузовик, лично сносил художника в кресле с четвёртого этажа, усаживал в автомобиль и доставлял в театр, где сам же и вносил в ложу на руках. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. 1921 год, зима. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам.
Сам Б. Кустодиев так говорил о своём творчестве: «Любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому – это всегда было единственным «сюжетом» моих картин». Комната, где они находились, названная красивым словом «мастерская», была столь маленькая, что картину художник вынужден был писать по частям: «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Недаром Федор Шаляпин говорил:.
Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Шаляпин тоже высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». А пока что, ну-ка, вот попозируйте мне в этой шубе. На ногах знаменитого певца— явно концертные туфли.
Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» — высота главного персонажа над остальным миром. Он словно оглядывает этот городок с высоты. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.
Но итальянская балерина Иола Торнаги, с которой он оказался в одной труппе, всерьез вскружила ему голову. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. И в ней работаБориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место.
Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно.
С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Представьте себе обстановку сеансов. А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина – Марфу и Марину и его друга И. Г.
Кустодиев, увидев артиста, непременно захотел написать его именно в этой шубе. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25.
Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для Вражьей Силы.
Болезнь прогрессировала. Эткинд так говорит о новой русской портретной школе, пришедшей на смену традиции XIX в. : «Модель подается напористо, крупным планом, занимает изрядную часть холста сохраняется импрессионистическая свежесть первого впечатления, живость непосредственного восприятия». Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа – яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку.
Преподавал в своей частной художественной школе (Новая художественная мастерская, Петербург, 1913). Пошел в магазин. Шаляпин был популярен как камерный певец исполнитель русских народных песен и романсов. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) был учеником И. Репина в Петербургской Академии художеств и даже соавтором репинской картины «Заседание Государственного совета», в которой он написал всю правую сторону, принимал участие в международных выставках, сам побывал в Германии, Испании, Италии, где изучал работы старых мастеров. Борис Кустодиев окончил Академию Художеств.
Пастернак, К. А. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947. Не исключением стала и картина «Портрет Шаляпина», написанная в 1921 году, которая изначально называлась «Новый город».
Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. В его картинах зритель с первого взгляда узнает типично русские черты, однако это не та Русь, которая встает с полотен художников-передвижников. Сугробы.
Экий я мерзавец — буржуй. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию.
Мы спешим в театр, почти летим. Власова (Астрахань, 1890-е), в Высшем художественном училище при Академии художеств у В. Е. В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. С удовольствием сделаю Вам эскизы, займусь костюмами.
Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами». Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти.
На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Певец рассказывал: «Шуба-то хороша, да возможно — краденая.
Точнее, дебют этот не состоялся. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Зима 1927 года. Уютное теплое фойе. Шуршащий полумрак партера. Последние вздохи оркестра. БорисКустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.
Я изложил мою просьбу. - С удовольствием, с удовольствием, – отвечал Кустодиев.
Это незнакомый город, куда он только что прибыл на гастроли. Особую известность завоевал картинами из жизни российской провинции. Фон картины – это символ мира, в котором существует человек изображённый на портрете. МХТ 2-й. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.
Подготовительные рисунки к портрету хранятся в Третьяковской галерее (уголь, сангина, акварель, гуашь), Картинной галерее Армении (акварель и карандаш) и частных собраниях в Москве. Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Парадокс. Эту картину Кустодиев писал, прикованным к инвалидному креслу.
Заливающее все радостное, бодрящее зимнее солнце, нарядные кроны инея, голубые и розовые тени на сверкающем снегу. Распахнутую полу шубы с выбившимся и развевающимся на ветру шарфом Шаляпин придерживает своей правой рукой, холёной и зависшей в манерном жесте с отставленным мизинцем, на котором словно напоказ выставлен великолепный перстень с драгоценным камнем. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Наступил паралич ног, с 1916 года прикован к креслу. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирождённую музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актёрское мастерство». Тяжелаяболезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать.
По эскизам Б. М. Кустодиева декорации выполнены П. Дамбиным. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Предложили мне выбрать. Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, – вспоминал Федор Иванович.
На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». Коровин, И. Е. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30.
Колоритная шуба Шаляпина имеет сомнительную историю. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. которая была так близка Ф. Шаляпину.
На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. Написанный в 1922 году авторский (уменьшенный) вариант-повторение — в ГРМ. 2 Премьера спектакля «Вражья сила» состоялась 7 ноября 1920 года в б. Мариинском театре. Чем нарушил этикет. Причем, он сам же эту пьесу и поставил. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние.
Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16.
В своей автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин так пишет о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. – Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. Художник перешел к декоративной расцветке, к подражанию живописи на подносах. Сам Борис Кустодиев был восхищен Федором Шаляпиным, но на портрете не преминул подметить, добродушно подтрунивая, такие индивидуальные черты прославленного певца, как самовлюбленность, стремление щегольнуть дорогой одеждой. И, наконец, сам Левша с неразлучной гармоникой-ливенкой.
1 Портрет исполнен в 1920—1921 годах. Только неимоверная любовь к России могла одаритьхудожника. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой.
Скрипят полозья саней, морозный ветер сыплет в лицо колючую снежную пыль. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Первоначальное название картины – «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).
Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина». Оказал большое влияние на мировое оперное искусство. Савинского, И. Е. Словарь Флигель (от нем.
Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. И в дополнение к созданному образу— модная в те годы трость. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749.
Именно от Репина молодой художник получил самое важное в своем творчестве – «стремление к содержательности в живописи и к созданию картины как логически завершенного целого». А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» – место обитания и веселья русского народа. Но такова необъяснимая с точки зрения «здравого смысла» природа человеческой души: радость внутри человека, а не во внешних проявлениях. Кустодиев воспринимал Шаляпина, как воплощение национального духа и характера. Кустодиев Б. «Портрет Федора Шаляпина»2017Известность и признание пришли к Борису Михайловичу Кустодиеву, когда он ещеучился в Академии художеств в Петербурге.
Шаляпина находится в Париже, а в Русском музее выставлен портрет-повторение 1922 года. А если так, то надо спешить поделиться этой радостью с другими. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27.
Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Недаром ФедорШаляпин говорил: ". И он рисовал, рисовал много.
Итог своей работы Кустодиев так и не смог увидеть при нужном отдалении, так как в 1922 году Шаляпин уехал вместе с женой и детьми из Петрограда на гастроли за границу — в Париж, куда увёз и портрет, поместив его в свою хорошую коллекцию картин русских художников5262133. Суета у входа. Великолепная шуба Федора Шаляпина нарочно распахнута, чтобы показать, что она вся — а не только воротник и шапка — на бобровом меху мизинец холеной руки отставлен, чтобы был виден перстень с драгоценным камнем. С 1922 жил за границей.
Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. – а под ней находится «парадно-выходной» костюм, так контрастирующий с пестрым народом.
Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа.
Он был бесконечно далек от стилизации под народность. В Свердловской картинной галерее находится портрет Марфы и Марины Шаляпиных (этюд к «Портрету Ф. И. Шаляпина», акварель). В этот период были написаны самые яркие и жизнерадостные полотна художника. Но факт есть факт. Шаляпин становится центром, вершиной этого русского мира.
Рисовал тайком от мед персонала, в больнице. И вдруг музыка и взрыв ликующих красок. Празднично, озорно ворвалась в зрительный зал народная комедия Блоха (по Лескову). Яркий, звенящий поток смеющегося цвета. Шутейный Петербург с придурковатым царем, напевавшим себе под нос Боже, меня храни. Лубочная Тула с церквушками, самоварами и подсолнухами. Мужественный старик Платов, орущий: Молча-а-ать. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника.
Репина (1896-1903). Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Член Союза русских художников (1907-1910), Мира искусства (с 1911), Ассоциации художников революционной России и других. Шаляпин большое количество раз выступал в роли Еремки, а всего на сцену Мариинского театра в сезоне 1920/21 года он совершил 47 выходов31. После операции ему было запрещено рисовать.
Художник, хоть и был учеником великого реалиста Ильи Репина и дружил со многими передвижниками, не изображал нищие, унылые деревни и мрачные пейзажи. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов – за широту, размах и «русский дух». Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Лубок (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов.
Артист стоит в театральной позе. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. М. Г. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей».
Красивый большой дом Колонного зала и вот, наконец, театр. Дворищина. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И.
Работа художника над портретом Шаляпина проходила в небольшой комнате, которая служила Кустодиеву мастерской. Серов, Л. О. Знаменитого артиста рисовали часто (В. А.
Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста. Манеж, а дальше приземистые двухэтажные домики Охотного ряда. В его картинах зритель с первого взгляда узнает типично русские черты, однако это не та Русь, которая встает с полотен художников-передвижников.
Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Нельзя без волнения думать о величии нравственной сили, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной». Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов.
Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям.
1921 год, акварель, цветные карандаши. С ее помощью можно было приближать холст к креслу самому, без посторонней помощи, наклоняя его к себе настолько, что можно было кистью доставать до его поверхности или удалять от себя для того, чтобы проверить написанное. На ногах модные ботинки напуговках серая замша и черный лак. За спиной певца мы видим горки, балаганы, чайные палатки с пряниками, зазывал и катания на санях.
И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. Возможно. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.
Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Тишина. Когда болезнь лишила его возможностипередвигаться, неиссякаемым источником для творчества стал драгоценный запасжизненных впечатлений. Как художник, Б. Кустодиев сформировался в русле русской демократическойкультуры, под влиянием творчества писателейреалистов XIX века и живописипередвижников.
На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей.
Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Сейчас кустодиевский Портрет Ф. И. А на втором плане художник изобразил дочерей Федора Шаляпина — Марфу и Марину и его друга И. Г. Дворищина.
Портрет Шаляпина занимает особое место в творчестве художника. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.
такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». Уехал в Швейцарию. На ногах модные ботинки – серая замша и черный лак.
На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами».
Пастернак, К. А. Художник Борис Кустодиев (1878—1927) к этому времени был очень болен. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжалработать. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).
Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Певецизображен на фоне типичной для кустодиевских картин ярмарочной, разгульной жизни. Не мог выбрать похуже — выбрал получше». Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. В 1911 году у Бориса Кустодиева появились симптомы туберкулеза позвоночника. Досталась она ему вместо гонорара за один из концертов в Мариинском театре.
Коровин, И. Е. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Примечательно, что подобная композиция характерна и для «Купчихи» – высота главного персонажа над остальным миром. Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. На руках у Марины обезьянка. Костюмы и бутафория — по эскизам К. Б. Кустодиева.
Ура-а-а. Преданно смотрит на хозяина белыйпородистый мопс Ройка. Образ этого волжанина, начавшего свой путь на ярмарках и в балаганах провинциальных городов, выглядит у художника олицетворением силы и одаренности русской натуры.
Его "Портрет художника И. Я. Занимался также скульптурой. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры.
Все нарядно, празднично, ярко и даже деревья в снежных кружевах. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. Первоначально вид народного творчества. Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Но если я когдалибо видел в человеке действительно великий дух, так это вКустодиеве.
С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. И центром, вершиной этого русского мира является человек, в котором широта, размах и талант народа проявились во всей полноте. Как и каждое кустодиевское полотно, «Портрет Шаляпина» невозможен без ярмарки. Начинал он как портретист и именно в этом жанре получил известность.
Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Его Портрет художника И. Я. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве". Художник А. Н. Бенуа сказал про его творчество: «настоящий Кустодиев— это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». Фёдор Иванович Шаляпин (1873 —1938) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра. Живой, праздничный, реалистичный и наполненный сказкой. В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город.
Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Первоначальное название картины — «Новый город». Его «Портрет художника И. Я.
Пастернак, К. А. Кустодиев. Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63.
Шаляпина" находится в Париже, а в Русскоммузее выставлен портретповторение 1922 года. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской.
– Я рад, что могу быть Вам полезным в такой чудной пьесе. Шаляпина, силуэт которого четко вырисовывается на фоне зимнего пейзажа – яркого, лубочного, условно изображающего ярмарку. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Кустодиева. Его учителем был И. Репин. Румяные лица, белые клубы пара, звонкий говор. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Борис Кустодиев любил Шаляпина с юных лет.
Ходить в них по снежным склонам трудно иШаляпин опирается на дорогую трость. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. На пальце— перстень. Роскошная шуба из бобра распахнута – истинно русский жест.
Но в купеческом быте, долгое время только осмеиваемом, Б Кустодиев открыл глубокие национальные черты, характерные не только для их сословия. Портрет – эскиз Федора Шаляпина. Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то, теперь уже не помню какого, «Дома» и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. У ног хозяина белый породистый мопс Ройка. Ему казалось, что весь город знает о его позоре.
Фон картины становится ярче по нарастающей: отливает розовато-голубыми отблесками снег, желтеют шатры из досок, золотятся солнечными лучами холмы снега, краснеют и синеют вдалеке воздушные шарики, вспыхивают разным цветами «мигали» 20-х годов. Интересна история создания этой картины. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор.
У Кустодиева был приятный тенор, он любил русские народные песни, особенно «Вниз по матушке по Волге». А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу.
Позже в автобиографической книге «Маска и душа» Федор Иванович напишет: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве». В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Изящная трость и французский бульдог у его ног усиливают это впечатление.
Серов, Л. О. Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Портрет государя создан по той же авторской схеме, что и «Автопортрет»: задний план картины имеет не меньший смысл, чем передний, т. к.
Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416.