Борисов Мусатов Водоем Описание Картины

Описание картины Виктора Борисова-Мусатова «Водоем»

Картина настолько прекрасна, насколько и символична. Способствует этому и внутренняя культура, утонченность духовного мира Борисова-Мусатова, его влечение к музыке, литературе, современной поэзии (по преимуществу символистской и неоромантической), философии. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге. На «Автопортрете с сестрой» впервые появился образ задумчивой «мусатовской девушки», который стал характерным для большинства последующих картин художника. Барон Н. Н. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов.

Борисов-Мусатов стоял особняком среди всех – и поэтов и художников былого. А возможно, своей картиной Осенняя песня Борисов-Мусатов хотел сказать гораздо больше Возможно, он имел ввиду, что нужно жить здесь и сейчас, не откладывая ничего на потом. Но вершины в пейзажной живописи Борисов-Мусатов достигает в последние месяцы своей жизни. Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема.

Художник Борисов-Мусатов: 
картины и их описание

Художник Борисов-Мусатов: картины и их описание

Величавое спокойствие природы мы наблюдаем через отражение её на водной глади. Виктор ходил в другой комнате. Борисов-Мусатов вошел в русское искусство в 1890-е годы. Виктории, Курильщик Винсента Ван-Гога Красные виноградники и другие. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение. В более поздних работах — этюде «Девушка с агавой» и «Агава» 1897 года — проявились черты собственного стиля Борисова-Мусатова.

Стояла тишина. Таруса», «Куст орешника», «Осенняя песнь». Летом 1902 года художник жил в Зубриловке, много работал, писал этюды сада, дома, роз, листвы, травы. В 1901 году появляется интереснейшее полотно «Гобелен», за ним следует «Водоём», а ещё через год – картины «Призраки» и «Изумрудное ожерелье».

Борисов-Мусатов: 
биография и картины 
художника

Борисов-Мусатов: биография и картины художника

Художник чувствовал, что вместе с имением уходила в прошлое целая эпоха. С 1898 жил главным образом в Саратове, с 1903 — в Подольске и Тарусе. Испытав влияние П. Пюви де Шаванна и отчасти мастеров импрессионизма, соединил тончайшее чувство природной световоздушной среды с поэтической фантазией, преображающей эту среду в поле миражей и ностальгических грез. Уже в ранних пленэрных этюдах-картинах Борисова-Мусатова живет ощущение волнующей, неизъяснимой тайны («Окно», 1886, Третьяковская галерея). Мебель подожгли, облив керосином и устроив сквозняк. Последней работой Борисова-Мусатова стала акварель «Реквием» в память об умершей Надежде Станюкович. Сходные процессы протекали и в изобразительном искусстве – русском и мировом. Он был окружен любовью, заботой и лаской. Призраки полны скорби и печали.

В акварели На балконе. Что изображено в Водоеме. За ним следовали 12 телег для нагрузки ограбленного добра. О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира». Мотив Водоема грустен и пронзителен, как щемящая нота.

Библиография Предмет: 
Искусствоведение 
Тема: Описание и

Библиография Предмет: Искусствоведение Тема: Описание и анализ картины Борисова-Мусатова Водоем

Сделав две-три попытки обратиться к сюжетам античности (в оставленной на стадии эскизов картине Рабы, в пастушеской идиллии Дафнис и Хлоя), Борисов-Мусатов бесповоротно отдается живописно-лирической теме: милой его сердцу поэзии русской природы и старины, прекрасной своей одухотворенностью русской женщине. Всё меня захватит, вероятно, в другой форме. В 1901 г. он приехал в Зубриловку. Фигуры в его картинах (Гобелен, 1901 Водоем, 1902 Призраки, 1903 Изумрудное ожерелье, 1903–1904) – даже тогда, когда они очевидно натурны (своих героинь мастер обычно писал с сестры и жены), – несут в себе оттенок поэтически-печальной потусторонности. Борисова-Мусатова увлекают два направления в современной живописи. Сюжет предельно лаконичен. Я лег ничком на землю и все вдруг начало казаться мне огромным и фантастическим».

Пока не пошел снег. В. Э. Картина выглядит будто вход в потусторонний мир, а женские образы стоят на его пороге.

«Водоём» – признанный шедевр Борисова-Мусатова, стал художественным символом первого десятилетия XX века, навеян дворянскими усадебными пейзажами Он писался в самую счастливую пору жизни художника – летом 1902 года, во время очередного посещения имения Зубриловки Вместе с Борисовым-Мусатовым в имении жили его сестра, Е. Мусатова и невеста, Е. Александрова именно тогда согласившаяся стать его женой Они и послужили художнику моделями для героинь этой удивительной картины-грезы "Водоем" – своеобразный манифест живописного символизма. Центральный образ всего творчества М. Врубеля – Демон (Демон сидящий, Демон летящий, Демон поверженный). Кажется, что Демон не в силах скинуть с себя давящую тяжесть, не в силах преодолеть внутреннюю скованность. На ней он нарисовал двух женщин-аристократок в усадебном парке — мастер запечатлел последние дни жизни помещичьего дома. Автопортрет с сестрой. была твоим свадебным подарком.

В1902 г. Борисов-Мусатов вновь посетил усадьбу вместе с сестрой Еленой и художницей Еленой Владимировной Александровой (будущей женой). Когда его спросили, где он видел такую природу, тот ответил: «В своем саду. В творчестве В. Э. Горб хоть и не исчез совсем, но перестал расти, у мальчика снова появился интерес к жизни. Демон Врубеля – существо прежде всего страдающее, вызывающее сочувствие, а не существо отталкивающее (как Люцифер у Данте в Божественной комедии).

Близость к Москве была крайне важна для него. «Водоём». Картина говорит о том, что все в этом мире рано или поздно исчезает, уходит в потусторонний мир и обратного хода нет. Картина Водоем В. Э. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Появление «мусатовской 
девушки»

Появление «мусатовской девушки»

В изобразительном искусстве импрессионизм оформился как особое течение. Действительно, на полотнах Борисова-Мусатова чаще всего мы видим изображение старинных усадеб, прудов, тенистых парков, а на их фоне – прекрасных девушек (чаще всего это сестра художника и его жена), очарованных красотой природы и погружённых в лёгкую грусть. Сине-зеленые тона автопортрета впоследствии появлялись и в других произведениях мастера.

Демон сидящий (1890) прекрасен, полон титанической мощи тела, но скован душевной тоской. А современник художника, поэт Андрей Белый, дополняет: «Всюду у Мусатова за зеркальной поверхностью тишины буря романтики». Первые попытки он предпринял в 1896 году в портрете сестры Елены Мусатовой. Параллельно мастер создает и чистые, безлюдные пейзажи, полные тончайшего лиризма («Куст орешника», «Осенняя песнь», оба — 1905). Он тяготеет к большому, монументальному стилю настенной живописи, но все замыслы такого рода (например, цикл эскизов на тему времен года, 1904-05, все — Третьяковская галерея) так и не удается осуществить в архитектуре. Мечтательный темперамент художника («Живу в мире грез и фантазий среди березовых рощ, задремавших в глубоком сне осенних туманов», — пишет он А. Н. Бенуа в 1905 из Тарусы) не лишает его произведения чувства историчности.

Монументальность его обусловлена, конечно, не размером холста (хотя Водоем — самая большая из всех его картин), а равновесием масс, найденным с предельной точностью, обобщенностью и лаконизмом цвета, более глубокого и звучного, чем прежде. Я писал его с точки зрения мыши. Он знакомится с импрессионизмом в чистом, классическом проявлении.

  1. История одного шедевра: «Водоем» Борисова-Мусатова
  2. Водоем — Виктор Борисов-Мусатов
  3. Картина Борисова-Мусатова: Водоём
  4. Картина художника Виктора Борисова-Мусатова «Водоем»
  5. Символист Виктор Борисов-Мусатов

Осенью, в октябре, молодой художник умер. Борисова-Мусатова таким романтическим парком стала Зубриловка – поместье князей Прозоровских-Голицыных недалеко от Саратова. Водоем стал своего рода кульминацией живописных исканий первых лет XX века. Встреча с современным французским искусством сыграла в жизни и творчестве Борисова-Мусатова решающую роль. Для самого В. Э. Время как будто заколдовало все и женщины превратились в спящих царевен. И я хочу, чтобы слава этой картины.

Борисов-Мусатов родился 2 (14) апреля 1870 года в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего из бывших крепостных. Но в три года мальчик неудачно упал, серьезно повредив позвоночник. Ведь Демон – носитель зла, это восставший против Бога и затем поверженный ангел.

  • «Водоём» – признанный шедевр Борисова-Мусатова, стал художественным
  • Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
  • Картины — Борисов-Мусатов, Виктор Эльпидифорович
  • Русский художник Борисов-Мусатов Виктор Эльпидифорович
  • Взгляд через стекло уходящего времени
  • Мир ушедший – призрачный и нежный

Но очевидно, что творчество Борисова-Мусатова очень близко к импрессионизму. В усилении трагического начала заключается особенность русской трактовки этого образа. В этот период он написал пейзажи «На балконе.

В его понимании язычество — синоним пантеизма. В 1899 г. художникВ. Первым произведением, в котором художник сумел синтезировать впечатления от натуры, увидеть в частном, конкретном общее, стала Весна. Здесь он создавал по шесть-девять законченных полотен в год. Изображенные девушки (сестра и невеста художника) объединены общностью настроения, духовным родством.

Известность Борисова-Мусатова растет. Несмотря на это Борисов-Мусатов рос общительным, живым, хотя и мечтательным ребенком. Лето 1903 года Борисов-Мусатов с женой, художницей Е. В. В 1905 году имение в Зубриловке было разорено и уже не восстанавливалось.

Это и дало настроение брату написать картину «Призраки» Он лично пояснял нам, как я помню, будто с окончанием жизни опустевшего помещичьего дома «всё уходило в прошлое», как изображены им на первом плане картины удаляющиеся призрачные фигуры женщин». Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. При переходе реки Хопер к толпе присоединилась вся зубриловская молодежь и тоже пошла на усадьбу.

У ребенка начал расти горб. Для самого В. Э.

Так, творчество В. Борисова-Мусатова относят к символизму, считая художника певцом «дворянских гнёзд». Недаром Борисов-Мусатов назовет Изумрудное ожерелье самой языческой своей картиной.

В 1895 году Борисов-Мусатов покидает Училище и отправляется в Париж, где в течение трех зим, совершенствуясь в рисунке, работает в мастерской посредственного исторического живописца, но опытного педагога Ф. Кормона. 17. На заднем фоне художник изобразил лес с необычными растениями.

  1. Творческий расцвет, озарённый любовью
  2. Композиционные находки «Водоёма»
  3. Работа сайта временно приостановлена
  4. Старинные усадьбы на полотнах Борисова-Мусатова
  5. О жизни и творчестве выдающихся художников
  6. Описание предмета: «Искусствоведение»

Когда вино было выпито, озверевшая стихийная толпа ворвалась в один из флигелей. Композиция Водоема (1902) развернута не в глубину, а на плоскости снизу вверх. Впоследствии он признавался ей: Эту картину я напишу или сейчас или никогда. Слышатся в ней и отголоски японского искусства, сильно влиявшего на европейскую живопись (и графику) последних десятилетий XIX века. Здесь, среди дубовых рощ, начинает он новую картину — Изумрудное ожерелье. Спокойная и безмятежная природа, отражённые в воде деревья и небо Фигуры девушек не излучают той безмятежности, что природа, но их внутренняя жизнь полна тайнойНикакого конкретного действия в сюжете картины нет, но она даёт ощущение внутренней свободы.

Первую картину, «Мальчик с собакой», художник написал еще до поездки в Париж в 1895 году, а завершающую, «Мальчик около разбитого кувшина», — через четыре года. Поэзия картины, при всей ее камерности, чрезвычайно действенна. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира. Ритмы картины чрезвычайно продуманны. Также он занимался монументальной живописью — «Весенняя сказка», «Летняя мелодия», «Осенний вечер» и «Сон божества».

  • Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Мусатов четко знал то, что хотел сказать. В родном городе у художника появилась идея создать масштабную картину. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова.

История одного шедевра: 
«Водоем» Борисова-Мусатова

Используя его, художник сознательно сближает первый и второй планы, делая полотно более плоским. Синева небес и зелень деревьев, написанных в импрессионистской манере, чередуются в строго задуманном художником ритме, создавая великолепный безмятежный фон для двух женских фигур. Борисов-Мусатов явился непосредственным предшественником художников «Голубой розы», которых объединяло, в частности, глубокое уважение к его наследию. Василий Верещагин вспоминал: «Погром усадьбы был назначен на 19 октября 1905 года.

Произведения просто завораживают своей красотой. повергаемого в грубую земную действительность. Их сочетание сразу же задает определенный музыкальный ритм всему произведению. Но вот друг художника, скульптор А. Матвеев, не согласен с таким определением Борисова-Мусатова: «Матвееваприводило в ярость определение Мусатова как певца «уходящих усадеб» (Врангель) или «зыбкого мира старых теней» (Эфрос) Это не аллегорические обитательницы «дворянских гнёзд», воплощающие «тоску по прошлому».

Борисова-Мусатова сплелись и перепутались различные моменты бытия, разные люди и разные мечты. Казалось, что и дом замер с окружающей его увядающей зеленью. Современники сразу же обратили внимание на новизну красок и поэтичность картины. Ведь после начнется другая жизнь. Себя автор написал с краю, обрезав холстом, как на полотнах импрессионистов.

Своеобразное построение композиции – исключение линии горизонта из картины – важный прием. Писал также и «чистые», безлюдные пейзажи, полные задумчивого лиризма (Осенняя песнь, 1905). Призраки полны скорби и печали.

Лелея эффект «иного мира», проступающего сквозь парковые пейзажи, художник в большинстве случаев работал акварелью, темперой или пастелью, добиваясь особого рода имматериальности красочного слоя. Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели – счастливые, радостные. Глядя на них, человек испытывает счастье и умиротворение.

Главным мотивом Борисова-Мусатова стали «дворянские гнезда», мир старинных усадеб, преображенный – благодаря музыкальной ритмике линий и композиций, зыбкому мареву колорита – в поле волшебных видений и грез. В России – это художники Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870 – 1905), Михаил Александрович Врубель (1856 – 1910), Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878 – 1968), Александр Николаевич Бенуа (1870 – 1960), Лев Бакст (1866 – 1924), Константин Андреевич Сомов (1869 – 1939), Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 – 1939). Главным мотивом, сквозь который для художника открывается «иной мир», скрытый под маревом красок, становятся «дворянские гнезда», ветшающие старинные усадьбы (обычно он работал в имениях Слепцовка и Зубриловка в Саратовской губернии). Более сотни картин, книги, документы погибли в огне.

Думая о прошлом, они часто закрывали глаза на действительность, так как их грезы любили только то, что исчезло, умерло или оставалось разрушенным и обветшалым, – все, что составляло достояние и красоту другого времени и другой культуры (например, художники А. Бенуа, Н. Рерих, Л. Бакст и др. ). О нем говорили – «певец уходящих усадеб», художник «зыбкого мира». Наслаждаться прекрасным, радоваться жизни – пока живы.

В большинстве своих работ мастер предпочитает маслу акварель, темперу или пастель, добиваясь особой, «тающей» легкости мазка. После этой поездки Борисов-Мусатов написал картину «Гобелен». Художник словно призывает любоваться прекрасными образами природы здесь и сейчас.

Например, картины Поля Сезанна Гора св. Уже тогда усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами. Его мечта о фресках (цикл эскизов на тему времен года, 1904–1905 все картины в Третьяковской галерее, Москва) так и осталась неосуществленной. Нежно-сиреневые оттенки нарядов девушек великолепно вписываются в цветовую гамму полотна, создавая тем самым ощущение законченности и уравновешенности формы. Кажется, вот-вот пойдет дождь, затем настанет зима А этот миг так прекрасен. Поэтика усадебной жизни наполнена у него (так же, как в литературе того времени — в произведениях А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. Белого и др. ) предчувствием приближающихся роковых, катастрофических рубежей.

В Саратове он также создал серию полотен с мальчиками-натурщиками. Летом Борисов-Мусатов возвращался в Саратов. Борисова-Мусатова кажется застывшей музыкой, да и вообще почти все его полотна – это красочные симфонии (бледно-лиловые, голубые, ярко-зеленые и желтые тона). В садах Романтизма такие озерки подчеркивали движение, непостоянство, существование как бы вне времени. Скорее, это мусатовская «Прекрасная дама», она такая же условность и такая же реальность, как лирическая муза поэта». «Как хорошо Боже, как хорошо. » – прошептал кто-то тихо.

В. Э. Осчастливленный Борисов-Мусатов картины создаёт одну за другой, наполняя их женскими обликами, которые пишет с натуры (позируют ему жена и сестра). Во всем слышна музыка тишины, прощальной грусти. Короткую, яркую, но быстро угасшую жизнь прожил художник Борис Мусатов. За свою короткую жизнь художник написал 77 картин, которые находятся в 20 музеях мира.

Станюкович. Осенью, в октябре, молодой художник умер. Этот прием использован для того, чтобы создать впечатление зыбкости изображения. По цветам и характеру мазка эти работы напоминали картины французских импрессионистов.

В раннем детстве с мальчиком случилось несчастье, — после неудачного падения у него образовался горб. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Просматриваются здесь и образы жены, сестры художника. Но его работы приходились по вкусу не всем.

От картины к картине («Гобелен», 1901 «Водоем», 1902 «Призраки», 1903) чувство «мира иного» нарастает в «Реквиеме» (1905), написанном в память Надежды Юрьевны Станюкович, жены близкого друга художника, мы видим уже целое многофигурное таинство, где умершую сопровождают ее «астральные двойники». Хозяева редко приезжали сюда, вот таким образом усадьба и парк постепенно запустевали. В русском изобразительном искусстве начала ХХ века это произведения Константина Алексеевича Коровина Бульвар в Париже (1912) и другие. Когда родился Виктор – счастью не было предела. Продлится он недолго — всего пять лет и оборвется смертью художника.

И Виктор улыбался, радостно смущенный». Парк и небо опрокинулись в воде и застыли.

К тридцатилетнему возрасту художник обретает земное счастье. Произведения просто завораживают своей красотой. «Реквием», написанный о прекрасном друге, стал реквиемом и для самого художника Виктора Борисова-Мусатова.