Призвание Варягов Картина Васнецова

Васнецов Виктор «Призвание варягов»

Выражение «наряда въ ней нтъ» понимается, как указание на отсутствие порядка. Известны договор 878 года в Ведморе между королем Уэссекса Альфредом Великим и предводителем датского Великого войска Гутрумом, договор 911 года в Сен-Клер-сюр-Эпт между французским королем Карлом III Простоватым и предводителем отряда норманнов, осевших в долине Сены, Хрольвом (Роллоном) и другие подобные соглашения. Старший из братьев Рюрик основался в Новгороде, другой — Синеус — на Белоозере, а третий — Трувор — в Изборске (близ Пскова). В то же время возле Новгорода есть так называемое Рюриково Городище, княжеская резиденция, которая старше самого Новгорода. Это ограничение ставило князя в зависимость от местного общества и стимулировало быструю интеграцию скандинавов в восточнославянскую среду91011.

Так произошла династия, объединившая под своею властью племена русских славян. Д. С. Лихачев полагал «призвание варягов» вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Киевской Руси от византийского влияния. Как гласят некоторые полулегендарные источники, после смерти одного из новгородских князей (посадников) на территорию словен пришли варяги. В ряде поздних источников появление варягов их последующее изгнание и начало межплеменных усобиц связывается со смертью новгородского князя (или посадника) Гостомысла, после смерти которого в конфедерации племён наступил период безвластия. Хазары не властвовали в России далее Оки: Новогородцы, Кривичи были свободны до 850 года. Принципы «русского стиля» развиты им также в области архитектуры и дизайна.

В предании летописи не все ясно и достоверно. Лингвисты Р. А. Агеева, В. Л. Васильев и М. В. Горбаневский считают, что первоначальное название города (Руса) происходит от гидронима — реки Порусья, которая в древности называлась Руса. рядъ) между ними и местной племенной знатью (славянской и финской).

Соединив мотивы средневековья с атмосферой сказки, преобразовал русский исторический жанр. Старший, Рюрик, начал княжить в Новгороде. Через некоторое время между племенами начались усобицы. В тексте летописи приводятся имена послов от киевских князей в Грецию эти послы — «от рода русского» и их имена не славянские, а норманские (таких имен известно почти сто).

«Словарь русского языка XI—XVII веков», опираясь на большое число примеров из исторических источников, определяет «нарядъ» как «порядок, устройство, правопорядок, организация», «деятельность по устройству, организации чего-либо, руководство, управление, надзор», «приказание о посылке на работу, на службу, задание, назначение, приказ, распоряжение» и др. Но в последние годы в двух актах научно-исследовательской экспертизы Института российской истории РАН было отмечено, что «вопрос о времени возникновения города Старая Русса Новгородской области до сих пор не может считаться решённым археологически Старая Русса изучена крайне недостаточно»32. О более раннем названии поселения ничего не известно. И вызвались три брата с своими родами и с дружиною (летописец думал, что они взяли с собою даже все племя русь).

На «начальной летописи» дело не остановилось: ее несколько раз переделывали и дополняли, сводя в одно повествование разные сказания и исторические записи, тогда существовавшие в Киеве и других местах. В былое время варяги, приходя «из замория», брали дань с Новгородских славян, с кривичей и с соседних финских племен. «нарядникъ» — как «распорядитель, начальник, руководитель», «назначающий людей на работы и следящий за их исполнением»20. И так, чтобы сначала в путь-дорожку неблизкую собраться, потом всем вместе к Ильменю (из-за моря), а потом рассредоточиться А болота не круглый год проходимы даже с проводниками, домочадцев безопасно по тонким гатям не переведешь, просеки рубить времени слишком много нужно, значит, все в обход и долго.

Значит, люди, называвшиеся русью, говорили по-скандинавски и принадлежали к северогерманским племенам (были «gentis Sueonum», как сказал один немецкий летописец IX в. ) а страна, которую звали Русью по имени этих людей, была страною славянскою. Согласно Лаврентьевскому списку ПВЛ и Новгородской летописи это был Новгород, однако по Ипатьевскому списку ПВЛ Рюрик сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев «срубил» Новгород. Истоки таких сюжетов прослеживаются у разных народов. Но в 862 г., как гласит «Повесть временных лет», варягов изгнали. Имя реки, в свою очередь, осталось от ранее проживавших здесь балтийских племен35.

Русская история 
в картинах художников

Русская история в картинах художников

Однако вне зависимости от связи со Старой Руссой «варяги-русь» могли участвовать в призвании других «варягов-руси», поскольку в летописях упоминается о том, что местное население и до призвания Рюрика платило дань неким варягам, а археология фиксирует скандинавское присутствие на данной территории уже с середины VIII века10. Ни один источник или сага не запомнили массовое (одномоментное. ) переселение варягов-ругов с Рюгена в далекую Гардарику.

При этом под словом наряд исследователями (например, И. Я. Фрояновым) понимаются полномочия на определенную деятельность, в данном случае на осуществление властных функций, а под нарядником — правитель княжества. В 1904 году А. А. Шахматов в своём исследовании показал, что «Сказание о призвании варягов» это поздняя вставка, составленная летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке5. Так, были заимствованы имена Глеб, Игорь, Ингварь, Олег, Ольга, Рогволод, Рогнеда, Рюрик, слова18: варяги, колбяги, гриди, тиун, вира, стяг, пуд, якорь, ябедник (старое значение — чиновник), кнут, голбец и другие. И все-таки пришли, дошли и сели. Племенные союзы, в которые входили и словене, в середине IX века платили им дань.

Укажите какой эпизод 
славянской истории 
запечатлен на картине

Укажите какой эпизод славянской истории запечатлен на картине васнецова призвание варяжских князей

В число варягов включены свее (шведы), урмани (норманны), аньгляне (англичане), готе (готландцы). Результатом призвания варяжских князей стало заключение договора (др. -рус. Число летописных сводов постепенно возросло всякая местность имела своих особых летописцев, которые начинали свой труд «повестью временных лет», а продолжали его каждый по-своему излагая историю главным образом своей земли и своего города. Так имеется значительное смысловое совпадение летописного призвания варягов с эпизодом из сочинения «Деяния Саксов» Видукинда Корвейского, в которой бритты обращаются к трём братьям-саксам Лоту, Уриану и Ангуселю с предложением о передаче им власти над собой: «Обширную, бескрайнюю свою страну изобилующую разными благами, готовы вручить вашей власти». «Наряд» в данном случае рассматривается исследователями как порядок, в том числе правовой порядок, отсутствие которого восполняется заключением договора («ряда») с правителем который должен рядить (править, управлять21) по ряду, по праву (в соответствии с «рядом» — договором и правовыми нормами)910. Приглашённые на княжение варяги были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного права, правового обычая. По краткому и наиболее раннему и авторитетному изложению Повести временных лет, было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси: «И ркоша: «Поищемъ сами в соб князя иже бы володлъ нами и рядилъ по ряду, по праву»1.

По старинному преданию, первым летописцем был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Ему принадлежат росписи киевского Владимирского собора. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях (Ладога, Тимерево, Гнездово, Шестовица и др. ) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов).

Следует отметить, что предположение о существовании Старой Руссы в IX веке не подтверждается археологическими данными. В этой повести рассказ был расположен по годам (считая годы или «лета», от сотворения мира) и доведен до 1074 г., до того времени, когда жил сам «летописец», то есть составитель этой начальной летописи. А если «со всеми родами», то есть с чадами и домочадцами, какой-никакой утварью и скарбом и того дольше. Рассказ о призвании варягов в Повести временных лет, по мнению исследователей, восходит к сказанию, бытовавшему в княжеско-дружинной среде, он может быть неточным и неверным в деталях, кроме того, он подвергся летописной переработке (дата, упоминание некого варяжского племени русь, фраза «взяли с собой всю русь» и др. ), но в целом отражает реальную историческую обстановку. «Старорусскую русь», существовавшую, по его мнению, ещё до призвания Рюрика, Фомин локализует на территории всего Южного Приильменья, «где встречаются мощные соляные источники, в изобилии дающие соль, без которой невозможна сама жизнь»31.

Фантастическая картина моря, буквально покрытого драккарами варягов, груженных сородичами будущих князей и скарбом (даже если каждому сородичу по одной миске-ложке да запасной рубахе взять и то нехилый груз получается). Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение. Выражение «порядка нет» часто понимается буквально, как указание на хаос от безвластия. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.

Репродукция картины 
Призвание варягов

Репродукция картины Призвание варягов

И они решили найти себе князя, который бы владел ими и устроил у них справедливый порядок. Другие историки считают, что «варяжская» легенда вполне соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии. Кузьмин исключительно славянские названия, например: Новгород, Изборск, Белоозеро (последнее к тому же было расположено в землях угро-финского племени веси, куда еще не проникли славяне).

Пришли братья Рюрик, Трувор и Синеус. Но между ними начались усобицы и встал город на город и не стало в них правды. По эскизам Васнецова была возведена в Абрамцево церковь Спаса Нерукотворного и Избушка на курьих ножках в Москве – памятный крест на месте убийства князя Сергея Александровича и фасад Третьяковской галереи. По смерти Синеуса и Трувора Рюрик стал единодержавным князем на севере, а его сын Игорь княжил уже и в Киеве и в Новгороде.

репродукция картины 
«Призвание варягов»

репродукция картины «Призвание варягов»

И как такую не заметили. Между тем известно, что греки не смешивали знакомое им племя русь с варягами также и арабы, торговавшие на Каспийском побережье, знали племя русь и отличали его от варягов, которых они звали «варангами». В этой же летописи сказано, что в Новгороде население постепенно сменилось на варяжское, «а прежде были словене». Летописи перечисляют народы, которые входят в общность именуемую варягами: «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне ини и готе, тако и си» (Повесть временных лет1).

Когда у них появился интерес к прошлому, они стали собирать и записывать ходившие между ними предания о былой жизни славян вообще и русских в частности и стали искать справок в греческих исторических сочинениях (византийских «хрониках»), переведенных на славянский язык. Даже с проводниками за сезон в одну сторону не добраться.

Во-первых, по рассказу летописи, Рюрик с варяжским племенем русью пришел в Новгород в 862 г. Между тем известно, что сильное племя русь воевало с греками на Черном море лет на 20 раньше, а на самый Царьград (Константинополь) русь в первый раз напала в июне 860 г. Стало быть, хронология в летописи неверна и год основания княжества в Новгороде летописью указан неточно. Однако в первоисточнике слова «порядок» нет. Его свод, носивший название «повесть временных лет», переписывался в разных городах и также дополнялся летописными записями: Киевскими, Новгородскими, Псковскими, Суздальскими и т. д. Согласно этим же источникам, на межплеменном сходе предлагались разные кандидатуры — «от варяг или от полян или от хазар или от дунайчев», по другой версии — Гостомысл перед смертью указал, что наследовать ему должен потомок «из чрева средние дочери его Умилы», то есть Рюрик. Стал известен как основоположник «русского стиля» в искусстве.

васнецов призвание варягов описание картины

Для прекращения межплеменных конфликтов, представители славянских и финских племён решили пригласить князя со стороны («И реша себе: князя поищемъ иже бы владелъ нами и рядил ны по праву»). Портал Стихи. ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Разночтение состоит в склонении слова «русь» во фразе «сказали руси чудь, словене, кривичи и весь» или «сказали русь, чудь, словене, кривичи и весь». По краткому, но наиболее авторитетному изложению «Повести временных лет», было решено пойти искать князя за море, к варягам-руси.

Для того чтобы их прекратить, решено было призвать князя со стороны. Кроме того, название этого поселения (Руса) известно только с середины XI века, которой датируется берестяная грамота 526: «На Бояне въ Роусе гр (и)вна, на Житоб (о)уде въ Роусе 13 коуне и гр (и)вна истине»34. Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик.

Описание картины 
Виктора Васнецова 
«Варяги»

Описание картины Виктора Васнецова «Варяги»

И на самом Рюгене, кстати, тоже. Но Тимковский, обаянный шлецерианизмом, находя в этих приведенных нами словах летописи абсолютное неиспровержение идеи скандинаваманов, придумал для соглашения летописи с мнением Шлецера извратить текст под видом исправления так: «реша Руси Чудь, Словене и Кривичи». Летописи расходятся в именовании города, куда пришел княжить Рюрик.

Наибольшие споры вызывает этническая принадлежность призванных на княжение варягов. Согласно Лаврентьевскому списку и Новгородской первой летописи, это был Новгород, однако, по Ипатьевскому списку Рюрик сначала княжил в Ладоге и только через два года после смерти братьев «срубил» (построил) Новгород36.