Босх Христос

Манихеи и катары часто называли демонов хищниками, стервятниками или волками. Их священники вовлекали в ересь людей, но никогда не прибегали к насилию. Одно из наиболее загадочных произведений Б. - триптих «Сад земных наслаждений» (1505-1510, Музей Прадо.

В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). При традиц. Демонизация образов достигает своего апогея в картине «Несение Креста» (Гент, цв. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.

  • Несение креста (картина Босха, Гент)
  • «Несение креста», Иероним Босх — описание картины
  • Описание картины «Несение креста»
  • Гент Иероним Босх, Франс Поурбюс, Питер Брейгель Младший

Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Мадрид). Это было последнее произведение Босха. линию позднего творчества Б. представляют ренессансные работы, напр. ил. Катары относились к физическому телу как к творению Сатаны. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности.

Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». На протяжении целого столетия в Нидерландах накипало возмущение, вылившееся затем в революцию. На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника. В правом нижнем углу изображен нераскаявшийся разбойник, в правом верхнем – раскаявшийся, его исповедует монах (доминиканец или францисканец, тут мнения исследователей расходятся). Сен-Жермен-ан-Ле «Удаление камня глупости», 1485-1488, Музей Прадо.

Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Вероятно, в представлении Босха это изображение Христа было ложной, церковной иконой. Один полумесяц виден на лбу кабана, другой — на груди лебедя (цв. Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары – это символы ада и смерти.

  1. «Несение креста» Иеронима Босха
  2. Христос несущий крест — Иероним Босх
  3. Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
  4. Жизненный путь, алтарь Воз сена

Вопреки устоявшемуся мнению, Босх был противником алхимии и оккультизма. Отсюда берет начало меланхолическая тема «суеты сует» — философического сюжета Vanitas. Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии» на картине справа. Берлин-Далем). Время, в котором соединяются прошлое, настоящее и будущее. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком.

Катары противопоставляли собственное представление о Деве Марии (физиологической матери Спасителя) учению Римской католической церкви о Мадонне. Наряду с приспешниками «папы римского» изображенного в проеме вертепа («Поклонение волхвов», музей Прадо), они представляют собой силы тьмы, набрасывающиеся на свет, едва он появляется на Земле. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. движения devotio moderna (новое благочестие), что объясняет критическое отношение к офиц. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень.

  1. Земной Рай, композиция Видения загробного мира
  2. композиция Видения загробного мира
  3. Аллегория чревоугодия и любострастия
  4. Мистический художник Иероним Босх
  5. Притягательность Зла (Босх и другие)
  6. Страстной цикл в русской живописи и три репродукции Босха

Есть предположение, что здесь за основу взят образ одного из величайших апостольских мужей Христианской церкви Игнатия Антиохийского (Богоносца). Мы этого точно не знаем.

Скорее всего, это было граничит с расово-колористическими стереотипами. Гонения со стороны церкви воспринимались катарами как торжество сатанинских сил тьмы, захвативших души людей. Но штанина не выглядит разорванной. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. На внешней стороне створок триптиха изображен мир в третий день Творения на внутренней представлены Рай и Ад. Эта графическая построенность, несомненно, является отголоском великой традиции Рогира.

Также красные ягоды в огромном количестве встречаются на центральной створке «Сада земных наслаждений», где сотни нагих фигур предаются странным играм и любовным утехам. Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов.

  • Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
  • Что не так с этим «Поклонением волхвов»
  • Какие подарки волхвы принесли младенцу
  • Как выглядит хижина, в которой родился Иисус
  • Что происходит на дальнем плане

Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Не случайно на внешних створках «Поклонения волхвов» Босх изобразил самое известное в его время евхаристическое чудо – видение израненного Христа, восстающего из гробницы. В картине «Поклонение волхвов» (музей Прадо) дары больше напоминают предметы обрядов католической церкви. Подобно алхимикам своего времени, Босх ищет такую форму художественного произведения, при контакте с которой грешник очищался бы душой, пусть даже процесс этот и проходит болезненно. «Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), – говорили в Средние века.

Колорит картины, построенный на преобладании ржаво-красных тонов, воссоздает атмосферу жажды крови, обуревающую всех присутствующих. Художник выражает свою позицию небольшим, но весьма существенным отклонением от канонического изображения сцены поклонения волхвов. Такая эсхатологическая трактовка «Поклонения волхвов» подразумевала, что Босх заложил в этот радостно-триумфальный сюжет мощный антиеврейский посыл.

  • Как заключенные сбежали изСобибора
  • Франс Поурбюс – Портрет молодой женщины
  • Питер Брейгель Младший – Крестьянская свадьба
  • Словари и энциклопедии на Академике

Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Другое «лицо» Вероники — брюзжащий седой старик в красной шляпе — обращено к Иисусу, в то время как «святая» смотрит в другую сторону. Торжеству зла и ненависти противостоят лишь Спаситель и Святая Вероника. Вторая версия основана на предположении, что в этом произведении Б. мог реализовать программу секты «братьев и сестер Свободного Духа», возникшей в Нидерландах в XIII в., придерживавшейся воззрений древних адамитов. То же самое утверждали и катары. Уже это выводит изображение за пределы бытовой сцены. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам.

«Иоанн Евангелист на острове Патмос» (1505, Картинная галерея. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе. А вот второй волхв одет в ортодоксально-христианском духе. Они клюют зерна, вываливающиеся из плодов. Тем не менее в христианской традиции со времен греческого теолога Оригена (около 185 – 254) считалось, что их было трое.

В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Это весьма распространенный пластический прием. В основе работы «Корабль дураков» (1490-1495, Лувр.

Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом – небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена – одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Он принадлежал к братству прихода церкви св. Сами тернии, возможно, пародия на терновый венец Христа. Мадрид). Как мы уже отмечали, картина Босха «Поклонение волхвов» (музей Прадо) имеет антиклерикальную направленность.

Несение креста (картина 
Босха, Гент)

О жизни художника нам известно мало. Ниже справа – благочестивый разбойник, он исступленно исповедуется в грехах. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Кажется несомненной точная передача портретного сходства с моделью. Во времена Босха турецкий полумесяц (со звездой или без нее) был общеизвестным символом Сатаны90.

По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Его лик чудесным образом запечатлелся на платке. У одного из стражников на щите изображена жаба, символ сатанинского воинства. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Босх, будучи катаром, считал эту христианскую догму заблуждением. В его сюжете на тему Страстей Христовых, помещенном на правой внешней створке алтаря «Искушение святого Антония» (Лиссабон, цв. Художники той эпохи иногда использовали изображение обезьяны в качестве символа грехопадения Евы, противопоставляя его непорочности Девы Марии. Краски то нежно вибрируют, то пылают огнем, то сверкают бликами, то сияют потусторонним светом.

Ему противостоят мощные силы зла. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. На ней изображена вереница «атлантов» с шарами в руках – они очень похожи на жаб. Но в сравнении с Босхом их чувства были не столь мучительно остры. 61).

Само тело Христа никогда не было физическим, а его появление в человеческом облике катары (в отличие от христиан) считали простой иллюзией. Кто готов к этому. Позади него обеими руками поддерживает крест Симон Киринеянин. «Если пребудете в Слове Моем, — учил Иисус, — то вы воистину Мои ученики и познаете истину и истина сделает вас свободными. В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа.

ил. Без сомнения, как уверены специалисты, двусторонняя доска, на лицевой стороне которой изображен ребенок с ходунками, а на оборотной – «Несение креста», была левой створкой несохранившегося триптиха. Символом братства был белый лебедь и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица.

Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации. А вот и нераскаявшийся разбойник в нижнем левом углу картины. Светские братства были в то время очень многочисленны и играли важную роль в религиозной и общественной жизни.

Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее. В книге «Тайная жизнь картин» они пишут, что это произведение имеет глубокий подтекст, который позволяет считать Иисуса символом общечеловеческого духа, а Его четырех мучителей представителями четырех темпераментов166.

На картине Босха Христос-человек несет свой Крест на Голгофу. А такая символика выглядела не слишком благочестиво. Босх тут философ и ученый, предмет изучения которого – человеческая душа.

По их мнению и Иисус и Мария были ангелами, которые не имели человеческой плоти. Его уродливое лицо искажено радостной злобой.

Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. То же настроение характерно и для последнего из сохранившихся триптихов – «Поклонение волхвов» (1510, Музей Прадо.

После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Это время может ощущаться как всеми, всей общиной (ритуал, церковный праздник), так и индивидуально, как независимое от календаря со-бытие. Осенью Иисус идет в Иерусалим на праздник Кущей, но не явно, а как бы тайно.

Символы меняют значение в зависимости от контекста. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Так что рана на ноге Антихриста, возможно, своего рода антигостия, антитело Христово. Писал Иероним Босх картины даже для венценосных особ – французских и испанских королей.

Уточняю ряд символов: шар, стрела, жезл, орел. Там люди вгрызаются в колоссальные ягоды клубники – здесь черный волхв держит в руках «брелок» в форме клубничины. Христос в окружении толпы мучителей, шатаясь, склонился под своей ношей. К раннему периоду (1475-1500) относятся произведения на евангельские сюжеты («Поклонение волхвов», 1480-1485, Художественный музей. Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Тольнэ выразил предположение, что Босх имел в виду древнюю фламандскую метафору о белых лебединых крыльях (безупречной внешности) и темной плоти (внутренней сути)93. Париж), являющей обобщенный образ человеческой глупости, возможно, лежит одноименное сочинение (1494) С. Бранта.

3). Подвыпившим на свадьбе гулякам подаются блюда с угощением, на одном из которых лебедь. Католическая церковь учит, что в таинстве евхаристии он пресуществляется в Тело Христово (а вино – в его кровь). Например, пожар. Мирское зло исходит из самой порочности человеческой природы.

Внизу по обе стороны от проема изображены жестикулирующие или танцующие фигуры, а сверху установлена небольшая статуя в длиннополой одежде и остроконечной (еврейской) шапке. Сатира – одна из сторон живописи Босха. Босх пошел еще дальше.

Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство. Потому центральная панель «Сада», расположенная между раем на левой створке и адом на правой изображает человечество, погрязшее в грехах. Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря». Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени. С XI века за тремя магами окончательно закрепились имена – Каспар, Мельхиор и Бальтазар.

1510, Мадрид, Прадо) — произведение, гармония которого сродни той, что присуща «Иоанну Евангелисту на Патмосе». «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. главу 13), принадлежит к его ранним произведениям. 1505, Берлин, Государственные музеи).

Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Франкфурт-на-Майне) и жанровые картины морально-дидактического характера («Шарлатан», 1480-1485, Городской музей. Некоторые исследователи считают, что это автопортрет Иеронима Босха. Такие же маленькие плоды зажаты в клювах у птиц, украшающих шлем старшего волхва и еще один более крупный фрукт – на голове у чернокожего слуги.

Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Вряд ли он собирался изобразить антипоклонение волхвов.

Сцены иллюстрирующие человеческие пороки, отличает характерный для художника Сев. Включив их в композицию, Босх остался верен себе. В центральной части представлено «Поклонение», на створках — на первом плане заказчики алтаря и их святые покровители.

Подробные исследования картины Босха «Увенчание терновым венцом» (Национальная галерея, Лондон) проведены Фостером и Тюдор-Крэйг. Еще один символ, который есть почти в каждой картине, — сова. в боковом пределе) братства. Во времена Босха существовала пословица: «Многие люди сами готовят прут для своей задницы», то есть человек творит нечто такое, что позже станет источником наказания для него самого. Относится к периоду первых зрелых работ Босха. Это касается не только самых загадочных картин, таких как «Сад земных наслаждений» (мы даже точно не можем сказать изобразил ли он на центральной панели царство плотских грехов или, наоборот, утопический мир безгрешности), но и более традиционных сюжетов.

Видимо, дело в том, что современники не воспринимали его «чудачества» достаточно серьезно, чтобы понять их истинное значение. В верхней части помещены сцены мучений Спасителя. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало.

Ярче иносказательность проявилась в работах зрелого периода (1500-1510). В картине «Брак в Кане Галилейской» (цв. Однако мир, который изобразил Босх, вовсе не радостен и наполнен смутным ощущением угрозы. Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Под крышей в черной дыре сидит сова, а рядом с ней внутрь заползает ящерица.

Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. Это монстры, кровожадные и греховные. Ван Леннеп цитирует отрывок из «Романа о Розе», где описан «Фонтан Юности», на верху которого сверкает восхитительный рубин, «прогоняющий ночь и делающий день вечным» это описание, кажется, создано для Алхимического сада. ИНФОРМАЦИЯ«Босх. Среди произведений мастеров антверпенской школы конца XVI и первой трети XVII века необходимо отметить великолепную копию с картины Питера Брейгеля Мужицкого «Крестьянская свадьба», выполненную его сыном Питером Брейгелем Младшим (1564—1638). Такого рода подарки, как справедливо указывает Тольнэ, обычно не приносят Младенцу. В 1488 году такой банкет возглавил Босх, а в 1498–1499 он подарил лебедя для трапезы.

Ниже изображен благочестивый разбойник. Потому на панели «Се человек» («Ecce homo») на первом плане изображена толпа иудеев, которые требуют у Пилата распять Христа, а вдалеке над иерусалимской «ратушей» реет красное знамя с полумесяцем. Но не таковы должны быть дети Его Царства. 44), Вероника находится среди мучителей Христа. Мы видим, как мир, созданный Творцом, преображен человеческой деятельностью: возведены здания, вскопаны и засеяны поля, проведены дороги. В «Увенчании терновым венцом» в форме тонда (Эскориал) в одеянии одной из фигур можно заметить герб династии Габсбургов с двуглавым орлом164. Историки предполагают, что сирены и плоды символизировали плотские искушения и мирские радости, отвлекавшие святых от помышлений о горнем.

Престарелый кормилец Святого семейства (за его спиной висит топор – орудие его плотницкого ремесла) заботливо сушит над костром пеленки Младенца. ил. Голуби, вылетающие с чердака, означают, что это бордель. В образе Вероники художник персонифицировал «набожное» лицо сатанинской церкви.

Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Это — религиозные композиции: алтарные образа, триптихи. В этом эпизоде христианские богословы видели один из типов грядущего Рождества Христова. Б. показал мир, населенный существами, олицетворяющими человеческие пороки.

Лишь семь его картин подписаны, а оригинальные названия его работ практически не сохранились. «Видение Тундала» (Visio Tundali.

В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). мастера. Вероника имя которой означает «истинная икона», держит в руках ткань с изображением Спаса Нерукотворного.

Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, воз сена-центральная часть, ад-правая створка) Сюжет его, видимо, основывался на старой нидерландской пословице: «Мир, — стог сена и каждый старается ухватить с него сколько может». Триптих «Поклонение волхвов» (ок. Дань средневековым традициям — включение в картину латинских надписей, поясняющих ее содержание: «Се человек» у фигуры Пилата и «Распни его» у толпы.

Стеклянная трубка в золотом обрамлении, которая надета на ногу старика, очень напоминает специальный реликварий (монстранцию), куда в позднее Средневековье помещали Святые Дары. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.

Гент). Предполагаемый платок хранится, как святая реликвия, в соборе Св. Мадрид). Скорее Босх противопоставляет двух первых (белых, благочестивых) магов их третьему спутнику – экзотическому язычнику, который, возможно, действительно связан с Иродом или Антихристом Неслучайно у обоих на одежде изображены тернии и оба носят идентичные жемчужные серьги: только у волхва украшение вставлено в ухо, а у загадочного старика – в ногу. Еще одна сова выглядывает из дыры в стене высоко над головой чернокожего волхва. Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе.

Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу.

Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Однако сохранилось не так уж много произведений Босха, тем более что художник никогда не датировал свои творения и крайне редко подписывал названия. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Босх превратилискусствов зеркало современного мира. – вовсе не фамилия, а название его родного города: Хертогенбос (по-голландски: Герцогский лес), сокращенно Босх (Лес).

Здесь хотелось бы подчеркнуть, что ни при жизни, ни после смерти Босх не считался еретиком. Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. Имя Иеронима Босха (около 1450 – 1516) ассоциируется с загадкой и эта репутация более чем оправданна.

Его творчество исходит из его консервативного богословия, которого он придерживался. Вокруг похожего на чалму шлема старика обернуты тернии. Иаков Ворагинский в популярнейшей «Золотой легенде» (около 1260) привел множество разных трактовок.

Так же сделал и Босх, но у него скромная хижина обрастает зловещими деталями. Иисус отстраненно претерпевает мучения, не глядя на них. ил. Согласно преданию, он был тем ребенком, которого призвал Христос, поставил его посреди своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:3). «Несение креста» одно из самых великих и новаторских творений не только в наследии Иеронима Босха, но и в контексте всего европейского искусства. Для Босха образ Христа – олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты.

Он исступленно исповедуется благодушно настроенному монаху. папы Георгия, к-рому явился Христос, окруженный орудиями Страстей. Если так, то волхвы с их странными атрибутами тоже могут быть с ним как-то связаны.

Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. (Ин 8:31—32). В прямоугольнике картины показаны только головы изображенных фигур. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Преследования инквизиции, продолжавшиеся более двух столетий, привели едва ли не к полному исчезновению катаризма.

Кто готов к этому. Зло представляется Босху естественным звеном в некоем предусмотренном порядке вещей. Начнём с фрески Джотто «Несение креста». В латинском переводе Нового Завета они названы «магами» и первые христианские богословы на волне полемики с язычеством порой описывали их как чародеев, прорицателей и обманщиков. В своей «Истории ордена Святого Иеронима» (1605) он писал, что ягоды клубники – чей вкус и запах проходят так быстро – олицетворяют мимолетность суетных радостей.

Позже, однако их репутация была восстановлена. 1500, Мадрид, Прадо). Пилат понял, что речь идет о его собственном благополучии. Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Сын Божий, «кроткий агнец» испытывает не только физические страдания, но и муки душевные – от лицезрения человеческого несовершенства.

Во многих картинах Босха вывески над тавернами и борделями украшает белый лебедь. Однако многие из них почти невозможно понять, если не знать, какой смысл Босх вкладывал в целое. воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья». Кольцо быстро сжималось. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.

В закрытом виде триптих представляет гризайльное изображение мессы св. Потому в средневековой иконографии они часто предстают в коронах. В средневековой культуре черный цвет ассоциировался с дьяволом (не случайно бесов называли «эфиопами») и воспринимался как знак внутренней греховности и черноты души.

Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе.

Было ясно, что чья-то рука направляет против Него людей. В его центральной части изображен большой воз сена, окруженный множеством людей самых разнообразных профессий. Она предположила, что Босх представил их как «царей земли», которые в последние времена будут искушены Антихристом и обрушатся на христианский мир. У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое». Пробил час и его товарища.

«Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), – говорили в Средние века. У чернокожего волхва по нижнему краю белоснежного одеяния вышиты птицы. Многие из образов «путешествуют» из работы в работу. Расшифровать загадочные образы Босха, как и любое послание, где слишком много неизвестных, непросто.

Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Обратите внимание, на зрителя смотрят только два героя этой работы – Христос и ведущий его на казнь палач. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает сколько может».

Карикатурные черты в облике босховских персонажей обусловлены их моральной низостью, тогда как другие художники заальпийской Европы, ориентировавшиеся на культурные установки Возрождения (Дюрер, Грюневальд) использовали «уродливые мотивы» как повод для размышления о скоротечности красоты, о бренности земных благ перед лицом всеразрушающего Времени. Как рассказывается во Второй книге Царств 2 Цар. Работы Б. в поздний период творчества (1510-1516) проникнуты чувством глубокого гуманизма и психологизма. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным.

В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Мадрид) – идея Всевидящего Ока, к-рая подчеркнута композиционно (форма тондо) и надписью: «Берегись, берегись, Бог видит». Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету.

В триптихе Искушение св. Возможно, это Авенир – полководец царя Саула. В Назарет путь Ему был также закрыт.

Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. На поверхность картины буквально «налеплена» куча уродливых зверских физиономий. Они находят отклик и у современного зрителя. Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений.

Помещенная в центр фигура Христа в одеждах священника, указывающего на Распятие, говорит о пути преодоления греха через страдание. Мадрид) на внешней стороне створок изображен бродяга, отбивающийся от злой собаки (возможно иллюстрация притчи о блудном сыне), на левой внутренней створке – рай (Сотворение прародителей, Первородный грех, Изгнание из рая), в центре – иллюстрация фламанд. Сюжеты взяты не из Священного Писания, они связаны с народными представлениями о морали, грехах, человеческой неразумности. Но почему они принесли именно такие подарки. Конструируя самых невообразимых монстров Флорентиец Лодовико Гвиччардини в своем «Описании Нидерландов» (1567) назвал Босха «удивительным создателем фантастических фигур и странных вещей»., соединяя в одном существе элементы живого и неживого, создавая пространства, где иллюзия переплетается с реальностью, Босх был ни на кого не похож и удивительно изобретателен.

Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Воин справа внизу уже тянется к хитону Христа и разрывает его. К тому времени, когда жил Босх, катарских священников почти совсем не осталось. Монахов, носивших черно-белые одежды, называли также «божьи псы»167. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года.

Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что одна и та же идея по-разному выражается в разных системах мировосприятия, а также может иметь противоположное значение в разных контекстах. Весь первый план картины занимает фигура Иисуса Христа. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города.

Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятии». Его образ передает чувство потерянности человека, введенного в заблуждение религией Сатаны, которое усиливается символикой заблудившихся в пустыне овец (правая часть триптиха). В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и её несчастный сын.

По тропинке идет человек и держит за поводок обезьянку, сидящую на осле. Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию. Кто готов к этому. Что это – указание на разбойника. И Босх активно использовал эту символику – например, в «Искушении святого Антония» сова сидит на голове демонического музыканта со свиным рылом.

В Евангелии от Матфея, единственном, где упоминаются волхвы их число не указано. Им было обещано, что он спасет Израиль от филистимлян Суд. Однако его значение было шире – во времена Босха он мог олицетворять все враждебное иноверие, включая иудаизм.

2, 3., после гибели своего господина он стал враждовать с наследником престола Давидом. По облику самих воинов, кто они и зачем явились, определить, к сожалению, невозможно. Картины Босха полны символизма. Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Третий, самый молодой волхв у него – как и у многих других художников – отделен от первых двух. По мнению ряда ученых, здесь сказывается влияние итальянского искусства и особенно Леонардо.

Все виды человеческого уродства, нравственного разложения предстают здесь перед зрителем. Возможно, это демонические воинства Гога и Магога, которые по зову Антихриста выйдут «на широту земли» и окружат «стан святых и город возлюбленный» – Небесный Иерусалим Откр. Людям останется великое религиозно-нравственное учение Христа и лик их Спасителя, отпечатавшийся на плате Вероники (этот образ на Руси издревле называли «Спасом нерукотворным»). С течением времени картины земной жизни вытесняются изображениями Ада и адских мук, демоны из преисподней вырываются на землю, заполняя все жизненное пространство.

Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. 19:19. По их гипотезе, Босх изобразил «царей земли всей вселенной» Откр. Все гностики, включая манихеев и катаров, рассматривали физическое тело как греховное. Внизу у подножья подиума кучка людей, требующих казни. Первая из них по внешним признакам — жанровая.

Образы святых мы рассмотрим более подробно в главе 8. Картин на этот сюжет бесчисленное множество. ил. Что же касается всех связанным с Босхомработ, датировка является неточной, хотя большинство историков искусства считают, что данная картина относится к позднему творчеству автора.

Весьма вероятно, что во всех этих работах и особенно в картине «Несение Креста», выражены скрытые переживания Босха, видевшего закат катаризма под давлением сил тьмы. Если в «Увенчании терновым венцом» мы видим лица обычных людей, написанные с большой достоверностью, то здесь их даже сложно назвать карикатурой: заведенные вверх, как у слепцов, зрачки или, наоборот, вытаращенные, воспаленные глазные яблоки кривые, сплющенные или болезненно раздутые носы. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все».

Б. изобразил 7 клейм иллюстрирующих каждый из смертных грехов, по сторонам – медальоны («Смерть», «Второе пришествие Христа», «Рай» и «Ад»), в центре – образ Христа-страстотерпца. Ее двуликость раскрывается пластически посредством совмещения двух голов.

У палача в шляпе, проткнутой стрелой, неестественно длинная в верхней части нога (фильм Кавказская пленница – там была такая чародейская рука) – как будто для того, чтобы показать зрителю, что колено оголено. Потому палачей Христа, то есть римлян или иудеев, чтобы подчеркнуть их злобу, порой представляли черноликими Несмотря на то что в католическом пантеоне встречались чернокожие святые (например, мученик Маврикий), черный долго оставался цветом враждебной инаковости: иных рас и иных вер. Чернокожий волхв держит в левой руке белый шар со смирной. Полумесяц – это, конечно, символ ислама и прежде всего османской угрозы. т. зр., при чтении композиции справа налево получается, что человечество переходит от адского состояния к райскому блаженству через культ наслаждения – ars amandi (искусство любви). Лекарь производит операцию на голове сидящего в кресле человека. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство».

Для этого требуется сначала разобраться в значении отдельных деталей. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки: на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20). В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста».

Вернее, что мучители – это преступники. Если перед нами действительно Антихрист, эта веточка напоминает об одном из его пагубных чудес: чтобы соблазнить род человеческий, он заставил зацвести мертвое дерево Эту историю можно найти в иллюстрированных «житиях» Антихриста, которые неоднократно печатали во второй половине XV века. пословицы «Мир – стог сена и каждый выдергивает из него сколько сможет» – метафора человеческой истории на правой створке – ад. На правой ноге старика Босх изобразил круглую рану, которая заключена в стеклянный сосуд.

Существовал словарь общеизвестных символов, которые широко применяет и Босх. Если для «больших триптихов» характерны черты «пламенеющей готики», то в этой работе нет легкости и вытянутости пропорций, высокого горизонта, отсутствует пейзажный фон. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто.

Подобные сцены встречаются во многих произведениях голландских живописцев и мастеров резьбы по дереву XV и XVI веков. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Творчество Босха загадочно. Согласно др. Художник «препарирует» духовную природу человека изучая внутренние мотивировки его социального поведения.

Такая же таверна (бордель) с голубями и лебедем на вывеске появляется и в картине «Блудный сын» (Роттердам, цв. Это не абстрактные символы, а живые твари, наделенные убедительной реальностью. На пересечении диагоналей композиции, одну из которых намеренно подчеркивает доска, в центре мы видим лицо измученного Христа в терновом венце. На многих картинах Босха («Сады земных наслаждений», «Eссе Homo», «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо) и др. ) важную роль играет красный шар, значение которого до сих пор оставалось неясным. В нем часто усматривают далекого предтечу сюрреализма.

Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. На втором блюде, предложенном подвыпившим на свадьбе гулякам, находится голова кабана. Качественно новым свойством этих композиций становится их многофигурность. Одна из самых ранних картин представляет распространенный евангельский сюжет «Се человек» (1480—1485, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств).

Картины его стоили очень дорого и великие мира сего очень ими интересовались. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх. Колористическое мастерство художника достигает в этих картинах поразительной силы.

Но он также пользуется и живой диаболической и тератологической фантазией своего времени. Это, конечно, не маленький Вифлеем, где родился Иисус, а Иерусалим. Однако последняя работа мастера «Несение креста» (1515—1516, Гент, Музей изящных искусств) вновь возвращает к навязчивой идее художника: в этом бренном мире господствуют ненависть, насилие и злоба.

Наряду с традиционно решенными сюжетами на створках (Рай с сотворением мира, Ад с наказанием грешников) в центральных частях триптихов появляются фантасмагорические образы и сцены. Картины позднего периода очень различны по своему мироощущению. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) – самое большое (2, 13, 9 м) и самое загадочное из творений Босха. Распни Его. », «Отпусти нам Ва-равву. ». Многие детали, как и в лондонском «Увенчании», остаются неразгаданными, например, монограмма на рожке или трубе (справа вверху) или золотой знак на груди человека справа изображающий двуглавого орла.

Другой ее облик олицетворял злобу и сатанинскую ненависть к правде. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Странные персонажи окружили справа внизу «злого» разбойника с веревкой на шее и садистически издеваются над обреченным. И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача.

Антония» (1500-1505, Нац. С их точки зрения, любая плоть принадлежала миру Сатаны. Такой орел – часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии). В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности. ил.

У Босха, напротив, мы видим в толпе преследователей самые разные фигуры. В разных вариантах повторят художники мученический путь Христа на Голгофу. Земляника – знак праведности и трудолюбия.

Все фигуры этой композиции кажутся застывшими и неестественными и напоминают статуи так же, как и Мадонна с Младенцем. Вверху слева в золотистом ореоле — Богоматерь с младенцем Иисусом. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Ему противостоят мощные силы зла. Иисус Христос изображен спящим, так что все окружающее кажется кошмарным сном.

Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Они напоминают о герое тогдашнего народного сказания, пытавшемся поумнеть именно таким способом. Творчество предтечи сюрреализма и экспрессионизма, «почетного профессора кошмаров», как назвали Босха, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неоднозначным. Во времена Босха, когда вся Европа со страхом следила за стремительной экспансией Османской империи, в наступлении турок часто видели Божью кару за грехи христианского мира или прямо отождествляли их с Гогом и Магогом На гравюре в одном из печатных «антижитий» Антихриста, опубликованном в 1495 году, отряды Гога с Магогом стоят по обе стороны от престола, на котором сидит Сын погибели. Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других художников того времени, таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден.

На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. В обеих ягодах исследователи Босха чаще всего видят олицетворение земных искушений и радостей плоти Одно из первых упоминаний «Сада земных наслаждений» принадлежит испанскому монаху Хосе де Сигуэнсе, который видел его в монастыре Эскориал. На картине Босха Христос-человек несет свой Крест на Голгофу. – Тело Христово.

1480-1490, Музей Прадо. Она находится в Мадриде в Королевском дворце. Лебедь в символике Босха означает похоть и распущенность. 20:8. Они введены в заблуждение так же, как и волхвы в картине «Поклонение волхвов». Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника.

Медленно движется печальная процессия. Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы.

Ковчег у волхва, смотрящего на зрителя, является ракой для святых мощей. Но делается это не в помещении, а на открытом воздухе, на фоне бескрайнего пейзажа. В Средневековье существовало представление о том, что хижина, где родился Христос, была построена на руинах дворца Давида в Вифлееме Оно возникло под влиянием пророчества, которое звучит в ветхозаветной Книге пророка Амоса (9:11): «В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю и устрою ее, как в дни древние». И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 г. еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 г. был, с благословения папы издан получивший зловещую известность «Молот ведьм». В работах Иеронима Босха есть несколько повторяющихся сюжетов. «Поклонение волхвов», находящееся в Филадельфии (вероятно, подлинная работа Босха — см.

А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже. Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы.

И так далее. В ранних работах Босх очень осторожно выражает свои еретические идеи: по-видимому, тогда он еще не почувствовал ту грань, которую нельзя было переступать, не вызывая подозрений. Отчаявшиеся люди хватались за призраки – появлялись мистические учения изуверские секты, занятия колдовством, за которые церковь преследовала и казнила еще больше.

Иисус был вынужден навсегда покинуть Капернаум. Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии. И что наиболее парадоксально, картины Босха все так же актуальны, современны и своевременны, хотя прошло уже более пяти столетий с момента смерти их создателя. Безжалостно сдавленный и подталкиваемый толпой идёт Иисус. Символика, которую он использовал, конечно, была укоренена в богословии и искусстве того времени.

Ему противостоят мощные силы зла. Свой наиболее известный и загадочный триптих «Сад земных наслаждений» Иероним Босх создал в начале 16 столетия.

Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. В прямоугольной рамке, в которую заключен круг картинного изображения, нехитрые надписи. Босх придал многим зданиям странные (похожие на перевернутые колокола или полусферические) формы Такая же фантастическая архитектура у него встречается и на других работах, например в «Искушении святого Антония» и «Мученичестве святой Вильгефортис». От венского «Несения креста» к гентскому образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества не просто лиц, а морд, наводящих ужас.

«Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Антония. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем.

В серии картин «Страсти Господни» наиболее известной является «Несение креста» (1515, Музей изящных искусств. Ниже, видимо, жертвоприношение, которое совершили Маной и его жена, когда ангел им возвестил, что у них родится долгожданный сын (Самсон). Как уже было сказано, над разваливающимися воротами кувыркается жаба. Тем самым художник говорит о дьявольской сущности символов папы римского (кабан) и Братства Богородицы (лебедь). В пустынном пространстве между яслями, где родился Иисус и Иерусалимом сосуществуют христианские (придорожные кресты) и языческие символы.

Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Очевидно, Б. был адептом религ. Отказ Иисуса идти навстречу страстям толпы и согласиться на роль популистского вождя, по-видимому, вызвал упадок Его влияния в Галилее. Увенчание терновым венцом. 13:2 – 24.

И стоит допустить ошибку в начале пути, как следующие толкования повисают в воздухе. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц.

Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. После его смерти в августе 1516 года имя его упоминалось с уважением, он для всех был pictor insignis. Возможно и в картине «Несение Креста» ее образ имеет негативную окраску. Вскоре свершится то, что было предопределено. Поразительно, насколько разнообразны творческие искания Иеронима Босха. Картина написана на дереве, ее формат приближен к квадрату.

Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана. Они проповедовали любовь и сострадание, о чем, собственно и говорится в Евангелии94.

Гог – под флагом с полумесяцем и звездой, а Магог – под флагом с драконом. Обуревающая их злоба превращает лица в безобразные маски. И все же лучше судить о Босхе по его работам. Влюбленные беззастенчиво предаются любовным утехам в водоемах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины. Это, по-видимому, фрагмент большой композиции, центральная часть которого изображала «Распятие Христа», а правая – либо «Снятие с креста», либо «Оплакивание», либо, что еще более вероятно, «Положение во гроб». В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи» : смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата.

ин-т. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. Сова как ночная птица в средневековых бестиариях и других аллегорических сочинениях регулярно выступала как олицетворение различных сил тьмы (от еретиков до иудеев). Вот таким образом идол с полумесяцем является у Босха единым символом всех ложных религий от Сатаны. Символика Босха настолько разнообразна, что невозможно подобрать один общий ключ к его картинам. Желая показать, что он действует не по закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстративно умыл руки: «Не виновен я в крови Праведника».

Осужденный был передан в руки солдат. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни или «иеронимитами» – другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский. В картине «Ессе Homo» (Франкфурт, цв. «Слепец» и «хромец» – сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога.

58). В частности, они напоминают сосуды, стоящие на печи.

Из-под красного плаща старика свисает зеленоватая лента с колокольчиком на конце. Изображение ада у Б. во многом совпадает с описанием его в кн.

Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460 – 1516) – выдающийся нидерландский художник, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Обе интерпретации не противоречат друг другу. В такой стилистике выдержаны две картины «Увенчание терновым венцом», одна из которых находится в Национальной галерее в Лондоне, а другая — в монастыре Сан Лоренсо в Эскориале (цв.

Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. ил. Его уже не допускали, как прежде, свободно проповедовать в синагогах. В тот же период создана одна из самых пленительных картин мастера — «Иоанн Евангелист на острове Патмос» (ок. И для святого волхва, видимо, казался неуместен.

Среди символических «ключей» существовали «обычные», простые в употреблении ибо они принадлежали языку, доступному почти всем или по крайней мере тем, кто понимал значение традиционных образов. Мы же обратимся лишь к двум из них. Его значение не исчерпывается лишь ассоциацией с исламом.

В год вступления Босха братство насчитывало 353 члена, что свидетельствует о его величине. Христос ждал от каждого духовного и нравственного подвига. С 1395 года его дед уже был там художником, а также и его отец Антоний и два его дяди. В центре богословской программы работы «Семь смертных грехов» (ок.

В нидерландской коллекции гентского музея интересно представлены портреты XV века, среди которых особо обращает на себя внимание «Портрет молодой женщины» Франса Поурбюса (1545—1581), датируемый 1581 годом и написанный художником незадолго до смерти. В филадельфийском «Поклонении волхвов» дары ассоциируются с мессой или Таинством евхаристии. Филадельфия «Христос перед народом», 1480-1482, Штеделевский худож. ил.

«Несение креста» – Иисус Христос в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом, возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Босх демонизирует лебедя и кабана, украшая их маленькими золотыми полумесяцами. Среди лиц искаженных пороком, обращает на себя внимание благообразное лицо немолодого человека в парчовом халате (только что встал с дивана. ) в глубине композиции, слева от Христа. Под тяжестью креста склонился Христос, а вокруг него тесно сгрудились его ненавистники.

Можно согласиться с теми исследователями, которые считают, что картины мастера так и останутся до конца неразгаданными, так как они были адресованы средневековому зрителю, серьезно от нас отличающемуся, глубоко религиозному католику, живущему в мире суеверий и алхимии, костров инквизиции и мистицизма, постоянных угроз эпидемий и ожиданий Страшного Суда. Меня зовут Лубберт Дас». Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки. Исследователи по-разному объясняли появление этого изображения. Всеми этими символами, означающими смерть, автор подчёркивает, что Иисус, торжествует над миром, являясь для всех раскаивающихся и страждущих милости Господней духовной опорой и защитником. Однако его язык настолько индивидуален, что целые поколения историков спорят о значении этих образов, выдвигая множество конкурирующих, а иногда и прямо противоположных интерпретаций. Истинно истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). В Евангелиях имеется даже несколько указаний на то, что люди хотели сделать Его царем.

В то же время Иисус не принуждает к вере души, заблудшие в мире Сатаны. Легко узнать сексуальные символы: мужские – это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские – все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь). На заднем плане картины «Поклонение волхвов» (музей Прадо) любовники смотрят на таверну, флаг над которой украшен белым лебедем (цв. Похожие плоды с птицами появляются у Босха и в других работах: в «Саде земных наслаждений» и «Иоанне Крестителе в пустыне».

Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года). На центральной панели вдали возвышается город с башнями и храмами самых причудливых форм. 13). Рядом изображена пара сирен: мужчина и женщина с телами птиц.

Вскоре свершится то, что было предопределено. Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе. В триптихе «Воз сена» (1505-1507, Музей Прадо. Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе.

Справа, в верхнем углу, «добрый» разбойник с серым бескровным лицом слушает последние наставления монаха перед смертью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. В алхимической метафорике того времени печи и сосуды называли «домами», в которых ингредиенты «живут» в ходе трансмутации, а процесс появления философского камня уподобляли Рождеству Христа. 40, 41). В триптихе «Искушение св.

Например, в Малом часослове герцога Беррийского (ок. Особенно много загадок и по сей день таит в себе другой босховский триптих — «Сад земных наслаждений» (Около 1510-1515гг. ), (внешние створки-триптих закрыт, рай-левая створка, сад любви-центральная часть, ад-правая створка)в котором художник выступает во всеоружии своего мастерства. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). При этом в самих армиях, сходящихся под Иерусалимом, нет ничего особого зловещего В некоторых вариациях на тему «Поклонения волхвов», написанных учениками или имитаторами Босха, зловещая природа «турецкого» войска порой становится заметнее.

Среди многочисленных экспонированных произведений наивысшей художественной ценностью обладает картина Иеронима Босха (1450—1516) «Несение креста». Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Кроме того, возникла идея, что один из них был стариком, второй – средних лет, а третий – юношей (волхвы таким образом воплощали три возраста человека).

Т. о. идея триптиха – жертва Христа искупающая человеческие грехи. На одной из многочисленных гравюр с его астрологическими детьми мы видим нищего в язвах, паломника-калеку на деревяшке, колодника и иудея (его можно узнать по специальному знаку – кружку, пришитому к одежде). На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Он изображен в драной одежде, с одним открытым коленом и в одном башмаке.

Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье. в ушах и т. д. ) максимально экзотичен. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди.

К нему устремлён её взгляд, скользящий над головами бессердечных мучителей. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. Оба известных нам варианта композиции исполненных Босхом на тему «Страстей Христовых», поражают новым для художника подходом, предельной, почти физиологической конкретностью. hostia – «жертва», «жертвенное животное») – хлебец из пресного теста, который используется на литургии. Это — еще одно свидетельство того, что Босх посещал Венецию. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора.

42). Для верующего человека то, о чем рассказывают Евангелия, события жизни Христа, не в прошлом, а в настоящем, в том особом настоящем, которое Августин обозначил как настоящее прошедшего, такое своеобразное Present perfect. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование.

Объясняя иконографические аномалии, которые отличают «Поклонение волхвов» Босха от тысяч версий того же сюжета историки часто приходят к различным теориям двойного дна, однако они не всегда работают. Босх предельно индивидуализирует образы мучителей Христа, но за их портретностью просматриваются признаки семи смертных грехов: лицо человека, выглядывающего из-за спины палача, почти точно повторяет черты образа Зависти в его картине «Семь смертных грехах». Др. Одним из примеров претворения этих знаний в художественные образы является трехстворчатый алтарь, названный Босхом «Воз сена». К тому же раннему периоду относятся работы иного жанра — «Извлечение камня глупости» и «Семь смертных грехов» (обе — 1475—1480, Мадрид, Прадо).

музей старинного искусства. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). В филадельфийской версии картины «Поклонение волхвов» два пастуха композиционно и тонально отделены от основной группы — Мадонна с Младенцем и волхвы.

Ему помогает немного облегчить ношу, приподняв крест, престарелый Симон Киринеянин в белых одеждах. жаба – символ серы в алхимии, а также дьявола т смертианатор, алхимическая печь, часто в виде башни с зубцами, реторта или просто прозрачный шар – символ трансмутаций вещества, а также часто цветовая гамма : albedo – nigredo – rubedo передает три стадии превращения белый – черный – красный, с этим связанно и такое количество негров или просто темных людей, отдельный частей телафонтан или просто льющаяся водаложка и кувшинчик – неразгаданный символ. Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. По преданию, оно было явлено над алтарем, когда папа Григорий Великий (590 – 604) служил мессу в римской церкви Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Ему можно придать эротический смысл, уподобив красной вишне, но можно увидеть в нем и карбункул «камень красный». Но Босх, возможно, придерживался другого мнения. Тот, кто ведет осла, служит Сатане по неведению, а другой осознает свое положение и тяготится своей беспомощностью.

Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. В родном городе художника, когда Иероним был еще ребенком, случился страшный пожар. Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Их глаза закрыты, они ушли мыслями к Богу. Cв. Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу.

Христос и добрый разбойник на втором плане справа словно задыхаются, впадая в полусознательное состояние, описанное в манихеиских текстах как «отравление» или «опьянение» сатанинским миром. И везде, как муравьишки, на фоне величия природы копошатся человечки, снуют туда-сюда, одержимые бренными, суетными мыслями и желаниями. В произведениях «Семь смертных грехов» и «Воз сена» Босх создает образ Иисуса, готового всегда помочь тем, кто уверовал в Него. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди.

Эпизоды, полные красоты и поэзии, как, например, влюбленные на возу (Воз сена) изящные фигурки обнаженных девушек и удивительные по выдумке и живописной прелести растительно-кристалличские формы (Сад земных наслаждений) соседствуют со всякого рода монструозными существами. Фигура святого показана на фоне пейзажа – одного из лучших в творчестве мастера. Его полуобнаженное тело все в крови.

Их стали считать благочестивыми мудрецами, которых вовсе не стоило путать с колдунами на службе демонов Часто трех волхвов – вслед за раннехристианским богословом Тертуллианом (около 160 – 230) – называли королями тех далеких земель, откуда они пришли за звездой. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен. Золото означало любовь, ладан – молитву, а смирна – умерщвление плоти. 16:14., которые в конце времен соберутся, «чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его», то есть с Христом и его Церковью» Откр.

Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. Поданный на блюде в качестве яства, он становится также символом лицемерия.

Спорна центральная часть. Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). ил. Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа изображен Босхом в «Распятие с донатором».

Этим объяснялась холодность Иисуса к шумным проявлениям народного восторга. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Историк Лоринда Диксон, которая предлагает читать многие образы Босха через призму позднесредневековой алхимии, показала, что эти дома очень похожи на изображения химической посуды, какие встречаются в рукописях XV – XVI веков. В псалмах коптов (египетских манихеев) говорится, что Спаситель не мог обрести плоть в чреве Матери83. Персонажи трудно принять за обычных людей. Вкушая такие яства, гости (члены Братства Богородицы) продают свои души дьяволу.