Босх Иероним Несение Креста
«несение креста» — одна из трёх картин нидерландского художника Иеронима Босха с одинаковым названием. Картину Несение креста Иероним Босх написал по всем правилам готического стиля той эпохи, вложил в ее создание ужас жестокости своего времени и мрачность окружающей действительности. Одними из таких работ станут известные произведения Иеронима Босха – Несение креста.
Несение креста (картина Босха, Гент)
Творческий путь художник начал с росписи алтарей, храмовых элементов. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и её несчастный сын.
Однако Фелипе де Гевара придерживался того мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. У палача в шляпе, проткнутой стрелой, неестественно длинная в верхней части нога (фильм Кавказская пленница – там была такая чародейская рука) – как будто для того, чтобы показать зрителю, что колено оголено. – вовсе не фамилия, а название его родного города: Хертогенбос (по-голландски: Герцогский лес), сокращенно Босх (Лес). Генсткое «Несение креста», действительно, создано в эпоху Босха и, вероятнее всего, даже вышло из его мастерской, но непосредственно Босху оно не принадлежит. Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе.
Босх тут философ и ученый, предмет изучения которого – человеческая душа.
«Несение креста», Иероним Босх — описание картины
В те времена было обычным явлением среди любителей и знатоков живописи заказывать копии с прославленных шедевров тем художникам, которые обладали высоким мастерством и могли повторить подлинник в той же технике максимально близко. Это время может ощущаться как всеми, всей общиной (ритуал, церковный праздник), так и индивидуально, как независимое от календаря со-бытие. Существовал словарь общеизвестных символов, которые широко применяет и Босх. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. Все эти картины по контрасту дополняют друг друга — с изощрённой изобретательностью в них раскрыта тема человеческой греховности, позволяя «реконструировать» сюжет некогда объединявшего их триптиха как «Семь смертных грехов». Скорее всего, это не подлинник, а подражание. Директор Музея изящных искусств в Генте справедливо заметил: если и вправду «Несение креста» не принадлежит кисти Босха, создать подобную вещь мог только гений, еще более крупный, нежели Босх.
Св. Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Желая показать, что он действует не по закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстративно умыл руки: «Не виновен я в крови Праведника». Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Но штанина не выглядит разорванной.
Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Этим объяснялась холодность Иисуса к шумным проявлениям народного восторга. После третьего падения его лишают одежды. В этом маленьком «руководстве» описываются искушения, которыми одолевает умирающего легион бесов, собирающийся у смертного одра и то, как его ангел-хранитель всякий раз дарует ему утешение и силы противостоять им.
Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу. Картины Босха полны символизма. Ван Леннеп цитирует отрывок из «Романа о Розе», где описан «Фонтан Юности», на верху которого сверкает восхитительный рубин, «прогоняющий ночь и делающий день вечным» это описание, кажется, создано для Алхимического сада. ИНФОРМАЦИЯ«Босх. Истинно истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). В Евангелиях имеется даже несколько указаний на то, что люди хотели сделать Его царем.
Описание картины «Несение креста»
Х. де Сигенса, будучи в начале XVII в. библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Подобно алхимикам своего времени, Босх ищет такую форму художественного произведения, при контакте с которой грешник очищался бы душой, пусть даже процесс этот и проходит болезненно. «Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), – говорили в Средние века.
Эта графическая построенность, несомненно, является отголоском великой традиции Рогира. Иисус был вынужден навсегда покинуть Капернаум. Он исступленно исповедуется благодушно настроенному монаху. Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи Контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Многие детали, как и в лондонском «Увенчании», остаются неразгаданными, например, монограмма на рожке или трубе (справа вверху) или золотой знак на груди человека справа изображающий двуглавого орла.
«Несение креста» Иеронима Босха
Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.
«Несение креста» из Гента считалось в каком-то смысле визитной карточкой Босха, работой, которую невозможно приписать никому другому. Его жизненный путь не отличался какими-либо особыми зигзагами, превратностями судьбы. Его кроткий взор устремлён к представшему ему видению: «жена, облечёная в солнце под ногами её луна» (Откр.
Его уже не допускали, как прежде, свободно проповедовать в синагогах. Среди многочисленных экспонированных произведений наивысшей художественной ценностью обладает картина Иеронима Босха (1450—1516) «Несение креста». Именно эти два разбойника были запечатлены живописцем внизу картины. Некоторые исследователи считают, что это автопортрет Иеронима Босха.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Кто готов к этому. Их глаза закрыты, они ушли мыслями к Богу. Cв. Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу. Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, напоминающие растительный мир «Сада земных наслаждений». В качестве антипода этому персонажу справа – исповедующийся перед монахом благоразумный разбойник. Согласно преданию, он был тем ребенком, которого призвал Христос, поставил его посреди своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:3). «Несение креста» одно из самых великих и новаторских творений не только в наследии Иеронима Босха, но и в контексте всего европейского искусства.
Картины его стоили очень дорого и великие мира сего очень ими интересовались. Следовательно, для изучения его творчества, нужно иметь некий, хотя бы приблизительный каталог изобразительных средств использованных художником. В правом нижнем углу изображен нераскаявшийся разбойник, в правом верхнем – раскаявшийся, его исповедует монах (доминиканец или францисканец, тут мнения исследователей расходятся). Часто демоны изображаются с музыкальными инструментами, в основном духовыми, которые порой становятся частью их анатомии, превращаясь в нос-флейту или нос-трубу.
Картина Несение креста: фото и описание
Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана. У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое». Он действительно с особой детализацией изображал потусторонний мир, его работы переполнены символизмом. Иероним Босх (. ). Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным, с головой не на месте». Это, по-видимому, фрагмент большой композиции, центральная часть которого изображала «Распятие Христа», а правая – либо «Снятие с креста», либо «Оплакивание», либо, что еще более вероятно, «Положение во гроб». Осенью Иисус идет в Иерусалим на праздник Кущей, но не явно, а как бы тайно.
Вероятно, картина была левой створкой небольшого триптиха на тему Страстей. Братство участвовало в местных праздниках, которые часто сопровождались шествиями, причем декорации делались по усмотрению художника. Из-за его видений коллеги называли художника «почетным профессором кошмаров». Родился будущий маэстро живописи в небольшом нидерландском городке Хертогенбосе. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. «Несение креста» – Иисус Христос в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом, возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста.
Его лик чудесным образом запечатлелся на платке. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. О жизни художника нам известно мало.
Искусство : Иероним Босх – Несение креста
В этих ожесточенных физиономиях напрасно искать сочувствия. Жил Босх с женой в Хертогенбосе на улице Красного Креста. Изъятые из позднеготического контекста, в котором они возникли, его чудовищные фигуры получили новую жизнь и знаменательно, что Макс Эрнст (1891—1976) и Сальвадор Дали (1904—1989) объявили себя его наследниками. Ожизни художника Иеронима Босха, как ни странно известно очень мало. Время, в котором соединяются прошлое, настоящее и будущее.
Ниже изображен благочестивый разбойник. Уточняю ряд символов: шар, стрела, жезл, орел. Точная дата рождения неизвестна (по предположениям –около1450года).
Босх предельно индивидуализирует образы мучителей Христа, но за их портретностью просматриваются признаки семи смертных грехов: лицо человека, выглядывающего из-за спины палача, почти точно повторяет черты образа Зависти в его картине «Семь смертных грехах». Две группы на переднем плане связаны с разбойником (слева) и с исповедующимся перед монахом благоразумным разбойником (справа). Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заострённые предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех женские — всё, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий ещё и на ислам, а значит, с точки зрения Босха, на ересь). Кроме того, Босх изображает привязанные к ногам Спасителя деревянные дощечки с гвоздями: впиваясь при каждом шаге в Его ступни и щиколотки, они безмерно умножают страдания.
Другие часто встречающиеся символы: это лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией. (Ин 8:31—32). Жестокие надзиратели избивают и унижают Иисуса.
В работах Иеронима Босха есть несколько повторяющихся сюжетов. Фигура монаха не смущает художника своим явным анахронизмом — ему важно призвать зрителя к покаянию, дарующему спасение души. Фигура в красном на переднем плане слева предположительно является автопортретом Босха. Пилат понял, что речь идет о его собственном благополучии.
Иероним Босх «Несение креста» 1480 или позднее, Музей истории искусств, Вена
Святая Вероника протирает лицо Христу, что также будет отображено на картине Босха. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что одна и та же идея по-разному выражается в разных системах мировосприятия, а также может иметь противоположное значение в разных контекстах. Эксперты утверждали: это не Босх. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров.
Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Среди произведений мастеров антверпенской школы конца XVI и первой трети XVII века необходимо отметить великолепную копию с картины Питера Брейгеля Мужицкого «Крестьянская свадьба», выполненную его сыном Питером Брейгелем Младшим (1564—1638). Было ясно, что чья-то рука направляет против Него людей. И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача.
Босх превратилискусствов зеркало современного мира. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя — Иеронимус Антонисзон ван Акен. В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста». Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии. Разумеется, если алхимия и явилась основой словаря Босха, то она отнюдь не была единственной его составляющей.
Крестный путь – один из эпизодов четырнадцати библейских стояний. На картине Босха Христос-человек несет свой Крест на Голгофу. Иероним Босх – великий нидерландский художник.
По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. После того как Иисуса Христа пригвождают к кресту, он умирает в страшных муках.
Взятие Иисуса под стражу и Несение креста
Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного. Христа распяли как разбойника, вместе с двумя другими бандитами, осужденными за разбой. К нему устремлён её взгляд, скользящий над головами бессердечных мучителей. Она находится в Мадриде в Королевском дворце.
И тем удивительнее выступает в этой продуманной изящной графической схеме, в этом обрамлении жесткого крахмального воротника и тщательно закрепленного на голове чепчика полное жизни и свежести, румяное, нежное лицо с крупными чертами, буквально излучающее радость и здоровье. Что это – указание на разбойника. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. С 1395 года его дед уже был там художником, а также и его отец Антоний и два его дяди. Создания Дали повинуются метаморфическому закону, которые всё делает принадлежащим единой реальности первозданного хаоса, вот таким образом в атмосфере его картин господствуют абсурд и тайна. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus vivit — «Бойся, бойся ибо Господь всё видит».
В библейской истории один из преступников раскается и попросит у Бога спасения. Жаб напоминают и толстый охранник в шлеме и со щитом и фарисей рядом с «добрым» разбойником.
Символом демонической природы этого «войска сатаны» является жаба, красующаяся на щите одетого в сарацинский наряд стражника. Относится к периоду первых зрелых работ Босха. Несение креста, 1510-е, 83. 576. 7 см. Музей изящных искусств, ГентНаряду с «Садом земных наслаждений», гентское «Несение креста» долго считалось наиболее узнаваемой вещью Иеронима Босха, воспринималось как босховский творческий манифест, программная картина и «символ веры». Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Такой орел – часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии).
Среди символических «ключей» существовали «обычные», простые в употреблении ибо они принадлежали языку, доступному почти всем или по крайней мере тем, кто понимал значение традиционных образов. От венского «Несения креста» к гентскому образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества не просто лиц, а морд, наводящих ужас. Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. Вскоре свершится то, что было предопределено. Босх, быть может, под влиянием своих предшественников, обращавшихся к этому сюжету, на сей раз отказался от столь излюбленного им изображения шабаша бесов и даже изображённые слева внизу горящие корабли и маленький монстр справа, навеянные образами Апокалипсиса, не могут сколько-нибудь серьёзно нарушить ту идиллическую обстановку, в которой Иоанн радуется явлению Девы Марии «во славе». В Назарет путь Ему был также закрыт.
А вот и нераскаявшийся разбойник в нижнем левом углу картины. 12:1). Позади него обеими руками поддерживает крест Симон Киринеянин. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Дальше его тело положат в гроб и похоронят. Без сомнения, как уверены специалисты, двусторонняя доска, на лицевой стороне которой изображен ребенок с ходунками, а на оборотной – «Несение креста», была левой створкой несохранившегося триптиха.
Несение креста (картина Босха, Мадрид)
В год вступления Босха братство насчитывало 353 члена, что свидетельствует о его величине. «Я не отрицаю, что он писал странные изображения вещей, но это делалось с единственной целью — дать трактовку Ада И то, что Иероним Босх сделал с благоразумием и достоинством, другие делали и делают без всякой сдержанности и рассудительности». Меня зовут Лубберт Дас». Он изображен в драной одежде, с одним открытым коленом и в одном башмаке.
Что человечного осталось в циничном фарисее и отвратительном монахе, поучающем измученного «доброго» разбойника в правом углу или в группе уродливых персонажей с мясистыми лицами, кривыми зубами и носами, смеющейся над вторым разбойником в нижнем правом углу. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Св.
Виктор Судаков – Несение креста (проповедь)
Он перевернул обычный мир вверх тормашками и вывернул его наизнанку. Иисус пообещает ему рай вместе с ним после смерти. Кажется несомненной точная передача портретного сходства с моделью. Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. Другой же, слева, наоборот, жаждет мести, он не раскаивается, а только гневит судьбу. В архивных документах не раз упомянуто имя Босха: ему, как живописцу, давались разнообразные заказы — от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства (что не могло пройти бесследно для его творческого сознания) до написания створок алтаря капеллы Братства в Сент-Янскатедрал (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра. Он происходит из семьи потомственных живописцевван Акен.
В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности. Художник располагает головы всех персонажей параллельно картинной плоскости. Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях (в собраниях Прадо и Эскориала). Еще один символ, который есть почти в каждой картине, — сова. В 1488 году такой банкет возглавил Босх, а в 1498–1499 он подарил лебедя для трапезы.
- Гент Иероним Босх, Франс Поурбюс, Питер Брейгель Младший
- Жизненный путь, алтарь Воз сена
- Земной Рай, композиция Видения загробного мира
- композиция Видения загробного мира
Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года.
В городском архиве сохранились сведения о жизни мастера. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. В карикатурной манере художник множит низкие лбы, толстые губы, крючковатые клювы, перебитые носы, двойные и тройные подбородки. В нидерландской коллекции гентского музея интересно представлены портреты XV века, среди которых особо обращает на себя внимание «Портрет молодой женщины» Франса Поурбюса (1545—1581), датируемый 1581 годом и написанный художником незадолго до смерти. Эта жестокость будет запечатлена в уродливых лицах на картине художника.
Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы — «основами морализирующей философии». Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 г. еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 г. был, с благословения папы издан получивший зловещую известность «Молот ведьм».
Мирское зло исходит из самой порочности человеческой природы. Взгляд зрителя без содрогания останавливается лишь на резко контрастирующем с остальными персонажами одухотворенном образе Христа, запечатленном в центре картины и спокойном лице святой Вероники, держащей плат с отпечатком лика Иисуса. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство. Произведение расценивалось как безусловно великое и новаторское.
- Аллегория чревоугодия и любострастия
- Иероним Босх: когда видения становятся реальностью
- Франс Поурбюс – Портрет молодой женщины
- Питер Брейгель Младший – Крестьянская свадьба
Исследователи по-разному объясняли появление этого изображения. Предполагаемый платок хранится, как святая реликвия, в соборе Св.
То, что Питер Брейгель Старший (ок. Творчество предтечи сюрреализма и экспрессионизма, «почетного профессора кошмаров», как назвали Босха, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неоднозначным. На этот вопрос, наверное, никто уже не сможет ответить. Он принадлежал к братству прихода церкви св.
- Словари и энциклопедии на Академике
- Искусство Нидерландов 15-16-го веков
Распни Его. », «Отпусти нам Ва-равву. ». Обе интерпретации не противоречат друг другу. Это монстры, кровожадные и греховные. Однако смирённое зло берёт реванш на оборотной, внешней стороне доски, где написанный в технике гризайли поток бесов и монстров, фосфоресцируя подобно глубоководной рыбе, льётся по двойному кругу диаметром 39 см.
Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода — подобные случаи в Нидерландах были нередки. Картина написана на дереве, ее формат приближен к квадрату. Есть предположение, что здесь за основу взят образ одного из величайших апостольских мужей Христианской церкви Игнатия Антиохийского (Богоносца). Многие из образов «путешествуют» из работы в работу.
Его уродливое лицо искажено радостной злобой. Справа, в верхнем углу, «добрый» разбойник с серым бескровным лицом слушает последние наставления монаха перед смертью. Христос ждал от каждого духовного и нравственного подвига. Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря».
Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Большинство сюжетов картин Босха граничит с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости.
Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Картина лишена правильных пропорций, объединяя в себе две основные сюжетные линии. Христос в окружении толпы мучителей, шатаясь, склонился под своей ношей.
По размеру она совпадает с составленными вместе «Кораблём дураков» и «Аллегорией чревоугодия и любострастия», так что вполне могла быть наружной стороной другой, парной к ним створки. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью.
Кольцо быстро сжималось. Сюжет удаления «камня глупости» прослеживается в голландских гравюрах, живописи и литературе вплоть до XVII в. Орнаментальная надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Ниже справа – благочестивый разбойник, он исступленно исповедуется в грехах.
«Слепец» и «хромец» – сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога. На картине Босха исход этой битвы ещё далеко не предрешён. Странные персонажи окружили справа внизу «злого» разбойника с веревкой на шее и садистически издеваются над обреченным. Кто готов к этому. В родном городе художника, когда Иероним был еще ребенком, случился страшный пожар. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом: художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония, который незадолго до кончины передал мастерскую своему сыну Госсену. В дороге он встречает свою мать и сострадающих людей, помогающих ему нести свой крест.
Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Земляника – знак праведности и трудолюбия. Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе. Внизу слева представлен окруженный палачами злой разбойник, не уверовавший во Христа.
Ему можно придать эротический смысл, уподобив красной вишне, но можно увидеть в нем и карбункул «камень красный». Лишь на мгновение встречаются взгляды родных людей, но мы успеваем заметить прощальное выражение лица измученной страданиями матери и печальный взор идущего навстречу своей смерти, обернувшегося назад Иисуса. После его смерти в августе 1516 года имя его упоминалось с уважением, он для всех был pictor insignis.
У одного из стражников на щите изображена жаба, символ сатанинского воинства. Безусловным шедевром коллекции гентского музея является написанная на дереве работа Иеронима Босха «Несение креста». Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге «Ars moriendi» («Искусство умирать»), многократно переиздававшейся в Нидерландах и Германии.
Воин справа внизу уже тянется к хитону Христа и разрывает его. Например, пожар. Жаба на щите изобличает «войско Сатаны» — это символический намёк на всё злое, греховное.
Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. Очень уместно было поместить пеликана на оборотной створке панно, посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, который, по словам Данте, «покоил главу на груди самого Божественного Пеликана». В красном плаще рядом с грешником Босх показал самого себя.
Сын Божий, «кроткий агнец» испытывает не только физические страдания, но и муки душевные – от лицезрения человеческого несовершенства. Среди лиц искаженных пороком, обращает на себя внимание благообразное лицо немолодого человека в парчовом халате (только что встал с дивана. ) в глубине композиции, слева от Христа. По характеру он был жизнерадостным, общительным и позитивным человеком. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Но он также пользуется и живой диаболической и тератологической фантазией своего времени.
На многих картинах Босха («Сады земных наслаждений», «Eссе Homo», «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо) и др. ) важную роль играет красный шар, значение которого до сих пор оставалось неясным. Пробил час и его товарища. Осужденный был передан в руки солдат. Но не таковы должны быть дети Его Царства.
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. Весь первый план картины занимает фигура Иисуса Христа. В 1478 умирает его отец и Босх наследует его художественную мастерскую. Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности.
Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. Один из них, справа, раскаялся в своих злодеяниях и просит Бога отпустить ему его грехи. Вернее, что мучители – это преступники. В Новом Завете историю Иисуса Христа описывают достаточно подробно.
Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана.