Боярыня Морозова Картина Описание
Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова).
Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Это настоящая математика. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Это Феодосия Морозова. Нравилось им, что я казак и не курю.
Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Ее увозили в ссылку.
Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс
В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. В ту пору в русской церкви произошел раскол. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой).
Называли себя староверами. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. (8) Церковь. Она не хотела изменять старой вере. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой».
«Боярыня Морозова» описание картины
Все лицо мелко было. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика.
Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. На ее лице глубокая скорбь. Морозову окружает атмосфера народной любви.
Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Не смею, - отвечал стрелец. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается.
«Персты твои тонкостны. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. В толпе терялось. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила»., они уже видят эту большую картину. Но смеялись немногие.
Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. В революционных кругах считались с раскольниками, как с возможными союзниками в борьбе против царизма. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Это математика.
Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Лицо и движения опальной боярыни выражают несокрушимую душевную силу и безмерное внутреннее напряжение. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу».
Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.
(8) Церковь. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения.
Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. По другой версии, статичность полотна исчезла и появилось ощущение движения после того, как художник догадался нарисовать рядом с розвальнями бегущего мальчика 7. Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Все на картине будто напряглось. И мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, свидетелями того, что видим, а мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна.
Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Картина ожила. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Так и моя бабушка говорила.
Я с нее написал этюд в садике в два часа. Лицо ее представлено в виде строгого профиля.
Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. По внешнему виду он походит на сумасшедшего. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.
На переднем плане картины в санях изображена женщина. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. На картине показано противостояние приверженцев церковной реформы и сторонников старой веры. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова.
Описание картины «Боярыня Морозова
В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Его лица не видно. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Она сидит в розвальнях, на соломе.
Более того, он неразрывно с нею связан: он объединяет ее собою и вместе с тем сам благодаря ей приобретает особую выразительность и особое значение. И как вставил ее в картину- она всех победила. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Важно найти замок, чтобы все части соединить.
Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Художник прикреплял зарисовки к картине кнопками, от которых остались отверстия, раскрытые при реставрации1. В этих санях закованную в кандалы, колоды, точнее, закованную в цепи везут боярыню Морозову. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Морозову подвергли пытке.
Фигура Морозовой — черный треугольник — не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих — справа и равнодушных и глумящихся — слева. Художник изобразил и любопытных зевак и сочувствующих ей людей и нищенок и юродивых и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. Естественно, я говорю о староверах православных. Это был раскол из-за убеждений и веры. Но враги и насмешники одиноки в толпе. В XVII веке, когда царь Алексей Михайлович поддержал реформу русской церкви, проводимую патриархом Никоном, Феодосия Морозова, одна из самых родовитых и влиятельных женщин при дворе, воспротивилась нововведениям. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры.
На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Она почти не смотрит на боярыню. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы.
(1) Феодосия Морозова. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов.
Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Без устали работал Суриков на натуре. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Главное действующее лицо в полной мере обладает той значительностью, которая оправдывает грандиозное впечатление, произведенное его появлением перед народом.
Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс
В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. В этих санях закованную в кандалы, колоды, точнее, закованную в цепи везут боярыню Морозову. «Утром пришел думный дьяк, принес цепи со стулами и, снявши с ног железа, стал возлагать на шею ей эти цепи.
Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Но Суриков мучается: Не то, не то. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно.
С увлечением работал художник над пейзажем картины. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх.
Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи.
Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Анализ картины Боярыня Морозова
На шапку накинут платок. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.
Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы».
Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»
На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. (1) Феодосия Морозова. Приглядел для работы соседний переулок. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Ведь сколько времени я его искал. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной.
Там, в Преображенском, все меня знали. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой.
Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова
По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Портретный этюд был написан всего за два часа. Героический порыв Морозовой захватывает и потрясает толпу, но не подавляет ее, а, напротив, рождает в ней ответное движение, которое становится для Сурикова не менее значительным, чем переживания главной героини. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы.
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях.
Картина потрясающая. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Рукой она изображает два перста. Но боярыня отказалась. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола».
Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории
Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.
Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.
16 символов, зашифрованных в картине «Боярыня Морозова»
Это и отразил художник на картине. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.
Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Ее глаза полны слез. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают.
Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
По центру полотна изображена боярыня Морозова. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте.
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. «Действительные размеры каждого предмета найти нужно, — говорил Суриков. — В саженной картине одна линия, одна точка фона и та нужна. Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди.
В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Исследователи этой темы – серьезные историки – не первый век спорят, какой термин справедлив: старообрядчество или староверие. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен».
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Он будто не замечает холода, двумя перстами крестит Феодосию Морозову измученную, но не побежденную, не отказавшуюся от своих идей. Вот пять женщин в правой части картины.
Описание картины Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова"
Здесь главный мотив — сострадание к мученице. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году).
Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Люди потянулись к ней взорами. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Портретный этюд был написан всего за два часа. Все на картине будто напряглось.
Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.
Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Среди последних, как известно, было даже немало священников.
Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Ноги у нее скованы цепью. Тонкость черт ее лица, глубоко запавшие глаза, резко очерченные скулы, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого женского образа сквозит непоколебимость, твердость характера, решимость и несгибаемая воля. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.
Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали».
Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Нищенка тянется за розвальнями, утопающими в рыхлом снегу, протягивает руку вслед женщине, которая никогда не отказывала в помощи сирым и убогим.
Каменный храм построили в 1703 году. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой.
Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте.
Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Приступая к работе над картиной, Суриков не имел перед собой ничего равного запискам Корба, с их исчерпывающей обстоятельностью в передаче деталей и необыкновенной силой повествования. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Картина вызывает восторг.
Впереди на коленях старая нищенка. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Картина ожила. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.
Другие картины Василия Ивановича Сурикова
Толпа стоит лишь в глубине сцены. Очень трудно ее лицо было найти. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Его бег поможет поехать дровням. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Это сама героиня и юродивый.
Действие происходит на одной из московских улиц. Суриков неоднократно удлинял холст. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой»., они уже видят эту большую картину. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше.
Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. События происходят в 17 веке. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Замечательно увидено и выражено в картине ощущение живой природы: влажный зимний день, глубокий след от полозьев в рыхлом снегу, скрюченные от холода пальцы ног босого юродивого, пар от дыханья. Каменный храм построили в 1703 году. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя».
Ее открытое неподчинение вызвало гнев монарха и в конце концов боярыню заточили в подземную тюрьму в Боровске под Калугой, где она и умерла от истощения. «Не идет у меня лошадь, да и только. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.
Образ женщины на картине, представляющей староверов
Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства.
Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.
И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове».
Не добившись отказа от приверженности старым обрядам, ее заточили на подворье Псково-Печерского монастыря. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Выкрикивая слова прощания толпе народа с поднятой вверх рукой, она показывает, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её. По морозной московской улице, заснеженной, запушенной снегом, снег голубоватый, едут сани, розвальни.
Описание картины Боярыня Морозова
Люди потянулись к ней взорами. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.
Женщины сочувствуют.