Боярыня Морозова Краткое Описание Картины

Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. От нее очень трудно оторваться, чтобы рассмотреть и прочувствовать эмоции всех людей изображенных на картине, понадобится целый день. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства.

Если вести речь о роли мистического в жизни Сурикова, то на это фундаментально-жуткое полотно его вдохновил черный ворон, бьющийся о снег. На шапку накинут платок. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Действие происходит на одной из московских улиц. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4.

В движении есть живые точки, а есть мертвые. Суриков неоднократно удлинял холст. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Ноги у нее скованы цепью. На переднем плане картины в санях изображена женщина.

Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Это математика. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы.

Черты его лица напоминают облик самого Сурикова. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.

«Боярыня Морозова» 
описание картины

«Боярыня Морозова» описание картины

Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт., они уже видят эту большую картину. Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих.

Люди потянулись к ней взорами. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Ее увозили в ссылку.

Описание картины 
Сурикова «Боярыня 
Морозова»

Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Люди потянулись к ней взорами.

Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова.

Сочинение-описание 
картины Боярыня 
Морозова Василия

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова Василия Сурикова

Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала».

После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). В образе этого скорбного измученного человека, принявшего на себя, как верили в древней Руси, страдание всего народа, воплощена высокая духовная красота. В той же группе, в правом углу картины, помещена боярышня в голубой шубке — один из самых поэтичных женских образов, созданных Суриковым. По внешнему виду он походит на сумасшедшего.

Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Рукой она изображает два перста. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру.

Сообщение «Боярыня 
Морозова» по картине 
Сурикова

Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова

По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. На фоне черной бархатной шубы особенно светлыми и яркими кажутся лицо Морозовой и ее рука, простертая над толпой. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Героический порыв Морозовой захватывает и потрясает толпу, но не подавляет ее, а, напротив, рождает в ней ответное движение, которое становится для Сурикова не менее значительным, чем переживания главной героини.

Возле купца и священника, слева от саней, остановился юноша, почти мальчик, задумчиво и пристально всматривающийся в происходящую сцену. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.

Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Она вся в чёрном одеянии, а вокруг неё шумит московская улица, за ней, за санями, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит.

Сочинение по картине 
Сурикова Боярыня 
Морозова 7 класс

Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс

По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Очень трудно ее лицо было найти.

Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Она почти не смотрит на боярыню. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Основную роль и здесь сыграли пропорции. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния.

Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. События происходят в 17 веке. Образы его одновременно статичны и находятся в движении.

Сочинение по картине 
Боярыня Морозова 
Сурикова 7 класс

Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой.

(1) Феодосия Морозова. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.

(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи.

Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Его лица не видно. Лицо ее представлено в виде строгого профиля.

Все на картине будто напряглось. Естественно, я говорю о староверах православных. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело.

Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры.

Картина потрясающая. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Но боярыня отказалась. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.

Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной.

Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Не смею, - отвечал стрелец.

Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Все на картине будто напряглось. Морозову подвергли пытке.

«Описание картины 
В Сурикова Боярыня 
Морозова»

«Описание картины В Сурикова Боярыня Морозова»

Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Прасковья Морозова – дворянка того времени – одна из тех, кто выступал против царя, за что и была арестована и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. (8) Церковь.

Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Она сидит в розвальнях, на соломе. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне.

Описание картины 
Василия Ивановича 
Сурикова "Боярыня

Описание картины Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова"

Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». (16) Икона «Богоматерь Умиление».

Действие происходит на одной из московских улиц. Называли себя староверами. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.

Описание картины 
Сурикова Боярыня 
Морозова

Описание картины Сурикова Боярыня Морозова

Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Изображая массовую народную сцену, в которой толпа волнуется и движется, Суриков настойчиво стремился преодолеть статичность, всегда в большей или меньшей степени свойственную живописи. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду.

Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Среди последних, как известно, было даже немало священников.

Василий Суриков, 
Боярыня Морозова: 
описание картины,

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной.

Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Это Феодосия Морозова.

Важно найти замок, чтобы все части соединить. Картина вызывает восторг. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам.

Анализ картины Боярыня Морозова

Женщины сочувствуют. «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали».

Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. «Не идет у меня лошадь, да и только. Впечатление движения саней поддерживается и нарастанием движения в фигурах -- от правого края к центру: справа -- сидящий на снегу юродивый, затем--вставшая на колени и тянущаяся к Морозовой нищенка и, наконец идущая рядом с санями Урусова. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Образы княгини Урусовой и стрельца – центр толпы в правой части, за ними идут несколько человек в темной одежде, потом – юная девушка и жизнерадостный подросток, а за рукой Морозовой – головы, слитые в общий фон.

Василий Суриков, 
картина «Боярыня 
Морозова»

Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»

Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Впереди на коленях старая нищенка. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Картина ожила. По центру полотна изображена боярыня Морозова.

Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Ведь сколько времени я его искал. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи.

С увлечением работал художник над пейзажем картины. Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. Это был раскол из-за убеждений и веры.

В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Суриков ставит ту же тему на историческом материале. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой.

Центральная фигура полотна, боярыня Морозова, будто раскалывает толпу на две части, притягивает взгляд фанатичным взором и всей своей позой демонстрирует неповиновение и протест. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885).

Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много, - рассказывал он. - Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Глубокие следы, оставленные полозьями, солома, волочащаяся по снегу, бегущий за санями мальчик -- все заставляет зрителя поверить в то, что накренившиеся влево сани действительно движутся по рыхлому снегу. Это настоящая математика.

Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины.

Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос.

«В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов.

Описание картины 
Боярыня Морозова 
Сурикова: анализ,

Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения

Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Без устали работал Суриков на натуре. Я на картине сперва толпу написал, а ее после, - рассказывал Суриков. - И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Нравилось им, что я казак и не курю. Приглядел для работы соседний переулок. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Каменный храм построили в 1703 году.

Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности.

Описание картины 
Боярыня Морозова

Описание картины Боярыня Морозова

Вот пять женщин в правой части картины. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков.

Чуть меньше расстояние — сани стоят. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Это сама героиня и юродивый.

Работа над картиной: 
центральный образ

Работа над картиной: центральный образ

Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Портретный этюд был написан всего за два часа.

Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Это Феодосия Морозова. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Но смеялись немногие.

В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. Оно вошло в обиход уже в 18 веке.

Образ женщины на 
картине, представляющей 
староверов

Образ женщины на картине, представляющей староверов

Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Ее глаза полны слез. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.

Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. На ее лице глубокая скорбь. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой.

Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини.

В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. И как вставил ее в картину- она всех победила. В толпе терялось. В ту пору в русской церкви произошел раскол. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше.

Другие картины Василия 
Ивановича Сурикова

Другие картины Василия Ивановича Сурикова

Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Так и моя бабушка говорила. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно они подчинены общей гармонии, они смягчены и объединены мягким рассеянным светом, голубоватой дымкой влажного воздуха. Картина ожила.

Это и отразил художник на картине. Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег1. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Его бег поможет поехать дровням. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности.

/ Сочинения / Разное 
/ Картины / Описание 
картины Сурикова

/ Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший.

Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Все лицо мелко было. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен».

Там, в Преображенском, все меня знали. Она не хотела изменять старой вере. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Но Суриков мучается: Не то, не то. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой.

Краткое описание 
картины Боярыня 
Морозова Василия

Краткое описание картины Боярыня Морозова Василия Сурикова

Морозову окружает атмосфера народной любви. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Толпа стоит лишь в глубине сцены.

Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Фигура Морозовой — черный треугольник — не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих — справа и равнодушных и глумящихся — слева. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.

Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь.

Сочинение-описание 
картины Боярыня 
Морозова

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова

Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. И отверженные тянутся душами к своей заступнице.