Боярыня Морозова Описание Картины

Есть несколько элементов, передающих движение, которые замечательно видно, если внимательно изучать описание картины Василия Сурикова (Боярыня Морозова).

Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»

Называли себя староверами. (1) Феодосия Морозова. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной.

Суриков неоднократно удлинял холст. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Картина потрясающая. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом».

Сочинение по картине 
Сурикова Боярыня 
Морозова 7 класс

Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс

Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Без устали работал Суриков на натуре. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше. Но враги и насмешники одиноки в толпе.

В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая.

Вот пять женщин в правой части картины. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие.

Основную роль и здесь сыграли пропорции. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой.

Василий Суриков, 
Боярыня Морозова: 
описание картины,

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

На фоне черной бархатной шубы особенно светлыми и яркими кажутся лицо Морозовой и ее рука, простертая над толпой. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой).

Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. В толпе терялось. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ. Это настоящая математика. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.

Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы.

«Боярыня Морозова» 
описание картины

«Боярыня Морозова» описание картины

На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Художник изобразил и любопытных зевак и сочувствующих ей людей и нищенок и юродивых и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все.

Но смеялись немногие. Его бег поможет поехать дровням. Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища.

Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан. Написана с храма Николы Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Суриков ставит ту же тему на историческом материале.

Все лицо мелко было. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам.

Описание картины 
Сурикова «Боярыня 
Морозова»

Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

В цельной, уравновешенной и ритмичной организации изобразительных мотивов он видел едва ли не главное условие художественной убедительности и силы воздействия своих картин. Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Все на картине будто напряглось.

Естественно, я говорю о староверах православных. Бунту Морозовой противопоставляется смирение странника с посохом, расположенного у правой границы полотна., они уже видят эту большую картину. На переднем плане картины в санях изображена женщина. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Он видел в этом лишь внешнюю оболочку исторического факта, внутренним содержанием которого был героизм и высокая духовная красота русского народного характера.

Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Это Феодосия Морозова.

Но боярыня отказалась. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема.

В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Это математика. Она призывает народ к борьбе и подвигу. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.

Это и отразил художник на картине. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Там, в Преображенском, все меня знали. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе.

Сочинение по картине 
Боярыня Морозова 
Сурикова 7 класс

Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс

Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Это сама героиня и юродивый. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне.

Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Интерес к расколу чрезвычайно характерен для передовой русской интеллигенции восьмидесятых годов. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере.

Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Толпа стоит лишь в глубине сцены. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело.

Описание картины 
«Боярыня Морозова

Описание картины «Боярыня Морозова

«Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Его лица не видно. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). «Не идет у меня лошадь, да и только.

Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры.

Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. Картина ожила.

Сообщение «Боярыня 
Морозова» по картине 
Сурикова

Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова

Портретный этюд был написан всего за два часа. Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Впереди на коленях старая нищенка. В то время как боярыня призывает к борьбе боевым кличем, этим движением руки юродивый выражает благословение. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца.

Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Эта толпа вся соучаствует в этом событии. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане.

Описание картины 
Василия Ивановича 
Сурикова "Боярыня

Описание картины Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова"

Не смею, - отвечал стрелец. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом.

Очень трудно ее лицо было найти. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру. В движении есть живые точки, а есть мертвые. Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6.

Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы.

Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины.

Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Женщины сочувствуют.

Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Изображая народную массу на улице, Суриков должен был разрешить сложнейшие композиционные задачи, что он и сделал с замечательным мастерством. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.

Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Ее глаза полны слез. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно.

Анализ картины Боярыня Морозова

Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Ведь сколько времени я его искал.

Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.

Это был раскол из-за убеждений и веры. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Так и моя бабушка говорила. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины.

Она сидит в розвальнях, на соломе. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика.

Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. С увлечением работал художник над пейзажем картины.

Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход.

Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Картина ожила. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Тёмное, шутовское лицо возницы – и белое, волевое лицо Морозовой, противостоящие друг другу. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Ее увозили в ссылку.

Ноги у нее скованы цепью. Это Феодосия Морозова. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини.

Описание картины 
Сурикова Боярыня 
Морозова

Описание картины Сурикова Боярыня Морозова

Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду.

Оказывала помощь и принимала в доме нищих, юродивых, странников, а также терпящих притеснения от власти староверов. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. На ее лице глубокая скорбь. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова.

Василий Суриков, 
картина «Боярыня 
Морозова»

Василий Суриков, картина «Боярыня Морозова»

На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. По центру полотна изображена боярыня Морозова. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Приглядел для работы соседний переулок. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня. Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного.

Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала». Морозову подвергли пытке. События происходят в 17 веке. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы.

На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Более того, он неразрывно с нею связан: он объединяет ее собою и вместе с тем сам благодаря ей приобретает особую выразительность и особое значение. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Но Суриков мучается: Не то, не то.

Описание картины 
Боярыня Морозова 
Сурикова: анализ,

Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения

Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». Морозову окружает атмосфера народной любви.

И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. В образе этого скорбного измученного человека, принявшего на себя, как верили в древней Руси, страдание всего народа, воплощена высокая духовная красота. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты.

Образ женщины на 
картине, представляющей 
староверов

Образ женщины на картине, представляющей староверов

Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. Она не хотела изменять старой вере. Художник трудился над ней около 3 лет, сразу по завершению картина находилась в экспозиции 15 выставки передвижников. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ». Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. (16) Икона «Богоматерь Умиление».

Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. (8) Церковь. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях.

(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Рукой она изображает два перста. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Нравилось им, что я казак и не курю. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе.

Другие картины Василия 
Ивановича Сурикова

Другие картины Василия Ивановича Сурикова

До стрельца вы видите светлые тона одежд.

Все на картине будто напряглось. Лик странника – мрачен, суров, что говорит о его замкнутости, внутренней борьбе, сомнениях, трагическом душевном разладе. Среди последних, как известно, было даже немало священников. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества.

Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Она почти не смотрит на боярыню. Картина вызывает восторг. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость.

Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Действие происходит на одной из московских улиц. Художник пробовал писать Морозову со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, которая интересовалась старообрядчеством. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.

Описание картины 
Боярыня Морозова

Описание картины Боярыня Морозова

Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Чуть меньше расстояние — сани стоят. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине.

На шапку накинут платок. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. В ту пору в русской церкви произошел раскол.

Здесь отчетливо выступают нерасторжимые связи между его искусством и проблемами живой современности. Я с нее написал этюд в садике в два часа. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.

Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. «Сидящие в санях фигуры держат их на месте.

Работа над картиной: 
центральный образ

Работа над картиной: центральный образ

Голубые тона, перекликаясь с золотистыми, рассеяны повсюду: и в снегу, как бы сотканном из цветовых отблесков и в сером небе и в узорах народных одежд. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Люди потянулись к ней взорами.

Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Зритель невольно для себя так же оказывается втянутым в обстановку картины, от которой бегут мурашки по коже. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях.

Сочинение-описание 
картины Боярыня 
Морозова

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова

Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Фигура Морозовой — черный треугольник — не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих — справа и равнодушных и глумящихся — слева. И как вставил ее в картину- она всех победила.

Странник с посохом справа на картине написан с переселенца, которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей.

Описание настроения 
картины Боярыня 
Морозова

Описание настроения картины Боярыня Морозова

Каменный храм построили в 1703 году. Люди потянулись к ней взорами. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен».