Боярыня Морозова Описание Картины Кратко
Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова
Его лица не видно. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях.
Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. В толпе терялось. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.
Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась. Лишь какой-то мальчик бежит за нею, осмеивая её, а перед ним стоит ещё один мальчуган, который раздумчиво смотрит на то, что происходит. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4., они уже видят эту большую картину.
Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
Она почти не смотрит на боярыню. До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении. Она не хотела изменять старой вере.
На переднем плане картины в санях изображена женщина. Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно. Я с нее написал этюд в садике в два часа.
Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Все лицо мелко было. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев». Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова. Это Феодосия Морозова.
Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку. Чтобы сделать так чтобы сани, поехали Суриков убрал зубчатую кремлевскую стену, которая в первых набросках виднелась в конце улицы. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. (8) Церковь. С увлечением работал художник над пейзажем картины. На шапку накинут платок. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью.
«Боярыня Морозова» описание картины
Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.
Вот пять женщин в правой части картины. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу».
Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Образы княгини Урусовой и стрельца – центр толпы в правой части, за ними идут несколько человек в темной одежде, потом – юная девушка и жизнерадостный подросток, а за рукой Морозовой – головы, слитые в общий фон. И отверженные тянутся душами к своей заступнице.
Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс
По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере.
С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Это и отразил художник на картине. Женщины сочувствуют. Ее глаза полны слез.
Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.
Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом.
Сочинение-описание картины Боярыня Морозова Василия Сурикова
И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало.
Картина вызывает восторг. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Но смеялись немногие. Называли себя староверами. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду.
Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.
Среди последних, как известно, было даже немало священников. Высоко поднятая в символическом жесте рука— как прощание со старой Русью, к которой принадлежат эти люди. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Она напоминает ворону в своих черных одеждах и многим, кому знакомо это произведение в Третьяковке, внушает страх. Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом.
«Описание картины В Сурикова Боярыня Морозова»
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Ведь сколько времени я его искал.
Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Это сама героиня и юродивый. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.
Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Замечательно увидено и выражено в картине ощущение живой природы: влажный зимний день, глубокий след от полозьев в рыхлом снегу, скрюченные от холода пальцы ног босого юродивого, пар от дыханья. Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область).
Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры.
Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Она отказывается от всего этого и даже от драгоценной жизни во имя духовных убеждений. Без устали работал Суриков на натуре.
Действие происходит на одной из московских улиц. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше.
Ее увозили в ссылку. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.
Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы.
Анализ картины Боярыня Морозова
Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно они подчинены общей гармонии, они смягчены и объединены мягким рассеянным светом, голубоватой дымкой влажного воздуха. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей.
(Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. (16) Икона «Богоматерь Умиление». Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини.
На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. И мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, свидетелями того, что видим, а мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины. Картина ожила.
Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
В ту пору в русской церкви произошел раскол. Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Действие происходит на одной из московских улиц. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила».
Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. Портретный этюд был написан всего за два часа. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей.
Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. До стрельца вы видите светлые тона одежд. В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1.
Приглядел для работы соседний переулок. Его бег поможет поехать дровням. Каменный храм построили в 1703 году. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. Она призывает народ к борьбе и подвигу.
Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Все на картине будто напряглось. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Ноги у нее скованы цепью.
Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории
Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. В рваном рубище, с грязной тряпкой на голове и с большим железным крестом на груди, юродивый благословляет двуперстным крестным знамением фанатичную страстотерпицу. События происходят в 17 веке. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе.
Очень трудно ее лицо было найти. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.
Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается. У кого-то фанатизм женщины вызывает ненависть, глумление или иронию, но большинство взирает на неё с сочувствием. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. По внешнему виду он походит на сумасшедшего.
Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Героизм данного образа заключается в том, насколько человек становится сильным, мужественным и целеустремленным, когда верит в идею, когда у него есть собственные убеждения, которых он всеми силами придерживается и следуем им до конца. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Картина ожила. В картине Сурикова Боярыня Морозова возле Урусовой, отодвигая толпу секирой, шагает стрелец. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку. Рукой она изображает два перста. Нравилось им, что я казак и не курю.
Люди потянулись к ней взорами. Картина потрясающая. На ее лице глубокая скорбь. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини.
Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. Живя в большой усадьбе в подмосковном селе Зюзино, прославилась своей благотворительностью. Впереди на коленях старая нищенка. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе.
По центру полотна изображена боярыня Морозова. Там, в Преображенском, все меня знали. Так и моя бабушка говорила.
Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги изменить некоторые обряды. Но Суриков мучается: Не то, не то. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам.
(1) Феодосия Морозова. Естественно, я говорю о староверах православных.
О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Все на картине будто напряглось.
Образ женщины на картине, представляющей староверов
Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Не смею, - отвечал стрелец. Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы».
Портретный этюд был написан всего за два часа. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины.
Описание картины Боярыня Морозова
На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь.
И как вставил ее в картину- она всех победила., они уже видят эту большую картину. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Работа над картиной: центральный образ
Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Это Феодосия Морозова. Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить.
Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Лицо ее представлено в виде строгого профиля. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных. От нее очень трудно оторваться, чтобы рассмотреть и прочувствовать эмоции всех людей изображенных на картине, понадобится целый день. Это был раскол из-за убеждений и веры. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза.
Другие картины Василия Ивановича Сурикова
Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли.
Склоняются многие, что староверы – правильнее. Люди потянулись к ней взорами. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы». Но боярыня отказалась.
Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.
Она сидит в розвальнях, на соломе.