Боярыня Морозова Суриков Краткое Описание

«Боярыня Морозова» описание картины

Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. «В садике, за два часа», по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину — она всех победила». Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Всего сохранилось более сотни подготовительных этюдов к картине, в основном портретных.

Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Сразу даль открылась, улица стала бесконечной. Одеяние женщины показано в резком контрасте с бледностью лица. Казалось бы, одинаковый символический знак, но на самом деле он имеет разное значение.

Сочинение-описание 
картины Боярыня 
Морозова Василия

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова Василия Сурикова

В движении есть живые точки, а есть мертвые. Это Феодосия Морозова. Это мне преславно ибо этой чести никогда еще не испытала».

Свет неяркого, мглистого, морозного зимнего дня объединяет и связывает между собой все части композиции «Боярыни Морозовой». Под красочным слоем «Боярыни Морозовой» скрыта сложная, долгие месяцы длившаяся работа художника, который вначале нанес углем на холст всю композицию и потом тщательно проверял изменял и перерабатывал размещение основных масс, соотношение отдельных частей, позы и движения каждой фигуры. Она почти не смотрит на боярыню.

Правда, справедливости ради следует уточнить, что и в прошлом таких героинь было немного. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой). До принятия пострига Феодосия Прокопьевна даже присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении.

Она призывает народ к борьбе и подвигу. Приглядел для работы соседний переулок. (1) Феодосия Морозова. Сохранилась суриковская запись, перечисляющая литературные источники «Боярыни Морозовой»: статья Н. С. Тихонравова в «Русском вестнике» 1865 года, немногие страницы в книге И. Е. Забелина «Домашний быт русских цариц» и «Житие» протопопа Аввакума. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя.

В истории искусства бытует предание, что первоначально Суриков начал писать «Боярыню Морозову» на холсте меньшего размера, но почувствовав, что не в состоянии вместить на него всех задуманных персонажей, сделал снизу надшивку, где изобразил расстояние от края картины до розвальней и только после этого сани визуально «поехали», то есть стало ясно, «как тяжело этим саням пробиваться, пробираться сквозь толпу»1. Все на картине будто напряглось. Ведь сколько времени я его искал. Последней каплей для царя стал ее отказ от участия в его свадьбе с Натальей Нарышкиной.

В ту пору в русской церкви произошел раскол. Это настоящая математика. Их окружают люди, глубоко сочувствующие героической женщине. По центру полотна изображена боярыня Морозова.

Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею. Она сидит в розвальнях, на соломе. «Персты твои тонкостны очи твои молниеносны», — говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Дьяк повелел посадить ее на дровни Ее повезли через Кремль.

Василий Суриков, 
Боярыня Морозова: 
описание картины,

Василий Суриков, Боярыня Морозова: описание картины интересные факты истории

Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше«Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Рядом с юродивым странник — характерный тип русского «искателя правды». На картине убежденная староверка Морозова запечатлена в момент, когда она подняла руку с двуперстным крестным знамением.

Морозова -- источник, возбуждающий в толпе сложную гамму различных переживаний и тот центр, к которому устремляются взоры, мысли и чувства всех действующих лиц этой сцены. Показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил труднейшую задачу сочетания «героя и толпы». Зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Одним из существенных моментов в построении картины была передача движения. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Ее глаза полны слез.

Согласно одной из трактовок, под воздействием примера боярыни «совершается душевное преобразование этих людей закаляется в них воля восстают неведомые душевные силы»6. В русской живописи именно в эти годы появился ряд картин на темы истории старообрядчества: «Никита Пустосвят» В. Г. Перова (1880), «Самосжигатели» Г. Г. Мясоедова (1882), «Черный собор» С. Д. Милорадовича (1885). Если сожгут ее на костре, говорила она, это будет для нее преславно и дивно.

Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Из них лепится психологический объём, возводятся своды русского общества. Там, в Преображенском, все меня знали. Чуть меньше расстояние — сани стоят. Это математика.

Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Толпа стоит лишь в глубине сцены. Мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот и сочувствие посадских людей и «нищей братии» -- юродивого, повторяющего патетический жест Морозовой, странника, обнажившего голову и замершего в глубоком раздумье, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей.

Краткое описание 
картины Боярыня 
Морозова Василия

Краткое описание картины Боярыня Морозова Василия Сурикова

Хоть она и ведёт себя очень решительно, но по её напряжённому лицу видно, что ей очень трудно. Тогда царь приказал посадить ее в тюрьму и пытать, пока не раскается. По окончанию выставки ее приобрели для Третьяковской галереи за гигантскую сумму и больше «Боярыня Морозова» не покидала никогда галерею, где находится и в настоящее в Старообрядческие обычаи были знакомы Сурикову с малолетства. Сюжет картины настолько величествен и жуток, что, кажется, он заполняет собой все реальное время и пространство. Портретный этюд был написан всего за два часа. Его лица не видно. Лицо ее представлено в виде строгого профиля.

Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Вместе с тем экономнее и строже даются бытовые детали в частности исчезает изображение «стула», на котором в первых эскизах была помещена фигура Морозовой. Черты его лица напоминают облик самого Сурикова.

Мелочность, праздность клубящейся жизни – и величие лика смерти, переходящей в бессмертие. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Морозову окружает атмосфера народной любви. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест).

В толпе терялось. Автор описывает в книге, как Морозову подвозили к воротам монастыря. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей.

Но Морозова твердила под пытками, что рада пострадать за истинную веру. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты.

Ее лишили имущества и вместе с сестрой Евдокией Урусовой и слугами заточили в земляную тюрьму Боровского городского острога (ныне Калужская область). В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положение в обществе. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут. Перед смертью она попросила его выстирать ей сорочку.

Это Феодосия Морозова. Урусова изображена без оков, она пешком идет за санями, сжав руки в молитвенном жесте. Картина ожила.

Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Как мы уже видели, колорит имеет огромное эмоциональное значение в «Утре стрелецкой казни» и «Меньшикове в Березове». Тоталитарная власть – и свободолюбие, духовная независимость, непокорность, сопротивление. Но боярыня отказалась. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. В Чудовом монастыре состоялся — еще один допрос, опять ни к чему не приведший. Без устали работал Суриков на натуре.

«Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Но смеялись немногие. Подперев рукой щеку, задумалась старуха в расшитом платке. А мне Толстой с женою, когда «Морозову» смотрели, говорят: «внизу надо срезать, низ не нужен».

Сама того не замечая, она протянула руку, словно пытается задержать бег саней. Поиски композиции завершились лишь на самом холсте картины. Полотно воспринимается, как живой кусок действительности. Образ Морозовой является, бесспорно, наиболее сильным и впечатляющим в картине. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются.

Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. На ее лице глубокая скорбь.

Сочинение-описание 
картины Боярыня 
Морозова

Сочинение-описание картины Боярыня Морозова

Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след. Плачущая женщина идет рядом с санями, нищая старуха склоняется в земном поклоне. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Я с нее написал этюд в садике в два часа.

Люди потянулись к ней взорами. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Восхитительный и уникальный шедевр, который создал Василий Суриков, – Боярыня Морозова.

На другой же день обеих раскольниц снова заковали и отправили в заточение. Позже Морозову канонизировали, сегодня она почитается у старообрядцев как святая. Так и моя бабушка говорила. Впереди на коленях старая нищенка. По справедливому замечанию советского искусствоведа Н. Г. Машковцева, «в «Боярыне Морозовой» колорит возвышен до значения, равного значению пространственной формы. Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу.

Жизнь, унижение 
и смерть боярыни 
Морозовой

Жизнь, унижение и смерть боярыни Морозовой

Огромную композиционную работу над «Боярыней Морозовой» сам Суриков определял словом «утрясание». Ноги у нее скованы цепью. Действие происходит на одной из московских улиц. Нравилось им, что я казак и не курю.

Это было абсолютно новой изобразительной проблемой, никем до Сурикова не решенной. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. В революционных кругах считались с раскольниками, как с возможными союзниками в борьбе против царизма. Ее сестра умерла от истощения двумя месяцами раньше.

Цвет не только равноценен форме, не только равноправно с ней участвует в композиции картины, — он нерасторжимо связан с формой и столь же содержателен, как она». Суриков ставит ту же тему на историческом материале.

  • Картина «Боярыня Морозова», Суриков
  • Сообщение «Боярыня Морозова» по картине Сурикова
  • История одного шедевра: «Боярыня Морозова» Сурикова
  • Описание картины Василия Сурикова «Боярыня Морозова»
  • Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»

Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. И как вставил ее в картину- она всех победила. Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма.

Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. В народе говорили, что Морозова пострадала за веру.

  • Сочинение по картине Боярыня Морозова Сурикова 7 класс
  • Сочинение по картине Сурикова Боярыня Морозова 7 класс
  • Описание картины Сурикова Боярыня Морозова
  • Анализ картины Боярыня Морозова
  • Описание картины Василия Ивановича Сурикова "Боярыня Морозова"
  • «Описание картины В Сурикова Боярыня Морозова»
  • Описание картины «Боярыня Морозова

Одновременно Василий Иванович пишет ее предельно бледной. С верой, любовью и жалостью глядит она вслед боярыне. Но враги и насмешники одиноки в толпе. Прогрессивный историк Щапов первым разглядел скрытую за догматическими спорами о «двоеперстии» и «троеперстии» социальную сторону движения и привлек внимание науки к «церковно-гражданскому демократизму» и «народным гражданским бунтам под знаменем раскола». Лик странника – мрачен, суров, что говорит о его замкнутости, внутренней борьбе, сомнениях, трагическом душевном разладе. Реставраторами и музейными сотрудниками легенда о надшивке холста не подтверждается1. Вот пять женщин в правой части картины.

Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. В той же группе, в правом углу картины, помещена боярышня в голубой шубке — один из самых поэтичных женских образов, созданных Суриковым. Все лицо мелко было. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями.

Она, должно быть, вспоминает многие бедствия, которые ей суждено было пережить. Динамичность всей сцены усиливается и диагональным построением картины. Рядом с санями, молитвенно сжав руки идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон.

Юродивый срисован с московского бедняка, который торговал огурцами, сидя на снегу. Описание картины словами не может передать ее истинную красоту и неповторимость. Естественно, я говорю о староверах православных. Женщины сочувствуют. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.

  • Описание картины Боярыня Морозова Сурикова: анализ, материалы для сочинения
  • Другие картины Василия Ивановича Сурикова
  • Описание картины Боярыня Морозова
  • Работа над картиной: центральный образ
  • Образ женщины на картине, представляющей староверов
  • Слишком много места внизу полотна
  • Создание образа женщины в санях
  • Еще один образ, выделенный в произведении

От нее очень трудно оторваться, чтобы рассмотреть и прочувствовать эмоции всех людей изображенных на картине, понадобится целый день. Здесь главный мотив — сострадание к мученице. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. В. И. Суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Этим жестом она показывает, что ее не сломили и она готова принять кару за веру. Это единство поддерживается в частности тем, что женские лица в народной толпе родственны по типу лица самой Морозовой. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини.

Это всё равно что сегодня вдова олигарха отдала бы всё своё состояние на сеть бесплатных ночлежек для бездомных или защиту животных, а сама переселилась в подвал хрущёвки с «дешираком» и водой из-под крана. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Художественная композиция картины Сурикова строится на противопоставлениях. Склоняются многие, что староверы – правильнее.

  1. / Сочинения / Разное / Картины / Описание картины Сурикова «Боярыня Морозова»
  2. Описание настроения картины Боярыня Морозова
  3. Женщины в картине Боярыня Морозова
  4. Юродивый в картине Боярыня Морозова
  5. Стрелец в картине Боярыня Морозова

Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. Морозова перекрестилась, поцеловала огорлие цепи и сказала: «Слава тебе, господи, яко сподобил мя еси Павловы узы возложити на себя». По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. До стрельца вы видите светлые тона одежд.

Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег1. Но Суриков мучается: Не то, не то. Образы его одновременно статичны и находятся в движении.

  • Странник в картине Боярыня Морозова
  • Детали в картине Боярыня Морозова
  • Мальчишки в картине Боярыня Морозова

Она не хотела изменять старой вере. С увлечением работал художник над пейзажем картины. Как и фигура Морозовой – это черный треугольник, противопоставленный с окружающей толпой.

Картина «Боярыня 
Морозова», Суриков

Все эти детали подчеркивают мотив насмешки над упорствующей раскольницей. Суриков неоднократно удлинял холст. В отличие от «Утра стрелецкой казни», где композиция замкнута архитектурой, улица в «Боярыне Морозовой» неприметно уходит в голубоватую мглу неяркого зимнего дня.

А там ничего убавить нельзя — сани не поедут». По внешнему виду он походит на сумасшедшего. Композиция всегда была одной из основных проблем художественного творчества Сурикова. Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. Среди суриковских образов, быть может, один только рыжебородый стрелец из «Утра стрелецкой казни» по силе и выразительности выдерживает сравнение с боярыней Морозовой.

Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. На передвижной выставке 1885 года появилась (не дошедшая до нас) картина А. Д. Литовченко «Боярыня Морозова», вызвавшая, впрочем, единодушное осуждение со стороны художественной критики. Надо было найти расстояния от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. «Действительные размеры каждого предмета найти нужно, — говорил Суриков. — В саженной картине одна линия, одна точка фона и та нужна.

Одни люди всецело подчинились новым правилам в полном соответствии с Флорентийской унией (договором, заключенным между католической и греко-православной церковью на Ферраро-Флорентийском соборе), среди других было немало сочувствующих. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. На картине за боярыней Морозовой никто не идёт. С наибольшей четкостью эти темы были развиты в знаменитом романе Чернышевского «Что делать. ».

Морозова, подняв руку, что-то крикнула людям на ходу. Но справа от саней изображена толпа москвичей, пришедших проститься с опальной боярыней. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. По приказу царя Алексея Михайловича за свою приверженность к старой вере была арестована.

Не смею, - отвечал стрелец. Наконец прибавил последний кусок — и лошадь пошла», — рассказывал художник. Имущество было конфисковано, а двое братьев сосланы. После пыток на дыбе, мучимая голодом, она скончалась.

Эта толпа вся соучаствует в этом событии. «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину (боярыню Морозову. — Авторы). Фигура Морозовой — черный треугольник — не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих — справа и равнодушных и глумящихся — слева. Это был раскол из-за убеждений и веры. Картина вызывает восторг.

Человек, воплощённая личность, – и толпа, сгущаемая любопытством на заднем плане. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Суриков понемногу прибавлял внизу холста колею.

(8) Церковь. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Зритель невольно для себя так же оказывается втянутым в обстановку картины, от которой бегут мурашки по коже.

Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Картина ожила. Действие происходит на одной из московских улиц.

Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. Боярыня была арестована и отправлена в Чудов монастырь на допрос. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. Стрелец стирал в реке сорочку, лицо свое слезами омывая.

Картина отразила только один эпизод в жизни опальной боярыни, а по сути, целую эпоху не только в истории церкви, но и всего русского общества. Но став монахиней в конце 1670 года, Морозова начала отказываться от участия в подобных «светских» мероприятиях. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. Четырнадцать слуг боярыни, поддерживающих старообрядчество, были сожжены в срубе. И даже жест Морозовой перекликается с его жестом.

Дородный московский купец и рядом с ним священник в лисьей шубе, злобно ощеривший свой беззубый рот, смеются над увозимой на допрос «еретичкой». Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев.

На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. Только поразительная историческая интуиция Сурикова могла воссоздать на основе столь скудных данных жизненный и глубоко правдивый образ русской женщины, проявившей беспримерное мужество, стойкость и силу характера. Столь же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон -- от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. Люди потянулись к ней взорами. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере.

Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной., они уже видят эту большую картину.

На шапку накинут платок. Очень трудно ее лицо было найти. А потом проверять надо: поделить глазами всю картину по диагонали». «Боярыня Морозова» представляет собою новый этап в развитии суриковского колорита. В русской общественной мысли шестидесятых-семидесятых годов, в литературе, в передовой публицистике и в искусстве значительное место занимает круг тем, объединенных так называемым «женским вопросом». Рукой она изображает два перста. А справа и слева возникают новые диагонали, ритмически соединенные с главной, — второй саноотвод, линия крыш, борозды, проложенной на снегу полозьями и т. д.

Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Вслед за великим революционным мыслителем к той же тематике обратились русские художники-реалисты — В. Г. Перов, В. В. Пукирев (1832–1890) и многие другие. Первый эскиз изображает Морозову в темном одеянии, сидящую в дровнях на высоком сиденье (очевидно, том самом «стуле», о котором упоминают исторические источники). Светом пропитаны и одежды толпы и пейзаж и лица изображенных Суриковым людей. Это сама героиня и юродивый.

Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и – пошли. Называли себя староверами. Каменный храм построили в 1703 году. На главной диагонали расположен и центр всей картины — фигура Морозовой. Главное же – точно вычислить расстояние от саней до нижнего края картины. И вот приехала к нам начетчица с Урала – Анастасия Михайловна.

«Не идет у меня лошадь, да и только. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи.

Еще очень много неизведанного и интересного в данном сюжете, который написал Суриков. Ее увозили в ссылку. Оно вошло в обиход уже в 18 веке.

Интерес к судьбе русской женщины возник у Сурикова закономерно. На полотне изображено реальное событие, произошедшее в ноябре 1671 года, когда по приказу царя боярыню Феодосию Морозову, приверженку старой веры, отправили в монастырь. Картина потрясающая.

Композиция суриковских картин становится вот таким образом естественной — «такой, как в жизни», но вместе с тем она глубоко продумана: в суриковской композиции нет места случайности. Героический порыв Морозовой захватывает и потрясает толпу, но не подавляет ее, а, напротив, рождает в ней ответное движение, которое становится для Сурикова не менее значительным, чем переживания главной героини. В противовес группе друзей боярыни (изображенных на первом плане справа) Суриков показывает здесь ее врагов.

В дело вмешался патриарх, который вначале держался примирительно и даже уговаривал царя простить сестер: «Женское их дело, много они смыслят. » Тогда царь предложил патриарху самому испытать характер «сумасбродной и лютой» Морозовой. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не бывало. Морозову подвергли пытке. Юродивый, являя собой отребье человеческое, также страдает по вере своей.

Основную роль и здесь сыграли пропорции. Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Это и отразил художник на картине. (16) Икона «Богоматерь Умиление».

Он может выражать лишь сострадание всем противоборствующим сторонам. Важно найти замок, чтобы все части соединить. Я на картине сперва толпу написал, а ее после, - рассказывал Суриков. - И как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Толпа на нем живет и волнуется движутся, клином врезаясь в толпу, убогие сани. В левом углу эскиза изображена женская фигура, благоговейно распростершаяся на снегу.

Вдруг лошадь дернула, розвальни качнулись на ухабе, накренились и пошли. Юродивого художник нарисовал с торговца огурцами в Москве, сидевшем на снегу, а вот странник с длинным посохом считается его автопортретом. Суриков понял, что санную колею надо написать очень точно. Слева выпустил на холст бегущего за санями мальчишку.

В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Сюжет картины «Боярыня Морозова» Суриков взял из книги, в которой рассказывалось о том, как двух сестер, проповедовавших старообрядчество — Феодосию Морозову и Евдокию Урусову, за неповиновение официальной вере арестовали и сослали в Чудов монастырь. Мы не знаем, охотно несет он свою недобрую службу или просто выполняет приказ.

Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. Снова сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркое виденье живописца. Среди последних, как известно, было даже немало священников. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. На переднем плане картины в санях изображена женщина.

События происходят в 17 веке. В отчаянии скрестила руки на груди девушка в вышитой шапке. Прибавишь или убавишь лишний вершок холста – сани не поедут.

Его бег поможет поехать дровням. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. До этого художник долго не мог найти подходящее лицо— бескровное, фанатичное1, соответствующее знаменитому описанию Аввакума: «Персты рук твоих тонкостны, очи твои молниеносны и кидаешься ты на врагов аки лев»4. Все на картине будто напряглось. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.