Брейгель Пословицы
«фламандские пословицы»1 (нидерл. Nederlandse Spreekwoorden) или «Мир вверх тормашками» (англ. The Topsy-Turvy World)— написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. Питер Брейгель Старший был одним из самых значительных голландских художников эпохи Возрождения, а его картина на самом деле является буквальной иллюстрацией более ста голландских пословиц и идиом. На картине выявлено около сотни известных пословиц, хотя, вероятно, Брейгель на самом деле изобразил ещё больше, но часть в настоящее время не распознаны.
«фламандские пословицы» (нидерл. Nederlandse Spreekwoorden) или «Мир вверх тормашками» (англ. The Topsy-Turvy World)— написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. «фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» — написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. На картине изображено около сотни известных пословиц, хотя, вероятно, Брейгель на самом деле изобразил ещё больше, которые не расшифрованы сегодня. В Популярной художественной энциклопедии пишется о том, что Брейгель хорошо сочетал монументальность композиции, обилие деталей и дополнял это прекрасным пейзажем, что можно заметить и в «Нидерландских пословицах».
За неимением достаточного количества информации о процессе написания «Нидерландских Пословиц», можно судить о нём только по примеру художников – современников Брейгеля, по традициям старинной нидерландской гильдии живописцев и по результатам исследования самой картины. The Topsy-Turvy World) — написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. Картина «Нидерландские пословицы» или, как некоторые источники её называют, «Фламандские пословицы» («Мир вверх тормашками»), была создана Брейгелем в 1559 году, это одна из его ранних работ (См. The Topsy-Turvy World) – написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц.
Некоторые пословицы и поговорки изображенные Брейгелем в его картине, сохранились в голландском языке до сих пор, смысл других почти утрачен.
Фламандские пословицы Питера Брейгель с расшифровкой и описанием
Он родился вовремя, чтобы ощутить горечь гибели этих надежд». Именно так воспринимали картину ее первые зрители. На берег мелкого и узкого ручья выходит массивная четырехугольная башня. Ежегодно проводились «праздник осла» и «праздник дураков», а на Масленичный вторник переодетым горожанам предоставлялась освященная обычаем возможность отбросить правила, регулировавшие жизнь городского сообщества и они разыгрывали действо «Корабль святого Рёйнерта» (карнавального «патрона» пьяниц). История нем и евр периода только в редких письменных свидетельствах. Он был вообще свойствен и искусству и науке того времени.
Он был вообще свойствен и искусству и науке того времени. Задумана она была, видно высокой и прочной, должна была замыкать крепостную стену. Так об этом пишет С. Л. Львов: «» Нидерландские пословицы" были фантазией на темы окружающей жизни: люди изображенные очень реально, совершали бессмысленные действия, в зрительных образах были воплощены в этой картине самые гротескные метафоры". А в самом центре картины помещен самый главный и самый печальный символ: серебристо-прозрачная сфера с крестом, выступающим из полюса, – еще раз повторенное символическое изображение земного шара, мира.
Но вряд ли Брейгель обращался к нему. Примерно в это же время другой нидерландский художник. А ведь был бывший колхоз-миллионер. «Перевернутый мир», где рассыпают розы перед свиньями, то есть одаряют недостойных, где молящийся склоняется в молитве перед дьяволоподобным существом – служит мнимым богам, – где монах подвязывает карнавальную бороду из мочалы самому господу богу. Нидерландские пословицы, превращенные в изображения нелегко понять человеку другого языка и эпохи, так как многие из них не имеют аналогов в других культурах, построены на идиомах, не могут быть переведены дословно, а многие со временем вообще потеряли своё истинное значение. «Фламандские пословицы» (нидерл. Nederlandse Spreekwoorden) или «Мир вверх тормашками» (англ. The Topsy-Turvy World)— написанная в 1559 году картина Питера Брейгеля Старшего, которая изображает буквальные значения нидерландских пословиц. Картина, выставленная в Берлинской картинной галерее, наполнена символами, относящимися к нидерландским пословицам и поговоркам, однако не все из них расшифрованы современными исследователями, так как некоторые выражения с ходом времени были забыты.
Значит – Брейгель не зря тратил своё время на доскональное изображение каждого сюжета. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Картине этой предшествовала долгая подготовка. Это слепые, положившие друг другу руки на плечи. Таким образом, можно заметить, что композиция и основные живописные приёмы (выделение цветом в том числе), задействованная в этой картине, присутствуют и в других ранних работах художника. Приложение 3). Из этого следует, что мрачное время хоть и угнетало людей, но не лишало надежды. Этот яркий образ в картине символизирует «перевернутый мир», который и становится главной темой картины.
Пустишь собаку в дом, залезет в кладовку (неприятности ни за что, ни про что спохватиться слишком поздно «Пусти козла в огород»). 34 Свинья вытаскивает затычку (оплошность нерадивость должна быть наказана). 35 Биться головой о каменную стену (упорствовать в достижении невозможного). 36 Вогнать в броню (разозлиться, прийти в ярость «Готов броситься в бой»). 37 Повесить коту колокольчик (если о твоих планах становится известно всем, жди провала). 38 Вооруженный до зубов. 39 Кусающий железо (болтун). 40 Ощупывающий курицу (Считать цыплят до того, как они вылупились). 41 Он вечно гложет одну кость (бесконечная нудная работа или постоянное повторение одного и того же «Тянуть одну и ту же песню»). 42 Вывесить ножницы (символизирует карманные кражи притон, где обманут и об- чистят обираловка). 43 Он говорит двумя ртами (двуличие, лживость говорить двумя сторонами рта). 44 Один стрижет овец, другой – свиней (одному все, а другому ничего или один живет в роскоши, а другой в нужде Богач и бедняк). 45 Громкий крик, да мало шерсти («Много шуму из ничего»). 46 Стриги, но не обдирай их (не преследуй своей выгоды любой ценой). 47 Кроткий как ягненок. 48 а) Одна прядет на прялке, что другая сучит (распускать недобрые сплетни). б) Следи, чтоб черная собака между не пробежала (все может пойти не так или, где есть две женщины, лающая собака не нужна). 49 Он выносит день в корзинах (тратить время попусту «Украшать солнце свечой»). 50 держать свечку для дьявола (заводить друзей без разбору и льстить всем вокруг подлаживаться ко всем). 26 Кусающий колонны (религиозный лицемер). 27 у нее в одной руке огонь, а в другой – вода (она двулична и лжива). 28 а) Жарить целую селедку ради икры 3абросить кильку, чтобы выловить селедку), то есть рискнугь малым ради большого). б) Его селедка жарится не здесь (все идет не по плану). с) Получить колпак на голову (обязали возместить ущерб заставили держать сумку) ему пришлось расхлебывать). 29 В нем будет побольше, чем в пустой сельди (многие вещи имеют более глубокое значение, чем кажется на первый взгляд «Все не так просто, как кажется»). 30 Сидеть в пепле между двумя табуретами (упустить возможность потерпеть неудачу из-за нерешительности «Сидеть между двумя стульями). 31 Что может сделать дым железу. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Так же присутствуют животные и аллегорические персонажи, такие как бес, лиса и журавль. Неизвестно, «читал ли Брейгель роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», который к тому времени был уже известен в Нидерландах. Это первый шаг в познании всего богатства окружающего мира, но шаг очень важный».
А метеллолом так уже давно весь сдали. Итак, «Перевернутый мир», мир вверх дном, мир наизнанку. Странная средневековая картина, одна из многих странных картин того времени.
И если б не они, то село бы уже вымерло, как и сотни других крымских сел. Этот пафос перечисления был свойствен обоим художникам, но не только им.
64 Свинья заколота в живот (неизбежный результат необратимость «Сделанного не воротишь»). 65 Две собаки редко согласны по поводу одной кости (ожесточенно спорить из-за одного итого же «Кость раздора» образ алчности и ревности зависть). 66 Сидеть на горячих угольях (быть встревоженным и проявлять нетерпение «Сидеть как на иголках»). 67 а) Мясо на вертеле нужно полить подливкой. б) Писать на огонь полезно для здоровья. в) Пописать на костер (его костер угас он совсем скис)68 С ним вертела не повернешь (с ним нельзя сотрудничать). 69 а) Он ловит рыбу голыми руками (этот умник извлекает выгоду из чужой работы, таская рыбу из сети, закинутой другими). б) Забросить корюшку, чтобы поймать треску (то же, что и поговорка 28а). 70 Он падает сквозь корзину (отвергнутый поклонник получить отказ потерпеть неудачу). 71 Висеть между небом и землей (попасть в неловкую ситуацию и не знать, как быть). 72 Он берет куриные яйца и упускает гусиные (сделать плохой выбор из-за жадности). 73 Он разевает рот перед печью или тот, кто хочет перезевать зев печи, должен зевать очень долго (он пытается открыть рот шире, чем зев печи, то есть переоценивает свои способности «Откусывает больше, чем может прожевать» или бессмысленно выступать против тех, кто заведомо сильнее). 74 Он едва дотягивает от одной булки до другой (с трудом сводить концы с концами). 75 а) Он ищет топорик (он пытается найти повод). б) И вот, наконец, он с фонарем (у него появляется возможность продемонстрировать свои сильные стороны). Более полный список пословиц по фрагментам есть в Википедии. Все они заняты делами, в которых полностью отсутствует какой-либо смысл.
Секретный смысл картины Петера Брейгеля: более ста зашифрованных пословиц
Все это жители делают с великим тщанием и серьезным выражением лиц. Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок. Только иногда некоторые места дополнительно прописывались вторым слоем для усиления цвета. «А происходит здесь много удивительного. «Современные исследования произведений искусства позволяют сделать вывод, что живопись у старых фламандских мастеров всегда выполнялась по белому клеевому грунту.
Приложение 2). Непосвящённому, при первом взгляде на «Нидерландские Пословицы», может показаться, что там просто мельтешат сумасшедшие люди – деревня сумасшедших. (нет смысла пытаться изменить существующий порядок). 32 Веретено падает в пепел (дело не выгорело). 33 Найти собаку в горшке. Художник изобразил удивительный город (или селение), где происходят непонятные события. Из этого источника в обилии черпал материал Франсуа Рабле издавший в 1532 году книгу «Пантагрюэль».
Вот её истинное назначение. Но Брейгель не стремился просто передать нидерландские пословицы с помощью живописных средств. С помощью этой детали Брейгель передает пословицу Чтобы пройти мир, надо согнуться.
Описание картины «Фламандские пословицы»
В процессе изучения этой картины, часами вглядываясь в каждый её фрагмент и перечитывая все возможные его толкования, начинаешь находить в себе человечка, тянущего угря за хвост, закапывающего яму с утонувшим телёнком или бьющегося головой о кирпичную стену. Кажется, что проектировали и строили все эти чудовищные здания умалишенные. «Это селение нигде и всюду.
Впрочем часть нынешнего села, где я жила (которое входит в состав Советского района) представляет собой жалкое зрелище. Чем ближе подходила революция, тем больше Брейгель менял своё мироощущение, тем больше в его картинах становилось некого восхищения силой народа, но «Нидерландские пословицы» были написаны во времена упадка, когда в жизни художника было мало света, а пафос и бравурность предвоенных лет ещё не наступили. Прежде всего, воспринимаешь ее цвет – его предельную силу и яркость. Задумана она была, видно высокой и прочной, должна была замыкать крепостную стену.
Человек, кусающий в деревянный столб — лицемер. Но прежде всего, удивительно само место действия. Позади этих двух построек остатки крепостной стены или замка.
«Нидерландские пословицы» Питера Брейгеля
На картине «Битва Масленицы и Поста» (1559) запечатлён народный праздник на улицах фламандского городка. Почти одновременно с Брейгелем страну пословиц описал в своём романе «Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле. С большой художественной силой Брейгель представляет картину абсурдности, слабости, глупости человека. The Topsy Turvy World), подчеркивая парадоксальность поведения изображенных персонажей. Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры. Так Брейгель воплотил пословицу: Чтобы пройти мир, надо согнуться.
«А происходит здесь много удивительного. Картина стыдит человека. Но покуда строили башню, развалилась стена. Они выглядят как картинки в пособии – у каждого своё место и значение.
Делается все это с особой тщательностью и серьезным выражением лица. Лучше всего для живописных работ подходили доски с днища корабля идущего на слом. Еще два чудака пытаются постричь свиней, глядя, как это делает человек, стригущий овцу. При этом его картины очень красивы и краски не изменили цвет от времени. В своей картине Брейгель сделал попытку (и весьма удачную) с помощью кисти и красок передать множество фламандских пословиц и поговорок. Так Брейгель воплотил пословицу: «Чтобы пройти мир, надо согнуться. » Мало того, что этот мир, который мог бы быть так же прекрасен, как его краски, как его деревья, как его моря, перевернут и извращен, он еще заставляет человека склонить голову и согнуть спину».
Народный фольклор — важная составляющая многоплановой культуры европейского средневековья. Картина, выставленная в Берлинской картинной галерее, наполнена символами, относящимися к нидерландским пословицам и поговоркам, однако, не все из них расшифрованы современными исследователями, так как некоторые выражения с ходом времени были забыты. То есть – можно абсолютно неожиданно для себя оказаться на месте персонажа этой картины. Да и сам Питер Брейгель к 1558 году успевает закончить цикл «Двенадцать пословиц», написанных на небольших досках.
Но вряд ли Брейгель обращался к нему. В рукописный каталог антверпенского коллекционера Питера Стивенса она вошла под названием «Перевернутый мир изображенный во многих пословицах и притчах». В центре картины находится женщина, которая поправляет синий плащ на муже (отсюда оригинальное название картины), указывая на то, что она ему изменяет. Другой крестьянин закапывает яму, в которую упал теленок.
Период времени, длившийся долгие годы перед началом Нидерландской революции – «Восьмидесятилетней войны», был полон мрачного предчувствия, что сказалось на художественной манере Брейгеля. В альбомах это удивительное произведение Брейгеля называют порой «Мир вверх тормашками» (англ. Любопытны некоторые параллели между ними. Позже «Остров пословиц» описывает в своем сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле. Nederlandse Spreekwoorden) или «Мир вверх тормашками» (англ.
Но что за люди движутся от церкви к роще. «Художник рассматривал пейзаж не просто как декорацию, но как арену, на которой разворачивается человеческая драма». XVI век был богат на проявление пословиц и метких народных выражений в творчестве.
Ряженые, нищие, торговцы, музыканты игроки, пьяные гуляки, монахи, зрители изображённые на полотне, водят хороводы, танцуют играют на волынках, мечут кости и т. д. В том же ключе написана и другая, не менее известная работа «Фламандские пословицы» (1559 г. ). Соприкосновение с его картинами обжигает, пройти мимо них нельзя. На первом плане – большой дом под красной черепичной крышей.
Может, правда, и их уже растащили. Этот пафос перечисления был свойствен обоим художникам, но не только им. В «Нидерландских Пословицах» какие-то сюжеты показаны в окнах домов, как бы подсмотренные, какие-то – прямо на улице или даже в реке, некоторые разбросаны на заднем плане, но от этого их значимость не теряется. В «Популярной художественной энциклопедии» об этом написано так: «Обилие фигур и деталей, живость и острота контурного рисунка, яркая жизненная выразительность образов, звучность локальных цветовых пятен (использованных главным образом, при изображении фигур) сочетаются в полотнах Брейгеля с монументальной цельностью композиции и величественной красотой ландшафтов исполненных гармонично красочного единства». Почти одновременно с Брейгелем страну пословиц описал в своем романе «Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле.
Они нависают над ручьем и отнюдь не скрывают, а напротив – являют миру то, что должны были бы скрывать». Картина «Фламандские пословицы» или «Мир вверх тормашками» была написана маслом на доске в 1559 году. Человек, который проливает свою кашу, никогда не сможет вернуть ее обратно в миску.
Иногда указывают, что примерно в это время один из антверпенских книгоиздателей выпустил в свет словарь пословиц и поговорок. В «Пословицах» же ему удалось вместить больше 100 сюжетов на доске размером 117 см на 164 см. На берег мелкого и узкого ручья выходит массивная четырехугольная башня. «Фламандские пословицы» стали настолько популярны, что сын мастера, Питер Брейгель Младший, поднаторевший в копировании картин своего талантливого отца, выполнил двенадцать копий этой картины. Брейгель прекрасно сознавал и хотел подчеркнуть дерзкую универсальность своей сатиры. Город не город, деревня не деревня, странное какое-то поселение.
Фламандские пословицы Питера Брейгеля (с)
Другие пословицы указывают на человеческую глупость. Этот величайший ученый-гуманист создал систему нового богословия – «философию Христа», раскрывающую нравственные обязательства человека перед Богом. «Это селение нигде и всюду. «Фламандские пословицы» (нидерл.
Это первый шаг в познании всего богатства окружающего мира, но шаг очень важный». Более 30 из 45 картин кисти Брейгеля посвящены изображению природы, деревни и её жителей. Крестьянин в длиннополом кафтане разбрасывает розы перед толпящимися у его ног свиньями. Например, женщина набрасывает мужчине на плечи плащ, это означает, что она изменяет ему, эквивалентом чего является: «наставляет рога».
«Фламандские пословицы» Питера Брейгеля Старшего
Примечательно, что в начале своего творчества Брейгель был очарован работами Босха и пытался подражать ему изображая мелкие фигуры на холстах огромного размера. Всего в картине найдено и расшифровано 112 идиом: некоторые из них до сих пор используются, например, «плыть против течения», «большая рыба ест маленькую рыбу», «стучаться головой о стену» и «вооружиться до зубов». Сквозь эту сферу, согнувшись в три погибели, на коленях проползает человек.
Оригинальное названия картины не сохранилось. В «Нидерландских пословицах» Брейгель показывает тёмные стороны людей их неуклюжесть и уродство, ставя «сценки» с участием безымянных персонажей, призванные изобразить ту или иную пословицу с их участием. Об этом говорит и такая деталь, как перевернутый земной шар с крестом.
На территории современного села объединены вообще два бывших поселения (жителей которых не осталось, только несколько домов и мельница) Белый Кош (прежде татарское поселение было заселено евреями в 1925 году и названо Хейрус и Черный Кош (тоже бывшее татарское поселение было заселено немцами-меннонитами, а основатель меннонитов Менно Симмонс (15 век) – вообще голландец по происхождению), меннонитов гоняли по Европе за протестанство и их приютила Екатерина Вторая и потомки их попали в начале 20 века в крым и черный кош был переименован в поселение Иоханру). Короче, после войны всех выселили (и немцев и евреев (и крымских татар впридачу) и в 50 -х годах заселили жителями Урала, которые продолжали прибывать туда вплоть до 90-х годов. Но что за люди движутся от церкви к роще. Рабле не мог видеть картин Брейгеля. Но прежде всего, удивительно само место действия. Коровники, свинарники, огромный консервный завод представляет собой груду руин.
Мало того, что этот мир, который мог бы быть так же прекрасен, как его краски, как его деревья, как его моря, перевернут и извращен, он еще заставляет человека склонить голову и согнуть спину». А жаль. Так же, художник ставит сценки с участием предметов быта, как например, пироги на крыше дома, означающие пословицу «Крыша покрыта сладкими пирогами» – иллюзия изобилия (См. На этих картинах нет гармонии переходов, как не было гармонии в душе художника. Сбоку к нему неожиданно пристроен какой-то элемент, похожий на часовню или беседку, где происходит служение дьяволу.
Объясните на пальцах: «Фламандские пословицы» Питера Брейгеля
«Христианский гуманизм» Эразма противостоял и обмирщению церкви и фанатизму протестантов. – выполнил гравюры с изображением 40 народных пословиц и поговорок. Не зря готовил основу и краски, рассчитанные на века существования в этом мире. Напротив этой замысловатой постройки ютится едва не рушащийся хлев.
Все эти постройки смотрятся заброшенно, нелепо и плохо сочетаются друг с другом. это заслуживает уважения. Сквозь эту сферу, согнувшись в три погибели, на коленях проползает человек.
Картине этой предшествовала долгая подготовка. «Понимая сегодня намного глубже истинный масштаб личности Брейгеля и его неповторимый опыт, приходится признать, что мы, похоже, проигрываем в прочтении содержания многих – если не всех – его работ. В основу Фламандских пословиц легли не только поговорки и меткие народные выражения, но и афоризмы известных людей, басни и сентенции. Теперь всё хозяйство в руках трех частников (оказавшихся в нужном месте в нужный час). Рабле не мог видеть картин Брейгеля.
Нидерландские идиомы изображенные на картине Питера Брейгеля таршего «Фламандские пословицы»
Сложные чувства вызывают Фламандские пословицы. Город не город, деревня не деревня, странное какое-то поселение. у меня есть целый альбом фоток из краеведческого музея пос Советского (в прошлом Ички). Не менее странными, чем их жилища, выглядят и обитатели этого поселка.
Процессии, пышные зрелища и шествия были очень популярны в Нидерландах — и официальные и карнавальные (как «уравновешивающий» парафраз официальных). «Брейгель родился слишком поздно: он не застал радостного взлета надежд эпохи Возрождения. Он старался наделить предельной яркостью каждый фрагмент картины, локальные цвета на ней горят безумными сочетаниями, при этом на заднем плане, можно заметить полный гармонии пейзаж, там использован другой контраст – действия людей на фоне этого спокойствия красок. Подобным или очень близким способом писал свои работы Питер Брейгель». Покуда существует на земле такой несовершенный и порочный вид, как человек разумный – «Нидерландские Пословицы» не утратят своей актуальности, пусть пословицы на ней нидерландские, а не интернациональные, пусть они сложны для понимания, но их изучение оставляет неизгладимое впечатление.
7:6) (бесплодные усилия либо что-то, не стоящее затраченных усилий). 63 Она надевает голубую мантию на мужа (она обманывает его «Наставляет ему рога»). Такой материал долгие годы естественным образом вымачивался в солёной морской воде. Яркие цвета и нагромождение деталей. 51 Он исповедуется дьяволу (выдавать секрет врагу). 52 Дующий в уши (болтун или сплетник «Распускать слухи»). 53 Лиса и журавль развлекают друг друга (Брейгель использует мотив, знакомый по «Басням» Эзопа: два обманщика никогда не забывают о собственной выгоде обманутый обманщик). 54 Что хорошего в красивой тарелке, если она пуста. Именно так воспринимали картину ее первые зрители.
Анализ картины Нидерландские пословицы Питера Брейгеля-старшего
Зимний дуб нужно долго вымачивать, чтоб добиться нужных качеств и долговечности. А про село вообще интересная история. Итак, Перевернутый мир, мир вверх дном, мир наизнанку. Брейгель спрятал свои пословицы в персонажах, а также в зданиях и в пейзаже очень образно. В 1500 году появился сборник изречений и поговорок древних писателей «Adagia» («Пословицы»), составленный и прокомментированный Эразмом Роттердамским. На картине «Битва Масленицы и Поста» (1559) запечатлён народный праздник на улицах фламандского городка.
Любопытны некоторые параллели между ними. Это слепые, положившие друг другу руки на плечи. Весь городок состоит из уродливых, нелепых строений. Может быть, вначале художник составил список пословиц и поговорок. 1 Крыша крыта пирогами (страна изобилия рай дураков «Страна Кокейн»). 2 Жениться через метловище (повенчаться вокруг ракитового куста, брачная церемония, не имеющая законной силы жить в грехе под одной крышей удобно, но постыдно). З Выставить метлу (хозяев нет дома «Кошка в гости, мышкам праздник»). 4 Он смотрит сквозь пальцы (ему можно шиковать, так как у него достаточный доход). 5 Висит нож (вызов). 6 Сабо стоят (напрасно ждать). 7 Водить друг друга за нос (надувать друг друга). 8 Кости брошены (это решено). 9 Дуракам достаются лучшие карты. 10 Как карта ляжет. 11 Он какает на мир (он презирает всех). 12 Мир вверх ногами (все шиворот-навыворот мир наоборот). 13 Протащить через дырку в ножницах (получить нечестную прибыль или «Око за око»). 14 Оставлять хотя бы одно яйцо в гнезде (держать подкладень, «Хранить на черный день»). 15 У него зубная боль за ушами (возможно, симулировать болезнь). 16 а) Он писает на луну (пытается сделать невозможное Лаять на луну) или Писать против ветра). б) Он пописал на луну (потерпел фиаско). 17 У него дыра в крыше. 18 Старую крышу приходится часто латать. 19 У крыши есть обрешетка («У стен есть уши»). 20 Висящий горшок (в мире вверх тормашками на харчевне висит ночной горшок, а не кувшин). 21 Брить дурака без пены (одурачить кого-нибудь надувать). 22 Расти из окна (этого не скроешь «Тайное всегда становится явным»). 23 Два дурака под одним капюшоном дурак дурака видит издалека). 24 а) Пускать вторую стрелу, чтобы найти первую (бессмысленное упорство). б) Выпустить все стрелы (неразумно расходовать все средства сразу, не оставляя ничего на случай необходимости). 25 Она может даже дьявола привязать к подушке (упрямая баба победит самого дьявола).
Фламандские пословицы — Питер Брейгель Старший
Иногда указывают, что примерно в это время один из антверпенских книгоиздателей выпустил в свет словарь пословиц и поговорок. Почти одновременно с Брейгелем страну пословиц описал в своём романе «Пантагрюэль» французский писатель Франсуа Рабле.
Современники художника поняли замысел мастера. Фламандские пословицы – это сатира на мир, в котором все поражает своей нелепостью. Его задача была куда более значительной. Она была закончена в 1559 году и изображала более сотни поговорок. Здесь воины в рыцарских доспехах, вельможи, крестьяне и монахи.
Так Брейгель воплотил поговорку: «Слепой ведет слепого», так он предвосхитил тему своей будущей картины «Слепые», так он объединил красоту природы с людьми, которые не могут ее увидеть. Но покуда строили башню, развалилась стена.
Ряженые, нищие, торговцы, музыканты игроки, пьяные гуляки, монахи, зрители изображённые на полотне, водят хороводы, танцуют играют на волынках, мечут кости и т. д. В том же ключе написана и другая, не менее известная работа «Фламандские пословицы» (1559 г. ). На картине изображено около сотни известных пословиц, хотя, вероятно, Брейгель на самом деле изобразил ещё больше, которые не расшифрованы сегодня.