Бруни Медный Змий
«медный змий»— гигантская по размерам картина русского художника итальянского происхождения Фёдора (Фиделио) Бруни (1799—1875), оконченная в 1841 году. «медный змий»— гигантская по размерам картина русского художника итальянского происхождения Фёдора (Фиделио) Бруни (1799—1875), оконченная в 1841 году.
10 фактов о картине Бруни «Медный змий»
Молодые художники называли себя гильдией «Союзом Святого Луки» и обосновались в пустующем монастыре Святого Исидора в Риме. Само словосочетание «Медный змий» должно было напомнить современникам о том, что малодушие ведет к рабству и безверию. Почему эти люди, видевшие столь много чудес и столько страдавшие, роптали.
Совет просил отставного профессора Андрея Ивановича Иванова уступить академии брюлловского «Нарцисса» за двести рублей серебром. Это масштабное полотно (размер оригинала пять с половиной на восемь с половиной метров) иллюстрирует известный эпизод Ветхого завета. Андрей Иванович торжествующе согласился: он четверть века ждал этого часа — это был час славы его вкуса, его понимания искусства и красоты. Когда в зале никого не было, Карл заворачивал к «Нарциссу».
Медный змий, Федор Антонович Бруни, 1841
Да и Брюллова, которые, казалось бы, выбрал нейтральную тему, они не обошли стороной. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин. Федор Бруни привез наконец из Италии своего «Медного змия» громадное полотно выставили поначалу в Зимнем, потом, когда окреп лед на Неве, перенесли в академию. Конечно, это была своего рода уловка: в Италии можно было найти итальянский пленэр и итальянские типы, но не иудейские. Художник провёл в Италии еще два с половиной года. Шебуева. Она словно напоминает слова Христа о помощи малым. Фиделе, довольно быстро ставшей Федором, поступил в Академию Художеств.
Звали офицера Павел Андреевич Федотов. Учитесь сами смотреть на мир. В окончательном варианте уже никто не стремиться достичь спасительного столба.
Здесь он испытывает влияние художественной культуры итальянского Ренессанса. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор1. Чем же так уникальная эта картина.
Сам Бруни, словно подтверждая мысль Крылова, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она /картина — А. Г. / внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». Поверив в свои силы, Бруни вознамерился сам создать великое произведение «Медный змий» избрав сюжетом для него эпизод из Ветхого Завета. В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. В Россию же полотно прибыло с некоторыми приключениями. Само же прозвище происходило, естественно, от города Назарет. Бог ведет евреев, но Он не может сделать их свободными помимо их воли.
Впрочем, они все сохранили своеобразную манеру работы и преданность идеалам юности. Был консулом и отец художника, Антонио. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Бруни творил в те времена, когда художники часто обращались к ветхозаветным сюжетам. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге». В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин.
При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия»44. В хмуром небе, среди рваных туч, различимы падающие змеи, а зловещие громады скал вдали, безжизненная, каменистая почва ближнего плана довершают впечатление обреченностиКартина «Медный змий» – самая большая в русской исторической живописи, (её размер около 48 квадратных метров) создавалось на протяжении 15 лет. Они пытались торговаться и шантажировать Бога. Все они спешили к медному змею. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена»28.
Символ Спасения или Чем медный змей лучше золотого тельца
Вскоре «Медный змий» был доставлен пароходом в Петербург, где вызвал ожесточённые споры, но вместе с тем имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова. Как и картина Брюллова, полотно «Медный змий» построено по принципам романтизма. Вероятно, плодом этих размышлений и стал окончательный выбор названия полотна. 3. В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын.
Братья собирались в трапезной, где ели и трудились, а по вечерам обсуждали свои работы. Карл Павлович забрел взглянуть на работы выпускаемых из академии скульпторов. На данный момент мы служим только на английском, турецком, русском, украинском, казахском и белорусском языках. «Нарцисс» — совершенство, конечно. Когда Моисей отправляется на гору Синай.
После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа2. Перед отъездом Николай сильно обидел художника, посетив в его отсутствие мастерскую и отдав еще недописанного «Евангелиста Иоанна» на переделку давнему сопернику Бруни, Карлу Брюллову. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского. Корабль благополучно прибыл в Петербург, привез «Медного змия», а вместе с ним и «Тайную вечерю», которую художник считал давно утерянной.
Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве»1617. Случился бунт, бессмысленный и беспощадный.
Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. Кроме того, Бруни известен как автор уникального натурного рисунка «Пушкин в гробу», после размноженного им литографией. После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины3839.
Кроме того, нельзя исключать и влияния группы, получившей название «назарейцы», на этого яркого представителя русского академизма. Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать божьего наказания». Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления».
Тем не менее, надо отдать должное Бруни, стремившемуся к научной точности. Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи»4546. Выше: что вы искали. О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне». Со временем состав братства менялся.
Бруни Федор Антонович Медный змий 1826 -41 Холст
Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». Моисей ушел, может быть и Всевышний хочет нас покинуть. И если человеку удается подавить в себе этот мимолетный соблазн, это внезапно возникшее животное чувство и тем более, пробудить в себе добрые побуждения и желание служить Всевышнему, то этот внутренний переворот в сознании находит отклик наверху и вызывает «цепную реакцию»: Всевышний совершает аналогичный «переворот», обращая духовную тьму в свет, а смертельно раненного человека возвращает к жизни». В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги».
Даже окружающий их пейзаж производит гнетущее впечатление. Испугались небось. Бруни близок гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. Во время работы над картиной художник столкнулся с огромным количеством трудностей. Всеми покинутый малыш погиб просто от голода. В российской столице он был обласкан власть и стал делать стремительную карьеру.
Принес папку рисунков и акварелей — большей частью уличные сцены и сцены армейской жизни. Ради нее Бруни даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора. Что делать, как себя вести без мудрого предводителя. После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину»8. Бруни близок к гоголевскому определению исторической живописи как выбирающей «сильные кризисы, чувствуемые целой массой». Только тогда я понял, насколько одномерны и плоски книжные репродукции. Федору Антоновичу было грех жаловаться.
Федор (Фиделе Джованни Бароффио) Антонович Бруни родился 15 декабря 1801 года в Милане. Бруни-старший получил должность «живописца и скульптурного дела мастера». У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди. Но сердце его рвалось в Италию, чтобы завершить начатое грандиозное полотно. Помогло, кстати, не всем.
Медный змий (картина Бруни) Информацию О
Смерть Камиллы, сестры Горация (1824), Портрет 3. Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить». Но одна картина заслонила все эти шедевры. Эта женщина является локальным центром правой части картины— все, её окружающие, также охвачены ужасом. Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. Первое поколение, покинувшее рабство, считается, согласно талмудической традиции, лучшим.
Однако начало XIX века было временем смутным и неспокойным. Сюжет картины «Медный змий» основан на истории, описанной в Ветхом Завете, в Книге Чисел. Его предки были консулами и даже советниками Швейцарской республики. Перед молодым мастером открывалась прекрасная возможность создать большое полотно с множеством фигур и сложным решением пространства.
Говорили, что в «Помпее» все основано на любви, а у Бруни жестокость и мучение. Боялся и Бруни, выросший в России и привыкший к ее порядкам. С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. На Академической выставке осенью 1836 года экспонировались его эскизы к «Медному змию», которые вызвали большой интерес и были отмечены в прессе26. Давайте рассмотрим полотно повнимательнее и определим так ли это. Раскаявшись, спутники Моисея стали молить о прощении.
- Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском – Тихвинский храм в Алексеевском
- Коллекция Государственного Русского музея
- Взглянув на Него, останется жив
- Картина «Медный Змий» Фёдора Бруни
Бесплодные, безлесые желто-серые скалы, почва без единой травинки. В 1838 году мечта художника сбылась. Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке» писал, что «затронутый за живое грандиозным успехом Брюллова» (имеется в виду успех картины «Последний день Помпеи»), Бруни «принялся за картину также колоссальных размеров— за своего Медного змия, который был окончен в 1840 году и имел такой же успех в Риме, как Помпея, но несколько меньший в Петербурге»41. Художник завершил свое творение в Риме. Цецилия», «Св. Но как вырвать первый номер у вечности. Умирает мужчина в самом расцвете физических сил. 5.
В 1808 году, спасаясь от французов, семья оказалась в России. По воспоминаниям Александра Бенуа, в том же зале находились «Последний день Помпеи» и «Осада Пскова» Брюллова, «Христианские мученики в Колизее» Флавицкого, «Явление Христа Марии Магдалине после воскресения» Иванова, «Тайная вечеря» Ге и ещё две-три картины Айвазовского3132. Кроме того, он хотел передать в этой картине глубокие чувства. Высочайше приказано было объявить совету, что мнение его не соответствует предложенным вопросам государь повелел в пример другим вовсе уволить профессора Егорова от службы и единственно в уважение долговременного прохождения оной назначить ему пенсион образа же как неодобренные приказано было Егорову вернуть. Зажил Алексей Егорович в маленькой квартирке на Первой линии, брал заказы помаленьку, принимал по-прежнему учеников, помогая им наставлениями и советами, тренькал на балалаечке свое «Алексей Егоров сын, всероссийский дворянин», во всякий день и во всякую погоду ходил гулять по одному и тому же маршруту, непременно останавливался поговорить со знакомым лавочником и цирюльником, на руки был силен как в былые годы — рвал пополам колоду карт, вот только квартального сильно боялся.
Он бьется в агонии, кричит, яростно колотит по камням и, как писал сам художник, «испускает дух в бешенстве и богохульстве». Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»).
Его нет долгое время, в лагере начинается паника. 1. Маленькая, всеми покинутая, она ухватилась за камень ища в нем защиты и опоры. Дело в том, что по Петербургу прошел слух, что судно «Нептун», на котором Бруни отправил все, что оставалось в его римской мастерской, потерпело крушение. На лице юноши – выражение смертельной муки. Эта картина была выставлена в Капитолии и получила положительные отзывы критиков.
вы можете запросить все в системе с коробкой. С левой стороны господствует движение к колонне с «медным змием»: к ней устремились три женщины, потрясенная мать прижимает ребенка к столбу. В противоположной части картины развита тема, как говорил сам художник, «ужасного наказания». Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа». После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».
Пока не раздумье — предчувствие, что время уже ищет новое искусство, заполняло его душу смутной тревогой. Здесь нет главного героя – передний план заполонила толпа, охваченная страхом неотвратимой гибели и надеждой на спасение. Он продолжает создавать картины на религиозные сюжеты, которые пользуются неизменной популярностью (к этому периоду относят и представленную работу «На пути в Египет»). Мне даже сложно было тогда сформулировать, почему она оказала такое сильное впечатление, что я еще долго мысленно возвращался к ней, вспоминая каждую рассмотренную деталь, выражение лиц изображенных на ней людей.
В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». Сам Бруни, обсуждая замысел картины, писал: «Я пытался сделать так, чтобы с первого взгляда она внушала патетический пафос этой ужасной сцены и чтобы на ней была печать Божьего наказания». Бруни Федор Антонович (1801— 1875)Медный змий1841г, холст, масло 565 х 852 смГосударственный Русский музей, Санкт-ПетербургЗАЛ N15Самое большое полотно из коллекции живописи XIX века Русского музея и самая знаменитое произведение Федора Бруни создавалось на протяжении 15 лет, а заканчивалось в Риме. В основе картины «Медный змий» лежит — один из эпизодов 40-летнего странствия народа Израиля. Уже умерли многие представители поколения, помнящего египетское рабство. Художник написал ее, когда ему еще не исполнилось и 22-х лет.
Они должны обрести внутреннюю свободу и мир с Богом, а это требует ежедневных усилий. В 1897 году она была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне— Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор. У каждого была своя келья.
На счастье слухи оказались ложными. Иногда, чтобы образумить народ, Бог вынужден прибегать к жестким мерам. Однако история со змеями не так проста, как это кажется на первый взгляд. Однако не спасение, но, скорее, отчаяние и страх изображает художник.
Его спешно вызывают в Петербург, чтобы преподавать в Академии Художеств. Из произведений Федора Антоновича итальянского периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», созданное в 1824-м. По окончании в 1818 году Академии художеств, Фёдор Бруни пишет картину «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», удостоенную аттестата I степени. Продолжает тему отчаяния и изображение девочки у камня. У ног их павшие ниц и застывшие в покорности люди.
Он был снова в Риме и перед ним снова был его «Медный змий». Законченный Медный змий в 1841 году был доставлен пароходом в Петербург, где имел ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. Но завоевать ее Бруни не удалось.
В качестве пейзажа Бруни, по его собственным словам изобразил место «посреди каменистой аравийской пустыни недалеко от Красного моря, где поднимаются высокие отвесные скалы, отроги горы Ор». Они находятся в ужасе и отчаянии, даже не помышляя о поисках спасения и не пытаясь взглянуть на медного змия— такое впечатление, что они не слышат Моисея или просто не в состоянии внять его совету. Сначала полотно экспонировалось в Риме.
— Только как же вы не подумали об этом. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить. Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком. Исходя из этого, Шевырёв полагал, что «главное действие картины» граничит с образом женщины, которую несёт её муж— на её лице «уже просиял луч исцеления». В центре упал навзничь молодой мужчина, ужаленный сразу двумя змеями.
Ведь ему предстояла поездка в Италию. Ради этого Фёдор Антонович даже прервал свою работу по росписи Исаакиевского собора, а в своё оправдание в специальном послании государю Николаю I приводил такие аргументы: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Впервые картина стала доступна итальянскому зрителю в 1841 году. Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Им уже кажется, что нет конца их путешествию. Главные темы его творческой деятельности – античные и библейские сюжеты, а также портреты.
Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа»43. В результате внешний вид картины был максимально приближен к колористическому замыслу её автора. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр. Однако делать это не стоило, особенно, если речь идет о пророке. Иногда его фигуру сравнивают с Лаокооном— жрецом бога Аполлона в Трое, который, по преданию, был задушен змеями вместе с сыновьями («Лаокоон и его сыновья»)16.
В другой книге Бенуа, «Русская школа живописи», целая глава посвящена сравнительной характеристике Бруни и Брюллова, главным образом на примере указанных картин. Семейство», «Свидание Т. Тассо с сестрою», четыре больших образа: «Моление о Чаше», «Богоматерь с младенцем на руках», «Спаситель на небесах», «Благовещение» и еще несколько картин и портретов. А. Волконской в костюме Танкреда (1820-е), Вакханка, поящая амура (1828) – картины принесли ему успех и известность. Художник мог двигаться дальше по этому пути, обогащаясь тем новым, что принес романтизм, но Бруни остался на позициях академизма. Находившийся там Александр Иванов писал, что «здесь все были довольны, особливо итальянцы, но немцы уничтожили его в своём журнале»— Иванов имел в виду группу художников-назарейцев во главе с Иоганном Фридрихом Овербеком.
И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова»10. Таким образом Моисей избавляет народ от погибели. Его отец швейцарский итальянец «мастер живописного и скульптурного дела». Евреи еще слишком мало знают о Боге, чтобы Ему доверять. Вот таким образом укус змеи можно сравнить с искушением (укусить искусить), когда в сердце возникает соблазн, как капля змеиного яда.
Картина полна изображением горя, боли, ужаса и смерти. Подобно картине Брюллова, полотно «Медный змий» построено по-новому, романтическому, принципу. Егорова и В. К. Ему устроили овацию не меньшую, чем в свое время Брюллову, выставившему «Последний день Помпеи». В 1838 году Федор Антонович снова отправился в командировку в Италию, чтобы создать свой главный шедевр – «Медный змий». Самый ранний эскиз на ветхозаветную тему был создан в 1824 году.
В книге «Чисел» Ветхого завета сказано, что когда Моисей вывел народ иудейский из египетского плена их путь лежал через безводную пустыню, по которой они скитались сорок лет. Очень скоро в систему будут добавлены новые языки. Картина имела ошеломляющий успех, сравнимый только с триумфом «Последнего дня Помпеи» Карла Брюллова, вечного вынужденного соперника Федора Бруни. Умер старший брат Моисея Аарон.
В специальном послании государю Николаю I художник объяснил это так: «В России нет ни подобающего света, ни соответствующих типажей, столь необходимых для завершения полотна». Вместе со световыми и цветовыми эффектами это можно рассматривать как проявление романтизма в классицистической живописи Бруни. Многие, как метко и едко сказал про них А. С. В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. Каждый, взглянувший на него с верой, оставался жить.
Кто-то спешит к спасительному столбу, а кто-то застыл потрясенный смертью близких. Окружающие ее люди охвачены страхом разных «оттенков»: от дикого и безумного ужаса, которым охвачена девочка, сдерживаемая своим братом, до легкого испуга симпатичной малышки, прячущейся на коленях у бабушки.
Большинство иноземцев из Западной Европы все же ехали для того, чтобы своим трудом и талантом добиться прочного, в том числе и материального, положения в российском обществе, попросту не имея возможности реализовать свой потенциал на родине. Первый план во многом диктует трагическое звучание всего произведения. В Италии Бруни создает множество религиозных образов. Интересно и поучительно задуматься иногда над началом, над корнем своим. К тому времени увеличилась его семья— родился сын Александр. В ранних эскизах и в первоначальном варианте (подмалёвке) картины Бруни изображал там группу из четырёх человек, стремившихся к медному змию— несущий старого отца мужчина, а также его жена и сын.
По заданию Академии художеств Бруни выполнил две копии с ватиканских фресок («Изгнание Илиодора из Иерусалимского храма» и «Галатея»), написал несколько произведений на темы античной мифологии, среди которых следует отметить «Пробуждение граций» (1827), «Вакханка и Амур» (1828). Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Но не Моисей с Елеазаром, а люди изображённые на переднем, более крупном плане картины, в первую очередь привлекают внимание зрителя. Небо – в суровых и мрачных тучах.
В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. Многие художники женились и покинули монастырские стены. Многие из них, осев в чужой державе, считали себя подданными Российской империи.
Их работы стали пользоваться хорошим спросом. В окончательном варианте картины группа совсем другая— сын с перевязанной от рокового укуса ногой, умирающий на руках у отца и матери. Лицо женщины имеет сходство с лицом Анжелики— жены Бруни. На первый взгляд они похожи, но на самом деле их смысл – диаметрально противоположный.
Сам он считал, что «причина такой противоположности в мнениях происходит оттого, что художник не отдал себе основательно отчёта в идее своей картины и отсутствие внутреннего, живого содержания заменил драматическим разнообразием подробностей», при этом подчёркивая, что «искусство прежде всего требует определённой и самой себе ясной идеи». Из произведений Федора Антоновича «итальянского» периода широкую известность получило заказанное князем Барятинским полотно «Смерть Камиллы, сестры Горация», написанное в 1824 году.
В то время, когда жил художник и когда в русском обществе стали появляться нигилисты (вспомните хотя бы героя Тургенева Базарова), эта мысль читалась сразу и вызывала понимание современников. Экспозиция галереи меня покорила: там была и картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» и «Девятый вал» Ивана Айвазовского (я тогда очень увлекался его творчеством и увидеть картины художника в подлиннике было для меня пределом мечтаний). Комитет ОПХ, в целом одобряя идею художника, в том же году постарался предупредить его о сложностях, сопряжённых с созданием большой многофигурной композиции, на что Бруни ответил, что «фигуры на упомянутой картине будут в натуральную величину и, следовательно, вся картина будет довольно велика, но как она уже начата, то мне не хотелось бы её оставить»7. Им трудно было поверить, что их Бог сильнее египетских богов.
Иные руку пожимали Карлу, будто дни торжества были его, а не Федора Бруни. Перед «Медным змием» Брюллов думал об «Осаде Пскова», досадой торчащей в сердце. Грибоедов, приехали «для ловли счастья и чинов». После открытия музея в 1898 году она была выставлена в Михайловском дворце, в одном зале с другой картиной Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».
Антонио Бруни поступил на военную службу в армию Суворова, чтобы защитить свою родину от «общего врага человечества» Наполеона. Работу над картиной «Медный змий» проводила специально созданная группа отдела реставрации ГРМ, в которую входили Андрей Богомолов, Антон Макаров и Александр Минин353637. Осенью 1839 года Бруни написал второе прошение, указав, что он непрерывно и «со всей энергией» работает над большой картиной «Моисей», но ситуация такова, что «при таком положении мне придётся уже думать не о большой моей картине— единственной цели моей поездки в Италию, а о ежедневных средствах к существованию моей семьи, к чему я должен буду приложить все мои работы». У ног их – павшие ниц, застывшие в покорности люди. Сначала полотно экспонировалось в Риме. К концу обучения он получил серебряную медаль и право на участие в конкурсе на золотую.
Эта женщина является локальным центром правой части картины— все, её окружающие, также охвачены ужасом. Часть людей стремится к медному змию за спасением, другие в панике пытаются избежать дождя из живых змей. С 1838 года Фёдор Бруни продолжил работу над картиной в Риме. Итальянская публика с восторгом приняла картину русского академиста. Религиозная мысль была связана с изображением того, какое чудо может совершить истинная вера для спасения страдающих людей, а живописная мысль была направлена на то, чтобы «изобразить телесные страдания бедствующего народа».
Завершить монументальное полотно Бруни не удалось. Если нет – взбунтуемся.
Фиделио Бруни родился 10 июня 1799 года, когда семья обитала еще в Милане. В 1807 году семья переехала в Петербург. В одном из писем Бруни середины 30-х годов XIXвека читаем: «Я надеюсь, что моя кисть сможет выразить все эти разные страсти, которые, как я хотел бы, господствовали в моей картине и особенно угрызения совести, страх, вера, смирение, горе, сострадание и, наконец, уверенность тех, которые являясь священниками, стоят бесстрастно посреди бедствия, которое смущает всех других». В 1809 году Фёдор Бруни был принят в Воспитательное училище при Академии художеств (АХ), затем учился в классе исторической живописи у А. Е. Егорова и В. К. Шебуева закончил АХ в 1818 году. Молодой художник посещал класс исторической живописи А. Е.
Каждый мускул его прекрасного тела протестует против смерти. Впрочем, проигрыш не сильно расстроил молодого художника. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте.
Это была картина русского художника Федора Антоновича Бруни «Медный змий». Этот образ появляется не случайно. О начале работы над большой картиной по мотивам сюжета из Ветхого Завета Бруни сообщил Обществу поощрения художников (ОПХ) в феврале 1827 года, указав, что среди его эскизов он особенно «остановился на одном, который желал бы произвести в большой картине он представляет воздвижение медного змея в пустыне». Рядом с ней ее маленький братик, которому уже не нужна помощь медного змея. При этом, по мнению Шевырёва изображая лежащего в агонии мужчину в центре картины, художник «как будто хотел представить нам мрачную картину безверия». Вероятнее всего, оказавшись на своей «религиозной родине», в центре католичества, Бруни по-новому взглянул на привитые ему с детства ценности.
И тогда настигла людей кара Господня – дождь из ядовитых змей. Скользящий свет создает ощущение взволнованного движения толпы. И далее Бенуа пояснял: «его искусство вполне удовлетворяло казённым требованиям, приводило в восхищение знатоков, но не обладало средствами впечатлять толпу— то, чем, несомненно, обладало творчество Брюллова». Если нет – мы взбунтуемся». Ко времени прибытия в итальянскую столицу молодых русских художников Бруни, Брюллова и Иванова «назарейцы» уже стали признанными корифеями, оказывающими довольно сильное воздействие на молодые умы академистов, приехавших со всей Европы усовершенствовать свое мастерство. Гагариным, а также с русскими художниками, находившимися в то время в Италии.
После этого картина находилась в зале русской школы Эрмитажа. Древние иудеи боялись жить с Богом, боялись принять свою свободу. В Петербурге она появилась лишь через 10 лет и за нее Бруни получил звание академика. Конечно же, в первую очередь чисто художественная сторона дела. Многие годы евреи скитаются по Аравийской пустыне. Любовь видится им силой, укрепляющей на пути к спасению.
По примеру своего отца, Федор решил стать художником и поступил в Воспитательное училище при Академии художеств, где занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева. Стали, конечно, сравнивать картину Бруни с «Помпеей» большинство склонялось к тому, что в сравнении бесспорно выигрывает «Помпея». Эти же слова когда-то звучали из уст евреев, мечтавших о свободе.
Если нет, то мы взбунтуемся. Впрочем, художник мог создавать и другие «исторические» полотна, например, на тему Античности и Академия была бы не менее благосклонна. Вместе со световыми и цветовыми эффектами это можно рассматривать как проявление романтизма в классицистической живописи Бруни21. Наконец, 15 апреля 1841 года он сообщил, что «большая изображающая Моисея картина исполнение которой вызвало необходимость моей поездки в Рим, абсолютно закончена».
Нога его обвита змеёй, а рот широко раскрыт— по-видимому, он проклинает всех «в бешенстве и богохульстве». В 1809 году Фёдор Бруни поступил в Воспитательное училище при Академии художеств. Не стал избегать этой темы и художник итальянского происхождения.
Сам Бруни говорил о том, что девочка – сирота, вот таким образом некому о ней позаботиться и толком объяснить, что происходит. Когда евреи просят сделать золотого тельца. В частности, он отмечал, что «Бруни по великолепию своего выдержанного и почти безупречного мастерства оставляет далеко позади себя неровного и часто безвкусного Брюллова», но причина меньшей популярности Бруни в том, что он уступает Брюллову в темпераменте. Мы видим родителей, на руках которых гибнет сын. Жить они стали в Царском Селе и Антонио стал преподавать в Лицее.
К этому же периоду творчества относятся произведения «Спящая нимфа», «Св. Это было граничит с тем, что Николай I хотел видеть художника в России. Что привлекло художника в этом сюжете.
А без нее что же вы сделаете, будь у вас даже бездна воображения и таланта. Стоит признать, что художнику это удалось. Он и сегодня возьмет первый номер на конкурсе. После долгих странствий и лишений люди возроптали, усомнились в способности Моисея вывести их из пустыни и Господь ниспослал на них кару – дождь из ядовитых змей, сеявших мучительную смерть. Они раскаялись и взмолились о прощении и тогда Господь приказал Моисею выставить на знамя медного змия.
Мрачный пейзаж с грозовыми тучами из которых падают ядовитые змеи, подчёркивает безжалостность наказания и ужас, охвативший людей. Вряд ли он мог предположить, что последние мазки нанесет только в 1841 году. После окончания реставрации, в начале 2003 года, была организована выставка, среди экспонатов которой, помимо обновлённого «Медного змия», были картоны использованные Бруни при подготовке к написанию картины. Нога его бережно перевязана, но яд уже сделал свое дело.
Однако евреи продолжают роптать их сердца не сильно меняются. При баллотировке Савин получил 40 голосов, а будущий ректор Академии всего 22. Весной 1820 года по приглашению княгини 3. Здесь нет главного героя — передний план заполонила толпа, охваченная страхом неотвратимой гибели и надеждой на спасение. Такова история про ядовитых змей, обрушившихся на вечно недовольных евреев (Числ21, 4-9).
После переезда в Россию Антонио становится Антоном, а имя сына меняет на Федора. После учебы Бруни-младший жил и работал в Риме. После триумфа Брюллова этого было явно недостаточно. Двенадцатилетний труд погиб. Сам же Бруни писал: «Что касается меня, то я в восторге от всеобщего успеха, который имела моя работа»29. Занятия состояли из хозяйственных работ и живописи.
После этого император изменил своё решение и распорядился возобновить выплату окладов, «но с тем, чтобы в будущем году сам привёз сюда оконченную свою картину». В этом смысле пейзаж играет роль действующего лица картины. Почему они испугались, оказавшись на пороге новой жизни и не смогли войти в Землю Обетованную. Библия повествует о том, что Езекия вынужден был истребить сделанного Моисеем медного змея, которого называли Нехуштан, так как многие израильтяне стали поклонятся ему, воздвигнув высоты и насадив священные дубравы (4Цар18, 4).
Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Если Ты столь же властен над всем миром, как и над нами, докажи это и мы будем верно служить Тебе.