Буонарроти Микеланджело Мадонна У Лестницы
Описание работы «Мадонна у лестницы»
В этом плане эрмитажная статуя может сравниться лишь с произведениями египетской пластики. 46. Художник охотно принял это предложение.
В самом начале XVI века (но не позднее 1506 г. ) выполнил Микеланджело статую Мадонны, приобретенную фламандским купцом Мускрон. Тяжелое тело Христа по контрасту противопоставлялось усилиям фигур, которые его поддерживали. Зато изумительны по своей высочайшей одухотворенности поздние рисунки Микеланджело (наброски для Благовещения в Лондоне и Оксфорде, для Распятия в Париже, Лондоне, Виндзоре и Оксфорде, для стоящей Мадонны в Лондоне). 32. Это предназначенные для украшения гробницы Св.
И Ной, чья фигура навеяна античными статуями речных божеств и его сыновья даны обнаженными. Попадая на площадь Капитолия испытываешь совсем особое чувство. Рассчитывая на точку зрения sotto in su (снизу вверх), скульптор несколько удлинил торс чтобы нейтрализовать перспективное сокращение. Направление ее движения подчеркивает сук виднеющегося слева дерева. Подобно телу, она также готова погрузиться обратно в состояние полного покоя.
Такой подход к искусству исключал плоский натурализм. Ему помогали приглашенные из Флоренции garzoni (подмастерья), которых он допускал только к писанию фонов, обрамлений и деталей архитектурных членений, все же фигурные композиции он выполнил сам.
Мадонна у лестницы Информацию О
Ему поручили сделать копию портрета старинной работы известного мастера. Кстати, Микеланджело, оставаясь равнодушным к внешним атрибутам успеха, как и отец, всю жизнь гордился своим аристократическим происхождением. 151. Он все решительнее порывает с традициями кваттроченто.
Около некоторых фигур размещены тяжелые гирлянды из дубовых листьев и желудей – эмблема герба папы Юлия II. Илл. 171. Он доставил ему скульптурную работу в церкви Сан-Петронио, огромном готическом здании XIV века. Уже смерть Лоренцо сопровождалась подобными знамениями. По его собственным словам, он собирался сделать фасад Сан Лоренцо так, чтобы и по архитектуре и по скульптуре он стал зерцалом всей Италии (lo specchio di tutta Italia).
Илл. В его представлении план был организмом, способным к движению, а архитектурные членения (полуколонны, пилястры, обрамления окон и дверей, антаблементы и т. д. ) – элементами, драматизирующими взаимодействие несущих и несомых частей.
- Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения
- Мрамор, Музей Буонарроти, Флоренция
- Божественный, Великий, Недостижимый –
- Микеланджело, биография, фрески, живопись, картины
- Трагедия творчества гениального мастера
Его любимой стихотворной формой был сонет, но он писал также мадригалы, эпиграммы, восьмистишия (стансы). Спаренные колонны едва умещаются в отведенных им нишах, где им явно слишком тесно. Его искусство учило многому.
К основному цветовому сочетанию (синий фон – серовато-коричневые тела) присоединяются неяркие бледно-синие, оливково-зеленые, оранжевые и ржаво-красные тона, ни один из которых не вырывается из общей сумрачной гаммы. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. 126. Все подобного рода объяснения страдают от одного и того же недостатка. Полициано дал ему сюжет для рельефа «Битва кентавров», в котором можно найти некоторое сходство с тем, как изображались подобные сюжеты на античных саркофагах.
- Единственный шедевр гения с его автографом
- 4-летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы
- Самое интересное в виде мозаики
- Жизнь и творчество великого Микеланджело
- Из биографии Микеланджело Буонарроти
- 20 фотографий для новогоднего настроения
Нередко он ими ограничивался и затем прямо переходил к рубке камня. Статуя рассчитана на рассмотрение ее спереди и под углом, но не с боков. Под влиянием Полициано рядом с живой природой Микеланджело изучал классическую древность.
В письмах своим родным он постоянно сетует на возникшие перед ним трудности (granfatica, grandissimafatica). Ее прекрасное лицо дышит скорбью, но в нем нет и тени отчаяния.
Хотя голова и правая рука первой фигуры остались назаконченными, статуя производит сильнейшее впечатление. Илл. Абсолютно несомненно, что многие произведения мастера дошли до нас незаконченными (как, например, статуя апостола Матфея или статуи рабов в флорентийской Академии). В этих ранних рисунках, выполненных пером, уже чувствуется прирожденная рука скульптора.
- Рождество Христово на картинах художников разных стран и эпох
- Новогодние елки в сказочном лесу: красивые фото
- Август Маке – ещё один немецкий экспрессионист, убитый на войне
- Кирилл Челушкин: японские сказки и новая Алиса
- Зимние пейзажи выдающихся художников
- Вася Ложкин – самый известный художник Рунета
155. 159. И все же он работал со свойственной ему энергией и напором. Это человек действия (vir activus).
Варфоломей, с которого, по преданию, была живьем содрана кожа (vivus decoriatus). По словам Кондиви, он собирался написать специальный трактат по анатомии, поставив главный акцент на moti (то есть движениях) и apparenza (внешняя структура). Он побежден. И в небесной зоне и в земной слишком много внутренне неоправданного движения, что придает всей сцене несколько внешний характер. В своих стихотворениях (особенно поздних) он выражал глубокие мысли и высокие чувства, стремясь к максимальной сжатости и энергичной целенаправленности стиха. И для него героизированный образ человека был главной темой искусства и для него не существовал столь ценимый нидерландскими мастерами мир бесконечно малых величин и для него скупая, обобщенная форма являлась основным средством художественного выражения.
Обычно это любовная лирика, полная скрытой страсти и преклонения перед земной красотой.
- Нико Пиросмани: 9 фактов о голодном грузинском художнике
- 20 лучших фото с дронов за 2017-й по версии
- Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста
- 20 интересных высказываний о жизни от сетевых мудрецов
- Народная мудрость африканского народа ашанти
- Модный ориентир: красивые носки
Зато в третьем этаже, целиком восходящем к его проекту, он дал волю своей фантазии. Непримиримый и гордый, мрачный и суровый, он воплотил в себе все муки возрожденного человека – его борьбу, страдание, протест, неудовлетворенные стремления, разлад идеала и действительности. Интересна и такая деталь – зрачок намечен лишь в правом глазу.
К его проекту восходит лишь верх сфероидального купола и фонарь. Особенно выразительна правая фигура. Илл. Это совпало с флорентийским периодом жизни Микеланджело.
- Черный юмор: самые смешные шутки интернета
- ТВОРЧЕСТВО МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ И МИКЕЛАНДЖЕЛО КАРАВАДЖО
- Скульптурные шедевры Микеланджело
- Микеланджело: последние новости
- Духовные искания и личная жизнь
- Микеланджело Буонарроти годы жизни
- Подписание договора с папой Юлием
Покойный Лоренцо не встал для него из гроба. Илл. Но в этой незаконченности есть свое большое очарование. Этому его научила скульптура. 135, 139.
Илл. Голова лишена сил, чтобы выпрямиться. В 1494-1495 гг. Но лишь в Риме он по-настоящему почувствовал живое дыхание античности.
В таком толковании космической катастрофы уже не остается места для героя и героического деяния, не остается места и для милосердия. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием. Матфей дан в совсем необычной для апостола позе.
Илл. 37. И как человек Возрождения Микеланджело пошел по второму пути. Микеланджело – предшественник и преемник Рафаэля в искусстве. Илл.
- Создание скульптуры Моисея в 1515 году
- Где похоронен Микеланджело Буонарроти
- Документальный фильм: Микеланджело Буонарроти: жизнь и творчество
- Общееколичествопросмотровстраницы
- Микеланджело Буонарроти 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт
Илл. Данный момент и запечатлел в своем картоне Микеланджело. Сидящая на земле Ева протягивает руку, чтобы принять от змия плод, даже если он принесет ей смерть. Но как раз этого не произошло.
Без достаточных оснований ее связывали с гробницами Медичи, Первоначально (1525-1526) статуя была задумана как фигура Давида, но затем (около 1530) переделана в фигуру Аполлона (закинутая за плечо праща превратилась в колчан). С барельефов— «Божья матерь с младенцем» Луки делла Роббиа, произведения Антонио Росселини, Донателло и других. 163. Не так легко было ему расстаться со своими ренессансными героями. В 1532 году Микеланджело познакомился с Томмазо Кавальери. 109-112, 116-119. И результаты были самыми плачевными. Илл. В дальнейшем не было ни одного сколько-нибудь крупного архитектора, скульптора и живописца, который в той или иной форме не отдал бы дань увлечению Микеланджело.
Центрально-купольная партия была связана со светскими, чисто ренессансными течениями. Это тяготение к rilievo есть искони флорентийская традиция. «Батюшка пламенно желал сделать из меня превосходного флейтиста», – говорил Бенвенуто Челлини – современник Микеланджело, также скульптор от Бога.
1516 г. и Лоренцо, герцога Урбинского – ум. Петра со свойственной ему методичностью и целеустремленностью. Убежденный республиканец, он не хотел жертвовать демократическими идеалами своих молодых лет. В конце концов Микеланджело удалось сломить волю своего строптивого родителя.
Фигура как бы стремится высвободиться из камня, камень же держит ее в своих жестоких объятиях. Мать прикрывает головку ребёнка. Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Работал он над ней медленно и с большими перерывами. По своему облику Мария близка к Богоматери из римского Оплакивания Христа.
Порта Пиа не похожа ни на римские триумфальные арки, ни на средневековые ворота. С 1490 года по 8 апреля 1492 года Микеланджело проживал в палаццо Медичи. Илл.
Темой для заказанной ему фрески Микеланджело избрал один из эпизодов военной истории Флоренции, подробно описанный в хронике Филиппо Виллани (XX, 8). Фигура Умирающего раба задумана и трактована по контрасту с фигурой Восставшего раба. Схватившись левой рукой за ветвь, он жадно тянется правой к плоду.
Ни одна человеческая страсть, писал сам Микеланджело, не осталась мне чуждой. Микеланджело не пошел ни по первому, ни по второму пути. Но художник никогда не ограничивался декоративной ролью статуи.
Позже Микеланджело вообще отрицал учёбу у Гирландайо, называя свой талант богоданным. Этот жест символизирует молчание.
Микеланджело полностью подчиняет его форме. Так и фигуры рабов символизируют идеи универсального порядка имеющие общечеловеческое значение. Особенно резок был Микеланджело по отношению к подлизам, хвастунам и нахалам. Так он работал еще за шесть дней до своей смерти над скульптурной группой Оплакивание Христа (Пьета Ронданини).
В борьбу включился и Микеланджело. Здесь антропоцентризм Ренессанса получил свое наиболее яркое и последовательное выражение. Стихи Микеланджело писал не по заказу, а для себя, что называется для души. Если я поработаю день, пишет он в июле 1523 года, то я должен отдыхать четыре. В окружающих Христа фигурах художник передал разные оттенки отчаяния и скорби.
Капелла Медичи представляет собой сравнительно небольшое (11, 011, 0 м) помещение квадратной формы. Этот образ полон трагизма, в нем герой обречен на гибель. И все-таки, как прирожденный скульптор, он не мог от него полностью отказаться.
Капелла Медичи находится в так называемой новой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Он приобрел у Микеланджело его статую Вакха, а также статуи Аполлона и Купидона, до нас не дошедшие. Ее глаза закрыты, в последний раз прощается она со своим сыном.
Тогда Пьеро удалился в Венецию. Их окружают дети иногда рядом изображены и их мужья. 23, 24. Главный акцент он ставит на обрамлении проема ворот с его сильно выработанным рельефом.
Он занимался там в течение одного года. Недаром его любимым материалом была бронза. И действительно, Лев X утверждал, что Микеланджело e terribile, no si pol pratichar con lui (страшен, с ним нельзя иметь дело). 136.
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности. И это приводит к трагической разобщенности образов. Внизу у лестницы сидит мадонна с младенцем на руках (отсюда название рельефа).
Так завершает свой творческий путь один из величайших художников Возрождения. И теперь еще стоит в этой церкви саркофаг, в котором покоятся кости св. Мадонны Микеланджело— «чрезвычайно отстранены, амбивалентные и нездешние»27.
Оно возбудило восторг и изумление многих. По-видимому, Микеланджело приступил к работе над статуями более из страха перед папой, чем из любви к Медичи. Это был символ страданий художника, символ его гражданских горестей и разочарований.
Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Илл. Последний особенно любил его прекрасное произношение и чтение Данте, Петрарки и Боккаччо.
Они называли Микеланджело divino (божественным). Лоренцо Великолепный был очень образованным человеком, прекрасно разбирался в искусстве, сам писал стихи и сразу сумел распознать талант Микеланджело. Первый членился по вертикали колоннами, второй – пилястрами коринфского ордера. Вот таким образом изображение этой битвы в Зале Совета имело свой глубокий политический смысл.
173. Он не любил пускать свои стихи в свет. Членения стены не накладываются на нее в виде декоративной ордерной сетки. Он стал выпрямлять тело Христа и сближать его с фигурой Марии. Так работа над гробницей превратилась для Микеланджело в подлинную трагедию.
Илл. В угловых распалубках, поверхность которых имеет вогнутую форму, мастер разместил еще четыре библейские сцены изображающие чудесное спасение избранного народа от гибели. Статуя Лоренцо Медичи не имеет в себе ничего портретного. Тем самым ей отводится центральное место. Отсюда рождается совсем особый трагизм образа, подчеркнутый незаконченностью статуи.
Илл. Все эти тенденции еще явственнее выступают во фресках, украшающих люнеты. И, хотя о жизни Микеланджело известно довольно много, в ней есть и «белые пятна». Кроме Микеланджело. Продвигаясь от низшего к высшему, художник был призван обобщать свой опыт.
Илл. Лицо Джулиано повернуто в сторону, левая нога отставлена назад. Люди Возрождения воспринимали образ Давида как образ большого гражданственного пафоса.
Почти все фигуры изображены обнаженными, святые лишены нимбов, у ангелов нет крыльев. Илл.
Однако в эту каркасную систему Микеланджело вносит ряд существенных изменений. Он стоит спокойно, уверенный в своей правоте и в грядущей победе. В распалубках расположены фигуры тех предков Христа, которые еще вели кочевой образ жизни. 119, 111. Однако, как всегда, ему удалось переплавить все взятое со стороны в образ удивительной новизны, которому присущи такая мощь и такая энергия, что, кажется, нет силы в мире, которая могла бы противостоять этому юному герою. И тогда полностью раскрываются ее красоты. 17, 18, 19, 20.
Действительность не оправдала их надежд. Наступила пора учения. Входящий в капеллу прежде всего видит над своей головой пьяного Ноя (низшая ступень) и, двигаясь затем по направлению к алтарной стене, постепенно приближается к изображению первых дней творения мира (высшая ступень). Это было сигналом. Антики он знал уже во Флоренции, где видел их в собраниях Медичи и местных коллекционеров.
В этом отношении особенно примечательны его стансы, датируемые до 1534 года (67). Матфея, но тут началась тяжба с Юлием, потребовавшим его возвращения в Рим. Такое чередование контрастирующих фактурных приемов приводит к тому, что зритель ни на мгновение не утрачивает ощущения веса и объема камня из которого резец скульптора как бы извлекает фигуры, наделяя их жизнью и движением. Библейские сцены среднего пояса фланкированы фигурами обнаженных юношей, выполняющими чисто декоративную роль. Более вероятно, что Микеланджело собирался увенчать собор св.
Он умер восьмидесяти девяти лет, прожив почти столь же долгую жизнь, как и Тициан. Это произведение Микеланджело также хранится во дворце музея Буонарроти во Флоренции (голова фавна – в галерее Уффици).
Илл. В сцене Сотворение Евы бог впервые выступает как главное действующее лицо. Подесту – отца звали ди Людовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. На стороне одного была безмерная власть, на стороне другого гений. Илл.
Это нередко приводило к необходимости надставки отдельных кусков камня. Первым возвестил опасность Манно Донати, увидевший приближавшееся пизанское войско. С папским двором Микеланджело в этот первый свой приезд в Рим не имел никаких отношений. 164. Здесь она была призвана символизировать свободу республики.
33, 34. Ему угрожала вскоре встреча с Пьеро Медичи. Кверху рельеф гробниц убывает, облегчая переход ко второй зоне, где нет никаких пластических украшений и тяжелых членений и где по замыслу Микеланджело люнеты должны были быть расписаны (мастер собирался изобразить здесь воскресение Христа и две сцены из истории о медном змии).
Статуя Мадонны стоит на высоком постаменте, около входной стены. Если никто из ученых не сомневается в ренессансном характере микеланджеловского искусства примерно до 1530 года, то средний и поздний период его творчества многие исследователи (как, например, Гурлитт, Вёльфлин, Шмарзов, Дворжак, Д. Фрей) склонны целиком связывать со стилем барокко. С весны 1501 до марта 1505 года Микеланджело живет во Флоренции.
Для Капеллы Медичи Микеланджело изваял еще две статуи – Мадонны и опустившегося на корточки мальчика (Эрмитаж). Илл. 81-84. Как прирожденный скульптор, он мыслил пластическими, замкнутыми в себе образами. Этим же периодом датируется великолепная статуя Аполлона, хранящаяся в Барджелло. Последняя осталась незаконченной (кроме фигуры Христа, которая, однако, лишена полировки).
Для Микеланджело первое пятилетие XVI века было временем большого творческого подъема. 25, 26. Наоборот, в лагере маньеристов, архитектурные работы Микеланджело вызывали бурю восторгов. Прежде всего он ставит себе задачей вытянуть по вертикали всю архитектурную композицию интерьера, чтобы он казался более стройным и высоким. Мастер умело использует контрапост, призванный усилить активность тела.
К его двору стекаются со всех концов Италии лучшие из ее художников, гуманистов, ученых. Микеланджело как бы наделяет его своей собственной творческой страстью. Колористическая гамма отличается нарочитой скупостью и аскетизмом.
Илл.
В иконографическом плане роспись потолка и люнет является логическим дополнением к более ранней росписи стен иллюстрировавшей библейскую историю искупления человечества sub lege (сцены из жизни Моисея на левой стене) и sub gratia (сцены из жизни Христа на правой). Он полностью отказывается от какой-либо характеристики конкретной среды. Практическое осуществление проекта падает на 40-80-е годы, причем с 1563 года в работу активно включился Джакомо делла Порта, целиком основывавшийся на микеланджеловском проекте. Между тем Савонарола учредил во Флоренции народное собрание (Consiglio Grande) и, когда в прежнем дворце разрушены были комнаты и устроен зал на две тысячи человек, Микеланджело оказался в числе художников, призванных построить алтарь и украсить зал священной живописью и архитектурой. Но все усилия напрасны. Для Виттории Колонна художник сделал еще два рисунка, до нас, к сожалению, недошедших (Христос и самаритянка и Моление о чаше). Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря.
Отныне изобразительное искусство (скульптура и живопись) утрачивает для него свою привлекательность, поскольку их чувственный язык вступает в противоречие с его новым пониманием одухотворенности. Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. Илл. Илл.
Он неизменно наделял ее глубоким внутренним смыслом. Все пропорции приземистые, купол – мощный и тяжелый. Внизу, по той же оси, размещена ниша с водоемом, фланкированным фигурами речных божеств. Этот Лоренцо заказал Микеланджело статую юного Иоанна Крестителя. 150. Поза мадонны будто расслабленная, что подчеркнуто скрещенными ногами.
Пейзаж пустынен и гол. Поначалу предполагалось воздвигнуть в центре капеллы свободно стоящую гробницу. Ни Лоренцо, ни духовные враги его, даже сам папа – никто не смел поднять на него руку. К Марии льнет сонный ребёнок, правая ручка которого заброшена за спину. В Риме Микеланджело вращался главным образом в кругу флорентийских эмигрантов, убежденных политических противников герцога Козимо Медичи.
У ног Христа, справа, восседает на облаке св. О том, как мало гордый дух Микеланджело склонялся пред авторитетом, свидетельствует то, что он не остановился даже перед языческим сюжетом и сделал в это время из мрамора своего «Спящего амура». Илл.
146-148. Илл. Иначе говоря, он переносил из пластики в живопись статуарные мотивы. Возможно, что данный шаг Юлия был продиктован слухами о том, что Микеленджело собирается уехать в Турцию (мастер действительно вел такие переговоры с проживавшим при дворе турецкого султана Томмазо ди Тольфо, которого он встретил в доме Джаноццо Сальвиати во Флоренции).
Илл. Недаром эта статуя пользовалась такой широкой популярностью среди маньеристов. Христос, подъявший в грозном жесте правую руку, скорее походит на Зевса Громовержца, чем на христианского бога. Флейта становится каким-то ужасным призраком в его жизни. Их начальник, капитан Галеотто Малатеста, еще не оправившийся от лихорадки, крепко спал. Они оставили огромное наследство будущим векам, но со смертью их угасло Возрождение.
Но плата за обеспеченность художника была дорогой. Liberta. » народ забросал его и свиту камнями.
Но у него, как и у всех флорентинцев, было одно огромное преимущество.
Только в двух случаях ему не удалось осуществить то, что он задумал (фасад Сан Лоренцо и гробница Юлия), но это уже не зависело от него. Илл. Художник не хотел, чтоб грядущие поколения ощутили бы пот его работы.
Граждане состязались в общественных играх, гимнастике и беге. Он членит стены по вертикали канеллированными коринфскими пилястрами, он отделяет с помощью карнизов одну зону от другой, он прибегает к излюбленному Брунеллески сопоставлению белой стены с темно-серыми членениями (pietra serena). На рубеже XV и XVI веков этот процесс только начинался. Он заменяет их характерами, которым присуща поистине шекспировская сила обобщения.
С годами эти трагические ноты зазвучат все настойчивее в творчестве художника. Даже тяжелый вздох, вырывающийся из полуоткрытых уст, мгновенно гаснет.
Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Илл. Как известно, мастер предпочитал, чтобы его статуя рассматривалась при движении по дуге.
Против этого варианта и выступил со всей присущей ему страстностью Микеланджело. Мысль о смерти, – пишет он, – которая по природе своей разрушительна, порождает чудо, сохраняя тех, кто становится к ней причастным, поскольку она ограждает их ото всех людских страстей. По собственным его словам, все его несчастия проистекали per non mi esser saputo governare (от неумения владеть самим собою). Neri di Bicci) и др.
Фигура Адама погружена в тень, фигура Евы ярко освещена. Микеланджело собирался их разместить перед пилястрами (статую Умирающего раба скульптор хотел поставить перед центральным левым пилястром). Со стороны фасада стены оставлены почти гладкими, они расчленены лишь тонкими пилястрами. 140, 141. Гробницы Медичи были для 20 – начала 30-х годов главным произведением Микеланджело. Микеланджело Буонарроти, полное имя Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni 6 марта 1475, Капрезе— 18 февраля 1564, Рим)— итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.
Левая рука победителя и фигура побежденного остались незаконченными. Странно и то, что Микеланджело не платил за обучение, но сам получал заработную плату. Другие (как, например, В. Фридлендер, Пиндер, Певзнер) идут еще дальше и рассматривают зрелые и поздние произведения мастера как относящиеся к маньеристическому направлению.
Ряд современных ученых склоняются толковать их в плане учения новоплатоников о теле как темнице души. Современники же почти не знали их совсем. Фигура погружается в сон. Локальные рамки Флоренции становились ему слишком тесными. 134.
Зеркальный свод Сикстинской капеллы Микеланджело расчленил на три пояса. Глубокий старик, он пережил на 45 лет своего старшего современника Леонардо и на 44 года младшего собрата Рафаэля. Можно было бы без труда продолжить перечисление этих контрастов.
И как раз в таком положении оказался Микеланджело, когда он попал в Рим. 39. 48-55. Понимая ее неизбежность, он всячески стремился подготовить себя к ее мудрому приятию.
Стены длинного зала (46, 2 м) расчленены пилястрами большого ордера, обрамления окон простые и строгие, заполнения много легче обрамления, благодаря чему полностью отсутствует конфликтная борьба сил. Они спаслись изгнанием от тюрьмы и жили во Франции. И тут происходит непонятная история, возможно спровоцированная Малатеста Бальоне, сыгравшим в дальнейшем предательскую роль.
130. Первое из них – знаменитая Мадонна Дони в Уффици. Трудность своего характера осознавал и сам художник. «Рука Провидения видна во всем в жизни великого человека».
Лучше всего фигура Марии и особенно ее лицо воспринимаются с фронтальной точки зрения. Флорентийцы изгнали наконец последнего. Он предлагал выполнить статуи для гробницы во Флоренции.
Фигура дана не в движении, как у Бернини, а в состоянии покоя. Таким образом, мы имеем здесь четыре пространственные зоны. Но именно к этим маленьким людям к этим не оперившимся еще garzoni он проявлял и величайшую доброту, щедро их одаривая своими произведениями и золотыми дукатами.
Эта же идея положена в основу и крайнего левого наброска на том же оксфордском рисунке. Несмотря на то, что Микеланджело пользуется низким рельефом (rilievo schiacciato), он достигает такой пластической насыщенности формы, равную которой можно найти лишь в античной скульптуре.
Предельно напряжены все мускулы, еще одно усилие и оковы будут разорваны. Сейчас известно, что венецианские купцы предлагали Синьории 20 тысяч дукатов (около ста тысяч рублей) за содержимое этого костра. Один за другим умирали его близкие, его друзья, его сверстники, а он продолжал жить.
Саркофаг гробницы Джулиано Микеланджело украсил фигурами Дня и Ночи. Последняя сделалась в его руках могучим орудием для выражения глубоко личных эмоций. Он действует только словом. «Я сделал большие успехи в проклятой игре на флейте», – пишет он приятелю.
Илл. Его слово было законом и тысячи человек, как один, шли за ним исполняя все его веления. Илл. По многим параметрам она отступает от церковных канонов.
Для художника фигуры рабов были прежде всего элементами архитектурной композиции. Советская наука занимает в этом вопросе твердую и ясную позицию. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них. В ней есть какая-то особая интимность и не совсем обычная для Микеланджело мечтательность. Все это придает его архитектуре величественный характер. 8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор.
В них хотели усматривать отражение и представлений о вселенной (Варки) и мыслей о всепожирающем времени (Кондиви) и скорби по случаю утраты Флоренцией свободы (Гийом и Оливье) и ненависти к тирании Медичи (Никколини) и гимнов Амвросия (Брокхауз) и карнавальных песен XV в. (Штейнман) и платоновского Федона (Ури) и философских концепций новоплатоников (Борински, Тольнаи, Панофски). Враги Микеланджело, объединившиеся вокруг Витрувианской Академии в Риме (1542), характеризовали его архитектурные формы как ублюдки античных ордеров, а его восприятие архитектуры в целом как чисто варварское. Для него гуманизм был не голой словесной программой, а сущностью всего его образа мыслей.
С замечательным искусством воплощена в нем идея жертвенности. Сидящая на земле Мария принимает от Иосифа в свои мощные мускулистые руки младенца Христа.
Не успел еще змий-искуситель вручить Еве плод, как ангел уже изгоняет прародителей из рая. И стоит только сравнить грубо намеченную голову Дня с овеянной тонкой дымкой головой Вечера и доведенной до полной законченности и отполированной головой Утра, чтобы понять, сколь разнообразными техническими приемами владел мастер. Работа была тем более тяжелой, что в основном мастер осуществил ее собственноручно.
Микеланджело изобразил святое семейство в рост, чего обычно избегали кваттрочентистские художники. Гораздо более творчески подошли к его наследию мастера барочной эпохи. Вот таким образом искусство Микеланджело является, одновременно и трагическим эпилогом Возрождения. Таковы, в частности, фрески Капеллы Паолина в Ватикане. Стремление найти это утраченное ощущение счастья в симбиотическом сочетании с грудью было мощной движущей силой для Микеланджело, на что намекают и шутки про кормилицу, приведённые в Вазари и Кондиви»27. Мы видим здесь тех, кто предсказал явление Христа в мир.
3, 4. Господь призовет его на суд. Оно учило отличать ложный пафос от подлинного героизма.
Центром идущего по кругу движения Микеланджело делает фигуру Христа. С ним были связаны многие исторические события и легенды древнего Рима, напоминавшие о великом прошлом Италии и его нередко называли caput mundi (главой мира). 110, 112. В начале своего творческого пути Микеланджело выступает, прежде всего, как скульптор. В этом плане античное наследие обладало для Микеланджело большой притягательной силой.
Таким представил его и Микеланджело. Создавая их, он больше интересовался пластическими эффектами, нежели пространственными. Перед нами народный трибун, умный, решительный, волевой. Карнавал 1495 года обратился в новый учрежденный им невиданный праздник.
Она задумчива, полна благородства и тихого величия. Быстро нараставшей феодальной реакции сопутствовала не отделимая от нее контрреформация. Под пропорцией они понимают точное соответствие формы идее. Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие.
Первая из них изображает Победу (возможно, что она была предназначена для постановки в нижней левой нише). Вот, собственно, все, что просочилось наружу. Илл. В обработке мрамора Микеланджело использовал полировку (торс, ноги, волосы) и более свободную фактуру (лицо), где применена троянка. Савонарола, Данте, Микеланджело, напротив, всеми фибрами своего существа принадлежат своему народу и живому организму человечества. 79, 142.
Змий и ангел, грех и расплата за него являются как бы ветвями одного древа. Самой удачной среди трех статуй можно считать фигуру коленопреклоненного ангела, полную совсем особого очарования. Фигура Адама, погруженного в глубокий сон, выражает полнейшее бессилие и инертность.
По контрасту с фасадом стены интерьера обладают богатой системой членений (фланкирующие ниши полуколонны первой зоны, обрамляющие ниши-табернакли, полуколонны второго пояса, сложные по ритму кассеты купола), которая подчеркивает устремление основных линий к венчающему купол фонарю. Он боготворил Данте и любил Петрарку.
Эту постыдную работу продолжали и позднее. Современников поражали его скромность и непритязательность в быту. За этим договором последовало еще три контракта (1525-1526, 1532, 1542), до неузнаваемости исказивших замысел 1505 года. Роспись потолка Сикстинской капеллы – одна из вершин всего ренессансного искусства. 13, 14, 15.
Илл. И чем внимательнее вглядываешься в общую композицию фрески, тем настойчивее рождается ощущение, будто перед тобой огромное вращающееся колесо фортуны, вовлекающее в свой стремительный бег все новые и новые человеческие жизни, ни одна из которых не может избегнуть фатума. Мать нежно прикрывает головку любимого ребёнка, чтобы не разбудить его. Художник увидел в нем претворенный в кровь и плоть свой собственный идеал прекрасного.
По-видимому, это была статуя Вакха. Как всегда, Микеланджело разрабатывал проект собора св. 36.
Среди самых известных его скульптурных работ — «Давид», «Бахус», «Пьета», статуи «Моисея», «Лии» и «Рахили» для гробницы папы Юлия II. Микеланджело почти не знал развлечений юноши его лет. Его первый рельеф «Мадонна у лестницы» (1489-1492, Флоренция, Музей Буонарроти), высеченный им в мраморе, когда ему было едва шестнадцать лет, отличается от произведений предшественников пластической мощью образов, подчеркнутой серьезностью трактовки сотни раз использованной темы. И вновь Микеланджело побоялся возвращаться в Рим. Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец.
Уже в глубокой старости Микеланджело выполнил еще два архитектурных проекта. И в Страшном суде дает о себе знать своеобразие пластического мышления Микеланджело. В каждой люнете художник размещает сцену из оседлого образа жизни.
Микеланджело прежде всего – характер. Илл. Илл. Мы вплотную сталкиваемся здесь с проблемой незаконченного (nоn finito), вокруг которой уже издавна идут споры среди исследователей творчества Микеланджело.
Так между психическим и физическим движением устанавливалась теснейшая причинная связь. Столь же слепо идет навстречу безжалостной судьбе Адам. Илл. Это были Луиджи дель Риччо, Донато Джаннотти, Роберто Строцци, кардинал Ридольфи. Дети не радуют родителей, а, скорее, вселяют в их души тревогу за будущее. Мария не держит младенца на руках, он стоит, обхватив левой рукой ее колено.
Внезапно раздался крик: мы пропали. В его порывистом движении удачно выражена шаловливость не знающего удержа ребенка. В одном из своих писем (к Бартоломео Ферратини. ) он писал: кто отступил от плана Браманте, как это сделал Сангалло, отступил и от истины. Пророчество относилось к сыну. 92, 93, 94.
Невольно кажется, что фигуры ведут безнадежную борьбу. В мыслях о смерти он хочет обрести точку внутренней опоры. Мария кормит грудью сидящего верхом на ее коленях младенца.
75-78.
В них Микеланджело отдал дань своему увлечению работами известного сиенского скульптора Якопо делла Кверча (1374-1438), декорировавшего великолепными рельефами портал церкви Сан Петрониов Болонье. Илл. С этой целью Микеланджело поехал в Каррару, где он провел восемь месяцев (с апреля до декабря 1505 года). Одновременно он отказался от сильного наклона обеих голов.
В зодчестве его более всего привлекала анатомия (иначе говоря, костяк и мышцы, выраженные с помощью членений), а не число и геометрия, единство нервной и мускульной системы, а не простой внешний облик здания. Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII).
Илл. Но роспись обладает и другим аспектом. Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Местом для постановки мавзолея Микеланджело избрал хор собора св.
Глаза закрыты, голова закинута назад, левая рука пытается ее поддержать, правая прикасается к груди, в которой сердце уже перестает биться, ноги подкашиваются, еще несколько мгновений и фигура бессильно сползет вниз, погруженная в небытие. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». Илл. Вот почему он приравнивал часто постройки не к идеальным пропорциям человеческого тела, как это делали кваттрочентисты, а к его функциям.
По настоянию отца он поступил в латинскую школу Франческо да Урбино. Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Между тем Микеланджело стал членом семьи Альдовранди. 155, 156. Все обнаженные фигуры безжалостно изгнаны, женские гермы заменены мужскими и притом тщательно облаченными в одеяния.
Эти переливающиеся краски как бы чеканят форму, обладающую крепостью и весом камня. 16. Зато вид группы справа мало удачен. Колорит фресок построен на неярких красках, преобладает общий серебристый тон. Кверча был художником, близким по духу Микеланджело. Только тогда пластика заговорит своим языком, трагическим и сильным.
170. Тело бессильно сползает вниз и все попытки удержать его кажутся безнадежными. Ее прекрасная фигура дышит чувственностью, в непринужденной позе и повелительном жесте есть величие античной богини.
Первоначально оно было предназначено для украшения контрфорса флорентийского собора. В семье знаменитых людей он один из тех, которым не современники и не история только дают название «великих», но характер которых сам по себе вызывает изумление и почти божественное почитание. Тогда особенно явственно выступает многопланность композиции.
Очень своеобразно трактует Микеланджело пейзаж. 106, 113. Всю левую часть барельефа занимают тяжелые лестничные ступени. В Болонье Микеланджело тщательно изучал творения Данте, Петрарки и Боккаччо.
Петра. Ради этого он не боялся жертвовать внешним изяществом формы, столь ценимым его современниками. Благодаря великолепной светотеневой моделировке и обилию уводящих вглубь линий (ноги и левая рука Марии, левое плечо Иосифа и правая рука Христа), группа кажется как бы высеченной из камня кубической формы.
Об очевидности этого подражания писал и Вазари: «Микеланджело, будучи ещё молодым, пытался подражать манере Донателло и имел в этом успех, так как эта Мадонна кажется настоящим произведением Донателло, за исключением лишь того, что в ней больше грации и четкости рисунка»25. Не имея крупных заказов в своем родном городе, Микеланджело вновь решает его покинуть, на этот раз направляя свои стопы в Рим, куда он приехал 25 июня 1496 года и где пробыл до весны 1501.
Илл. В них художник поставил себе целью выразить сверхчеловеческую мощь и все то нравственно высокое и героическое, что его всегда так привлекало в жизни и в искусстве. В трех милях от Флоренции лежит в горах селение Сеттиньяно.
Обо всем этом он рассказал нам в своих последних стихотворениях, поражающих чисто философской глубиной содержания и совсем особой выразительностью поэтического строя, в котором каждое слово обладает весомостью камня. Моисей восседает в торжественной позе.
Имя Виттории Колонна, знаменитой «дочери Возрождения», окружено целым рядом славных имен ученых, поэтов и мучеников. 184. 114, 115.
Свидание состоялось 29 ноября 1506 года в Палаццо деи Седичи. В двух дошедших до нас планах, выполненных мастером в 1559-1560 гг., четко намечены основные оси: две оси перекрещиваются под прямым углом (), две – под косым (). Таков, несомненно, был его основной замысел.
Слева мы видим райский сад. Живописный язык Микеланджело достигает полной зрелости. Эти сведения, сообщаемые Вазари и Кондиви, вполне правдоподобны. Год, который он прожил без нее в Пизе, «показался ему раем». Совсем необычен иконографический тип Мадонны.
И этой же цели служит цвет. Отец его был подеста в Капрезе и в Кьюзи, а позднее – управляющим флорентинской таможней. Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов).
Этот необычайный мотив движения сообщает фигуре огромную внутреннюю динамику. Илл. 109, 111.
Это два составных звена единой архитектурной концепции. С этой целью сакристия получила надстройку (еще до того, как Микеланджело приступил к работе). Это был необратимый процесс, обусловленный наступлением феодальной реакции. Здесь явно дают о себе знать отголоски титанических образов Сикстинской капеллы.
Последние двадцать лет своей жизни Микеланджело мало занимался скульптурой и живописью. Петра, с чем папа был полностью согласен. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора. На самом же деле между ними лежала бездна.
Он собирается встать, чтобы обратиться с речью к войску. Нетрудно привести ряд других аналогичных фактов. Он откинулся назад он более не хочет победы, он ее презирает.
Охваченный страхом, художник бежал 21 сентября из Флоренции по направлению к Венеции.
Но на этом движении лежит печать мучительной скованности. Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. По своей жизнеутверждающей силе фигуры нагих юношей принадлежат к числу наиболее ренессансных образов Микеланджело.
56-71). Но их неизменно отличает изумительная глубина мысли, для выражения которой Микеланджело находит нужные слова, простые и сильные и в то же время звучащие совсем по-новому. Но на этой коже, содранной с живого человека, он написал свой портрет. Скажите ему – я здесь пришлец, он – гражданин, но я останусь, а он уйдет».
Все эти вещи не принадлежат к числу лучших творений мастера. Илл. Здесь все полно бьющей через край энергии и бурного движения. Микеланджело обыграл здесь с замечательным искусством контраст между предчувствующей грядущую трагедию матерью и беззаботным ребенком.
Это должно было быть свободно стоящее (а не прислоненное к стене) сооружение, украшенное сорока статуями более чем в человеческий рост и множеством рельефов. 158, 159. Такой трактовкой Микеланджело достигает соподчиненности боковых дворцов главному. все члены изменяются по ширине и длине во время движения. Это, конечно, не так. Непонятно, например, где, как и когда он прекрасно овладел художественной техникой.
Илл. Три года напряженнейшей работы пропали даром. Но в это время он работал и над другими вещами: над статуей Христа для римской церкви Санта Мария Сопра Минерва (1519-1520), являющейся одной из наименее удачных работ скульптора, к тому же испорченной его учениками над не дошедшими до нас картонами для трех картин (Леда, 1529-1530 Не тронь меня, 1531 Венера и Купидон, 1532-1533) над моделями неосуществленной скульптурной группы (Геркулес и Как либо Самсон и филистимляне), предназначенной для постановки на Пьяцца делла Синьория (1528, около 1530 сохранились одни подготовительные наброски и глиняная модель в Каза Буонарроти) над эскизами на тему Воскресения Христа (1525-1533). Эпоха контрреформации наложила на нее свою тяжелую нивелирующую печать.
В результате они предстают зрителю трагически одинокими. В годы своей дружбы с Витторией Колонна (1536/38-1547) Микеланджело подарил ей ряд рисунков, выполненных в очень тщательной манере.
Поверх окон образуются полукружия (люнеты), отделенные друг от друга пятами сферических треугольников (распалубок). В стихотворении, озаглавленном К Джованни, тому именно, который из Пистойи, Микеланджело описал в иронических тонах, как трудно ему приходилось, когда годами лежа на спине он выполнял свои фрески, принимая самые невероятные положения и захлебываясь от капавшей на лицо краски. Это должно было быть Положение во гроб мертвого Христа поддерживали сначала две фигуры, а затем одна, причем композиция имела подчеркнуто фронтальный характер и обладала замкнутым контуром. Илл. И в ней поверхность камня доведена до высшей степени завершенности.
Растет и ширится волна религиозной нетерпимости. Визг пилы, шум и звон молота заменяли Микеланджело колыбельные песни. Фоном служат большие чаны, а слева, на втором плане, зритель видит фигуру Ноя, обреченного обрабатывать бесплодную землю (эта фигура была написана без предварительного картона).
Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора. «Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. Затем борьба с не менее строптивым Юлием II.
В этом плане образ Давида является самым характерным творением молодого Микеланджело. В частности, среди наиболее известных картин художников Флоренции периода Протовозрождения и раннего Возрождения является «Богоматерь с младенцем и двумя ангелами» Франческо Пезеллино (итал. Francesco Pesellino), «Богородица с младенцем» Филиппино Липпи, «Мадонна Магнификат» Сандро Боттичелли, «Богородица» Нери ди Биччи (итал. Микеланджело отказался от фронтального ракурса. Его страдания – те же, что страдания скованного Прометея.
131, 132. Но для достижения нужных ему пластических эффектов он не считал полировку обязательной. Подобно отцу, Пьеро окружал себя избранными людьми, учреждал диспуты «об истинной дружбе» в Санта-Мария дель Фьоре и назначал в награду победителю серебряный венок, но он поступал так, сознавая лишь, что этому обязан дом Медичи своим возвышением. Последняя распадается на отдельные звенья (две больших группы переднего плана, ладья и ковчег), слабо друг с другом связанные.
Поверхность барельефа «Мадонна у лестницы» тщательно зашлифованы, чем отличается от другого его раннего произведения «Битва кентавров». Вероятно, около 1485 года Микеланджело переехал во Флоренцию. И не случайно у его ног изображена обезьяна, символизирующая зло. И этому оно учит и нас.
Как обычно, Микеланджело не дает портретных изображений. В этих условиях Микеланджело решил временно покинуть свой родной город. Илл. Как бы стремясь подчеркнуть, что наступают сумерки, когда все предметы кажутся подернутыми дымкой, Микеланджело сознательно оставил незаконченными лицо, руки и ноги. Обычно изменение какой-либо одной части неизбежно влекло за собой изменение другой. Илл. Необычна для Микеланджело и многоаспектность фигуры.
185, 186. По окончании росписи мастер вновь принялся за работу над статуями для гробницы Юлия II.
Илл. Католическая церковь, напуганная широкими реформационными движениями, понимала неотвратимость пересмотра своих старых позиций. К тому же начали сгущаться тучи на политическом горизонте Флоренции. Илл.
Большинство украшающих гробницу статуй (Рахиль, Лия, Мадонна, Пророк, Сивилла, портрет Юлия II) завершено либо полностью выполнено не самим мастером, а его учениками (Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и др. ), архитектурная же композиция гробницы выглядит холодной и пустой. Скала отождествлялась в его сознании с гигантской глыбой, нуждавшейся в резце скульптора. В нем не было ни тени барственности, ни малейшего намека на сибаритство.
Илл. Вместо портретно трактованных лиц он дает героизированные типы, в которых нет ничего индивидуального, вместо одетых в современные ему костюмы фигур – либо прекрасное нагое тело, либо античного характера драпировки, ниспадающие спокойными, благородными складками. Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек». В ней много усеченных слов и вводных речений, расстановка предложений отличается большой сложностью, широко применяются переносы строк.
В отличие от большинства стариков, обычно растрачивающих последние запасы своей жизненной энергии на мелкие, суетные дела, Микеланджело думал лишь о большом и важном – о жизни и смерти, о любви и страдании, о добре и зле, о боге и о спасении своей души. Одновременно ликвидируются все демократические завоевания ренессансной эпохи: с начала 40-х годов начинается систематическое преследование наиболее прогрессивно мысливших гуманистов (Окино, Верджерио, кардинала Мороне и др. ), в 1542 году основывается в Риме конгрегация святой инквизиции, в 1543 году вводится цензура. Тень от тяжелого шлема падает на лицо, как бы подчеркивая тяжесть мыслей.
Лоренцо суждено было уйти раньше Савонаролы, но не из города, а из этого мира. «Скажите Лоренцо Медичи, – говорил он, – пусть обратит он взор на себя. Его крепкая, мужественная фигура полна энергии. Он сам отбирал в каменоломнях Каррары нужные ему сорта мрамора. Еще в 1546 году он выполнил глиняную модель.
Ева послушно следует слову творца. И здесь она выступает провидицей трагической судьбы своего сына. В заключение он выражает надежду, что Господь пошлет на землю своих святых, дабы они низвергли эти идолы. Все это настраивало Микеланджело на пессимистический лад и в одном из своих писем он пишет: вино тут дорогое и неважное, как и все остальное, а жизнь тут плохая. Илл. При такой обработке карниза последний воспринимается как набухающая масса самой стены. Ряд фигур остался незавершенным (особенно День), что никак не вредит общему впечатлению, поскольку незаконченное у Микеланджело всегда обладает своей, совсем особой выразительностью.
Зато лирика и архитектура все больше привлекают к себе внимание художника. 47. Вот к этой истине молодые художники и могли приобщиться изучая картон Микеланджело. Недаром уже в XVI веке острые на язык флорентинцы называли статую il Pensieroso (задумчивый).
Гигантская фигура Саваофа дана борящейся с хаосом. Фигуры Лоренцо и Джулиано, несомненно, задуманы по контрасту. Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Выражение ее молодого лица серьезно и сосредоточенно.
Илл. А воля художника была поистине безмерна. Илл.
И, наконец, в распалубках и люнетах изображены многочисленные предки Христа. Микеланджело трактует Марию как провидицу своей трагической судьбы. Папа Лев X захотел создать для более молодых членов семьи фамильный склеп. Для Микеланджело архитектура была средством выражения больших героических идей.
149. Саваоф выступает здесь в состоянии творческого экстаза, никем и ничем не ограниченного. 80.
Искусно скомпонованная фигура Христа приглашает зрителя к обходу вокруг статуи. Первое из них, ныне хранящееся в Барджелло, было выполнено для Бартоломео Питти. Медичи пробовали бросать деньги черни в предместьях города, – им отвечали каменьями.
Они свободно перекочевывали из города в город в поисках работы и покровителей. Жизнь Микеланджело была трудной. Статуя осталась незаконченной. Фигура Лоренцо отмечена печатью удивительного благородства.
Хотя Микеланджело отдал известную дань обоим этим направлениям, в лучших своих стихах он подымается на такие поэтические высоты, которые были не по плечу его современникам. 7 мая 1527 года испанские войска взяли Рим и подвергли город страшному разграблению. По началу художник не имел собственной мастерской и был сильно ограничен в средствах.
Первыми использовали его маньеристы, но использовали не на пользу, а во вред искусству. Чем старее становился Микеланджело, тем чаще навещали его мысли о смерти. Очень свободно трактованы также все лица и одеяния, лишенные полировки.
Как прирожденный скульптор, Микеланджело замечательно чувствует материал. Открытие статуи состоялось 18 марта 1508 года. Илл. Арсенал его технических приемов был безмерно богат.
Взгляд бога обращен на чашу с вином. Отец взял его из мастерской Бандинелли, где он делал большие успехи и «снова, к величайшей своей горести, он принужден был приняться за флейту и не оставлял ее до 15 лет». Кто хочет найти себя и насладиться собою, тот не должен искать развлечений и удовольствий. Мы видим усталых матерей, сидящих прямо на земле.
В сцене Опьянение Ноя художник изобразил надругательство Хама над своим отцом. В Восставшем рабе с необычайным искусством выражено страстное томление по свободе. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики. Небольшой вестибюль (9, 510, 5 м) заполнен расширяющейся книзу лестницей с тремя маршами.
Поэзия зрелого Микеланджело порою трудна для понимания и особенно трудна для перевода. В ученики к Гирландайо он поступил на несколько лет позже, чем это было принято. Петра, возведенный по проекту Бернардо Роселлино. В его представлении не было никакой разницы между скульптором и каменотесом. Илл.
Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. Мария задумчива, она предчувствует свою трагическую судьбу и знает, что ждет её сына9. С криками «Liberta. 177, 178. Этот образ героического Сомнения, эта Победа со сломанными крыльями.
Статуя Умирающего раба – одно из совершеннейших творений Микеланджело. В свите Карла VIII вернулись они во Флоренцию и спокойно основались здесь, приняв фамилию Пополани. Эрик Шильяно приводит мнение психиатра Роберта Либерта (англ. Robert S. Liebert), который считал, что барельеф «является собирательным образом кормилицы и биологической матери Микеланджело, который был навсегда утрачен для него. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Ему жалко расставаться с плотскими благами (295), земные утехи продолжают казаться ему милыми, хотя он уже глубокий старик и всем своим существом ощущает приближение смерти (300). 167.
5, 6. Мария, держащая на коленях мертвого Христа изображена здесь не по летам молодой. Как творец нового искусства он заслуживает название Прометея XVI века.
Их он терпеть не мог и не щадил. Иной характер и иной темперамент воплощены в фигуре Джулиано, также лишенной и намека на портретную трактовку.
Роспись люнет была выполнена последней (с октября 1511 по октябрь 1512 г. ), когда быстро развертывавшиеся политические и военные события приближались к своему трагическому финалу. После смерти Юлия 21 февраля 1513 года к власти пришел Лев X (из дома Медичи). Было бы наивно усматривать в росписи Сикстинского потолка прямое отражение этих событий. Распятого головой вниз апостола окружают палачи, солдаты и ближайшие его ученики и последователи.
В действительности оно так и получилось. Пламенные речи Савонаролы предвозвещали свободу.
21, 22. Пилястры и карниз нижней зоны служат рамкой для гробниц. В самом раннем варианте проекта Микеланджело еще находился под влиянием Джулиано да Сангалло.
В 1547 году мастер выполнил проект карниза, среднего окна фасада и второго и третьего этажей двора. Работая над гробницами Капеллы Медичи, Микеланджело крайне тщательно готовился к реализации своего замысла. А его друг Берни сказал о нем проще, но намного выразительнее: он говорит вещи, вы же говорите слова (egli dice cose, e voi dite parole). Илл. К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). Однако и здесь царит дух отчужденности.
Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». И здесь бог изображен в активном действии. По улицам Флоренции двигались процессии детей они несли в руках различные принадлежности «мирской суетности»: маски, пестрые костюмы, парики, книги, картины, шкатулки с драгоценностями, карты, кости, мишурные украшения и пр. Скульптором запечатлен момент, когда снятое с креста тело собираются положить во гроб.
Илл. Это было обусловлено классицистическими вкусами маркизы, более всего ценившей в графике rifinito. На языке друга и ближайшего последователя Микеланджело скульптора Винченцо Данти это означает подражание не самой природе, а ее намерениям (intenzioni). Его мировоззрение приобретает трагический характер.
Кавальери художник подарил также ряд своих рисунков на античные темы (Падение Фаэтона, Титий, Ганимед, Вакханалия детей). Илл. Горы книг и статей были написаны об идейном замысле гробниц Медичи.
Недаром они украшали пилястры. Все время приходилось ему преодолевать препятствия. 166, 167. При вести о римской катастрофе Флоренция восстала и вновь прогнала Медичи. И здесь его постигает страшный удар.
Для создания барельефа Микеланджело использовал прием низкого рельефа (итал. rilievo schiacciato), характерный для произведений Донателло24. В сцене Обращение Савла художник резко разграничивает небесную и земную зоны. Он писал их на клочках бумаги, на конвертах, на рисунках. Этот пластический антропоцентризм Микеланджело сумел нейтрализовать в Мадонне Дони, где ему удалось замечательно связать три фигуры переднего плана в единую группу. Отцы и матери чаще всего даны в застылых позах, с грустными, отягощенными заботами лицами, с неподвижным, устремленным в пустоту взором. Следующий этап жизненного пути Микеланджело связан с работой над гробницами Медичи (1520-1533). В скульптуре к этому образу обращались Бернардо Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно (итал. Desiderio da Settignano), Андреа Орканья (итал. Andrea Orcagna), Агостино ди Дуччо (итал. Agostino di Duccio), Бенедетто да Майано, Мино да Фьезоле (итал. Mino da Fiesole) и другие.
Этого никогда не хотели и не могли понять недоброжелатели и завистники художника. Вазари прямо пишет:. Бесконечно прекрасен момент, когда она, удивленно привстав, готова упасть на колени.
В сцене изгнания Ева имеет жалкий вид украдкой оглядываясь, сжавшись вся от холода, стыда и страха, она покидает райский сад, в котором некогда царила. На Капитолийский холм ведет широкая лестница. 30), довольно точно передающая ее общий вид.
С каждой из этих точек зрения она неожиданно раскрывает новые аспекты, поразительные по своему пластическому богатству и выразительности. И хотя в этом замысле все построено на контрастах, единство не нарушается, поскольку мы имеем здесь единство противоположностей.
Причем пропорции он трактует как простое сочетание различных по измерению величин. Доминика статуи Ангела, Петрония и Прокла. Ему не удается объединить фигуры в неразрывные живописные группы.
Сикстинская капелла представляет собой нерасчлененное пространство прямоугольной вытянутой формы (40, 2313, 41 м). Эрмитажная статуя опустившегося на корточки мальчика была, возможно, предназначена для украшения антаблемента неосуществленной парной гробницы Медичи. 116-119. В той или иной мере в него оказались вовлеченными все художники, кроме одного.
К архитектуре Микеланджело подошел как скульптор. В фресках Капеллы Паолина Микеланджело избегает резких светотеневых контрастов.
И весьма показательно, что Микеланджело не примкнул к данному направлению. Если не считать статуи апостола Матфея, то все произведения первого периода, при ярко выраженном драматизме их замысла, связаны с той фазой эпохи Возрождения, когда вера в безграничные возможности человека еще не была поколеблена. 182, 187, 188, 189. Особенно выразительны складки вокруг правой ноги, образующие своеобразную нишу.
Например, деревянная модель собора св. И здесь движение пронизывает всю фигуру, не оставляя инертной ни одну ее часть. Младенец изображён без нимба. Вот таким образом он обычно изображается со своим атрибутом мученичества – с кожей в руках.
Главное место в рельефе принадлежит Мадонне, величавой и серьезной. Образ ее связан с традицией древнеримского искусства. 162. Но какой ценой. Илл. Доменика.
Он стал уже высекать статую св. 107, 108. 99, 101, 102. Илл.
Петра. Есть в «Мадонне у лестницы» и еще одна черта, которая будет характеризовать многие из произведений художника в будущем -- огромная внутренняя наполненность, сосредоточенность, биение жизни при внешнем спокойствии. В немалой степени именно они определяют ту внутреннюю динамику, которая присуща как архитектурному облику всей капеллы, так и украшающим ее статуям. Он терял свою свободу и превращался в придворного мастера, полностью зависевшего от прихоти тех, кому он служил. Уже народ видел в явлениях неба знамения кровавых событий и изгнания Медичи.
Здесь все дышит спокойствием, здесь все приглашает к неторопливому, сосредоточенному раздумью. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. Последняя архитектурная работа Микеланджело – Порта Пиа (1561). Например, для Гиберти одни лишь пропорции составляют красоту. В карнизе он постепенно усиливает рельеф (начиная от фриза через пояс сухариков и шнур перлов к консолям), завершая всю композицию симой. 2.
Оно обогатило его представления о человеческой фигуре и воочию показало ему, какие гигантские возможности таит она в себе для скульптора. Эпоха Возрождения безвозвратно ушла в прошлое. Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Ему не удалось объединить фигуры воинов в единую живописную группу. Здесь он стал жертвой своих заказчиков и тут не могла помочь даже микеланджеловская воля. И всюду Микеланджело выходил победителем.
Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Нимб вокруг его головы подчеркивает, что это— Богоматерь.
174. Здесь все построено на контрастах. Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. 10, 11, 12. Все эти интерпретации несомненно снижают глубину замысла Микеланджело.
«Мадонна у лестницы» выполнена в традиционной для итальянских скульпторов ХV века технике низкого, тонко нюансированного рельефа, напоминающей рельефы Донателло, с которыми его роднит и присутствие младенцев (путти) изображенных на верхних ступенях лестницы. Подобно тому как в своих статуях рабов Микеланджело использовал принцип цикличности, дополняя одну статую другой и таким путем преодолевая вневременность пластического образа, так и в архитектуре он попытался дать своеобразный временной поток, в котором вестибюль немыслим без завершающего его читального зала и читальный зал без предваряющего его вестибюля. С 1534 года Алессандро Медичи стал править с титулом наследственного герцога.
Они утратили волю. Фигуры на саркофагах композиционно объединены с фигурами герцогов по принципу треугольника, но характерно, что вершины этих треугольников (головы герцогов) отнесены в глубь ниши. Но этим роль античного наследия не была исчерпана. 41.
Илл. Далее длительная борьба с его наследниками за осуществление гробницы. Ребёнок был вторым сыном из шести у подесты (городского правителя и судьи) Кьюзи и Капрезе.
Часть из этих рисунков дошла до нас в подлинниках, часть в старых копиях. При папском дворе подвизалась целая группа лиц, настаивавшая на реформе римской церкви. Он происходил из обедневшего знатного флорентийского рода. После Тридентского собора 1545 года развитие пошло совсем иным путем и для индивидуальных религиозных исканий более не осталось никакого места.
Илл. 161. В результате третий этаж выглядит гораздо более нарядным и богатым, чем первый и второй этажи, скованные классической доктриной. Это даёт основание предположить, что он уже обладал определёнными навыками. 160. Поиски абсолютной формы для воплощения идеи прекрасного, обретение которой было следствием долгих и упорных исканий, – вот краеугольный камень всей эстетики флорентийского новоплатонизма.
Тем же, кого он уважал и любил, он был предан до конца жизни. С годами мысль становится все более весомой, а вместе с тем и более трудной для понимания, настойчиво звучат мотивы, почерпнутые из философии флорентийских новоплатоников, усложняется сама поэтическая ткань (обилие усеченных слов, сложные инверсии и т. д. ). Луврские статуи рабов должны были украшать первый этаж гробницы.
73), символизирующая, как и в Божественной комедии Данте, гордыню (superbia). Илл. Илл. Эта статуя украшает алтарь церкви Нотр Дам в Брюгге.
Здесь находилось небольшое поместье дома Буонарроти и отец передал ребенка на руки кормилице, жене одного «скарпеллино» (каменотеса), когда сам он по окончании срока должности подесты Кьюзи и Капрезе вернулся с семьей во Флоренцию. Они ввели его в круг идей платоновской академии и приобщили к той философии флорентийского новоплатонизма, в которой гуманистическое учение о высоком достоинстве и высоком призвании человека своеобразно сочеталось с доктринами позднеантичных новоплатоников и раннехристианских писателей. Лица сделались безличными и застылыми, движения – вялыми и стереотипными. Незабываемое впечатление оставляет распятая на дереве фигура Амана (илл.
Илл. Он победил. Петра со стороны апсид. Он должен думать о смерти.
145. И он решил бежать из Рима, где ему была нанесена жгучая обида. Со смертью Лоренцо Медичи (8 апреля 1492) Микеланджело лишился сильного покровителя.
Это потребовало от него огромного напряжения всех духовных и физических сил. Она закинула ногу на ногу и очень сильно отвела правое плечо назад. В самом деле, приблизилось время, когда в ребенке стал сказываться будущий гений. На нем воинские доспехи, в его руках командорский жезл и монеты – символ власти.
Группа повернута теперь к зрителю тем углом постамента, где находится правая рука Христа. По углам меньших по размерам композиций художник расположил фигуры обнаженных юношей (ignudi), представленных в самых разнообразных позах. Вскоре Микеланджело был принят в группу юных талантов, живших при дворе Лоренцо.
38. Взгляд, которым Аврора встречает наступающий день, полон предчувствий новых страданий.
Работа над статуей была для Микеланджело трудной и тягостной. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда. С замечательным искусством обыгрывал он контраст между нейтральной стеной и активным членением, причем при выполнении последнего всегда отдавал предпочтение камню (травертину) перед стукком и кирпичом. Илл. Когда это отвечало его творческому замыслу, то Микеланджело тщательно полировал камень (как в статуях Утра и Ночи).
Влюбленный в дикий и твердый (alpestra e dura) камень, символизировавший в его глазах мировую материю, Микеланджело не хотел его насиловать и отнимать у него его каменную душу. Илл. Фигура пытается приподняться, опираясь на левую ногу, но движение тотчас же замирает. Илл. Регистр его фактурных приемов был необычайно широк.
Совсем по-иному задуман и трактован образ Вечера.
Только тогда можно по достоинству оценить своеобразие этой неповторимой по своей индивидуальности архитектуры. При достройке внутреннего двора палаццо Фарнезе Микеланджело был связан тем, что второй этаж уже близился к своему завершению и он мог внести в него лишь незначительные изменения (замена чередующихся полукруглых и треугольных фронтонов над окнами только треугольными и незначительное занижение вписанных между полуколоннами глухих арок). Мощная фигура Марии доминирует в композиции.
Отсюда огромная жизнеутверждающая сила созданных им образов. Если он считал это нужным, то полировал мрамор не с меньшей тщательностью, чем Бернини. Поначалу борьба со строптивым отцом. 169. 174. Илл.
97, 98. Здесь поверхность камня обладает неровным характером, порождая эффект тонкой живописной вибрации. И они отрицают раз и навсегда установленную систему пропорций. Это помогало ему сохранять чувство целого. В Болонье Микеланджело создал и несколько скульптурных произведений.
В эти же флорентийские годы возникли и два мраморных тондо. Прославлять человека, ранившего его в самое сердце, не так-то было легко. Женщина сидит и смотрит в сторону, а не на зрителя. С 1528 года он принимал деятельное участие в укреплении города, в 1529 году его назначают governatore generate всех фортификаций. При этом Греко сказал: хороший человек был Микеланджело, но он не умел писать.
Наоборот, они вырастают из стены, образуя вместе с ней единую, неделимую массу. Илл. Петра. Особенно выразительна Мария, прижавшаяся щекой к бессильно поникшей голове Христа. Тем самым выпуклая композиция нейтрализует вогнутость распалубки. Илл.
Здесь мальчика вынянчила дочь каменотеса. Тут столкнулись два сильных характера.
Петра (Музео Петриано). Указательный палец левой руки, опирающейся о шкатулку с драгоценностями, поднесен к губам. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие).
Таким образом, годы работы над статуями гробниц Медичи совпали с годами гибели всех политических и гражданских надежд Микеланджело. Известно, что Микеланджело относился крайне отрицательно к портрету как таковому. Илл. Затем он лепил из глины либо из воска небольшие модели (bozzetti). В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. Это выражается не только в подчеркнуто пластическом характере всех архитектурных деталей гробниц (саркофагов, сдвоенных пилястр, раскрепованных карнизов и аттиков, тяжелых, едва умещающихся на отведенном им месте полукруглых фронтонов над боковыми нишами), но и в том, что мастер не боится перерезать линии обрамления выступающими за их границы частями статуй и архитектуры (ноги Вечера и Ночи, полукруглые фронтоны).
Она буквально потрясает своим величием и своей мощью. Мальчик же, ничего не ведающий, дан в беспечной, мечтательной позе. Мы теперь знаем, почему Юлий отказался от осуществления проекта гробницы. В этом состояло новшество, поскольку Донателло и другие предшественники Микеланджело изображали Давида в момент торжества после победы над гигантом. Юноша готов к бою с превосходящим его по силе врагом. 86-88. Первый камень был заложен 18 апреля 1506 года, на другой день после бегства Микеланджело.
Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). Для гробницы Юлия выполнил Микеланджело в 30-е годы и четыре фигуры рабов, оставшиеся незаконченными (раньше они хранились в гроте Сада Боболи, теперь находятся в флорентинской Академии изящных искусств). Но, прожив 89 лет, Микеланджело намного пережил своих современников. Основным мотивом росписи он решил сделать человеческую фигуру, вписанную в строго упорядоченное архитектурное обрамление. Он избегает детализированной характеристики места.
89-91. Но школярская учеба не привлекала мальчика. 175, 176. И тот, кто не знает, что такое старость, должен терпеливо ждать ее прихода ибо раньше он этого испытать не может.
Илл. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Илл.
Илл.
В 1496-1501 гг. Фигура коренастая, сильная, мужественна. Это были тяжелые годы. К этому же его приглашают и стены, грозно наступающие со всех сторон.
Он принадлежал к древней благородной флорентийской фамилии, правда, сильно обедневшей. С конца 1495 по июнь 1496 года Микеланджело вновь во Флоренции, где он выполнил две небольших статуэтки (юного Крестителя и спящего Купидона), до нас не дошедшие. Вернувшись к идее центрально-купольного сооружения.
122-125. В усталом старческом лице есть какая-то отрешенность от всего земного. Вазари, верный клеврет Козимо, целиком от него зависевший и всячески добивавшийся герцогского благоволения, поставил себе задачей завуалировать конфликт между Козимо и Микеланджело, для чего в жизнеописании художника он прибег к явной фальсификации. Его рука сгибается к плечу.
Но эти великаны уже не в силах противоборствовать судьбе. Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».
Его гений искал более широкого поля деятельности.
В их трактовке Микеланджело достигает невиданной дотоле рельефности и динамики. Постоянно соприкасаясь с видными зодчими своего времени (Браманте, Джулиано да Сангалло Антонио да Сангалло и др. ), мастер постепенно освоил новую и грудную для него профессию, связанную с целым рядом проблем специфически технического порядка. 7, 8. В многофигурной сцене Всемирный потоп встречается множество изумительных по своей пластической выразительности фигур (например, мать с ребенком мужчина, несущий на спине молодую женщину, в чьих глазах написан ужас старик с умирающим юношей на руках и др. ), но здесь Микеланджело не удалось, как и в картоне для Битвы при Кашина, создать целостную живописную композицию.
Илл. Илл. И это понимает только один человек – апостол Петр. 183. В 1547 году была сделана новая деревянная модель, к которой, возможно, восходит гравюра Дюперака (этот французский гравер был страстным поклонником архитектурного творчества Микеланджело, чьи проекты он тщательно воспроизводил в своих гравюрах).
Эта воля счастливо сочеталась у Микеланджело с ясным и глубоким умам, добрым сердцем, богатейшей художественной фантазией, высоко развитым нравственным чувством и редкостным трудолюбием. 86-91. Последняя была предназначена для хора старого собора св. е. уважением классической традиции). На этом Олимпе XVI века, среди полубогов и титанов Средних веков, среди лучших сподвижников прогресса того времени, Микеланджело занимает видное место.
В исполненных им фресках Микеланджело дал историю человечества ante legem (сотворение мира, сцены из жизни Ноя, сивиллы, пророки и предки Христа). это сам Микеланджело и символ всей его жизни.
Разорванный фронтон над дверью перерезает своими углами фланкирующие дверь колонны. Петра. Вытянутая по пропорциям, она отличается особой хрупкостью.
Илл. Илл. Недаром он утверждал, что архитектурные члены зависят от членов тела.
Сам он работал в той тонкой манере, которая восходила к навыкам золотых дел мастеров. И в ней мастер смело порывает с традицией.
Более всего он ценил в ней массу, беспокойную, динамичную, пронизанную движением.
Сопровождая свои слова спокойным жестом, он говорит ей: встань. В угловых распалубках даны еще четыре библейские сцены (Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Аман, Поклонение медному змию). Младенец изображён без нимба. На самом же деле мастер ничего не иллюстрировал, а воплощал в пластических образах мир своих чувств и мыслей, навеянных тем, что его окружало в конкретной действительности и что он не мог как всякий великий художник не отразить в своем творчестве. Эти три фигуры, обладающие огромной пластической выразительностью, завязаны в тугой композиционный узел.
Создавая статую, Микеланджело отправлялся от античных изображений Геркулеса и средневековых аллегорий Силы (Fortitudo). Для раннего периода это самая драматическая по замыслу вещь. 179-181. Тема второго рельефа (Битва кентавров) была навеяна молодому скульптору Анджело Полициано. Она напоминает мощную лавину.
На крышках саркофага гробницы Лоренцо Микеланджело разместил фигуры Утра (aurora) и вечера (crepuscolo).
Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха. В Утре передано мучительное пробуждение от тяжелого сна, сковавшего тело свинцом. И он изобразил ее, но отнюдь не в жанровом плане. Папа обещал художнику не порывать договор на гробницу.
Он даже не дотрагивается до нее. При этом движение лишено всякой скованности. Он полон героизма, полон духовной и физической мощи.
И здесь ясно выступают новые художественные принципы Микеланджело. Но каждый из них и все вместе они совершили переворот в искусстве, продвинув его за пределы всех известных стандартов. Микеланджело был призван и не противоречил, тем более что эта затея пришлась ему по вкусу. Не родился еще такой человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей. Старые источники свидетельствуют, что на восточном фасаде собора и на палаццо Фарнезе были установлены временные деревянные карнизы в размер будущих каменных, дабы позволить Микеланджело внести необходимые исправления.
Если гробницы XV века воспринимаются как искусственное дополнение к архитектуре, то у Микеланджело архитектура и пластика объединены одним замыслом. В двух незаконченных скульптурных группах (Положение во гроб и Оплакивание Христа) Микеланджело дал совсем новое понимание традиционной темы, в которой аскетизм замысла обрел, наконец, адекватные себе формы выражения. Поистине трагическим финалом первого периода творчества является незаконченная статуя апостола Матфея, предвосхищающая зрелый и поздний стиль мастера. К великому сожалению, церковь Сан Джованни деи Фьорентини так и не была построена по замыслу мастера, хотя его проект изобилует совсем новыми архитектурными решениями. В последние десятилетия своей жизни Микеланджело больше всего занимался архитектурой.
.