Чаепитие В Мытищах Перов
В начале 60-х годов Перов создал ряд обличительных жанровых картин: «Проповедь на селе», «Сельский крестный ход на пасхе», «Чаепитие в Мытищах». Картина «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова как раз из таких вещей. Картина Чаепитие в Мытищах была написана Перовым в 1862 году, заказанная художнику администрацией города Мытищи.
Картина Василия Перова Чаепитие в Мытищах, близ Москвы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, Перов, 1862
То ли он проходил мимо, то ли специально зашел сюда на чай —неизвестно. Ничего своего, окромя ряс, не имеют. Слева гамма, включающая красное, розовое, зелёное справа аскетическая, монохромная слева доминантой является чёрное (силуэт монаха усиливается, продолжается в фигуре послушника) справа – тональные отношения светлого, усиливающиеся пятном неба. Ну так как именно жировал художник. Картина «Чаепитие в Мытищах» явно имеет сатирический оттенок.
Использует Перов и чисто пластические, тонально-колористические «иносказания». Так как сан этого священника ниже, за столом пить чай ему еще не положено. Так, слева – в «зоне монаха» – плотные, лоснящиеся, округлые предметы, начиная от медного самовара, круглого чайника и до круглого же живота, надутых щек, обтянутого атласом клобука, красного глиняного кувшина с блестящими боками из которого служанка доливает воду в самовар. И эту особенность дарования Перова почувствовал Достоевский. Таковой явилась и картина «Чаепитие в Мытищах».
Что изображено на картине Перова «Чаепитие вМытищах»: маленькое исследование
В то же время язык, образный строй картины, действительно, роднит её с притчевой, доходящей до прямолинейности, простотой метких, разящих высказываний на тему жадности, душевной чёрствости – «сытый голодного не разумеет». Мог бы, кстати, флюродросно малевать богатеев и аристократов ради большой денюжки. Родник этот не простой, а «Святой» – так его величают в народе за то, что появился он не по человеческому хотению, а по «божественному промыслу».
Вмиг завертело, закружило и показалось даже, что «конец света» настал, а когда буря улеглась, то увидели крестьяне чудо: недалеко от дороги из земли на высоту трех метров бил самый настоящий фонтан. К тому же, по старинному обычаю, пройти его нужно было пешком. В первоначальном «нищем» сильнее выражено его военное прошлое, силуэт с приподнятыми прямыми плечами более агрессивен, движение наступательно: он с силой опирается на плечо мальчика так, что у того подгибаются колени и получается невольный поклон.
Тот же поппрезрительно отворачивается от просящих. Главный герой при этом делает вид, будто к нему происходящее совсем не относится. Запугивать страданиями народа окружающих.
Это способствовало быстрому развитию «сферы обслуживания». От картины к картине последовательно приближался к созданию подлинного шедевра. Там и жил Перов в период работы над картиной. На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику.
Отсюда же – прямое столкновение руки просящей и руки отталкивающей, помещённых в оптическом центре холста, над пересечением диагоналей и являющихся композиционным «замком» изображения. Императрица «благосклонно» выслушала рассказ старика и распорядилась принести воды из «Святого» ключа.
Чудо-то, какое: сам варит, да еще и блестящий, словно зеркало. Василий Григорьевич Перов подсмотрел здесь сюжет для известной картины «Чаепитие в Мытищах». Также виден раскрытый саквояж гостя, который готов принять дары. В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира. Он ищет образ, который западал бы в душу.
Чаепитие в Мытищах Василий Григорьевич Перов
Это — попрошайки: мужчина и мальчик. Мужчина — бывший солдат, с костылем и без одной ноги. Вот приходит человек, он нищ и слеп. Все его существование полностью зависит от милосердия окружающих. В рисунке он проще, одномернее, напоминая агинского «Капитана Копейкина» или калеку, просящего милостыню на фоне безучастной, равнодушной толпы в рисунке И. Бугаевского-Благодарного.
Именно этот момент и тревожит живописца, вот таким образом он пишет такую яркую картину. Он метко изображал людские пороки даже в самых незамысловатых и обыденных сценках. И добавил: Прекрасный ум, но низкая душа. В солдате нет ничего назойливого, в его лице природная доброта и стойкость характера, способность безропотно выносить не только «ужас войны», но и ужасы теперешней его жизни. Так же грубо, беспардонно будет прерываться в репинском «Крестном ходе в Курской губернии» порыв калеки-горбуна. Дело в том, что русские крестьяне до начала Х1Х-го века почти не употребляли чай, а многие даже считали «за грех» хранить и готовить его в своем доме.
Также художник изобразил на холсте прислугу священнослужителя, которая вмиг кинулась выпроваживать незваных гостей. Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки. Для понимания перовского замысла важно утверждение Собко, что всё было взято прямо с натуры, а солдат с поводырём – «присочинён».
Центральное место на столе занимает самовар. Посреди этого съестного изобилия царил кипящий самовар. И если солдат протягивает просящую руку ближе ксвященнику, то мальчик стоит, потупив взгляд в землю и лишь робко сжимает шапку вруках. Социальная драма усиливается тем, что все герои картины не статичны. В протянутую им шапку никто не кинет даже самую мелкую монету. Подошли не просто так, а выклянчить хоть что-нибудь. Они ясны в своих нравственных ролях, обращены к зрительскому суду и опять-таки, подобно пословице, поговорке, врезаются в память, отпечатываются в ней.
В этом отношении она близка фольклорному духу лубка, сатирическим картинкам И. Теребенева, едкой журнальной карикатуре – наиболее демократическим, свободолюбивым проявлениям «неофициальной» культуры. Ему не нужно ничего говорить, сама его поза свидетельствует об искренности его веры. За столом расположилась дружная и большая семья.
Чаепитие в Мытищах, Перов – обзоры картин
(1868). цитата:Не виноват Перов, что в его время простой народ жил не так уж весело и беззаботно. И даже саквояжик с чем-то там ценным имеет. Местный староста, седовласый восьмидесятилетний старик, встречавший императрицу «у заставы» с традиционным русским «хлебом-солью» был удручен едва ли не больше всех. Картина «Чаепитие в Мытищах» кроме прочих персонажей демонстрирует зрителю служанку.
Монахи, рядовые (иногда младший комсостав). Среди богомольцев встречались люди со всех концов России. Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевой лавре. Картина выдержана главным образом в невыразительных тонах. Картина оказалась так хороша, что ее тотчас купил для своей галереи П. М. Третьяков. Когда чай был готов, государыня подозвала находчивого старика и предложила ему «откушать» чаю с «царского стола».
Картина Перова "Чаепитие в Мытищах"
Вокруг монаха, стремясь ему угодить, суетится девушка. Наш не любит оборванной черни» – у Некрасова. В 1861 году по окончании училища получил золотую медаль. Интересна также композиция картины.
В русском изобразительном искусстве, кроме «Нищих» и «Слепцов» И. Ерменёва и сатирической графики – у Перова нет предшественников. Особая, какая-то фольклорная ясность создала иллюзию наивности, чуть ли не примитивности художественного выражения, что на самом деле далеко не так. Вот тогда-то он тоже станет таким же горделивым и задиристым, как и его коллега.
Так вода из Мытищ стала популярной, а питье чая из этой воды превратилось в некийритуал. Рубашка мальчика оборвана. Местные жители предлагали паломникам свои услуги.
В нем и в целом во всем его творчестве отражена судьба русского народа. Зато обличительное произведение художника передвижника вызвала особый интерес общественности и привлекла к нему всеобщее внимание. Данная картина Перова вызвала в социуме настоящий бунт и негодование.
Во-вторых, многочисленные богомольцы, совершавшие ежегодные пешие паломничества в Троицу, по примеру своей государыни, тоже стали останавливаться в селе Большие Мытищи, чтобы освежиться знаменитою «громовою» водой и размочить в ней свои дорожные сухарики. А в отечестве. Справа же – в зоне «просящих» – более строгий, «бедный» пластический и фактурный модус.
Картина «Чаепитие в Мытищах»: особенности
Пока вода нагревалась, старик ходил вокруг самовара, осматривая его со всех сторон. Лучшей в Большом Мытище (так произносили в старину название села) считалась вода из отмеченного особой часовней Святого (Громового) ключа. Давшие обет нищеты. По всей видимости, они хотели попросить у священника хоть немного денег.
И предстают-то герои этой «притчи», как на сценическом помосте народного театра. Как минимум игумен, а то ли вообще протоиерей или старший иеромонах. Но Перов был уязвлён и ответил однозначно сатирической картиной – «Чаепитие в Мытищах».
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
Но как на грех к столу подошёл старый слепой солдат-инвалид и мальчик-поводырь. Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах». Таковым стало его полотно «Последний кабак у заставы». Предприимчивые сыновья мытищинского старосты, получив в наследство от отца медный самовар из царского обоза, развернули во дворе своего дома настоящее самоварное производство и скоро, почти в каждом мытищинском доме, сиял и пыхтел свой самовар, на котором не хватало лишь фирменного клейма: «Сделано в Мытищах». Властям картина показалась возмутительной.
В этом отношении Мытищи были прекрасной «натурой» для художников-реалистов. У него есть и позитивные картины. Ан нет, ему другую натуру подавай. В конце-концов это стало делать западло. Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах».
А протянутая в просящем жесте рука калеки так и не находит поддержки и опоры. Высокомерно отвернулся. Там отталкивающая рука противостоит глухому, здесь – слепому. Между селами Тайнинским и Пушкино такая «дорожная гостиница» находилась в Больших Мытищах.
Описание картины «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»
Фото обоих полотен приложены к данному материалу. И в картине мы видим нищего с мальчиком, не «объясняющих» замысел, а вызывающих эту трудно завоевываемую симпатию. Но Перов «присочиняет» и, как показывает эскиз-набросок картины (из коллекции Государственной Третьяковской галереи), образ солдата-нищего удаётся найти не сразу. Но самое главное — нагруди мужчины приколот орден героя Крымской войны. На полотне изображен священник, который игнорирует просьбу нищего инвалида. Таких обездоленных нередко можно было встретить на дорогах Руси.
И для истории иллюстрации хороши. Лицо монаха лоснящееся и красное. Оно волной накрывает и обучаемых ими людей. Нет, этого староста допустить никак не мог, а потому, на свой страх и риск, решил обратиться к «царице-матушке» с предложением отведать водицы из местного родника. Едва ли не каждый мытищинский дом предлагал проезжающим отдых в тени раскидистых деревьев у самовара, возле которого хлопотала приветливая «самоварница» – так в Мытищах называли молодых прислужниц, разливавших и подававших гостям ароматный напиток. Тем дело и кончилось. Здесь можно было увидеть самые разные человеческие типы. Он тихонько стоит и похлебывает чай за спиной своего товарища, старшего по чину.
Мастер решил привлечь внимание зрителя к различным противопоставленным элементам. Он видел и самодовольно-равнодушного священника и робкого послушника, которых потом изобразил на своей картине. Ему ещё по сану не положено за столом чаи прихлёбывать. С ним маленький босой мальчик, но и к нему нет сочувствия.
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы — Василий Перов
Есть в композиции «Чаепития» и другие «подтекстовые» противопоставления: просящие руки (солдата и мальчика) и две – подносящие блюдце ко рту (иеромонаха и послушника) крест за воинские заслуги на рваной одежде нищего и трижды повторённый крест – у попа и прислужницы щегольской саквояж монаха и солдатская фуражка у мальчика рука, поигрывающая ложечкой и рука, сжимающая костыль сверкающий ботинок, выглядывающий из-под сутаны и пыльный кирзовый сапог, босые ноги, «деревяшка». А что же сытый и довольный поп, который учит в своих проповедях любви. На что Академия резонно ответила, что «последние шесть лет картина здесь не выставлялась». Все они имеют антиклерикальную направленность.
Один занят разговором с пожилой женщиной, второй — попивает чай. Это произведение произвело огромное впечатление на прогрессивную публику того времени. Поиски позитивного начала, начавшиеся в «Приезде станового», «Сцене на могиле», «Проповеди в селе», впервые получают здесь убедительное воплощение. Но вот когда его повысят – он еще проявит себя во всей красе. Отныне, практически, любое застолье, заканчивающееся чаепитием, «в народе», зовут не иначе, как «чаепитием в Мытищах». Даже место действия является вполне оправданным.
С тех пор источник этот и зовется в народе «Святым» или «Громовым». При этом создавалась она по заказу городской управы. Перед каждым домом стояли длинные столы, на которых красовались блины, грибы, ягоды и прочая постная закуска. На заднем плане картины также изображен священник с чашкой чая в руках.
Описание картины Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»
Идея диалога рук, так полно реализовавшаяся в «Чаепитии», появилась у Перова в «Проповеди в селе» : хладнокровно, бесцеремонно слуга отталкивает глухую старуху. Те же Охотники на привале, Рыбалка или Проводы невесты с девичника в баню. За время, остающееся до поездки, Перов заканчивает «Сельский крестный ход на Пасхе» и пишет «Чаепитие в Мытищах» (1862). Знаменитая картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» была написана на рассвете его творческой карьеры, после окончания московского училища живописи и зодчества, в 1962 году. Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе». Но вот к столу подходятдвое.
В «Чаепитии в Мытищах» вырабатывается перовский язык повествования, сочетающий элементы прямого текста (обличения, назидания) с подтекстом, ассоциациями, лишь постепенно открывающимися зрителю. Выталкиваемый на улицу отец, станционный смотритель – у Пушкина «и кто-то камень положил в его протянутую руку» – у Лермонтова вынесенный «почти без движения» от «значительного лица» Акакий Акакиевич – у Гоголя «кто-то крикнул швейцару: Гони. Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. Современники называли Перова сатириком-жанристом, глубоко понимающим русскую жизнь. Во-первых, через несколько лет началось строительство первого Московского Мытищинского водопровода, который начинался от ставшего отныне знаменитым на всю Россию «Громового» ключа.
Картина Чаепитие в Мытищах, близ Москвы Василия Перова
Её сняли с выставки и дели бы неизвестно куда, если б не Третьяков. В работе, полной деталей, нюансов и мелочей, нет ничего случайного. Нечего подпускать к себе кого попало.
За спиной священника стоит и пьет чай тожесвященнослужитель, но, судя по более скромной одежде и потому, что он не сидит состаршим по сану рядом на скамье, — это может быть монах. Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе. А, уж, грохот раздался такой, как будто Царь-пушка в Московском Кремле выстрелила. Композиция находится в круге, который создан деревьями сада. Наконец, грустный «взгляд» слепого и сытый, не желающий видеть – смотрящей на него служанки.
Описание картины Василия Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»
На нем — потрепаннаяшинель, один стоптанный и запыленный солдатский сапог. Она обеспокоена появлением попрошаек и пытается прогнать их. Дача Третьякова, кстати сказать, находилась неподалеку от Мытищ, близ станции Тарасовская.
Последняя работа до сих пор по-настоящему не оценена. Не будь этого и мы имели бы ранний вариант «Монастырской трапезы», легко встающий в один ряд с «Возвращением с приходского совещания» Г. Курбе, карикатурами О. Домье на отнюдь не духовных служителей духа, с такими картинами, как «В жаркий день» Г. Седова, «Дьякон, провозглашающий долголетие» Н. Неврева, «Именины дьячка» Л. Соломаткина и более поздними «Поминками у купца» Ф. Журавлёва, «В монастырской гостинице» А. Корзухина – этими то более, то менее острыми типами монахов-чревоугодников, забавными «мелочами архиерейской жизни». Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Посмотрим своими глазами: персонажи
Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата изрядно изношенной. Есть на полотне и масса других не менее интересных деталей. После того, как в Х1Х-м веке художник Василий Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», это словосочетание стало нарицательным и общеупотребительным.
Первоначально учился живописи в школе Ступина в Арзамасе. Автор – Василий Григорьевич Перов – здесь отказался от богатой палитры. В русской литературе мотив столкновения просящего и тех, кто «не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах» – один из важнейших. Однако, старик, взяв чашку, не спешил отведать «ароматного напитка».
Через десять минут слуги заправили большой медный самовар «громовою водицей». Герои пьют чай. На полотне изображен толстый священник с достаточно отталкивающей неприятной внешностью. Художник был очарован разнообразием сцен и типажей на Троицкой дороге и сам прошел пешком весь путь до монастыря (88, 7).
Картина Чаепитие в Мытищах, Краткое описание
Не менее реальную и более печальную. 18-летним юношей поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Таков был и Перов и Некрасов. Но первым такое поведение обличил Руссо у Вольтера, который был порядочным мерзавцем. В её облике тупое, мещански активное неприятие чужого «неисходного горя» («счастливые глухи к добру»).
К тому же какие пороки бедного народа обличались. Главный же герой делает вид, что происходящее к нему вовсе не относится. А вот этому люди и не научены своими духовными наставниками.
Картина чаепитие в Мытищах – фото
Перов, как известно, был художником, обличающим социальные проблемы своего времени. Только барчуки в плюшевых штанах и девочки с персиками. Здесь у самой дороги, на невысокой горке близ Владимирской церкви, царские слуги ставили шатры и ждали, когда «их величества» соизволят прибыть в Мытищи. И там и здесь она непримирима. Это первое дошедшее до нас народное преданье о «чаепитии в Мытищах» имело весьма значительные последствия для села.
Впрочем, столь откровенно антиклерикальная работа так и не была принята. В основном доставалось попам и эксплуататорам. От такого «прямого текста» – не вызывающая разночтений характеристика персонажей, общей ситуации. В связи с выставкой 1861 года он пишет, что у Перова «всё правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту». Он начищен до блеска. По преданию, он возник чудесным образом — от удара молнии.
Во времена художника показать данную проблему, было весьма смело и даже опасно. Он совсем уж утомился от трудов своих праведных и потому уселся за стол попить чайку. Художник вовсе не имел в виду, что все священники таковые. Видя замешательство старосты, Екатерина решила подбодрить старика: «Чай не пьешь, откуда сила. » На что находчивый мытищинец, со смирением в голосе, ответил своей государыне: «А у нас, в народе, говорят так: «Чай попил – совсем ослаб. » Но долго отказываться от предложения императрицы было неудобно и старик, перекрестившись и зажмурившись, «залпом» выпил чашку остывшего уже чаю.
Если чаепитие, то непременно «в Мытищах». Серо-зеленоватые тона использованы, чтобы передать обычность ситуации и ее жизненность. Екатерина любила такие пешие «походы» и пока была молодой и не обремененной государственными заботами, частенько «прохаживалась» в Троицкий монастырь.