Чаепитие В Мытищах Василий Григорьевич Перов
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы, Перов, 1862
В первоначальном «нищем» сильнее выражено его военное прошлое, силуэт с приподнятыми прямыми плечами более агрессивен, движение наступательно: он с силой опирается на плечо мальчика так, что у того подгибаются колени и получается невольный поклон. К тому же, по старинному обычаю, пройти его нужно было пешком. Путь из Москвы не близкий, более семьдесяти верст от ворот Кремля до стен Троицкого монастыря. Но Перов был уязвлён и ответил однозначно сатирической картиной – «Чаепитие в Мытищах». Существует еще один русский художник, который посвятил одну из своих работ аналогичной теме, хотя в ней царит совсем иное настроение.
Наш не любит оборванной черни» – у Некрасова. В работе, полной деталей, нюансов и мелочей, нет ничего случайного. Но Перов «присочиняет» и, как показывает эскиз-набросок картины (из коллекции Государственной Третьяковской галереи), образ солдата-нищего удаётся найти не сразу. За время, остающееся до поездки, Перов заканчивает «Сельский крестный ход на Пасхе» и пишет «Чаепитие в Мытищах» (1862).
Посреди этого съестного изобилия царил кипящий самовар. Центральное место на столе занимает самовар. Он совсем уж утомился от трудов своих праведных и потому уселся за стол попить чайку. Екатерина любила такие пешие «походы» и пока была молодой и не обремененной государственными заботами, частенько «прохаживалась» в Троицкий монастырь.
Картина выдержана главным образом в невыразительных тонах. Важно отметить, что рука, которую протягивает гость за подаянием, направлена в пустоту. Но вот к столу подходятдвое. Так же грубо, беспардонно будет прерываться в репинском «Крестном ходе в Курской губернии» порыв калеки-горбуна.
Слева гамма, включающая красное, розовое, зелёное справа аскетическая, монохромная слева доминантой является чёрное (силуэт монаха усиливается, продолжается в фигуре послушника) справа – тональные отношения светлого, усиливающиеся пятном неба. Современники называли Перова сатириком-жанристом, глубоко понимающим русскую жизнь. Это — попрошайки: мужчина и мальчик. Мужчина — бывший солдат, с костылем и без одной ноги. С тех пор источник этот и зовется в народе «Святым» или «Громовым».
В солдате нет ничего назойливого, в его лице природная доброта и стойкость характера, способность безропотно выносить не только «ужас войны», но и ужасы теперешней его жизни. Среди богомольцев встречались люди со всех концов России. Ему ещё по сану не положено за столом чаи прихлёбывать. Тот же поппрезрительно отворачивается от просящих.
Выталкиваемый на улицу отец, станционный смотритель – у Пушкина «и кто-то камень положил в его протянутую руку» – у Лермонтова вынесенный «почти без движения» от «значительного лица» Акакий Акакиевич – у Гоголя «кто-то крикнул швейцару: Гони. Именно этот момент и тревожит живописца, вот таким образом он пишет такую яркую картину. Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе. Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах». Фото обоих полотен приложены к данному материалу. Даже место действия является вполне оправданным.
Теперь вы знаете, что изображено в работе «На террасе», а также чему посвящена картина «Чаепитие в Мытищах». Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. И в картине мы видим нищего с мальчиком, не «объясняющих» замысел, а вызывающих эту трудно завоевываемую симпатию. Местный староста, седовласый восьмидесятилетний старик, встречавший императрицу «у заставы» с традиционным русским «хлебом-солью» был удручен едва ли не больше всех.
Рубашка мальчика оборвана. Картина «Чаепитие в Мытищах» кроме прочих персонажей демонстрирует зрителю служанку. Это способствовало быстрому развитию «сферы обслуживания». Справа же – в зоне «просящих» – более строгий, «бедный» пластический и фактурный модус.
И эту особенность дарования Перова почувствовал Достоевский. Все его существование полностью зависит от милосердия окружающих. Предприимчивые сыновья мытищинского старосты, получив в наследство от отца медный самовар из царского обоза, развернули во дворе своего дома настоящее самоварное производство и скоро, почти в каждом мытищинском доме, сиял и пыхтел свой самовар, на котором не хватало лишь фирменного клейма: «Сделано в Мытищах».
Чаепитие в Мытищах Василий Григорьевич Перов
Отсюда же – прямое столкновение руки просящей и руки отталкивающей, помещённых в оптическом центре холста, над пересечением диагоналей и являющихся композиционным «замком» изображения. То ли он проходил мимо, то ли специально зашел сюда на чай —неизвестно. Не случайно у художника в указанный творческий период были многочисленные неприятности, которые связаны с оценкой Священного синода целого ряда работ мастера.
Дело в том, что русские крестьяне до начала Х1Х-го века почти не употребляли чай, а многие даже считали «за грех» хранить и готовить его в своем доме. Девушка, прислуживающая за чаепитием, пытается оттолкнуть от стола инвалида, а ведь он стоит всего лишь на одной ноге. Монах стоит поодаль, пьет чай и делает вид, что все происходящее у стола его вообщене касается. Лишь природа, окружающая эту неприглядную сцену, любовно выписана художником, поскольку она одинаково благосклонна ко всем людям, невзирая на их чины илизаслуги. Вот приходит человек, он нищ и слеп. Но самое главное — нагруди мужчины приколот орден героя Крымской войны. И там и здесь она непримирима. Совсем наоборот — полотно становитсяобличительным укором обществу того времени. За небольшим, но высоким и прочным столом в саду пьет чай некийсвященнослужитель.
В её облике тупое, мещански активное неприятие чужого «неисходного горя» («счастливые глухи к добру»). За столом расположилась дружная и большая семья. Идея диалога рук, так полно реализовавшаяся в «Чаепитии», появилась у Перова в «Проповеди в селе» : хладнокровно, бесцеремонно слуга отталкивает глухую старуху. Там и жил Перов в период работы над картиной.
Что изображено на картине Перова «Чаепитие вМытищах»: маленькое исследование
Главный же герой делает вид, что происходящее к нему вовсе не относится. На что Академия резонно ответила, что «последние шесть лет картина здесь не выставлялась». Нет, этого староста допустить никак не мог, а потому, на свой страх и риск, решил обратиться к «царице-матушке» с предложением отведать водицы из местного родника.
Едва ли не каждый мытищинский дом предлагал проезжающим отдых в тени раскидистых деревьев у самовара, возле которого хлопотала приветливая «самоварница» – так в Мытищах называли молодых прислужниц, разливавших и подававших гостям ароматный напиток. Лучшей в Большом Мытище (так произносили в старину название села) считалась вода из отмеченного особой часовней Святого (Громового) ключа.
А протянутая в просящем жесте рука калеки так и не находит поддержки и опоры. В ракурсах персонажей, а также в манере письма видны ирония автора, сарказм и сатира. Так, слева – в «зоне монаха» – плотные, лоснящиеся, округлые предметы, начиная от медного самовара, круглого чайника и до круглого же живота, надутых щек, обтянутого атласом клобука, красного глиняного кувшина с блестящими боками из которого служанка доливает воду в самовар. Здесь можно было увидеть самые разные человеческие типы. Императрица «благосклонно» выслушала рассказ старика и распорядилась принести воды из «Святого» ключа. Если чаепитие, то непременно «в Мытищах».
Автор – Василий Григорьевич Перов – здесь отказался от богатой палитры. Она обеспокоена появлением попрошаек и пытается прогнать их. Последняя работа до сих пор по-настоящему не оценена. В русской литературе мотив столкновения просящего и тех, кто «не видят и не слышат, живут в сём мире, как впотьмах» – один из важнейших. Сюжетом «Чаепития», так же, как и «Сельского крестного хода», послужили действительные происшествия, которые Перов наблюдал во время путешествия по окрестностям Москвы. Он начищен до блеска. Наконец, грустный «взгляд» слепого и сытый, не желающий видеть – смотрящей на него служанки.
За столом расположилась дружная и большая семья. Есть на полотне и масса других не менее интересных деталей. В связи с выставкой 1861 года он пишет, что у Перова «всё правда, та художественная правда, которая дается только истинному таланту».
Герои пьют чай. С ним маленький босой мальчик, но и к нему нет сочувствия. Местные жители предлагали паломникам свои услуги. Подошли не просто так, а выклянчить хоть что-нибудь.
Картина «Чаепитие в Мытищах»: особенности
Василий Григорьевич Перов подсмотрел здесь сюжет для известной картины «Чаепитие в Мытищах». Высокомерно отвернулся. Тем дело и кончилось. Он ищет образ, который западал бы в душу. На нем — потрепаннаяшинель, один стоптанный и запыленный солдатский сапог. Но как на грех к столу подошёл старый слепой солдат-инвалид и мальчик-поводырь.
В рисунке он проще, одномернее, напоминая агинского «Капитана Копейкина» или калеку, просящего милостыню на фоне безучастной, равнодушной толпы в рисунке И. Бугаевского-Благодарного. Главный герой при этом делает вид, будто к нему происходящее совсем не относится. А что же сытый и довольный поп, который учит в своих проповедях любви.
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы
Все они имеют антиклерикальную направленность. Фото обоих полотен приложены к данному материалу. Поиски позитивного начала, начавшиеся в «Приезде станового», «Сцене на могиле», «Проповеди в селе», впервые получают здесь убедительное воплощение. Дача Третьякова, кстати сказать, находилась неподалеку от Мытищ, близ станции Тарасовская. Родник этот не простой, а «Святой» – так его величают в народе за то, что появился он не по человеческому хотению, а по «божественному промыслу».
И совсем не важно, где оно происходит – в Москве, Петербурге, Калуге или даже в отдаленной сибирской деревушке. На заднем плане видна суетливая торопливая фигура, принадлежащая монастырскому послушнику. Подобное чаепитие происходило у него на глазах, когда он ходил к Троице-Сергиевой лавре. В этом отношении она близка фольклорному духу лубка, сатирическим картинкам И. Теребенева, едкой журнальной карикатуре – наиболее демократическим, свободолюбивым проявлениям «неофициальной» культуры.
Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах». А, уж, грохот раздался такой, как будто Царь-пушка в Московском Кремле выстрелила. Ему не нужно ничего говорить, сама его поза свидетельствует об искренности его веры. В русском изобразительном искусстве, кроме «Нищих» и «Слепцов» И. Ерменёва и сатирической графики – у Перова нет предшественников. Также виден раскрытый саквояж гостя, который готов принять дары. Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки.
Серо-зеленоватые тона использованы, чтобы передать обычность ситуации и ее жизненность. Во-вторых, многочисленные богомольцы, совершавшие ежегодные пешие паломничества в Троицу, по примеру своей государыни, тоже стали останавливаться в селе Большие Мытищи, чтобы освежиться знаменитою «громовою» водой и размочить в ней свои дорожные сухарики. Оно волной накрывает и обучаемых ими людей. Пока вода нагревалась, старик ходил вокруг самовара, осматривая его со всех сторон. Могут рассказать о многом ордена, которые видны на шинели солдата изрядно изношенной.
В то же время язык, образный строй картины, действительно, роднит её с притчевой, доходящей до прямолинейности, простотой метких, разящих высказываний на тему жадности, душевной чёрствости – «сытый голодного не разумеет». Герои пьют чай. Впрочем, разбирательство шло так медленно, что только через шесть лет следователи Хамовнического судебного участка запросили Академию – а не выставлялось ли здесь безнравственное полотно с пьяным священником. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. А вот этому люди и не научены своими духовными наставниками.
Таких обездоленных нередко можно было встретить на дорогах Руси. В «Чаепитии в Мытищах» вырабатывается перовский язык повествования, сочетающий элементы прямого текста (обличения, назидания) с подтекстом, ассоциациями, лишь постепенно открывающимися зрителю. Картина оказалась так хороша, что ее тотчас купил для своей галереи П. М. Третьяков. Он начищен до блеска.
Описание картины «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»
При этом создавалась она по заказу городской управы. И предстают-то герои этой «притчи», как на сценическом помосте народного театра. Между селами Тайнинским и Пушкино такая «дорожная гостиница» находилась в Больших Мытищах. Лицо монаха лоснящееся и красное. Использует Перов и чисто пластические, тонально-колористические «иносказания». Не будь этого и мы имели бы ранний вариант «Монастырской трапезы», легко встающий в один ряд с «Возвращением с приходского совещания» Г. Курбе, карикатурами О. Домье на отнюдь не духовных служителей духа, с такими картинами, как «В жаркий день» Г. Седова, «Дьякон, провозглашающий долголетие» Н. Неврева, «Именины дьячка» Л. Соломаткина и более поздними «Поминками у купца» Ф. Журавлёва, «В монастырской гостинице» А. Корзухина – этими то более, то менее острыми типами монахов-чревоугодников, забавными «мелочами архиерейской жизни».
Вмиг завертело, закружило и показалось даже, что «конец света» настал, а когда буря улеглась, то увидели крестьяне чудо: недалеко от дороги из земли на высоту трех метров бил самый настоящий фонтан. Это произведение произвело огромное впечатление на прогрессивную публику того времени. Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе». Чудо-то, какое: сам варит, да еще и блестящий, словно зеркало.
Чаепитие в Мытищах, Перов – обзоры картин
В этом отношении Мытищи были прекрасной «натурой» для художников-реалистов.
После того, как в Х1Х-м веке художник Василий Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах», это словосочетание стало нарицательным и общеупотребительным. Картина «Чаепитие в Мытищах» явно имеет сатирический оттенок. От такого «прямого текста» – не вызывающая разночтений характеристика персонажей, общей ситуации.
Отныне, практически, любое застолье, заканчивающееся чаепитием, «в народе», зовут не иначе, как «чаепитием в Мытищах». Мастера зовут Борис Кустодиев, а произведение его называется «На террасе». Интересна также композиция картины. Однако, старик, взяв чашку, не спешил отведать «ароматного напитка».
Вокруг монаха, стремясь ему угодить, суетится девушка. Для понимания перовского замысла важно утверждение Собко, что всё было взято прямо с натуры, а солдат с поводырём – «присочинён». Так вода из Мытищ стала популярной, а питье чая из этой воды превратилось в некийритуал.
Картина Перова "Чаепитие в Мытищах"
Композиция находится в круге, который создан деревьями сада. Один занят разговором с пожилой женщиной, второй — попивает чай. Видя замешательство старосты, Екатерина решила подбодрить старика: «Чай не пьешь, откуда сила. » На что находчивый мытищинец, со смирением в голосе, ответил своей государыне: «А у нас, в народе, говорят так: «Чай попил – совсем ослаб. » Но долго отказываться от предложения императрицы было неудобно и старик, перекрестившись и зажмурившись, «залпом» выпил чашку остывшего уже чаю.
Через десять минут слуги заправили большой медный самовар «громовою водицей». Центральное место на столе занимает самовар. Когда чай был готов, государыня подозвала находчивого старика и предложила ему «откушать» чаю с «царского стола». Там отталкивающая рука противостоит глухому, здесь – слепому. Впрочем, столь откровенно антиклерикальная работа так и не была принята.
Перов Василий Григорьевич Чаепитие в Мытищах, близ Москвы 1862
В протянутую им шапку никто не кинет даже самую мелкую монету. Это первое дошедшее до нас народное преданье о «чаепитии в Мытищах» имело весьма значительные последствия для села. Эту работу иногда путают с «Чаепитием в Мытищах». Здесь зритель видит чудесный летний день и семью, которая расположилась на террасе.
По преданию, он возник чудесным образом — от удара молнии. Властям картина показалась возмутительной. Художник был очарован разнообразием сцен и типажей на Троицкой дороге и сам прошел пешком весь путь до монастыря (88, 7).
Чаепитие в Мытищах, близ Москвы — Василий Перов
Мастер решил привлечь внимание зрителя к различным противопоставленным элементам. Есть в композиции «Чаепития» и другие «подтекстовые» противопоставления: просящие руки (солдата и мальчика) и две – подносящие блюдце ко рту (иеромонаха и послушника) крест за воинские заслуги на рваной одежде нищего и трижды повторённый крест – у попа и прислужницы щегольской саквояж монаха и солдатская фуражка у мальчика рука, поигрывающая ложечкой и рука, сжимающая костыль сверкающий ботинок, выглядывающий из-под сутаны и пыльный кирзовый сапог, босые ноги, «деревяшка». Здесь у самой дороги, на невысокой горке близ Владимирской церкви, царские слуги ставили шатры и ждали, когда «их величества» соизволят прибыть в Мытищи. Во-первых, через несколько лет началось строительство первого Московского Мытищинского водопровода, который начинался от ставшего отныне знаменитым на всю Россию «Громового» ключа.
Вокруг стоят конфеты, печенье и яблоки. Её сняли с выставки и дели бы неизвестно куда, если б не Третьяков.