Деревья Шишкин
Иван Иванович Шишкин, с юности выезжавший на природу для изучения особенностей деревьев, трав, ландшафтов, признан авторитетным знатоком растительных форм. Шишкин с особой тщательностью выписал стволы деревьев изображает дрожащие летний воздух, вводит в картину изгородь, которая вносит полноту, завершённость картины. Когда рассматриваешь рисунки Шишкина, с удивлением обнаруживаешь, что художник хорошо знал строение разных пород деревьев, кустарников, трав. Как относится Шишкин к деревьям.
Главное, что интересует Шишкина в природе родного края, – это деревья, леса, о которых он восторженно пишет в своем дорожном дневнике во время пребывания в Елабуге. Прекрасным образцом объемно-пластической трактовки форм и своего рода вещественности в передаче предметного мира служит цюрихский этюд Шишкина Бревна (1864), где мелкими пастозными мазками художник с иллюзорной точностью фиксирует белую кору, темный срез дерева, форму и объем стволов.
Дерево шишкин: поиск слов по маске и определению
Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров. В апреле 1874 года умерла первая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева) и вслед за ней маленький сын. Лаконично, с большой экспрессией изображен пустынный берег и гнущиеся под ветром, резко чернеющие на фоне облачного неба голые ветки.
Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон. Позже подпись Савицкого удалена, купившим картину, П. Третьяковым. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь.
В это время, в 1863 году в мире искусства происходят большие перемены. По всему полотну, кажется, пробегает невидимый лёгкий тёплый ветерок. Богатство и разнообразие растительных форм увлекает Шишкина. Шишкин покорил своими произведениями самые широкие круги общества.
Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Художник Иван Шишкин посвятил свое творчество одному главному направлению – пейзажу. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864). На полотнах Шишкина они становятся вполне понятными живыми существами. Среди них – «Шалаш», «Мельница в поле», «Болотистая местность при закате солнца», «Речка».
Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его сравнивали со старой крепкой сосной, но он, скорее всего, подобен одинокому дубу со своей известной картины. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владении рисунком этюд лег в основу конкурсной картины Шишкина Вид на острове Валааме. Божия Благодать. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию.
Описание картины Ивана Шишкина «Упавшее дерево»
Но у Шишкина его голос всегда совпадал с голосом природы. Однако трактованы они с большей живописной свободой. За лето он «написал разных картин до 50-ти штук клеевыми и масляными красками». В 1860 году Шишкин блестяще, с Большой Золотой медалью заканчивает Академию художеств.
В торжественном слиянии просторов земли и высокого сияющего неба ощущаются элементы эпического понимания образа. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Всё это, конечно, способствовало его широкой известности.
Если первый план выписан подробно, то самый дальний пейзаж теряет четкость, размыт. Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне.
Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. В названии рисунка «В лесу. Картина была подписана двумя художниками: Шишкиным и Савицким. Глядя на картину, чувствуешь запах хвои и влажного мха.
Любимые деревья Шишкина, Куинджи и Левитана
Хотя последователей у Шишкина не оказалось, но к школе Шишкина на первых порах обращались почти все пейзажисты молодого поколения. Первое место занимает Шишкина Рожь1. Домотканово (1888). И вот из этих робких, но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, путь, которым смело можно гордиться. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность.
Отец выписывал сыну книги по искусству. В картинах Шишкина как бы звучит «дух и образ великого, могучего пространства» именуемого Россией. Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. Весь пейзаж залит рассеянным светом восходящего солнца. Создаваемые Шишкиным и Куинджи художественные образы их творческие методы, приемы, как впоследствии и система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого из них.
- Шедевры Ивана Шишкина: Самые известные картины великого русского пейзажиста
- Картины — Шишкин, Иван Иванович
- Самые знаменитые картины Шишкина
- Художник Шишкин Иван Иванович: картины и их описание
Тема русского леса после Рубки леса продолжалась и не иссякала до конца жизни художника. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство. Могучая, полная богатырских сил природа, богатый, привольный край. Вся философия их полотен – это гимн живой природе, красоте натуры.
Тем не менее выбираемые им за границей мотивы – внутренность горных буковых лесов, лесные дорожки с идущими по ним крестьянами и небольшими стадами, огромные дубы с раскидистыми кронами близки пейзажам художников дюссельдорфской школы, так же как и академические приемы построения картины, распределения светотени, введение декоративности и романтической приподнятости. Вертикали пересекаются косыми линиями. Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил его оставить картину за ним. В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину.
- Смотреть галерею Шишкина Ивана Ивановича
- Художник Иван Иванович Шишкин и его картины «Утро в сосновом лесу», «Дубовая роща» и другие
- Оценка, продажа и реализация картин Шишкина
- Лесная природа в картинах Ивана Шишкина
- Иван Шишкин: жизнь и творчество художника
- Шишкин Иван Иванович: произведения высокого искусства
- Картина "Сосновый лес", Шишкин, 1889
- Официальный блог Государственной Третьяковской галереи
Сосновый бор». Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. А в 1880-х Шишкин женился на красавице Ольге Лагоде, своей ученице. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин.
Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя.
Отец художника Иван Васильевич Шишкин, слывший человеком честным, неподкупным, на протяжении нескольких лет был головой Елабуги. Шишкин стремился к изображению леса ученым образом, чтобы угадывалась порода деревьев.
- Страница из юношеского дневника Шишкина
- Потрясающий пейзажист Иван Иванович Шишкин
- Форум Арт-студии Семейной Мастерской Тарасовых
- Русский музей Дополненная реальность
- Самое интересное в виде мозаики
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. В самом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2. Он с величайшей страстью погружался в мир природы изучая каждое растение, каждую травинку, чтобы затем воспроизвести на бумаге максимально точный образ. 60. ).
- Иван Шишкин Иван Иванович Шишкин русский художник пейзажист
- Вид вокрестностях Дюссельдорфа, 1865
- Сосны, освещенные солнцем, 1886
- Самостоятельная практика Шишкина
- «Полдень в окрестностях Москвы»
- «Изображение всего, что имеет жизнь, есть главная трудность искусства»
- «Гений искусства требует, чтобы ему была посвящена вся жизнь художника»
Иван ИвановичШишкин — русский художник-пейзажист, гравёр-аквафортист, рисовальщик. Тихо. И рожь и сосны и раскалённое небо в намечающихся облаках – за всем прочитывается русской жизни смысл.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Этот человек был по-настоящему влюблен в леса, рощи, реки и озера России, вот таким образом прорабатывал их до мельчайших деталей в своих работах. Как заметила племянница художника А. Т. Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа.
Произведение отличают подробная, даже излишне скрупулезная детализация, вызванная желанием досконально рассказать обо всем увиденном тщательный рисунок, выявляющий со всей четкостью формы предметов. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
- Описание картин Шишкина и его художественного стиля
- Самые известные полотна Шишкина
- Полотно Шишкина «Утро в сосновом лесу»
- Направление в живописи художника
- Не получившийся чиновник и нашедший свой путь художник
- Петербург и Академия художеств в жизни Ивана Шишкина
Клодт, творчество которого в то время уже близилось к закату, не сумел глубоко осмыслить и обобщить увиденное, в отличие от Шишкина, воспевшего величие родины. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. Приближается страшная гроза. И в этом уже проявляется своеобразие художника.
Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). Это одно из самых совершенных произведений художника.
О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857). Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Колорит здесь играет решающую роль. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов.
Широкая, простирающаяся до самого горизонта равнина (художник специально располагает пейзаж вдоль вытянутого холста). Бельгии, Голландии, Швейцарии не вдохновляли Шишкина. Тончайшие оттенки цвета, различающие деревья одной породы, – важная примета произведений художника.
- Личная жизнь и невосполнимые потери художника Шишкина
- Картины Шишкина Ивана Ивановича – самая долгая любовь в его жизни
- Творчество Ивана Ивановича Шишкина
- Интересные факты из жизни Ивана Шишкина
- 13 января (25 января – по новому стилю) 1832, Елабуга – 8 марта (20 марта) 1898, Петербург
Сосны не только верно изображены, не только похожи, но красивы и выразительны. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей.
Невероятная тишина царит в пейзаже. Шишкин выпускал эстампы то отдельными листами, то целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом. И нигде художник не впадает в салонность, сентиментальность. Богатырские дубы и сосны изображал он, да и сам был богатырём.
- Известные произведения Шишкина Ивана Ивановича
- О жизни и творчестве выдающихся художников
В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы.
Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Все они были написаны под Петербургом. Особенный, тихий, погожий выдался день.
Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Одно из них – Сосна. От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен кажется еще голубее. Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. Тщательно разрабатывая передний план, высветляя его и с точным расчетом строя перспективу, Шишкин начинает изображение как бы от зрителя, которого он таким образом словно вводит внутрь композиции. Этюд Полдень.
В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. Еще при жизни Ивана Шишкина окрестили званием «Царь леса» и понятно почему, ведь среди многочисленных его картин больше всего лесных пейзажей в разное время года. Их мощные стволы темнеют на фоне ярко-белого снега. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма.
Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской. Лишь темнеющие на его фоне мощные стволы огромных деревьев да птица на ветке привносят ощущение жизни. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Он написал очень много картин соснового леса, среди наиболее известных – «Ручей в лесу», «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу», «Заповедник.
Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Могучая натура Шишкина победила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна (Родник в сосновом лесу) снова вызвала восторженные похвалы Крамского.
Эта картина – очень светлая и яркая. Знакомство с творчеством зарубежных мастеров помогло Шишкину со временем четко определить свои собственные идейно-творческие позиции. Именно в это время Шишкиным было создано капитальное полотно "Среди долины ровныя. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. Ему не свойственна та обобщенно-декоративная манера, которая присуща многим рисункам Калама с их заглаженными штрихами. Шишкин был членом кружка аквафортистов.
Вы говорили мне, что в способе и манере рисования рисунки Ваши напоминают Калама – я не вижу в манере Вашей есть нечто свое. Однако последний был в недоумении и не мог понять, зачем ему это надо знать. Впереди художника ждали новые достижения.
Стволы объёмны, упруги, скульптурно выразительны. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день. Все сковано морозом и погружено в тень. Вид на острове Валааме (1860). К ним относятся Уголок заросшего сада.
Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Рожь.
С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895). Над землёй летают ласточки. И только получив большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу за большое полотно «Кукко» (урочище на Валааме), Иван Иванович поверил в свои силы, но ехать сразу не решился, а вернулся в Елабугу, порадовав родителей званием «классного художника первого разряда». В окрестностях Москвы (Государственная Третьяковская галерея), с золотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальними планами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым над землей небом со светлыми кучевыми облаками. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте.
Простые на первый взгляд сюжеты отличаются глубиной эмоционального переживания. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.
«Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа», – говорил о нем И. Крамской и это известное высказывание главы передвижников можно отнести и к преподавательской деятельности художника. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883).
Именно в этот период были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Единственная деталь, навевающая неотчётливую тревогу – засохшая сосна. Одна из них Дубовая роща – грандиозное полотно, мажорный строй которого, наполненный торжественным звучанием, тесно соприкасается с эпическим симфонизмом А. П. Бородина.
Для него всё было новым: равнинное раздолье, освещение, дожди и грозы. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. Невостроева, который часто общался с Шишкиным.
В 1852 году молодой Шишкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. К занятиям подходил серьезно, работал без устали. Волнующееся поле спелой ржи словно налито золотом, отливающим тускловатым блеском. Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль.
Это происходит потому, что заходящее солнце светит сбоку, а не сверху. Неподвижна кудрявая зелень дуба-великана. Практически каждый русский художник писал дорогу среди бескрайних полей. Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков.
Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Кажется, каждая веточка и травинка прислушивается к музыке просыпающегося дня. Однако исполненные ими по материалам летних этюдов пейзажи дают почувствовать намечающееся индивидуальное своеобразие каждого из художников, которое проявится в полной мере по возвращении их в Россию.
Однако такого единства ее живописной трактовки в совокупности цвета, света и воздуха, такой нерасчлененной, свето-насыщенной, подлинно пленэрной цветовой гаммы, как у Серова, мы у него не находим. С какой любовью выписал художник склонившийся забор и причудливые камни-валуны. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Почти половину жизни провёл Шишкин в лесу на этюдах.
Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника. Лучшим этюдным работам Шишкина исполненным в пору высокого творческого подъема, не уступают многие его рисунки.
Быть грозе. В этом творческий принцип Шишкина, доказанный картиной «РОЖЬ» (1878, Государственная Третьяковская галерея). Ещё не рассеявшийся утренний туман, подтверждает название картины. Драматичное действие разворачивается будто на сцене.
Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. Немало рисовал он пером на этих вечерах превосходных рисунков. Многочисленны как всегда у Шишкина рисунки, выполненные графитным карандашом в свободной линейно-штриховой манере. Несмотря на молчаливый нрав (товарищи дали ему прозвища: Монах, Семинарист), он имел множество друзей: А. Гине, В. Перов, Е. Ознобишин, К. Маковский.
Картина «Корабельная роща» считается одной из вершин творчества художника. Шишкин же в своих пейзажах утверждает естественную красоту леса, подчеркивает крепость сосен, обилие зелени, полноту летнего цветения, обогащая подчас повествовательную основу произведений элементами бытового рассказа. Дважды он женился по любви и дважды смерть уносила любимых женщин. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер.
Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед. Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы. А вот зарисовки лесных берегов Камы, «Чертова городища» всех приводили в восхищение.
Член-учредитель ТПХВ (см. Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написал вещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника.
Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника.
Их творчество напоминают неторопливую песнь, эпическую и привольную. Сейчас эти мечты стали явью. Художник разработал зрительно убедительную картину, наполненную запахами равнины и прохладой затухающего дня. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе.
Мастер смело экспериментировал. Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Немирович-Данченко так отзывался о его творчестве: «Поэт природы именно поэт, думающий её образами, разбирающий красоту её там, где простой смертный пройдёт равнодушно».
Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года. Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. Активно используя цвет и средства построения линейной перспективы, художник добился большой органичности художественного образа. По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Важно отметить и сходство их оценочных позиций: обширная, плодоносная, цветущая природа у Аксакова сродни исполненной жизненных сил природе Шишкина. Взору открываются огромные массивы лесов.
Художник с увлечением работает над широкими по размаху, эпическими по своему строю картинами, воспевающими просторы родной земли. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина. В подобных драматичных по смыслу работах ощущается мощь образов. Богато нюансирован цвет.
Процесс отбора идет даже на этой стадии. Валаам (1858, 59. В сущности то же самое имел в виду и основатель Киевской рисовальной школы Н. И. Мурашко, который хотел увидеть в картине Шишкина Полесье больше света с его игрою золотистой и с его тысячью то красноватых, то воздушно-синеватых переходов2. Его первые пейзажи с натуры заслужили всеобщую похвалу.
Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той наглядной живой школой, о которой говорил в свое время Крамской.
В московском училище широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезенных из поездки на Восток.
Не разрешалось писать картины на собственный сюжет. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. Биограф Шишкина писал, что до него никто так красиво не писал природу:.
Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. Он решил учиться на художника. Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места.
В этой картине проявилась народность пейзажной живописи Шишкина. На первом плане несколько столетних сосен-исполинов. Подобно многим русским художникам, он от природы обладал огромным талантом самородка.
Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. Работы такого рода – прямое свидетельство близости Шишкина к прогрессивному лагерю русской художественной интеллигенции, жившей интересами народа, но вместе с тем в них можно усмотреть и признак некоторой неуверенности молодого художника. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей.
Это ощущение усиливают далекие, смыкающиеся с горизонтом светлые поля, которые простираются и в ширь. На переднем плане изображены вековые, могучие сосны и манящий прохладой ручей. просто поле, лес, реку, – и они у него выходят так же красивы, как и швейцарские виды. На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи.
Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. Однако трактованы они с большей живописной свободой. В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом.
Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. От этого пронзительная любовь художника к русской природе уходила в тень. Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик.
Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне.
В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России.
В 1866 году Иван Шишкин возвращается в Петербург. Через три года на основе этого этюда Шишкин создаст картину «Полдень» – бескрайний простор и воздух, напитанный покоем, покорят зрителей (это первое полотно Шишкина, приобретенное П. М. Третьяковым для своей галереи). Созданные им в это время произведения свидетельствуют о том, насколько расширился круг творческих исканий художника. Но облачное небо уже начинает светлеть. Домашние рано подметили страсть младшего Ванечки к краскам и одно время звали его «мазилкой».
Но удачный показ своих работ в Дюссельдорфе, Бонне, Аахене и Кельне задержал его отъезд, да и Академия художеств разрешила досрочное возвращение лишь летом 1865 г. По возвращении Шишкин представил на суд совета академии «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и получил звание академика. Картина обращена к самочувствию человека в безбрежном мире. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа. Первое место занимает Шишкина Рожь.
Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. О наступлении утра говорит и рассеивающийся в глубине рощи туман.
И в этом уже проявляется своеобразие художника. В окрестностях Москвы выбивалась из общего строя. Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству.
Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). Благодать. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне.
Это песня земле, симфония на тему существование самого существенного земного блага. Большую часть картины занимают серые облака. Картина написана в холодной серебристо-зеленой гамме. Одним из его учредителей являлся Иван Шишкин. В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований.
«СРЕДИ ДОЛИНЫ РОВНЫЯ » (1883, Киевский музей русского искусства) – романтическая картина, которая стала продолжением величественного пейзажа, созданная по мотивам одноимённого стихотворения Алексея Мерзлякова. Картина Полдень. Мачтовый лес в Вятской губернии".
Лес в глубине – это не фон, а растворённая в тумане глубина пространства. Но детали не нарушают целостности общего впечатления. К 1883 году художник находится в рассвете творческих сил.
Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. «Громче всех раздавался голос богатыря И. И.
Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Талант Шишкина в который раз отметила и Академия, возведя его в звание профессора за картину «Лесная глушь».
Шишкин умел изображать национальные черты русского пейзажа. А их было немало.
Эта картина была представлена на второй передвижнической выставке в 1872 году. Но никогда Шишкин не позволял себе переносить собственное тяжёлое состояние на природу. Живые облака, легкий ветер, мокрая земля – все просто, естественно и достоверно.
Выйдя замуж, она посвятила себя дому и шестерым детям. Братцевским этюдом и этой картиной Шишкин начинает свой новый путь в пейзаже как мастер самобытный, национальный. Он считал, что только длительное напряженное изучение натуры может со временем открыть путь пейзажисту для самостоятельного творчества.
Но и в этом пейзаже еще дают себя знать некоторые условности академической школы: они и в нарочитой замкнутости пространства и в восприятии объемно-пластической формы и в локальности цвета. Его картины «Сосновый лес», «Сосновый бор» (звание профессора 1873 г. ), «Святой ключ близ Елабуги», «Горелый лес», «Песчаный берег», «Ручей в лесу», «Родник в сосновом лесу», «Лес», «На опушке леса», «Вырубка леса» – дали ему право занять первое место среди мастеров пейзажа. Природа – сама благородство. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). Может быть, автор думал иначе. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов.
Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895).
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет. Удивительный старик этот Шишкин. Воздух словно напоен теплом.
Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта.
Пытаясь представить себя неким романтическим мечтателем, молодой художник в то же время поглощен окружающей его жизнью. Вследствие указаний и поощрений Мокрицкого профессиональная подготовка молодого Шишкина распространялась главным образом на область рисунка и это в какой-то мере замедляло процесс освоения им живописного языка.
В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Ей художник всегда придавал важное значение изучая свойства тех или иных красок их прочность, подбирая соответствующие той или иной задаче кисти.
Ведь, у художника была нелёгкая судьба. Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. Его отец, купец второй гильдии, городской староста, был большим ревнителем старины, увлекался краеведением и археологией издал книгу «Жизнь елабужского купца Ивана Васильевича Шишкина, написанная им самим в 1867 г». 1. Мир леса исполнен предчувствий, таинственная темнота создаёт беспокойство. Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности.
Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе. В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875). Мотив дороги, как бы символизирующий у художников обличительного направления трудный и скорбный путь народа, приобретает у Шишкина абсолютно иное, радостное звучание. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными.
Чувствуются глубина оврага, глушь. Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился. В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе.
Дуб – феномен прекрасной и вечной жизни. Уже на первой выставке передвижников появилась известная картина Шишкина "Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь.
Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека. Его отец был купцом, культурным человеком.
В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Этюды Шишкина и Саврасова, каждый из которых тяготеет к строгой предметности и жизненности изображения, выявляют обнаруживающееся между ними различие. Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху.
Крамской подчеркивал, что натура является стихией художника, той живительной и питательной средой, благодаря которой полностью раскрывается его дарование. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Живя неподалеку от родных мест живописца, мы, конечно, считаем (или надеемся. ), что на своих полотнах он отразил именно их. Особенно удавались художнику рисунки пером.
По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. В окрестностях Москвы. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника. Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. Лучшей вещи он не писал1.
Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Мастер смело экспериментировал. Так была основана Артель художников, куда вступает и Иван Шишкин в конце 1860-х годов. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений.
Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель. Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Что может быть лучше природы – отмечает он там же2.
Картины этого человека очень натуралистичные, контрастные и яркие. Простота сюжета.
Немало нарисовал он пером на этих вечерах своих превосходных рисунков. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость.
К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера.
Мощный ствол его никогда не согнется под ударами ветра. Дорожа вещественностью изображения, он обходится и без таких пленэрных приемов, как растворение контуров и форм в воздушной среде по мере удаления предметов. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. И. Крамской говорил: «До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало».
Редкая популярность Ивана Шишкина у современников и особенно у последующих поколений имела и свою оборотную сторону. Шишкин с благодарностью согласился отдать ее в коллекцию за 300 рублей – сумму, предложенную Третьяковым. Из-за постоянных ссор многие близкие и друзья перестали общаться с ним. Вот она символичность художника.
В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. В 1889 году Шишкин написал картину – «Утро в сосновом лесу». Учился Ваня прилежно, но из гимназии ушел раньше срока – ему претила чиновничья жизнь.
Поваленные еловые деревья создают сложную картину движения. Репин писал о Шишкине: «Громче всех раздавался голос богатыря Шишкина. Художник их штудировал прямо в лесу. Легкие тени скользят по коре, падают на землю.
В ряду мастеров кисти второй половины XIX века он занимает свое отдельное и исключительно особое место. В образах художника живёт эпоха, мнится могучий неторопливый народ, видится огромная бескрайняя страна, которой нет конца и которая всё удаляется и удаляется в бескрайние горизонты. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Многочисленные, необычайно конкретные подробности переднего плана задерживают внимание, заставляя пристально разглядывать картину, постепенно проникаясь ее своеобразной красотой. Все это развивало поэтическое воображение мальчика.
Много работал Шишкин и за границей. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. А их было немало.
С Крамским у них были особенно теплые отношения. Он восхищался натурой, в которой виделось проявление вечной жизни природы. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Третьяков считал, что «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Обычно в сумерках предметы теряют свои цвета. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы.
Внушительные дубы достойны восхищения. Благодаря этому мы никогда не найдем у Шишкина встречающегося у многих художников-пейзажистов академического толка однообразия, своего рода штампа в изображении зелени, листвы и особенно деревьев. Затем четыре года учёбы в Петербургской Академии художеств. Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля.
Он, как гордый богатырь, ожидает поединка со стихией. Автор словно утверждает значительность темы. Дуб – символ, говорящий о мощи животворных сил природы. Живя в Петербурге, ездил на Валаам, в Сестрорецк.
Сверху — мощно, внутренне – гниль. Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола. То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность. При посредстве её состояний человек размышляет о жизни. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева.
Еще в 1857 году, впервые попав во время летней практики в деревушку Дубки под Сестрорецком, молодой художник был восхищен этим чудесным местом, где лес из дубов, саженный П Великим на берегу моря, – как писал он родителям, – и есть особенно отмеченные, которые им собственно посажены, – колоссальные дубы1. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1.
Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать простую, не романтизированную красоту природы.
Очень трудно сказать, какая из работ художника самая примечательная. Свободно, уверенно, в голубовато-зеленоватом тоне написан небольшой натурный пейзаж Папоротники в лесу. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. Помещенное почти в центре, оно организует пространство, однако в основе этого решения – отнюдь не рассудочная академическая схема. Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии.
Радостный, ликующий расцвет природы – так можно было бы выразить идею этого монументального произведения. Рядом с Шишкиным трудно найти художника, который бы так знал и умел передавать лесную природу. Дорога, поворачивая, врезается в гущу хлебов и они тотчас скрывают ее. В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Изображена Кама близ Елабуги.
Правда, в дальнейшем весь юношеский опыт Шишкина, полученные им впечатления как непосредственные от наблюдений над природой, так и идущие от полотен Венецианова, Лебедева, от западноевропейских образцов, окажутся столь основательно переработанными, что найти отпечаток тех или иных воздействий в самобытном искусстве художника фактически нельзя. А в Академии их по-прежнему учили писать картины на чуждые им темы, далёкие от реальной жизни – скандинавская мифология, библейские сюжеты и т. д. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность.
– один из самых пространственных пейзажей русской живописи. Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. От пейзажей «Вид на острове Валаам», «Сосна на Валааме» повеяло заброшенной, дикой красотой, мощной духовной силой, суровостью и величием природы. На косогоре (1880).
Судьба ее в настоящее время неизвестна. Человек Шишкина прикреплён к земле. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи.
Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения. Предзакатное солнце бросает последние свои лучи на землю. Природа выражает музыку человеческой души. Кажется, каждый дубовый лист отмечен своим особым блеском. Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. К ним относятся Уголок заросшего сада.
Окрестности Москвы. По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень.
В живописном плане произведение еще далеко от пленэрности, однако цветовая гамма его естественна и гармонична. Задний фон мрачен. Будущий художник родился в Елабуге на Каме – глухой российской провинции. Любимая тема, которая вновь и вновь повторялась в картинах художника, — это русский лес. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Это не только таёжные леса, это русская земля в своём характерном выражении.
Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. Сейчас уже и не спросишь. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1.
Со всей свойственной ему утонченностью живописного языка он вдыхает жизнь в причудливо раскинувшиеся листья. Шишкин же был пока что на пути к этому.
Шишкин был и оставался до конца непревзойденным знатоком дерева, художником, не имевшим соперников в изображении хвойного леса. Они давали богатый натурный материал. Мрачные тени от туч побежали по равнине темными волнами. Но движение продолжают высокие сосны, выстроившиеся в ряд вдоль дороги. Знаменательна стала она и для развития пейзажа.
Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, – делился Крамской с Васильевым, – по два, по три этюда в день катает, да каких сложных и абсолютно оканчивает1. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека. Однако вторая половина этого десятилетия стала тяжелым временем в жизни Шишкина. Это показывает, что нет надобности в подражании манере того или другого мастера.
Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. Вероятно именно первозданная красота «воплощенной божественной мысли» так привлекала его, что он не нуждался в поиске других образов. К этим картинам глаз привыкал и уже не искал в них чего-то особенного. Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием.
Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. Шишкин изображает солнечные лучи, прорывающиеся сквозь ветви деревьев. Однажды он даже удивил художника Репина, когда поинтересовался деталями репинской картины. Между тем помимо Сосен, освещенных солнцем и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа Дубы.
Мери-Хови. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Учился в МУЖВЗ (1852-56) и в петербургской АХ (1856-65 профессор с 1873, руководитель пейзажного класса в 1894-95) пенсионер АХ в Мюнхене, Праге, Дюссельдорфе (1862-65). Шишкину, как и другим шестидесятникам, содержательность замысла представлялась одним из основных критериев ценности произведения, что подтверждает и его пенсионерский отчет 1864 года в Академию художеств. Как воспринял Шишкин французских пейзажистов во время своего недолгого пребывания в Париже, мы не знаем. И Шишкин не останавливался на достигнутом. На всем словно лежит серый налет. Вечер», «Утро в сосновом лесу» и «У берегов Финского залива». Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу.
Он носит романтический характер. Проявляясь главным образом в его успешных выступлениях на академической выставке 1865 года с картиной Вид в окрестностях Дюссельдорфа (Государственный Русский музей) и позже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешне оказывается на виду академического начальства и даже награждается орденом Станислава III степени. В природе нет для него крупного или мелкого.
Одна из работ академического периода «ВИД НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ» (местность Кукко) (1858, Киевский музей русского искусства). И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Сами сосны в роще особенные – из таких деревьев делали когда-то корабельные мачты. Иван Шишкин – один из известнейших живописцев и графиков, который изображал природу.
Думается, что можно. В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой. Шишкин, путешествуя по России представлял затем свои полотна на различных выставках.
Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Сиверская (1883. ). Раздолье, простор, угодье.
Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. Недаром его называли швейцарским Поттером.
В воспоминаниях о знаменитых «четвергах» Артели И. Е. Репин писал: «Громче всех раздавался голос богатыря И. И. Шишкина как зеленый могучий лес, заражал он всех здоровьем, весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью. В 1880-1890-х годах образ Родины занимал многих художников. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. В картине 1867 года В церковной ограде.
В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа. Рисунок должен следовать за ней во всех ее прихотях формы».
он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Излюбленные русской сказкой звери олицетворяют в картине добрые природные силы. Низко над землёй стремительно стригут ласточки, кажется, тени не поспевают за ними. Мох, плотным слоем покрывающий каменистую почву, написан пастозно, рельефно, даже осязаемо.
Главное в картине построение эпического образа с помощью предельно простого, сознательная «объективность» живописи. Рожь – это хлеб, символ жизни и конкретное деяние рук человеческих. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. О его рисунках постепенно узнала вся школа. А восемнадцатилетний Ваня записал в тетради: «Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий в жизни». Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887).
К ним относится серия прекрасных картин, этюдов, рисунков и гравюр, навеянных природой Сестрорецка с его огромными и мощными дубами.
С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Трудно назвать людей, которые писали природу так же хорошо, как художник Шишкин.
В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. «Утро в сосновом лесу» постоянно экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве. Да и к купеческим делам он был непригоден.
Природа насыщена сырым воздухом. Причудливо изгибающиеся плотные ветви покрыты кружевом листвы, оттеняющей мощь чеканных по форме стволов. Иван Шишкин выходец из купеческой семьи, родился в Елабуге Вятской губернии (Республика Татарстан). Никакой приблизительности в изображении природы – такова основополагающая установка Шишкина. И всюду, куда ни кинешь взор, колосятся созревшие хлеба.
На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов. Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством. Это было выступление против мёртвого академизма. На одном из эскизов художника можно увидеть такую надпись: ".
Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. Небо, земля и вода — три самые главные стихии, гармонично дополняющие друг друга, — вот главная идея картины.
Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. Они стремились к изображению типичных черт родной земли. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Окрестности Москвы. Такова музыка поля в Шишкинском шедевре. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира. Художник одушевляет деревья. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины. Это произведение демонстрирует уравновешенность духа, некую нравственную устойчивость. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Кстати именно за «Вид в окрестностях Дюссельдорфа», посланной в Россию в качестве своего рода отчёта, Иван Иванович Шишкин получил право называться академиком.
Именно вот таким образом творчество Шишкина знаменует собой важный этап в развитии этого жанра. Дело в том, что в России в начале 60-х годов XIX в. началась эпоха Великих реформАлександра II – было отменено крепостное право, проведены другие реформы, молодёжь того времени жаждала изменений: «Мы ждём перемен», как пел Виктор Цой. Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад. Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869).
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек – школа, но живая школа.
Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. Подробная разработка отдельных растительных форм сочетается здесь с передачей объемности пышных, сливающихся в крупные массы крон. Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы. Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора.
Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Несмотря на довольно широкую манеру письма, художник внимательно прослеживает детали, добиваясь конкретности, точности характеристик. Жил преимущественно в Петербурге. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма.
Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Но вернёмся к картине. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно.
И эти качества рождались в том числе под влиянием священника К. И. Весной 2004 года все на том же аукционе Sothebys разразился громкий скандал вокруг ранней работы Шишкина «Пейзаж с ручьем». Более редки у Шишкина в это десятилетие мотивы, связанные с переходными состояниями природы. Этот большой тональный рисунок-картина отличается исключительной цельностью и насыщенностью художественного образа, хотя в нем недостает той живой непосредственности, легкости и своего рода трепетности, которые свойственны лучшим натурным графическим работам мастера.
Содержательность. Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть. Облик этот был многолик. Он всегда сам находил себе учеников, выделяя тех, кому было тесно в академических рамках.
Во всём звучит своя выразительность, своё обаяние, своя красота. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х, например в пейзажах «Сосны, освещенные солнцем», «Дубы. Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры. Он кропотливо изучает натуру. Их он стремился передать как можно конкретнее.
Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. Все вокруг погружено в зимний сон.
Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. И еще новое – приближенность изображения к зрителю.
Картина Хвойный лес. В 1871 году вышла его книга в Москве «История города Елабуги». Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Глядя на то, как осязательно переданы стволы кряжистых дубов с трещинами, буграми, наростами на них, как вылеплена загрубевшая кора, невольно напрашивается мысль о своеобразной портретности каждого дерева. Зимний лес на этой картине скован морозом, он как будто оцепенел. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Хотя на самом деле мало кто может точно сказать, почему родилось это полотно. И только на пейзажах Шишкина она заговорила множеством оттенков и звуков.
Братцево» (1866 г. ). В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев.
Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. При всей заметной здесь робости исполнения, Шишкин все же сумел создать впечатление простора возделанной крестьянином земли. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно. Обитатели этого городка бережно сохраняли коренные устои патриархального уклада. Также художник показывал свои картины и в Товариществе передвижных выставок. Здесь налицо подступы художника к решению главной в его творчестве темы многообразной жизни русских хвойных лесов, стремление приблизиться в самом методе работы к познанию природы ученым образом – программа, намеченная на будущее.
Мать художника, Дарья Романовна, была из мещанского рода. Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1.
Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Природа может облагородить человека и непосредственно и в воспроизведении ее искусством.
Густые кроны бросают на них тень. Родился будущий художник в Елабуге. Русское богатство.
Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче. Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. Техника глубокой печати, позволяющая свободно рисовать без каких-либо физических усилий, оказалась ему особенно близка – он мог сохранить свободную и живую манеру линейно-штрихового рисунка.
Живой, общительный, обаятельный, деятельный Шишкин был окружен вниманием товарищей. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива. Он не только вычерчивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клал новые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест.
Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы.
Став маститым художником, бывал в Белоруссии – рисовал в Беловежской пуще. Передвижники). Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870).
Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. Во второй половине 19 века безоговорочно утверждается русский национальный пейзаж. Благодаря такой приближенности переднего плана создается впечатление удаленности не только задних, но и средних планов. Вклад художника в российское искусство поистине колоссальный, безграничный и по-настоящему бесценный.
Его восхищение природой с годами не притупляется. Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. Русское богатство".
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище.
В период творческой зрелости, в семидесятые и особенно в восьмидесятые годы, когда полностью сложилась его реалистическая концепция пейзажного образа, глубокая типизация и эпический размах становятся отличительными признаками лучших жизнеутверждающих полотен мастера. В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858).
В этом отходе отдельные старшие передвижники усматривали не естественное для молодых стремление к поиску новых решений, к непрерывному движению вперед, а отступление от славных завоеваний предыдущего поколения в его нелегкой борьбе с отживающим академизмом. В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще более восторженно. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень. На другой картине Шишкина изображены дубы.
Шишкин обучался вначале в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Например, в картине «ДУБОВАЯ РОЩА» (1887, Киевский музей русского искусства) кора дубов прописана предельно точно, как и трава с цветами на переднем плане. Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Картина Шишкина была приобретены П. М. Третьяковым и вошла в состав его галереи.
Глубокая предгрозовая тишина царит в природе. В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. На какое-то время дубы стали для Шишкина предметом размышления, о чём говорит картина «ДУБЫ» (1887, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Нет здесь и шишкинского светящегося неба со сверкающими по контуру легкими облаками, с птицей, парящей над захватывающим дух простором. Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. В картине Шишкина дорога – «мудрая наивность». Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Только в Дюссельдорфе русский пейзажист оттаял душой. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Окрестности Москвы.
Когда думаешь чисто исторически, глядя на это полотно, то начинаешь предполагать, что оно как раз про то время. Большой пространственности добивается художник в офорте того же года Облака над рощей, особую выразительность которому придает высокое небо с клубящимися облаками из-под которых льется на землю солнечный свет, – мотив, необычный для Шишкина, сложный, поэтичный. Именно Крамской предоставил мастерскую Шишкину для написания работы, давшей известность автору, картины – «Полдень в окрестностях Москвы» (1869). Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Сокурсники и даже учителя отмечали, что «Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал: просто поле, лес, река, — а у него они выходят так красиво, как и швейцарские виды».
Эту картину приобрёл П. Третьяков. Многие современники Шишкина искали сюжеты, полные драматизма, разлада. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств. Он суров, величествен, но доступен.
Один из самых совершенных – Берег моря. Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями. Справа темнеет непроходимая чаща леса.
Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Был незаурядной личностью, его интересовала архитектура история, естественные науки. Это было удивительное время – время, когда всякий захотел думать, читать и учиться и когда каждый, у кого было что-нибудь за душой, хотел высказать это громко.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Все эти произведения представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.
Среди выдающихся художников Шишкин Иван Иванович (1832-1896) представляет своим искусством явление исключительное, какого не знали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. Среди долины ровныя. В его произведениях встаёт дремучая Россия.
Всё нарисовано просто и естественно, красиво и легко. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин.
Все сковано морозом и погружено в тень. География работ Шишкина чрезвычайно широка. Не случайно друзья Шишкина, художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, а подчас даже более свежими и колоритными. Все полно жизни. В 1857 году он получил две малые серебряные медали – за картину В окрестностях Петербурга (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой.
У него умерли сыновья. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. Это довольно большая по размеру картина: 139213см.
Парит. В картинах переданы торжественная красота и мощь бескрайних русских лесов. Хочется особо отметить, что никто из русских живописцев до Шишкина не придавал такого значения непрестанному штудированию природы в бесчисленных этюдах. Кстати, если обратиться к русской литературе, представляется весьма возможным провести аналогии между рядом особенностей, характеризующих творчество Шишкина и С. Т. Аксакова, хотя, конечно, было бы упрощенчеством искать здесь прямое сходство. Впервые после заграницы Шишкин обратился к ярко выраженному русскому сюжету.
«УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ» (1889, Государственная Третьяковская галерея) – одна из лучших работ, где прочувствовано дыхание пробуждающегося леса. Всё, всё дышит, растёт, колеблется, тянется к солнцу. В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев.
Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). Рожь. По картинам Шишкина можно не только описывать климат России, но и изучать основы пленэрной живописи. Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. Неторопливый подробный рассказ, но рассказ, полный значительности, обилие деталей наряду с выявлением характерного, простота и доступность художественного языка – таковы отличительные черты этого пейзажа, как и многих последующих работ Шишкина, неизменно привлекавших внимание зрителей на выставках Товарищества. Детская радость открытия мира пронизывает это произведение, отражая характерные черты национального характера.
«БУРЕЛОМ (ВОЛОГОДСКИЙ ЛЕС)» (1888). Вечер. Он писал друзьям: «Полюбить природу чужого народа – что изменить своей церкви».
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. В семидесятых годах идет стремительный процесс развития пейзажной живописи, обогащение ее новыми талантами. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина Утро в сосновом лесу. В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив.
Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ).
Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива. Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.
Сознание важности новых задач опережало возможности их решения. Кажется, будто исполины тяжелой размеренной поступью шагают по степи. Шишкин не облагораживал природу. Истинный масштаб таланта живописца наиболее полно раскрывается в его лучших работах. Шишкину стало любопытно, какую именно древесину Репин изобразил на своем полотне.
Крамской точно охарактеризовал Ивана Ивановича Шишкина: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу учёным образом». В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень.
Шишкин передает изумительную красоту зимнего пейзажа, спокойную и величавую. Болел за идеи товарищества, участвовал в каждой передвижной выставке до конца своих дней. Сосны придают картине величественное звучание.
Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891).
Однако Ивана Ивановича привлекали простые сюжеты, в которых не было никакой драмы. За эту картину Шишкин получил звание профессора. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их бы ло два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Что бы ни изображал художник на холсте – лес, реку, поле, одинокую сосну, для него природа была самим совершенством, облагораживающе действующим на человека. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года. Проселочная дорога вьется среди полей и теряется вдали.
Ничто не нарушает тишины этого удивительно красивого зимнего дня. Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. Никогда еще Шишкин не писал такого неба и такого, наполненного воздухом, пейзажа. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881). Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1. Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины Утро в сосновом лесу, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее.
Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). Пейзаж носит пространственный характер. Их он стремился передать как можно конкретнее. Но за год до поступления Шишкина в Академию почтенный профессор скончался и теперь на его должность был назначен С. М. Воробьев – художник академического толка, который оказался неспособным отойти от архаических методов преподавания. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Лесная глушь (1872).
Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. На стволах деревьев и листьях зеленой травы заметна утренняя роса.