Девочка С Персиками Портрет Или Натюрморт
История одного шедевра: «Девочка с персиками» Серова
Что ж, на любой другой картине это были бы просто блюдо и фрукты, но в данном случае речь идет о художниках «абрамцевского кружка», для которых сборник народных сказок фольклориста А. Н. Персиков много – в доме всегда много людей, а угостить нужно всех. Его детство сложно назвать счастливым. Она полна жизни и энергии, вот таким образом не может долго усидеть на месте. Серов создал некий обобщённый образ, тип счастливого детства.
После Серов говорил: «Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, — вот как у старых мастеров». В 90-е годы художник получал много заказов от знаменитых людей. Построенная по диагонали (ею служит линия, обозначающая край стола), она кажется открытой во всех направлениях и фрагментарной, как кадр мгновенной фотографии.
Валентин Серов и Вера Мамонтова виделись далеко не первый раз. В Абрамцеве Серов написал картину, которая позже стала известной – портрет маленькой Веры Мамонтовой под названием «Девочка с персиками». Картина как бы соткана из света и воздуха. Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям. К примеру, тарелка нарисована как дань тем пристрастиям, которыми был охвачен Савва Мамонтов, увлекавшийся прикладными и гончарными видами искусства.
К сожалению, судьба этой девушке трагична. «Девочка с персиками» является одной из первых серьезных работ художника, которая стала его «счастливым билетом» в дальнейшую успешную творческую карьеру, которая сложилась у Серова, впоследствии ставшего лучшим портретистом своего времени. Девочка.
Девочка с персиками или Немаленькая Вера –
Есть в этом взгляде что-то искрометное и озорное, как будто она задумала какую-то шалость. Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное». Это старинные стулья, кресла и стол — все темного дерева, полированные, отражающие падающий на них свет их преимущественно криволинейные очертания вторят контуру фигуры девочки, силуэт, служа своеобразным «обрамлением», помогает закрепить ее положение как в изображенном пространстве, так и на плоскости полотна. Любовница его бросила, но зато вернулись жена и дочь Александра. Они выписаны так реалистично, что возникает желание их съесть.
Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Построенная по диагонали (ею служит линия, обозначающая край стола), она кажется «открытой» во всех направлениях и фрагментарной, как кадр мгновенной фотографии. Веру Серов написал в просторной столовой, одной из анфиладных комнат усадьбы. Ощущение, что эта девочка нетерпелива, вот-вот сорвется с места и убежит прочь. Причем сам Серов позже вспоминал: «Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось свежести живописи, при полной законченности, вот как у старых мастеров».
Картина заняла свое место в той же комнате, где и была написана. Композиция картины динамична не менее колорита. Картина как бы соткана из света и воздуха. Но вмешался другой сюжет.
Для «Девочки с персиками» Серову позировала в Абрамцеве дочь Мамонтовых Вера — двенадцатилетняя девочка. А впрочем, он не пытался описать картину «Девочка с персиками» словами. Можно посмотреть и другие картины Серова, ведь они не менее гениальны.
А через минуту вскочит и побежит дальше.
Двенадцатилетняя обаятельная Верушка, как называл ее Серов, сидит в большой столовой абрамцевского дома и живым выразительным взглядом смотрит на художника и на нас. Художник знал модель с младенчества. Также Васнецов нарисовал ее и в образе Снегурочки. Свет льется из-за окна, за которым видна чуть тронутая осенней желтизной листва деревьев, «перетекает» в соседнюю комнату.
Она не дожила и до 33 лет, скончавшись от пневмонии. Дети вместе ходили в лес, катались верхом, бегали взапуски, плавали на лодке. Достаточно лишь взглянуть на этот рисунок, чтобы понять характер мальчика – диковатого, нелюдимого исподлобья глядящего пристальным и упорным взглядом.
Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы. Кленовые листья, в свою очередь изображены потому, что художник начал работу над полотном в разгар лета, а закончил только в сентябре. Для «Девушки, освещенной солнцем» — в Домотканове двоюродная сестра художника Маша Симонович.
Видно, что оконные рамы далеко не новые, краска на них кое-где облупилась. За большим раздвижным столом всегда собиралось много народу – члены семьи и друзья. И именно вокзалы в те годы считались своеобразными «витринами» государства, как, например, сегодня такими «витринами» считаются аэропорты. Все кажется таким простым и естественным, но сколько в этой простоте глубины и цельности. Илья Репин изобразил Веру на картине «Не ждали» – это дочь вернувшегося с каторги народовольца. У них родились дети – Юрий, Елизавета и Сергей.
Вероятно, вот таким образом существует несколько теорий, что именно хотел сказать автор этой картиной. Вам, наверное, сразу же пришла на ум «Стрекоза» Репина и это неслучайно – художник взял у мэтра только лучшее.
Тогда он написал в письме своей невесте «Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Он много времени проводил в их доме. Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней. Однако результат превзошел все ожидания семьи.
Перед нами картина талантливого живописца В. А. Серова «Девочка с персиками». К таким же созданиям надо отнести и тот удивительный серовский портрет. «Только отрадное».
Популярная картина «Девочка с персиками»: краткое описание
В 1888 году Валентин Серов за эту картину был удостоен премии Московского общества любителей художеств. Но полтораста лет назад никаких канонов «русского стиля» не существовало: более того, само слово «русский» ассоциировалось с какой-то давно ушедшей архаикой, густопсовыми боярскими бородищами в кислой капусте, с лаптями, кафтанами и прочими рушниками. Получилось так, что «Девочка с персиками» затмила все остальные работы художника и многие помнят его как автора одной картины, а это немного обидно.
Частенько он удирал один, с утра, даже не позавтракав. Чаще всего Дали оставлял в дневниках записи о своих работах, но о смысле и значении «Постоянства памяти» не было найдено ни слова. Серов впервые оказался в этом творческом раю в десятилетнем возрасте – его взяла с собой в гости маменька, Валентина Семеновна Серова, в то время популярный композитор и музыкальный критик, автор модной оперы «Уриэль Акоста», вошедшая в историю как первая в России женщина-композитор. Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: «Бери, а потом ничего не дам». Завершив портрет, Серов подарил его матери девочки Елизавете Мамонтовой.
С холста пристально смотрит смуглая девочка с темными, как угольки, горящими глазами. Вообще те из художников, которые были часто переносить многое Бедными были Врубель, Коровин и Головин «Испанок» Мамонтов купил у Коровина за 25-рублевое пальто. Вот, казалось бы и все, что изобразил на своей картине Валентин Серов. Просторная блуза кажется несколько мешковатой и слишком детской для 11-летней девочки. Но сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих случайностях сквозит неповторимая радость жизни.
12 интересных фактов о «Девочке с персиками»
В организации изображаемого пространства участвует еще одна, незримая, диагональ идущая из глубины, от окна за спиной девочки. Было это в 1887 году. Как создавался шедевр и почему персики не розовые, а зеленые – в рубрике телеканала «МИР 24» «Главный экспонат» рассказала старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи Ольга Атрощенко. Здесь Серов написал знаменитую «Девочку с персиками» – портрет дочери Мамонтова.
Надо писать так, чтобы не было видно труда, – говорил сам Серов. Очевидцы говорили, что благодаря полотну просторная светлая комната, казалось, озарилась еще более ярким светом.
Итальянские впечатления во многом определяли творческое самочувствие Серова, когда в конце лета того же 1887 года в Абрамцеве он работал над произведением, с которого начиналась его художническая известность, картиной «Девочка с персиками», создав в ней лучезарный образ юности, красоты, ставший прямым проявлением его тогдашнего взволнованно-поэтического отношения к миру. Например, за обедом, когда знаменитый Врубель потянул руку за вином, Мамонтов его остановил при всех и сказал: «Погодите, это вино не для вас». Правда, сюжет ее на первый взгляд самый простой. Прежде всего в этом и была новизна серовской позиции. Даже маленькая Вера подшучивала над ним. В ее мягком, но умном и энергичном личике В. Серов предугадал прозрение в будущее.
Долгое время она висела в комнате. За «Девочку с персиками», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее Серов был награжден премией Московского общества любителей художеств. Редкая гармония движения и покоя, мимолетного и устойчивого, завершается изображением лежащих на столе серебряного фруктового ножа, чуть пожухлых листьев клена и румяных плодов, форма и особенно бархатистая поверхность, которых как бы «перекликаются» с нежным лицом милой серовской модели. Как отмечается в документах, картина была приобретена у А. С. Мамонтовой в 1929 году.
Свет этот сияет на стене и на фарфоровой тарелке, бликами отражается на спинках стульев, мягко ложится на скатерть, скользит по лицу и рукам девочки. На нем ничего кроме блюдца с персиками и косточки от уже съеденного фрукта. Работа была названа просто и лаконично – «В. М» и стала открытием на выставке 1887 года, поразившем совершенно всех. Сегодня картина Васнецова «Богатыри» считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства, но не всем известно, что до картины русского художника в сознании людей образы троих богатырей никогда не были объединены – в фольклоре герои былин пересекались редко.
Картина американского художника Гранта Вуда «Американская готика» – один из самых узнаваемых (и пародируемых) образов в американском искусстве XX века. Савва Мамонтов же впоследствии находил первых заказчиков для молодого художника. По контрасту к ней несколькими энергичными мазками Серов наметил правую руку, передав порывистое движение пальцев, обхвативших персик. Итальянские впечатления во многом определяли творческое самочувствие Серова, когда в конце лета того же 1887 года в Абрамцеве он работал над произведением, с которого начиналась его художническая известность, картиной «Девочка с персиками», создав в ней лучезарный образ юности, красоты, ставший прямым проявлением его тогдашнего взволнованно-поэтического отношения к миру.
Как сложилась судьба «девочки с персиками»: 7 удивительных фактов о самой известной картине Серова
Картина как бы соткана из света и воздуха. 2. Композиция картины динамична не менее колорита. 1. Именно вот таким образом Мамонтову было очень важно иметь собственное дизайнерское бюро.
«Девочка с персиками» по существу выходит за пределы портретного жанра, приближаясь к сюжетной картине.
«Девочка с персиками», Валентин Александрович Серов — описание картины
Молодой художник предложил девочке позировать и спустя почти два месяца появилась «Девочка с персиками», воплотившая задумку автора. Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Но модель оказалась непоседлива, да и терпения автору не всегда хватало – работа шла медленно.
Таким образом, в картине все строго уравновешено, устойчиво, однако ясная логика не нанесла ущерба ее эмоциональному строю. Не будем повторять этого высокопарного словоблудия, а лучше откроем воспоминания Владимира Теляковского, директора императорских театров, члена «абрамцевского кружка»: «Нет сомнения, что за Мамонтовым большая заслуга собрать вокруг себя целую плеяду художников. Живая, непосредственная девочка-подросток позировала двадцатидвухлетнему художнику в залитой светом комнате, сидя у стола, покрытого белой скатертью, одетая в розовую кофту с приколотым на груди большим синим с белыми горошинами бантом и огромной красной гвоздикой. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. В решении этой задачи колорит картины играет самую активную роль: белая скатерть, светлые стены комнаты, розовое «пятно» кофты в центре, а если учесть, что у Серова и белое — не белое и розовое — не розовое, но все в рефлексах, что каждый участок живописной поверхности дополняет и обогащает соседствующие с ним и что в передаче ощущения изменчивости, мимолетности важное значение имеет фактура, то может показаться, что и впрямь его полотно — большой импрессионистический этюд.
Художник жадно вглядывался в знакомые пейзажи. Кстати, в музее-усадьбе этот камушек сохранился и поныне. Да и Вера Саввишна вошла в тот возраст, когда девочек интересуют не одни лишь куклы.
Однако сохранить свежесть живописи для него в то же время значило сохранить свежесть того радостного чувства, с которым писалось это полотно, передать всю прелесть мимолетного впечатления, но при этом так остановить мгновение, чтобы добиться законченности и вот таким образом, работая с натуры над портретом двенадцатилетней Веруши, дочери C. Мамонтова, он, помня уроки Репина и Чистякова, заведомо решал его как картину. Вуд представил «Американскую готику» на конкурсе в Чикагском институте искусств. Это старинные стулья, кресла и стол – все темного дерева, полированные, отражающие падающий на них свет их преимущественно криволинейные очертания вторят контуру фигуры девочки, силуэт, служа своеобразным «обрамлением», помогает закрепить ее положение как в изображенном пространстве, так и на плоскости полотна. Он упрашивал её: «Ну, посиди, сделай милость Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь.
Вера была страшной непоседой. Картина «Девочка с персиками» появилась из-под кисти Серова, абсолютно случайно, как и все уникальное. А посему писать портреты девочки являлось почетной обязанностью всех художников, которые жили в Абрамцеве, пользуясь покровительством Саввы Ивановича. Портрет наполнен поразительной радостью жизни икрасотой молодости, он ознаменовал врусской живописи поворот отидейного реализма передвижников к«реализму поэтическому» (И. Грабарь).
«Девушки» написаны с конкретных лиц. Девочка в розовой кофточке с черным бантом и красной гвоздикой сидит за столом, покрытым белой скатертью лежит нож, персики и листья брошены на стол написаны все стулья, подсвечник на окне и фигурка игрушечного солдата в глубине комнаты, фарфоровая тарелка на стене за окном сад в поздние дни лета. 1 ДЕВОЧКА. Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»). 2 БЛУЗКА.
Интересные факты о картине Валентина Серова "Девочка с персиками"
Серов создал некий обобщённый образ, тип счастливого детства. Игрушечный деревянный солдат в левом углу – изделие сергиево-посадских кустарей. У Серова же свет, воздух, радость, молодость — сами по себе прекрасны. Модели его неотделимы от места их бытия. Валентин Серов с юности был вхож в дом Мамонтовых. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни.
Веруша (или Мамонтова Вера Саввишна) была любимицей всех обитателей дома и в ней присутствовал «незримый папин огонек», который и постарался максимально отчетливо передать молодой Серов. Однако «сохранить свежесть живописи» для него в то же время значило сохранить свежесть того радостного чувства, с которым писалось это полотно, передать всю прелесть мимолетного впечатления, но при этом так «остановить мгновение», чтобы добиться «законченности» и вот таким образом, работая с натуры над портретом двенадцатилетней Веруши, дочери C. Мамонтова, он, помня уроки Репина и Чистякова, заведомо решал его как картину. Однако «сохранить свежесть живописи» для него в то же время значило сохранить свежесть того радостного чувства, с которым писалось это полотно, передать всю прелесть мимолетного впечатления, но при этом так «остановить мгновение», чтобы добиться «законченности» и вот таким образом, работая с натуры над портретом двенадцатилетней Веруши, дочери C. Мамонтова, он, помня уроки Репина и Чистякова, заведомо решал его как картину. Итальянские впечатления во многом определяли творческое самочувствие Серова, когда в конце лета того же 1887 года в Абрамцеве он работал над произведением, с которого начиналась его художническая известность, картиной Девочка с персиками, создав в ней лучезарный образ юности, красоты, ставший прямым проявлением его тогдашнего взволнованно-поэтического отношения к миру.
«Девочка с персиками» Валентина Серова
В 1899 году арестовали Савву Мамонтова. Через год в Домотканове была написана картина изображающая его двоюродную сестру.
Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский. Свет льется из-за окна, за которым видна чуть тронутая осенней желтизной листва деревьев, «перетекает» в соседнюю комнату.
Впервые Серова привезла в Абрамцево мать-композитор в 1875 году. Он назвал работу «Девушка, освещенная солнцем». И, как вспоминал Репин, вскоре Серов стал любимым актером Саввы Ивановича – так как публика покатывалась от хохота, наблюдая, как угрюмый подросток с неизменно скорбным лицом изображает то «волшебного зайчика», то «веселого ежика».
Картина «Девочка с персиками» великого русского живописца Валентина Серова – признанный шедевр. В основном это были буржуа и аристократы. В Абрамцевском музее есть даже выполненный художником эскиз росписи. И, конечно, писать в первую очередь портрет, а не пейзаж. И для них смысл этих символов был очевиден – это же прямая ссылка на «Сказку о серебряном блюдечке и наливном яблочке» – произведении, ставшем своеобразным открытием для российских романтиков: недаром Константин Бальмонт переложил эту сказку на стихи для своего поэтического сборника «Зарево Зорь».
Он сразу же схватился за холст и краски, чтобы запечатлеть эту мимолетное чудо. Здесь Серов написал знаменитую Девочку с персиками – портрет дочери Мамонтова. Живой взгляд ее карих глаз, легкое, едва уловимое движение губ их уголки слегка приподняты, улыбка в любой миг готова озарить лицо этого полуребенка – полудевушки. В них заключена конечная цель творческого акта.
Анализ картины «Девочка с персиками»
Гренадер до сих пор стоит на тумбочке в том же самом углу. 8 КРАСНАЯ ГОСТИНАЯ. «Все, чего я добивался, – впоследствии говорил он, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Серов решает труднейшую техническую задачу: пишет фигуру девочки вперекрещивающихся потоках света.
Абрамцево было и «домом творчества» и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья. Мы воспринимаем персики как экзотический нежный, яркий, сочный фрукт.
И это, без сомнения, ему удалось. Обе модели оказались похожими друг на друга — но, скорее, «за счет» самого Серова, который хотел видеть в них прежде всего красоту молодости.
Картина «Девочка с персиками» : почему фрукты зеленые
Веселая легкость, непосредственность и очарование девочки поразили Серова.
Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Редкая гармония движения и покоя, мимолетного и устойчивого, завершается изображением лежащих на столе серебряного фруктового ножа, чуть пожухлых листьев клена и румяных плодов, форма и особенно бархатистая поверхность которых как бы «перекликаются» с нежным лицом милой серовской модели. Красавицей будешь. », на что та отвечала: «Ты же замучишь меня Скучно сидеть, лето». А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей», — считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон. Но решающим для его новой программы, которую он обозначил как «только отрадное», стало путешествие с Мамонтовыми и художником Ильей Остроуховым в мае 1887 года в Венецию, Флоренцию и Милан.
Девочка с персиками — интересные факты
От Мамонтова неожиданно потребовали предъявить 800 тысяч концессионных рублей. Обтекая фигуру и все предметы, он создает ту единую органически цельную среду, которая была высшим достижением живописи молодого Серова. Врубелю Мамонтов заказал панно за 3 000 р., а когда панно было готово и Врубель пришел за деньгами, Мамонтов сказал ему: «Вот 25 рублей, получай». – да Бог их знает), с которыми он стал ставить домашние спектакли.
По словам заместителя директора по науке музея-заповедника «Абрамцево» Елены Митрофановой, Мамонтовы купили игрушку в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. И возрождать «русский стиль» он доверил весьма серьезным людям: изначально в «абрамцевский кружок» входили профессор истории искусств Адриан Прахов, скульптор и академик Марк Антокольский, Илья Репин, Василий Поленов и Виктор Васнецов. В России же расцвел «псевдорусский» стиль в архитектуре, большим поклонником которого был сам император Александр III. Но самый, конечно известный портрет – это «Девочка с персиками».
Картина «Девочка с персиками» Серов
Мамонтовых Валентин тоже знал с раннего детства. Шапка ее густых темно-каштановых волос и большой синий бант на розовом фоне являются столь же устойчивыми «доминантами» этой строго рассчитанной композиции. Встоловой дома вАбрамцеве запечатлена 12-летняя Вера, дочь хозяина усадьбы С. И. Мамонтова. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. Вот с реализмом – здесь все в порядке.
Это добавляет картине естественности и ощущения того уюта, которое можно испытывать только в «родных стенах». Тем не менее, Елизавета Мамонтова (мать Веры), не отличалась красотой, но дочка ее на картине – само обаяние и непосредственность. Причем мальчика даже переименовали в Антона – так его стали звать все дети миллионера (почему Антоном. Теперь вам известна история картины «Девочка с персиками». Впечатление было столь ярко, что Серов немедленно принял решение.
Она словно насекунду присела устола, устремив пристальный взгляд нахудожника. Веруша была самой любимой дочерью миллионера и филантропа Саввы Мамонтова (всего у олигарха было пятеро детей и начальные буквы их имён составляли имя отца – Савва: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра). Некоторые даже обвиняли мастера в том, что его портреты похожи на карикатуры. Маленькая «муза» абрамцевского кружка будто только что вбежала в комнату и присела за стол с персиками.
«Постоянство памяти» – одна из самых известных картин Сальвадора Дали, она является своеобразным символом скоротечности и относительности временного пространства.
Описание картины Валентина Серова «Девочка с персиками»
Скончался он в апреле 1918 года. На Вере повседневная одежда, хоть и украшенная ярким бантом. Но у проверяющих было иное мнение. Шапка ее густых темно-каштановых волос и большой синий бант на розовом фоне являются столь же устойчивыми «доминантами» этой строго рассчитанной композиции. И какие это портреты.
На ней изображена сидящая за столом Вера Мамонтова, 11-летняя дочь предпринимателя. Причем если круг общения Александра Николаевича состоял из интеллигентных и аристократичных людей (к примеру, он дружил с Тургеневым и Николаем Ге), то молодая жена тащила в дом нигилистов и маргиналов. Так совершались самые необычайные открытия, так создано немало великих произведений поэзии, музыки, скульптуры, архитектуры и живописи.
Именно это произведение и принесло Серову славу. В «Девочке с персиками» господствует тема минутного покоя, остановки, вслед за которой это непоседливое юное существо придет в движение и повлечет за собой перемены во всем интерьере, спутает вещи. Самое сложное в работе Серова было удержать Веру на одном месте.
Но сколько в этой простоте глубины и цельности, как во всех этих «случайностях» сквозит неповторимая радость жизни. Вера Мамонтова была великолепная и удивительная личность. А через минуту вскочит и побежит дальше. Скатерть завернули и аккуратно уложили наверх – так края не свисают со стула. Фигурка была некрашеная, расписывал ее Серов.
Ей было всего 32. А вот к Серову уже тогда относились неоднозначно. Но Серов сам не называл их портретами. «Девочка с персиками» вышла замуж, родила троих детей, ее брак казался удачным, а будущая жизнь – счастливой, но За год до смерти матери Вера заболела пневмонией и умерла.
Видеоверсия того, что было после персиков
Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное. «Девочка с персиками» по существу выходит за пределы портретного жанра, приближаясь к сюжетной картине. «Девочка с персиками» бурятского художника Зорикто Доржиева не просто посвящение великому Валентину Серову, а попытка соединить национальную традицию с классической. Сохранился рисунок Репина изображающий Серова в возрасте тринадцати лет. При Мамонтовых традиции продолжились.
Но со временем фортуна отвернулась от участников абрамцевских событий 1887 года. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Подобная история была до последнего времени с Васнецовым, что он не выставит, то, за исключением небольшого кружка друзей, принимается как ненормальное явление полусумасшедшего (хотя и талантливого) человека.
Вера терпеливо почти каждый день больше месяца позировала художнику. Многие предметы изображенные на картине, обладают особым символизмом. Дело здесь не в неповторимости образа, не в его индивидуальных особенностях, а в общей программе. Кто бы что ни думал, портрет Веры Мамонтовой Серов написал в 22 года. «Много было лохматого студенчества, – вспоминал Репин, – манеры у всех были необыкновенно развязны». Это, знаете ли, сегодня экскурсоводы в музее-усадьбе «Абрамцево» любят с придыханием рассказывать о беззаветной любви олигарха Мамонтова к искусству, его увлеченности живописью и скульптурой, его стремлении спасти мир с помощью красоты.
«Девочка с персиками» история создания
Построенная по диагонали (ею служит линия, обозначающая край стола), она кажется «открытой» во всех направлениях и фрагментарной, как кадр мгновенной фотографии. Картина пропитана атмосферой легкости и беззаботности, которые бывают только в детстве. «Девочка» написана на темном фоне и стол за которым она сидит самый простой. Из этюда «девочки в розовом» или «девочки за столом» он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи, в полную глубокого значения «картину», отметившую целую полосу русской культуры. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону».
Тонкие пальцы обхватили плоды с бархатистой кожицей. Композиция картины динамична не менее колорита. Репинский портрет Мусоргского, созданный за шесть лет до «Девочки с персиками», также наполнен светом.
Это один из тех шедевров русской живописи, который известен всем и каждому, а также постоянно вдохновляет самых разных людей воспроизводить образ персиковой барышни в каком-нибудь новом, неожиданном виде.
Как во всех этих, будто бы случайностях, сквозит неповторимая радость жизни. Черты Веры ещё не раз появлялись в его работах, но судьба самой «девочки с персиками» была крайне трагична: в возрасте 32 лет она заболела пневмонией и умерла. В газетах об этом событии не было ни строчки. Серов попал в дом Мамонтова еще ребенком – в возрасте 13 лет. И чем больше вглядываешься в лицо девочки-модели, тем больше сознаёшь, что она своей сдержанностью, благородством, готовностью понять окружающий мир начинает подражать взрослым, осваивать их большой и сложный мир. Например, на картине Васнецова «Аленушка» именно Вера сидит на камушке над гладью абрамцевского пруда.
Художнику удалось точно поймать момент и запечатлеть его на холсте. Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов. Это — последнее слово импрессионального искусства. Случалось, что скромный школьный учитель, долгие годы сидевший, согнувши спину, в своей каморке над какой-то никому из окружающих ненужной рукописью, через полвека после своей смерти оказывался создателем нового миропонимания, отцом новой философии, властителем дум и настроений века. Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. Это трудно понять нам, нынешним, впитавшим с детсада художественные стандарты «русскости»: от хохломы до картин Билибина. Через девять лет Серов написал ещё один портрет Веры Мамонтовой, назвав его «Девушка с кленовой веткой».
Лицо Веры нельзя назвать традиционно русским типажом. Тем не менее его жена Гала абсолютно правильно предсказала, что никто, раз увидев «Постоянство памяти», уже его не забудет. Их невозможно представить себе в ином окружении — тогда это будут другие картины, в них будет содержаться другой смысл. Его написал Васнецов, в то время Вере было 21 год. Таким образом, мы видим, что В. А. Приходилось брать – у Врубеля гроша денег не было». Врубель отлил лицо Веры для своей скульптуры «Египтянка». В отечественном искусствоведении давно утвердилось мнение, что картине «Девочка с персиками» В. А.
Серов Валентин Александрович (художник)
Поза девочки выражает едва сдерживаемое нетерпение, как будто она только на минуту присела за стол и вот-вот сорвется, словно бабочка и убежит играть. «Надо писать так, чтобы не было видно труда», – говорил сам Серов. Все полотно – это источник быта и пример воспитания дворянских детей тех времен. Зачем, если почитатели его таланта сами могли все увидеть.
Элементы натюрморта и пейзажа расширяют стандартное понятие портрета. Правда, сюжет ее на первый взгляд самый простой. Кстати, есть еще один портрет Веры. В эти годы появилось и другое – влечение к импрессионизму.
Значение картины «Девочка с персиками»
Деревья для нее семья купила в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году. Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»). Желтеющая листва за окном и на столе – свидетельство долгого терпения девочки.
Импрессионистические мотивы картины прослеживаются не только в воздушной чистоте пространства и мимолетности мгновения, а и в игре солнечного света, которая странным образом сочетается с продуманно завершенной композицией. Такой отворот и заняли персики, нож и несколько кленовых листьев. Вряд ли это обстоятельство можно счесть случайным.
История, предшествующая возникновению картины
Солнечным августовским днем гость стал свидетелем простой домашней сцены. В решении этой задачи колорит картины играет самую активную роль: белая скатерть, светлые стены комнаты, розовое «пятно» кофты в центре, а если учесть, что у Серова и белое – не белое и розовое – не розовое, но все в рефлексах, что каждый участок живописной поверхности дополняет и обогащает соседствующие с ним и что в передаче ощущения изменчивости, мимолетности важное значение имеет фактура, то может показаться, что и впрямь его полотно – большой импрессионистический этюд. В Красной гостиной виден стул в стиле жакоб.
Художник использует контрастные тона на фоне общей пастельной гаммы. Со временем Серов приобрел репутацию портретиста с «острой» кистью: своих респектабельных моделей он изображал не в самом выгодном свете, что, хотя и не особенно нравилось им, но принималось, поскольку было модной и почти обязательной мерой провокации. Правда, сюжет ее на первый взгляд самый простой. Пожалуй, даже не самые великие знатоки живописи знают имена Сезанна, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуара и знакомы хотя бы с несколькими их полотнами.
Девочка с персиками или Немаленькая Вера
И указал на другое, дешевое, которое стояло рядом. К тому же Серов не писал здесь портретов в привычном значении этого слова. Позже картину заменили на копию, а оригинал отправили в Третьяковскую галерею. И именно это отличает Серова от его недавних предшественников. Художник здесь часто работал.