Девушка С Абсентом Пикассо

История одного шедевра: «Любительница абсента» Пикассо

За спиной Любительницы стена, крашенная в два грязноватых цвета. На нём мы видим характерные черты нетерпимости, не-желания много работать и презрительного отношения к окружающему миру. Он не смотрит на свою спутницу, его лицо одутловато от того, что он регулярно пьет. Он хотел быстрой славы и денег. Показать жизнь «красиво» художник не стремился. Жест правой руки, обхватывающей плечо, Пикассо, по всей вероятности, позаимствовал у своего испанского современника Сантьяго Русиньоля, который воспроизвел подобный жест в «Морфинистке» (1894, музей Кау Феррат, Ситхес), показывая страдания женщины, сходяшей с ума.

Такое учение оказалось не для него. Образ трагичен и одновременно чрезвычайно напряжён. Для картины «Любительница абсента» Пабло Пикассо нуждался в холсте, которого у него тогда, по бедности, не было.

Музей Пикассо в Барселоне. В композициях появляется «кубистическая тайнопись»: зашифрованные номера телефонов, домов, обрывки имён возлюбленных, названий улиц, кабачков. Сколоченный из легких планок, «непрофессионально» сделанный подрамник снова пошел в дело.

О чем думает «девушка 
с абсентом» на картине 
Пикассо

О чем думает «девушка с абсентом» на картине Пикассо

Полотно лишено всего избыточного, лишнего. Какое-то тесное кафе на Монмартре. Верх головы открыт и снабжен своеобразной «шляпой» в виде серебряной перфорированной ложки с бронзовым кусочком сахара. По Делакруа» (1955) «Менины. Он снова бросает учёбу.

Осенью 1947 года Пикассо начинает работать на фабрике «Мадура» в Валлорисе увлечённый проблемами ремесла и ручного труда, он сам выполняет множество блюд, декоративных тарелок, антропоморфных кувшинов и статуэток в виде животных («Кентавр», 1958) иногда несколько архаичных по манере, но всегда полных очарования и остроумия. Во Франции предполагают, что впервые работа была выставлена на второй выставке импрессионистов под названием «Абсент». В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. На столе стоит бутылка с водой и бокал с абсентом. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты— клоуны, танцовщики и акробаты картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905).

Коническое основание бокала — шея. В работах этого времени ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903 Пикассо считал: «кто грустен, тот искренен») движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901 «Женщина с шиньоном», 1901 «Свидание», 1902 «Нищий старик с мальчиком», 1903 «Трагедия», 1903). Это приводит к тому, что весь мир предстает в желтых тонах. Одна рука «Любительницы абсента» поддерживает подбородок – эта деталь перенесена из предыдущей пастели, а другая судорожно обхватывает плечо, так что вся фигура кажется сжавшейся в комок.

Отвергая обычные формы, художник открыл одну из его стенок, чтобы абсент мог литься подобно фонтану в бассейн, а сам бокалвылепил в форме сильно деформированной человеческой головы: открывающаяся стенка — глаз с тяжелым нависшим веком, который повторяется на противоположной закрытой стороне «лица», крупный нос и огромная верхняя губа, хорошо подчеркивающая движение абсента к бассейну нижней губы. Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и неравны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Женщина загнанна в угол буквально и метафорически. Для художников-соцреалистов— академиков, членов правления МОССХа— Пикассо был, пожалуй, главным врагом.

О нём уже знали как о начинающем художнике-классицисте. Во второй половине XIX века ее можно найти в работах Дега и Тулуз-Лотрека. Весной 1914 годаПикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента. По мнению искусствоведов, картина открывает «голубой период» творческой деятельности Пикассо, наполненного драматическими событиями в его жизни.

Посмотрите внимательно на его автопортрет 1896 года. Около мужчины высокий бокал с мазарганом. Она за ними не следит и они расставлены враскорячку. Розовый цвет становится на два года главным в творчестве Пикассо. В 1876 году часть импрессионистов отказались от посещения любимого кафе Курбе «Гербуа», где было слишком шумно. Собрать столько работ ни удалось, пожалуй, больше ни одному частному коллекционеру.

Чтобы вернуть связь с реальностью, Пикассо и Жорж Брак вводят в свои картины типографский шрифт, элементы «обманок» и грубые материалы: обои, куски газет, спичечные коробки. Коническое основание бокала — шея. Сразу видно, что мыслями женщина находится где-то далеко.

Любительница абсента 
картина Пикассо

Любительница абсента картина Пикассо

В 22 года его привлекает популярный сюжет, связанный с всеобщим увлечением абсентом. Эта картина оказалась первой из произведений художника, которую приобрел музей. Светлые и тёмные монохромные краски словно передают ощущение от всполохов пожара. Техника коллажа соединяет грани кубистической призмы в большие плоскости («Гитара и скрипка», 1913) или передаёт в спокойной и юмористической манере открытия, сделанные в 1910—1913 («Портрет девушки», 1914). Во взгляде отсутствует мысль, размышление, разум. Он предоставлял зрителю вглядеться в те реалии, которые его окружали.

Они стали встречаться на пляс Пигаль в кафе «Нью-Афины». Перед ней стоит, видимо, не первый бокал с мутновато-зеленоватым абсентом. Пабло Пикассо подчеркнул эту особенность размытым окружением. Дега поместил пару на наклонную плоскость.

Верх головы открыт и снабжен своеобразной «шляпой» в виде серебряной перфорированной ложки с бронзовым кусочком сахара. «Любительница абсента», хранящаяся в Эрмитаже, написана позже, осенью 1901 г. Картина имеет и другое название – «Аперитив». Его явно тянуло что-то другое.

Любительница абсента, 
Пабло Пикассо, 1901

Любительница абсента, Пабло Пикассо, 1901

Проблема алкоголизма, которая встала перед самим художником. Ивану Морозову она продала картину за 13 тысяч франков. Пабло Пикассо Любительница абсента (1901).

По Мане» (1960). Она никому не нужна, только абсент ее друг и утешитель.

В 1970 году, после смерти Сабартеса, Пикассо в знак своей любви к городу отдал в музей около 2450 работ (полотен, гравюр и рисунков) и 141 работу из керамики. Никогда ещё женоненавистничество художника не выражалось с такой ожесточённостью увенчанные нелепыми шляпами, лица изображённые в фас и в профиль, дикие, раздробленные, рассечённые потом тела, раздутые до чудовищных размеров, а их части соединены в бурлескные формы («Утренняя серенада», 1942). Этой крепкой полынной настойке, «зеленой фее», приписывались особые качества: якобы приохотившиеся к ней люди страдают не от простого алкоголизма, а от особой «возвышенной» его формы и погружаются в мир галлюцинаций и фантазий. Так что тематически Пикассо пока движется в рамках «мейнстрима» эпохи. Он бывает здесь наездами из Барселоны.

9 мая 1963 года в готическом дворце Беренгер де Агилар открылся музей под названием «Коллекция Сабартеса». Пикассо пока не переехал в Париж. Наряду с этими странными и острыми формами, гравюры Пикассо к «Метаморфозам» Овидия (1930) свидетельствуют о постоянстве его классического вдохновения. По Курбе» (1950) «Алжирские женщины. 73 x 54 см Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Во французском искусстве начала XX в. интерес к «порочным» персонажам был велик, у Пикассо много предшественников, особенно надо отметить влияние Тулуз-Лотрека.

Залог нескорого возвращения в реальность – полупустой бокал Напитка фей. В «синтетический» период появляется также стремление к гармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временами вписываются в овал. Особое внимание может привлечь положение рук женщины. Она вся съежилась. Их уединенность подчеркнута композиционным построением. Они имеет вид людей, отрешенных от действительности. Застывшее тело женщины только усиливает это впечатление.

Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. На лице написано слабое подобие улыбки, сарказм, обреченность и усталость. Ноги безобразно вытянуты вперед. Картина до сих пор находится на этой исторической основе. Средством послужила картина «Абсент».

Описание картины 
«Любительница абсента»

Описание картины «Любительница абсента»

Он сам назвал случившееся «самым неуклюжим и глупым жестом в мире». Источником нынешнего ее наименования стала запись в архиве Канвейлера, где полотно обозначено как «Женщина с бокалом абсента» (La femme au verre dabssinthe). Подчеркивая плоскостность холста, цвет стен вместе с голубоватым тоном мраморного столика сжимает пространство вокруг женской фигуры, замыкая ее в безысходном одиночестве.

Картина написана осенью 1901 года в Париже и находится в Эрмитаже. Во-первых, сюжет полностью обнажает психологию женщины. Картина «Любительница абсента» Пабло Пикассо имеет очень сильное эмоциональное воздействие. Картина «Абсент» просто преисполнена безнадежностью, которую в немалой степени усиливает блеклый колорит. Начало оживления жизни.

Одна рука поддерживает подбородок, что говорит о размышлении, также это может говорить об усталости и отчаянии любительницы абсента. Он познакомился с Пикассо еще в 1905 или 1906 г., но принял его творчество не сразу. Он лаконичен. Над этим Пикассо просит поразмышлять самих зрителей.

5 великих полотен, посвященных абсенту

И вновь женщины стали главными жертвами этого общего мрачного настроения. По Веласкесу» (1957) «Завтрак на траве. Ужас, охвативший Пикассо перед угрозой варварства, нависшего над Европой, его страх перед войной и фашизмом, художник не выразил прямо, но придал своим картинам тревожную тональность и мрачность («Рыбная ловля ночью на Антибах», 1939), сарказм, горечь, которые не коснулись только лишь детских портретов («Майя и её кукла», 1938). Физиономически она не походит на двух прежних «любительниц». Место действия на картине Пабло Пикассо «Любительница абсента» обрисовано с исключительным лаконизмом.

Она была не только его другом, но и покровителем, покупая его картины за небольшие деньги. В 1930—1934 годах именно в скульптуре выражается вся жизненная сила Пикассо: бюсты и женские ню, в которых иногда заметно влияние Матисса («Лежащая женщина», 1932), животные, маленькие фигуры в духе сюрреализма («Мужчина с букетом», 1935) и особенно металлические конструкции имеющие полуабстрактные, полуреальные формы и исполненные порой из грубых материалов (он создаёт их с помощью своего друга испанского скульптора Хулио Гонсалеса— «Конструкция», 1931). Эдгар Дега, автор картины «Абсент» изобразил своих друзей – актрису Эллен Андре (которая в жизни была вполне ухоженной женщиной, служила моделью и Ренуару и Жерве, танцевала в Фоли-Бержер) и художника Марселена Дебутена. Непосредственной предшественницей «Любительницы абсента» послужила картина тогдашней звезды барселонского авангарда Рамона Касаса «Мадлен», привезенная им из Парижа (1892, музей Монтсеррат). Для этого необходимо было время, а Пикассо ждать не хотел.

Любительница абсента, 
Пабло Пикассо

Любительница абсента, Пабло Пикассо

В ее лице читается жесткость и упрямство. Он написал несколько произведений на тему бродячего цирка, которым был увлечен. Вторая рука, которая на картине непропорционально большая, обхватывает плечо. Это видно по его ранним работам. На них газеты, спички, пустая бутылка.

Столешница мраморная – это практично. В 2006 году владелец казино Стив Винн, купивший в 1990-х годах за 48, 4 миллиона долларов картину Пикассо «Сон», согласился продать этот шедевр кубизма за 139 миллионов американскому коллекционеру Стивену Коэну. Здесь она отсутствует. Новая композиция, несомненно, была связана с «Кафе в Арле» Поля Гогена, находившемся тогда в галерее Амбруаза Воллара.

Во-вторых, колорит. Однако эта композиция не вполне удовлетворила художника. В этих обстоятельствах в начале 1902года Пикассо стал писать в стиле, по которому впоследствии период творчества художника в Барселоне в 1903—1904 годах был назван «голубым». Некоторые из них («Коза», 1950 «Обезьяна с малышом», 1952) сделаны из случайных материалов (брюхо козы выполнено из старой корзины) и относятся к шедеврам техники ассамбляжа. Особенно важны в тот период скульптуры («Беременная женщина», 1950). В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Примириться с этим было невозможно и борьба с Пикассо шла по разным направлениям. С 1926 года она хранится в Чикаго.

Картина находится в музее Ван Гога в Амстердаме, Нидерланды. Именно он стал одним из первых щедрых покупателей Пикассо и помог ему выбраться из нищеты. Холст, масло. Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). Отвергая обычные формы, художник открыл одну из его стенок, чтобы абсент мог литься подобно фонтану в бассейн, а самбокалвылепил в форме сильно деформированной человеческой головы: открывающаяся стенка — глаз с тяжелым нависшим веком, который повторяется на противоположной закрытой стороне «лица», крупный нос и огромная верхняя губа, хорошо подчеркивающая движение абсента к бассейну нижней губы. Оба одеты неряшливо, в особенности мужчина.

Он построен на мрачном контрасте тусклого красного и синего и сопоставим с мрачными жизненными коллизиями из которых нет выхода. В 1904году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Весной 1914 года Пикассо сделал восковую скульптуру бокала абсента. Но в картинах молодого испанского художника еще пока не было чувства драмы. В своих грезах героиня чувствует себя комфортно.

Однако в образах, созданных молодым художником, есть обостренный драматизм. Возможно именно он сидел за этим столом. В 1953 году Франсуаза Жило и Пикассо расходятся16. Сама она словно галлюцинация, нечеткая и изменчивая.

Таким образом рюмка абсента на переднем фоне становится ключом к пониманию сюжета. Несмотря на несколько более спокойных произведений, которые являются в живописном плане наиболее значительными, стилистически это был весьма переменчивый период («Девушка перед зеркалом», 1932). Единственное украшение скудного интерьера – округлое зеркало в черной резной раме. Картина необыкновенна по жестикуляции. Она также не ослабила его деятельности: портреты, скульптуры («Человек с агнцем»), скудные натюрморты, которые порой с глубоким трагизмом выражают всю безысходность эпохи («Натюрморт с бычьим черепом», 1942). Это было для художника началом тяжёлого морального кризиса, который эхом отдаётся в замечательной серии рисунков исполненных между концом 1953 и концом зимы 1954 года в них Пикассо по-своему, в озадачивающей и ироничной манере, выразил горечь старости и свой скептицизм по отношению к самой живописи. Даже при полном одиночестве вдвоем все же сохраняется внутренняя близость этих людей.

Пабло Пикассо и 
его любительницы 
абсента

Пабло Пикассо и его любительницы абсента

Он сам охотно употреблял этот напиток, который вызывает в том числе и нарушения зрения. За два месяца Пикассо создаёт свою «Гернику»— громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильоне Испании на Всемирной выставке в Париже. В 1887 году появляется картина Ван Гога «Натюрморт с абсентом». Кафе бедное: она сидит не на стуле (иначе была бы видна спинка), а на табурете.

В кафе «Четыре кота», где собирались молодые испанские авангардисты, часто обсуждались очень популярные во французском искусстве сюжеты, в частности, присутствие женщин в кафе («Интерьер кафе Четыре кота», Пабло Пикассо, 1899, частное собрание). Хотя в своих значительных произведениях художник использует некоторые кубистические приёмы вплоть до 1921 («Три музыканта», 1921). Из него мог бы получиться хороший портретист или мастер пейзажей, как Диего Веласкес. В 1956 году на французские экраны вышла документальная лента о художнике «Таинство Пикассо». В Валлорисе художник начал в 1954 году серию портретных изображений «Сильветт»1718. Увлечение абсентом привело и к помрачению сознания в 1888 году, когда он отрезал себе ухо. Он взял свою прежнюю работу, относившуюся к 1900 году и, по-видимому изображавшую канкан (аналогией может служить – «Французский канкан», Пикассо, частное собрание) и замазал ее так, что случайно осталась только головка рыжеволосой танцовщицы.

Ее лицо сосредоточенно, ее взгляд как будто что-то изучает внутри себя. В богемном Париже двое страдают от одиночества, даже находясь рядом. Используя мотив Тулуз-Лотрека и Дега, Пикассо достигает в отличие от своих предшественников особой символической обобщенности и «знаковости» образа. Этот напиток применялся, чтобы снять похмелье. Тема одиночества изоляции и пустоты в кафе не нова. Их лица угрюмы.

Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень средиземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят своё выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»). Это дань моде. Среди них— Дора Маар, с которой художник сблизился в 1936 году и красивое лицо которой он деформировал и искажал гримасами («Плачущая женщина», 1937). Пикассо уделяет особое внимание превращению форм в геометрические блоки («Фабрика в Орта-де-Эбро», 1909), увеличивает и ломает объёмы («Портрет Фернанды Оливье», 1909), рассекает их на плоскости и грани, продолжающиеся в пространстве, которое сам он считает твёрдым телом, неизбежно ограниченным плоскостью картины («Портрет Канвейлера», 1910). После реставрации картина была выставлена на аукцион «Кристис», где 27 марта 2013 года её всё же приобрёл Коэн уже за 155 миллионов долларов.

С одной стороны— коммунист, прогрессивный деятель, борец за мир и трогать его было опасно с другой Дело не в том, что, с их точки зрения, он был «буржуазный формалист», с этим еще можно было примириться, главное— он был великий мастер и при сопоставлении с его работами все великие достижения советского искусства меркли и отбрасывались на столетие назад. Можно было б назвать ее «Слепой музыкант», но художник сделал акцент на старости, в которой единственной отдушиной является творчество. Лицо угловато, однако, обладает большей живостью, нежели остальная фигура, будто бы вылепленная из камня и неподвижно застывшая. Она задумчива и закрыта. Немецкая оккупация не могла испугать Пикассо: он оставался в Париже с 1940 по 1944 год.

Но интереснее другое. Женщины остаются главными жертвами его жестоких бессознательных причуд, возможно, так как сам Пикассо плохо ладил со своей собственной женой или потому, что простая красота Марии-Терезы Вальтер, с которой он познакомился в марте 1932 года, вдохновляла его на откровенную чувственность («Зеркало», 1932). Модель его разводит водой из бутылки, стоящей на соседнем столике. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении— Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано12 (Криспиниано13) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Их объединяет одно – потеря надежды.

Простая, но изобретательная технология позволила добиться очень редкого живописного эффекта – особой матовости холста и сохранения его «зерна». После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создаёт атмосферу конвульсий и истерии ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить отчасти влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935 и театральной пьесе, созданной во время войны. Он торопился жить. В 1937 году симпатии Пикассо— на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фрнко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолётов над позициями франкистов). Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря.

На протяжении нескольких лет воображение Пикассо, казалось, могло создавать только монстров, неких разорванных на части существ («Сидящая купальщица», 1929), орущих («Женщина в кресле», 1929), раздутых до абсурда и бесформенных («Купальщица», рисунок, 1927) или воплощающих метаморфические и агрессивно-эротические образы («Фигуры на берегу моря», 1931). Через окно виден уходящий человек.