Дейнеко Картины
Дейнека Александр Александрович картины писал не кистью, а умным сердцем. О нюансах этой процедуры и о том, где и как продать картину Дейнеки, поговорим далее. Однако оценивать картину Дейнеки по результатам других продаж не совсем корректно. В послевоенный период картины Дейнеки снова прославляют радость жизни, движения, здоровья, например, «Юность», «Раздолье».
Вернемся к вопросу о том, сколько стоят картины Дейнеки сегодня. Дейнека начинал работу над каждой картиной с набросочных рисунков. Чтобы грамотно оценить картину Дейнеки, нужно учитывать все вышеперечисленные факторы и хорошо знать ситуацию на рынке. Сегодня мы вспоминаем биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого прославили Курский край на весь мир.
Картина Дейнеки «За занавеской» продана на лондонском аукционе MacDougalls за 2 миллиона 248 тысяч фунтов (почти 3, 5млн долларов)3. Дейнека много рисует сюжетных картин отдыха. Но за свою творческую жизнь Дейнека создал немало и других замечательных и жизнеутверждающих картин, фото которых с названиями и описаниями мы и представляем далее. Для Дейнеки было естественно и просто работать над плакатами, листовками, оформлять обложки журналов и вложить всего себя в картину, тема которой выделена Реввоенсоветом.
Многие картины Дейнеки посвящены спорту. На этой странице собраны картины Дейнеки Александра Александровича, которые отличают соцреализм, патриотизм, монументальность и оптимизм. С картинами Дейнеки знакома в основном по иллюстрациям в старых журналах и учебниках, ну и его мозаики в метро видела. И имя Дейнеки знакомо, но не настолько, чтобы глядя на картину, я смогла сказать, кто ее написал. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы ("Раздолье", "Портрет Мирель Шагинян", 1944).
За время пребывания в "Октябре" Дейнека пишет всего одну картину, однако создаёт множество рисунков и плакатов. Октябрьский переворот, захлестнувший страну, не мог не оказать влияния на биографию художника Дейнека Александра Александровича, картины которого отражали самые яркие аспекты новой, социалистической жизни. Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Александра Дейнеки.
Я раньше не была знакома с картинами Дейнеки, так что было любопытно на них посмотреть. В 1941 году Дейнека создаёт картину "Левый марш", мотивы которой очевидно навеяны стихотворением Маяковского, тогда же решается запечатлеть и образ любимого поэта ("Владимир Маяковский в РОСТА", 1941).
Дейнека Александр: творчество, самые известные картины художника
Итальянские зарисовки отличны от американских или французских. Александр Александрович родился 20 мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника.
Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943). Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки ("Сам батюшка пожаловал", "Святые прозорливцы", "Чудодейница", 1925) пришлись в этом журнале ко двору. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Тогда же, в начале 1930-х, страна, воодушевленная призывом «отца всех народов» «летать выше всех, дальше всех, быстрее всех» переживала авиационный восторг. Творцами таких «текстов», оседлавших полуофициальные, выражавшие казенную точку зрения журналы «Искусство в массы» и «Пролетарское искусство», были забытые впоследствии «деятели искусства» Борзятов, Вязьменская, Цирельсон, Четыркин (см. Тогда ее планировали назвать «Донбасской» и восьмигранные мозаики были объединены темой «Донбасс — всесоюзная кочегарка».
Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. Одновременно в творчестве Дейнеки 30 х гг. В начале 1950-х гг. Но государственных заказов в этот период ему все равно почти не давали.
Александр Дейнека: самые популярные картины (топ 12)
проявляется и интимная, мягко-лирическая линия (Мать, 1932, ГТГ). Искусство должно быть выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью. За комплекс мозаичных работ «Красногвардеец», «Доярка», «Хорошее утро», «Хоккеисты» Дейнека в 1964 г. был удостоен Ленинской премии. Полная трагизма, ярости, героики, «Оборона Севастополя» по праву считается одним из лучших произведений, посвященных Великой Отечественной войне.
Один из авторитетнейших критиков 1920-х годов Абрам Эфрос отмечал, что ОСТ является единственной группировкой, которая сумела переработать и ввести в дальнейший обиход все то, что было значимого в самых разных «измах». Это особенно ощущается, например, в «Портрете художника К. А. Утопические проекты Дейнеки создавались на фоне реальной массовой нищеты и всенародной неустроенности. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства.
Александр Дейнека – картины с названиями и описанием по алфавиту
Живые наблюдения самоотверженного труда горняков стали основой для монументальных полотен «Перед спуском в шахту» и «На стройке новых цехов». В целом в его искусстве прошлое переплетается с будущим. Потребность продолжать обучение чувствовалась и в 1921 году Дейнеку направили повышать квалификацию во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). На ключевой выставке «Художники РСФСР за пятнадцать лет» (1933) работы Дейнеки демонстрировались как наиболее близкие, задающие верное направление в сторону соцреализма, в противовес работам авангардистов.
Его первые опыты в области монументального искусства относятся еще к первой половине 1930-х. И все. Именно советское государство, остро нуждавшееся в выразителях своих идей, целей и задач, создало для Дейнеки достаточное по масштабу поле деятельности. И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Увиденное отразилось в драматичных полотнах «Сгоревшая деревня», «Тревожные ночи» и др.
Краткая информация о художнике и его картинах
В 1939–1940 годах Дейнека расписал плафон в Центральном театре Красной Армии в Москве и получил заказ на эскизы 14 мозаик для нынешней станции «Павелецкая». Художник академической выучки, М. Р. Пестриков муштровал ученика в классическом рисунке. В творчестве Дейнеки в полной мере воплотились идеи и художественные принципы мастеров ОСТа (общества станковистов) – "техницистов", вдохновленных новой жизнью, прежде всего ее индустриальными и спортивными аспектами и стилистически тяготеющих к немецкому экспрессионизму.
Состав Общества станковистов не был однородным, в чем и заключалось одно из его главных достоинств. Но была и противная сторона. В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Фигура футболиста написана неанатомично просто, на грани фигуративности.
Дейнека постепенно отходил от графической работы в журналах. Размещенные в куполах мозаики рассказывали об одном дне из жизни Страны Советов: «. Журнал "Безбожник", в 1923-1932 гг. «Живописное полотно Футбол 1924 года, – пишет Татьяна Малова, – своеобразный манифест нового объединения» 3.
Всё это создает идеальные условия для фальсификаторов. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. К темам и образам, найденным в 20-30-х гг., Дейнека обращался в монументальной живописи (панно и росписи Центрального театра Советской Армии, 1940: мозаичные плафоны станций Московского метрополитена Маяковская, 1938-39 и Новокузнецкая, 1943, мозаика Хорошее утро и Хоккеисты, 1959-60) и в станковых произведениях послевоенного периода (У моря, 1956-57, ГРМ). Входящих на станцию встречают плафоны утра, над серединой платформы расположились вечерние и ночные сюжеты. Одной из лучших работ военного периода Дейнеки стала «Окраина Москвы. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы.
Впоследствии и Дейнеке досталось за «формалистские» эксперименты 1920-х годов с цветом, формой и композицией, но в первой половине 1930-х он пока был в фаворе. Увидев на фотографии в немецкой прессе милый сердцу город в руинах, представив, как отчаянно защищали Севастополь его «будущие летчики», Дейнека решил написать картину именно об этом эпизоде войны, хотя и не видел его своими глазами. Огромное значение в этом случае имеет провенанс (история бытования) и если вещь не экспонировалась, не публиковалась в серьезных изданиях, т. е. В этот же период, одной из значимых тем для художника, становиться авиация. То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского.
Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как "Никитка – первый русский летун" (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского "авиатора". По сути дела, по моей природе ОСТ мне не был родственным.
Художник много работает в области монументально-декоративного искусства. Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. Согласно постановлению ЦК ВКП (б) 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций», художники с целью более эффективного ими управления были коллективизированы в едином хозяйстве под названием «Союз советских художников».
Особенности работы над картиной
Дейнека перешел в созданное в том же году объединение «Октябрь». Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. роман «Мастер и Маргарита» Булгакова). «Истинным спартанцем» называли современники и самого художника.
Дейнека ездил по стране и постоянно рисовал он проникся культурой афроамериканцев: «Они поют такие грустные песни, в моленьях приходят в экстаз, по-особенному бешено и ритмично танцуют, а главное они— рабочие». В работах, показанных на первой выставке ОСТа, Дейнека находил свой стиль. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Где остальные мозаики — неизвестно. Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961).
Рекорды продаж, стоимость картин Дейнеки
Многим картинам и правда, предшествовали журнальные иллюстрации. Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. При всей правдоподобности, смешного в них было меньше, чем у тех же Кукрыниксов. Если в «Обороне Петрограда» превалировала формально-художественная сторона, то теперь сугубо политическая концепция была выражена гипертрофированным языком батального жанра.
В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Это завершающая точка композиции, от которой она начинает свое обратное прочтение. Дейнеке нравилась статика, он находил её везде: линии, параллельные краю картинной плоскости, железнодорожные мосты, рельсы, подиумы. На юбилейной выставке к 10-летию РККА одним из центральных произведений стала дейнековская «Оборона Петрограда». Дейнека, в частности, демонстрировал картины «Футбол» и «Две фигуры» (1923). В своей поэтизации физического труда художник достиг невиданных ранее высот. Не знаю, хорошая эта картина или плохая, но кажется, что настоящая». Бескомпромиссное отвержение новаторства – ее главная черта» 10.
Особое впечатление на художника произвела Сикстинская капелла: рассматривая роспись Микеланджело, художник убедился, что «темперамент заключается не в размашистом мазке, а в более глубоких проявлениях». В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. Тематика работа, в основном, социальная и агитационная. Он что-то все-таки жалеет, к какой-то стороне изображаемого относится снисходительно» 9. С 1923 года помимо учебы Дейнека начал сотрудничать с журналом «Безбожник у станка» чуть позже — с изданиями «У станка», «Прожектор», «Даешь», «Красная нива», «Смена».
Дейнека много и плодотворно работал над темой о спорте. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают "Общество станковистов" (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей. Как позже писал Дейнека о «Текстильщицах», он «обрабатывал поверхность, делая ее гладкой, лакированной, смутно желая найти единство поверхности с фактурой полированных, светлых, еще не существующих стен, для которых он мечтал писать картины». Преподавал в московском Вхутеине (1928-30), Московском полиграфическом институте (1928-34), МХИ (1934-46, 1957-63), МИПИДИ (1945-52), МАРХИ (1953-57). Дейнека родился в Курске в семье рабочего. Александр Дейнека (по другой версии, Дейнеко) родился 8 (20) мая 1899 года в семье железнодорожного слесаря в уездном Курске. В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна.
Успех картины был такой, что в том же 1928 году ее послали на Венецианскую биеннале, а впоследствии «Оборона Петрограда» была выкуплена государством (сейчас входит в собрание ГТГ). Эту работу (и некоторые последующие) нельзя полностью охарактеризовать как произведение живописи. Четкую грань между этими двумя творческими периодами провести сложно: спортсменов Дейнека писал и в 1920-х, а к темам Гражданской войны и техники (особенно авиации) художник обращался и в 1930-х. Дейнека идеализировал советский мир еще тогда, когда понятие соцреализм не изобрели. Учился в Харьковском художественном училище.
- Дейнека, Александр Александрович
- Дейнека Александр Александрович
- Александр Александрович Дейнека
- Дейнека Александр АлександровичКартины и биография
- Дейнека Александр – художник монументального стиля
И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Как верно сказал один из участников форума, «экспертиза экспертизой, но мозги нужно иметь свои», вот таким образом к работам Дейнеки, как, впрочем и любого другого «музейного» художника, нужно относиться с повышенным вниманием и бдительностью. Миром машин сын железнодорожника Дейнека был пленен, как мы помним, еще с детства. Много работает в качестве иллюстратора и плакатиста для советских периодических изданий. Специфика работы в периодических изданиях (поточность, ограниченность по времени, невысокое качество печати) заставляли приспосабливаться, работать быстро, упрощать рисунок и вкладывать максимум смысла в форму и композицию. Проходит изящный Петя Вильямс с молодым белобрысым Сергеем Образцовым.
«В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса "В огне" в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Встречи эти окажут на художника огромное воздействие.
В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Плафон тем не менее был выполнен в первоначальном варианте. Они создают компиляции из элементов разных работ художника (вот таким образом даже «насмотренному» зрителю подделка кажется уже виденной), в иных случаях они пишут нечто совсем новое, но пытаются подражать стилистике автора.
- АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА: ХУДОЖНИК ВО ВРЕМЕНИ
- Александр Александрович Дейнека биография
- Художник Александр Дейнека (1899–1969)
- Сюжетная живопись Александра Дейнека
Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Но картина не была одинокой удачей.
Через несколько лет крымские впечатления выльются в одну из самых романтичных работ Дейнеки— «Будущие летчики» (1938). Многие графические приемы перешли потом в живопись художника. Но если судить в целом, общее настроение работ художника в 1930-х очевидно изменилось. Написанные в 1925 году, они тогда же экспонировались на первой выставке ОСТа. Серьезные люди все эти игры не берут во внимание. Происходит кристаллизация режима. ГТГ), проникнуты оптимистическим пафосом воплощения идеала свободной и гармоничной личности, ощущением стремительного движения жизни и времени для них характерны выразительность монументализированной формы, чёткость и динамизм ритмической организации композиции, контрастное сопоставление пространственных планов, лаконизм цветовых решений. Это, так же как и работа «Оборона Петрограда», хрестоматийная картина.
- АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА
- Биография Александра Дейнеки: детство и юность
- Самый плодотворный период в творчестве Дейнеки
- Военные и послевоенные годы Александра Дейнеки
- Творческие периоды в работе Дейнеки
- Западноевропейская и антикварная живопись
- Декоративно-прикладное искусство
Живописные произведения Дейнеки 20-30-х гг., передающие трудовой энтузиазм первых пятилеток (На стройке новых цехов, 1926, ГТГ), олицетворяющие героизм революционной борьбы (Оборона Петрограда, 1928, ЦМВС), физическое и духовное здоровье советских людей (Бег, 1934, ГРМ, Будущие лётчики, 1938. С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. На следующей выставке ОСТа, в 1926 году Дейнека поразил всех картиной «На стройке новых цехов». Дейнека был расстроен, ведь на новые краски придется снова копить целый месяц.
Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Конечно, совершенно застраховаться нельзя (известно, что на фальшивом Дейнеке «прокалывались» даже опытные коллекционеры). Крутящийся мяч неправильной формы с «намотанными» мазками практически осязаем.
Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского — «Левый марш» (1941). За ней последовали другие работы: В обеденный перерыв в Донбассе (1935), Никитка—первый русский летун (1940), Будущие летчики (1937). Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами ("На балконе", 1931) он пишет идейные и трагические картины ("Наёмник интервентов", 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты ("Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов", "Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу", 1931). Прежде всего – умение художника находить на редкость живые и привлекательные модели своих картин, как правило, далекие от классического идеала красоты, но всегда светящиеся умом и душевной чистотой, одухотворенные нравственно и интеллектуально. Его товарищ по ОСТу, один из самых блистательных живописцев ХХ века Александр Лабас писал о том времени, о «мелких и консервативных» людях, окружавших Дейнеку: «Незаметно Дейнека сам приобрел их черты Перед нами одна из самых интересных и удивительных, но чуть ли не самая сложная для восприятия картина Александра Дейнеки. Фигура получилась формально очень статичной, но с огромной скрытой смысловой динамикой. Но самое главное, что в рамках проекта вышли в свет три отдельных исчерпывающих исследования по графике (том 1), живописи (том 2) и монументальным работам (том 3) художника.
Рыбачки» (1956), «Москва военная», «В Севастополе» (1959), а также мозаики для фойе актового зала МГУ имени М. В. Ломоносова (1956), мозаику для фойе Дворца съездов в Московском Кремле (1961). Исследования, книги, выставки. Одним из последних был журнал «Даешь», где также трудились Родченко и Маяковский.
- Лирика на полотнах этого периода
- Годы Великой Отечественной войны
- Направление, стиль и тематика произведений
- Бесплатно получать новые статьи на свою почту
- Дейнека Александр Александрович, художник
Поодиночке, не зная еще друг друга, бредут будущие Кукрыниксы. Эта, казалось бы, чисто техницистская идея соединяется в его работах с живым, волнующим восприятием природы как, например, в картинах «Дождь и самолеты над морем» (1932) или «Будущие летчики» (1938). Но все эти пути для Дейнеки были мелковаты.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. ", "Китай на пути освобождения от империализма", "Механизируем Донбасс. И сразу же по возвращении на родину он пишет наполненную солнечным светом картину из жизни советских детей — «Будущие летчики» (1938, Государственная Третьяковская галерея). «Вход» в композицию происходит слева-направо вдоль правой руки футболиста. Итальянцы нам— Караваджо, а мы им— Дейнеку.
Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. На родине Дейнеку потом долго ругали за этот эксперимент. Между тем во ВХУТЕМАСе к середине 1920-х годов образовалась художественная группа ОСТ — «Общество станковистов». Картина «Окраина Москвы.
В 1944 году он создал наполненную оптимизмом картину «Раздолье». Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915-1917). В период Великой Отечественной войны 1941-45 Дейнека создал проникнутую героическим пафосом картину Оборона Севастополя (1942, ГРМ) и суровые, драматические пейзажи (Окраина Москвы. Большое влияние на Дейнеку оказали немецкие экспрессионисты (Отто Дикс, Эмиль Нольде, Оскар Кокошка, Георг Гросс), работы которых привезли на выставку в Москву осенью 1924 года.
Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925). Художественная «критика» зачастую носила характер политического доноса.
Член-учредитель ОСТ. Наробраз Курска привлек художника к агитационной работе, поручил иллюстрировать стихи Маяковского плакатами по типу «Окон РОСТа». Меняются лица исчезают образованные люди, упрощается язык, уплощается мышление. Они занесены снегом. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933).
- Художественно-исторический музей Арт-Рисунок
Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). Настоящим ударом стал для Дейнеки прорыв немцами обороны Севастополя. «Группа трех» принимает участие в 1924 году в Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства, где очень ярко заявляет о себе. В нем среди других значились следующие «линии» : революционная современность и ясность в выборе сюжета стремление к совершенному мастерству в области предметной станковой живописи, рисунка, скульптуры в процессе дальнейшего развития формальных достижений последних лет стремление к законченной картине ориентация на художественную молодежь.
Капитолий", "Танцоры в Гарлеме", "Нью-Йорк", "Париж. Впоследствии ему ещё раз предложат поработать в оформлении метро, но планы будут прерваны войной и лишь в 1943 году откроется станция "Новокузнецкая" с расписанными Дейнекой плафонами наружного и подземного вестибюлей. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. Здесь ломать копья бессмысленно.
Художник умел молниеносно схватывать силуэты спортсменов, ловить их характерные движения его постоянно видели на стадионах за такими «снайперскими» зарисовками. Дейнеку пленил залитый солнцем Севастополь с его «презагорелыми, с фиолетовым отливом» мальчишками, отдыхающими, строгими набережными и конечно морем. Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Дейнека выражает мироощущение нового, советского человека.
Возможно, они до сих пор лежат под землей (во время бомбежек их прятали во временное хранилище, местонахождение которого не установлено). К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «Эстафета по кольцу Б» (1947), «У моря. Более того, Дейнека уже не был указан в списке участников ОСТа. После Февральской революции занятия в училище прекратились. К этому времени было окончательно покончено с остатками гуманистической русской культуры.
успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Строг и суров ритм картины. Даже после распада объединения (в 1931 г. ) художник во многом остается верен его направленности. (Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование).
Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – "Левый марш" (1941). Яркие порывы, титанические размахи пролетариата хочется писать тысячью самоцветных каменьев, запечатлеть эту героическую борьбу пролетарских масс» Дейнека собирался писать, ни много, ни мало, «красоту заводов» и «работу коллективных созиданий» для «храмов современности». Одним из первых шагов становится работа над книгой "Про лошадей" для самых маленьких.
«Сколько себя помню, я всегда рисовал», — вспоминал Дейнека. После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Сходите в музеи, посмотрите альбомы, не ориентируйтесь на Интернет (некоторые, мягко говоря, сомнительные работы считаются там подлинными).
Набережная Сены", "Париж. Картина «Окраина Москвы. Тема спорта была одной из любимых у художника на протяжении всей жизни. Очень долго он хотел написать картину о любимой игре, но многочисленные наброски по традиционным композиционным схемам не передавали динамику матча.
Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. 1932 года считается годом начала нового творческого этапа в жизни Дейнека. В кафе", "Париж. Фон дан скупой линией отдаленного города. Недоработка была «исправлена» созданием в 1942-м своего рода живописно-идеологического шедевра «Оборона Севастополя», с содержанием весьма далеким от исторической правды. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги.
Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Представленная на выставке к 10-летию Октября картина «Текстильщицы» решена в светлой, почти белой гамме с оттенками красных охр на лицах и руках девушек. В 1928-29 гг. Пожалуй, самой выразительной и значимой работой этого периода можно назвать работу «Мать», выполненную в 1932 году. В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» С (1928). «Весь путь ОСТ –. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки.
Я очень мало писал станковых картин – в год две картины. На Первой дискуссионной выставке (1924), предшествовавшей образованию ОСТа, Дейнека в компании с Юрием Пименовым и Андреем Гончаровым выставил свою картину «Футбол». В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). 2009–2011». В такой же манере, сдержанной по колориту и лаконичной, но полной внутренней динамики, пишет Дейнека в 1928 г. картину «Оборона Петрограда», запечатлевшую героические события гражданской войны и непреклонное мужество защитников Петрограда, полных решимости отстоять завоевания революции.
Это полотно обозначило резкий перелом в искусстве Дейнеки. Поначалу художник тяготел почти к монохромности и в целом к темному, мрачному колориту. В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. В 1924 году художник съездил в Донбасс.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. Учился в московском Вхутемасе (1920-25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского.
Ноябрь 1941 года, 1941, ГТГ). Не просто рисовать, но зарабатывать своими рисунками на жизнь Александру Дейнеке пришлось учиться с ранних лет: людей творческих профессий его отец открыто недолюбливал, к выбору сына отнесся скептически и помогать ему материально не собирался. Он осознавал окружающий мир как совокупность множества элементов. Талантлив он был и в литературном творчестве.
За довольно долгую жизнь Александр Александрович попробовал себя в живописи, графике (в том числе журнальной, книжной, плакатной и театральной), монументальном искусстве (панно, фрески, мозаики), скульптуре. И тогда Дейнека решил: раз он пишет картину о том, чего никто раньше не изображал, то он должен изобрести для нее новую композицию — «игра натолкнула меня на свой самостоятельный язык». К числу значительных работ послевоенного времени можно отнести полотна «У моря. Дейнеку самого тянуло больше к графике, нежели к размашистой, пастозной живописи под импрессионистов или символистов и не только из-за творческих предпочтений.
Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). В творчестве Дейнека потом очень далеко ушел от сатиры. На смену ей и ее носителям пришла «советская культура» и «великий советский народ». И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом.
Их получилось около 300. Художник старался видеть пейзажи глазами не стороннего наблюдателя, но моряка или летчика. О «программных» произведениях 1920-х напоминают только их большие размеры.
Дейнека преподавал в Москве во ВХУТЕИНе (1928—1930), в Московском полиграфическом институте (1930—1934), в МГАХИ имени В. И. Сурикова (1934—1946, 1957—1963), в Московском институте прикладного и декоративного искусства (1945—1953, до 1948 директор), в МАРХИ (1953—1957). Послушайте знающих людей, особенно тех, кто сомневается. Исчезает конструктивность, характерная для ранних работ художника. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу. Фигуры, при всей своей уплощенности и некоторой графичности, тем не менее обладают «чисто живописной весомостью в духе Микеланджело», как выразилась ведущая западная исследовательница творчества Дейнеки Кристина Кьер.
Вот таким образом в ОСТе он стал одним из основных участников (до тех пор, пока не покинул объединение).
Таким видит город Дейнека Александр. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы.
Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). На второй выставке Общества станковистов в 1926 году наиболее сильное впечатление на зрителей произвела картина Дейнеки «На стройке новых цехов», не просто продолжавшая графическую манеру двух упомянутых композиций, но углубившая и поднявшая ее настолько, что можно было говорить о возникновении оригинального монументального стиля. Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря.
Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. В начале 1930-х художник пережил еще одно графическое увлечение — плакатом: создал около 20 агитационных плакатов, многие из которых были очень популярны («Механизируем Донбасс», «Работать, строить и не ныть. », «Китай на пути освобождения от империализма» и др. ). Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. На форуме AI время от времени разворачиваются бурные обсуждения работ Дейнеки из тех, что появляются на аукционах (подробнее — здесь и не поленитесь дочитать до конца). Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации.
Картина Оборона Петрограда была первым живописным произведением художника. Советский Союз действительно находился на передовых подступах к современной авиации. С задачей он, впрочем, все равно справился. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.
Через год, Дейнека основывает Общество станковистов. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Мозаики Дейнеки украшают станции московского метро «Маяковская» (1938) и «Новокузнецкая» (1943).
Этот идеал художник воплощает в многочисленных работах на темы спорта, подчеркивая его облагораживающее воздействие на людей. Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). «Она поражала многих зрителей своей жизненностью, большой образной собирательностью, пластической силой и конкретностью в изображении нового человека», – вспоминал Костин. В нем, правда, тоже пробыл недолго. Однако карикатурами рисунки Дейнеки все-таки назвать сложно. Дома тревожно притихли. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932).
Работы художника этого периода отличаются графичностью, четким силуэтом, контрастностью цвета. Другое новое направление, за которое Дейнека смело берётся в конце двадцатых – рисунки в детских книгах и журналах. В конце 1940-х— 1950-е Дейнеку начали все больше критиковать за «формализм» и «схематизм». ВХУТЕМАС в начале 1920-х годов — отдельная история.
В этот же период, художником создается первая, подлинно монументальная, хрестоматийная, советская историко-революционная работа – «Оборона Петрограда». Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, "Краснокрылый гигант", 1938). Студент Дейнека зимой жил при пяти градусах тепла, работал по ночам, но задора не терял.
В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. За посредственные мозаики «Хорошее утро» и «Хоккеисты» (обе 1959 – 1960) в 1964-м Дейнека удостаивается Ленинской премии. «Будущие летчики» – это еще одна, всем известная работа художника. Творческая направленность «Объединения трех» во многом послужила созданию Общества станковистов. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР. Вялова» (1923) Дейнеки с явным налетом посткубизма, чем-то напоминающем живопись Натана Альтмана.
В этой тематике художником были созданы ряд живописных, романтических картин, самой значимой из которых можно назвать, «Будущие летчики», 1937 года. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». В подаренном бабушкой тайком от родителей альбоме появились первые рисунки — солдаты, шарманщики, птицеловы, дамы, разные животные (рисунки, увы, не сохранились). Как говорил автор, «искусство выше правдоподобия жизни, оно должно быть самой жизнью». Отдушиной в этот период для Дейнеки стала скульптура (работал в дереве, майолике, бронзе, фарфоре, цементе) и камерная живопись— портреты близких, натюрморты, пейзажи. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают "ориентацию на художественную молодежь".
Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Его перепады из одного состояния в другое преподносятся как закономерная эволюция. И художник вновь справляется с вызовом. Такая популярность привела к часто встречающейся фальсификации работ художника. Насмотревшись на модные «измы» во время столичных командировок, Дейнека принялся «насаждать на курских ухабах яркий кубизм». Это самый полный на сегодняшний день живописный каталог Дейнеки.
В творческой биографии А. А. Дейнеки, к сожалению, не по его вине были и спады и мрачные дни. В 1937 Дейнека создал панно «Знатные люди Страны Советов» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Народный художник СССР (1936), действительный член АХ СССР (1947 вице-президент в 1962-66), Герой Социалистического Труда (1969).
В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Плакат «Механизируем Донбасс» – сегодня пример классического плакатного искусства, а в момент создания, в 1930 году, плакат становиться почти новаторским, как в отношении цвета, так и в отношении композиционной выразительности. Именно в журналах во многом сформировался уникальный дейнековский стиль. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Тем не менее, мастерство Дейнеки становится всё более плодотворным, разнообразным по тематике и настроению. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.
Картина Эстафета по кольцу Б (1947), мозаика Лыжники (1950), скульптуры Стометровка, Бегущая спортсменка и многие другие — убедительное тому подтверждение. Дейнека абсолютно по-особому чувствовал прелесть и очарование русского пейзажа. Более остовскую вещь сложно себе представить, однако на четвертой выставке объединения в 1928 году «Текстильщицы» показаны не были. Это было самое прогрессивное художественное объединение 1920-х годов, состоявшее из молодых художников, вчерашних студентов, что сказалось на содержании устава – «Платформы» ОСТа. После окончания училища Дейнека работал в Уголовном розыске, фотографом. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами.
Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Работа была выполнена по заказу РВС СССР и, что интересно, всего за одну неделю. Он сам рассказал «о времени и о себе» в большой фундаментальной книге «Жизнь искусство, время» и других литературных произведениях. Тема спорта как культа сильного и здорового тела никогда не оставляла Дейнеку, художник постоянно обращался к ней в рисунках («У финиша», 1926 «Лыжники», 1927 «Хоккей», «Футбол», оба – 1928, «Рабочая окраина», 1929).
Он все больше стал работать в живописи, а потом и в монументальном искусстве. В нескольких листах начала 1930-х годов под общим названием «Кросс» в бегущих крепких голубоглазых блондинах определенно просматривается увлечение арийской эпикой. На склоне лет, в конце 1950-х— 1960-е, Дейнеку начали осыпать почестями и наградами: стал народным художником РСФСР (1959) и СССР (1963), был избран вице-президентом АХ СССР (1962–1966), получил орден Трудового Красного Знамени (1962) и др. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. Он являлся членом президиума (с 1958 года), вице-президентом (1962—1966), академиком-секретарем (1966—1968) отделения декоративных искусств АХ СССР.
Самый интересный из них— «Скука» (1935), портрет госпожи Снайдер. носивший название "Безбожник у станка" (т. к. В картине практически нет никаких примет быта. Вместе с тем тяга к красивому была в мальчике всегда: прогулки по окрестным полям и лесам воспитывали любовь к природе иллюстрации из журнала «Нива» и лубочные картинки знакомили с искусством.
С 1920-х гг. Дейнека Александр Александрович (1899-1969), советский художник.
Это были панно и росписи для фабрики-кухни в Филях (1932), эскизы панно для клуба Наркомзема, увы, так и не реализованные (1933). Художник, как бы разрывается, между пейзажными зарисовками и обнаженной натурой. В 1936 году им были выполнены два панно для Дома Красной Армии в Минске (уничтожены в годы войны). Был одним из лучших в боксерской секции ВХУТЕМАСа (говорят, даже дрался с чемпионом Градополовым, чей портрет впоследствии написал). Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро.
Но в целом «журнально-плакатная работа» (таким объединяющим термином художник обозначил свои графические труды) Дейнеку порядком утомила. Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова ("Кот и повар", "Крестьянин и смерть", 1922). Годы обучения в училища совпали с трагическими революционными событиями 1915-1917 годов. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Благодаря этому, хоть и косвенно, его знают даже люди, далекие от живописи.
Ведущий представитель идеологии казенной Ассоциации художников революции искусствовед Фрида Рогинская выступила на страницах журнала «Искусство в массы» со статьей, очень характерной для полемических выпадов конца 1920-х – начала 1930-х. Но враг не пройдет. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Особое место занимает в искусстве Дейнеки спорт.
Ленинская премия (1964). Это многокрасочные, пронизанные светлым оптимизмом и радостью бытия картины «У моря» и «В Донбассе» (обе 1956 г. ). Начавшаяся война все изменила: мозаики «Павелецкой» стали не нужны из 14 мозаик, героически собранных в блокадном Ленинграде 70-летним мозаичистом Владимиром Фроловым (умер от голода в 1942 году, едва закончив и отправив по «дороге жизни» в Москву последний ящик с мозаиками), удалось сохранить только семь, установив их на соседней «Новокузнецкой». Что писать— он понимал, а вот как— пока не очень. Причем свойственная прежнему Дейнеке живописная экспрессия в «Обороне Севастополя» была подменена экспрессией жестов и поз. С началом 1930-х годов тематика работ Дейнеки начала меняться.
Пафос советской действительности, революционная романтика созидания социалистического общества сразу же завладели Дейнекой, когда он после окончания московского Вхутемаса (Всесоюзных художественно-технических мастерских) в 1924 г. выехал в творческую командировку в шахтерский Донбасс. 1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Критика охарактеризовала работы «Объединения трех» как «экспрессионистический урбанизм».
Мерно и стройно шагает отряд. В том же 1937 году художник получил заказ на эскизы 35 мозаик для украшения строящейся станции метро «Маяковская». Глубоким страданием проникнуто другое произведение— «Сгоревшая деревня» (1942). В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». Во Вхутемасе он читал «теорию композиции». Проработка лица соседствует с едва намеченной кистью руки.
Результатом поездки стало создание картин «В штреке» и «Перед спуском в шахту», в которых предпринята попытка сформулировать «типовой» облик современного пролетария. Весной 1924 года в Москве открылась вошедшая в историю мировой культуры «Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства». путь зигзагообразный, путь колебаний.
Его давний (от Фаворского) интерес к философии и теории искусства, особенно к проблеме пространства, заставлял искать почти научный метод в построении картинной архитектоники. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом "Сутки советского неба" (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена "Маяковская", всего за шесть месяцев до её открытия.
Герой Социалистического Труда (1969). Но и в пейзажах Дейнека остается мастером необычайной живописной экспрессии и динамики. Жизнь СССР бьет полным пульсом круглые сутки». Как уже было сказано, в рисунках Дейнеки вырабатывался его «большой стиль».
В этих работах со все большей силой стала проявляться тяга художника к монументальности. Большевистские руководители Советской России рассматривали ее как наиболее «слабое звено» в системе мирового империализма, где посредством коминтерновской агентуры должна начаться следующая после «октябрьской» революция (планировавшаяся на 1925 год). Так и статья Рогинской, хотя и в малой степени, не лишена этого оттенка. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы" Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно "Оборона Севастополя" (1942), страшное и величественное. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). Журнальной графикой художник активно занимался до начала 1930-х.
Даже облака порой приобретали какую-то особую геометрическую упорядоченность. В 1921 году, получив первоначальное образование в Курском первом высшем начальном училище и в Харьковском художественном училище (1916 – 1917), Дейнека был принят во Вхутемас, где чрезвычайно разнообразные процессы обучения зависели от самых разных творческих воззрений преподавателей. Полетико. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни. Это был не первый его полет (летал однажды в Курске), но на этот раз он сумел запомнить и после передать на холсте необъятность воздушной среды, перевернутый с ног на голову мир.
Байдуков "Через полюс в Америку", 1938, И. Мазурука "Наша авиация", 1940). Двухъярусная композиция избранная здесь Дейнекой, позволяет построить развитие сюжетной линии на контрастном сопоставлении идущих на фронт в боевом строю отрядов и возвращающихся с фронгруппами раненых рабочих и солдат. Первая выставка ОСТа сразу же принесла художнику большую популярность. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Он не показывает непосредственно боя с противником.
Цвет и линии в работе «Мать» становятся мягкими и плавными. И это издание (пользовавшееся покровительством Бухарина) и сам художник все чаще подвергались критике в печати. Так же «монтажно» в строго отведенном месте подвешен мяч. Для создания этой композиционной мозаики автор использовал монтажное построение.
Ноябрь 1941». Александр Александрович Дейнека (20. 05. 1899 – 1969) – выдающаяся личность. Мазки, лепящие объем перемежаются с совершенно плоскими участками одежды и местами, где просвечивается подмалевок – «небо».
Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927). Его персонажи — рослые юноши и девушки, пышущие здоровьем, атлетически сложенные. Защищал родной город Курск от белых. Творческий облик Дейнеки ярко и отчетливо проявился на первой же крупной выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (совместно с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым). С наступлением «оттепели» оттаяли чиновники и в отношении к Дейнеке. Рисунки, которые впоследствии можно бы было издавать тысячными тиражами, — вот о чем мечтал юный Дейнека.
Когда в 1931 году "Октябрь" принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ ("Российская ассоциация пролетарских художников"). Усвоенные теории стали для Дейнеки руководством в творческих поисках. Живописные работы Дейнеки 1920-х годов напоминали многократно увеличенные рисунки.
В картине «Парашютист над морем» (1934) не сразу различаешь, где небо, вода и суша фигура парашютиста показана в неожиданном ракурсе — вниз головой все это создает ощущение полета, бескрайнего неба. Как вам наверняка стало понятно из биографии художника Дейнека Александра Александровича. Художественный образ предельно величав и обобщен.
К юбилейным выставкам Александр Дейнека создал два знаковых произведения — картины «Текстильщицы» и «Оборона Петрограда». По воспоминаниям Дейнеки, роль агитационного плаката, журнального рисунка сводилась в ОСТе на нет, в то время как сам художник чувствовал себя в ту пору больше графиком, нежели живописцем (писал всего несколько картин в год). Предельная обобщенность образов превращает их в символы. А кроме того, ОСТовцы всё больше замыкались на производственной тематике. Ее кульминацией можно считать один из лучших советских плакатов «Физкультурница» (1933).
Дейнека с детства был увлечен спортом, закалял свое тело и дух. Художники такого рода, как Дейнека, относящиеся к своему времени – к его делам и стремлениям, к его трудностям и успехам – с величайшей ответственностью, с глубокой личной заинтересованностью, непременно будут связаны со своей эпохой тысячей неразрывных нитей и именно вот таким образом всегда будут трогать и волновать зрителей самых разных времен. При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. А в это «жизнерадостное» время ведущие советские авиаконструкторы во главе с Андреем Туполевым находились в Бутырской тюрьме. Даже в работах 1940 – 1950-х годов, отшлифовав «стиль соцреализма» до полного соответствия критериям «партийности и народности», художник довел его почти до соответствующего «идеала» и тем самым до состояния абсурда в силу исчерпывающе обозначенных имманентных соцреализму качеств.
Один из немногих— эскиз росписи плафона Челябинского театра оперы и балета— приемная комиссия признала «низкого качества» и даже призывала художника исправить росписи. Надо сказать, что интерес к искусству Германии не был случайным. Созданные Дейнекой мифические города, полные «света и воздуха» (любимая формула конструктивистов), населены выстроенными в колонны и дружно марширующими народными массами. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров ("У моря.
Зимой 1942 года Дейнека был командирован на фронт под Юхнов. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). Живописный стиль Дейнеки к тому времени уже вполне сформировался. и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени.
А Фаворский, правда, учил его классической гравюре — полезно, но не так актуально. Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. Обращают на себя внимание его наиболее известные послевоенные картины: «Эстафета по кольцу Б» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Открытие колхозной электростанции» (1954), в которых сложился удивительный симбиоз присущего Дейнеке монументализма с натуралистическо-иллюстративными тенденциями и фальшивым восторгом персонажей, полотно «Покорители космоса» (1961) с игрушечными ракетами.
Среди художников самых разных радикальных направлений выставлялось «Объединение трех», состоявшее из студентов полиграфического факультета Вхутемаса Андрея Гончарова, Александра Дейнеки и Юрия Пименова. Оставим в стороне мозаики для фойе актового зала МГУ (1956) и Дворца съездов Московского Кремля (1961), где проявился технический профессионализм мастера, заключенный в прокрустово ложе государственного заказа. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Много было и в советский период художников выдающихся и великих. Его книга «Проблема формы в изобразительном искусстве» была издана в России в 1914 году в переводе Владимира Фаворского и Николая Розенфельда. Дейнека действительно был большим мастером.
Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению "примет XX столетия", воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта ("В Донбассе", 1925, "Перед спуском в шахту", "На стройке новых цехов", "Лыжники", 1926, "Текстильщицы", 1927). Входит в так называемую «Группу трех», вместе с художниками Андреем Гончаровым и Юрием Пименовым. Ноябрь 1941 года» (1941)— первая в этом ряду. Графическое искусство он находил самым полезным для агитационных целей.