Диего Веласкес Менины Описание

Картина Диего Веласкеса Менины: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.

«Менины», Диего Веласкес — описание картины

В огромной литературе, посвященной творчеству Веласкеса, существуют различные истолкования сюжета и жанра «Менин», Картину можно трактовать как групповой портрет (раннее ее название «Семья»), как сцену из дворцового быта и, наконец, как своеобразную «аллегорию живописи», как «картину создания картины». управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Еще в Севилье работы Веласкеса отличаются новизной исполнения. Она, пятилетняя, берет кувшин не глядя на него, что очень необычно для ее возраста.

Надо полагать, введение названных полотен в композицию «Менин» было не случайным. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму. Веласкес был старшим сыном в большой семье. Место действия – старый королевский дворец Алькасар, в котором Веласкесу отвели просторное помещение под мастерскую.

Искусство было преимущественной областью фантазии, сном, сказкой, мечтой, «узором, сотканным из формальных красот». В группе действующих лиц каждый персонаж обладает собственной позицией, которая охарактеризована с самой живой непосредственностью. Но самым знаменитым изображением инфанты Маргариты, подлинной жемчужиной мировой живописи стали именно «Менины».

В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. Афина и Арахна. был распространен сюжет «Венера перед зеркалом» и Веласкес наверняка видел картины на эту тему. Следуя концепции Фуко, в XVII веке его время еще не настало, «классическая эпистема расчленяется по таким линиям, которые никак не позволяют выделить особую, специфическую область человека» (Фуко М. Слова и вещи.

  1. 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины»
  2. История одного шедевра: «Менины» Веласкеса
  3. Помогите пожалуйста описать картину Диего Веласкеса Менины
  4. 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса «Менины»

Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Существует мнение, что полотно вдохновило Оскара Уайльда на написание сказки «День рождения инфанты»51. Интересно, что же могло тронуть такого редкостного «весельчака». Этот жанр «бодегон» (от испанского слова bodeg. Это королевская чета, Филипп IV и Марианна Австрийская. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии). Быть может, то, что вижу, — сон.

То есть король вступил в инцестуозные отношения. zquez) Диего Родригес де Сильва – испанский художник родился 6. 06. 1599, Севилья (Испания), умер 6. 08. 1660, Мадрид. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Разумеется, нет. Немалую роль в этом сыграли и личные качества Веласкеса.

Многие аспекты «Менин» связаны с более ранними работами Веласкеса, в которых он обыгрывает условности представления. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Дочь Марианны и Филиппа IV инфанта (принцесса) Маргарита Тереза Испанская (1651-1673) в центре картины. То есть, с одной стороны, художник рассказывает о судьбе династии, которая погибает, так как бросила вызов природе человека и ее запретам общества.

Задача, блестяще решенная Веласкесом в «Менинах», — в самом произведении передать единство изображенного пространства. Вы дали себе труд родиться, только и всего. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Однако эскиз изображает конечное состояние «Менин» и не соответствует раннему, обнаруженному рентгенографией, следовательно, он мог быть написан только позже самого полотна Веласкеса. Согласно описанию в музее, эти работы представляют собой «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения»54.

И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Религиозные картины, парадные портреты исторические полотна зрелого Веласкеса 1630–1640-х годов представляют собой вершину его искусства, например, «Коронование Девы Марии» (1645 год, Прадо, Мадрид) и «Сдача Бреды» (1835 год, Прадо, Мадрид). Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Она была всеобщей любимицей – «солнечным лучиком» Алькасара. Пространство «Менин» предоставлено самому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца. Веласкес (Vel. «Менины» – полотно, где живописный план тесно переплетается с реальным.

Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Справа от инфанты два карлика, служившие придворными шутами: страдающая ахондроплазией Марибарбола (Мария Барбола (4) из Германии и Николас Пертусато (5) из Италии, тормошащий ногой сонного мастифа. Он не смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки.

  • 14 малоизвестныхфактов о шедевре Веласкеса «Менины» (15 фото)
  • Описание картины Диего Веласкеса «Менины»
  • Описание картины Веласкеса «Менины»
  • Менины (картина, Веласкес, 1656)
  • 14 малоизвестных фактов о шедевре Веласкеса Менины
  • Менины ( ) или О фрейлинах от времен Веласкеса до наших дней

Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Однако это положение требует оговорок и поправок. Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид. Сам Веласкес (9) изображён слева от сцены у мольберта с огромным холстом14. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна). На это указывает отражение в зеркале. В 1747—1748 годах картина была включена в состав королевской коллекции.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

Джон Сарджент выполнил небольшую копию «Менин» в 1879 году, а спустя три года написал картине оммаж «Дочери Эдварда Дарли Бойта». Таким же приёмом не акцентируются черты лица доньи Исабель— свет лишь мягко касается её щеки, оставляя в тени внешность и платье.

В своем смешении действительности и иллюзии Веласкес идет в «Ткачихах» дальше, чем в «Менинах» и потому здесь вспоминается Кальдерон: Ведь то, что видел я во сне, Так было ясно, несомненно. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. В этом проявляются первые успехи воспитания самоконтроля и осознания собственного величия. Учился у севильских живописцев Франсиско Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко.

  • Малоизвестные факты о картине Диего Веласкеса «Менины»
  • Глава 10 Диего де Сильва Веласкес
  • «Менины» Веласкеса: картина о картине
  • Какие тайны скрывает самая известная картина Диего Веласкеса «Менины»

Это сцены из жизни простых людей. Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающей его и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в области портрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Живописный опыт, в круге парадоксальных задач — увидеть видение, осмыслить смыслообразование, представить само представление, неоднократно провозглашается философской мыслью ХХ века «материалом истины» (Ж. Диего Веласкес и его картина Менины (1656 г) Картина Диего Веласкеса Менины – один из шедевров мадридского музея Прадо. В своей работе Пикассо решает и глобальные и частные задачи.

Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. И творчество побеждает. Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты – карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна).

  1. Невообразимый эксперимент Веласкеса
  2. Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»
  3. Самое интересное в виде мозаики
  4. Любопытное о картине Диего Веласкеса «Менины»
  5. «Мы не зрители, мы участники действия»

В 1819 году она вошла в собрание музея Прадо43. Эрнст Гомбрих предположил, что необычная композиция картины могла родиться из невинного замечания кого-то из монархов об инфанте, присутствующей на сеансе, как о достойном кисти Веласкеса объекте, а поскольку любые слова, произнесённые государем, считаются приказом, то появление «Менин» могло быть обусловлено мимолётным желанием, воплотить которое в жизнь оказалось лишь под силу гению Веласкеса19. Менины (служанки) Мария Агостина де Сармиенто и Исабель де Веласко. Творения Гойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации.

Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания. Оба принадлежали к дворцовой утвари короля. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона).

  • Словари и энциклопедии на Академике

Это было принципиально важно для Веласкеса, так как правила ордена Сантьяго не допускали членства в нём ремесленников и торговцев3. C 1623 года Веласкес – придворный художник короля Филиппа IV. Эта техника известна также как «эффект Дросте». А много ли вы приложили усилий для того, чтобы достигнуть подобного благополучия. Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл.

Действительно, сценка с инфантой – лишь звено в соединении видимого и представляемого. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Он выступает таким резким силуэтом на светлом фоне двери, что глаз зрителя, минуя фигуры переднего плана, невольно стремится к нему. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). А с другой – сам бросает вызов богам.

14 малоизвестныхфактов 
о шедевре Веласкеса 
«Менины»

Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. потомственным дворянином. Но не это главное в полотне. Быть может, расширяя изображаемое пространство, художник стремился преодолеть ограничения, присущие групповым портретам, подобно тому как это сделал его современник Рембрандт в прославленном «Ночном дозоре».

Солнечный свет заливает весь второй план картины. В целом исследование Фуко посвящено более эпистемологии, в частности, «когнитивному статусу современных гуманитарных наук»35, нежели искусствоведению, будучи основанным на предпосылке Людвига Витгенштейна о картине как модели реальности36. В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. По свидетельству Лавери: «Найдя достойным для Его Величества королевский голубой цвет, я смешал его на палитре и, взяв кисть, король нанёс его на Орден Подвязки»50. Позади них стоит компаньонка инфанты донья Марсела де Уйоа (6) в траурном одеянии, беседующая с её личным охранником (7) (guardadamas)10. Однако его проблемы на этом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленную инквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошен относительно своей картины Обнаженная Маха.

Английский коллекционер Уильям Джон Банкс, путешествовавший по Испании во время Пиренейских войн (1808—1814), приобрёл копию дель Мазо50, считая её оригинальным эскизом Веласкеса к «Менинам», хотя тот обычно не занимался подготовительными этюдами. По-видимому, неравнодушный к искусству король имел близкие отношения с художником, несмотря на жёсткий придворный этикет и после смерти Веласкеса начертал на краю указа о назначении его преемника: «Я сокрушён»8. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола.

Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Свет из окна справа освещает передний план сцены и, по замечанию Мишеля Фуко, невидимую область перед ней, где находятся король, королева и зритель23. На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Итак, предоставим читателю возможность выбрать то толкование картины, которое кажется ему наиболее убедительным или, вдохновившись примером Фуко и Ортеги, создать собственную версию и двинемся дальше. Рядом степенно выступает уродливая карлица Мария Барбола.

По мнению американского писателя Джона Манчипа Уайта «Менины» можно рассматривать как венец жизни и творчества художника, своеобразное подведение итогов его достижений в живописи. В глазах зрителей того времени это означало высшее признание». Но правда портрета – правда поэтическая, а не документальная. Но что он рисует.

В настоящее время копия хранится в особняке Кингстон-Лейси (Дорсет)52.

На это указывает их смутное отражение в зеркале, в глубине комнаты. В центре сцены стоит пятилетняя инфанта Маргарита (1). Как будто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование.

Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Веласкес покорял своих высоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения.

Картина называется «Сдача Бреды». Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки. Это они отражены в далеком зеркале, к ним почтительно обращены взоры придворных им предназначен не лишенный детского кокетства взгляд маленькой инфанты, в них отступив от полотна, вглядывается художник.

1647—1651)— его единственной сохранившейся работой в жанре ню— отражённое лицо модели размыто без всякого реализма, а Купидон держит зеркало под углом, создающим у зрителя впечатление, будто Венера смотрит на него, а не на себя37. К началу XVIII века интерес к Веласкесу вышел за пределы Испании, куда направились многие британские коллекционеры в поисках его работ, хотя пик популярности в Великобритании итальянского искусства сосредоточил внимание на картинах художника с явным итальянским влиянием, оставив в стороне работы вроде «Менин». Стоун пишет: «Невозможно окинуть всех персонажей одним взглядом.

Мишель Фуко посвящает анализу «Менин» всю первую главу своей философской работы «Слова и вещи» (1966), где кропотливо описывает картину на языке, «не подверженном влиянию других искусствоведческих текстов»34, без учёта исторического фона, биографии художника, социального контекста, технических особенностей живописи, возможных источников и влияний при написании картины. Скорее всего это портрет королевской четы. В результате — опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования — «держать дистанцию», единственный путь творчества — «искусство отстраненности» от собственных картин, от зрителя, от своего века.

Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Выставленный вперёд холст отсекает слева узкую полосу картины. Художник за писанием королевской четы – эта тема послужила отправным пунктом Веласкесу. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства. Аполлон, победив Марсия, содрал с него кожу. Новой книгой известного семиотика (вышедшей параллельно "Путешествию с закрытыми глазами: Письма о Рембрандте" Ольги Седаковой) Издательство Ивана Лимбаха открывает серию Orbis pictus, в первый пул которой вошли также эссе Ролана Барта («Арчимбольдо или Ритор и маг»), Екатерины Андреевой («Орден непродающихся живописцев и ленинградский экспрессионизм»), Петра Вайля («В начале.

Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Разворачивая пространство игры и возможностей совершенно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Получается, что Веласкес настолько уверен в себе, что бросает вызов богам Олимпа.

«Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни было обязанности их оценивать», — говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутренний статус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии и литературе. Текст М. Фуко «Придворные дамы» — обстоятельное описание полотна Веласкеса — был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году. Считается, что это – достоверный автопортрет самого Веласкеса. Для Фуко «Менины» являются первым признаком рождения новой эпистемы, срединной точкой между двумя великими разрывами в европейской мысли— классической и современной, в которой появляются элементы чистого представления (репрезентации в теории «археологии знания» Фуко), свободного от внешнего воздействия34. Фамилия Веласкес досталась ему от матери.

На картину, вероятно, оказал влияние «Портрет четы Арнольфини» (1434) Яна ван Эйка, хранившийся в то время во дворце Филиппа и наверняка знакомый Веласкесу25, на котором так же присутствует зеркало на дальней стене, только выпуклое искажающее пропорции и деформирующее пространство. Ключевыми словами в эпитафии являются «pictor eximius» (выдающийся художник) и эти слова предельно точно передают нам суть творческой самобытности этого великого мастера и благородного человека. В каталоге 1843 года она впервые упоминается под своим современным названием «Менины»44. Уже первые портреты короля и наследника престола дона Карлоса (середина 1620-х годов, Прадо, Мадрид) не уступают лучшим образцам европейского портретного искусства.

Он мечтал стать придворным художником и ему помог случай. За пределами холста или внутри него. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.

На историческую тему Веласкес написал всего одну картину. Когда Веласкес начинал, завистники упрекали его, что он пишет только портреты. Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое. Но, может быть, это «Менины». Зато на первом плане картины запечатлено всё то, что представляется глазам позирующих.

2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. Этот перечень можно дополнить портретным изображением инфанты в «Менинах», притом едва ли не лучшим из всех названных выше. С. 330).

Франциско Пачеко говорил (и в этом старый волк знал толк): «Изображение должно выходить из рамы». Все портреты кисти Веласкеса отмечены тонким психологизмом и мастерством.

На заднем плане в дверях виден дон Хосе Ньето Веласкес (8), гофмейстер королевы в 1650-е годы и хранитель королевских гобеленов— возможно, родственник художника. У Веласкеса ничего этого нет. Это полная психологическая картина личности, ее развития и изменения. Её головка приходится строго в середине огромного полотна.

Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Ведь известно, что во время работы над «Менинами» король и королева часто посещали ателье Веласкеса, чтобы смотреть, как пишется картина, если принять последнее предположение, то картина в буквальном смысле становится изображением самой себя. Это движение воздуха и объем достигаются легкими, почти прозрачными мазками и уникальным колоритом.

Это портрет, удивительный в своей правдивости. Одна из них изображает состязание Марсия с Аполлоном (копия с композиции Иорданса), другая – соревнование Арахны с Афиной (Рубенс). Однако это положение требует оговорок и поправок. То есть король вступил в инцестуозные отношения. Тогда картина приобретает вид портрета инфанты Маргариты в окружении придворных.

Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. В этом обзоре мы приподнимем завесу тайны над этим прекрасным полотном. Книга «Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того «синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающему книгу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к «загадке» «Менин». Веласкес привнес в живопись и новое измерение – время. Герой второй картины Марсий достиг необычайного мастерства в игре на флейте и вызвал на состязание Аполлона, который, победив Марсия, в наказание за дерзость содрал с него кожу. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е.

Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Эта прекрасная картина называется «Венера с зеркалом»: на ней изображена обнаженная девушка с тонкой талией и изумительным по красоте телом. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Для меня «Менины» – картина об искусстве живописи и оптической иллюзии, а еще о значимости искусства.

Это «двусмысленное место», видное всем картинным персонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна — одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести на полотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). С 1623 года Веласкес становится королевским живописцем и первый портрет, который он пишет при дворе, – это портрет короля Филиппа IV. Этот вывод не покажется вольной фантазией, если дополнительно учесть, что картины на дальней стене посвящены мифологическим сюжетам, почерпнутым из «Метаморфоз» Овидия (этой «библии живописцев», как называли поэму) и объединенным темой соперничества с олимпийскими богами.

Далее М. Фуко делает еще одно очень важное замечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его и заставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43). Картина по неизвестным причинам обрезана с обеих сторон42. Ее отец за всю свою жизнь прилюдно смеялся всего два раза. Но здесь возникают новые вопросы. Донья Мария Агостина де Сармиенто подает инфанте воду.

Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Ему 57 лет. По свидетельству Антонио Паломино известного как Джорджо Вазари золотого века Испании, Филипп приказал добавить его на картину после смерти Веласкеса, а по некоторым утверждениям «его Величество написал крест самолично»15. Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают более конкретное выражение в картонах второй серии (1786—1791), где художника интересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанское искусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особенно рельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. Контраст между темной мастерской и лучезарной нишей напоминает контраст со зрительным залом и театральной сценой и этим как бы утверждается, что «жизнь — это лицедейство».

У Эль Греко он взял серо-жемчужный цвет и развил, приумножил его оттенки. А почему в мастерской находится инфанта.

В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно «Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиеся как «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновением философско-эстетических исканий уходящего века. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). Однако, многие искусствоведы считают, что на самом деле картина скрывает много секретов. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука.

Его первые картины выполнены в натуралистической манере и относятся к бытовому жанру: «Старая кухарка» (1618 год, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Продавец воды в Севилье» (1620 год, Музей Веллингтона, Лондон) и др. Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картины Веласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объект изображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено на том месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. Джотто») и Жоржа Перека («Зачарованный взгляд»). Король Филипп IV (10) с королевой Марианной (11) в отражении зеркала идентифицируются по другим портретам и по свидетельству Паломино.

«Менины» – картина историческая известны даже имена всех изображенных на ней. Итак, время действия – 1656 год. В «Менинах» Веласкес вывел на сцену всех тех, кто был живыми героями его картин и стал его «актерами» и сам предстал в их окружении. Со скрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая «королевское место» «Менин». Его фигура во многом доминирует на картине, у него очень гордый, живой вид.

Лица обеих групп реальны. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. – девочка, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Вместе с тем его творчество, отличающееся правдивостью исторической конкретностью и глубоко национальным характером (что отметил еще В. В. Стасов), несет в себе и более широкое, универсальное содержание ибо в нем находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагические противоречия новой исторической эпохи. С этой целью и был написан «Портрет инфанты Маргариты в голубом платье», где Веласкес изобразил восьмилетнюю девочку достаточно взрослой для обручения с императором Австрии.

n – «трактир, харчевня») получает широкое распространение в Испании в первой половине XVII века. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Веласкес «пустил» зрителя в живопись и это открытие поменяло всю концепцию искусства. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия.

По другой версии в зеркале отражается полотно, над которым работает художник1718, с крайне необычными для портретной живописи Веласкеса размерами, аналогичными размерам самих «Менин». 1 – инфанта Маргарита. 2 – Исабель де Веласко (Isabel de Velasco), дочь графа, фрейлина инфанты. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты. Она представлена здесь всевозможными знаками, в комплексе всевозможных отношений: своими инструментами (мольберт, подрамник с натянутым холстом, палитра, кисти), пространственными формами, родственными полю изображения и дублирующими функцию рамы (двери, окна, зеркала), органично входящими в этот ряд картинами, своими моделями и исполнителями во главе с живописцем. В «Венере с зеркалом» (ок. Казалось бы, об этой знаменитой картине XVII века известно совершенно все.

На фрейлину она не обращает ровным счетом никакого внимания. Сэр Джон Лавери выбрал шедевр Веласкеса в качестве основы для написания портрета королевской семьи в Букингемском дворце (1913). Не сразу понятно, что на двух картинах, которые висят на заднем плане изображены древнегреческие боги, Афина и Аполлон, которые наказывают тех, кто дерзнул соревноваться с ними в искусствах. Особенно интересен последний портрет инфанты, написанный Веласкесом в 1659 году.

Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. Удивительно, но имена всех изображённых на картине людей установлены абсолютно точно. Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). С. 34). Взором своим лишь он один охватывает все поле картины и он же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позирование перед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, совершенно независимого и нелицеприятного суждения.

Звание королевского камергера (aposentador mayor del palacio) подняло его статус и принесло материальный достаток, хотя исполнение возложенных обязанностей отнимало слишком много времени. Например, зашифрованный автопортрет самого художника. Живопись здесь изображена и отражена, ей подражают, её цитируют, её «играют». На поясе художника висят символические ключи от его дворцовых помещений16. Оба поворачивают культуру лицом к реальности.

В центре картины изображены король, королева, принцесса и художник. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии. Он не работает, он творит, так вот просто берет какую-то массу и месит и, как у Господа Бога, – шевелится, смотрит, мигает даже и в голову не приходят ни рельеф, ни рисунок, ни даже краски, ничего». Обе фрейлины присели в реверансе, что тогда являлось не жестом любезности, а обязательной частью протокола или придворного этикета. 4 – Мари Барбола (Mara Brbara Asqun), придворная карлица, родом из Германии5 – Николасито Пертусато (Nicolasito Pertusato), придворный карлик итальянец. Это им показывает инфанта как она может неподвижно стоять, как она может себя держать.

В начале 1650-х годов король отдал Веласкесу под ателье главный зал бывших покоев Бальтазара Карлоса, служивший до того дворцовым музеем, в котором и происходит действие «Менин». 1 – инфанта Маргарита. 3 – Мария Агустино Сармиенто де Сотомайор (Mara Agustina Sarmiento de Sotomayor), дочь графа, фрейлина инфанты.

Эту надежду подчеркивает свет, падающий на принцессу. «Менины» написаны очень точно и реалистично игра света и тени создает объем и глубину. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале.

Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Большинство работ севильского периода близки к жанру «бодегона». Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реально находиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться.

И это – в условиях жесткого этикета и строгой иерархии испанского двора. Так как оно рождает истинно живое, в отличие от инцестуозных отношений». Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему для него престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будто приклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Текст Фуко — попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом» живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого к изображению или повествовательному смыслу. «Менины» привлекают до сих пор внимание зрителей главным образом своим сюжетом.

Наконец, мое внимание привлекает сам художник, Веласкес. Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. В «Триумфе Вакха» (1629) и нескольких ранних бодегонах некоторые персонажи смотрят прямо на зрителя, словно вызывая того на диалог. Тем не менее, Веласкес даёт нам ответ и на этот вопрос. В мае — начале июня Гойя исполнил в Аранхуэсе натурные этюды десяти (из тринадцати) запечатленных потом в картине членов королевской фамилии и они, как писала королева Годою, восхитили заинтересованных лиц. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса Аполлон и Марсий (возможно, копии). В «Менинах» Веласкес пренебрег всеми канонами придворного искусства изобразив аристократов в будничной обстановке.

Над ее правым плечом видно наставницу принцессы, донью Марселу де Уллоа и неизвестного гвардадамаса, который был обязан повсюду сопровождать инфанту (его имя было утеряно в истории, но некоторые современные ученые считают, это мог быть Диего Руис де Аскона). Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Оба опыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык — понимание, «клинический взгляд» — исповедь), в итоге парадоксальным образом приходят к внутреннему смысловому тождеству.

Вспомним в этой связи, что и Папа Иннокентий Х, увидев свой портрет, написанный Веласкесом, якобы воскликнул: «Troppo verо. » («Слишком похоже. »). Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Верхняя свободна, более воздушна и легка. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.

Но любого процесса есть руководитель и он собственной персоной явлен на полотне. Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Относительно того, что изображает изображенный Веласкес, предположения расходятся. Сюжетная многоплановость «Менин» производила сильное впечатление на современников.

Веласкес почти под конец своей жизни делается гранд-сеньором. Незадолго до рождения Веласкеса большинство художников в Севилье составляли иноземцы. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха.

В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Инфанта в то время ошибочно идентифицировалась как Мария Терезия Испанская— её старшая единокровная сестра (при инвентаризации нового королевского дворца в Мадриде в 1772 году ошибка сохранилась)44. Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работами которые ему противны.

Инфанту Маргариту, младшую дочь Филиппа IV, Веласкес писал неоднократно до нас дошло несколько таких портретов (три – в венском Художественно-историческом музее, по одному – в Лувре, Прадо и киевском Музее западного и восточного искусства). Вы содрогнетесь от рева коррид, вам станет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых. Во время гражданской войны в Испании большая часть коллекции Прадо была эвакуирована республиканским правительством в Женеву и «Менины» экспонировались там на выставке испанских картин 1939 года рядом с «Герникой» Пикассо. Филипп IV (1605-1665) слыл самым строгим королем Европы, пытавшимся реформировать морально-нравственные устои государства. Пять персонажей смотрят прямо на короля с королевой (и, соответственно, на зрителя), вкупе с отражением в зеркале подтверждая их присутствие за пределами пространства картины12.

Понять тревогу трудно, не зная подробностей истории. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Вся картина построена на парных противопоставлениях. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Филипп отказывался позировать для портретов в пожилом возрасте, однако он позволил Веласексу включить себя в «Менины»5, содержащие единственный известный совместный портрет монарших особ, написанный художником7. Мы смотрим на то, что происходит в мастерской. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Отец художника по происхождению был португальцем и идальго, т. е. Справа находятся постоянные члены свиты принцессы — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф Маргариты (его кличка также неизвестна).

Своим участием он словно преодолевает атмосферу инцеста, внося творческое (здоровое) начало в эту картину. Веласкес, чье ателье находилось в королевском дворце, прекрасно чувствовал эту связанную с инцестом и наказанием за него атмосферу ужаса и безысходности. – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. В самом деле, где король с королевой и где мы, зрители.

В 1794 году картине вернули прежнее название «Семья Филиппа IV». В заключение можно отметить, что удивительное мастерство Веласкеса состоит в его умении не просто показать предмет и изобразить человека, а передать фактуру его кожи, ткани, погрузить предмет в воздушную атмосферу так, что зритель действительно забывает, что перед ним картина, а не настоящая жизнь. Я никому не прислуживаюсь.

Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом, недобром отношении к миру, в образе баснописца Эзопа – грустное безразличие и мудрость человека изведавшего истинную цену жизни. О «Менинах», особенно любимых философами, написана уже целая библиотека. «От глаз художника к объекту его созерцания, — пишет М. Фуко, — властно прочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: она пересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, с которой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемо настигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Слова и вещи.

Инфанте прислуживают донья Мария Агустина Capмьенто и донья Исабель де Веласко карлики – это немка Мария Барболa и маленький Николасито Пертусато художник – сам Веласкес (это единственный достоверный его автопортрет) и т. д. С появлением имен картина приобретает вид группового портрета. Как для смотра выстроены на картине члены королевской семьи. Ситуация поменялась после 1819 года, когда Фердинанд VII открыл королевскую коллекцию живописи для публичного доступа50. Но он видит их всех вместе, тогда как каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощен лишь собственной персоной. К нему мастер обращался и ранее.

Короля и королевы не видно. Исследователь литературы и кино Григории Амелин пристально вглядывается в шедевр Диего Веласкеса «Менины», следя за взаимообращением многочисленных смыслов, которые порождает загадочная композиция этой картины, постоянно пишущей саму себя. На картине изображена церемония подачи бокала с водой маленькой принцессе. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. На гравюре «Менины Пикассо» (1973), собственной вариации картины, Ричард Гамильтон изобразил обоих— и Веласкеса и Пикассо55.

Намечалось обручение испанской принцессы с австрийским императором Леопольдом I. По обычаю, принятому у европейских королевских домов, заинтересованные стороны обменивались специальными торжественными портретами. Странное явление объясняется просто: это не картина, а зеркало. Марии Луисе не могла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ее главенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма) представлена заботливой матерью семейства.

управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). Строго говоря» «Менины» не являются портретом, хотя образ инфанты является центральным. Инфанта, напротив, ярко освещена. Находится в музее Прадо в Мадриде.

Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Инфанта примет напиток из рук фрейлины, гофмаршал, который замер, обернувшись, в проходе исчезнет, а вслед за ним немедленно выйдут и король с королевой Художник позволил нам, зрителям, поймать этот момент, уловить движение времени. Вызванный в Трибунал реабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации.

Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Молодая чета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден. Композиция «Менин» может быть понята по аналогии с заключительным актом театрального представления, когда публика, еще живущая в атмосфере совершившегося действия, видит перед собой актера в двух лицах сразу – как героя и как исполнителя роли и в этот миг, на грани вымысла и реальности, вспоминает об авторе-драматурге и вызывает его на сцену. На момент создания «Менин» он пробыл при королевском дворе уже 33 года, будучи не только придворным художником, но и куратором растущей коллекции европейской живописи, под опекой которого были приобретены многие полотна, включая работы Тициана, Рафаэля и Рубенса, составившие впоследствии значительную часть собрания Прадо6. По тем временам изобразить, например, Вакха в окружении крестьян, которые пируют не хуже богов, было дерзостью.

Её сопровождают фрейлины (менины) из самых именитых семей— донья Исабель де Веласко (2), приготовившаяся к реверансу и донья Мария Агустина Сармьенто де Сотомайор (3), подающая инфанте красный кувшин (bcaro) на золотом подносе, преклонив колено10. Это Веласкес. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. После возвращения в Испанию Веласкесу очень не хватало этой свободы. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее нас зрелище — посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находится зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться.

Образ великого мастера, помимо этого, как бы нечаянно обретает второй смысл. Общепринятой трактовки картины не существует, но большинство искусствоведов считает, что по сюжету «Менин» королевская пара позирует Веласкесу для совместного портрета их дочь наблюдает за процессом, а сама картина изображает их взгляд на происходящее. Художник с кистью и палитрой всматривается в свои модели, выглядывая из-за мольберта. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. В левой части картины мы видим самого художника перед мольбертом. Он здесь и объект наблюдения и его субъект.

Предполагается, что они находятся за пределами картины, перед ней. Короли принуждены стать лишь свидетелями великого триумфа Живописи. В 1630–1631 годах он совершенствовал свое мастерство в Италии. Оптика взгляда художника — вот что интересует Веласкеса больше всего.

Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Соперники богов жестоко поплатились за свою дерзость: Аполлон велел содрать с Марсия кожу, а Арахна, несмотря на свой успех, была превращена мстительной богиней в паука (этот сюжет разработан также в картине Веласкеса «Пряхи»). Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме).

Справа находятся постоянные члены свиты Маргариты — карлица Мария Барбола, карлик Николас Пертусато и любимый мастиф принцессы (его кличка также неизвестна). Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом. И как бы гордо она ни стояла, мы понимаем, что отцу-то нужна не она, а сын, наследник. Со временем бытовые элементы соединились на полотнах с библейскими притчами – мифологическое и жизненное слились. Слева от принцессы (подает ей сосуд с напитком) изображена фрейлина принцессы донья Мария Агустина де Сармьенто Сотомайор, а справа (в реверансе) донья Изабель де Веласко.

И творчество побеждает. Но смотрит и художник. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Тот факт, что инфанта есть, что здорова, вызывает надежду о будущем наследнике. Зритель вообще не сразу замечает её центральное положение. И гениальность Веласкеса проявляется уже в этих ранних севильских работах.

Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко. Но это полотно оказало значительное влияние на ход развития мировой живописи. В «Менинах» воспроизведена сходная ситуация ибо здесь придворный художник как бы вступает в соперничество с королями, богоравными вершителями человеческих судеб.

Первые картины Веласкеса были написаны в жанре бодегонес. Разворачивая пространство игры и возможностей абсолютно невиданных, оно проникает сквозь все поле изображения, пренебрегая всем и опережая кисть художника и воспроизводит видимый облик того, что находится за пределами «Менин». Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Джоэл-Питер Уиткин по заказу Министерства культуры Испании выполнил работу «Менины, Нью-Мехико» (1987), содержащую отсылки к картине Веласкеса и к произведениям других испанских художников56. Загадка заключается в другом. Линия была главным инструментом передачи пространства.

Королева Испании Марианна Австрийская (1634-1696) вышла замуж за своего дядю (родного брата ее матери) короля Филиппа IV в возрасте 15 лет. Дети, которые рождались в этом браке, быстро умирали и инфанта Маргарита была на тот момент их единственным ребенком. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины».

В портрете не заметно ни малейшего желания приукрасить модель, художник не упустил ни одной детали: двойной подбородок и толстая шея бросаются в глаза, так же, как грубое, почти вульгарное выражение лица её руки, которыми, как знал Гойя, она восхищалась, считая их соблазнительно округлыми, кажутся слишком толстыми. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Ниша в «Ткачихах» выглядит, как картина в картине (как драма в драме Шекспира). Не было бы «Менин», не было бы ни Гойи, ни Сезанна, ни Магритта, ни искусства XIX и XX века вообще. Совершенно по-новому понимает свою задачу Веласкес. Слева на переднем плане инфант Фердинанд. Портрет приобретает черты развернутого сюжетного действия, становится «портретом» повседневной дворцовой жизни.

С. 39).