Диего Веласкес Старая Кухарка

Описание картины «Старая кухарка»

Полотно «Менины» (Придворные дамы) считается лучшим из всего, что создано Веласкесом. Быстрая карьера Веласкеса вызвала негодование и зависть среди соперников— художников Винсенсо Кардуччи и Эухенио Кахеса (исп. ) русск., которые обвиняли Веласкеса в том, что тот способен правильно нарисовать только голову. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом. В 1649 году Веласкес снова едет в Италию, на этот раз уже не безвестным молодым художником, а прославленным мастером. Филипп IV повторил ему обещание Александра Македонского, адресованное Апеллесу: «Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет».

Действительно, вслед за заказчиком мы можем повторить: «Слишком правдиво» – и увидеть сложный характер, в котором перемешано доброе и злое, плохое и хорошее. Наиболее известно его произведение «Погребение графа Оргаса». Интересны и легенды создания этой картины. Ему удалось установить прочные контакты при дворе Филиппа IV. «Сдача Бреды» (1634 – 35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре.

анализ картины Старая 
кухарка Диего Веласкес 
очень надо

анализ картины Старая кухарка Диего Веласкес очень надо

Веласкес Диего (1599 – 1660), великий испанский художник. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Но кувшин несет в себе и смысловую нагрузку.

Все любящие мужчины верят, что их жены преданны им и безупречны. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу.

Диего Веласкес "Старая 
кухарка", 1618

Диего Веласкес "Старая кухарка", 1618

Трактовка мифологического сюжета здесь весьма оригинальна. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Фирс Журавлев известен прежде всего своими многофигурными жанровыми картинами, подчас очень драматичными и эмоциональными («Перед венцом», «Девичник в бане», «Купеческие поминки» и др. ). По третьей, «Пряхи» — это своеобразный, наполненный глубоким смыслом, эмоциями и переживаниями портрет (по образцу «Менин») двух любимых художником женщин в образе античных богинь: Хуаны Миранды в виде пожилой пряхи и Фламинии Тривио в виде молодой изображённой спиной к зрителю.

Портрет на долгие годы становится его основным жанром. И многое другое неясно. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). Принц Филипп. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. И почти невероятным.

И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Доподлинно известно, что человеческие фигуры на его полотнах рисовали другие мастера, чаще всего Абрахам Янсенс и Якоб Йорданс. Образный язык в «Пряхах» соотносит тему мифа об Арахнё (пряхе, вызвавшей на соревнование богиню Афину и поплатившуюся за это смертью и превращением в паука, так как в споре смертных с бессмертными всегда побеждают боги) с ковром, вытканным на этот сюжет, который будто бы разглядывают пришедшие в мастерскую дамы и с прядильщицами, занятыми своим делом. Его занятие, конечно, плебейское, но он совсем не слуга. Где происходит дело.

Обнаженная Венера лежит на шелковых простынях, обращенная спиной к зрителю. Но писал художник и отдельных героев, чаще всего он словно выхватывал их из окружающей действительности, застигал врасплох («Мачеха», «Пряха», «Официант»). Молодая кухарка что-то толчет в ступке. Святой Варфоломей Риберы далек от бесплотных святых Греко. Профиль ее похож на тот, который обычно чеканят на медалях.

Описание картины 
Диего Веласкеса 
«Старая кухарка»

Описание картины Диего Веласкеса «Старая кухарка»

Погруженные в толщу бедного, нелегкого, неизящного быта, они действуют там с такой величавой торжественностью, что хочется вспомнить каких-нибудь героев мифа или священной истории. Удивительны тонкие световые эффекты, которые строят живописную композицию. По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. Именно вот таким образом ценителями живописи в Севилье были встречены с презрением работы молодого Веласкеса, «низменный сюжет» которых не вызывал у публики восхищения. Зрелый художник Веласкес много почерпнул из творчества итальянских мастеров кисти.

Менин часто называют картиной создания картины. Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. И здесь мастер остался верен себе. Она является одной из ранних работ художника.

  1. Взгляд художника: женщина на кухне
  2. 12 шедевров барокко, которые нужно знать (12 ФОТО)
  3. Диего Родригес де Сильва Веласкес
  4. Текст книги "Диего Родригес де Сильва Веласкес"
  5. Читать онлайн «Диего Родригес де Сильва Веласкес»
  6. Общееколичествопросмотровстраницы
  7. Отправить запрос на изготовление копии

Картина, над которой художник проработал три месяца, в результате ошеломила весь Рим. Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.

Таков смысл испанской пословицы «Еl hidalgo, roto у no remendado», то есть «Идальго в дырах, но не в заплатах». Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля дать ему разрешение на эту поездку, длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж: свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий «гений», – пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви.

  1. Шедевры импрессионизма, которые нужно знать (12 ФОТО)
  2. Шедевры галереи Уффици (10 ФОТО)
  3. Экскурсии в музей Орсе 2019 — самостоятельно и с гидом
  4. Шедевры Лувра, которые должен знать каждый (12 ФОТО)
  5. Шедевры музея Орсе, которые нужно знать (10 ФОТО)
  6. Святой Идельфонсо принимает ризу от девственницы, 1620, масло на холсте,, Севилья, Испания

Из первых портретов Веласкеса сохранился только так называемый «Портрет Франческо Пачеко» (около 1619). Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре. В «Портрете инфанта Валтасара Карлоса с карликом» (1631, Музей изящных искусств, Бостон) изображен маленький принц в красивом, расшитом золотом костюмчике и перекинутой через плечо ливрее. Нередко они рисовали шутов и на парадных портретах вместе с хозяевами.

Все предметы похожи на отлитые из металла. («Портрет инфанты Марии Терезии», Портрет инфанты Маргариты», «Портрет шута Калабасильяса», «Портрет мальчика из Вальекаса»). Среди них – античный бог Вакх со своим фавном. Князь был покорен ее красотой и, несмотря на протесты своей семьи, взял девушку в жены. «Венера перед зеркалом» (около 1648, Национальная галерея, Лондон)– образец чувственного женского портрета, являющийся, по задумке автора, жанровым полотном с элементами бытовой картины.

  • Начало творческого пути Веласкеса

Прекрасно передан солнечный свет, струящийся из окон, чудесны переливы красок. Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Мурильо написал также большое количество картин бытового содержания.

В доме учителя Диего познакомился со своей женой. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами. Вскоре после возвращения из Ируна в Мадрид Веласкес скончался. Она готовит пищу (рыбы — символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. Все эти картины вскоре украсили стены дворца.

С этой точки зрения «Венера перед зеркалом» — очень чувственный эротический портрет возлюбленной, аналога которому на тот момент в живописи ещё не было, созданный Веласкесом себе на память. Но самое крупное произведение художника 1630-х – картина «Сдача Бреды». Фирс Журавлев известен прежде всего своими многофигурными жанровыми картинами, подчас очень драматичными и эмоциональными («Перед венцом», «Девичник в бане», «Купеческие поминки» и др. ). Единственной дочери Пачеко – Хуане Миранде – на тот момент было почти шестнадцать лет. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский».

Взгляд художника: 
женщина на кухне

Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану. Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Не менее искусно изображено яркое платье инфанты в «Менинах». Однако подобное назначение имело не только положительные, но и отрицательные стороны. Знакомство с искусством Италии сделало стиль художника более свободным и блестящим.

Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». И как будто все это есть в «Старой кухарке». Оно проявляется во многих его работах. То не мелочь — или, может быть, такая «мелочь», которая подводит к самому главному.

Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Художественное образование получил в мастерских Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко. Другим крупным мастером первой половины XVII в. был живший в г. Севилье Сурбаран (1598 —1664). Какой странный быт, совсем не похожий на быт. Стоит обратить внимание на поразительное мастерство Веласкеса в имитации фактуры ткани.

Его портреты необычайно реалистичны и естественны. У Эрреры Диего проучился недолго, они не сошлись характерами. В испанской живописи XVI века сложилась традиция изображения карликов и уродцев. Там он встретил Гверчино и Хусепе Риберу изучал картины Тициана и Тинторетто. Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию.

Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.

Туалет Венеры. казаться, а не быть». Все пронизано воздухом, «создается впечатление, что в картине колеблется тот же воздух, которым дышат смотрящие на нее», – пишет один из исследователей. В произведениях «Завтрак», «Старая кухарка», «Служанка-мулатка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Водонос» художник неторопливо рассматривает натуру. В этот поздний период своего творчества он создал знаменитую композицию «Венера перед зеркалом» и пейзажи «Вилла Медичи», композиции «Менины» и «Пряхи». Быт как таковой пребывает там, где можно видеть извечные обыденные предметы, дела, заботы.

В домашнем хозяйстве XVII века существовало различие в прислуге. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Это произошло 6 августа 1660 года.

В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Талант «документального» воспроизведения натуры как нельзя более точно отвечал требованиям испанского представления аристократии и дворянства о своем высоком предназначении. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Он трактовал их как самостоятельные произведения – «Поклонение волхвов» (1819, Прадо, Мадрид), «Непорочное зачатие» (1618, Национальная галерея, Лондон) или помещал библейский сюжет внутри обыденной жанровой сцены – «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон).

1648, Прадо, Мадрид). В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера – портрет Филиппа IV (1654).

В средневековой кузнице вместо циклопов работают крепкие мужчины в набедренных повязках. Филипп IV во время отъезда любимого живописца никому не желал позировать. Но зритель улавливает и противоположные черты его характера – волю, разум, целеустремленность, проницательность. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес.

Художник неустанно писал прославившие его портреты, создал ряд полотен религиозного и мифологического содержания. Пока что, в Севилье, его главный герой — человек демократический. Сам же папа, увидев портрет, воскликнул «Слишком правдиво. » и наградил художника золотой цепью и папской медалью. «Шоколадница» — одна из наиболее известных картин Жана Этьена Лиотара.

«Сдача Бреды» – историческое произведение 30-х годов. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Боги и исторические личности решены у него не героически и возвышенно, а приземленно.

Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим.

Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. Например, не вызывает сомнения, что им была выполнена картина «Завтрак» (ок.

Еще современниками художника она воспринималась как шедевр. Однако сюжет Веласкесом трактован абсолютно иначе. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей.

В наивысшей степени это удалось ему в серии портретов придворных шутов (Los truhanes), которых, по некоторым сведениям, при дворе Филиппа IV имелось более сотни. Если в ранних севильских картинах Веласкеса была еще некоторая жесткость, резкость переходов от света к тени, то «Сдача Бреды» чудесно передает воздушную даль, пространство, а мастерски написанные голландские и испанские солдаты и центральные фигуры Нассау и Спинолы свидетельствуют о большом портретном искусстве художника. У каждого народа есть свои почитаемые «податели благ», герои истории, легенды, мифа. Беднота величава.

Мотив встречи в этой картине станет иконографическим образцом для художников барокко, а приемы передачи движения (выделение левого крайнего угла картины фигурами, ракурсное изображение животного в повороте на переднем плане, «лестница» взглядов, показ множества людей через их атрибуты) войдут в анналы художественных эффектов этого стиля. Вспоминаются впечатления художников 19 в. Делакруа и Сурикова от цветового строя веласкесовских картин. По совету учителя оттачивание рисунка производит в живописи на бытовые темы – бодегонес.

По вызову короля Веласкес вернулся в Испанию, где занимал почетное положение при дворе, а в 1658 году стал рыцарем ордена Сант-Яго. Но уверенность в своей чести наполняет этого плебея. Диего Веласкес (Diego Velasquez) — великий испанский художник 17 века. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. В свой первый мадридский период, до 1629-1630 годов, художник исполнил многочисленные портреты короля, в полный рост и погрудные: «Портрет Филиппа IV» (с золотой цепью, около 1623), «Портрет Филиппа IV» (с прошением в руке, 1625). Практически все картины, созданные после Италии, можно отнести к числу шедевров.

Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. 1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург, вариант — в Художественном музее, Будапешт). На холсте король изображен в вышитом серебром одеянии. Появляются картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Служанка-мулатка», «Музыканты», «Завтрак двух юношей», «Водонос». В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу.

Чаще всего его героями становились женщины и дети. «Прачка», «Кухарка, моющая посуду», «Три мальчика, пускающие мыльные пузыри», «Молодая женщина, вышивающая ковер» — на всех этих картинах люди изображены такими, какие они есть на самом деле. А таинственность есть один из атрибутов величественного и царственного. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. Академическая идеальность отсутствует.

К несчастью, художник в то время был уже тяжело болен. Например, «Вилла Медичи в Риме. Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). Резкие мазки светотени в обоих этюдах навевают легкую романтичную грусть.

Если вглядеться в «Портрет карлика Эль Примо» (1644, Прадо, Мадрид), то нельзя не отметить его мудрое и печальное лицо. Непревзойденным живописным гением является художник Диего Родригес де Сильва Веласкес. И бытовые сцены подходили для такой практики как нельзя лучше. Может- слуги одного дома или вообще не знакомые друг другу люди. Известно, что в 1669 году «Молочница» была продана за огромную по тем временам сумму — 175 флоринов, а позже, на аукционе 1719 года, ее отрекомендовали как «знаменитую работу кисти Вермеера Дельфтского, подлинное произведение искусства».

Разговоры о быте решительно «не идут» бытовым картинам Веласкеса. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах. 1656Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась.

Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса. 1650-е годы – время наибольших творческих свершений Веласкеса. Краски мастер клал тонким слоем так, что в некоторых местах просвечивает холст для того чтобы подчеркнуть какую-либо характерную деталь внешности, художник использовал более плотный мазок.

Этот жанр получил название «бодегонес» (от испанского «bodegon», что означает «трактир, харчевня»). Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Все предметы похожи на отлитые из металла.

Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Что важнее – казаться или быть. В1634-1635 Веласкес написал свое первое большое полотно «Сдача Бреды». Маленькая инфанта Маргарита стоит вровень с художником и развлекает родителей.

Несмотря на множество заказов и поручения ФилиппаIV, которые нужно было выполнять, Веласкес находил время для изображения итальянской природы. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Эта техническая особенность делает манеру Веласкеса удивительно современной. Несомненно, «Водонос» Веласкеса принадлежит к этой породе «подателей благ». Король имевший у себя ключ от мастерской, приходил сюда почти каждый день, чтобы наблюдать за работой художника». Менины (автопортрет с членами королевской семьи).

Происходит какое-то значительное, во многом таинственное действо (а оно и должно быть таинственным). Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. 1657).

Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина ". На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Если внимательно изучать картину с близкого расстояния, то окажется, что столь «реальные» предметы – шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка – на самом деле «собраны» из точек, пятен, крапинок и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил. Многосторонне образованный педагог не только помог юноше как можно полнее раскрыть свои художественные способности, но и войти в высшие круги общества, а в дальнейшем устроил ему протекцию. Художник специально выделил светотенью округлые контуры рядом стоящего кувшина и четко прорисовал изящность прозрачного сосуда, на дне которого заметен плод инжира, который не только придает воде особый вкус, но и является эротическим символом. Уже 6 октября 1623 он был назначен придворным художником испанского монарха.

Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. «Божественно, вдохновляюще. » – восклицали они. Плебей с королевской осанкой. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы работать за мольбертом. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль.

Удивительны тонкие световые эффекты, которые строят живописную композицию. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Она готовит пищу (рыбы – символ Христа), а старая умудренная женщина указывает на картину, повествующую о евангельском сюжете. В домашнем хозяйстве XVII века существовало различие в прислуге.

Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). В раннем творчестве художника заметен интерес к представителям простого народа. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника, но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства» и желание поработать с пейзажами. Это дорого стоило. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645).

В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в работу скульптор Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Картина «Пряхи» может быть проанализирована так же, как и «Менины». Недолго думая, Лиотар изобразил девушку в костюме официантки. Их позы, движения и жесты сдержанны и величавы.

Известно, что в 1669 году «Молочница» была продана за огромную по тем временам сумму — 175 флоринов, а позже, на аукционе 1719 года, ее отрекомендовали как «знаменитую работу кисти Вермеера Дельфтского, подлинное произведение искусства». Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Интересно, что Снейдерс не любил изображать на картинах людей. В другой религиозной картине, написанной во время второго пребывания в Риме и, возможно, последней в этом жанре – в «Короновании Марии» (около 1641) заметно усиление лиловых тонов. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.

Все идеально выписанные складки шелковой постели богини, ее бархатистая кожа, плавные изгибы тела, витиевато наброшенная на зеркало ленточка и направление отдернутой красной драпировки выстраивают композиционное построение полотна, заставляя каждый раз по-новому любоваться его красотой. Профиль ее похож на тот, который обычно чеканят на медалях. Со времени импрессионистов изучение творчества Веласкеса было сосредоточенно исключительно на его живописных и стилистических качествах в ущерб содержанию особенно большое внимание уделялось различным свойствам живописного света в его отношении к меняющимся валерам реального освещения. Ощущение «правды природы» – реальности события Веласкес передает через движение.

В сущности, очень многое неясно. Однако Филипп 4 был доволен своими портретами. А приукрашивать действительность в Испании было не принято.

Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. У Эрреры Диего Веласкес проучился недолго, они не сошлись характерами. До 1623 Веласкес работал в Севилье.

Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов. Другие искали таинства и философию в евангельских сюжетах, в античных мифах. Однако божественного и мифологического в картине очень мало. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви. Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. В плутовском романе Матео Алемана, где устами проходимца глаголет если не истина, то по крайней мере житейская мудрость, сказано: «так уж устроено на свете, что дающий возвышает себя, а принимающий делается ниже его». В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.

Среди портретов других лиц этого периода упомянем «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калабасильяса» (1626-1627). К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. 1650-е годы – время самых высоких творческих свершений Веласкеса. «Сдача Бреды» (1634 – 35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Они, может быть, родственники, а может и нет. Там же реальное – дверь, гардину за которой отдергивает гофмаршал двора Хосе Ньето.

Побоявшись потерять Веласкеса, Филипп IV прислал ему сердитое письмо и в 1651 году художник возвращается в Испанию. Вскоре популярность Веласкеса возросла настолько, что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы. По сравнению с другими полотнами Снейдерса, его картина «Кухарка у прилавка со снедью» выглядит довольно сдержанно: в первую очередь внимание зрителя привлекает не изобилие стола, а лицо и руки женщины, растирающей в ступке специи.

По сравнению с другими полотнами Снейдерса, его картина «Кухарка у прилавка со снедью» выглядит довольно сдержанно: в первую очередь внимание зрителя привлекает не изобилие стола, а лицо и руки женщины, растирающей в ступке специи. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – Вакх или Пьяницы (1628-1629). «Слишком правдиво. » — воскликнул, по свидетельству современника, папа, увидев этот портрет. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Художники знают об этом уже тысячи лет, со времен фараонов. Таким образом, пожилой мужчина небрежно предлагает испробовать «чашу любви» ничего не подозревающему мальчику. «Кузница Вулкана», написанная в 1630 году во время первой итальянской поездки, не только иллюстрирует миф, но и изображает художника в среде, промежуточной между искусством и ремеслом. Музеи только одиннадцати стран мира— Австрии, Бразилии, Великобритании (Англия, Шотландия), Венгрии, Германии, Ирландии, Испании, Италии, России, США и Франции— хранят в своих собраниях полотна Веласкеса.

Таких веселых едоков охотно изображали в то время художники Италии, Голландии, Фландрии. В сущности, очень многое неясно. Среди них очень значимым является портрет папы Иннокентия X (1650). Кстати, что именно она делает — не очень понятно.

Тайна барокко сказалась в работах мастера 1650-х годов: «Менины» (1656) и «Пряхи» (1657). Все карлики у Веласкеса выразительны и интересны. Лицо восседающего Иисуса сосредоточено и торжественно. Бродяга, склонившийся над его плечом, выглядит хмельным и суровым. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.

Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Перед ней на столе лежат головки чеснока, рыба в чашке и два яйца на тарелке. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Узнаваемость и открытость смысла не касаются здесь самых главных вещей.

Можно представить бурю негодования мощного бога огня и железа. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой.

К сожалению, до настоящего времени работы не сохранились, за исключением одной. По словам историка Хулиана Гальего (исп. ) русск., молодой художник понимал ограниченность возможностей художественных школ Севильи и изучение королевской коллекции, особенно Тициана, оказало решающее воздействие на стилистическую эволюцию Веласкеса, который переместил акцент со строгого натурализма его севильской эпохи и от суровых землистых спектров до яркости серебристо-серого и прозрачности синего цветов к зрелому возрасту. «Бодегон» — это картина изображающая типично испанский стол и типично испанских едоков, собравшихся где-нибудь в типичной испанской «бодеге». Всех шутов и уродцев художник писал очень правдиво, без прикрас и с глубокой симпатией.

Эта работа Веласкеса считается одной из вершин портретной живописи. Веласкес сделал свою кухарку величественной, незыблемой, торжественной. Фасад Гротто-Лоджии» и «Вилла Медичи в Риме. Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Его наблюдения над феноменами освещения и колорита, совершенно новаторские для его времени, были «востребованы» только в XIX веке импрессионистами и в первую очередь Мане. Несмотря на отсутствие в них жестов и движений, они необычайно реалистичны и естественны. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу.

Картины, которые он создал в Риме, принесли ему еще большую славу. Стряпни дожидается мальчишка, видимо, ученик какого-то ремесленника или прислуга героини. Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть.

К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).

«Кузница Вулкана», написанная в 1630 году во время первой итальянской поездки, не только иллюстрирует миф, но и изображает художника в среде, промежуточной между искусством и ремеслом. В 1629 году Веласкес отправился в Италию и оставался там до 1631 года. Чаще всего его героями становились женщины и дети. При этом натура не исправляется.

К этому же времени относится создание Веласкесом своей самой, пожалуй, необычной картины «Венера перед зеркалом». Их отличает непосредственное восприятие жизни, свободная манера письма и ясность форм. Официанткой в кофейне была Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина.

Глубокой психологической характеристикой отмечен портрет стареющего Филиппа IV (1655-1656, Прадо, авторское повторение в Национальной галерее в Лондоне). В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). Не «продавец», а дарователь драгоценной, чистой субстанции — вот кто он такой. Таковы портреты Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо (1644, Прадо, Мадрид) и Себастьяно Мора (ок. И только пожилой мужчина с бородой смотрит на своих приятелей с усмешкой.

Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Ему понравилось настолько, что он приказал брату уступить очередь позирования.

В 1627 году король высказал желание иметь историческую картину, на которой были бы изображены события 1509–1510 годов — изгнание мусульманского населения с Пиренейского полуострова. Замешивает тесто или взбивает масло. Спаситель изображен на кресте в спокойной, лишенной надрыва позе. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует.

Самое большое собрание его картин (около 50) находится в Музее Прадо в Мадриде2, ведя свою историю от королевской коллекции. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Особенно часто – дочь Филиппа инфанту Маргариту.

Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению. «Старая кухарка» — одна из ранних работ знаменитого испанского художника Диего Веласкеса. К числу самых известных картин раннего Веласкеса относятся «Двое юношей у стола» (около 1618 года, Музей Веллингтона, Лондон), «Старая кухарка» (около 1618 года, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Завтрак» (около 1618 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой художник демонстрирует своё мастерство путём игры света на фигурах переднего плана, подчёркивающей поверхности и текстуры, «Водонос» («Продавец воды из Севильи») (около 1622 года, Музей Веллингтона, Лондон), знаменитое своими визуальными эффектами: большой глиняный кувшин отражает свет горизонтальными бороздками на наружных стенках, одновременно по его поверхности скатываются прозрачные капли воды.

Прадо) и «Пряхи» (ок. Время, отпущенное художнику на его творческую командировку, подошло к концу и в июне 1651 года он был вынужден вернуться в Испанию. Сюжет с удручающей обстановкой трактира обыгран также в картине «Двое юношей у стола» (около 1618, Музей Веллингтона, Лондон). На заднем плане с наслаждением допивает свой бокал крепкий юноша. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды.

Известно, что он написал несколько портретов короля, его жены и графа-герцога. Важную роль в «Менинах» играет уникальный веласкесовский колорит – серозеленоватые, серо-коричневатые, серебристо-белые, серо-жемчужные, кораллово-красные и голубые тона. Среди ранних картин Веласкеса есть несколько религиозных композиций особенно примечательно и не очень характерно для его эпохи то, как художник находит элементы святости в обыденной повседневности и вводит людей из народа в изображение священной истории («Поклонение волхвов»).

Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. Для этих и многих других портретов характерны легкие линии, намечающие очертания силуэта. У Веласкеса тоже имеется подобная работа. Веласкес сдал экзамен на звание мастера 14 марта 1617 года и по поручительству Пачеко был принят в гильдию живописцев Севильи, где получил лицензию для работы в качестве художника-живописца и право «практиковать своё искусство в королевстве иметь мастерскую и нанимать подмастерьев».

Пачеко – начитанный мыслитель, легко и хорошо формулирующий свои мысли, свободно обсуждающий любые проблемы. В те времена женщины достаточно редко занимались живописью. Художники знают об этом уже тысячи лет, со времен фараонов. Простолюдин стал памятником самому себе.

Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Молодая кухарка что-то толчет в ступке. Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Мальчишка — слуга или подручный — является перед ней с дыней и графином вина в руках.

Он родился в Севилье в обедневшей дворянской семье. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов. Таким образом, фигура Иисуса воспринимается как стена, отделяющая мир от тьмы. Было бы странно и даже дико заниматься таким выяснением. В 1623 году в возрасте двадцати четырех лет Веласкес переехал в Мадрид.

Над подобным типом портретов, называемых «dos truhanes», в разное время работали все придворные художники. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Но писал художник и отдельных героев, чаще всего он словно выхватывал их из окружающей действительности, застигал врасплох («Мачеха», «Пряха», «Официант»).

По меньшей мере, один из этой пирующей в харчевне троицы имеет благородное происхождение. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). Но с какой это стати и зачем они такие, на кухне, среди горшков и припасов. Примером такой композиции является полотно «Старая кухарка» (около 1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).

Среди ранних картин Веласкеса есть несколько религиозных композиций особенно примечательно и не очень характерно для его эпохи то, как художник находит элементы святости в обыденной повседневности и вводит людей из народа в изображение священной истории («Поклонение волхвов»). В «Пряхах», крупнейшем произведении позднего периода, художник связал мифологический эпизод и изображением повседневного ремесленного труда. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины, Пряхи (1657) – обе в Прадо.

Эти известные персонажи выполнены не пафосно, а обыденно, в излюбленной манере художника. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе.

Веласкес пользовался у него особым расположением, о чем свидетельствует работа «Портрет Филиппа IV» (1631–1632, Национальная галерея, Лондон). Испания находилась в упадке и это не могло не отражаться на подданных Филиппа IV. «Живопись позволяет увидеть вещи такими, какими они были однажды, когда на них глядели с любовью», – сказал Поль Валери. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов.

1625 год. В полотне «Завтрак» (около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) художник изобразил двух веселых молодых людей и солидного пожилого человека. Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции.

Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). Почему он такой.

В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. До 1623 Веласкес работал в Севилье. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером».

Она стала одним из самых значительных произведений живописи в историческом жанре. Первое смехотворно, второе — опровергается мнением непредвзятых свидетелей. За ней последовали «Старая кухарка» (Национальная галерея, Эдинбург), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Водонос» и «Завтрак двух юношей» (собрание герцога Веллингтона, Лондон). Почти царственной. Диего Веласкес родился 6 июня 1599 года (в некоторых источниках эта дата указывается как дата крещения) в Севилье (Испания) в семье местных уроженцев Хуана Родригеса де Сильва и Иеронимы Веласкес, чьи предки переехали в Испанию из Португалии.

Все эти работы были выполнены в короткий период с 1618 по 1620 год. Мазок зрелого Веласкеса был настолько плавен, что, рассматривая его картину вблизи, зритель видит перед собой «нагромождение» абстрактных разноцветных пятен. Сковорода из глины и ступка невероятно объемны. Наиболее ярким представителем испанской живописи «золотого» века является художник-реалист Диего Веласкес. Но именно как будто. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика.

В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Жизнь в королевском дворце с его сложным лабиринтом многочисленных сумрачных комнат, роскошно украшенных великолепными произведениями искусства, чрезвычайно расширила художественный кругозор живописца. Но для этих достаточно трудоемких процессов женщина сидит слишком вальяжно.

«Сдача Бреды» (1634—35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре. Именно это – основной атрибут царственного начала. Он написал несколько пейзажей с видами парка около виллы Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид). Он рано начал собирать библиотеку, так как в раннем детстве научился читать. Рядом лежит скомканная тряпка, видимо, служившая полотенцем.

Где происходит дело. В 1660 Веласкесу была поручена организация празднеств по случаю бракосочетания Людовика XIV и инфанты Марии-Терезии в Ируне. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Веласкес много рисует. И бытовые сцены подходили для такой практики как нельзя лучше. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Эта реалистичная картина, наверное, единственная среди «бодегонес» Веласкеса, которая, несмотря на бедность изображаемой обстановки и унылый фон излучает молодость и оптимизм.

Творчество Шардена ознаменовало собой рассвет реализма XVIII века. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция. В произведении «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон) чувствуется совсем другая атмосфера. И, хотя на столе лежит довольно скудная еда, молодые люди явно довольны происходящим. Усталая пожилая женщина в темной кухне готовит завтрак из яиц. В 1623 г. Веласкес переезжает в Мадрид и вскоре становится придворным живописцем короля, двигаясь по служебной лестнице от почетной должности хранителя королевской двери, хранителя королевского платья – камергера до гофмаршала двора (1656).

Именно в его мастерской Веласкес познакомился с будущим крупным архитектором и скульптором Алонсо Кано и знаменитым художником Франсиско де Сурбараном. Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало заметное влияние на живописца: его стиль стал более свободным и блестящим, колорит— менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. По композиционному строю перед нами «картина в картине» и обе они перекликаются по смыслу.

В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. В «Триумфе Вакха» художник соединил античный миф с изображением обыкновенных веселящихся пьяниц.

Веласкес Диего, картины которого необычны для отечественных традиций, к тридцатилетнему возрасту завершает работу над таким шедевром на античный сюжет, как «Пьяницы» или «Вакх». Шедевром портрет папы Иннокентия X был объявлен сразу же после его завершения. Другое полотно «Продавец воды из Севильи» (1622, Собрание Уоллеса, Лондон) призвано представить зрителю совсем иную жизненную аллегорию. Сюжет здесь обыденный, спокойный и простой.

Как пример можно привести произведения тридцатых годов – охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо. Веласкес изобразил кухарку по-настоящему торжественной. При всем кажущемся общем довольстве и веселье у него грустный и усталый взгляд. Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Другая композиция на мифологическую тему – «Кузница Вулкана» (1630, Прадо, Мадрид) также имеет оригинальное авторское истолкование.

Они видны и в характере передачи атмосферы и пейзажа в полотне «Святой Антоний Аббат посещает Павла-Отшельника» (до 1640). С неё было сразу же сделано несколько копий. Иннокентий X остался доволен работой и подарил художнику золотую цепь.

А сам художник получил весьма высокую по тем временам награду – он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера. Тот без раздумий принял это предложение. Вскоре между королем и Веласкесом сложились вполне дружеские отношения, что было не слишком характерно для порядков, царивших при испанском дворе. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Например, на полотне «Триумф Вакха» (другое название – «Пьяницы», 1629, Прадо, Мадрид) изображена пирушка испанских бродяг, расположившихся в поле. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле.

По обычаю, широко распространённому в Андалусии, Диего и его брат Хуан, также ставший художником, взяли себе фамилию матери, но сохранились образцы подписей художника, где он использовал и вторую фамилию «Сильва Веласкес». «Пряхи» – апогей живописного мастерства Веласкеса. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Так и на картине «Кухарка» героиня будто отвлечена кем-то от своего кулинарного занятия. Сквозь окна и двери светит солнце и пылинки дрожат в его луче. Все его тело словно излучает теплое сияние, контрастируя с темным прозрачным фоном.

Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Дворянское происхождение, удивительная работоспособность и нужные связи помогли Веласкесу не только обрести в лице графа друга и покровителя, но и вскоре подарили благоволение монарха. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию.

На родине он писал в основном портреты королевской семьи, среди которых правдивый, как всегда, портрет ФилиппаIV (1657, Прадо, Мадрид, версия в Лондоне), а также портреты инфант, хранящиеся сегодня в музеях Мадрида, Вены и Лувра. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив.

Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански – бодегонес. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (1628 – 1629).

Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Спокойная композиция полотна усиливает впечатление примирения. Никакого негодования и возмущения на его лице нет – только удивление и сомнение. Автор смотрит на нас (зрителей), на холст и, очевидно, на портретируемую королевскую семью, отражение которой видно в зеркале на заднем плане картины. Предметы и формы словно отлиты из металла или высечены из камня, а голова мальчика вылепилась так крепко, что у нее, как выражаются художники, чувствуется затылок, хотя его и не видно.

В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Веласкес прекрасно сумел выразить жесткий характер папы. Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. За свою почти сорокалетнюю жизнь в Мадриде Веласкес два раза выезжал в Италию, где самозабвенно копировал шедевры Возрождения, сделал ряд портретов, пейзажей (с виллы Медичи) и наиболее известный портрет папы Иннокентия X. Испанский принцип близости к натуре позволил Веласкесу почти документально изобразить портретируемого. Тот без раздумий принял это предложение. Но, все-таки, эти герои лишены оттенка вульгарности.

Среди портретов других лиц этого периода упомянем «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калабасильяса» (1626-1627). В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь.

В свой первый мадридский период, до 1629-1630 годов, художник исполнил многочисленные портреты короля, в полный рост и погрудные: «Портрет Филиппа IV» (с золотой цепью, около 1623), «Портрет Филиппа IV» (с прошением в руке, 1625). В момент рождения портрета папе Иннокентию X (1574-1655) было уже за семьдесят, однако он выглядел намного моложе своих лет. Рваное — это другое дело, да и то это более от доспехов, нежели от времени». Такое затемнение в глубине обычно придает картинам оттенок таинственного умолчания. Картины «Бог войны Марс» и «Эзоп» (обе – около 1640, Прадо, Мадрид) вошли в серию работ, предназначенных для украшения королевского охотничьего замка Торре де ла Парада, расположенного поблизости от Мадрида. Быт как таковой пребывает там, где можно видеть извечные обыденные предметы, дела, заботы.

Официанткой в кофейне была Анна Бальтауф, дочь обедневшего дворянина. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо). На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом.

Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627). Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Чьей именно кисти принадлежит данное изображение, остается загадкой.

Павильон Ариадны» (обе 1630, Прадо, Мадрид). Простолюдин с загорелым морщинистым лицом подает бокал с водой задумчивому мальчугану.

На заднем плане темнота максимально сгущена. Здесь юноши, сидящие за небогатым столом, весело выказывают свое хорошее настроение. Здесь у него иные заботы. Там была написана композиция «Принесение Иакову одежды Иосифа» и картина на мифологическую тему «Кузница Вулкана». В картинах будто бы нет фона, действие перетекает из одного пространства в другое. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).

Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Из двух малышей одинакового роста принц, безусловно, красив, но только вот шут больше напоминает ребенка, чем сам Балтасар Карлос, который выглядит пустой куклой. Эта картина Яна Вермеера известна также под названиями «Девушка/женщина/служанка с кувшином молока» и «Кухарка». Непонятно, что же именно связывает старуху и мальчика, кем они приходятся друг другу. Как правило, хозяева дома относились к молочнице с большим уважением.

Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. Кажется, что художник о чем-то таинственно умалчивает. Самым известным полотном, написанным мастером для монастыря, является «Распятый Христос» (около 1632, Прадо, Мадрид), в котором художник намеренно придал образу Иисуса максимально реалистическую и психологическую окраску. Они даруют людям нечто первостепенно важное, символически бесценное. Свободное владение рисунком, позволяющее точно воспроизводить натуру, Веласкес оттачивает в серии картин «бодегонос» (бодегон – харчевня так в Испании называли жанровую живопись художники-романисты).

Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность – гофмаршала. Летом 1623 Веласкес предпринял вторую поездку в Мадрид. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610 – 1616), в 1617 получил звание мастера. Однако через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Однако учитель обладал тяжелым характером, уже через год юный Диего оставил его и перешел в мастерскую Франсиско Пачеко (1564–1645).

Веласкес был прилежным учеником и, по утверждению ранних биографов, все схватывал буквально «на лету». Но в целом художник с уважением относится к оптимизму и жизнестойкости своего народа. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. Из первых портретов Веласкеса сохранился только так называемый «Портрет Франческо Пачеко» (около 1619).

Несколько иную интонацию имеет картина «Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид). У Эрреры Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Главные полотна Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657).

Быт абсолютно не похож на быт. Здесь мастерство Веласкеса предстает во всем блеске. В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные.